Частное общеобразовательное учреждение «РЖД прогимназия № 20»
(РЖД прогимназия №20)
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
начальный классов
Руководитель ШМО
__________/ Малахова И.В.
Протокол от 29.08.2025 г. № 1__
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
РЖД прогимназии №20
______/ В.И.Джангриян
«29» августа 2025 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
РЖД прогимназии №20
______________М.А.Ломова
Приказ ОУ от «29» 08.2025 г. №_57_
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по курсу «Основы финансовой грамотности»
Уровень образования (класс) начальное общее
образование, 1-4 класс
Количество часов: 1 класс - 33 часа, 2-4 класс - 34 часа, в неделю 1 час
г. Батайск
2025г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом
начального общего образования (далее – ФГОС НОО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие
личности младших школьников, их мотивацию к познанию и на приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа соответствует
примерной программе внеурочной деятельности (начальное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным
программам.
Исходными документами для составления рабочей программы по предмету являются:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от28.09.2020 №28 «утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Вместе с
«СП 2.4.3648-20. Санитарные правила …») (Зарегистрировано в МИНЮСТЕ России 18.12.2020 №61573).
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100).
Актуальность данной программы определена следующими факторами:
1. Развитие финансовой системы и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед
гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
2. Основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей.
3.
В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и
взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии,
побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и
индивидуальную деятельность.
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности младших классов на основе
построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой
информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у учеников за финансовые
решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы является практический характер – учащиеся не только узнают много нового и интересного из мира
финансов, но и научатся подсчитывать доходы и расходы условной семьи, составлять семейный бюджет на основе обычного для российской
семьи списка доходов и расходов, сравнивать различные виды сбережений.
Цель данного курса:
Развитие экономического образа мышления; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных
вопросов в области экономики семьи.
Основные задачи курса:
обучающие
- Формирование представления о существенных сторонах финансовой грамотности.
- Содействие целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются
экономические отношения, с помощью экономических категорий и понятий.
- Обучение детей пользоваться экономическим инструментарием.
- Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые
подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
развивающие
- Содействие общему развитию школьников: развитие мышления, эмоционально-волевой сферы
- Развитие культурного экономического мышления
- Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать,
обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
воспитательные
-Воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье.
Освоение содержания программы опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, технология,
литература и окружающий мир.
Программа реализуется через следующие формы занятий:
• ситуационная игра;
• образно-ролевые игры;
• исследовательская деятельность;
• урок-практикум;
• дискуссия, обсуждение.
Ситуационные игры — это подвид активного социально-психологического обучения, метод социального тренинга, при котором
задаётся некоторая ситуация, и участники действуют в соответствии с ней. При этом они должны следовать как объективным свойствам
сформулированной ситуации, так и своими субъективными представлениями о том, как действовать в таких ситуациях.
Образно-ролевые игры – это процесс более насыщенный, отражающий внутренний мир каждого ребенка, его активность,
самостоятельность и т. д.
Исследовательская деятельность –это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на
обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.
Урок-практикум – это уроки формирования умений и навыков, на которых ученики учатся проводить наблюдения, опыты, делать
выводы. Здесь выполняются различные практические работы.
Деловая игра – метод осуществления образования, при котором имитируется принятие решений руководящими работниками или
специалистами в различных деловых ситуациях, нередко при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости,
обучающиеся принимая функцию группы лиц (лица), принимающих решения вступают в диалог организатором игры или с персональным
компьютером, который предъявляет им последствия принятого ими решения, задавая новый цикл «проблема - решение – последствие
(проблема) и т.д.»
Дискуссионный клуб–метод осуществления образования, при котором периодически организуется дискуссионная площадка,
обучающиеся становятся участниками дискуссий, таким образом постепенно вырабатываются регламенты осуществления обсуждения независимого, объективного анализа тех или иных социальных процессов, в качестве участников дискуссий могут приглашаться эксперты,
специалисты, исследователи.
Для того чтобы интерактивная форма занятия была эффективной и продуктивной, необходимо пользоваться несколькими условиями:
•
в работу вовлечены все участники;
•
используются технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения;
•
обеспечивается психологическая подготовка участников: постоянно поощряются за активное участие в работе, предоставляется
возможность для самореализации.
