Частное общеобразовательное учреждение «РЖД прогимназия № 20»
(РЖД прогимназия № 20)
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО учителей
начальный классов
Руководитель ШМО
__________/И. В. Малахова
Протокол от 29.08.2025 г.
№ 1
Зам. директора по УР
РЖД прогимназии № 20
________/ В.И.Джангриян
Директор
РЖД прогимназии №20
__________М.А.Ломова
Приказ ОУ от «29»08.2025 г. №57
«29» августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению на родном (русском) языке
(предмет)
Уровень общего образования
начальное общее образование
на 2025/2026 учебный год
г. Батайск
2025 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке на
уровне начального общего образования подготовлена в соответствии с реализацией
Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи
11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021
г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования», зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 05.07.2021 г. № 64100), Примерной программы воспитания
(утверждена решением ФУМО по общему образованию от 2 июня 2020 г.) и с учётом
Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
(утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016
г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном
(русском) языке» разработана для организаций, реализующих программы начального
общего образования. Программа направлена на оказание методической помощи
образовательным организациям и учителю и позволит:
— реализовать в процессе преподавания учебного предмета «Литературное
чтение на родном (русском) языке» современные подходы к достижению личностных,
метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в
Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего
образования;
— определить и структурировать планируемые результаты обучения и
содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» по
годам обучения в соответствии с ФГОС НОО; ООП НОО, программой воспитания;
— разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей
конкретного класса, используя рекомендованное примерное распределение учебного
времени на изучение определённого раздела/темы, а также предложенные основные
виды учебной деятельности для освоения учебного материала разделов/тем курса.
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения
основной образовательной программы начального общего образования в части
требований, заданных Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования к предметной области «Родной язык и литературное
чтение на родном языке». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку
курса литературного чтения, входящего в образовательную область «Русский язык и
литературное чтение», при этом цели курса литературного чтения на родном (русском)
языке в рамках предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном
языке» имеют свою специфику.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения основной
образовательной программы по учебному предмету «Литературное чтение на
родном языке» курс направлен на:
- формирование понимания места и роли литературы на родном языке в едином
культурном пространстве Российской Федерации, в сохранении и передаче от
поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
- понимания роли фольклора и художественной литературы родного народа в создании
культурного, морально-этического и эстетического пространства субъекта Российской
Федерации;
- на формирование понимания родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления
национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных
ценностей и традиций, формирования представлений о мире, национальной истории и
культуре, воспитания потребности в систематическом чтении на родном языке для
обеспечения культурной самоидентификации.
В основу курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» положена
мысль о том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов,
единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только их
сохранения, но и передачи подрастающему поколению, русская литература
устанавливает тем самым преемственную связь прошлого, настоящего и будущего
русской национально-культурной традиции в сознании младших школьников.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА
РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» являются:
воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому
языку как существенной части родной культуры;
включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и
приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям
своего народа;
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности
за сохранение русской культуры;
развитие читательских умений.
Достижение данных целей предполагает решение следующих задач:
— формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей
многонационального российского общества;
— воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту
русского народа, введение обучающегося в культурно- языковое пространство своего
народа; формирование у младшего школьника интереса к русской литературе как
источнику историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
— формирование представлений об основных нравственно-этических
ценностях, значимых для национального русского сознания и отражённых в родной
литературе;
— обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского
языка на основе изучения произведений русской литературы;
— формирование потребности в постоянном чтении для развития личности,
для речевого самосовершенствования;
— совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание
и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;
— развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания
устных и письменных высказываний о прочитанном.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ
(РУССКОМ) ЯЗЫКЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке»
составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной
образовательной программы, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования во 2-3 классе по 17 часов.
Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на родном
(русском) языке 34 часа, согласно календарному графику программа будет
реализована за 35 часов, за счет усиления базового ядра.
Для реализации программы используются учебники, допущенные к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
приказом Минпросвещения от 21.09.2022 № 858:
•
Александрова О.М., Кузнецова М.И., Романова В.Ю. Литературное чтение на
родном языке. 3 класс: Учебное пособие, - М.: Просвещение, 2021г.
