ДООП Ментальная арифметика 5-6 лет

Город Батайск, Ростовская область
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Частное общеобразовательное учреждение «РЖД Прогимназия №20»
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
РАССМОТРЕНА и РЕКОМЕНДОВАНА
Заседанием Педагогического совета
РЖД Прогимназия №20
Протокол №1
от «29» августа 2025 г.

УТВЕРЖДАЮ:
ДИРЕКТОР
РЖД Прогимназии №20
____________________М.А. Ломова
«29» августа 2025 г.

Рабочая программа
Педагога дополнительного образования
Предмет: кружок «Ментальная арифметика»
Дошкольные группы
(старшая группа, 5-6 лет)

составитель: Жмайло Л.Б.

2025-2026

Структура рабочей программы
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1. 2. Цель и задачипрограммы
1. 3. Планируемые результаты
2. Содержательный раздел
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
3. Организационный раздел
- Учебный план
- Содержание учебно-тематического плана
- Методические материалы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
Программа «Ментальная арифметика» является программой дополнительного образования познавательной направленности
(далее Программа) и рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста.
Программа помогает улучшить работоспособность мозга, развить память, концентрацию внимания, ассоциативное мышление,
научиться быстрому и точному счёту в уме.
В процессе обучения используется специальная рабочая тетрадь. Материал каждого занятия, предложенный в тетради, является
примерным и по усмотрению педагога может использоваться частично или комбинироваться с дополнительным материалом.
Программа соответствует социальному заказу от родителей и желаниям самих детей освоить данный вид деятельности.
Форма организации содержания и процесса педагогической деятельности
Форма организации педагогического процесса интегрированная. Реализация программы проходит в совместной деятельности
педагога и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. Образовательный процесс проходит ненавязчиво, с использованием игровых
обучающих ситуаций, при сочетании подгрупповой и индивидуальной работы с детьми и использованием приемов поддержки детской
инициативы. Обеспечивается участие ребёнка во всех доступных ему видах коммуникативного взаимодействия.
Уровни реализации программы: Стартовый (начальный)
Актуальность программы Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена важностью создания условий для
формирования у дошкольников навыков абстрактного (пространственного) мышления, которые необходимы для успешного
интеллектуального развития ребенка, а также необходимость повышения скорости мышления и умения обрабатывать большой объем
информации. Мы живем в век информационного цунами, когда количество информации постоянно растет, и очень важно научиться с ней
грамотно работать, «пропускать» огромные ее объемы через себя. Предлагаемая система практических занятий и занимательных
упражнений позволяет формировать, развивать, корректировать эти навыки у ребенка, а также позволяет легко и радостно включить
дошкольника в процесс обучения.
Данная программа является адаптированной для детей пятилетнего возраста. Задания построены «от простого к сложному» в
программе предусмотрено увеличение объема заданий в соответствии с количеством уроков.
Каждое занятие наполнено арифметическими заданиями занимательного характера. В процессе проведения занятий у обучающихся
появляется реальная возможность, работая в зоне ближайшего развития ребенка, поднять авторитет даже у самого слабо мотивированного
обучающегося. Отрабатывать арифметический навык. Подготовить ум для более серьезной работы. Также занятия направлены на
использование на практике приемов мыслительной деятельности: анализ, синтез, классификация, аналогия, обобщение, сравнение.
Отличительные особенности программы
Особенностью программы является то, что на каждом занятии дошкольники считают при помощи специального предмета – абакус.
Счет производится двумя руками, ассиметричными пальцами правой и левой рук, что приводит к развитию межполушарных связей, после
закрепления счета на абакусе, обучающиеся переходят к ментальному счету – мысленно представляя косточки абакуса в своем воображении
и «передвигая» их. В домашнем задании предусмотрено отрабатывание счета как на абакусе, так и ментально. Обязательным элементом
занятия являются диктанты – это упражнение на развитие слуховой памяти, концентрации внимания и скорости мышления. Есть уникальный
диктант – диктант «на память», направленный на увеличение объема памяти и способности удерживать в уме как можно дольше полученную
информацию. Кроме того, в методике сделан акцент на развитие фотографической памяти. В процессе решения примеров обучающиеся

