Рабочая программа по литературному чтению для 1 А класса на 2024-2025 уч. год

Частное общеобразовательное учреждение «Прогимназия № 63
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
(ЧОУ Прогимназия № 63 ОАО «РЖД»)

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО учителей
начальный классов
Руководитель ШМО
__________/Н.В. Адеева
Протокол от 30.08.2024 г.
№ 1

Зам. директора по УР
ЧОУ Прогимназии №63
ОАО «РЖД»
________/ В.И.Джангриян

Директор ЧОУ Прогимназии
№63 ОАО «РЖД»
__________М.А.Ломова
Приказ ОУ от «30»08.2024 г.
№__214__

«30» августа 2024 г.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 02F5949E00A2B1548744681BA6B137706C
Владелец: Ломова Мария Анатольевна
Действителен: с 03.07.2024 до 03.10.2025

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
(предмет)
Уровень общего образования
начальное общее образование
1 «А» класс
на 2024/2025 учебный год

Рабочую программу составил(а):

Геворкян С.М.
учитель начальных классов
высшей категории

г. Батайск
2024 год

Рабочая программа по литературному чтению
на уровень начального общего образования (для 1–4-х классов)

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению
на уровень начального общего образования для
обучающихся 1–4-х классов ЧОУ Прогимназии №63 ОАО «РЖД» разработана в соответствии
с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;

приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;

приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования» (далее – ФОП НОО);

приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (далее – ФГОС НОО третьего поколения);

устава ЧОУ Прогимназия №63 ОАО «РЖД»;

положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся в ЧОУ Прогимназия №63 ОАО «РЖД»;

федеральной рабочей программы по учебному предмету «литературное чтение».


Рабочая программа учебного предмета «литературное чтение» на уровне начального общего
образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего
образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые
приоритеты,
сформулированные в рабочей программе воспитания ЧОУ Прогимназии №63 ОАО «РЖД»
«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает,
наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для
успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и
закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития
младших школьников.
Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя,
мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и
саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни,
эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые
младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также
сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета
«Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут
востребованы в жизни.
Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения ирешением
следующих задач:


формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению
и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;








достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного
творчества для всестороннего развития личности человека;
первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и
произведений устного народного творчества;
овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного
использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и
стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах);
устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки,
загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ;
автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция;
сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим
понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).

В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения: соответствие
возрастным возможностям и особенностям восприятия младшим школьником фольклорных
произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических
ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся
представителей мировой детской литературы. При отборе произведений для слушания и чтения
учитывались преемственные связи с дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора,
художественными произведениями детской литературы, а также перспективы изучения предмета
«Литература» в основной школе.
Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который
изучается в основной школе.
Освоение программы по предмету «Литературное чтение» в 1 классе начинается вводным
интегрированным курсом «Обучение грамоте» (180 ч: 110 ч предмета «Русский язык» и 70 ч предмета
«Литературное чтение»). После периода обучения грамоте начинается раздельное изучение предметов
«Русский язык» и «Литературное чтение», на курс «Литературное чтение» в 1 классе отводится не
менее 10 учебных недель 30 часов).
В 1-м классе — 99 часов (33 учебные недели, 3 часа в неделю). В соответствии с календарным
графиком в 1 классе программа будет реализована за 100 часов за счет уплотнения учебного материала.
Для реализации программы используются учебники, допущенные к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, приказом Минпросвещения от 21.09.2022 № 858:


Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 1 класс. В 2
частях;

Электронные образовательные ресурсы, допущенные к использованию при реализации
образовательными организациями имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования приказом
Минпросвещения от 02.08.2022 № 653:




Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru);
Российская электронная школа (resh.edu.ru);
«Учи.ру» — интерактивная образовательная онлайн-платформа (uchi.ru);