Электронные образовательные ресурсы, допущенные к использованию при
реализации образовательными организациями имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования приказом Минпросвещения от 02.08.2022 № 653:
•
Электронная форма учебника, библиотека РЭШ.
•
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (schoolcollection.edu.ru)
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ
(РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
В программе учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском)
языке» представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть
национально-культурную специфику русской литературы; взаимосвязь русского
языка и русской литературы с историей России, с материальной и духовной
культурой русского народа. Учебный предмет «Литературное чтение на родном
(русском) языке» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иной родной
язык и иную родную литературу, поэтому учебное время, отведённое на изучение
данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения
основного курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский
язык и литературное чтение». Курс предназначен для расширения литературного и
культурного кругозора младших школьников; произведения фольклора и русской
классики, современной русской литературы, входящие в круг актуального чтения
младших школьников, позволяют обеспечить знакомство младших школьников с
ключевыми для национального сознания и русской культуры понятиями.
Предложенные младшим школьникам для чтения и изучения произведения русской
литературы отражают разные стороны духовной культуры русского народа,
актуализируют вечные ценности (добро, сострадание, великодушие, милосердие,
совесть, правда, любовь и др.).
В данной программе специфика курса «Литературное чтение на родном (русском)
языке» реализована благодаря:
а) отбору произведений, в которых отражается русский национальный характер,
обычаи, традиции русского народа, духовные основы русской культуры;
б) вниманию к тем произведениям русских писателей, в которых отражается мир
русского детства: особенности воспитания ребёнка в семье, его взаимоотношений
со сверстниками и взрослыми, особенности восприятия ребёнком окружающего
мира;
в) расширенному историко-культурному комментарию к произведениям, созданным
во времена, отстоящие от современности; такой комментарий позволяет
современному младшему школьнику лучше понять особенности истории и культуры
народа, а также содержание произведений русской литературы.
Как часть предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном
языке», учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» тесно
связан с предметом «Родной язык (русский)».
Изучение предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»
способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры и
коммуникативных умений. Оба курса объединяет культурно-исторический подход к
представлению дидактического материала, на основе которого выстраиваются
проблемно-тематические блоки программы. Каждый из проблемно-тематических
блоков включает сопряжённые с ним ключевые понятия, отражающие духовную и
материальную культуру русского народа в их исторической взаимосвязи. Ещё одной
общей чертой обоих курсов является концентрирование их содержания вокруг
интересов и запросов ребёнка младшего школьного возраста, что находит отражение
в специфике выбранных произведений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА
Я и книги
Произведения, отражающие детское восприятие услышанных рассказов, сказок,
стихов.
Е.Н. Егорова. «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки»).
Т. А. Луговская. «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент).
Я взрослею
Как аукнется, так и откликнется
Пословицы об отношении к другим людям.
Произведения, отражающие традиционные представления об отношении к другим людям.
В. В. Бианки. «Сова».
Л. И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком».
Воля и труд дивные всходы дают
Пословицы о труде.
Произведения, отражающие представление о трудолюбии как нравственно-этической
ценности, значимой для национального русского сознания.
Е. А. Пермяк. «Маркел-самодел и его дети».
Б. В. Шергин. «Пословицы в рассказах».
Кто идёт вперёд, того страх не берёт
Пословицы о смелости.
Произведения, отражающие традиционные представления о смелости как
нравственном ориентире.
С. П. Алексеев. «Медаль».
В. В. Голявкин. «Этот мальчик».
Я и моя семья
Семья крепка ладом
Произведения, отражающие традиционные представления о семейных ценностях.
С. Г. Георгиев. «Стрекот кузнечика».
В. В. Голявкин. «Мой добрый папа» (фрагмент).
М. В. Дружинина. «Очень полезный подарок».
Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья».
Я фантазирую и мечтаю
Мечты, зовущие ввысь
Произведения, отражающие представления об идеалах в детских мечтах.
Н. К. Абрамцева. «Заветное желание».
Е.В. Григорьева. «Мечта».
Л.Н. Толстой. «Воспоминания» (глава «Фанфаронова гора»).