запоминают не одно число, а ряд чисел со знаками. На занятиях и дома ребята выполняют специальные упражнения, которые развивают
мелкую моторику, одновременно закрепляют новую тему и способствуют развитию скорости мышления. Они называются фундаментальными.
Работа по развитию скорости мышления ведется постоянно через установление нормативов. Они позволяют повышать скорость вычисления
примеров постепенно в комфортных для ребенка условиях. При данной работе с детьми у них формируются важные качества личности:
самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные навыки.
В ходе решения задач дошкольники учатся концентрироваться на поставленной задаче, не отвлекаться и быстро выполнять упражнения.
Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая рабочая программа рассчитана на работу с дошкольниками в возрасте 5-6
лет.
Формы обучения и виды занятий
- традиционное занятие;
- комбинированное занятие;
- игра;
- открытое занятие
Формы организации деятельности воспитанников на занятии:
- групповая;
- индивидуально–групповая
Срок освоения программы – 1 учебный год
Режим занятий Учебный год по дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей рабочей программе начинается 15
сентября и заканчивается 29 мая.
Режим занятий
I
часть по длительности – 1/3 часть общего времени занятия.
II
часть по длительности – 2/3 общего времени занятия.
III часть по длительности – 2–3 минуты.
Продолжительность занятий - 30 мин
Общее количество занятий в неделю – 2 раза
4. Сведения о программе:
4.1. Нормативная база
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013
г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей» (далее – СанПиН);
5. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее
федеральная Концепция);

6. Паспорт приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей" (утвержден президиумом Совета при
Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 ноября 2016 г. № 11);
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
9. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет»,
ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.) (далее –Методические рекомендации);
10. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ. (Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.08.2015 г. № АК-2563/05);
11. Инструментарий работника Системы дополнительного образования детей. Сборник методических указаний и нормативных
материалов для обеспечения реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей». – М.: Фонд новых
форм развития образования, Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский Государственный Технический
университет имени Н. Э. Баумана, 2017.- 608 с. (далее – Инструментарий).
1.2. Цель и задачи программы
Цель: развитие основных познавательных процессов (мышление, память,
внимание, воображение), образующих интегральное качество личности.
Задачи программы:
Предметные:
- обучать технологии работы на абакусе;
- формировать умение счета на абакусе;
- обучать умению считать в уме.
Метопредметные:
- развивать концентрацию внимания;
- развивать наблюдательность и слух, воображение и представление;
- развивать фотографическую память;
- стимулировать творческое мышление.
Личностные:
- формировать мотивацию на получение дополнительных знаний;
- формировать уверенность в себе;
- формировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- формировать умение не создавать конфликты и находить выход из любой ситуации.
1.3. Планируемые результаты
Предметные результаты:

Учащиеся получат возможность знать:
– о пользе обучения ментальной арифметике;
– правила работы на инструменте «абакусе»;
- правила сложения и вычитания однозначных чисел на абакусе;
- правила набора однозначных чисел на абакусе;
– правила техники безопасности при работе в классе.
Учащиеся получат возможность уметь:
- эффективно обрабатывать получаемую головным мозгом разносторонней
информации;
- усовершенствовать навыки устного счета и логического мышления;
- четко и быстро решать поставленные разнообразные задачи;
– считать на абакусе;
– считать ментально;
– использовать полученные знания в личностном развитии.
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране,
выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее
делах и событиях;
- осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей,
сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура
поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
- установка на безопасный здоровый образ жизни;
Метапредметными результаты:
- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и
внутреннего мира человека;
- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
- умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение
возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время,
количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
- владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и
социальных дисциплин;
- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов,
описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
- умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
В программе используются такие формы занятий, которые мотивируют учащихся к активному слушанию, познанию изучаемого
материала, а также обеспечивают наибольшую эффективность и оптимальность его восприятия, а именно: учебное занятие, практическое
занятие,
упражнения
на
развитие
межполушарного
взаимодействия,
игры
с
флэш-картами.

