ДООП Пульс танца 3-6 лет

Город Батайск, Ростовская область
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Частное общеобразовательное учреждение «РЖД прогимназия № 20»
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
РЖД прогимназии № 20
протокол № 1
«29» августа 2025г.

УТВЕРЖДАЮ:
ДИРЕКТОР
РЖД прогимназии № 20
____________________М.А. Ломова
«29» августа 2025г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа по современному танцу
«Пульс танца»
Возраст обучающихся: 3-6 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Педагог дополнительного образования
Спасенова Виктория Владимировна

г. Батайск
2025

1.

Пояснительная записка

Программа по современному танцу «Пульс танца» разработана в
соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 1
сентября 2020 г. - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О
внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской
Федерации" по вопросам воспитания обучающихся").
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года).
- Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом
Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным
проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16).
- Целевая модель развития региональной системы дополнительного
образования детей (приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября
2019 г. № 467).
- Федеральные проекты «Успех каждого ребенка», «Цифровая
образовательная среда», «Патриотическое воспитание» и др.
- Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
- Федеральный государственный стандарт начального общего
образования;
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 N28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 от 28.01.2021 N 2
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Устав и локальные нормативные акты РЖД прогимназии № 20.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
«Пульс танца» предоставляет детям широкие возможности обучения основам
танцевального искусства, дает возможность познакомить с миром хореографии
с помощью игровых технологий, познакомить с основами эстрадного танца.
Программа поможет дошкольникам творчески самовыразиться и проявить себя
посредством пластики, ритмики и импровизации.
У детей формируется умение передавать услышанный музыкальный образ
в рисунке, пластике. Дети впервые могут надеть сценический костюм,
подготовленный специально к танцевальному номеру. С непосредственным
участием родителей дети выступят на своих первых концертах и конкурсах. Все
2

это несомненно содействует усилению воспитательного эффекта, проводимого
в комплексе семьи и образовательного учреждения.
Актуальность
Общеобразовательная программа «Пульс танца» имеет художественную
направленность.
Данная программа характеризуется тем, что в настоящее время со
стороны родителей и детей растет спрос на образовательные услуги в области
хореографии. Очень часто дети начинают заниматься хореографией уже в
дошкольном возрасте, так как родители справедливо считают, что ребенок,
который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих
сверстников.
Уровень освоения программы – стартовый.
1.2. Педагогическая целесообразность образовательной программы
Педагогическая целесообразность общеобразовательной программы
«Пульс танца» определена тем, что ориентирует воспитанника на приобщение
ребенка к танцевально-музыкальной культуре, применение полученных знаний,
умений и навыков хореографического творчества в повседневной деятельности,
улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального
творческого продукта.
Благодаря систематическим хореографическим занятиям, обучающиеся
приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие
танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому
восприятию хореографического искусства.
1.3. Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью общеобразовательной программы «Пульс
танца» является учет возрастных особенностей детей; подача материала от
простого к сложному; занятия проходят с использованием фото- и видеосопровождения.
1.4. Адресат программы
Общеобразовательная программа «Пульс танца» предназначена для
учащихся 3 – 6 лет. Педагог в своей деятельности должен обязательно учитывать
возрастные психолого-педагогические особенности учащегося. Выбор форм,
методов обучения, педагогических технологий должен опираться на ведущую
деятельность возрастной группы, её особенности. В занятиях с дошкольниками и
младшим школьником следует использовать игровые технологии.
Дети этого возраста быстро утомляются. Внимание быстро переключается.
Ребенок сосредоточен до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового
предмета /нового задания/, тотчас переключает внимание на него. Длительное
время ребенок не может выполнять одно и то же движение. Ведущим у детей
является конкретно-образное мышление, т.е. педагог должен использовать в своей
работе яркое словесное рисование – описание, сравнение, наглядность, показ. Их
мировоззрение носит чувственный характер. Это игровой возраст, для него
характерны жизнерадостность, подвижность, доверчивость. Задания педагога
выполняют не обсуждая. Возбуждение сильнее, чем торможение.
3