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ - РОДИНА МОЯ
Родная страна во все времена сынами сильна
Люди земли Русской
Художественные биографии выдающихся представителей русского народа.
В. А. Бахревский. «Виктор Васнецов» (глава «Рябово»).
М. А. Булатов, В. И. Порудоминский. «Собирал человек слова… Повесть о В.
И. Дале» (фрагмент).
М. Л. Яковлев. «Сергий Радонежский приходит на помощь» (фрагмент).
Народные праздники, связанные с временами года
Хорош праздник после трудов праведных.
Песни-веснянки.
Произведения о праздниках и традициях, связанных с народным календарём.
Л.Ф. Воронкова. «Девочка из города» (глава «Праздник весны»).
В. А. Жуковский. «Жаворонок».
А. С. Пушкин. «Птичка».
И.С. Шмелёв. «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»).
О родной природе
К зелёным далям с детства взор приучен
Поэтические представления русского народа о поле, луге, травах и цветах; отражение
этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе.
Например: Русские народные загадки о поле, цветах.
Ю. И. Коваль. «Фарфоровые колокольчики».
И. С. Никитин. «В чистом поле тень шагает».
М. С. Пляцковский. «Колокольчик».
В. А. Солоухин. «Трава» (фрагмент).
Ф. И. Тютчев. «Тихой ночью, поздним летом…»
3 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА
Я и книги
Пишут не пером, а умом
Произведения, отражающие первый опыт «писательства».
В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»).
В. П. Крапивин. «Сказки Севки Глущенко» (глава «День рождения»).
Я взрослею
Жизнь дана на добрые дела
Пословицы о доброте
Произведения, отражающие представление о доброте как нравственно-этической
ценности, значимой для национального русского сознания.
Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй».
Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка».
Живи по совести
Пословицы о совести.
Произведения, отражающие представление о совести как нравственно-этической
ценности, значимой для национального русского
сознания.
П. В. Засодимский. «Гришина милостыня».
Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон».
Я и моя семья
В дружной семье и в холод тепло
Произведения, отражающие традиционные представления о семейных ценностях
(любовь, взаимопонимание, забота, терпение, уважение к старшим):
О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку».
А. Л. Решетов. «Зёрнышки спелых яблок» (фрагмент).
В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент).
Я фантазирую и мечтаю
Детские фантазии
Произведения, отражающие значение мечты и фантазии для
взаимодействие мира реального и мира фантастического.
взросления,
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»).
Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент).
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Родная страна во все времена сынами сильна
Люди земли Русской
Произведения о выдающихся представителях русского народа.
О. М. Гурьян «Мальчик из Холмогор» (фрагмент).
В. А. Бахревский. «Семён Дежнёв» (фрагмент).
Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент).
А. Н. Майков. «Ломоносов» (фрагмент).
От праздника к празднику
Всякая душа празднику рада
Произведения о праздниках, значимых для русской культуры: Рождестве, Пасхе.
Е. В. Григорьева. «Радость».
А.И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент).
С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент).
О родной природе
Неразгаданная тайна — в чащах леса…
Поэтические представления русского народа о лесе, реке, тумане; отражение этих
представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе.
Русские народные загадки о лесе, реке, тумане.
В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент).
В. Д. Берестов. «У реки».
И. С. Никитин. «Лес».
К. Г. Паустовский. «Клад».
М. М. Пришвин. «Как распускаются разные деревья».
И. П. Токмакова. «Туман».
