Частное общеобразовательное учреждение «Прогимназия № 63
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
(ЧОУ Прогимназия № 63 ОАО «РЖД»)
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО учителей
начальный классов
Руководитель ШМО
__________/Н.В. Адеева
Протокол от 30.08.2024 г.
№ 1
Зам. директора по УР
ЧОУ Прогимназии №63
ОАО «РЖД»
________/ В.И.Джангриян
Директор ЧОУ Прогимназии
№63 ОАО «РЖД»
__________М.А.Ломова
Приказ ОУ от «30»08.2024 г.
№__214__
«30» августа 2024 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 02F5949E00A2B1548744681BA6B137706C
Владелец: Ломова Мария Анатольевна
Действителен: с 03.07.2024 до 03.10.2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
(предмет)
Уровень общего образования
начальное общее образование
4 класс
на 2024/2025 учебный год
Рабочую программу составил(а):
Адеева Н.В.,
учитель начальных классов
высшей категории
г. Батайск
2024 год
Рабочая программа по литературному чтению
на уровень начального общего образования (для 1–4-х классов)
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению на уровень начального общего
образования для обучающихся 1–4-х классов ЧОУ Прогимназии №63 ОАО «РЖД» разработана
в соответствии с требованиями:
·Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
·приказа Мин просвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
·приказа Мин просвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования» (далее – ФОП НОО);
·приказа Мин просвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования» (далее – ФГОС
НОО);
·устава ЧОУ Прогимназия №63 ОАО «РЖД»;
·положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся в ЧОУ Прогимназия №63 ОАО «РЖД»;
·федеральной рабочей программы по учебному предмету «литературное чтение».
Рабочая программа учебного предмета «литературное чтение» на уровне начального
общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы
начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые
приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания ЧОУ Прогимназии №63 ОАО
«РЖД».
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение
следующих целей:
Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного
читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства
самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и
повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное
произведение. Приобретённые младшими школьниками знания, полученный опыт решения
учебных задач, а также сформированности предметных и универсальных действий в процессе
изучения предмета «Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене
школы, а также будут востребованы в жизни.
Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и
решением следующих задач:
o формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому
чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного
творчества;
o достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого
развития;
o осознание значимости художественной литературы и произведений устного
народного творчества для всестороннего развития личности человека;
o первоначальное
представление о многообразии жанров художественных
произведений и произведений устного народного творчества;
o овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного
использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и
стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о
жанрах);устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы,
поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка,
рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; за-головок и содержание;
композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства
художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
o овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением,
позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).
o
Примерная рабочая программа разработана с целью оказания методической
помощи учителю начальных классов в создании рабочей программы по учебному предмету
«литературное чтение», ориентированной на современные тенденции в школьном образовании
и активные методики обучения.
Программа по литературному чтению составлена с учётом общих целей изучения курса,
определённых ФГОС НОО и отражённых в его примерной основной образовательной
программе по предмету «литературное чтение» и рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), в
соответствии с календарным графиком программа будет реализована за 105 ч. за счет усиления
базового ядра.
Для реализации программы используются учебники, допущенные к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, приказом Мин просвещения от 21.09.2022 № 858:
Климанова Л. Ф. Литературное чтение (в 2-х частях) 4 класс. Учебник. — М.:
Просвещение 2022 г.;
Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс.
М.: ВАКО, 2021г.
Климанова Л. Ф., Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь в 2-х частях, —
М.: Просвещение, 2022г.
Электронные образовательные ресурсы, допущенные к использованию при реализации
образовательными организациями имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования приказом Мин
просвещения от 02.08.2022 № 653:
· Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru);
· Российская электронная школа (resh.edu.ru);
· «Новая начальная школа 1–4»;
· Образовательный ресурс «Начальная школа»;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 4-Й КЛАСС
О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ родной земли в
стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков (по выбору,
не менее четырёх, например, произведения И. С. Никитина, Н. М. Языкова, С. Т. Романовского,
А. Т. Твардовского, М. М. Пришвина, С. Д. Дрожжина, В. М. Пескова и др.). Представление о
проявлении любви к родной земле в литературе разных народов (на примере писателей родного
края, представителей разных народов России). Страницы истории России, великие люди и
события: образы Александра Невского, Дмитрия Пожарского, Дмитрия Донского, Александра
Суворова, Михаила Кутузова и других выдающихся защитников Отечества в литературе для
детей. Отражение нравственной идеи: любовь к Родине. Героическое прошлое России, тема
Великой Отечественной войны в произведениях литературы (на примере рассказов
А.П.Платонова, Л.А.Кассиля, В.К.Железняка, С.П.Алексеева). Осознание понятия: поступок,
подвиг.
Круг чтения: народная и авторская песня: понятие исторической песни, знакомство с
песнями на тему Великой Отечественной войны.
Произведения для чтения: С.Д. Дрожжин «Родине», В.М. Песков «Родине», А.Т.
Твардовский «О Родине большой и малой» (отрывок), С.Т. Романовский «Ледовое побоище»,
С.П. Алексеев (1–2 рассказа военно-исторической тематики) и другие (по выбору).
Фольклор (устное народное творчество). Фольклор как народная духовная культура
(произведения по выбору). Многообразие видов фольклора: словесный, музыкальный,
обрядовый (календарный). Культурное значение фольклора для появления художественной
литературы. Малые жанры фольклора (назначение, сравнение, классификация). Собиратели
фольклора (А. Н. Афанасьев, В. И. Даль). Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные.
Отражение в произведениях фольклора нравственных ценностей, быта и культуры народов
мира. Сходство фольклорных произведений разных народов по тематике, художественным
образами форме («бродячие» сюжеты).
Круг чтения: былина как эпическая песня о героическом событии. Герой былины —
защитник страны. Образы русских богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни
Никитича, Никиты Кожемяки (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Средства
художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола.
Устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Народные
былинно-сказочные темы в творчестве художника В.М. Васнецова.
Произведения для чтения: произведения малых жанров фольклора, народные сказки (2–3
сказки по выбору), сказки народов России (2–3 сказки по выбору), былины из цикла об Илье
Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче (1–2 по выбору).
Творчество А. С. Пушкина. Картины природы в лирических произведениях А. С.
Пушкина. Средства художественной выразительности в стихотворном произведении
(сравнение, эпитет, олицетворение, метафора). Круг чтения: литературные сказки А.С. Пушкина
в стихах: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Фольклорная основа авторской
сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки.
Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»,
«Няне», «Осень» (отрывки), «Зимняя дорога» и другие.
Творчество И. А. Крылова. Представление о басне как лиро-эпическом жанре. Круг
чтения: басни на примере произведений И.А. Крылова, И.И. Хемницера, Л.Н. Толстого, С.В.
Михалкова. Басни стихотворные и прозаические (не менее трёх). Развитие событий в басне, её
герои (положительные, отрицательные). Аллегория в баснях. Сравнение басен: назначение,
темы и герои, особенности языка.
Произведения для чтения: Крылов И.А. «Стрекоза и муравей», «Квартет», И.И.
Хемницер «Стрекоза», Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравьи» и другие.
Творчество М. Ю. Лермонтова. Круг чтения: лирические произведения М. Ю.