Планируемые результаты реализации программы
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
осознание себя как члена семьи, общества и государства;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях,
умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в
других видах внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
понимать цели своих действий;
составлять простые планы с помощью учителя
проявлять познавательную и творческую инициативу;
оценивать правильность выполнения действий;
адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.
Познавательные.
Обучающийся научится:
освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
составлять текст в устной и письменной формах;
слушать собеседника и вести диалог;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Предметные.
Обучающийся научится:
понимать и правильно использовать экономические термины;
иметь представление о роли денег в семье и обществе;
уметь характеризовать виды и функции денег;
знать источники доходов и направлений расходов семьи;
уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет
определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения
проводить элементарные финансовые расчеты.
Содержание курса «Финансовая грамотность» отобрано с учетом возрастных особенностей обучающихся. Прочному
усвоению содержания курса помогают сказочные персонажи, выполненные с помощью компьютерной анимации,
периодически появляющиеся на занятиях в роли педагогов - экономистов: Гном -Эконом (2 класс), друг-Бурундук и его компания (3–4
классы). Формированию
самостоятельности и развитию творческих способностей детей при изучении данного курса способствует обязательное ведение
рабочих тетрадей. Учитывая возрастные особенности детей, на уроках активно используется видеоматериал, мультимедийные
презентации, наглядный материал, что, безусловно, способствует лучшему пониманию и закреплению полученных детьми знаний.
Основные формы контроля:
мониторинг (тестирование, анкетирование);
практикумы;
творческие задания;
проектная, исследовательская деятельность;
конкурсы;
деловые и ролевые игры;
олимпиады
Межпредметные связи:
Значительную помощь в овладении младшими школьниками экономическими понятиями оказывают межпредметные связи.
Уроки экономики тесно связаны с русским языком, математикой, изобразительным искусством, окружающим миром. Решение
задач и проблемных ситуаций с экономическим содержанием показывает прагматическую направленность экономических
знаний.
Математика:
Построение и чтение столбчатых и круговых графиков;
Решение математических задач с экономическим содержанием;
Сравнение нескольких величин;
Нахождение части от числа и числа по его части;
Решение задач на сообразительность.
Русский язык:
Написание сочинений;
Подготовка сообщений;
Обогащение словарного запаса детей;
Ведение словаря экономических терминов;
Разгадывание ребусов, шарад и других занимательных заданий;
Решение проблемных ситуаций.
Изобразительное искусство:
Выполнение творческих заданий в рисунке и чертеже;
Раскрашивание;
Конкурсные задания по рисунку на экономические темы;
Эстетичное оформление творческих работ и сообщений.
Окружающий мир:
Экология родного края;
Природные ресурсы;
Потребности, необходимые для поддержания здоровья человека;
Обычаи и жизнь народов разных стран;
Города и страны.
Содержание учебного курса
Первый год обучения
1. Тема 1. Введение в экономику (1 час): Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна
экономика.
2. Тема 2. Потребности (2 часа): Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности.
3. Тема 3. Источники удовлетворения потребностей (6 часов): Источники удовлетворения потребностей. Почему все
потребности нельзя удовлетворить. Виды потребностей. Мои желания и потребности.
4. Тема 4. Домашнее хозяйство (4 часа): Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в
семье. Что такое бюджет семьи. Что такое «доходы» и «расходы». Важно ли быть богатым. Посчитаем семейный бюджет.
5. Тема 5. Товары и услуги (5 часов): Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно приобрести товары и услуги.
Зачем нужна реклама. Роль рекламы.
6. Тема 6. Деньги (8 часов): Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что
такое источник дохода.
7. Тема 7. Маркетинг (5 часа): Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя.
Конкуренция.
8. Тема 8. Задачи от Гнома - Эконома (2 час): Задачи с экономическим содержанием от Гнома – Эконома.
Результат 1-го года обучения:
К концу 1 -го года обучения школьники должны знать:
что изучает экономика;
что такое потребности, какие бывают потребности, возможности их удовлетворения;
отличия товаров и услуг, кто производит товары и услуги;
для чего нужна реклама, роль рекламы в продвижении товаров и услуг;
что такое деньги, их роль в жизни людей, деньги старинные и современные, деньги разных стран;
что такое маркетинг.
