Частное общеобразовательное учреждение Прогимназия №63 Открытого
акционерного общества «Российские железные дороги»(ЧОУ Прогимназия
№63 ОАО «РЖД»)
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
начальный классов
Руководитель ШМО
/ Н.В.Адеева
Протокол от 30.08.2024 г.
№1
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
ЧОУ Прогимназии
№63ОАО «РЖД»
/
В.И.Джангриян
«30» августа 2024 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ЧОУ Прогимназии
№63 ОАО «РЖД»
М.А. Ломова
Приказ ОУ от «30» 08.2024 г.
№ 214
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат:
02F5949E00A2B1548744681BA6B137706C
Владелец: Ломова Мария Анатольевна
Действителен: с 03.07.2024 до 03.10.2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
(предмет)
Уровень общего образования
начальное общее образование
3 класс
на 2024/2025 учебный год
Рабочую программу составил(а):
Коломийцева О.Л.,
учитель начальных классов
высшей категории
г. Батайск
2024 год
Рабочая программа по литературному чтению
на уровень начального общего образования (для 1–4-х классов)
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению на уровень начального общего образования для
обучающихся 1–4-х классов ЧОУ Прогимназии №63 ОАО «РЖД» разработана в соответствии с
требованиями:
• Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации»;
• приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
• приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования» (далее – ФОП НОО);
• приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общегообразования» (далее – ФГОС НОО);
• устава ЧОУ Прогимназия №63 ОАО «РЖД»;
• положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся в ЧОУ Прогимназия №63 ОАО
• «РЖД»;
• федеральной рабочей программы по учебному предмету «Литературное чтение»
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» на уровне начального общего
образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального
общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (далее
— ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей
программе воспитания ЧОУ Прогимназии №63 ОАО «РЖД»
Рабочая программа по литературному чтению представляет собой целостный документ,
включающий разделы: титульный лист, пояснительную записку, планируемые результаты
освоения учебного предмета, содержание учебного предмета с указанием форм организации
учебных занятий, основных видов учебной деятельности, календарно тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на усвоение каждой темы.
Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной литературы,
обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными
видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее
и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей
обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса
литературы.
Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя,
мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и
саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни,
эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые
младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также
сформированности предметных и универсальных
действий в процессе изучения предмета «Литературное чтение» станут фундаментом обучения в
основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и
решением следующих задач:
• формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению
и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;
• достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
• осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного
творчества для всестороннего развития личности человека;
• первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и
произведений устного народного творчества;
• овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного
использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и
стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах);
устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки,
загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ;
автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; за- головок и содержание; композиция;
сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
• овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим
понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).
Программа по литературному чтению составлена с учётом общих целей изучениякурса,
определённых ФГОС НОО и отражённых в его примерной основной образовательной программе
по предмету «Литературное чтение» и рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю). Программа будет
реализована за 104ч. за счёт укрупнениябазового ядра.
Для реализации программы используются учебники, допущенные к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, приказом Мин просвещения от 21.09.2022 № 858:
Климанова Л. Ф. Литературное чтение (в 2-х частях) 3 класс. Учебник. — М.: Просвещение
2021г.;
Электронные образовательные ресурсы, допущенные к использованию при реализации
образовательными организациями имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования приказом Мин
просвещения от 02.08.2022 № 653:
Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).
Содержание учебного предмета
Рабочая программа представляет возможный вариант распределения предметного
содержания по годам обучения с характеристикой планируемых результатов, отражает примерную
последовательность изучения тем/разделов, содержит рекомендации по объёму учебного времени
с выделением резервных часов, позволяющие учитывать индивидуальные потребности и
способности обучающихся и организовывать дифференцированный подход, а также
предоставляет возможности для реализации различных методических подходов к преподаванию
учебного предмета «Литературное чтение» при условии сохранения обязательной части
содержания курса.
О Родине и её истории. Любовь к Родине и её история — важные темы произведений
литературы (произведения одного-двух авторов по выбору).
Чувство любви к Родине, сопричастность к прошлому и настоящему своей страны и родного
края — главные идеи, нравственные ценности, выраженные в произведениях о Родине. Образ
Родины в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков.