Лермонтова (не менее трёх). Средства художественной выразительности (сравнение, эпитет,
олицетворение); рифма, ритм. Метафора как «свёрнутое» сравнение. Строфа как элемент
композиции стихотворения. Переносное значение слов в метафоре. Метафора в стихотворениях
М.Ю. Лермонтова.
Произведения для чтения: М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Парус», «Москва, Москва!
…Люблю тебя как сын…» и другие.
Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок (две-три по выбору).
Герои литературных сказок (произведения М.Ю. Лермонтова, П.П. Ершова, П.П. Бажова, С. Т.
Аксакова, С. Я. Маршака и др.). Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь—
особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности.
Произведения для чтения: П.П. Бажов «Серебряное копытце», П.П. Ершов «КонёкГорбунок», С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» и другие.
Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ— ХХ веков. Лирика,
лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с
наблюдениями, описаниями природы. Круг чтения: лирические произведения поэтов и
писателей (не менее пяти авторов по выбору): В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский, Ф. И.
Тютчев, А.А. Фет, Н.А. Некрасов, И.А. Бунин, А.А. Блок, К.Д. Бальмонт, М.И. Цветаева и др.
Темы стихотворных произведений, герой лирического произведения. Авторские приёмы
создания художественного образа в лирике. Средства выразительности в произведениях лирики:
эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры. Репродукция картины как
иллюстрация к лирическому произведению.
Произведения для чтения: В.А. Жуковский «Загадка», И.С. Никитин «В синем небе
плывут над полями…», Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко», А.А. Фет «Весенний дождь»,
Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…», И.А. Бунин «Листопад» (отрывки) и
другие (по выбору).
Творчество Л. Н. Толстого. Круг чтения (не менее трёх произведений): рассказ
(художественный и научно-познавательный), сказки, басни, быль. Повесть как эпический жанр
(общее представление). Значение реальных жизненных ситуаций в создании рассказа, повести.
Отрывки из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». Особенности
художественного текста - описания: пейзаж, портрет героя, интерьер. Примеры текстарассуждения в рассказах Л.Н. Толстого.
Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Детство» (отдельные главы), «Русак»,
«Черепаха» и другие (по выбору).
Произведения о животных и родной природе. Взаимоотношения человека и животных,
защита и охрана природы — тема произведений литературы. Круг чтения (не менее трёх
авторов): на примере произведений А.И. Куприна, В.П. Астафьева, К.Г. Паустовского, М.М.
Пришвина, Ю. И. Коваля и др.
Произведения для чтения: В.П. Астафьев «Капалуха», М.М. Пришвин «Выскочка» и
другие (по выбору).
Произведения о детях. Тематика произведений о детях, их жизни, играх и занятиях,
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (на примере произведений не менее трёх
авторов): А. П. Чехова, Б. С. Житкова, Н. Г. Гарина-Михайловского, В. В. Крапивина и др.
Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли.
Основные события сюжета, отношение к ним героев.
Произведения для чтения: А.П. Чехов «Мальчики», Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство
Тёмы» (отдельные главы), М.М. Зощенко «О Лёньке и Миньке» (1–2 рассказа из цикла), К.Г.
Паустовский «Корзина с еловыми шишками» и другие.
Пьеса. Знакомство с новым жанром — пьесой-сказкой. Пьеса — произведение
литературы и театрального искусства (одна по выбору). Пьеса как жанр драматического
произведения. Пьеса и сказка: драматическое и эпическое произведения. Авторские ремарки:
назначение, содержание.
Произведения для чтения: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» и другие.
Юмористические произведения. Круг чтения (не менее двух произведений по выбору):
юмористические произведения на примере рассказов М.М. Зощенко, В.Ю. Драгунского, Н.Н.
Носова, В.В. Голявкина. Герои юмористических произведений. Средства выразительности
текста юмористического содержания: гипербола. Юмористические произведения в кино и
театре.
Произведения для чтения: В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы» (1–2 произведения
по выбору), Н.Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отдельные главы) и другие.
Зарубежная литература. Расширение круга чтения произведений зарубежных
писателей. Литературные сказки Ш. Перро, Х.К. Андерсена, братьев Гримм, Э.Т.А. Гофмана, Т.
Янсон и др. (по выбору). Приключенческая литература: произведения Дж. Свифта, Марка
Твена.
Произведения для чтения: Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди», «Русалочка», Д. Свифт
«Приключения Гулливера» (отдельные главы), М. Твен «Том Сойер» (отдельные главы) и другие
(по выбору).
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой).
Польза чтения и книги: книга—друг и учитель. Правила читателя и способы выбора книги
(тематический, систематический каталог). Виды информации в книге: научная, художественная
(с опорой на внешние показатели книги), её справочно-иллюстративный материал. Очерк как
повествование о реальном событии. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник,
собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания. Работа с источниками
периодической печати.
Изучение содержания учебного предмета «Литературное чтение» в четвёртом классе
способствует освоению ряда универсальных учебных действий.
Познавательные универсальные учебные действия:
Читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные
по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения (без
отметочного оценивания);
читать про себя (молча), оценивать своё чтение с точки зрения понимания и
запоминания текста;
анализировать текст: определять главную мысль, обосновывать принадлежность к
жанру, определять тему и главную мысль, находить в тексте заданный эпизод, устанавливать
взаимосвязь между событиями, эпизодами текста;
характеризовать героя и давать оценку его поступкам; сравнивать героев одного
произведения по предложенным критериям, самостоятельно выбирать критерий сопоставления
героев, их поступков (по контрасту или аналогии);
составлять план (вопросный, номинативный, цитатный) текста, дополнять и
восстанавливать нарушенную последовательность;
исследовать текст: находить средства художественной выразительности (сравнение,
эпитет, олицетворение, метафора), описания в произведениях разных жанров (пейзаж,
интерьер), выявлять особенности стихотворного текста (ритм, рифма, строфа).
Работа с текстом:
использовать справочную информацию для получения дополнительной информации в
соответствии с учебной задачей;
характеризовать книгу по её элементам (обложка, оглавление, аннотация,
предисловие, иллюстрации, примечания и др.);
выбирать книгу в библиотеке в соответствии с учебной задачей; составлять
аннотацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге, отвечать и задавать вопросы
к учебным и художественным текстам;
пересказывать текст в соответствии с учебной задачей;
рассказывать о тематике детской литературы, о любимом писателе и его
произведениях;
оценивать мнение авторов о героях и своё отношение к ним;
использовать элементы импровизации при исполнении фольклорных произведений;
сочинять небольшие тексты повествовательного и описательного характера по
наблюдениям, на заданную тему.
Регулятивные универсальные учебные действия:
понимать значение чтения для самообразования и саморазвития; самостоятельно
организовывать читательскую деятельность вовремя досуга;
определять цель выразительного исполнения и работы с текстом;
оценивать выступление (своё и одноклассников) с точки зрения передачи настроения,
особенностей произведения и героев;
осуществлять контроль процесса и результата деятельности, устанавливать причины
возникших ошибок и трудностей, проявлять способность предвидеть их в предстоящей работе.
Совместная деятельность:
участвовать в театрализованной деятельности: инсценировании и драматизации
(читать по ролям, разыгрывать сценки);
соблюдать правила взаимодействия;
ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности,
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение»
достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей
позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы
самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы
предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально
значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным,
традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта
применения сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине,
проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации,
понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление
уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа
произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения
и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности
каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других
моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности,
социального статуса, вероисповедания;
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей
художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и
систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.