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Лучше занятия
строить в игровой форме. Например, предлагать сюжеты сказок, песен, и по ходу
станцевать, изображая героев, их действия.
В этом возрасте дети подвижны. Легки, но, несмотря на утомляемость,
необходимо удовлетворить их потребность в движении. Дети могут
координировано и ритмично ходить, бегать, прыгать, высоко поднимать ноги в
колене, скакать с ноги на ногу. Опираясь на физические возможности детей,
происходит знакомство с простыми рисунками: круг, линия, колонна, ручеек,
змейка, шахматный порядок, и простые перестроения из одного в другой. Даже
сами названия рисунков заинтересовывают детей. Все движения разучиваются в
простом вид, чередуя их, а не комбинируя, используя при этом основные
положения рук: на поясе, за спину, за руки, за юбочку у девочек.
1.5. Объём программы – программа рассчитана на 1 год, учебный план
строится из расчета 36 недель. Кратность и длительность занятий составляет 2
раза в неделю по 1 часу, всего 72 часа.
1.6. Форма обучения – очная.
Формы организации образовательного процесса – фронтальная – это
выполнение учащимися всей группы одинакового задания под руководством
педагога; групповая – это временное деление коллектива на группы (звенья,
пары др.) и выполнение каждой группой «своих» заданий по указанию
педагога; индивидуальная – каждый учащийся выполняет индивидуальное
задание независимо от других; поточная – предусматривает непрерывность
выполнения комплекса упражнений, т.е. без пауз и остановок, что значительно
повышает плотность занятий.
1.7. Особенности организации образовательного процесса
В группу могут быть зачислены все желающие. Учащиеся принимаются без
специального отбора. Рекомендованное количество учащихся в группе 15 – 20
человек. Состав групп учащихся разновозрастной, постоянный (смена учащихся в
течение обучения в случае необходимости возможна), разноуровневый (по
уровню подготовки и двигательных способностей учащихся). Форма проведения
занятий: беседа, практическое занятие, репетиция, итоговое занятие.
Основания для отчисления: систематические пропуски занятий без
уважительной причины, состояние здоровья и отсутствие интереса заниматься
хореографией.
2.
Цель и задачи общеобразовательной программы
Главная цель программы – развитие творческих и физических
способностей дошкольников средствами современной хореографии.
Задачи образовательной программы:
Предметные:
-Развивать эластичность мышц, укрепить суставно-связочный аппарат;
развить силу и ловкость.
-Формировать правильную осанку.
-Учить детей двигаться в характере музыки, передавая ее темповые и
динамические особенности.
4

- Обучить детей элементам детского танца (ритмика).
- Познакомить с элементами эстрадного и современного танца.
Метапредметные:
-Обучать детей двигаться в характере музыки, передавая ее темповые и
динамические особенности.
-Учить двигаться в соответствии с музыкальным ритмом.
-Развивать способности правдиво и выразительно передавать содержание
произведения средствами танца.
-Развитие природных физических данных и музыкальности.
Личностные:
-Воспитать культуру поведения и общения, умение ребенка работать в
коллективе.
-Обучить танцевальному этикету и сформировать умение переносить
культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в
повседневной жизни.
-Способствовать снятию мышечного и психологического напряжения
посредством танцевального движения.
-Воспитывать чувство ответственности, трудолюбия, дисциплинированности.
3.
Учебно-тематический план
№
Название раздела,
Количество часов
Формы
п/п
темы
контроля
Всего
Теория
Практика
Опрос
1 Вводное занятие.
2
1
1
Беседы об общей и
спортивной этике,
инструктаж по
технике безопасности
в танцевальном зале,
требования к форме
Наблюдение
2 Комплекс
8
0,5
7,5
общеразвивающих
физических и
танцевальных
упражнений
Опрос,
3 Основы музыкальных
6
6
ритмов
наблюдение
Наблюдение
4 Общая танцевальная
5
5
подготовка
Наблюдение
5 Физическая
8
0,5
7,5
подготовка
Опрос,
6 Основы эстрадного
9
0,5
8,5
танца
наблюдение
Опрос,
7 Знакомство с
10
2
8
различными
наблюдение
танцевальными
5