Должны уметь:
выделять общие и основные потребности, находить источники их удовлетворения;
пользоваться деньгами;
классифицировать профессии по изготовлению товаров и услуг;
определять цену товара.
Второй год обучения
1.
Тема 1. Знакомство с Бурундуком и компанией (2 часа): Знакомство с лесными героями – Бурундуком и его компанией.
Вспомним понятие «экономика».
2.
Тема 2. Потребности (1 час): Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей. Труд и
удовлетворение потребностей.
3.
Тема 3. Торговля (12 часов): Когда и где возникла торговля. Зачем современному человеку нужна торговля. Как и где
производятся товары. Какие бывают товары. Почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле.
4.
Тема 4. Графики (3 часа): Что такое «график». Какие бываю графики. Графики «доходов» и «расходов».
5.
Тема 5. Деньги (5 часа): История денег. Деньги бумажные и металлические. Деньги России и мира. Почему каждый народ
имеет свои деньги. Что изображено на деньгах. Защита денег от подделки.
6.
Тема 6. Занимательная экономика (5 часов): Занимательная экономика. Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и
компании. Экономика и русский язык. Экономика и окружающий мир. Взаимодействие экономики с другими науками.
7.
Тема 7. Экономические задачи (3 часа): Решаем задачи с экономическим содержанием.
8.
Тема 8. Аренда (1 час): Аренда. Что такое «аренда». История аренды.
9.
Тема 9. Банки. Вклады (2 часа): Банки. Для чего нужны банки. Зачем люди вкладывают
деньги в банк. Крупные банки
России.
Результаты 2-го года обучения:
К концу 2-го года обучения школьники должны знать:
- выделять физиологические и духовные потребности;
виды торговли; из чего складывается выручка, виды цен;
что такое себестоимость; из чего складывается себестоимость; затраты и издержки;
что такое сделки и посредники; доля посредника;
для чего нужен график; виды графиков;
что такое аренда; виды аренды;
крупные банки страны; функции банков; виды вкладов.
Должны уметь:
определять по формулам, чему равен доход и прибыль;
чертить элементарные графики доходов и расходов;
отличать настоящие деньги от фальшивых;
решать простейшие экономические задачи.
Третий год обучения
1. Тема 1. Встреча в лесной экономической школе (1 час): Бурундук и компания юных экономистов вместе с нами
продолжают изучать азы экономики!
2. Тема 2. Основы экономического развития (10 часов): Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как
оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике. Монополия и конкуренция. Роль
правительства в экономике.
3. Тема 3. Реклама. Качество товара (4 часа): Реклама и качество товара. Качественные и некачественные товары. Что можно, а что
нельзя рекламировать. Штрих-коды на товарах и их значение.
4. Тема 4. Банки. Ценные бумаги (3 часа) Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия).
История вкладов. Функции сберегательной книжки;
5. Тема 5. Штрафы (1 час): Виды штрафов. Кто и когда платит штрафы. Кто взимает штрафы.
6. Тема 6. Деловая этика (1 час): Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. Правила делового
этикета. Бизнес – этикет.
7. Тема 7. История профессий (1 час): Появление профессий. История профессий. Популярные современные
профессии.
8. Тема 8. Налоги (2 часа): Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды налогов (подоходный,
транспортный, имущественный).
9. Тема 9. Международная торговля (1 час): Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт.
10.
Тема 10. Экономические задачи (5 часов): Решаем экономические задачи на нахождение прибыли.
11.
Тема 11. Занимательная экономика (5 часов): Занимательная наука – экономика. Конкурсы и творческие задания
по пройденным темам.
Результаты 3-го года обучения:
К концу 3-го года обучения школьники должны знать:
что такое конкуренция, ее достоинства и недостатки;
что такое акционерное общество, как оно создается;
почему бывают кризисы в экономике, кривая развития экономики;
виды рекламы, правила рекламы;
как появились профессии; почему возникают новые профессии, основные профессии вашей местности;
налоги, виды налогов, кто собирает налоги.
Должны уметь:
- различать качественный и некачественный товар,
чертить кривую развития экономики,
определять вид ценной бумаги,
составлять рекламный текст;
решать задачи на нахождение прибыли, выручки, цены.