Эстетическое воспитание:
проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к
различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициями
творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах
художественной деятельности;
приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической
оценки произведений фольклора и художественной литературы;
понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств,
создающих художественный образ.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального
благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни
в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и
животных, отражённых в литературных произведениях;
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине
мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа,
способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и
жизненных задач;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами
литературы,
развитие
познавательного
интереса,
активности,
инициативности,
любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной
литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у
обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
Базовые логические действия:
сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить
произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений,
устанавливать аналогии;
объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
определять
существенный признак для классификации, классифицировать
произведения по темам, жанрам и видам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции),
восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию,
отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на
основе предложенного алгоритма;
устанавливать
причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и
художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков
героев;
базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации)на
основе предложенных учителем вопросов;
формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть—целое, причина—следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей)
правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе
у обучающегося формируются
коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями
и условиями общения в знакомой среде;
Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
Признавать возможность существования разных точек зрения;
Корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
Создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
Готовить небольшие публичные выступления;
Подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные
универсальные учебные действия:
самоорганизация:
Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий; самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного
формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по
учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной
области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных
учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
o осознавать значимость художественной литературы и фольклора для всестороннего
развития личности человека, находить в произведениях отражение нравственных ценностей,
фактов бытовой и духовной культуры народов России и мира, ориентироваться в нравственноэтических понятиях в контексте изученных произведений;
o демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и
слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества:
формировать собственный круг чтения;
o читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды
чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
o читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные
по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не
менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);
o читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой
произведений;
o различать художественные произведения и познавательные тексты;
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного
произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;
o понимать
жанровую
принадлежность,
содержание,
смысл
прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы (в том числе
проблемные) к познавательным, учебным и художественным текстам;
o различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы,
потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и
волшебные), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;
o соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные
сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры разных жанров литературы России
и стран мира;
o владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему
и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий,
эпизодов текста;
o характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные
характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами
героев, сравнивать героев одного произведения по самостоятельно выбранному критерию (по
аналогии или по контрасту), характеризовать собственное отношение к героям, поступкам;
находить в тексте средства изображения героев (портрет) и выражения их чувств, описание
пейзажа и интерьера, устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений, поступков
героев;
o объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием
словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении,
средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора);
o осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой,
персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части,
композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, лирика, эпос, образ);
o участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить
монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного
языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и письменно
формулировать простые выводы на основе прослушанного/прочитанного текста, подтверждать
свой ответ примерами из текста;
o составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный), пересказывать (устно)
подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего
лица;
o читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения,
инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
o составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию
произведения (не менее 10 предложений), писать сочинения на заданную тему, используя
разные типы речи
o (повествование, описание, рассуждение), корректировать собственный текст с учётом
правильности, выразительности письменной речи;
o составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
o сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, от имени
одного из героев, придумывать продолжение прочитанного произведения (не менее 10
предложений);
o использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление,
аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);
o выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка,
используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
o использовать справочную литературу, включая ресурсы сети Интернет (в условиях
контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной
задачей.
o
Тематическое планирование
№
п/п
1
Кол-во
часов,
отводимых ЭОР и ЦОР
Раздел/темы
на
освоение
тем
9
Электронная
Произведения
о
форма учебника,
Родине,
о
библиотека
героических
РЭШ.
страницах истории
Наше
Отечество,
Единая
образ родной земли в
коллекция
стихотворных
и
цифровых
прозаических
образовательных
произведениях
ресурсов
писателей и поэтов
(schoolХIХ и ХХ веков
collection.edu.ru).
(произведения С.Т.
Романовского, А.Т.
Твардовского, С.Д.
Дрожжина,
В.М.
Пескова
и
др.).
Представление
о
проявлении любви к
родной
земле
в
литературе
разных
народов (на примере
писателей
родного
края,
народов
России). Знакомство
с
культурно
историческим
наследием
России,
великие
люди
и
события:
образы
Александра
Невского, Михаила
Кутузова и других
выдающихся
защитников
Отечества.
Отражение
нравственной идеи:
любовь к Родине.
Героическое
прошлое
России,
тема
Великой
Отечественной
войны
в
произведениях
литературы.
Осознание понятий:
поступок,
подвиг.
Деятельность
учителя
с
учетом рабочей программы
воспитания.
Разговор
перед
чтением:
страницы
истории
родной
страны — тема фольклорных и
авторских
произведений,
объяснение пословицы «Родной
свой край делами прославляй».
Восприятие на слух поэтических
и прозаических произведений,
выражающих
нравственноэтические понятия: любовь к
Отчизне,
родной
земле.
Например, А. Т. Твардовский. «О
родине большой и малой», В. М.
Песков. «Отечество», С. Д.
Дрожжин. «Родине». Учебный
диалог: обсуждение проблемы
«Понятие Родины для каждого из
нас», объяснение своей позиции
с приведением примеров из
текстов,
раскрытие
смысла
пословиц о Родине, соотнесение
их
с
прослушанными/прочитанными
произведениями.
Чтение
произведений о героях России.
Например, С. Т. Романовский.
«Ледовое побоище» и другие
произведения. Работа с текстом
произведения: анализ заголовка,
определение темы, выделение
главной мысли, осознание идеи
текста,
нахождение
доказательства
отражения
мыслей
и
чувств
автора,
наблюдение и рассматривание
иллюстраций и репродукций
картин (например, П. Д. Корин.
«Александр
Невский»),
соотнесение их сюжета с
соответствующими фрагментами
текста:
озаглавливание.
Обсуждение вопросов, например,
«Какие слова из произведения
подходят
для
описания
картины?», «Какие слова могли
бы стать названием картины?».
Поиск
дополнительной
Расширение
представлений
о
народной
и
авторской
песне:
понятие
«историческая
песня», знакомство с
песнями на тему
Великой
Отечественной
войны
2
Фольклор (устное
народное
творчество)
Фольклор
как
народная
духовная
культура.
Представление
о
многообразии видов
фольклора:
словесный,
музыкальный,
обрядовый
9
информации
о
защитниках
Отечества,
подготовка
монологического высказывания,
составление
письменного
высказывания,
на
основе
прочитанного/прослушанного
текста
(не
менее
10
предложений). Работа в парах:
сравнение
произведений,
относящихся к одной теме, но
разным
жанрам
(рассказ,
стихотворение,
народная
и
авторская песня). Слушание
произведений
о
народном
подвиге
в
Великой
Отечественной войне. Учебный
диалог: обсуждение проблемного
вопроса «Почему говорят, что
День Победы — это «радость со
слезами на глазах»?», осознание
нравственно-этических понятий
«поступок»,
«подвиг».
Упражнение в выразительном
чтении,
соблюдение
интонационного рисунка (пауз,
темпа,
ритма,
логических
ударений) в соответствии с
особенностями
текста
для
передачи
эмоционального
настроя произведения. Поиск и
слушание песен о войне (поиск
информации об авторе слов,
композиторе)
на
контролируемых
ресурсах
Интернета.