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском)
языке» в составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном
языке» соответствуют требованиям к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования, сформулированным в
Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего
образования.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском)
языке» у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты,
представленные по основным направлениям воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том
числе через изучение художественных произведений, отражающих историю и
культуру страны;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с
художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе
примеров из художественных произведений и фольклора;
—
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах
и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых
в фольклорных и художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный
жизненный и читательский опыт;
—
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том
числе с использованием адекватных языковых средств, для выражения своего
состояния и чувств; проявление эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с
использованием недопустимых средств языка);
— сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций, в том числе с опорой на примеры
художественных произведений;
эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, в том числе в искусстве слова;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске
дополнительной информации;
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и
соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление
и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при
обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в
том числе в процессе усвоения ряда литературоведческих понятий;
—
познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный
интерес к чтению художественных произведений, активность и самостоятельность
при выборе круга чтения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском)
языке» у обучающегося будут сформированы следующие познавательные
универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
—
сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения
текстов, устанавливать аналогии текстов;
— объединять объекты (тексты) по определённому признаку;
—
определять существенный признак для классификации пословиц,
поговорок, фразеологизмов;
— находить в текстах закономерности и противоречия на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий
при анализе текста, самостоятельно выделять учебные операции при анализе
текстов;
— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической
задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на
дополнительную информацию;
— устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
—
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
собственного высказывания в соответствии с речевой ситуацией;
— сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану несложное мини-исследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание;
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого смыслового анализа текста; формулировать с помощью
учителя вопросы в процессе анализа предложенного текстового материала;
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации: нужный словарь, справочник
для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
— согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
— распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки
(обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей,
законных представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в Интернете;
— анализировать и создавать текстовую, графическую, видео, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
— понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления результатов работы с
текстами.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалоги и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
— готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и
групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования,
проектного задания;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на
основе предложенного учителем формата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков;
—
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс
и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;
— ответственно выполнять свою часть работы;. оценивать свой вклад в общий
результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых
ошибок и ошибок, связанных с анализом текстов;
— соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по анализу
текстов;
— находить ошибку, допущенную при работе с текстами;
— сравнивать результаты своей деятельности и деятельности
одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
— ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить
поступки героев с нравственными нормами;
—
владеть элементарными представлениями о национальном
своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте -данные
средства художественной выразительности;
— совершенствовать в процессе чтения произведений русской
литературы читательские умения: читать вслух и про себя,
— владеть элементарными приёмами интерпретации художественных и учебных
текстов;
—
применять опыт чтения произведений русской литературы для
речевого
самосовершенствования:
участвовать
в
обсуждении
прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное
мнение ссылками на текст;
— обогащать собственный круг чтения;
— соотносить впечатления от прочитанных и прослушанных произведений с
впечатлениями от других видов искусства.
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
—
осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка
на основе изучения произведений русской литературы;
— осознавать родную литературу как национально-культурную ценность
народа, как средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
— давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
— совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы
читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приёмами
интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;
—
применять опыт чтения произведений русской литературы для
речевого
самосовершенствования:
участвовать
в
обсуждении
прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное
мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или
прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого),
пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц;
—
пользоваться справочными источниками для понимания текста и
получения дополнительной информации
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
№
п/п
Наименование разделов Количество
и тем программы
часов
Раздел 1. МИР ДЕТСТВА
1.1 Я и книги
2
1.2 Я взрослею
5
1.3 Я и моя семья
4
Я
фантазирую
и
мечтаю
2
1.4
.
Итого по разделу:
13
Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
1
2.1 Родная страна во все
временасынами сильна
.
2.2 Народные
1
2
2.3 О родной природе
.
Итого по разделу:
4
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Электро
нные
(цифров
ые)
Деятельность с учетом
рабочей программы
воспитания
viki.rdf.ru
, schoolcollection.