Ожидаемые результаты:
После изучения курса «Финансовая грамотность» обучающиеся начальной школы
должны знать:
какие бывают потребности;
каковы источники удовлетворения потребностей;
почему все потребности нельзя удовлетворить;
что такое деньги; их роль в жизни человека;
что такое доходы и расходы;
где можно приобрести товары и услуги;
что такое «источники доходов»;
что такое «собственность», «себестоимость», «выручка», «товар», «цена», «зарплата» и другие экономические понятия;
о взаимоотношениях продавца и покупателя;
значение труда в удовлетворении потребностей;
о домашнем хозяйстве и его возможностях в удовлетворении потребностей людей. Учащиеся должны уметь:
анализировать свои потребности;
выделять основные и особые потребности;
определять источники удовлетворения различных потребностей;
пользоваться деньгами;
определять источники доходов и расходов;
объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
совершать элементарные покупки в магазине;
анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении потребностей.
Четвёртый год обучения
1. Тема 1. Встреча в лесной экономической школе (1 час): Бурундук и компания юных экономистов вместе с нами
продолжают изучать азы экономики!
2. Тема 2. Основы экономического развития (10 часов): Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как
оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике. Монополия и конкуренция. Роль
правительства в экономике.
3. Тема 3. Реклама. Качество товара (4 часа): Реклама и качество товара. Качественные и некачественные товары. Что можно, а что
нельзя рекламировать. Штрих-коды на товарах и их значение.
4. Тема 4. Банки. Ценные бумаги (3 часа) Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия).
История вкладов. Функции сберегательной книжки.
5. Тема 5. Штрафы (1 час): Виды штрафов. Кто и когда платит штрафы. Кто взимает штрафы.
6. Тема 6. Деловая этика (1 час): Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. Правила делового
этикета. Бизнес – этикет.
7. Тема 7. История профессий (1 час): Появление профессий. История профессий. Популярные современные
профессии.
8. Тема 8. Налоги (2 часа): Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды налогов (подоходный,
транспортный, имущественный).
9. Тема 9. Международная торговля (1 час): Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт.
10.
Тема 10. Экономические задачи (5 часов): Решаем экономические задачи на нахождение прибыли.
11.
Тема 11. Занимательная экономика (5 часов): Занимательная наука – экономика. Конкурсы и творческие задания
по пройденным темам.
Результаты 4-го года обучения:
К концу 4-го года обучения школьники должны знать:
что такое конкуренция, ее достоинства и недостатки;
что такое акционерное общество, как оно создается;
почему бывают кризисы в экономике, кривая развития экономики;
виды рекламы, правила рекламы;
как появились профессии; почему возникают новые профессии, основные профессии вашей местности;
налоги, виды налогов, кто собирает налоги.
Должны уметь:
- различать качественный и некачественный товар,
чертить кривую развития экономики,
определять вид ценной бумаги,
составлять рекламный текст;
решать задачи на нахождение прибыли, выручки, цены.
Ожидаемые результаты:
После изучения курса «Финансовая грамотность» обучающиеся начальной школы
должны знать:
какие бывают потребности;
каковы источники удовлетворения потребностей;
почему все потребности нельзя удовлетворить;
что такое деньги; их роль в жизни человека;
что такое доходы и расходы;
где можно приобрести товары и услуги;
что такое «источники доходов»;
что такое «собственность», «себестоимость», «выручка», «товар», «цена», «зарплата» и другие экономические понятия;
о взаимоотношениях продавца и покупателя;
значение труда в удовлетворении потребностей;
о домашнем хозяйстве и его возможностях в удовлетворении потребностей людей. Учащиеся должны уметь:
анализировать свои потребности;
выделять основные и особые потребности;
определять источники удовлетворения различных потребностей;
пользоваться деньгами;
определять источники доходов и расходов;
объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
совершать элементарные покупки в магазине;
анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении потребностей
3. Тематическое планирование учебного курса Учебно-тематический план
(1-ый год обучения)
№ п/п Темы
Количество
часов
1
Введение в
экономику
1
2
3
Потребности
Источники
удовлетворения
потребностей
2
6
Основные виды деятельности обучающихся (на уровне
универсальных учебных действий)
Регулятивные УДД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью
педагога;
проговаривать последовательность действий; учиться
высказывать свое предположение; учиться работать по
предложенному педагогом плану; учиться отличать верно
4
5
6
7
8
Домашнее хозяйство
Товары и услуги
Деньги
Маркетинг
Задачи от Гнома Эконома
Итого:
4
5
8
5
2
выполненное задание от неверного;
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью педагога;
учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную
литературу;
Коммуникативные УДД:
учиться выражать свои мысли; учиться объяснять свое несогласие и пытаться
договориться;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении
учебной задачи.