Осознание нравственно-этических понятий: любовь к родной стороне, малой родине,
гордость за красоту и величие своей Отчизны. Роль и особенности заголовка произведения.
Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о Родине. Использование средств
выразительности при чтении вслух:интонация, темп, ритм, логические ударения.
Произведения для чтения: К.Д. Ушинский «Наше отечество», М.М. Пришвин «Моя Родина»,
С.А. Васильев «Россия», Н.П. Кончаловская «Наша древняя столица» (отрывки) и другие (по
выбору).
Фольклор (устное народное творчество). Круг чтения: малые жанры фольклора
(пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, по выбору). Знакомство с
видами загадок. Пословицы народов России (значение, характеристика, нравственная основа).
Книги и словари, созданные В. И. Далем. Активный словарь устной речи: использование
образных слов, пословиц и поговорок, крылатых выражений. Нравственные ценности в
фольклорных произведениях народов России. Фольклорная сказка как отражение
общечеловеческих ценностей и нравственныхправил.
Виды
сказок (о
животных,
бытовые, волшебные). Художественные
особенности сказок: построение (композиция), язык (лексика). Характеристика героя,
волшебные помощники, иллюстрация как отражение сюжета волшебной сказки (например,
картины В. М. Васнецова, иллюстрации Ю. А. Васнецова, И. Я. Билибина, В. М. Конашевич).
Отражение в сказках народного быта и культуры.Составление плана сказки.
Круг чтения: народная песня. Чувства, которые рождают песни, темы песен. Описание
картин природы как способ рассказать в песне о родной земле. Былина как народный песенный
сказ о важном историческом событии. Фольклорные особенности жанра былин: язык (напевность
исполнения, выразительность), характеристика главного героя (где жил, чем занимался, какими
качествами обладал). Характеристика былин как героического песенного сказа, их особенности
(тема, язык). Язык былин, устаревшие слова, их место в былине и представление в современной
лексике. Репродукции картин как иллюстрации к эпизодам фольклорного произведения.
Произведения для чтения: малые жанры фольклора, русская народная сказка «Иванцаревич и серый волк», былина об Илье Муромце и другие (по выбору).
Творчество А. С. Пушкина. А. С. Пушкин — великий русский поэт. Лирические
произведения А.
С. Пушкина: средства
художественной выразительности
(сравнение, эпитет); рифма, ритм. Литературные сказки А. С. Пушкина в стихах (по выбору,
например, «Сказкао царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»). Нравственный смысл произведения, структура
сказочного текста, особенности сюжета, приём повтора как основа
изменение
сюжета.
Связь
пушкинских сказок
с
фольклорными. Положительные и отрицательные
герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. И. Я. Билибин — иллюстратор сказок А. С.
Пушкина.
Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «В тот год осенняя
погода…», «Опрятней модного паркета…» и другие (по выбору).
Творчество И. А. Крылова. Басня — произведение-поучение, которое помогает увидеть свои и
чужие недостатки. Иносказание в баснях. И. А. Крылов — великий русский баснописец. Басни И.
А. Крылова (не менее двух): назначение, темы и герои,особенности языка. Явная и скрытая мораль
басен. Использование крылатых выражений в речи.
Произведения для чтения: И.А. Крылов «Ворона и Лисица», «Лисица и виноград»,
«Мартышка и очки» и другие (по выбору)
Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ—ХХ веков. Лирические
произведения как способ передачи чувств людей, автора. Картины природы в произведениях
поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору): Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, М. Ю.
Лермонтова, А. Н. Майкова, Н. А. Некрасова, А. А. Блока, С. А. Есенина, К. Д. Бальмонта, И. А.
Бунина, А. П. Чехова, К. Г. Паустовского и др. Чувства, вызываемые лирическими
произведениями. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы,
антонимы, сравнения. Звукопись, её выразительное значение. Олицетворение как одно из средств
выразительности лирического произведения. Живописные полотна как иллюстрация к
лирическому произведению: пейзаж. Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании
(эпитеты, сравнения, олицетворения), в изобразительном искусстве (цвет, композиция), в
произведениях музыкального искусства (тон, темп, мелодия).