эстрадными
направлениями
8 Постановочная
деятельность
9 Концертная
деятельность
10 Итоговое занятие
Итого

20

-

20

Наблюдение

2

-

2

2

1

1

конкурс,
фестиваль
Опрос,
наблюдение

72

5,5

66,5

3.1. Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие.
Теория. Сбор учащихся. Организационные вопросы. Инструктаж по технике
безопасности.
Тема 2. Комплекс общеразвивающих физических и танцевальных
упражнений.
Теория.
Знакомство
с
правилами
выполнения
движений,
их
последовательностью, раскрытие значимости их выполнения.
Практика. В комплекс входит разминка, с которой начинается каждое
групповое занятие. Цель разминки - первоначальный разогрев мышц,
приведение их в тонус и последующее их укрепление. Элементы простейших
движений включают в себя физические и ритмические упражнения, которые
строятся по принципу «от простого к сложному». Специальные упражнения на
баланс и вращение.
Тема 3. Основы музыкальных ритмов.
Теория. Знакомство с различными вариантами музыкальных эстрадных
ритмов.
Практика. Данный блок используется с целью развития музыкального слуха,
чувства ритма и достижения наилучшего ритмического рисунка во время танца
(выделение основных и промежуточных акцентов). Выполняются упражнения
на создание ритмического рисунка для различных музыкальных ритмов.
Тема 4. Общая танцевальная подготовка.
Теория. Танцевальная подготовка входит в разминочную часть занятия и
состоит из диско-композиций, необходимо познакомить обучающихся с
набором наиболее характерных движений социально - бытовых, джазовых и
латиноамериканских танцев, служит для «растанцовки» участников или
подготовки к изучению нового материала.
Практика. Движения в разных темпах, определение характера музыки
словами и передача изменения характера в движении. Построения и
перестроения. Ритмические упражнения с музыкальным заданием (простой ход,
бег на полупальцах).
Тема 5. Физическая подготовка.
Теория. Знакомство с приемами использования приемов физической
культуры в танце, способам развития таких качеств как выносливость, сила.
6

Практика. Танцы с добавлением актерского мастерства. Танцы разного
характера: от спокойных до темпераментных. Танцы, где ведущая роль
принадлежит рукам и корпусу. Комплекс упражнений для развития мышц и
суставов плеч, рук, кистей, и головы. «Твердые и мягкие руки» - расслабление
мышц плечевого пояса. Комплекс упражнений для развития мышц и суставов
ног. Танцы, способствующие развитию танцевальности, музыкальности,
чувствам позы. Движения в разных темпах, определение характера музыки
словами и передача изменения характера в движении. Построения и
перестроения. Ритмические упражнения с музыкальным заданием (простой ход,
бег на полупальцах). Танцы, знакомящие учащихся с разными музыкальными
стилями. Растяжка, развитие силы, ловкости, подвижности; развитие и
укрепление суставно-мышечного аппарата; тренировка вестибулярного
аппарата; укрепление и развитие осанки; профилактика творческого и
образного мышления.
Тема 6. Основы эстрадного танца.
Теория. Знакомство с основными движениями. На первом этапе следует
предлагать детям такие движения, которые сочетают элементы техники и
грамотности, но вместе с тем и «растанцовывают» детей.
Практика. Выполнение танцевальных этюдов, с использованием изученных
элементов. Выполнение различных сочетаний.
Тема 7. Знакомство с различными эстрадными танцевальными
направлениями.
Теория. История возникновения танцевального направления «хип-хоп».
Афроамериканское и испано-американское происхождения эстрадного танца.
Отличительные особенности и основные движения в стиле «степ».
Отличительные особенности и основные движения в стиле «диско».
Многообразное использование сцены. Основные джазовые элементы.
Отличительные особенности и основные движения в клубном танце. Разные
современные музыкальные и танцевальные стили: RnB, hip-hop, jazz-funk,
house, go-go и др. Их отличия. Модные тенденции и стили клубных танцев.
Многообразие современных музыкальных ритмов.
Практика. Выполнение элементов и шагов хип-хопа, джаза, брейк и
акробатических фигур. Отработка быстрых комбинаций с динамической
работой ног и движениями тела. Выполнение упражнений с пружинящими
движениями. Изучение тенденций диско: активной работы всего тела с волнами
от бедра, включением джаза и некоторых классических элементов. Отработка
часто изменяемых основных шагов с использованием большого количества
элементов работы рук, небольших движений тела с динамическими
движениями ног в гармонии с движениями рук. Выполнение основных
движений латино-американских и восточных танцев.
Тема 8. Постановочная деятельность.
Практика. Художественно-педагогический процесс, в основе которого лежит
коллективная творческая деятельность, предполагающая определенный уровень
подготовки исполнителей. В процессе постановочной работы руководитель
7