Учить
наизусть
стихотворения о Родине (по
выбору). Воспитывать чувство
патриотизма
и
гражданственности
в
обучающихся; прививать любовь
к
Родине
и
интерес
к
историческому
прошлому
России;
Электронная
Разговор
перед
чтением:
форма учебника, обсуждение вопросов:
«Что
библиотека
такое
фольклор?»,
«Какие
РЭШ.
произведения
относятся
к
Единая
фольклору?»,
объяснение,
коллекция
приведение примеров. Игра
цифровых
«Вспомни и назови»: анализ
образовательных предложенных
произведений
ресурсов
малых
жанров
фольклора,
(schoolопределение жанра, объяснение
collection.edu.ru). и ответ на вопрос «К каким
жанрам относятся эти тексты?»,
(календарный).
Понимание
культурного
значения фольклора
для
появления
художественной
литературы.
Обобщение
представлений
о
малых
жанрах
фольклора.
Собиратели
фольклора (А. Н.
Афанасьев, В. И.
Даль).
Углубление
представлений
о
видах
сказок:
о
животных, бытовые,
волшебные.
Отражение
в
произведениях
фольклора
нравственных
ценностей, быта и
культуры
народов
мира.
Сходство
фольклорных
произведений разных
народов по тематике,
художественным
образам и форме
Расширение
представлений
о
былине
как
эпической песне о
героическом
событии.
Герой
былины – защитник
страны.
Образы
русских богатырей:
Ильи
Муромца,
Алёши
Поповича,
Добрыни Никитича
(где
жил,
чем
занимался,
какими
качествами обладал).
Средства
художественной
выразительности
в
былине: устойчивые
выражения, повторы,
гипербола.
Устаревшие слова, их
место в былине и
представление
в
аргументация своего мнения.
Чтение произведений малого
фольклора (по выбору): загадок,
пословиц,
скороговорок,
потешек,
песен,
небылиц,
закличек, используя интонацию,
паузы, темп, ритм, логические
ударения в соответствии с
особенностями
текста
для
передачи
эмоционального
настроя произведения. Чтение
вслух и про себя фольклорных
произведений (народных сказок),
определение мотива и цели
чтения, ответ на вопрос: «На
какой вопрос хочу получить
ответ, читая произведение?»,
различение
реальных
и
сказочных событий в народных
произведениях. Учебный диалог:
осознание
ценности
нравственно-этических понятий
для всех народов: трудолюбие,
дружба, честность. Наблюдение
за особенностями построения
волшебной
сказки
(зачин,
троекратные повторы, концовка),
выделение смысловых частей
сказки
в
соответствии
с
сюжетом,
определение
последовательности событий в
произведении, поиск устойчивых
выражений. Пересказ (устно)
содержания подробно. Разговор
перед
чтением:
история
возникновения
былин,
их
особенностей
(напевность,
протяжность
исполнения).
Слушание былин об Илье
Муромце, Алёше Поповиче,
Добрыне Никитиче и других
богатырях, контроль восприятия
произведения:
ответы
на
вопросы
по
фактическому
содержанию текста. Учебный
диалог: обсуждение главной
мысли былинного эпоса —
стремление богатырей защищать
родную землю. Работа с текстом
произведения: анализ сюжета
былины
(реальность
и
сказочность событий), ответы на
вопросы,
наблюдение
за
особенностями
языка
(устаревшие слова, повторы,
современной
лексике.
3
4
Творчество И. А.
Крылова.
Представление
о
басне
как
лироэпическом
жанре. Расширение
круга чтения басен на
примере
произведений А.И.
Крылова,
И.И.
Хемницера,
Л.Н.
Толстого,
С.В.
Михалкова и других
баснописцев. Басни
стихотворные
и
прозаические.
Развитие событий в
басне,
её
герои
(положительные,
отрицательные).
Аллегория в баснях.
Сравнение
басен:
назначение, темы и
герои, особенности
языка
Творчество А. С.
Пушкина.
Картины природы в
лирических
произведениях А.С.
Пушкина.
Углубление
представления
о
средствах
художественной
выразительности
в
4
9
эпитеты,
гиперболы),
нахождение устаревших слов
(архаизмов), подбор к ним
синонимов. Работа в парах
(поисковое выборочное чтение):
характеристика
русского
богатыря
(реальность
и
сказочность героя). Пересказ
былины от лица её героя. Работа
в группе (совместная работа):
сравнение волшебной сказки и
былины (тема, герои, наличие
волшебства), оценка результатов
работы
группы.
Развивать
мышление,
речь,
память,
воображение
обучающихся;
прививать интерес к истории
нашего государства; обогащать
словарный запас обучающихся.
Электронная
Игра «Вспомни и назови»:
форма учебника, анализ
предложенных
библиотека
произведений,
определение
РЭШ.
жанра (басня) и автора (И. А.
Единая
Крылов, Л. Н. Толстой), ответ на
коллекция
вопрос: «К каким жанрам
цифровых
относятся эти тексты? Почему?»,
образовательных аргументация своего мнения.
ресурсов
Разговор перед чтением: история
(schoolвозникновения жанра, рассказ о
collection.edu.ru). творчестве И. А. Крылова.
Слушание и чтение басен: И. А.
Крылов. «Стрекоза и Муравей»,
И. И. Хемницер. Упражнение в
выразительном чтении вслух и
наизусть
с
сохранением
интонационного
рисунка
произведения. Развивать речь,
мышление,
воображение
обучающихся; учить определять
главную мысль произведения,
находить поучительные слова;
выносить жизненный урок из
прочитанного
Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
(schoolcollection.edu.ru).
Разговор
перед
чтением:
понимание общего настроения
лирического
произведения.
Слушание
лирических
произведений А. С. Пушкина
(«Няне», «Осень» (отрывки),
«Зимняя дорога»), обсуждение
эмоционального состояния при
восприятии описанных картин
природы, ответ на вопрос:
«Какое
настроение
создаёт
стихотворном
произведении
(сравнение, эпитет,
олицетворение).
Расширение
представления
о
литературных
сказках
А.С.
Пушкина в стихах:
«Сказка о мёртвой
царевне и о семи
богатырях».
Фольклорная основа
авторской
сказки.
Положительные
и
отрицательные герои,
волшебные
помощники,
язык
авторской сказки
5
Творчество М. Ю.
Лермонтова.
Лирические
произведения М.Ю.
Лермонтова:
средства
художественной
выразительности
(сравнение, эпитет,
олицетворение);
рифма,
ритм.
Метафора
как
«свёрнутое»
сравнение.
Строфа
как
элемент
4
произведение? Почему?». Работа
с
текстом
произведения:
упражнение
в
нахождении
сравнений,
эпитетов,
олицетворений, выделение в
тексте слов, использованных в
прямом и переносном значении,
наблюдение за рифмой и ритмом
стихотворения,
нахождение
образных слов и выражений,
поиск значения незнакомого
слова в словаре. Выразительное
чтение и чтение наизусть
лирических
произведений
с
интонационным
выделением
знаков
препинания,
с
соблюдением орфоэпических и
пунктуационных норм. Чтение
наизусть
лирических
произведений А. С. Пушкина
Слушание
и
чтение
произведения А. С. Пушкина
«Сказка о мёртвой царевне и о
семи богатырях», удержание в
памяти
событий
сказки,
обсуждение сюжета. Работа с
текстом
произведения
(изучающее
и
поисковое
выборочное чтение): анализ
сюжета, повтор как основа
изменения
сюжета,
характеристика
героев
(положительные
или
отрицательные,
портрет),
волшебные
помощники,
описание чудес в сказке, анализ
композиции.