Произведения для чтения: Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», А.А. Фет
«Кот поёт, глаза прищуря», «Мама! Глянь-ка из окошка…», А.Н. Майков «Осень»,С.А. Есенин
«Берёза», Н.А. Некрасов «Железная дорога» (отрывок), А.А. Блок
«Ворона», И.А. Бунин «Первый снег» и другие (по выбору).
Творчество Л. Н. Толстого. Жанровое многообразие произведений Л. Н. Толстого: сказки,
рассказы, басни, быль (не менее трёх произведений). Рассказ как повествование: связь содержания
с реальным событием. Структурные части произведения (композиция): начало, завязка действия,
кульминация, развязка. Эпизод как часть рассказа. Различные виды планов. Сюжет рассказа:
основные события, главные герои, действующие лица,
различение рассказчика и автора произведения. Художественные особенности текста-описания,
текста-рассуждения.
Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Лебеди», «Зайцы», «Прыжок», «Акула» идругие.
Литературная сказка. Литературная сказка русских писателей (не менее двух). Круг чтения:
произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, В. Ф. Одоевского, В. М. Гаршина, М. Горького, И. С.
Соколова-Микитова, Г. А. Скребицкого и др. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои).
Составление аннотации.
Произведения для чтения: В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница», И.С. Соколов- Микитов
«Листопадничек», М. Горький «Случай с Евсейкой» и другие (по выбору).
Произведения о взаимоотношениях человека и животных. Человек и его отношения с
животными: верность, преданность, забота и любовь. Круг чтения (по выбору, не менее четырёх
авторов): произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, С. В.
Образцова, В. Л. Дурова, Б. С. Житкова. Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий,
композиция, объекты описания (портрет героя, описание интерьера).
Произведения для чтения: Б.С. Житков «Про обезьянку», К.Г. Паустовский
«Барсучий нос», «Кот-ворюга», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» и другие (по выбору).
Произведения о детях. Дети — герои произведений: раскрытие тем «Разные детские судьбы»,
«Дети на войне». Отличие автора от героя и рассказчика. Герой художественного произведения:
время и место проживания, особенности внешнего вида и характера. Историческая обстановка как
фон создания произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне (произведения по выбору
двух-трёх авторов). Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка
нравственных качеств, проявляющихся в военноевремя.
Произведения для чтения: Л. Пантелеев «На ялике», А. Гайдар «Тимур и его команда» (отрывки),
Л. Кассиль и другие (по выбору).
Юмористические произведения. Комичность как основа сюжета. Герой юмористического
произведения. Средства выразительности текста юмористического содержания: преувеличение.
Авторы юмористических рассказов (не менее двух произведений): М. М. Зощенко, Н. Н. Носов, В.
В. Голявкин и др.
Произведения для чтения: В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы» (1–2 произведения), Н.Н.
Носов «Весёлая семейка» и другие (по выбору).
Зарубежная литература. Круг чтения (произведения двух-трёх авторов по выбору): литературные
сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, Ц. Топелиуса, Р. Киплинга, Дж. Родари, С. Лагерлёф.
Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Рассказы о животных зарубежных писателей.
Известные переводчики зарубежной литературы: С. Я. Маршак, К.И. Чуковский, Б. В. Заходер.
Произведения для чтения: Х.-К. Андерсен «Гадкий утёнок», Ш. Перро «Подарок феи»и другие (по
выбору).
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Ценность
чтения художественной литературы и фольклора, осознание важности читательской деятельности.
Использование с учётом учебных задач аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация,
предисловие, иллюстрации). Правила юного читателя. Книга как особый вид искусства. Общее
представление о первых книгах наРуси, знакомство с рукописными книгами.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются
в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную
динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания,
саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета
«Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и
отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным,
социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения
сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
• становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление
интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание
естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
• осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к
прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к
традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений
выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
• первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
• освоение опыта человеческих взаимоотношений, признакииндивидуальности каждого человека,
проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных
качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального
статуса, вероисповедания;
• осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных
произведений в ситуации нравственного выбора;
• выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и
систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
• неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям.