рассказывает участникам коллектива о своем замысле, о содержании танца, т.е.
сообщает им то, что должно помочь им творчески осмыслить свою работу над
танцем. Разучивание композиции танца производится по частям. Разучив одну
часть танца, можно переходить к следующей части и затем исполняют все
вместе и так далее, пока танец не будет разучен до конца. Ответственным
моментом работы является отработка танца, достижение выразительного,
точного и осмысленного исполнения танца.
Тема 9. Концертная деятельность.
Практика. Принимая участие в различных концертах и фестивалях,
участники коллектива пропагандируют своими выступлениями свой вид
танцевального искусства. Концертная деятельность помогает снятию
комплексов боязни выступления перед зрителями.
Тема 10. Итоговое занятие.
Практика. Просмотр.
3.2. Структура занятия состоит из трех частей:
I часть включает задания на умеренную моторную двигательную
активность: построение, приветствие, комплекс упражнений для подготовки
разных групп мышц к основной работе. По длительности – 1/3 часть общего
времени занятия.
II часть включает задания с большой двигательной активностью,
разучивание новых движений. По длительности – 2/3 общего времени занятия.
III часть включает музыкальные игры, творческие задания, комплекс
упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. По
длительности – 2–3 минуты.
Формы организации деятельности воспитанников на занятии:
- фронтальная;
- групповая;
- индивидуальная;
- поточная.
1-е полугодие – формирование устойчивого интереса к занятиям танцами,
решение конкретных проблем со здоровьем, дети проявляют устойчивый
интерес к занятиям хореографией, но обладают недостаточным уровнем
природных задатков, цель работы с такими детьми – обучение способам
деятельности в области хореографии, воспитание воли, стремления
самосовершенствования;
2-е полугодие – завершена психологическая подготовка ребенка к
данному виду деятельности;
3.3. Предполагаемые результаты обучения:
Предметные результаты.
К концу освоения программы:
 У обучающихся будут сформированы основные знания, умения, навыки в
области ритмики.
 Обучающиеся приобретут опыт творческой деятельности.
 Обучающиеся освоят танцевальные элементы эстрадного танца.
8

