Частное общеобразовательное учреждение «РЖД прогимназия № 20»
(РЖД прогимназия №20)
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
начальный классов
Руководитель ШМО
__________/ Малахова И.В.
Протокол от 29.08.2025 г. № 1__
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
РЖД прогимназии №20
______/ В.И.Джангриян
«29» августа 2025 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
РЖД прогимназии №20
______________М.А.Ломова
Приказ ОУ от «29» 08.2025 г. №_57_
Рабочая программа внеурочной деятельности курса развивающих занятий
«ТРОПИНКА К СВОЕМУ «Я»
2025-2026 учебный год
1 КЛАСС (35 часов)
г. Батайск
2025 г.
Пояснительная записка
Целью психологического сопровождения по ФГОС является создание социально – психологических условий для развития личности
учащихся и их успешного обучения. Внеурочная деятельность является одним из таких условий. Проблема формирования психологически
здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки,
несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к
школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска
находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при
физиологической незрелости организма.
Психолого-педагогическая программа «Тропинка к своему Я» - это комплекс психологических занятий в начальной школе направленных
на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию
собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы, благоприятной
для развития школьника.
Рабочая программа разработана на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему
Я» кандидата психологических наук О.В.Хухлаевой (Уроки психологии в начальной школе).
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, и Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ. Это
связано с обучением в в классах детей с ОВЗ. Отличительными особенностями программы является то, что она способствует достижению
личностных и метапредметных результатов учеником начальной школы.
Программа «Тропинка к собственному Я» способствует достижению следующих личностных результатов :
1. формирование у учащегося готовности и способности к саморазвитию,
2. развитие мотивации к обучению и познанию,
3. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
4. принятие и освоение социальной роли обучающегося,
5. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
6. развитие эмоционально-волевой сферы, в том числе доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания
чувствам других людей;
7. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций.
А также помогает формированию метапредметных достижений, включающих освоенные обучающимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу
умения учиться:
1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
6. готовность слушать собеседника и признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свое мнение, свою точку
зрения и оценку событий;
7. формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
8. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками. Программа рассчитана на 1
класс, на 35 часов, по 1 часу в неделю.
Формы организации занятий
Для успешной реализации используются подгрупповые занятия по 17 человек.
1.
2.
3.
4.
Методы используемые на занятиях:
Игровые методы
Арт-терапия
Сказкотерапия
Создание личного портфолио занятий с продуктами деятельности
Формы психологического контроля
Формы психологического контроля: входная, итоговая диагностика.
№ п/п Методика исследования
Цель
Содержание
1
Исследование самооценки у
школьников по методике
«Лестница» (модификация
ЛуговойВ.Ф.- Методика Т.В.
Дембо использована
модификации С.Я Рубинштейн)
Изучение адекватности
самооценки детей старшего
дошкольного и школьного
возраста
Оцениваемые УУД :
Самооценка (действие смыслообразования)
- представление себя в роли ученика;
- осознание своих возможностей в
учении на основе сравнения "Я" и"хороший ученик"
Возраст: школьники 1 - 4 кл.
2
Методика «Кто Я?»
(модификация методики М.
Куна)
Выявление сформированности
Я-концепции ребенка
Оцениваемые
УУД:
-действия,направленные
на определение своей позиции в отношении социальной роли
ученика и школьной действительности; действия,
устанавливающие смысл учения.
Возраст: 9—10 лет.
Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.
3
Анкета для оценки уровня
школьной мотивации (1-4 кл.)
методика Н. Г.Лускановой,
Определение уровня учебной
мотивации
ОцениваемыеУУД:
-внутренняя позиция школьника
Возраст: школьники1-4 кл.
Форма оценивания:
индивидуальная или групповая диагностика.
4
Проективная методика «Что мне
нравится в школе?»
Выявление мотивационной
готовности к обучению, отношение к
школе.
Анализ детских рисунков
Планируемые результаты освоения программы
К концу обучения курса учащиеся получат возможность:
Личностные
Метапредметные
Предметные результаты
результаты
результаты
Знать
– о формах проявления заботы
о человеке при групповом
взаимодействии;
- правила поведения в
обществе, семье, со
сверстниками;
- правила общения, о
правильном отношении к
собственным ошибкам, к
победе, поражению.
- знать о ценностном
отношении к своему
душевному здоровью и
внутренней гармонии;
-осознавать собственную полезность и ценность;
- иметь нравственноэтический опыт
взаимодействия со
сверстниками, старшими и
младшими детьми,
взрослыми в соответствии с
общепринятыми
нравственными нормами.