Регулятивные УДД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
проговаривать последовательность действий; учиться высказывать свой
предположение; учиться работать по предложенному педагогом плану;
учиться
отличатьсверно
выполненное
задание
от неверного;
иться совместно
педагогом
и другими
учениками
давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
33
Учебно-тематический план
(2-ый год обучения)
№ Темы
п/п
Количество
часов
1
Знакомство с Бурундуком
и компанией
2
2
Потребности
1
Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных
действий)
Регулятивные УДД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
проговаривать
последовательность действий; учиться высказывать
свое
3
Торговля
12
4
Графики
3
5
Деньги
5
6
Занимательная
экономика
5
7
Экономические
задачи
3
8
Аренда
1
9
Банки. Вклады
2
Итого:
34
Учебно-тематический план
(3-ый год обучения)
предположение; учиться работать по предложенному педагогом плану; учиться отличать
верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью педагога;
учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную
литературу;
Коммуникативные УДД:
учиться
выражать
свои
мысли;
учиться
объяснять
свое
несогласие
и
пытаться договориться; учиться
выполнять различные роли в
группе (лидера, исполнителя, критика);
овладевать
навыками сотрудничества в группе в совместном решении
учебной задачи.
Познавательные УДД:
ориентироваться
в
своей
системе
знаний:
отличать
новое
от
уже известного с помощью педагога;
учиться добывать новые знания: находить ответы на
вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию,
полученную от педагога, и используя учебную литературу;
Коммуникативные УДД:
учиться выражать свои мысли;
учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной
задачи.
№ п/п Темы
1
2
Встреча в лесной
Экономической школе
Основы экономического
развития
Количество Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных
часов
учебных действий)
1
10
3
Реклама. Качество товара
4
4
5
Банки. Ценные бумаги
Штрафы
3
1
6
Деловая этика
1
7
История профессий
1
8
Налоги
2
9
Международная торговля
1
10
Экономические задачи
5
11
Занимательная экономика
5
Итого:
34
Регулятивные УУД-Определять и формулировать цель деятельности с помощью
педагога.
Проговорить
последовательность действий. Учиться высказывать свое предположение.
Учиться работать по
предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от
неверного. Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД-Ориентироваться в своей системе знаний. Отличать новое от
уже известного с помощью учителя.
Учиться добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт, информацию, полученную от педагога и используя литературу.
Коммуникативные УУД Учиться
Учиться выражать
объяснять свои
свое мысли.
несогласие и пытатьсядоговариваться.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Овладевать навыками сотрудничества группе в совместном решении учебной задачи.
Регулятивные УУД-Определять и формулировать цель деятельности с помощью
педагога.
Проговорить
последовательность действий. Учиться высказывать свое предположение.
Учиться работать по
предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от
неверного. Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Учебно-тематический план
(4-ый год обучения)
№ п/п Темы
Количество
часов
Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных
действий)
Встреча в лесной
экономической
школе
Основы
экономического
развития
1
2
1
10
3
4
5
6
7
Реклама. Качество товара
Банки. Ценные бумаги
Штрафы
Деловая этика
История профессий
4
3
1
1
1
8
Налоги
2
9
Международная
торговля
Экономические
задачи
Занимательная
экономика
1
Итого:
34
10
11
5
5
Личностные
Развитие доброжелательности, позитивного отношения к жизни.
Развитие компетентности в вопросах нормативного поведения.
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных
поступков, так и поступков окружающих людей.
Выделение нравственного содержания своих поступков.