 У обучающихся будет укреплен суставно-связочный аппарат; развиты сила
и ловкость.
Личностные результаты.
К концу освоения программы у обучающихся будет:
 Приобретена устойчивая мотивация к творческой деятельности, к
танцевальному искусству.
 Сформирован художественный вкус.
 Сформированы такие личностные качества как дисциплинированность,
аккуратность, внимание, ответственность.
 Сформирована общекультурная и коммуникативная компетенции; культура
общения и поведения в коллективе.
Метапредметные результаты.
К концу освоения программы у обучающихся будут развиты:
 Артистические, эмоциональные качества, умение выразительно передавать
содержание произведения средствами танца
 Координация, гибкость, пластика, общая физическая выносливость.
 Умение двигаться в соответствии с музыкальным ритмом.
4.
Условия реализации программы
4.1. Материально-техническое обеспечение программы
Занятия проводятся в хорошо освещенном и проветриваемом учебном
кабинете, который отвечает требованиям санитарно-гигиенических норм,
правилам техники безопасности, установленных для помещений, где работают
учащиеся, оснащенном специальными станками, зеркалами.
Кроме того, необходимы следующие средства обучения:
•
Музыкальная аппаратура.
•
Реквизит для танцев.
•
Тренировочная одежда и обувь.
•
Сценические костюмы.
•
Персональный ноутбук.
•
Диски, флэшки.
•
Музыкальное обеспечение.
•
Коврики для занятий.
•
Дидактический материал: фотографии, литература по хореографии,
ритмике, пластике, танцу, видео- и аудиозаписи.
4.2. Кадровое обеспечение
По данной общеобразовательной программе может работать педагог
дополнительного образования с уровнем образования и квалификации,
соответствующим Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» (Утвержден Приказом Министерства Труда и
социальной защиты от «05» мая 2018 г. № 298н).
5.

Формы подведения итогов реализации дополнительной
общеобразовательной программы
Способы проверки результатов освоения программы
9

В процессе реализации программы применяются следующие виды
контроля:
 Вводный контроль (в начале освоения программы);
 Промежуточный контроль (в конце полугодия);
 Итоговый контроль (по окончании освоения программы - в конце 1-ого
года обучения).
Контроль результата освоения программы отслеживается и оценивается с
помощью следующих форм:
 Опрос (вводный контроль);
 Наблюдение (промежуточный контроль);
 Концертный просмотр (промежуточный контроль);
 Отчетный концерт (итоговый контроль).
Эти формы позволяют педагогу и учащимся увидеть и обсудить
результаты своего труда, позволяют педагогу внести изменения в учебный
процесс, определить эффективность обучения по программе. Промежуточная и
итоговая аттестация осуществляются в форме просмотра и наблюдения.
6. Методическое обеспечение программы
№
п/п

Название
раздела
учебного
плана

1

Вводное
занятие

2

Комплекс
общеразвива
ющих
физических и
танцевальных
упражнений

3

Основы
музыкальных
ритмов

4

Общая
танцевальная
подготовка

Методы
обучения

Объяснительноиллюстративный/
убеждение,
мотивация
Объяснение,
показ педагога,
практические
упражнения/убеж
дение,
стимулирование,
мотивация

Объяснение,
показ педагога,
практические
упражнения
/убеждение,
стимулирование,
мотивация
Объяснение
педагога, показ
педагога,
практические
упражнения/

Форма
Форма
организации организации
образователь
учебного
ного
процесса
процесса
Групповая
Беседа

Групповая

Практическое
занятие,
репетиция

Групповая

Практическое
занятие,
репетиция

Групповая

Практическое
занятие,
репетиция

10

Форма
контроля

Опрос

Педагогические
технологии

Здоровьесберега
ющие
технологии,
ИКТ
Наблюден Технология
ие
коллективной
творческой
деятельности,
технология
развивающего
обучения,
технология
группового
обучения
Опрос,
Технология
наблюден коллективной
ие
творческой
деятельности,
технология
развивающего
обучения, ИКТ
Наблюден Технология
ие
коллективной
творческой
деятельности,
технология