edu.ru
установление доверительных
отношений между учителем и
его
учениками,
способствующих позитивному
восприятию
учащимися
требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к
обсуждаемой
на
уроке
информации, активизации их
познавательной деятельности;
побуждение
школьников
соблюдать
на
уроке
общепринятые
нормы
поведения, правила общения со
старшими
(учителями)
и
сверстниками (школьниками),
принципы
учебной
дисциплины
и
17
самоорганизации;
привлечение
внимания
школьников к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их
работы с получаемой на уроке
социально
значимой
информацией
инициирование
ее
обсуждения,
высказывания учащимися
своего мнения по ее
поводу, выработки своего
к ней отношения;
использование
воспитательных
возможностей
содержания
учебного
предмета
через
демонстрацию
детям
примеров ответственного,
гражданского поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности, через
подбор соответствующих
текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций
для обсуждения в классе;
проблемы, навык генерирования
и оформления собственных
идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других
исследователей,
навык
публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования
и отстаивания своей точки
3 класс
№ Наименование
Количество Электронные
п/п разделов и тем
часов
(цифровые)
программы
Раздел 1. МИР ДЕТСТВА
1.1 Я и книги
3
https://infourok.ru/
1.2 Я взрослею
4
1.3 Я и моя семья
2
3
1.4 Я фантазирую и
мечтаю
Деятельность с учетом
рабочей программы
воспитания
установление
доверительных
отношений между
учителем и его
учениками,
Итого по разделу:
способствующих
позитивному
восприятию учащимися
требований и просьб
учителя, привлечению
их внимания к
обсуждаемой на уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
побуждение
школьников соблюдать
на уроке общепринятые
нормы поведения,
правила общения со
старшими (учителями) и
сверстниками
(школьниками),
принципы учебной
дисциплины и
самоорганизации;
12
Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
2
http://pedsovet.su
2.1 Родная страна во
все времена
https://educont.ru
сынами сильна
1
2.2 От праздника к
празднику
2.3 О родной природе 2
Итого по разделу:
5
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
17
привлечение внимания
школьников к
ценностному аспекту
изучаемых на уроках
явлений, организация
их работы с
получаемой на уроке
социально значимой
информацией
инициирование ее
обсуждения,
высказывания
учащимися своего
мнения по ее
поводу, выработки
своего к ней
отношения;
использование
воспитательных
возможностей
содержания учебного
предмета через
демонстрацию детям
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№
Тема
Дата по
Дата
Домашнее
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
плану
факт
задание
Е.Н. Егорова "Детство Александра
Пушкина" (глава "Нянины сказки").
Т.А. Луговская "Как знаю, как
помню, как умею" (фрагмент).
В.В. Бианки "Сова". Л.И. Кузьмин
"Дом с колокольчиком".
Е.А. Пермяк "Маркел-самодел и его
дети".
Пословицы о смелости.
С.П. Алексеев "Медаль".
В.В. Голявкин "Этот мальчик". С.Г.
Георгиев "Стрекот кузнечика".
М.В. Дружинина "Очень полезный
подарок".
Л.Н.
Русские народные загадки о поле.
И.С. Никитин "В чистом поле тень
шагает".
Н.К. Абрамцева "Заветное желание".
Е.В. Григорьева "Мечта".
"Собирал человек слова... Повесть о
В.И. Дале" (фрагмент).
М.Л. Яковлев "Сергий Радонежский
приходит на помощь" (фрагмент).
И.С. Шмелев "Лето Господне"
(фрагмент главы "Масленица").
Л.Ф. Воронкова "Девочка из города"
(глава "Праздник весны").
В.А. Жуковский "Жаворонок". А.С.
Пушкин "Птичка".
В.А. Солоухин "Трава" (фрагмент).
Е.А. Благинина "Журавушка".
Обобщение за год.
3 КЛАСС
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Тема
В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал»
(глава «Мой дневник»).
В. П. Крапивин. «Сказки Севки Глущенко»
(глава «День рождения»).
Пословицы о доброте.
Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и
доброй».
Л.Л. Яхнин "Последняя рубашка".
Пословицы о совести. П.В. Засодимский
"Гришина милостыня".
Н.Г. Волкова "Дреби-Дон". В.М. Шукшин
"Как зайка летал на воздушных шариках"
(фрагмент).
Дата по
плану
9.09
23.09
7.10
21.10
18.11
Дата
факт
Домашнее
задание
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
А.Л. Решетов "Зернышки спелых яблок"
(фрагмент).
О.Ф. Кургузов "Душа нараспашку".
Детские фантазии. В.П. Крапивин "Брат,
которому семь" (фрагмент главы "Зеленая
грива").
Л.К. Чуковская "Мой отец - Корней
Чуковский" (фрагмент). Н.М. Коняев
"Правнуки богатырей" (фрагмент).
В.А. Бахревский "Семен Дежнев"
(фрагмент).