Эстетическое воспитание:
• проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным
видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной
деятельности;
• приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально- эстетической оценки
произведений фольклора и художественной литературы;
• понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств,
создающих художественный образ.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благопо
лучия:
• соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной);
• бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
• осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное
отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности,
интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
• бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных,
отражённых в литературных произведениях;
• неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
• ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира,
понимание важности слова как средства создания словесно- художественного образа, способа
выражения мыслей, чувств, идей автора;
• овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
• потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами
литературы,
развитие
познавательного
интереса,
активности,
инициативности,
любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной
литературы, творчества писателей.
Метапредметные результаты
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут
сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
• сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и
его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
• объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
• определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по
темам, жанрам и видам;
• находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать
нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по
предложенному алгоритму;
• выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма;
• устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного
текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации)на основе
предложенных учителем вопросов;
формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта,ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (наоснове
предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях;
работа с информацией:
• выбирать источник получения информации;
• согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
• распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки;
• соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила
информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
• анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
• самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К
концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
• проявлять
уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
• признавать возможность существования разных точек зрения;
• корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
• строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
• создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,повествование);
• готовить небольшие публичные выступления;
• подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к текстувыступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
• планировать действия по решению учебной задачи для получениярезультата;
• выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
• устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные
действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
• формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
• принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
• проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
• ответственно выполнять свою часть работы;
• оценивать свой вклад в общий результат;
• выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы;
Предметные результаты
Предметные результаты освоения
программы начального общего образования
по
учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной
области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных
учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и художественной
литературы, находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных
ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственноэтических понятиях в контекстеизученных произведений;
читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения
(изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по
восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения втемпе не
менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания);
читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной тематикой
произведений;
различать художественные произведения и познавательные тексты;
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного
произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;
понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного
произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;
различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки,
небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и
художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить
примеры произведений фольклора разных народов России;
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и
главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь
событий, эпизодов текста; составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный);
характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять
портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями,
чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по
предложенным критериям (по аналогии или по контрасту);
отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение автора к
героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства изображения героев
(портрет), описание пейзажа и интерьера;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря;
находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств
художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж,
характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части,
композиция, сравнение, эпитет, олицетворение);
участвовать
в
обсуждении
прослушанного/прочитанного
произведения:
строить
монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением
орфоэпических и
пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой
ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные литературные понятия;
пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с
изменением лица рассказчика, от третьего лица;
при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи (повествование, описание,
рассуждение) с учётом специфики учебного и художественного текстов;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из
произведения;
составлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного/прослушанного текста
на заданную тему по содержанию произведения (не менее 8 предложений), корректировать
собственный письменный текст;
составлять краткий
отзыв
о
прочитанном
произведении по заданному
алгоритму;
сочинять
тексты,
используя
аналогии, иллюстрации, придумывать
продолжение прочитанного произведения;
использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление,
аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);
выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя
картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
использовать справочные издания, в том числе верифицированные электронные ресурсы,
включённые в федеральный перечень.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
3-Й КЛАСС
Наименование
КолЭОР и ЦОР Деятельность учителя с учетом рабочей
разделов и тем
во
программы воспитания
учебного предмета
часов
Произведения о
6
Электронная Установление доверительных отношений с
Родине и ее истории
форма
обучающимися, способствующих
учебника,
позитивному восприятию обучающимися
Фольклор
15
библиотека
требований и просьб учителя, привлечению их
(устное народное
РЭШ.
внимания к обсуждаемой на уроке
творчество)
информации, активизации их познавательной
Творчество
4
деятельности;
Единая
И.А. Крылова
коллекция
Творчество
9
цифровых
побуждение обучающихся соблюдать на уроке
А.С. Пушкина
образователь общепринятые нормы поведения, правила
Картины природы в
7
ных
общения со старшими и сверстниками,
произведениях поэтов
ресурсов
принципы учебной дисциплины и
и писателей XIX века
(schoolсамоорганизации;
Творчество
5
collection.ed
Л.Н. Толстого
u.ru).