Учить бережному отношению к
родному
языку;
развивать
умение отделять добро от зла.
Электронная
Разговор
перед
чтением:
форма учебника, понимание общего настроения
библиотека
лирического
произведения,
РЭШ.
творчество М. Ю. Лермонтова.
Единая
Слушание
стихотворных
коллекция
произведений (не менее 3) М. Ю.
цифровых
Лермонтова: «Утёс», «Парус»,
образовательных «Москва, Москва!.. Люблю тебя
ресурсов
как сын…» и другие. Учебный
(schoolдиалог:
обсуждение
collection.edu.ru). эмоционального состояния при
восприятии описанных картин
природы, ответ на вопрос:
«Какое
чувство
создаёт
произведение?».
Работа
с
композиции
стихотворения.
Переносное значение
слов в метафоре.
Метафора
в
стихотворениях М.
Ю. Лермонтова
6
Литературная
сказка.
Тематика авторских
стихотворных сказок.
Расширение
представлений
о
героях литературных
сказок (произведения
П.П. Ершова, П.П.
Бажова,
С.Т.
Аксакова,
С.Я.
Маршака).
Связь
литературной сказки
с
фольклорной:
народная
речь
–
особенность
авторской
сказки.
Иллюстрации
в
сказке: назначение,
особенности
8
текстом
произведения:
упражнение
в
нахождении
сравнений и эпитетов, выделение
в тексте слов, использованных в
прямом и переносном значении,
наблюдение за рифмой и ритмом
стихотворения,
нахождение
образных слов и выражений,
поиск значения незнакомого
слова
в
словаре,
поиск
олицетворения
и
метафор,
определение
вида
строф.
Рассматривание
репродукций
картин и подбор к ним
соответствующих стихотворных
строк.
Упражнение
в
выразительном чтении вслух и
наизусть
с
сохранением
интонационного
рисунка
произведения.
Воспитывать
бережное отношение к Родине и
природе;
развивать
речь,
мышление,
воображение;
обогащать
словарный
запас
обучающихся.
Электронная
Разговор
перед
чтением:
форма учебника, уточнение
представлений
о
библиотека
жанре
сказки,
расширение
РЭШ.
знаний о том, как и почему из
Единая
глубины веков дошли до нас
коллекция
народные сказки, первые авторы
цифровых
литературных сказок. Слушание
образовательных и чтение литературных сказок.
ресурсов
Например, П. П. Ершов. «Конёк(schoolГорбунок», С. Т. Аксаков.
collection.edu.ru). «Аленький цветочек» и другие.
Работа с текстом произведения
(характеристика
героя):
нахождение описания героя,
определение взаимосвязи между
поступками героев, сравнение
героев по аналогии или по
контрасту, оценка поступков
героев.
Учебный
диалог:
обсуждение отношения автора к
героям, поступкам, описанным в
сказках.
Анализ
сюжета
рассказа:
определение
последовательности
событий,
формулирование вопросов (в том
числе проблемных) по основным
событиям
сюжета,
восстановление
нарушенной
последовательности
событий,
нахождение в тексте заданного
7
Картины природы в
творчестве поэтов и
писателей XIX века.
Лирика, лирические
произведения
как
описание
в
стихотворной форме
чувств
поэта,
связанных
с
наблюдениями,
описаниями
природы.
Расширение
круга
чтения лирических
произведений поэтов
ХIХ
века:
В.А.
Жуковский,
Е.А.
Баратынский, Ф.И.
Тютчев, А.А. Фет,
Н.А. Некрасов. Темы
стихотворных
произведений, герой
лирического
произведения.
7
эпизода, составление цитатного
плана текста с выделением
отдельных эпизодов, смысловых
частей. Составление вопросного
плана текста с выделением
эпизодов, смысловых частей.
Пересказ (устно) содержания
произведения выборочно. Работа
в парах: чтение диалогов по
ролям. Знакомство со сказом П.
П.
Бажова
«Серебряное
копытце»,
выделение
особенностей жанра. Работа с
текстом
произведения:
упражнение
в
нахождении
народной лексики, устойчивых
выражений, выделение в тексте
слов, использованных в прямом
и
переносном
значении,
нахождение образных слов и
выражений, поиск устаревших
слов, установление значения
незнакомого слова в словаре.
Совершенствовать
умение
самостоятельно
отбирать
достоверные
источники
информации,
подбирать
необходимую
информацию;
воспитывать
личностные
качества
обучающихся
посредством сказок.
Электронная
Разговор
перед
чтением:
форма учебника, стихотворные произведения как
библиотека
способ передачи чувств автора,
РЭШ.
лирические
и
эпические
Единая
произведения:
сходство
и
коллекция
различия. Слушание лирических
цифровых
произведений,
обсуждение
образовательных эмоционального состояния при
ресурсов
восприятии описанных картин
(schoolприроды, ответ на вопрос:
collection.edu.ru). «Какое
настроение
создаёт
произведение? Почему?». На
примере стихотворений Ф. И.
Тютчева «Как неожиданно и
ярко…», А. А. Фета «Весенний
дождь», В. А. Жуковского
«Загадка», Е. А. Баратынского
«Весна, весна! Как воздух
чист!», И.С. Никитина «В синем
небе плывут над полями…»
Работа с текстом произведения:
упражнение
в
нахождении
сравнений
и
эпитетов,
олицетворений,
метафор,
Авторские приёмы
создания
художественного
образа в лирике.
Углубление
представлений
о
средствах
выразительности
в
произведениях
лирики:
эпитеты,
синонимы,
антонимы,
сравнения,
олицетворения,
метафоры.
8
Творчество Л. Н.
Толстого.
Расширение
представлений
о
творчестве
Л.Н.
Толстого:
рассказ
(художественный и
научнопознавательный),
сказки, басни, быль.
Первоначальное
представление
о
повести
как
эпическом
жанре.
Значение реальных
жизненных ситуаций
в создании рассказа,
повести. Отрывки из
автобиографической
повести
Л.Н.
Толстого «Детство».
Углубление
представлений
об
6
выделение в тексте слов,
использованных в прямом и
переносном
значении,
наблюдение за рифмой и ритмом
стихотворения,
нахождение
образных слов и выражений,
поиск значения незнакомого
слова в словаре, характеристика
звукописи, определение вида
строф. Работа в парах: сравнение
лирических произведений по
теме, созданию настроения;
подбор синонимов к заданным
словам, анализ поэтических
выражений
и
обоснование
выбора автора. Упражнение в
выразительном чтении вслух и
наизусть
с
сохранением
интонационного
рисунка
произведения (конкурс чтецов
стихотворений). Рассматривание
репродукций картин и подбор к
ним
соответствующих
стихотворных строк. Развивать
умение
воспринимать
информацию
на
слух,
интерпретировать ее, давать
оценку
и
характеристику
испытываемым чувствам при
прослушивании; развивать речь,
мышление,
восприятие,
воображение обучающихся.
Электронная
Игра «Вспомни и назови»:
форма учебника, анализ предложенных отрывков
библиотека
из произведений Л. Н. Толстого,
РЭШ.