- приемы повышения собственной самооценки;
- основные способы психологического взаимодействия
между людьми;
- осознание своего места в мире и обществе;
Уметь
анализировать и
сопоставлять, обобщать,
делать выводы, проявлять
настойчивость в достижении
цели
- налаживать контакт с
людьми;
-соблюдать правила игры и
дисциплину;
Применять
- планировать свои действия
в соответствии с
поставленной задачей
адекватно воспринимать
предложения и оценку
учителя, товарища,
родителя и других людей
-контролировать и
оценивать процесс и
результат деятельности;
- правильно взаимодействовать
с партнерами по команде
- договариваться и
приходить к общему
решению в совместной
деятельности;
- выражать себя в различных
доступных и наиболее
привлекательных для ребенка
видах творческой и игровой
деятельности.
- формулировать
собственное мнение и
позицию;
- быть сдержанным,
терпеливым, вежливым в
процессе взаимодействия;
-подводить самостоятельный
итог занятия; анализировать и
систематизировать полученные
умения и навыки.
- знания и практические
умения в области самоанализа
и саморазвития
- работать в группе, в коллективе.
-получать удовольствие от процесса познания
-преодолевать возникающие в школе трудности
- справляться с неудачами;
-осознавать и контролировать свое психологическое и
эмоциональное состояние;
-взаимодействовать с учителем, сверcтниками
- адекватно анализировать собственные проблемы;
- находить свое место в
школьной жизни;
- полученные знания для
преодоления различных
страхов, в том числе страха
перед неудачей;
- приобретенную
информацию для
установления
дружественной атмосферы в
классе, решения
межличностных
конфликтов;
- полученные знания для адекватного осознания причин
возникающих у ребенка проблем и путей их решения;
- полученный опыт для самореализации и самовыражения в
разных видах деятельности;
- через игровые роли и сказочные образы и осознавать
собственные трудности, их причины и находить пути их
преодоления
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
1 класс
Регулятивные УУД:
1. овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и
взрослыми;
2. извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста,
3. определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя,,
4. учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,
5. строить речевое высказывание в устной форме.
Познавательные УУД:
1. уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя,
2. учиться исследовать свои качества и свои особенности,
3. учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя,
4. учиться наблюдать, моделировать ситуацию с помощью учителя.
Коммуникативные УУД:
1. учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах,
2. учиться работать в паре и в группе,
3. выполнять различные роли,
4. слушать и понимать речь других ребят,
5. осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
Содержание программы:
1 класс
№
п/п
1.
2.
Название раздела (блока)
Я - школьник
Мои чувства
ИТОГО
Кол-во часов на
изучение
раздела (блока)
15
19
34
-
Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль
лабор.
практ.
сочинен.
контр.
раб.
раб.
раб.
8
11
19
-
Основная форма организации учебной деятельности - групповые занятия, работа в микрогруппах и в парах. В групповые занятия
включаются игровые и двигательные задания. Программа уделяет серьезное внимание способам формирования учебной установки в близких и
доступных детям формах, прежде всего в форме игры и сказок. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознавать
собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Ситуации, в которые попадают герои сказок, проецируются на реальные
школьные проблемы, ребенок получает возможность посмотреть на них со стороны и в то же время идентифицировать проблемы героя с
собственными. В результате к концу первого года обучения дети привыкают адекватно анализировать свои проблемы. Поэтому главной
задачей занятий становиться содействие развитию рефлексии учащихся, помощь в осознании ими своих эмоциональных состояний.
Тематическое планирование
№
урока
Дата
проведения
по
по
плану факту
Тема урока
Тип урока
Планируемые результаты
Раздел (блок) 1. Я - школьник - 15 часов
умею Входная диагностика,
овладевать навыками самоконтроля в
занятие с элементами
общении со сверстниками и
тренинга
взрослыми;
Виды/
формы
контроля
1
Знакомство. Я
управлять собой.
2
Я умею преодолевать
трудности
Я умею преодолевать
трудности
Я умею слушать других.
учиться рассуждать, строить логические рефлексия
умозаключения с помощью учителя,
учиться осознавать свои трудности и рефлексия
стремиться к их преодолению
учиться работать в паре и в группе
рефлексия
Я умею учиться
ошибки.
Я
умею
быть Занятие с элементами
доброжелательным.
тренинга
Я
умею
быть Диагностика
доброжелательным.
учиться отреагировать свои чувства в
отношении учителя и одноклассников
учиться позитивно, проявлять себя в
общении
учиться графически оформлять изучаемый
материал,
моделировать различные жизненные и
учебные ситуации
учиться позитивно, проявлять себя в
общении,
учиться договариваться и приходить к
3
4
5
6
7
8
Занятие с элементами
тренинга
Занятие с элементами
тренинга
Занятие с элементами
тренинга
у Диагностика
Я доброжелательный.
Занятие с элементами
тренинга
анкетирование
рефлексия
опрос
рефлексия
рефлексия
9
Я умею быть ласковым.
10
Я становлюсь сильным Занятие с элементами
духом. Я умею делать тренинга
задания вместе другими.
осознавать свои телесные ощущения,
связанные с напряжением и
расслаблением
рефлексия
11
Я становлюсь сильным Диагностика
духом. Я умею делать
задания вместе другими.
Я становлюсь сильным Занятие с элементами
духом. Я умею слышать тренинга
мнение другого.
