Частное общеобразовательное учреждение Прогимназия №63
Открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
(ЧОУ Прогимназия №63 ОАО «РЖД»)
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО учителей
начальный классов
Руководитель ШМО
__________/
Н.В.Адеева
Протокол от 30.08.2024 г.
№ 1__
Зам. директора по УР
ЧОУ Прогимназии №63
ОАО «РЖД»
______/ В.И.Джангриян
Директор ЧОУ Прогимназии
№63 ОАО «РЖД»
______________М.А.Ломова
Приказ ОУ от «30» 08.2024 г.
№__214__
«30» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
(предмет)
Уровень общего образования
начальное общее образование
4 класс
на 2024/2025учебный год
Рабочую программу составил(а):
Адеева Н.В.,
учитель начальных классов
высшей категории
г. Батайск
2024 год
Рабочая программа по литературному чтению
на уровень начального общего образования (для 1–4-х классов)
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению на уровень начального общего образования
для обучающихся 1–4-х классов ЧОУ Прогимназии №63 ОАО «РЖД» разработана
в соответствии с требованиями:
·Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
·приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
·приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования» (далее – ФОП НОО);
·приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования» (далее – ФГОС
НОО);
·устава ЧОУ Прогимназия №63 ОАО «РЖД»;
·положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся в ЧОУ Прогимназия №63 ОАО «РЖД»;
·федеральной рабочей программы по учебному предмету «окружающий мир».
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном
мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей
младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
-формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе
целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания);
- освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственно-этических понятий,
представленных в содержании данного учебного предмета;
- развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и
жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения,
опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в
речевой, изобразительной, художественной деятельности;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание
своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения
к истории, культуре, традициям народов РФ;
- освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме;
обогащение духовного богатства обучающихся.
- развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических
норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в
соответствии с экологическими нормами поведения;
- становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного
отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения
является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения
в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек
и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей
составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует
формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей
ситуации. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих
ведущих идей:
- раскрытие роли человека в природе и обществе;
- освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и
познание».
Для реализации программы используются учебники, допущенные к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, приказом Минпросвещения от 21.09.2022 № 858:
Для реализации программы используются учебники, допущенные к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, приказом Минпросвещения от 21.09.2022 №
858:
Плешаков А. А., Соловьева А. Е. Окружающий мир (в 2-х частях) 4 класс. Учебник.
— М.:
Просвещение 2022 г.;
Плешаков А. А. Крючкова Е. А. Методические рекомендации по
окружающему миру 4 класс. М.: Просвещение, 2021г.
Плешаков А. А. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь в 2-х частях, — М.:
Просвещение, 2022г.
Электронные образовательные ресурсы, допущенные к использованию при реализации
образовательными организациями имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования приказом
Минпросвещения от 02.08.2022 № 653:
· Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru);
· Российская электронная школа (resh.edu.ru);
· «Новая начальная школа 1–4»;
· Образовательный ресурс «Начальная школа»;
Программа по окружающему миру составлена с учётом общих целей изучения курса,
определённых ФГОС НОО и отражённых в его примерной основной образовательной программе
по предмету «Окружающий мир» и рассчитана на 68 часов (2 часов в неделю), в соответствии с
календарным графиком программа будет реализована за 69 ч. За счет усиления базового ядра.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и общество
Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина
Российской Федерации. Президент Российской Федерации — глава государства. Политикоадминистративная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие
достопримечательности, знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных
с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и
упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества,
Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного
единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре,
истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.
История Отечества. «Лента времени» и историческая карта. Наиболее важные и яркие
события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство
Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины
быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические
времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом.
Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и
культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историкокультурного наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их
национальности, социального статуса, религиозной принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по
исследованию природных объектов и явлений. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник
света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы.
Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены
дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. Формы земной поверхности:
равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на
карте). Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика
на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как
водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря,
омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика
на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за
рубежом (2—3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат,
растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу
изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека
и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и
животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга
(отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. Безопасность в городе
(планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного
поведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного
поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты
велосипедиста. Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации, опознавание
государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях
контролируемого доступа в Интернет.
Универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия:
Устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека;
конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в
среде обитания;
моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма
поверхности);
соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне;
классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне;
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией:
использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах;
оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного использования
электронных ресурсов школы;
использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире
словари, справочники, энциклопедии, в том числе и Интернет (в условиях контролируемого
выхода);
на основе дополнительной информации делать сообщения (доклады) на предложенную
тему, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг,
соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного
природного и культурного наследия;
характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем
органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма;
создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма
вредных привычек;
описывать ситуации проявления нравственных качеств — отзывчивости, доброты,
справедливости и др.;
составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных
изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей);
составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»;
создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в
рамках изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия:
самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности
и возможные ошибки;
контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные
действия при необходимости;
адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками;
находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.
Совместная деятельность:
выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей —
руководитель, подчинённый, напарник, член большого коллектива;
ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности,
объективно оценивать свой вклад в общее дело;
анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда,
использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других
людей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО
В младшем школьном возрасте многие психические и личностные новообразования
находятся в стадии становления и не отражают завершённый этап их развития. Это происходит
индивидуально в соответствии с возможностями ребёнка, темпом его обучаемости,
особенностями социальной среды, в которой он живёт, поэтому выделять планируемые
результаты освоения программы учебного предмета «Окружающий мир» в области личностных
и метапредметных достижений по годам обучения нецелесообразно. Исходя из этого,
планируемые результаты начинаются с характеристики обобщённых достижений в становлении
личностных и метапредметных способов действий и качеств субъекта учебной деятельности,
которые могут быть сформированы у младших школьников к концу обучения.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовностьобучающихсяруководствоватьсятрадиционнымироссийскимисоциокультурнымиидуховно
-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны
отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой
роли многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему
и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения и доброжелательности;
применение
правил
совместной
деятельности,
проявление
способности
договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в
разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни; выполнение правил безопасного поведения в окружающей среде (в том числе
информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное
отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм
поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том
числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
Понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной
среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
На основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и
зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в
пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
объединять части объекта(объекты)по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
выявлятьнедостатокинформациидлярешенияучебной(практической)задачинаосновепр
едложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или
выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к
экспериментам, проводимым под руководством учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации)
на основе предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать
возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и
неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение
и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть —целое, причина—следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
Использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник
получения информации с учётом учебной задачи;
Согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
распознаватьдостовернуюинедостовернуюинформациюсамостоятельноилинаосновеп
редложенного учителем способа её проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
иллюстрацию);
соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого
доступа в Интернет (с помощью учителя);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление,
высказывание) и графическом виде(рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления
участников;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение
к собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о
природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
конструироватьобобщенияивыводынаосновеполученныхрезультатовнаблюденийи
опытной работы, подкреплять их доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и
явлениях природы, событиях социальной жизни;
готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст,
рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
планироватьсамостоятельноилиснебольшойпомощьюучителядействияпорешениюучебнойзадачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль:
Осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои
действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать
способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
3) Самооценка:
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с
оценкой учителя;
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных
целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать
работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при
их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
4 класс
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
— проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и
других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного
поведения в социуме;
— показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России
(горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);
— показывать на исторической карте места изученных исторических событий;
— находить место изученных событий на «ленте времени»;
— знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;
— соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и
периодами истории России;
— рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях
истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов,
достопримечательностях столицы России и родного края;
— описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их
существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона;
— проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием
простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам
безопасного труда;
— распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их
описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
— группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая
признак для группировки; проводить простейшие классификации;
— сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и
известных характерных свойств;
— использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и
процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в
природе своей местности, причины смены природных зон);
— называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за
рубежом (в пределах изученного);
— называть экологические проблемы и определять пути их решения;
— создаватьпозаданномупланусобственныеразвёрнутыевысказыванияоприродеиобщест
ве;
— использовать различные источники информации для поиска и извлечения
информации, ответов на вопросы;
— соблюдать правила нравственного поведения на природе;
— осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека;
— соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной
инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах
отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.);
— соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате и других
средствах индивидуальной мобильности;
— осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и верифицированной
информации в Интернете;
— соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных средств
обучения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
4-Й КЛАСС
Кол-во
часов,
№
ЭОР и ЦОР
Раздел/темы
отводимых
п/п
на освоение
тем
Электронная
1 Человек и общество
33
форма учебника,
1.1 Наша
10
родина
–
библиотека
Российская Федерация
РЭШ.
Конституция
–
Единая
Основной
закон
коллекция
Российской Федерации.
цифровых
Права и обязанности
образовательных
гражданина Российской
ресурсов (schoolФедерации. Президент
collection.edu.ru).
Российской Федерации
– глава государства.
Политико-
Деятельность
учителя
с
учетом рабочей программы
воспитания.
Работа
с
политикоадминистративной
картой
Российской
Федерации:
определение местонахождения
республик
Российской
Федерации, краёв, крупнейших
областей и городов России.
Чтение статей Конституции
Российской Федерации о правах
граждан Российской Федерации.
Рассказ учителя по теме,
административная карта
России.
Общая
характеристика родного
края,
важнейшие
достопримечательности,
знаменитые
соотечественники.
Города России. Святыни
городов
России.
Главный город родного
края:
достопримечательности,
история
и
характеристика
отдельных
исторических событий,
связанных
с
ним.
Праздник
в
жизни
общества как средство
укрепления
общественной
солидарности
и
упрочения
духовных
связей
между
соотечественниками.
Новый
год,
День
защитникаОтечества,
Международный
женский день, День
весны и труда, День
Победы, День России,
День
народного
единства,
День
Конституции.
Праздники и памятные
даты своего региона.