определение жанра, объяснение
Единая
и ответ на вопрос: «К каким
коллекция
жанрам относятся эти тексты?
цифровых
Почему?», аргументация своего
образовательных мнения. Разговор перед чтением:
ресурсов
общее представление об эпосе
(school(на
примере
рассказа),
collection.edu.ru). знакомство с повестью как
эпическим жанром, в основе
которого лежит повествование о
каком-либо событии. Слушание
и чтение произведений Л. Н.
Толстого «Детство» (отрывки из
повести). Обсуждение темы и
главной мысли произведений,
определение признаков жанра
(автобиографическая
повесть,
рассказ, басня), характеристика
героев с использованием текста.
Анализ
сюжета
рассказа:
особенностях
художественного
текста-описания:
пейзаж,
портрет
героя,
интерьер.
Примеры
текста
рассуждения
в
рассказах
Л.
Н.
Толстого
9
Картины природы в
творчестве поэтов и
писателей XX века.
Лирика, лирические
произведения
как
описание
в
стихотворной форме
чувств
поэта,
связанных
с
наблюдениями,
описаниями
природы.
Расширение
круга
чтения лирических
произведений поэтов
ХХ века: И.А. Бунин,
А.А.
Блок,
К.Д.
Бальмонт.
Темы
стихотворных
произведений, герой
лирического
произведения.
Авторские приёмы
создания
художественного
образа в лирике.
Углубление
представлений
о
6
определение последовательности
событий,
формулирование
вопросов по основным событиям
сюжета,
восстановление
нарушенной последовательности
событий, нахождение в тексте
заданного эпизода, составление
цитатного плана текста с
выделением отдельных эпизодов,
смысловых частей. Работа с
композицией
произведения:
определение
завязки,
кульминации, развязки. Пересказ
содержания
произведения,
используя разные типы речи
(повествование,
описание,
рассуждение)
с
учётом
специфики
художественного,
научно-познавательного
и
учебного текстов.
Учить
обучающихся
анализировать
литературные
произведения, давать им оценку,
определять добрые и злые
поступки
героев;
развивать
мыслительные
операции
обучающихся.
Электронная
Разговор
перед
чтением:
форма учебника, стихотворные произведения как
библиотека
способ передачи чувств автора,
РЭШ.
лирические
и
эпические
Единая
произведения:
сходство
и
коллекция
различия. Слушание лирических
цифровых
произведений,
обсуждение
образовательных эмоционального состояния при
ресурсов
восприятии описанных картин
(schoolприроды, ответ на вопрос «Какое
collection.edu.ru). настроение
создаёт
произведение? Почему?». На
примере стихотворений поэтов
ХХ века. Например, И. А. Бунин.
«Листопад» (отрывки). Работа с
текстом
произведения:
упражнение
в
нахождении
сравнений
и
эпитетов,
олицетворений,
метафор,
выделение в тексте слов,
использованных в прямом и
переносном
значении,
наблюдение за рифмой и ритмом
стихотворения,
нахождение
образных слов и выражений,
поиск значения незнакомого
слова в словаре, характеристика
звукописи, определение вида
средствах
выразительности
в
произведениях
лирики:
эпитеты,
синонимы,
антонимы,
сравнения,
олицетворения,
метафоры
10
Произведения
о
животных и родной
природе.
Углубление
представлений
о
взаимоотношениях
человека
и
животных, защита и
охрана природы –
тема произведений
литературы.
Расширение
круга
чтения на примере
произведений А.И.
Куприна,
В.П.
Астафьева,
К.Г.
Паустовского, М.М.
Пришвина,
Ю.И.
Коваля
8
строф. Работа в парах: сравнение
лирических произведений по
теме, созданию настроения,
подбор синонимов к заданным
словам, анализ поэтических
выражений
и
обоснование
выбора автора. Упражнение в
выразительном чтении вслух и
наизусть
с
сохранением
интонационного
рисунка
произведения. Рассматривание
репродукций картин и подбор к
ним
соответствующих
стихотворных строк. Прививать
обучающимся любовь к Родине,
бережное отношение к природе;
развивать речь, воображение,
мышление.
Электронная
Разговор
перед
чтением:
форма учебника, взаимоотношения человека и
библиотека
животных, обсуждение цели
РЭШ.
чтения, выбор формы чтения
Единая
(вслух или про себя), удержание
коллекция
учебной задачи и ответ на вопрос
цифровых
«На какой вопрос хочу получить
образовательных ответ?». Чтение вслух и про себя
ресурсов
произведений о животных: В. П.
(schoolАстафьев. «Капалуха», М.М.
collection.edu.ru). Пришвин. «Выскочка» и другие.
Учебный диалог: обсуждение
темы
и
главной
мысли
произведений,
определение
признаков жанра. Работа с
текстом
произведения:
составление
портретной
характеристики персонажей с
приведением примеров из текста,
нахождение в тексте средств
изображения героев и выражения
их чувств, сравнение героев по
их внешнему виду и поступкам,
установление взаимосвязи между
поступками, чувствами героев.
Упражнение
в
составлении
вопросов
(в
том
числе
проблемных) к произведению.
Анализ
сюжета
рассказа:
определение последовательности
событий,
формулирование
вопросов по основным событиям
сюжета,
восстановление
нарушенной последовательности
событий, нахождение в тексте
заданного эпизода, составление
вопросного плана текста с
11
Произведения
о
детях
Расширение
тематики
произведений
о
детях, их жизни,
играх и занятиях,
взаимоотношениях
со
взрослыми
и
сверстниками
(на
примере содержания
произведений А.П.
Чехова,
Б.С.
Житкова, Н.Г. Гарина
Михайловского, В.В.
Крапивина и др.
Словесный портрет
героя
как
его
характеристика.
Авторский
способ
выражения главной
мысли.
Основные
события
сюжета,
отношение к ним
героев
10
выделением отдельных эпизодов,
смысловых частей. Работа с
композицией
произведения:
определение
завязки,
кульминации, развязки. Пересказ
содержания произведения от
лица героя с изменением лица
рассказчика.
Прививать обучающимся любовь
к природе и братьям нашим
меньшим;
учить
находить
взаимосвязь между поступками и
чувствами героев.
Электронная
Разговор
перед
чтением:
форма учебника, обсуждение цели чтения, выбор
библиотека
формы чтения (вслух или про
РЭШ.
себя), удерживание учебной
Единая
задачи и ответ на вопрос: «На
коллекция
какой вопрос хочу получить
цифровых
ответ, читая произведение?».
образовательных Чтение вслух и про себя
ресурсов
произведений о жизни детей в
(schoolразное время: А. П. Чехов.
collection.edu.ru). «Мальчики», Н. Г. ГаринМихайловский. «Детство Тёмы»
(отдельные
главы),
М.М.
Зощенко. «О Лёньке и Миньке»
(1–2 рассказа из цикла), К. Г.
Паустовский.
«Корзина
с
еловыми шишками». Работа с
текстом
произведения:
составление
портретной
характеристики персонажей с
приведением примеров из текста,
нахождение в тексте средств
изображения героев и выражения
их чувств, сравнение героев по
их внешнему виду и поступкам,
установление взаимосвязи между
поступками, чувствами героев,
определение
авторского
отношения
к
героям.
Упражнение
в
составлении
вопросов
(в
том
числе
проблемных) к произведению.
Анализ
сюжета
рассказа:
определение последовательности
событий,
формулирование
вопросов по основным событиям
сюжета,
восстановление
нарушенной последовательности
событий, нахождение в тексте
заданного эпизода, составление
вопросного плана текста с
выделением отдельных эпизодов,
12
Пьеса
Знакомство с новым
жанром – пьесой
сказкой. Пьеса –
произведение
литературы
и
театрального
искусства. Пьеса как
жанр драматического
произведения. Пьеса
и
сказка:
драматическое
и
эпическое
произведения.
3
Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
(schoolcollection.edu.ru).
13
Юмористические
произведения
Расширение
круга
чтения
юмористических
произведений
на
примере
рассказов
В.Ю.
Драгунского,
Н.Н. Носова, В.В.
6
Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
смысловых частей, определение
завязки, кульминации, развязки
(композиция
произведения).
Работа в парах: составление
цитатного
плана,
оценка
совместной
деятельности.
Упражнения в выразительном
чтении небольших эпизодов с
соблюдением орфоэпических и
интонационных норм при чтении
вслух.
Пересказ
(устно)
произведения от лица героя или
от третьего лица. Развивать речь,
мышление,
коммуникативные
навыки обучающихся; учить
социальному
взаимодействию
обучающихся; развивать умения
давать оценку поступкам героев.
Чтение вслух и про себя пьес.
Например, С. Я. Маршак.
«Двенадцать
месяцев».
Ориентировка в понятиях: пьеса,
действие, персонажи, диалог,
ремарка,
реплика.
Учебный
диалог: анализ действующих
лиц, обсуждение проблемы:
является
ли
автор
пьесы
действующим лицом, ответ на
вопрос
«Почему в тексте
приводятся авторские замечания
(ремарки),
каково
их
назначение?». Работа в парах:
анализ
и
обсуждение
драматического
произведения
(пьесы) и эпического (сказки) —
определение
сходства
и
различий, диалог как текст
пьесы, возможность постановки
на театральной сцене. Чтение по
ролям.
Развивать
у
обучающихся
умение высказывать свою мысль,
вести диалог со сверстниками;
развивать умение анализировать
ситуации, давать им словесную
оценку.
Разговор
перед
чтением:
обсуждение
проблемного
вопроса: «Какой текст является
юмористическим?». Слушание и
чтение
художественных
произведений,
оценка
эмоционального состояния при
восприятии
юмористического
произведения, ответ на вопрос
Голявкина,
М.М.
Зощенко.
Герои
юмористических
произведений.
Средства
выразительности
текста
юмористического
содержания:
гипербола.
Юмористические
произведения в кино
и театре
14
Зарубежная
литература
Расширение
круга
чтения произведений
зарубежных
писателей.
Литературные сказки
Ш. Перро, Х.-К.
Андерсена, братьев
Гримм.
Приключенческая
литература:
произведения
Дж.
Свифта,
Марка
Твена.
8
(school«Какое чувство вызывает сюжет
collection.edu.ru). рассказа? Почему?». Рассказы В.
Ю. Драгунского из цикла
«Денискины рассказы», Н. Н.
Носова «Витя Малеев в школе и
дома» (отдельные главы). Работа
с
текстом
произведения:
составление
портретной
характеристики персонажей с
приведением примеров из текста,
нахождение в тексте средства
изображения героев и выражения
их чувств. Работа в парах: чтение
диалогов по ролям, выбор
интонации,
отражающей
комичность ситуации. Слушание
записей (аудио) юмористических
произведений,
просмотр
фильмов.
Электронная
Разговор
перед
чтением:
форма учебника, установление цели чтения, ответ
библиотека
на вопрос: «На какой вопрос
РЭШ.
хочу получить ответ, читая
Единая
произведение?».
Чтение
коллекция
литературных
сказок
цифровых
зарубежных
писателей
(по
образовательных выбору): Х.-К. Андерсен. «Дикие
ресурсов
лебеди», «Русалочка». Работа с
(schoolтекстом
произведения
collection.edu.ru). (характеристика
героя):
нахождение описания героя,
определение взаимосвязи между
поступками героев, сравнение
героев по аналогии или по
контрасту, оценка поступков
героев.
Учебный
диалог:
обсуждение отношения автора к
героям, поступкам, описанным в
сказках. Анализ сюжета сказки:
определение последовательности
событий,
формулирование
вопросов по основным событиям
сюжета,
восстановление
нарушенной последовательности
событий, нахождение в тексте
заданного эпизода, составление
цитатного плана текста с
выделением отдельных эпизодов,
смысловых частей. Составление
вопросного плана текста с
выделением
эпизодов,
смысловых частей. Пересказ
(устно)
содержания
произведения выборочно. Работа
в парах: чтение диалогов по
15
Библиографическая
культура (работа с
детской книжной и
справочной
литературой)
Польза чтения и
книги: книга – друг и
учитель. Расширение
знаний о правилах
читателя и способах
выбора
книги
(тематический,
систематический
каталог).
Виды
информации в книге:
научная,
художественная
(с
опорой на внешние
показатели книги), её
справочноиллюстративный
материал. Типы книг
6
ролям. Чтение приключенческой
литературы:
Дж.
Свифт.
«Путешествие
Гулливера»
(отдельные главы), Марк Твен.
«Приключения Тома Сойера»
(отдельные главы). Работа с
текстом
произведения
(характеристика
героя):
нахождение описания героя,
определение взаимосвязи между
поступками героев, сравнивание
героев по аналогии или по
контрасту, оценка поступков
героев. Поиск дополнительной
справочной
информации
о
зарубежных
писателях:
Дж.
Свифт, Марк Твен, Л. Кэрролл,
представление своего сообщения
в классе, составление выставки
книг зарубежных сказок, книг о
животных. Выбор книги для
самостоятельного
чтения
с
учётом
рекомендательного
списка, написание аннотации к
самостоятельно
прочитанному
произведению.
Приобщить
обучающихся
к
зарубежной литературе; учить
анализировать произведения и
поступки
героев;
развивать
коммуникативные
навыки
обучающихся, учить работать со
сверстниками.
Электронная
Экскурсия в школьную или
форма учебника, ближайшую
детскую
библиотека
библиотеку: тема экскурсии
РЭШ.
«Зачем нужны книги». Проверка
Единая
и оценка своей работы по
коллекция
предложенным
критериям.
цифровых
Упражнения в выразительном
образовательных чтении
стихотворных
и
ресурсов
прозаических произведений с
(schoolсоблюдением орфоэпических и
collection.edu.ru). интонационных норм при чтении
вслух. Поиск информации в
справочной литературе, работа с
различными
периодическими
изданиями:
газетами
и
журналами
для
детей.
Составление
аннотации
(письменно)
на
любимое
произведение.
Воспитывать у обучающихся
бережное отношение к книгам и
другим печатным изданиям;
(изданий):
книгапроизведение, книгасборник,
собрание
сочинений,
периодическая
печать, справочные
издания. Работа с
источниками
периодической
печати
Контроль и проверка знаний: 1 час
Итого: 104 часов
учить выявлять главное в
произведениях и выражать это в
письменном виде.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
№
п/п
Тема
1
Знакомство с учебником. Система условных
обозначений. Содержание учебника. Словарь
Знакомство с названием раздела «Летописи. Былины.