О.М. Гурьян "Мальчик из Холмогор"
(фрагмент). А.Н. Майков "Ломоносов"
(фрагмент).
Е.В. Григорьева "Радость".
А.И. Куприн "Пасхальные колокола"
(фрагмент).
С. Черный "Пасхальный визит"
(фрагмент).
Неразгаданная
тайна в чащах
леса... Русские
народные загадки
о реке.
И.С. Никитин "Лес". И.П. Токмакова
"Туман".
К.Г. Паустовский "Клад". В.Г. Распутин
"Горные речки".
Обобщение за год.
2.12
16.12
30.12
20.01
3.02
17.02
3.03
17.03
7.04
21.04
05.05
19.05
Кодификатор контрольных измерительных материалов по предмету
«Литературное чтение на родном русском языке» для проведения процедур
контроля и оценки качества образования на уровне начального общего
образования
Кодификатор требований к уровню подготовки по литературному чтению для
составления контрольных измерительных материалов (далее – кодификатор)
является одним из документов, определяющих структуру и содержание
контрольных измерительных материалов банка оценочных средств по
литературному чтению. Он составлен на основе Федерального государственного
стандарта начального общего образования.
Код
раздела
I
Предметные результаты освоения основной образовательной
программы, проверяемые заданиями проверочной работы
Виды речевой и читательской деятельности
I .1 осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;
воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного,
познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение
читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и
суждений, аргументации, иной информации;
I.2 прогнозировать содержание текста художественного произведения по
заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
I.3 читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
I.4 различать на практическом уровне виды текстов
(художественный,учебный, справочный), опираясь на особенности каждого
вида текста;
I.5 читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста
прозаические произведения и декламировать стихотворные
произведения после предварительной подготовки;
I. 6 использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное
ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в
соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
I. 7 ориентироваться в содержании художественного, учебного и научнопопулярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при
прослушивании):
для художественных текстов:
определять главную мысль и героев произведения;
воспроизводить в воображении словесные художественные образы и
картины жизни, изображенные автором;
этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к
героям произведения;
определять основные события и устанавливать их последовательность;
озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста;
находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты,
описания), заданную в явном виде;
задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них,
подтверждая ответ примерами из текста;
объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием
словарей и другой справочной литературы;
для научно-популярных текстов:
определять основное содержание текста;
озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии
основноесодержание текста;
находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения,
факты,описания явлений, процессов), заданную в явном виде;
задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая
ответ примерами из текста;
объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием
словарей и другой справочной литературы;
I.8 использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов
для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между
событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями,
чувствами героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между
отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами
имежду отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
I. 9 использовать различные формы интерпретации содержания текстов
II
III
для художественных текстов: формулировать простые выводы,
основываясь на содержании текста; составлять характеристику
персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его
жанровые, структурные,языковые
особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в
тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев,
объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы,
основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные
втексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять
описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
I. 10 ориентироваться в нравственном содержании прочитанного,
самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с
нравственными
нормами (только для художественных текстов);
1.11 различать на практическом уровне виды текстов (художественный
и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста
(для всех видов текстов);
1. 12 передавать содержание прочитанного или прослушанного с
учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого)
(для всех видов текстов);
1. 13 участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста
(задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение,
соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь
на
текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Круг детского чтения
II.1. осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом
Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
II.2. вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и
внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга
чтения;
II.3. составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение
по
заданному образцу.
Литературоведческая пропедевтика (только для художественныхтекстов)
III.1. распознавать некоторые отличительные особенности художественных
произведений (на примерах художественных образов и средств
художественной выразительности);
III.2. отличать
на
практическом
уровне
прозаический текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных
текстов;
IV
III.3. различать художественные произведения разных жанров (рассказ,
басня,
сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
III.4. находить средства художественной выразительности (метафора,
олицетворение, эпитет).
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
IV.1. создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
IV.2. восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание
илипополняя его событиями;
IV.3. составлять устный рассказ по репродукциям картин художников
и/илина основе личного опыта.
IV.4. составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений
сучетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).