5

Физическая
подготовка

6

Основы
эстрадного
танца

7

Знакомство с
различными
эстрадными
направлениям
и

8

Постановочна
я
деятельность

9

Концертная
деятельность

10

Итоговое
занятие

убеждение,
поощрение,
мотивация
Объяснение
педагога, показ
педагога,
практические
упражнения/
поощрение,
мотивация
Объяснение,
показ педагога,
работа с
наглядными
пособиями,
просмотр
аудиозаписей,
практические
упражнения/убеж
дение,
стимулирование,
мотивация
Объяснение,
показ педагога,
практические
упражнения/убеж
дение,
стимулирование,
мотивация

развивающего
обучения
Групповая

Практическое
занятие,
репетиция

Наблюден Здоровьесберега
ие
ющие
технологии,
технология
развивающего
обучения

Групповая

Практическое
занятие,
репетиция

Опрос,
наблюден
ие

Групповая

Практическое
занятие,
репетиция

Опрос,
наблюден
ие

Групповая

Практика

Объяснение
педагога/мотивац
ия.

Групповая

Репетиция

Словесные/поощр
ение,
стимулирование

Групповая

Практическое
занятие

Технология
коллективной
творческой
деятельности,
технология
развивающего
обучения,
технология
группового
обучения

Технология
коллективной
творческой
деятельности,
технология
развивающего
обучения, ИКТ
Наблюден Технология
ия
коллективной
творческой
деятельности
Концертн Технология
ый
коллективной
просмотр, творческой
конкурс,
деятельности
фестиваль
Просмотр Личностноориентированна
я технология

Используемый дидактический материал: фотографии, литература по
хореографии, ритмике, пластике, танцу, видео- и аудиозаписи, схемы.
Алгоритм учебного занятия:
• Организационный момент
• Вводная часть
• Основная часть
• Заключительная часть
• Подведение итогов занятия.
11

Список использованных источников:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273- ФЗ.
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. N996-р).
4.Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» № 196 от 09.11.2018 г.
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение
к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и
молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей».
7. Облап С.П. Мастерство хореографа. Курс лекций. Учебно-методическое
пособие для средних специальных и высших учебных заведений культуры,
искусств и дополнительного образования. – Томск, 2012. – 152 с.
8. Никитин В.Ю. Мастерство хореографа в современном танце. Учебное
пособие. М.: ГИТИС, 2011. – 472 с.
9. Адеева Л.М. Пластика. Ритм. Гармония. Самостоятельная работа учащихся
для приобретения хореографических навыков. Учебное пособие. – СПб.:
«Композитор», 2010. – 52 с.
10. Козлов Н.И. Пластическая выразительность как один из определяющих
компонентов в создании художественного образа. – СПб.: «Композитор», 2010. –
20 с.
11. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы
для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. – М.: Гном-Пресс, 2000.
– 64 с.
12. Андерсон Б. Растяжка для каждого/ Пер. с англ. О.Г. Белошеев. М.: ООО
«Попурри», 2002. – 224 с.
13. Коркин В.П. Акробатика. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 127 с.
14. Рябчиков А.И. Словарь терминов гимнастики и основ хореографии. М.:
Детство-Пресс, 2009. – 288 с.
15. Казачкова Т.Н. Технологии здоровьесбережения в образовательном
учреждении. – М.: Чистые пруды, 2007. Выпуск 4(16).

12

16. Пряхина О.В. Программа «Пластика движения». – В сб.: Программы для
учреждений дополнительного образования детей. Вып. 2. – 2-е изд. – М.: ГОУ
ЦРСДОД, 2033.
17. Цорн, А. Я. Грамматика танцевального искусства и хореографии / А.Я.
Цорн. - М.: Лань, Планета музыки, 2013. - 544 c.
18. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия ИЦ, 2015. – 643 с.
19. Эстрада сегодня и вчера. О некоторых эстрадных жанрах XX - XXI веков.
Сб. ст. Вып. 1. М.: ГИИ. 2016. - 304с.
20. Жаки, Грин Хаас Анатомия танца/Жаки Грин Хаас. - М.: Попурри, 2014. 200 c.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».