Жития».
Поэтический текст былины «Ильины три
поездочки». Сказочный характер былины.
Прозаический текст былины в пересказе Н.
Карнауховой. Сравнение поэтического и
прозаического текстов.
Из летописи «И вспомнил Олег коня своего».
Сравнение текста летописи и исторических
источников.
Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах
Царьграда». События летописи-основные события
Древней Руси.
«Житие Сергия Радонежского» Детство и юность
Варфоломея.
«Житие Сергия Радонежского». Рассказ о битве на
Куликовом поле.
Знакомство с названием раздела. П. П. Ершов
«Конек - горбунок».
События в литературной сказке П. П. Ершова «Конек
- горбунок». Герои сказки.
А. Слонимский. «О Пушкине» Интонация
стихотворения А.С. Пушкина «Няне».
Интонация стихотворений А.С. Пушкин «Туча».
А. С. Пушкин «Унылая пора!..» Словесное
рисование картин.
А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях» Характеристика героев
Отличие авторской сказки от народной А.С.
Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях»
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Домашнее Дата
задание
по
плану
02.09
04.09
05.09
09.09
11.09
12.09
16.09
18.09
19.09
23.09
25.09
26.09
30.09
02.10
03.10
07.10
Дата факт
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
богатырях». Составление плана сказки.
Библиотечный урок по сказкам А.С.Пушкина
А. Шан - Гирей «Воспоминания о Лермонтове».
Картины природы в стихотворении «Дары Терека».
М.Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб». Сравнение
мотивов русской и турецкой сказок
М.Ю. Лермонтов. «Ашик - Кериб». Характеристика
героев
С. Толстой. «Как я увидел Льва Николаевича».
События рассказа Л. Толстого «Детство».
Л.Н. Толстой Детство.
Л.Н. Толстой Детство.
Характер главного героя рассказа. Л. Толстой. Басня
«Как мужик убрал камень».
А.П. Чехов Мальчики
А.П. Чехов Мальчики. Главные герои рассказа герои своего времени.
Наедине с книгой. По книгам писателей раздела
Обобщающий урок КВН «Чудесный мир классики»
Знакомство с названием раздела.
Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…»
Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…»
А. Фет «Весенний дождь».
А. Фет «Бабочка».
Е. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!»,
«Где сладкий шёпот...»
Ритм стихотворений А. Н. Плещеева «Дети и
птичка»
И.С. Никитин. «В синем небе плывут над полями…»
Настроение стихотворения Н. Некрасов «Саша».
Образ природы в стихотворении. И.А. Бунин
«Листопад»
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»
Оценка достижений. Проверочная работа по теме:
«Поэтическая тетрадь».
Знакомство с названием раздела. В.Ф. Одоевский
«Городок в табакерке».
В.Ф. Одоевский. «Городок в табакерке».
Составление плана сказки
Проверочная работа по итогам 1 полугодия
В.Ф. Одоевский. «Городок в табакерке». Подробный
пересказ
П.П. Бажов Серебряное копытце
П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы
народных сказок в авторском тексте.
П.П. Бажов «Серебряное копытце».
Герои художественного произведения
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои
произведения.
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста
на части.
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
Обобщающий урок-игра «Крестики-нолики». Оценка
09.10
10.10
14.10
16.10
17.10
21.10
23.10
24.10
06.11
07.11
11.11
13.11
14.11
18.11
20.11
21.11
25.11
27.11
28.11
02.12
04.12
05.12
09.12
11.12
12.12
16.12
18.12
19.12
23.12
25.12
26.12
28.12
09.01
13.01
15.01
16.01
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
достижений.
Знакомство с названием раздела.
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».
Особенности юмористической составляющей
произведения Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном
времени».
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».
Нравственный смысл произведения.
В.Ю. Драгунский «Главные реки».
В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».
Инсценирование произведения В.В. Голявкин
«Никакой горчицы я не ел».
Обобщение по разделу «Делу время - потехе
час». Оценка достижений.
Знакомство с названием раздела.
Б.С. Житков «Как я ловил человечков».
Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герой
произведения.
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
Музыкальное сопровождение произведения
М.М. Зощенко «Ёлка».
М.И. Цветаева «Наши царства»
Главная мысль в стихотворении М. Цветаевой
«Бежит тропинка с бугорка…».
С.А. Есенин «Бабушкины сказки».
Обобщение по разделу «Страна детства».
Знакомство с названием раздела.
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение
человека к природе.
С.А. Есенин «Лебедушка».
Сравнение авторского стихотворения с
фольклорными произведениями
Отношение автора к герою произведения С.А.
Есенин «Лебедушка».
М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя
на основе поступка.
А.И. Куприн «Барбос и Жулька».
Главная мысль произведения А.И. Куприн «Барбос и
Жулька».
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа.
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление
плана
Обобщение по разделу «Природа и мы». Оценка
достижений.
А. Куприн «Слон». Характеристика героев.
Знакомство с названием раздела.
И.С. Никитин «Русь».
Сравнение стихотворения с былиной. Образ Родины
в поэтическом тексте И.С. Никитин «Русь».
С.Д. Дрожжин «Родине».
А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске».
Проект: «Они защищали Родину»
20.01
22.01
23.01
27.01
29.01
30.01
03.02
05.02
06.02
10.02
12.02
13.02
17.02
19.02
20.02
24.02
26.02
27.02
03.03
05.03
06.03
10.03
12.03
13.03
17.03
19.03
20.03
31.03
02.04
03.04
07.04
09.04
10.04
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
Наедине с книгой. Литературный марафон
Знакомство с названием раздела, прогнозирование
его содержания. Е. С. Велтистов «Приключение
Электроника» урок-путешествие
Особенности научно-фантастического рассказа Е. С.
Велтистов «Приключение Электроника»
Сравнение фантастической литературы со
сказкой. К. Булычев «Путешествие Алисы»
Сравнение героев рассказов фантастического жанра
К. Булычев «Путешествие Алисы»
Путешествие по Стране Фантазии урокпутешествие
Обобщение и систематизация знаний по разделу
«Страна Фантазия»
Знакомство с названием раздела. Учимся составлять
список литературы. Урок –практикум
Средства художественной выразительности в
произведении Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».
Герои приключенческой литературы. Дж. Свифт
«Путешествие Гулливера»
Герои приключенческой литературы. Дж. Свифт
«Путешествие Гулливера»
14.04
16.04
Отношение автора к героине сказки Г.Х. Андерсен
«Русалочка»
Составление плана сказки Г.Х. Андерсен
«Русалочка»
Нравственная проблематика сказки Урокпутешествие
Контрольная работа по итогам года
Написание отзыва по сказке Г.Х. Андерсен
«Русалочка»
Сравнение героев, их поступки. М. Твен
«Приключения Тома Сойера»
Составление отзыва по книге М. Твена
«Приключения Тома Сойера»
Обобщающий урок «Зарубежная литература»
14.05
Вид деятельности
Проверочная работа
Контрольная работа
17.04
21.04
23.04
24.04
28.04
30.04
05.05
07.05
12.05
15.05
19.05
21.05
22.05
26.05
28.05
29.05
Номер
Тема
урока
по
КТП
43
Проверочная работа по итогам 1 полугодия
100
Контрольная работа по итогам года
Дата
18.12.24
21.05.25