Коммуникативные
Формирование умения продуктивного взаимодействия, умения
совместного принятия решения.
Выражение своего мнения и аргументация свое точки зрения.
Регулятивные
Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Умение адекватно оценивать свою деятельность.
Умение адекватно воспринимать оценку со стороны.
Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в
совместной деятельности.
Формирование основ оптимистического восприятия мира.
Формирование готовности к преодолению трудностей.
Раздел 4 Календарно-тематическое планирование 1 класс
№
урока
1
2
3
Раздел (количество часов)
Тема занятий
Введение в экономику (1 час
Введение. Что изучает наука «экономика».
Потребности (2 часа)
Давайте познакомимся: Гном – Эконом рассуждает о понятии
«потребность».
Какие бывают потребности?
Кол-во часов
1
1
1
Дата по
плану
Дата
по факту
4
5
6
7-8
9
10-11
12-13
14
15
16
17-18
19-20
21
22
23
24-25
26
27
28-29
30
31
32
33
Источники удовлетворения потребностей (6 часов)
Личные потребности. Что нам необходимо в жизни?
Материальные, социальные, духовные потребности.
Урок от Гнома-Эконома: все потребности важны, все
потребности нужны.
Источники удовлетворения потребностей.
Урок от Гнома-Эконома: почему все потребности нельзя
удовлетворить?
Домашнее хозяйство (4 часа)
Домохозяйство и домашний труд. Домашние обязанности в
семье. Бюджет семьи.
Урок от Гнома – Эконома: правила ведения домашнего
хозяйства.
Товары и услуги (5 часов)
Как товар попадает в магазин?
Где можно приобрести товары?
Зачем нужна реклама? Реклама и упаковка.
Уроки Гнома-Эконома: реклама - «двигатель торговли».
Деньги (8 часов)
Зачем нужны деньги? Как и где хранятся деньги?
Урок от Гнома-Эконома: деньги и страны.
Как появились деньги? Первые деньги. Современные деньги.
Деньги и товары.
Что такое доходы и расходы? Доходы и расходы моей семьи.
Роль денег в жизни человека.
Маркетинг (5 часа)
Урок от Гнома-Эконома: знакомимся с понятием «маркетинг»
(«рынок»).
Рынок. Обмен. Торговля.
Продавец и покупатель.
Конкуренция.
Задачи от Гнома - Эконома (2 часа)
Гном – Эконом проводит «Экономическое Поле Чудес».
Подводим итоги первого экономического года.
1
1
1
2
1
2
2
1
1
1
2
2
1
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
Календарно-тематическое планирование 2 класс
1-2
3
4
5-6
7-8
9-11
12
13
14
15
16
17-18
19
20
21
22
23
24-25
26
Знакомство с Бурундуком и компанией (2 часа)
Давайте познакомимся: Бурундук и компания - наши
друзья в изучении экономики. Экономика в жизни
человека.
Потребности (1 часа)
Труд и удовлетворение потребностей.
Торговля (12 часов)
Когда и где возникла торговля?
Зачем современному обществу нужна торговля?
Как и где производятся товары?
Что такое цена товара? Почему цены на товары разные? От
чего зависит цена товара?
Товары ежедневного потребления. Какие они?
Урок от Бурундука и компании: Товары, необходимые нам
ежедневно.
Качество товара и его себестоимость.
Рынок. Проблема выбора качественного товара.
2
1
1
2
2
3
1
1
1
1
Графики ( 3 часа)
Отношения покупателя и продавца. Этикет.
Что такое график? Виды графиков.
1
2
Деньги (5 часа)
Графики доходов и расходов.
История денег. Деньги бумажные и металлические.
Деньги России и мира.
Почему каждый народ имеет свои деньги?
1
1
1
1
Что изображено на деньгах? Защита денег от подделки.
Занимательная экономика (5 часов)
Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и
компании.
Экономика и русский язык.
1
2
1
27
28
29
30-31
32
33-34
Экономика в окружающем нас мире.
«Мой первый экономический проект».
Экономические задачи (3 часа)
Экономические задачи.
Решение задач с по темам «Цена», «Деньги»,
«Себестоимость товара».
Аренда ( 1 час)
Аренда. Что такое аренда? История аренды.