2. Содержательный раздел
2.1.Календарный учебный график
Учебный год по дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей рабочей программе начинается 15 сентября
и заканчивается 29 мая;
План для детей старшей группы (5-7 лет)
№

Разделы / месяцы

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

п/п
1 Знакомство с ментальной арифметикой
(счет в воображении). Знакомство с
абакусом. Набор чисел на абакусе.
2
Набор чисел первого разряда на
абакусе.
2 Знакомство с флеш-картами. Учимся
считать на абакусе. Набор чисел,
использование пальцев, пятерка.
3 Простое сложение и вычитание на
счётах и ментальной карте.
4 Сравнение групп предметов по
количеству.
5 Сложение. Вычитание
6 Смешанные примеры
7 Цифры и числа на абакусе.
8 Простые вычисления
9 Операции с повторяющимися и
последовательными числами при
вычитании и сложении.
10 Итого занятий в месяц
2
11

Всего занятий в год

66

8
8
8
8
8
8
8
8
8

8

8

8

8

8

8

8

2.2. Условия реализации программы
Условия формирование групп: для обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей рабочей
программе принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний) без предварительного отбора.
Материально-технические условия
Очень важно предоставить возможность ребенку-дошкольнику использовать те знания и умения, которые он усвоил на
занятиях, в самостоятельной деятельности. Этому способствует создание условий в группе:
- размещение настольно-печатных игр с цифрами, составлением примеров, задач;
- размещение магнитных цифр для составления примеров, задач на магнитной доске;
- ребусы, кроссворды для самостоятельного решения детьми;
- листы с печатным материалом познавательного содержания
- для самостоятельной работы с использованием полученных знаний;
- размещение книг серии «Считаем сами» (для первоначального чтения)
- листы с заданиями на штриховку, копирование фигур, раскрашивание и др.
2.3. Формы аттестации
В процессе реализации программы используются следующие виды контроля:
– входной контроль (октябрь, беседа);
– текущий контроль (практические работы, диктанты);
– промежуточный контроль (в течение учебного года – практические работы);
– итоговый контроль (апрель, конкурс).
Формы и критерии оценки учебных результатов программы: фиксируются
ежедневно в графике (в рабочих тетрадях у каждого ребенка индивидуально).
Методы выявления результатов воспитания: наблюдение, беседа.
Методы выявления результатов развития: анкетирование.
Формы подведения итогов реализации программы: открытый урок на День
открытых дверей для родителей.
2.4. Оценочные материалы
Оценочные и методические материалы. Критерии и нормы оценки результатов освоения программы.
 Входной контроль (октябрь) проводится с целью выявления уровня первоначальных знаний, умений, возможностей детей.
 Текущий контроль осуществляется без их оценки в баллах. Работу ребенка педагог оценивает словесно и только
положительно.
 Итоговый контроль (май) проводится с целью определения уровня подготовки детей.
 Формы контроля: выполнение практических заданий, устный опрос, педагогические наблюдения.

3. Организационный раздел
3.1. Методические материалы
Для реализации содержания Программы имеются комплекты методических пособий для педагога и рабочих тетрадей для
детей, которые обеспечивают:
- ориентацию на математические понятия
- развитие интереса и способностей к счёту;
- развитие комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (инициативности, аккуратности,
самостоятельности);
- условия для самостоятельной деятельности ребенка, что достигается решением учебно-игровых заданий, в которых нет
готовых образцов. Ребенок самостоятельно ищет способ и порядок выполнения работы;
- условия для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности ребенка и педагога.
3.2. Содержание учебно-тематического плана
№
п/п

Количество часов
Тема

Всего

Введение.
«Ментальная арифметика»
Старший дошкольный
возраст

Теория

Практика

1

1

-

30 часов

4
часов

30
часов

Знакомство с ментальной
арифметикой.
Знакомство с Абакусом Как
правильно сидеть и держать
Абакус.

2 часа

2-х значные числа

5 часов

Сложение /примеры/

3 часа

4 часа

Формы
аттестации/
контроля
Текущий контроль
(собеседование)

5 часов

Текущий
контроль
(наблюдение)

2 часа

4 часа

2 часа

4 часа

Текущий
контроль
(наблюдение)
Текущий
контроль
(наблюдение)

Вычетание/примеры/

5 часов

30
мин

4часа

Смешанные примеры

5 часов

1 час

4 часа

Цифры и числа на абаке

5часов

1 час

4 часа

Операции с повторяющимися и 5 часов
последовательными числами
привычитании и сложении

5 часов

Текущий
контроль
(наблюдение)
Текущий
контроль
(наблюдение)
Текущий
контроль
(наблюдение)
Текущий
контроль
(наблюдение)

3.3. Материально-техническое обеспечение
Рабочие тетради;
Методическая литература;
Индивидуальное рабочее место;
Ментальные карты
Флеш- карты
Индивидуальные счёты Абакус
Демонстрационные (большие счеты) Абакус
Канцелярские принадлежности;
Ноутбук;
Проектор;
Игры на развитие внимания, памяти, мышления:
Дидактическая игра «Найди ошибку»
Дидактическая игра «Найди отличия и сходство»
Дидактическая игра «Назови картинки и повтори»
Дидактическая игра «Да и нет не говорить»…
Игры для одновременной работы обоих полушарий мозга, сосредоточенности, скорости принятия решений.
Игра «Фрукты-овощи»
Игра «Сено-солома»
Игра «2 города и имя»…
Пальчиковая гимнастика:
«Замок»
«Помощники»
«Удивительно»

III. Список литературы
1.Х. Шен. «Менар. Абакус1,2,3,4,5,6»
2. Г.П. Шалаева «Решаем задачи»; «Меры измерения»
3. Цаплина О.В. Ребенок в мире позитива // Детский сад от А до Я. 2015. № 5 (77). С. 53-59.
4. Цаплина О.В. Технология развития познавательной активности дошкольника // Детский сад от А до Я. 2016. №1. С. 44-53.
5. Малушева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счёту дошкольников
// Международный научный журнал «Символ науки» №12-2/2016. С. 221-225.
6.Михеева Людмила Александровна «Ментальная арифметика»
7..Учебник по ментальной арифметике
8. Куралай Эрускызы Жунисбекова «Ментальная арифметика: методическое пособие для преподавателей и родителей»
9..Книга Малсан Би «Ментальная арифметика. Для всех»
10. http://menar.ru.com
11. YouTube «Ментальная арифметика для каждого
12. Онлайн-тренажер «Абакус»

ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарно-тематический план для детей старшей группы (5-7 лет)

№
.

Разделы / месяцы

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

8

8

п/п
2
1 Знакомство с ментальной арифметикой
(счет в воображении). Знакомство с
абакусом. Набор чисел на абакусе.
Набор чисел первого разряда на
абакусе.
2 Знакомство с флеш-картами. Учимся
считать на абакусе. Набор чисел,
использование пальцев, пятерка.
3 Простое сложение и вычитание на
счётах и ментальной карте.
4 Сравнение групп предметов по
количеству.
5 Сложение. Вычитание
6 Смешанные примеры
7 Цифры и числа на абакусе.
8 Простые вычисления
9 Операции с повторяющимися и
последовательными числами при
вычитании и сложении.
10 Итого занятий в месяц
2

11

Всего занятий в год

66

8

8
8
8
8
8
8

8

8

8

8

8

8

Календарно – тематическое планирование
по ментальной арифметике на 2025-2026уч.г
для детей 5-7 лет.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Содержание
Знакомство обучающихся с педагогом. Выявление уровня первичной подготовки
детей.
Знакомство с ментальной арифметикой (счет в воображении)
Знакомство с абакусом. Набор чисел на абакусе
Набор чисел первого разряда на абакусе
Учимся считать на абакусе. Набор чисел, использование пальцев, пятерка.
Набор чисел, использование пальцев, пятерка.
Повторение: отображение чисел, набор чисел на счетах
Знакомство с флеш-картами
Знакомство с ментальными картами
Простое сложение на счётах и ментальной карте
Простое вычитание на счётах и ментальной карте
Сложение «Младшие товарищи». Формулы добавления чисел 1-4. Базовые
упражнения на сложение с 5. Решение примеров на сложение методом «Помощь
брата».
Итоговое занятие
Вычитание «Младшие товарищи». Формулы вычитания чисел 1-4. Базовые
упражнения на вычитание с 5. Выполнение примеров методом «Младшие
товарищи».

Количество
занятий
2
2
4
4
4
4
1
1
1
2
2
2
2
2

15

Сравнение групп предметов по количеству

2

17

Сложение и вычитание на счётах и ментальной карте.

2

18

Смешанные операции на прямое сложение и вычитание без перехода через разряд

2

19

Решение примеров на сложение и вычитание с 5- методом «Младшие товарищи»

2

20

Знакомство с двухзначными числами

4

21

Числа от 10 до 20

2

22

Сложение с двухзначных чисел

3

23

Вычитание с двухзначных чисел

3

24

Сложение с двухзначных чисел

4

25

Вычитание с двухзначных чисел

4

26

Набор десятков на абакусе

2

27

Набор десятков на абакусе. Числа от 20 до 99.

2

28

Итоговое занятие.

2

Всего занятий

66


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».