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сказка фольклорная (народная) и литературная (авторская). Восприятие текста произведений
художественной литературы и устного народного творчества (не менее четырёх произведений).
Фольклорная и литературная (авторская) сказка: сходство и различия. Реальность и волшебство в
сказке. Событийная сторона сказок: последовательность событий в фольклорной (народной) и
литературной (авторской) сказке. Отражение сюжета в иллюстрациях. Герои сказочных произведений.
Нравственные ценности и идеи, традиции, быт, культура в русских народных и литературных
(авторских) сказках, поступки, отражающие нравственные качества (отношение к природе, людям,
предметам).
Произведения для чтения: народные сказки о животных, например, «Лисица и тетерев», «Лиса и рак»
и другие, литературные (авторские) сказки, например, К.Д. Ушинского «Петух и собака», сказки В.Г.
Сутеева «Кораблик», «Под грибом» и другие (по выбору).
Произведения о детях и для детей.
Понятие «тема произведения» (общее представление): чему посвящено, о чём рассказывает. Главная
мысль произведения: его основная идея(чему учит? какие качества воспитывает?). Произведения одной
темы, но разных жанров: рассказ, стихотворение, сказка (общее представление на примере не менее
шести произведений К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. Г. Сутеева, Е. А. Пермяка, В. А. Осеевой, А. Л.
Барто, Ю. И. Ермолаева, Р. С. Сефа, С. В. Михалкова, В. Д. Берестова, В. Ю. Драгунского и др.).
Характеристика героя произведения, общая оценка поступков. Понимание заголовка произведения, его
соотношения с содержанием произведения и его идеей. Осознание нравственно-этических понятий:
друг, дружба, забота, труд, взаимопомощь.
Произведения для чтения: К.Д. Ушинский «Худо тому, кто добра не делает никому», Л.Н. Толстой
«Косточка», Е.А. Пермяк «Торопливый ножик», В.А. Осеева «Три товарища», А.Л. Барто «Я – лишний»,
Ю.И. Ермолаев «Лучший друг» и другие (по выбору).
Произведения о родной природе.
Восприятие и самостоятельное чтение поэтических произведений о природе (на примере трёх-четырёх
доступных произведений А. С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А. К. Толстого, С. А. Есенина, А. Н. Плещеева,
Е. А. Баратынского, И. С. Никитина, Е. Ф. Трутневой, А. Л. Барто, С. Я. Маршака и др.). Тема поэтических
произведений:звуки и краски природы, времена года, человек и природа; Родина, природа родного края.
Особенности стихотворной речи, сравнение с прозаической: рифма, ритм (практическое ознакомление).
Настроение, которое рождает поэтическое произведение. Отражение нравственной идеи в
произведении: любовь к Родине, природе родного края. Иллюстрация к произведению как отражение
эмоционального отклика на произведение. Выразительное чтение поэзии. Роль интонации при
выразительном чтении. Интонационный рисунок выразительного чтения: ритм, темп, сила голоса.

Устное народное творчество — малые фольклорные жанры (не менее шести произведений).
Многообразие малых жанров устного народного творчества: потешка, загадка, пословица, их
назначение (веселить, потешать, играть, поучать). Особенности разных малых фольклорных жанров.
Потешка — игровой народный фольклор. Загадки — средство воспитания живости ума,
сообразительности. Пословицы — проявление народной мудрости, средство воспитания понимания
жизненных правил.
Произведения для чтения: потешки, загадки, пословицы.

Произведения о братьях наших меньших (трёх-четырёх авторов по выбору).
Животные— герои произведений. Цель и назначение произведений о взаимоотношениях человека и
животных — воспитание добрых чувств и бережного отношения к животным. Виды текстов:
художественный и научно-познавательный, их сравнение. Характеристика героя: описание его
внешности, поступки, речь, взаимоотношения с другими героями произведения. Авторское отношение
к герою. Осознание нравственно-этических понятий: любовьи забота о животных.
Произведения для чтения: В.В. Бианки «Лис и Мышонок», Е.И. Чарушин «Про Томку», М.М.
Пришвин «Ёж», Н.И. Сладков «Лисица и Ёж» и другие.
Произведения о маме.
Восприятие и самостоятельное чтение разножанровых произведений о маме (не менее одного автора
по выбору, на примере доступных произведений Е. А. Благининой, А. Л. Барто, Н. Н. Бромлей, А. В.
Митяева, В. Д. Берестова, Э. Э. Мошковской, Г. П. Виеру, Р. С. Сефа и др.). Осознание нравственноэтических понятий: чувстволюбви как привязанность одного человека к другому (матери к ребёнку,
детей к матери, близким), проявление любви и заботы о родных людях.
Произведения для чтения: Е.А. Благинина «Посидим в тишине», А.Л. Барто «Мама», А.В. Митяев «За
что я люблю маму» и другие (по выбору).
Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (не менее трёх произведений).
Способность автора произведения замечать чудесное в каждом жизненном проявлении,
необычное в обыкновенных явлениях окружающего мира. Сочетание в произведении реалистических
событий с необычными, сказочными, фантастическими.
Произведения для чтения: Р.С. Сеф «Чудо», В.В. Лунин «Я видел чудо», Б.В. Заходер «Моя
Вообразилия», Ю.П. Мориц «Сто фантазий» и другие (по выбору).
Библиографическая культура (работа с детской книгой).
Представление о том, что книга - источник необходимых знаний. Обложка, оглавление,
иллюстрации — элементы ориентировки в книге. Умение использовать тематический каталог при
выборе книг в библиотеке.
Изучение содержания учебного предмета «Литературное чтение» в первом классе способствует
освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий.
Познавательные универсальные учебные действия:






читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по
восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения;
понимать фактическое содержание прочитанного или прослушанного произведения;
ориентироваться в терминах и понятиях: фольклор, малые фольклорные жанры, тема, идея,
заголовок, содержание произведения, сказка (фольклорная и литературная), автор, герой,
рассказ, стихотворение (в пределах изученного);
различать и группировать произведения по жанрам (загадки, пословицы, сказки (фольклорная и
литературная), стихотворение, рассказ);
анализировать текст: определять тему, устанавливать последовательность событий в
произведении, характеризовать героя, давать положительную или отрицательную оценку его
поступкам, задавать вопросы по фактическому содержанию;



сравнивать произведения по теме, настроению, которое оно вызывает.

Работа с информацией:



понимать, что текст произведения может быть представлен в иллюстрациях, различных видах
зрительного искусства (фильм, спектакль и т. д.);
соотносить иллюстрацию с текстом произведения, читать отрывки из текста, которые
соответствуют иллюстрации.

Коммуникативные универсальные учебные действия:





читать наизусть стихотворения, соблюдать орфоэпические и пунктуационные нормы;
участвовать в беседе по обсуждению прослушанного или прочитанного текста: слушать
собеседника, отвечать на вопросы, высказывать своё отношение к обсуждаемой проблеме;
пересказывать (устно) содержание произведения с опорой на вопросы, рисунки, предложенный
план;
объяснять своими словами значение изученных понятий;

описывать своё настроение после слушания (чтения) стихотворений, сказок, рассказов.
Регулятивные универсальные учебные действия:




понимать и удерживать поставленную учебную задачу, в случае необходимости обращаться
за помощью к учителю;
проявлять желание самостоятельно читать, совершенствовать свой навык чтения;
с небольшой помощью учителя оценивать свои успехи/трудности в освоении читательской
деятельности.

Совместная деятельность:



проявлять желание работать в парах, небольших группах;
проявлять культуру взаимодействия, терпение, умение договариваться, ответственно
выполнять свою часть работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в
процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику
развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития
и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение»
отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие
позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовнонравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и
отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:


становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление
интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание
естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;





осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к
прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к
традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений
выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений.

Духовно-нравственное воспитание:






освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого
человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других
моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности,
социального статуса, вероисповедания;
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных
произведений в ситуации нравственного выбора;
выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и
систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям.

Эстетическое воспитание:





проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным
видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной
деятельности;
приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки
произведений фольклора и художественной литературы;
понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств,
создающих художественный образ.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия



соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудовое воспитание:


осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление ибережное
отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности,
интерес к различным профессиям.

Экологическое воспитание:



бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека иживотных,
отражённых в литературных произведениях;
неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:




ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира,
понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа
выражения мыслей, чувств, идей автора;
овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами
литературы,
развитие
познавательного
интереса,
активности,
инициативности,
любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и
художественной литературы, творчества писателей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся
будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:







сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и
его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по
темам, жанрам и видам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать
нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по
предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного
текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;

базовые исследовательские действия:







определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации)на основе
предложенных учителем вопросов;
формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе
предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина—
следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях;

Работа с информацией:



выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить
представленную в явном виде;

в предложенном источнике информацию,





распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или наосновании
предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей)правила
информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
информации

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия:
Общение:









воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные
универсальные учебные действия:
Самоорганизация:



планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;

Самоконтроль:



устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок

Совместная деятельность:



формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;






проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы;

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному
предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области,
ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных
ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:




















понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных
ситуациях: отвечать на вопрос о важности чтения для личного развития, находить в
художественных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта разных
народов;
владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читать
осознанно вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слоговдоступные для
восприятия и небольшие по объёму произведения в темпе не менее 30 слов в минуту (без
отметочного оценивания);
читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 2
стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года;
различать прозаическую (нестихотворную) и стихотворную речь;
различать и называть отдельные жанры фольклора (устного народного творчества) и
художественной литературы (загадки, пословицы, потешки, сказки (фольклорные и
литературные), рассказы, стихотворения);
понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по
фактическому содержанию произведения;
владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного произведения:
определять последовательность событий в произведении, характеризовать поступки
(положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с
использованием словаря;
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о
впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор,
герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения),подтверждать свой ответ примерами
из текста;
пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением последовательности событий,
с опорой на предложенные ключевые слова, вопросы, рисунки, предложенный план;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения;
составлять высказывания по содержанию произведения (не менее 3 предложений) позаданному
алгоритму;
сочинять небольшие тексты по предложенному началу и др. (не менее 3 предложений);
ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям;
выбирать книги для самостоятельного чтения по совету взрослого и с учётом
рекомендательного списка, рассказывать о прочитанной книге по предложенному алгоритму;
обращаться к справочной литературе для получения дополнительной информации в
соответствии с учебной задачей

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1-Й КЛАСС

№
п/п

Тема/раздел

Кол-во
часов,
отводи
мых на
освоен
ие
темы

ЭОР и ЦОР

Деятельность учителя с учетом
рабочей программы воспитания

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ( 70 часов)
1. Развитие речи (5 часов)
1.1

Понимание текста при
5
его прослушивании и при
самостоятельном чтении
вслух

Электронная
Установление доверительных
форма учебника, отношений с обучающимися,
библиотека РЭШ. способствующих позитивному
восприятию обучающимися требований
Единая коллекция и просьб учителя, привлечению их
внимания к обсуждаемой на уроке
цифровых
образовательных информации, активизации их
ресурсов (school- познавательной деятельности;
collection.edu.ru).
побуждение обучающихся соблюдать на
уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими и
сверстниками, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания обучающихся к
ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы
с получаемой на уроке социально
значимой информацией;
включение в урок игровых процедур с
целью поддержания мотивации
обучающихся к получению знаний,
налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе;

2. Фонетика (5 часов)
2.1

Различение слова и
предложения. Работа с
предложением:
выделение слов,
изменение их порядка,
распространение
предложения

1

2.2

Различение слова и
обозначаемого им

1

Электронная
форма учебника,
библиотека РЭШ.

Побуждение обучающихся соблюдать
на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со
старшими и сверстниками, принципы
Единая коллекция учебной дисциплины и
самоорганизации;
цифровых
образовательных
включение в урок игровых процедур с
целью поддержания мотивации

предмета. Восприятие
слова как объекта
изучения, материала для
анализа
2.3

2.4

Наблюдение над
значением слова.
Активизация и
расширение словарного
запаса. Включение слов
в предложение

ресурсов (schoolcollection.edu.ru).

обучающихся к получению знаний,
налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе;

1

Осознание единства
2
звукового состава слова и
его значения

3. Чтение и графика (60 часов)
3.1

Формирование навыка
слогового чтения
(ориентация на букву,
обозначающую гласный
звук)

3.2

Плавное слоговое чтение 5
и чтение целыми словами
со скоростью,
соответствующей
индивидуальному темпу

Электронная
Привлечение внимания обучающихся
форма учебника, к ценностному аспекту изучаемых на
библиотека РЭШ. уроках явлений, организация их
работы с получаемой на уроке
Единая коллекция социально значимой информацией;
цифровых
образовательных применение на уроке интерактивных
ресурсов (school- форм работы с обучающимися,
collection.edu.ru). интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную
мотивацию обучающихся;

3.3

Осознанное чтение слов, 5
словосочетаний,
предложений. Чтение с
интонациями и паузами в
соответствии со знаками
препинания

включение в урок игровых процедур
с целью поддержания мотивации
обучающихся к получению знаний,
налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе;

3.4

Развитие осознанности и
выразительности чтения
на материале небольших
текстов и стихотворений

5

инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
обучающихся;

3.5

Знакомство с
орфоэпическим чтением
(при переходе к чтению
целыми словами)

5

3.6

Орфографическое чтение 5
(проговаривание) как
средство самоконтроля
при письме под диктовку
и при списывании

3.7

Звук и буква. Буква как
знак звука. Различение
звука и буквы

5

3

3.8

Буквы, обозначающие
5
гласные звуки. Буквы,
обозначающие согласные
звуки

3.9

Овладение слоговым
принципом русской
графики

5

3.1
0

Буквы гласных как
показатель твердостимягкости согласных
звуков

4

3.1
1

Функции букв,
обозначающих гласный
звук в открытом слоге:
обозначение гласного
звука и указание на
твердость или мягкость
предшествующего
согласного

4

3.1
2

Функции букв «е», «ё»,
«ю», «я»

3

3.1
3

Мягкий знак как
показатель мягкости
предшествующего
согласного звука в конце
слова. Разные способы
обозначения буквами
звука [й’]

3

3.1
4

Функция букв «ь» и «ъ»

2

3.1
5

Знакомство с русским
алфавитом как
последовательностью
букв

1

«Учи.ру»
—
интерактивная
образовательная
онлайнплатформа
(uchi.ru);

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС ( 31 час)
1.1

Сказка народная
(фольклорная) и
литературная (авторская)

5

Электронная
форма учебника,
библиотека РЭШ.

Привлечение внимания обучающихся к
ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой
Единая коллекция информацией;
цифровых
образовательных
ресурсов (schoolcollection.edu.ru).

1.2

Произведения о детях и
для детей

6

1.3

Произведения о родной
природе

4

1.4

Устное народное
творчество — малые
фольклорные жанры

5

Электронная
форма учебника,
библиотека РЭШ.

Привлечение внимания обучающихся к
ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой
Единая коллекция информацией;
цифровых
образовательных демонстрация обучающимся примеров
ресурсов (school- ответственного, гражданского поведения,
collection.edu.ru). проявления человеколюбия и
добросердечности через подбор
«Учи.ру»
—
соответствующих текстов;
интерактивная
образовательная
онлайнплатформа
(uchi.ru);

1.5

Произведения о братьях
наших меньших

5

1.6

Произведения о маме

2

1.7

Фольклорные и авторские 2
произведения о чудесах и
фантазии

1.8

Библиографическая
культура (работа с
детской книгой)

1

включение в урок игровых процедур с
целью поддержания мотивации
обучающихся к получению знаний,
налаживанию позитивных
межличностных отношений в
классе;инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
обучающихся;

Электронная
форма учебника,
библиотека РЭШ.

Применение на уроке интерактивных
форм работы с обучающимися,
интеллектуальных игр, стимулирующих
познавательную мотивацию
Единая коллекция обучающихся;
цифровых
образовательных включение в урок игровых процедур с
ресурсов (school- целью поддержания мотивации
collection.edu.ru). обучающихся к получению знаний,
налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе;
использование воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию
обучающимся примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через
подбор соответствующих текстов для
чтения;

Итого

100

инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
обучающихся;

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
№

Тема

Дата по
плану

п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

25

26

1 четверть
«Азбука» — первая учебная книга
Здравствуй, школа! Устная и письменная речь. Предложение
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Предложение и
слово
Люби всё живое. Слово и слог
Не нужен и клад, когда в семье лад. Слог. Ударение
Согласие крепче каменных стен. Звуки в окружающем мире и
речи
Край родной, навек любимый. Гласные и согласные звуки
Век живи, век учись. Как образуется слог? Повторение — мать
учения
Азбука — к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их
функции
Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их
функция в слоге-слиянии
Нет друга — ищи, а нашёл — береги. Звук [и]. Буквы И, и; их
функция в слоге-слиянии
Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Звук [ы]. Буква ы, её
функция в слог слиянии
Ученье — путь к уменью. Гласный звук [у]. Буквы У, у, их
функция в слоге-слиянии
Труд кормит, а лень портит. Звуки [н], [н’]. Буквы Н, н
Старый друг лучше новых двух. Звуки [с], [с’]. Буквы С, с
Каков мастер, такова и работа. Звуки [к], [к’]. Буквы К, к
А. С. Пушкин. «Сказки». Звуки [т], [т’]. Буквы Т, т
К. И. Чуковский. «Сказки». Звуки [л], [л’]. Буквы Л, л
А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Звуки [р], [р’]. Буквы
Р, р
Век живи, век учись. Звуки [в], [в’]. Буквы В, в
Русская народная сказка. Звуки [й’э], [’э]. Буквы Е, е
Красуйся, град Петров! Звуки [п], [п’]. Буквы П, п
Москва — столица России. Звуки [м], [м’]. Буквы М, м
О братьях наших меньших. Звуки [з], [з’]. Буквы З, з
2 четверть
А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане...». Звуки [б], [б’]. Буквы
Б, б
2 четверть
Закрепление знаний о буквах Б, б. Сопоставление букв Б - П

03.09
05.09
06.09
10.09
12.09
13.09
17.09
19.09
20.09
24.09
26.09
27.09
01.10
03.10
04.10
08.10
10.10
11.10
15.10
17.10
18.10
22.10
24.10
25.10

05.11

07.11

Дата
факт

27
28

29
30
31
32
33
34

35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45

46
47
48

Чередование звонких и глухих согласных. Чтение текстов с
изученными буквами
Терпение и труд всё перетрут.
Звуки [д], [д’]. Буквы Д, д.
Буквы Д, д (закрепление). Сопоставление букв Д - Т в слогах и
словах
Россия - Родина моя. Звуки [й’а], [’а]. Буквы Я, я. Двойная роль
букв Я, я
Сад, садовые растения. Чтение текстов с буквой Я
Чтение текстов с изученными буквами
Не делай другим того, чего себе не пожелаешь. Звуки [г], [г’].
Буквы Г, г.
Закрепление знаний о буквах Г, г. Смысловая связь слов в
предложении
Делу время, а потехе час. Звук [ч’]. Буква Ч. Правописание
сочетаний ЧА-ЧУ
Буква Ч (закрепление)
Красна птица опереньем, а человек уменьем. Буква Ь как
показатель мягкости согласных звуков
Мало уметь читать, надо уметь думать. Звук [ш]. Буквы Ш, ш
Буква Ш (закрепление). Отработка техники чтения с изученными
буквами
Где дружбой дорожат, там враги дрожат. Звук [ж]. Буквы Ж, ж
Буквы Ж, ж, сочетания ЖИ — ШИ (закрепление)
Люби всё живое.Звуки [й’о],[’о].Буквы Ё, ё
Буква Ё (закрепление)
Жить-Родине служить. Звук [й’]. Буква Й
Без труда хлеб не родится никогда.
Звуки [х], [х’]. Буквы Х, х
Чтение текстов о животных. Закрепление знаний о буквах Х, х
Учимся читать, отработка навыков чтения с изученными
буквами
С. Я. Маршак. «Сказка о глупом мышонке». Звуки [й’у], [’у].
Буквы Ю, ю

08.11
12.11

14.11
15.11
19.11
21.11
22.11
26.11

28.11
29.11
03.12
05.12
06.12
10.12
12.12
13.12
17.12
19.12
20.12

24.12
26.12
27.12

3 четверть
49
50
51
52
53
54

55
56
57

Буквы Ю, ю (закрепление)
Учимся читать, отработка навыков чтения с изученными
буквами
Делу время, потехе час. Звук [ц]. Буквы Ц, ц
Доброе дело — великое счастье. Отработка техники чтения
Как человек научился летать. Звук [э]. Буквы Э, э
Русская народная сказка «По щучьему велению». Звук [щ’].
Буквы Щ, щ. Правописание сочетаний ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

09.01
10.01

Звук [щ’], буквы Щ, щ (закрепление)
Играют волны, ветер свищет...» Звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф, ф
В тесноте, да не в обиде. Буквы Ь и Ъ