Банки. Вклады ( 2 часа)
Банки. Крупные банки нашей страны. Зачем люди
вкладывают деньги в банк.
1
1
1
2
1
2
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№
Раздел (количество часов)
Кол-во
Дата
урока
Тема занятий
часов
Встреча в лесной экономической школе (1 час)
1
Встреча в лесной экономической школе.
1
Основы экономического развития (10 часов)
2-3
Экономика и основы экономического развития.
2
4
Коммерческая тайна. Тайна производства.
1
5-6
Акционерное общество. Создание акционерного общества.
2
7
Акции. Ценные бумаги.
1
8
Кризис в экономике.
1
9-10 Что такое «монополия». Кто такие «монополисты».
2
Естественная и искусственная монополия.
11
Роль правительства в экономике.
1
Реклама. Качество товара (4 часа)
12-13 Реклама и качество товара. Что можно, а что нельзя
2
рекламировать?
14
Друг-Бурундук проводит урок: Качественные и
1
некачественные товары.
15
Штрих-коды на товарах: что они обозначают?.
1
Примечание
16
17
18
19
20
21
22-23
24
25-26
27-29
30-34
Банки. Ценные бумаги (3 часа)
Банки. История и виды вкладов.
Назначение и виды ценных бумаг.
Сбербанк – главный банк страны.
Штрафы ( 1 час)
Штрафы: кто платит, когда и за что?
Деловая этика ( 1 час)
Деловая этика.
История профессий ( 1 час)
Бурундук ведёт урок: «Все профессии важны, все
профессии нужны»
Налоги (2 часа)
Налоги и их виды.
Международная торговля (1 час)
Международная торговля. Зачем и чем страны торгуют
друг с другом?
Экономические задачи ( 5 часов)
Что такое прибыль? Экономические задачи «Нахождение
прибыли».
Решение экономических задач по темам: «Деньги», «Цена»,
«Выручка».
Занимательная экономика (5 часов)
«Занимательная экономика».
1
1
1
1
1
1
2
1
2
3
5
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№
Раздел (количество часов)
Кол-во
Дата
урока
Тема занятий
часов
Встреча в лесной экономической школе (1 час)
1
Встреча в лесной экономической школе.
1
Основы экономического развития (10 часов)
2-3
Экономика и основы экономического развития.
2
4
Коммерческая тайна. Тайна производства.
1
Примечание
5-6
7
8
9-10
11
12-13
14
15
16
17
18
19
20
21
22-23
24
25-26
27-29
30-34
Акционерное общество. Создание акционерного общества.
Акции. Ценные бумаги.
Кризис в экономике.
Что такое «монополия». Кто такие «монополисты».
Естественная и искусственная монополия.
Роль правительства в экономике.
Реклама. Качество товара (4 часа)
Реклама и качество товара. Что можно, а что нельзя
рекламировать?
Друг-Бурундук проводит урок: Качественные и
некачественные товары.
Штрих-коды на товарах: что они обозначают?.
Банки. Ценные бумаги (3 часа)
Банки. История и виды вкладов.
Назначение и виды ценных бумаг.
Сбербанк – главный банк страны.
Штрафы ( 1 час)
Штрафы: кто платит, когда и за что?
Деловая этика ( 1 час)
Деловая этика.
История профессий ( 1 час)
Бурундук ведёт урок: «Все профессии важны, все
профессии нужны»
Налоги (2 часа)
Налоги и их виды.
Международная торговля (1 час)
Международная торговля. Зачем и чем страны торгуют
друг с другом?
Экономические задачи ( 5 часов)
Что такое прибыль? Экономические задачи «Нахождение
прибыли».
Решение экономических задач по темам: «Деньги», «Цена»,
«Выручка».
Занимательная экономика (5 часов)
«Занимательная экономика».
2
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
3
5
Учебно-методическое обеспечение
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Программа по финансовой грамотности Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2020
«Финансовая грамотность» Материалы для учащихся. 2-3, 4 класс. В 2-х частях. С.Н. Федин Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2020
«Финансовая грамотность». Методические рекомендации для учителя. Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2020
«Финансовая грамотность». Материалы для родителей . Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2020
«Финансовая грамотность». Контрольные измерительные материалы . Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2020
Гловели Г. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс