ДООП Ментальная арифметика 8-11 лет

Город Батайск, Ростовская область
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Частное общеобразовательное учреждение «РЖД Прогимназия №20»
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
РАССМОТРЕНА и РЕКОМЕНДОВАНА
Заседанием Педагогического совета
РЖД Прогимназия №20
Протокол №1
от «29» августа 2025 г.

УТВЕРЖДАЮ:
ДИРЕКТОР
РЖД Прогимназии №20
____________________М.А. Ломова
«29» августа 2025 г.

Рабочая программа
Педагога дополнительного образования
Предмет: кружок «Ментальная арифметика»
Школьная группа
(8-11 лет)

составитель: Жмайло Л.Б.

2025-2026

Структура рабочей программы
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1. 2. Цель и задачи программы
1. 3. Планируемые результаты
2. Содержательный раздел
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
3. Организационный раздел
- Учебный план
- Содержание учебно-тематического плана
- Методические материалы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
Программа «Ментальная арифметика» является программой дополнительного образования познавательной направленности
(далее Программа) и рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста.
Программа помогает улучшить работоспособность мозга, развить память, концентрацию внимания, ассоциативное мышление,
научиться быстрому и точному счёту в уме.
В процессе обучения используется специальная рабочая тетрадь. Материал каждого занятия, предложенный в тетради, является
примерным и по усмотрению педагога может использоваться частично или комбинироваться с дополнительным материалом.
Программа соответствует социальному заказу от родителей и желаниям самих детей освоить данный вид деятельности.
Форма организации содержания и процесса педагогической деятельности
Форма организации педагогического процесса интегрированная. Реализация программы проходит в совместной деятельности
педагога и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. Образовательный процесс проходит ненавязчиво, с использованием игровых
обучающих ситуаций, при сочетании подгрупповой и индивидуальной работы с детьми и использованием приемов поддержки детской
инициативы. Обеспечивается участие ребёнка во всех доступных ему видах коммуникативного взаимодействия.
Уровни реализации программы: Стартовый (начальный)
Актуальность программы Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена важностью создания условий для
формирования у дошкольников навыков абстрактного (пространственного) мышления, которые необходимы для успешного
интеллектуального развития ребенка, а также необходимость повышения скорости мышления и умения обрабатывать большой объем
информации. Мы живем в век информационного цунами, когда количество информации постоянно растет, и очень важно научиться с ней
грамотно работать, «пропускать» огромные ее объемы через себя. Предлагаемая система практических занятий и занимательных
упражнений позволяет формировать, развивать, корректировать эти навыки у ребенка, а также позволяет легко и радостно включить
дошкольника в процесс обучения.
Каждое занятие наполнено арифметическими заданиями занимательного характера. В процессе проведения занятий у обучающихся
появляется реальная возможность, работая в зоне ближайшего развития ребенка, поднять авторитет даже у самого слабо мотивированного
обучающегося. Отрабатывать арифметический навык. Подготовить ум для более серьезной работы. Также занятия направлены на
использование на практике приемов мыслительной деятельности: анализ, синтез, классификация, аналогия, обобщение, сравнение.
Отличительные особенности программы
Особенностью программы является то, что на каждом занятии ученики считают при помощи специального предмета – абакус. Счет
производится двумя руками, ассиметричными пальцами правой и левой рук, что приводит к развитию межполушарных связей, после
закрепления счета на абакусе, обучающиеся переходят к ментальному счету – мысленно представляя косточки абакуса в своем воображении
и «передвигая» их. В домашнем задании предусмотрено отрабатывание счета как на абакусе, так и ментально. Обязательным элементом
занятия являются диктанты – это упражнение на развитие слуховой памяти, концентрации внимания и скорости мышления. Есть уникальный
диктант – диктант «на память», направленный на увеличение объема памяти и способности удерживать в уме как можно дольше полученную
информацию. Кроме того, в методике сделан акцент на развитие фотографической памяти. В процессе решения примеров обучающиеся
запоминают не одно число, а ряд чисел со знаками. На занятиях и дома ребята выполняют специальные упражнения, которые развивают
мелкую моторику, одновременно закрепляют новую тему и способствуют развитию скорости мышления. Они называются фундаментальными.

Работа по развитию скорости мышления ведется постоянно через установление нормативов. Они позволяют повышать скорость вычисления
примеров постепенно в комфортных для ребенка условиях. При данной работе с детьми у них формируются важные качества личности:
самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные навыки.
В ходе решения задач дошкольники учатся концентрироваться на поставленной задаче, не отвлекаться и быстро выполнять упражнения.
Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая рабочая программа рассчитана на работу со школьниками 8-11 лет.
Формы обучения и виды занятий
- традиционное занятие;
- комбинированное занятие;
- игра;
- открытое занятие
Формы организации деятельности воспитанников на занятии:
- групповая;
- индивидуально–групповая
Срок освоения программы – 1 учебный год
Режим занятий Учебный год по дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей рабочей программе начинается 15
сентября и заканчивается 29 мая.
Режим занятий
I
часть по длительности – 1/3 часть общего времени занятия.
II
часть по длительности – 2/3 общего времени занятия.
III часть по длительности – 2–3 минуты.
Продолжительность занятий - 30 мин
Общее количество занятий в неделю – 2 раза
4. Сведения о программе:
4.1. Нормативная база
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013
г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей» (далее – СанПиН);
5. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее
федеральная Концепция);
6. Паспорт приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей" (утвержден президиумом Совета при
Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 ноября 2016 г. № 11);

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
9. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет»,
ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.) (далее –Методические рекомендации);
10. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ. (Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.08.2015 г. № АК-2563/05);
11. Инструментарий работника Системы дополнительного образования детей. Сборник методических указаний и нормативных
материалов для обеспечения реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей». – М.: Фонд новых
форм развития образования, Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский Государственный Технический
университет имени Н. Э. Баумана, 2017.- 608 с. (далее – Инструментарий).
1.2. Цель и задачи программы
Цель: развитие основных познавательных процессов (мышление, память,
внимание, воображение), образующих интегральное качество личности.
Задачи программы:
Предметные:
- обучать технологии работы на абакусе;
- формировать умение счета на абакусе;
- обучать умению считать в уме.
Метопредметные:
- развивать концентрацию внимания;
- развивать наблюдательность и слух, воображение и представление;
- развивать фотографическую память;
- стимулировать творческое мышление.
Личностные:
- формировать мотивацию на получение дополнительных знаний;
- формировать уверенность в себе;
- формировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- формировать умение не создавать конфликты и находить выход из любой ситуации.
1.3. Планируемые результаты
Предметные результаты:
Учащиеся получат возможность знать:
– о пользе обучения ментальной арифметике;

– правила работы на инструменте «абакусе»;
- правила сложения и вычитания однозначных чисел на абакусе;
- правила набора однозначных чисел на абакусе;
– правила техники безопасности при работе в классе.
Учащиеся получат возможность уметь:
- эффективно обрабатывать получаемую головным мозгом разносторонней
информации;
- усовершенствовать навыки устного счета и логического мышления;
- четко и быстро решать поставленные разнообразные задачи;
– считать на абакусе;
– считать ментально;
– использовать полученные знания в личностном развитии.
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории
и желании участвовать в ее делах и событиях;
- осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических
чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
- установка на безопасный здоровый образ жизни;
Метапредметными результаты:
- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и
внутреннего мира человека;
- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
- умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение
возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время,
количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
- владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и
социальных дисциплин;
- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов,
описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
- умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
В программе используются такие формы занятий, которые мотивируют учащихся к активному слушанию, познанию изучаемого
материала, а также обеспечивают наибольшую эффективность и оптимальность его восприятия, а именно: учебное занятие, практическое
занятие, упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, игры с флэш-картами.

2. Содержательный раздел
2.1.Календарный учебный график
Учебный год по дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей рабочей программе начинается 15 сентября
и заканчивается 29 мая;
План для детей школьной группы возраст 8-11 лет.

№

Разделы / месяцы

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

п/п
5
1 Знакомство с ментальной арифметикой
(счет в воображении). Знакомство с
абакусом. Набор чисел на абакусе.
Набор чисел первого разряда на
абакусе.
2 Знакомство с флеш-картами. Учимся
считать на абакусе. Набор чисел,
использование пальцев, пятерка.
3 Простое сложение и вычитание на
счётах и ментальной карте.
4 Сравнение групп предметов по
количеству.
5 Сложение. Вычитание
6 Смешанные примеры
7 Цифры и числа на абакусе.
8 Простые вычисления
9 Операции с повторяющимися и
последовательными числами при
вычитании и сложении.
10 Итого занятий в месяц
5

11

Всего занятий в год

8
8
8
8
8
8
8
8
8

8

8

8

8

8

8

8

69

2.2. Условия реализации программы
Условия формирование групп: для обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей рабочей
программе принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний) без предварительного отбора.
Материально-технические условия
Очень важно предоставить возможность ученику использовать те знания и умения, которые он усвоил на занятиях, в

самостоятельной деятельности. Этому способствует создание условий в группе:
- размещение настольно-печатных игр с цифрами, составлением примеров, задач;
- размещение магнитных цифр для составления примеров, задач на магнитной доске;
- ребусы, кроссворды для самостоятельного решения детьми;
- листы с печатным материалом познавательного содержания
- для самостоятельной работы с использованием полученных знаний;
2.3. Формы аттестации
В процессе реализации программы используются следующие виды контроля:
– входной контроль (октябрь, беседа);
– текущий контроль (практические работы, диктанты);
– промежуточный контроль (в течение учебного года – практические работы);
– итоговый контроль (апрель, конкурс).
Формы и критерии оценки учебных результатов программы: фиксируются
ежедневно в графике (в рабочих тетрадях у каждого ребенка индивидуально).
Методы выявления результатов воспитания: наблюдение, беседа.
Методы выявления результатов развития: анкетирование.
2.4. Оценочные материалы
Оценочные и методические материалы. Критерии и нормы оценки результатов освоения программы.
 Входной контроль (октябрь) проводится с целью выявления уровня первоначальных знаний, умений, возможностей детей.
 Текущий контроль осуществляется без их оценки в баллах. Работу ребенка педагог оценивает словесно и только
положительно.
 Итоговый контроль (май) проводится с целью определения уровня подготовки детей.
 Формы контроля: выполнение практических заданий, устный опрос, педагогические наблюдения.

3. Организационный раздел
3.1. Методические материалы
Для реализации содержания Программы имеются комплекты методических пособий для педагога и рабочих тетрадей для
детей, которые обеспечивают:
- ориентацию на математические понятия
- развитие интереса и способностей к счёту;

- развитие комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (инициативности, аккуратности,
самостоятельности);
- условия для самостоятельной деятельности ребенка, что достигается решением учебно-игровых заданий, в которых нет
готовых образцов. Ребенок самостоятельно ищет способ и порядок выполнения работы;
- условия для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности ребенка и педагога.
3.2. Содержание учебно-тематического плана
№
п/п

Количество часов
Тема

Всего

Введение.

Теория

Практика

1

1

-

30 часов

4 часа

30
часов

Формы
аттестации/
контроля
Текущий контроль
(собеседование)

«Ментальная арифметика»

Знакомство с ментальной
арифметикой.
Знакомство с Абаком Как
правильно сидеть и держать
Абак.
2-х значные числа

2 часа

5 часов

Сложение /примеры/

4 часа

5 часов

Текущий
контроль
(наблюдение)

1 час

4 часа

3 часа

30
мин

4 часа

Вычетание/примеры/

5 часов

30
мин

4часа

Смешанные примеры

5 часов

1 час

4 часа

Цифры и числа на абаке

5часов

1 час

4 часа

Текущий
контроль
(наблюдение)
Текущий
контроль
(наблюдение)
Текущий
контроль
(наблюдение)
Текущий
контроль
(наблюдение)
Текущий
контроль
(наблюдение)

Операции с повторяющимися и 5 часов
последовательными числами
при вычитании и сложении

5 часов

Текущий
контроль
(наблюдение)

3.3. Материально-техническое обеспечение
Рабочие тетради;
Методическая литература;
Индивидуальное рабочее место;
Ментальные карты
Флеш- карты
Индивидуальные счёты Абакус
Демонстрационные (большие счеты) Абакус
Канцелярские принадлежности;
Ноутбук;
Проектор;
Игры на развитие внимания, памяти, мышления:
Дидактическая игра «Найди ошибку»
Дидактическая игра «Найди отличия и сходство»
Дидактическая игра «Назови картинки и повтори»
Дидактическая игра «Да и нет не говорить»…
Игры для одновременной работы обоих полушарий мозга, сосредоточенности, скорости принятия решений.
Игра «Фрукты-овощи»
Игра «Сено-солома»
Игра «2 города и имя»…
Пальчиковая гимнастика:
«Замок»
«Помощники»
«Удивительно»
III. Список литературы
1.Х. Шен. «Менар. Абакус1,2,3,4,5,6»
2. Г.П. Шалаева «Решаем задачи»; «Меры измерения»
3. Цаплина О.В. Ребенок в мире позитива // Детский сад от А до Я. 2015. № 5 (77). С. 53-59.
4. Цаплина О.В. Технология развития познавательной активности дошкольника // Детский сад от А до Я. 2016. №1. С. 44-53.

5. Малушева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счёту дошкольников
// Международный научный журнал «Символ науки» №12-2/2016. С. 221-225.
6.Михеева Людмила Александровна «Ментальная арифметика»
7..Учебник по ментальной арифметике
8. Куралай Эрускызы Жунисбекова «Ментальная арифметика: методическое пособие для преподавателей и родителей»
9..Книга Малсан Би «Ментальная арифметика. Для всех»
10. http://menar.ru.com
11. YouTube «Ментальная арифметика для каждого
12. Онлайн-тренажер «Абакус»

ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарно-тематический план для детей школьной группы (8-11лет)

.

№

Разделы / месяцы

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

п/п
5
1 Знакомство с ментальной арифметикой
(счет в воображении). Знакомство с
абакусом. Набор чисел на абакусе.
Набор чисел первого разряда на
абакусе.
2 Знакомство с флеш-картами. Учимся
считать на абакусе. Набор чисел,
использование пальцев, пятерка.
3 Простое сложение и вычитание на
счётах и ментальной карте.
4 Сравнение групп предметов по
количеству.
5 Сложение. Вычитание
6 Смешанные примеры
7 Цифры и числа на абакусе.
8 Простые вычисления
9 Операции с повторяющимися и
последовательными числами при
вычитании и сложении.
10 Итого занятий в месяц
8

11

Всего занятий в год

8
8
8
8
8
8
8
8
8

8

8

8

69

Календарно – тематическое планирование
по ментальной арифметике на 2025-2026уч.г

8

8

8

8

№
п/п

1.

2.

3.

4.

5.

6.
7.
8.
9.

для детей 8-11 лет.
Наименование дисциплины Содержание дисциплины
(модуля)
(модуля)
Вводная часть. Конструкция абакуса. Набор чисел.
Знакомство с понятием
Знакомство с понятием «ментальная арифметика».
«ментальная арифметика». Конструкция абакуса (братья и друзья).
Конструкция абакуса.
Правила передвижения бусинок (цифры от 0 до 9),
использование большого и указательного пальцев.
Выполнение заданий.
Набор двухзначных и
Набор чисел от 10 до 99. Закрепление пройденного материала
трехзначных чисел на
(1 до 99).
абакусе.
Трехзначные числа от 100 до 999.
Прямое сложение на
Повторение набора чисел на абакусе.
нижних косточках
Операция «простое сложение» (часть 1).
Выполнение заданий.
Прямое
вычитание
на Повторение набора чисел на абакусе.
нижних косточках
Операция «простое вычитание».
Тренировочные карты. Выполнение заданий.
Прямое сложение и
Операция «простое сложение и вычитание »
вычитание на нижних
Ментальная карта. Выполнение заданий преподавателя
косточках
(тренера).
Прямое сложение +5
Операция «прямое сложение + 5». Операция «простое
сложение» на ментальной карте. Тренировочные карты.
Прямое вычитание - 5
Операция «прямое вычитание - 5»
Прямое вычитание и
сложение -/+ 5
Прямое сложение + 6

Количество часов
Теория Практика

2

2

2

4

1

4

1

4

1

4

2

2

1

2

Операция « Прямое вычитание и сложение -/+ 5»

2

2

Выполнение заданий преподавателя (тренера).
Операция «Прямое сложение + 6»
Ментальная карта.
Выполнение заданий тренера Ментальная карта.

2

2

10. Прямое вычитание - 6
11. Прямое сложение и
вычитание -/+6
12 Прямое сложение + 7
13 Прямое вычитание - 7

Операция «прямое вычитание - 6»

2

2

Интеллектуальные игры «Brain Fitness».
Операция «прямое сложение и -/+6 »
Тренировочные карты.

1

2

Операция «Прямое сложение + 7». Выполнение заданий.
Ментальная карта.

2

2

Операция «Прямое вычитание - 7»

2

2

1

2

1

2

1

2

2

2

Выполнение заданий тренера Ментальная карта.
14 Прямое сложение и
вычитание -/+7
15 Прямое сложение и
вычитание -/+ 8 и 9
16 Прямое сложение и
вычитание. Закрепление
17 Прямое сложение,
двузначные (10-19)
18 Промежуточное
тестирование
ИТОГО

Операция «прямое сложение и -/+7 » Интеллектуальные
игры «Brain
Операция «прямое сложение и -/+ 8 и 9» Интеллектуальные
игры «Brain
Операция «Прямое сложение и вычитание» Выполнение
заданий тренера Ментальная карта.
Операция «Прямое сложение и вычитание двузначных»
Выполнение заданий тренера Ментальная карта.
Выполнение заданий по темам
69 занятия

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».