привлечение внимания обучающихся к
Литературная сказка
9
ценностному аспекту изучаемых на уроках
Картины природы в
7
явлений, организация их работы с получаемой
произведениях поэтов
на уроке социально значимой информацией;
и писателей XX века
Произведения о
13
применение на уроке интерактивных форм
взаимоотношениях
работы с обучающимися, интеллектуальных
человека и животных
игр, стимулирующих познавательную
Произведения о детях 15
мотивацию обучающихся;
Юмористические
6
произведения
включение в урок игровых процедур с целью
Зарубежная
5
поддержания мотивации обучающихся к
литература
получению знаний, налаживанию позитивных
Библиографическая
3
межличностных отношений в классе;
культура (работа
с детской книжной и
инициирование и поддержка
справочной
исследовательской деятельности
литературой)
обучающихся;
ОБЩЕЕ ЧИСЛО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ: 104
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
№
п/п
Тема
Дата Дата
по факт
плану
1 четверть
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Знакомство с учебником и с названием раздела «Устное 03.09
народное творчество». Прогнозирование содержания
раздела
с.4-5
Русские народные песни
04.09
с.6-7
Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.
06.09
с.8
10.09
Произведения прикладного искусства: гжельская и
хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка
с.9
Проверка техники чтения
11.09
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец
Иванушка»
с.10-14
13.09
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец
Иванушка».
с.10-14
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк» 17.09
с.15-23
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». 18.09
Деление текста на части.
с.15-23
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». 20.09
Составление плана сказки
с.23-24
Русская народная сказка «Сивка-Бурка»
24.09
с.25-33
Русская народная сказка «Сивка – Бурка
25.09
с.25-33
Особенности волшебной сказки
27.09
с.33
Внеклассное чтение
01.10
Русские народные сказки
Обобщающий урок по разделу «Устное народное
02.10
творчество»
Проверочная работа
с. 34-39
Проект «Сочиняем волшебную сказку»
04.10
с.40
08.10
Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем
расскажут осенние листья».
с.44
А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»
09.10
с.45
И. Никитин «Встреча зимы».
11.10
Домашнее
задание
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
с.46-47
И. Суриков «Детство»
с.48-49
Проверка техники чтения
И. Суриков «Зима». Сравнение как средствосоздания
картины природы в лирическом стихотворении
с.50-51
Н.Некрасов «Не ветер бушует над бором…»
Внеклассное чтение
Страницы русской классики. Стихи Ф. Тютчева,
А.Пушкина, А. Фета, И. Никитина, И. Сурикова
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь»
Проверочная работа
с.54-56
Жизнь и творчество А.С. Пушкина
с.62-63
2 четверть
А. Пушкин. Лирические стихотворения
с.64-65
А. Пушкин «Зимнее утро»
с.66-67
А. Пушкин «Зимний вечер»
с.68-69
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
с.70-77
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Особенности
волшебной сказки
с.78-85
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
с.86-93
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Нравственный
смысл сказки.
с.94-101
Внеклассное чтение
Сказки А.С.Пушкина
Жизнь и творчество И.А. Крылова
с.106-107
И. Крылов «Мартышка и Очки»
с.108-109
И. Крылов «Ворона и Лисица»
с.110-111
Внеклассное чтение
Басни И.А.Крылова
Жизнь и творчество М. Лермонтова
с.114
М. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком
стоит одиноко…», «Утес»
с.115-117
Детство Л. Толстого (из воспоминаний писателя)
с.120-121
Л.Толстой «Какая бывает роса на траве»
Л. Толстой «Акула»
с.124-125
Л. Толстой «Прыжок»
15.10
16.10
18.10
22.10
23.10
25.10
05.11
06.11
08.11
12.11
13.11
15.11
19.11
20.11
22.11
26.11
27.11
29.11
03.12
04.12
06.12
10.12
11.12
13.12
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
с.127-129
Внеклассное чтение
Рассказы Л.Толстого
Обобщающий урок по разделу «Великие русские
писатели»
Проверочная работа
с.130-132
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца –
Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».
с.136-139
Проверка техники чтения
В. Одоевский «Мороз Иванович».
с.140-149
В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной
и литературной сказок.
с. с.140-149
В. Гаршин «Лягушка-путешественница»
с.150-154
3 четверть
Внеклассное чтение
Рассказы Л.Толстого, К.Аксакова, И.Бунина,
В.Одоевского
Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки».