извлекать необходимую информацию из
текста
опрос
12
13
14
15
16
17
18
Диагностика
общему решению
учиться понимать эмоции и поступки
других людей
определять и формулировать цель в
совместной работе,
учиться делать осознанный выбор в
сложных ситуациях
Я
учусь
решать Занятие с элементами
осознавать свою долю ответственности
конфликты
тренинга
за всё, что с ним происходит
Я
учусь
решать Занятие с элементами
учиться доверительно и открыто говорить
конфликты
тренинга
о своих чувствах,
учиться работать в паре и в группе
Я
умею
решать Диагностика
уметь распознавать и описывать свои
конфликты
чувства и чувства других людей с
помощью учителя,
учиться исследовать свои качества и свои
особенности
Раздел (блок) 2. Мои чувства - 1 9 часов
Радость.
Что
такое Занятие с элементами
планировать цели и пути самоизменения с
мимика.
тренинга
помощью взрослого,
соотносить результат с целью и оценивать
его
Радость.
Что
такое Занятие с элементами
извлекать необходимую информацию из
мимика.
тренинга
текста,
определять и формулировать цель в
совместной работе
Радость.
Как
ее Диагностика
учиться делать осознанный выбор в
рефлексия
анкетирование
рефлексия
рефлексия
рефлексия
опрос
рефлексия
рефлексия
19
доставить
человеку.
Жесты.
другому
сложных ситуациях
Занятие с элементами
тренинга
20
Радость можно передать Занятие с элементами
прикосновением.
тренинга
21
Радость можно подарить Диагностика
взглядом.
Грусть.
Занятие с элементами
тренинга
22
23
Страх.
24
Страх,
относительность.
25
Как
справиться
страхом.
Как
справиться
страхом.
26
Занятие с элементами
тренинга
его Диагностика
со Занятие с элементами
тренинга
со Занятие с элементами
тренинга
реалистично строить свои
взаимоотношения друг с другом и
взрослыми
планировать цели и пути самоизменения с
помощью взрослого,
соотносить результат с целью и оценивать
его
осознавать свою долю ответственности за
всё, что с ним происходит
обогатить представление о собственных
возможностях и способностях
рефлексия
учиться наблюдать и осознавать
происходящие в самом себе изменения
оценивать правильность выполнения
действий и корректировать при
необходимости
учиться моделировать новый образ
на основе личного жизненного опыта
находить ответы на вопросы в тексте,
перерабатывать информацию
рефлексия
рефлексия
опрос
рефлексия
рефлексия
рефлексия
рефлексия
Страх
и
как
его
преодолеть.
Гнев.
С
какими
чувствами он дружит?
Может ли гнев принести
пользу?
Диагностика
адекватно воспринимать оценку учителя
рефлексия
Занятие с элементами
тренинга
Занятие с элементами
тренинга
рефлексия
30
Обида
31
Обида
Занятие с элементами
тренинга
Занятие с элементами
тренинга
ориентироваться на позицию партнёра в
общении и взаимодействии
учиться контролировать свою речь и
поступки, учиться толерантному
отношению к другому мнению
учиться самостоятельно решать проблемы
в общении
учиться грамотно, задавать вопросы и
участвовать в диалоге
27
28
29
рефлексия
анкетирование
опрос
32
Разные чувства.
Занятие с элементами
тренинга
осознавать необходимость признания и
уважения прав других людей
наблюдение
33
Разные чувства.
Занятие с элементами
тренинга
учиться формулировать своё собственное
мнение и позицию.
рефлексия
34
Подведем итоги
Диагностика
учиться моделировать новый образ на
основе личного жизненного опыта
Литература:
1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования
2. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе (1-4). М., 2014г
3. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. М., 2006.
4. И.В.Стишенок. Сказка в тренинге. Коррекция, развитие, личностный рост..-Спб.:Речь,2006
5. Н.В.Самоукина. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы.-Ярославль:Академия развития, 2004.
6. Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб. – Минск, 1997.
7. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990.
8. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1980.
9. Вайсен Р. и др. Обучение жизненным навыкам в школах. М., 1996.
10. Жизненные навыки / Под. ред. С.В. Кривцовой. М., 2002. Панфилова М.А. Игротерапия общения. М., 2000.
11. Мухина В.С. Детская психология. М., 1997.
12. Оклендер В. Окна в мир ребёнка. Руководство по детской психотерапии. М., 1997.
13. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под. ред. И.В. Дубровиной. Екатеринбург, 2000.
14. Практическая психология образования / Под. ред. И.В. Дубровиной. М.,1998.
15. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков / Под. ред. А.Д. Андреевой. М., 1997.
16. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС // Сост. И.В. Возняк, И.М. Узянова,
С.В.Лебедева и др. Волгоград, 2013.
17. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. М., 2001.
18. Флейк-Хобсон К. и др. Мир входящему. Развитие ребёнка и его отношения с окружающими. М., 1992.