23.01
24.01
28.01

14.01
16.01
17.01
21.01

58
39
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75

76
77
78
79
80
81
82

83
84
85
86
87
88
89

Русский алфавит
Д. Берестов. «Читалочка». Е. И. Чарушин. «Как мальчик Женя
научился говорить букву «р»
«Наше Отечество» К. Д. Ушинского Чтение и анализ статьи В.
Н. Крупина «Первоучители словенские»
В. Н. Крупина «Первый букварь»
С. Пушкин. Отрывок из «Сказки о мёртвой царевне»
Л. Н. Толстой. Рассказы для детей
Рассказы К. Д. Ушинского «Худо тому, кто добра не делает
никому», «Вместе тесно, а врозь скучно»
В. В. Бианки. «Первая охота»
С. Я. Маршак. «Угомон», «Дважды два» А. Л. Барто.
«Помощница», «Зайка»,«Игра в слова»
М. М. Пришвин. «Предмайское утро», «Глоток молока»
С. В. Михалков. «Котята». Б. В. Заходер. «Два и три». В. Д.
Берестов. «Пёсья песня»,
«Прощание с Азбукой» праздник
Блок «Литературное чтение»
Знакомство с учебником по литературному чтению.
Разноцветные страницы Т.Павловой, В.Лунина, Ф.Бобылева
Стихотворения В. Данько «Загадочные буквы», С.Черный,
И.Гамазкова, У. Григорьева «Живая азбука».
Литературная сказка И. Токмаковой «Аля, Клясич и буква А»
Стихотворения Г. Сапгира «Про медведя», И. Гамазковой «Кто
как кричит»
С. Маршак «Автобус двадцать шесть»
В мире книг «Сказки, загадки, небылицы». Как рассказать
сказку по рисункам «Курочка Ряба», «Гуси –лебеди»
4 четверть
Сказки авторские и народные. «Теремок», «Рукавичка».
Русская народная сказка «Петух и собака».
Поэтические строки из сказок А.С. Пушкина.
Загадки, потешки, небылицы. Сочинение небылиц, загадок.
Русские, английские народные песенки.
Произведения К. Ушинского «Гусь и журавль», «Жалобы зайки»
Апрель, звенит капель! В мире книг. Как научиться читать
выразительно Лирические стихотворения А. Майкова, А.
Плещеева, Т. Белозёрова
Лирические стихотворения С. Маршака, И Токмаковой,
У.Трутневой, Р.Сефа
Поговорим о самом главном «Совесть дороже золота»
В мире книг «И в шутку и всерьез» Весёлые стихи для детей
И. Токмаковой, И.Пивоваровой. Г. Кружкова, К.Чуковского
Юмористические рассказы для детей. Н. Артюхова «Сашадразнилка» Как пересказать текст по иллюстрации
Юмористические рассказы для детей. М.Пляцковский
«Помощник»
Поговорим о самом главном «Добро, благодарность,
милосердие» К.Д.Ушинский
В мире книг «Я и мои друзья» Рассказы о детях. Ю. Ермолаев
«Лучший друг»

30.01
31.01
04.02
06.02
07.02
11.02
13.02
14.02
25.02
27.02
28.02
04.03
06.03
07.03
11.03
13.03
14.03
18.03

20.03
21.03
01.04
03.04
04.04
08.04
10.04

11.04
15.04
17.04
18.04
22.04
24.04
25.04

90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100

Стихотворения Е. Благининой «Подарок», В. Орлова «Кто
первый», С. Михалков «Бараны»,
Р.Сеф «Совет», В.Орлов «Если дружбой дорожить»
,С.Я.Маршак «Хороший день»
М.Пляцковский «Сердитый дог Буль»
Стихотворения о дружбе Ю.Энтина, М.Пляцковского. Учимся
читать наизусть
Поговорим о самом главном «Ответственность» Д.Тихомиров
«Находка»
Стихи о животных Михалков «Трезор», М.Пляцковский «ЦапЦарапыч», Сапгир «Кошка»
Р.Сеф «Кто любит собак», И.Токмакова «Купите собаку»
Составляем рассказ о любимце
Отличие сказки и рассказа о животных Н.Сладков «Лисица и
Еж»
Научно-познавательные тексты «Собаки», «Кошки»
Отличие стихотворения и научно-познавательного текста
В.Берестов «Лягушата», «Лягушки»
Поговорим о самом главном «Гнездо разорять – себя убивать»

29.04
06.05
13.05
15.05
16.05
20.05
22.05
23.05
27.05
29.05
30.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».