Проверочная работа
с.155
М. Горький «Случай с Евсейкой»
с.6-8
М. Горький «Случай с Евсейкой»
с.9-12
К. Паустовский «Растрепанный воробей». Определение
жанра произведения.
с.13-17
К. Паустовский «Растрепанный воробей»
с.18-22
К. Паустовский «Растрепанный воробей»
Характеристика героев
Поговорим о самом главном. Притча «Что побеждает?»
с.23
А. Куприн «Слон». Знакомство с произведением.
с.24-35
А. Куприн «Слон». Характеристика героев
с.24-35
Внеклассное чтение
Рассказы Н.Носова, И.Токмаковой, А.Усачева
Обобщающий урок по разделу «Были-небылицы»
Проверочная работа
с.36
С. Черный «Воробей»
с.40-41
С. Черный «Что ты тискаешь утенка?..»
с.42
С. Черный «Слон»
с.43
А. Блок «Сны»
С.44-45
17.12
18.12
20.12
24.12
25.12
27.12
10.01
14.01
15.01
17.01
21.01
22.01
24.01
28.01
29.01
31.01
04.02
05.02
07.02
11.02
12.02
14.02
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
А. Блок «Ворона»
с.46-47
М.Пришвин «Моя Родина»
с.48-49
С. Есенин «Черемуха»
с.50-51
Внеклассное чтение
Стихи М.Цветаевой, С.Черного
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь».
Проверочная работа
с.52
Соколов-Микитов «Листопадничек»
с.56-61
Соколов-Микитов «Листопадничек»
с.56-61
В. Белов «Малька провинилась»
с.63-64
В. Белов «Еще раз про Мальку»
с.65-66
В. Драгунский «Он живой и светится…»
с.67-69
Проверка техники чтения
В. Астафьев «Капалуха»
с.70-72
Б. Житков «Про обезьянку»
с.73-80
Б. Житков «Про обезьянку». Герои произведения
с.81-84
Внеклассное чтение
В.Бианки, Л.Андреев, М.Зощенко, А.Платонов
Обобщающий урок по разделу «Люби все живое»
Проверочная работа
с. 85-86
4 четверть
C. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой
поляной…».
с.90-91
А. Барто «Разлука»
с.92-93
А. Барто «В театре»
с.94-95
С. Михалков «Если»
с.96-97
М.Дружинина «Мамочка-мамуля»
с.98
Т.Бокова «Родина слово большое, большое»
с.99
Е. Благинина «Кукушка», «Котенок»
с.100-101
Внеклассное чтение
Стихи С.Маршака, А.Барто, С.Михалкова,
Е.Благининой
Наши проекты. «В мире детской поэзии»
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь»
Проверочная работа
18.02
19.02
21.02
25.02
26.02
28.02
04.03
05.03
07.03
11.03
12.03
14.03
18.03
19.03
21.03
01.04
02.04
04.04
08.04
09.04
11.04
15.04
16.04
18.04
22.04
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
с.104
Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»
с.108-111
М. Зощенко «Золотые слова»
с.112-119
Проверка техники чтения
М. Зощенко «Великие путешественники»
с.120-127
Н. Носов «Федина задача».
с.129-132
А. Платонов «Цветок на земле».
с.133-139
А. Платонов «Цветок на земле». Особенности речи
героев
с.133-139
Н. Носов «Телефон»
с.140-141
Внеклассное чтение
В. Драгунский «Друг детства»
Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке –
наберешь кузовок»
с.142
Проверочная работа по разделу «Собирай по ягодке –
наберешь кузовок»
Проверка техники чтения
Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»
с.146-150
Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»
с.150-155
Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок» Нравственный смысл
сказки.
с.146-155
Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о
жизни Г.-Х. Андерсена»
Обобщение знаний по разделу «Зарубежная литература»
23.04
25.04
29.04
30.04
06.05
07.05
13.05
14.05
17.05
20.05
21.05
23.05
27.05
28.05
30.05
График контрольных работ по литературному чтению в 3 классе
Учитель: О.Л. Коломийцева
Вид деятельности
Контроль техники чтения
Номер урока по ктп
5
20
46
75
92
100
Дата проведения
11.09
16.10
24.12
12.03
29.04
21.05