Уважение к культуре,
истории,
традициям
своего народа и других
народов,
государственным
символам России
например, «Забота о детстве –
главная особенность нашего
государства».
Чтение
о
обсуждение текстов учебника,
объяснения учителя. Играсоревнование
по
теме,
например, «Знаем ли мы свой
родной край?». Рассказ учителя
о важнейших страницах истории
родного края.Учебный диалог
по
теме,
например,
«Государственные праздники
России». Работа в парах по теме,
например, «Рассказ о любимом
празднике
Российской
Федерации или своего региона».
Воспитывать патриотов своего
государства; учить ценить и
любить свою Родину;
1.2 История
Отечества.
«Лента времени» и
историческая карта
История
Отечества.
«Лента времени» и
историческая
карта.
Наиболее важные и
яркие
события
общественной
и
культурной
жизни
страны
в
разные
исторические периоды:
Государство
Русь,
Московское
государство, Российская
империя,
СССР,
Российская Федерация.
Картины быта, труда,
духовно-нравственные и
культурные традиции
людей
в
разные
исторические времена.
Выдающиеся
люди
разных
эпох
как
носители
базовых
национальных
ценностей
17
1.3 Человек
–
творец
культурных
ценностей. Всемирное
культурное наследие
Наиболее
значимые
объекты
списка
Всемирного
культурного наследия в
России и за рубежом.
Охрана
памятников
истории и культуры.
Посильное участие в
охране
памятников
истории и культуры
своего края. Личная
ответственность
каждого человека за
сохранность историкокультурного наследия
6
Практическая работа по теме,
например, «Определение по
«ленте времени» времени (века),
в
котором
происходили
исторические события». Работа
в паре: анализ исторической
карты,
нахождение
мест
важнейших
исторических
событий в жизни России.
Обсуждение рассказов учителя,
текста
учебника о быте,
традициях, культуре Древней
Руси.
Экскурсия
в
художественный музей (при
наличии условий), просмотр
видеофрагментов, иллюстраций
и других материалов на темы
«Искусство Древней Руси»,
«Ремёсла в Древней Руси»,
«Образование от Древней Руси
до XIX века», «Московское
государство», «Искусство ХIХ
века», «Искусство ХХ века» (по
выбору). Учебный диалог по
теме,
например,
«Как
выполняли свой долг защиты
Отечества
в
разные
исторические времена граждане
России
(на
примере
Отечественной войны 1812 г.,
Великой Отечественной войны
(1941–1945)».
Прививать
интерес
к
историческому
прошлому
страны; говорить о важности
сохранения мира на Земле.
Просмотр
видеофрагментов,
иллюстраций, чтение текстов
учебников (по выбору) на тему
«Объекты
Всемирного
культурного наследия в России
и за рубежом». Рассказ учителя
о
памятниках
Всемирного
наследия (например, в России –
Московский Кремль, памятники
Новгорода, Кижи, в мире –
Великая
Китайская
стена,
Колизей в Риме, Акрополь в
Греции). Учебный диалог по
теме,
например,
«Как
охраняются памятники истории
и культуры».
Приобщить обучающихся к
культурному наследию мира;
создать условия для развития
своего края. Правила
нравственного
поведения в социуме,
отношение к людям
независимо
от
их
национальности,
социального
статуса,
религиозной
принадлежности
интереса
к
историческому
прошлому нашей страны и мира
в целом.
Человек и природа
25
2.1 Методы
познания
окружающей природы.
Солнечная система
Методы
познания
окружающей природы:
наблюдения, сравнения,
измерения, опыты по
исследованию
природных объектов и
явлений.
Солнце
–
ближайшая к нам звезда,
источник света и тепла
для всего живого на
Земле. Характеристика
планет
Солнечной
системы. Естественные
спутники планет. Смена
дня и ночи на Земле.
Вращение Земли как
причина смены дня и
ночи. Обращение Земли
вокруг Солнца и смена
времён года
2.2 Формы
земной
поверхности. Водоемы
и их разнообразие
Формы
земной
поверхности: равнины,
горы, холмы, овраги
(общее представление,
условное обозначение
равнин и гор на карте).
Равнины и горы России.
Особенности
поверхности
родного
края
(краткая
характеристика
на
основе
наблюдений).
Водоёмы,
их
разнообразие
(океан,
море,
озеро,
пруд,
болото);
река
как
5
2
8
Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (schoolcollection.edu.ru).
Игра-соревнование по теме,
например, «Клуб астрономов»:
зададим друг другу вопросы о
Солнечной
системе.
Обсуждение
выступлений
учащихся
(дифференцированное задание)
о планетах. Рассматривание и
обсуждение схемы «Вращение
Земли вокруг своей оси –
причина смены дня и ночи»
Работа с картой: равнины и горы
на
территории
Российской
Федерации, крупнейшие реки и
озёра;
моря,
омывающие
Россию. Описание объектов
родного края: название, место
расположения,
общая
характеристика Учебный диалог
по теме, например, «Как люди
используют водоёмы и реки для
хозяйственной деятельности»
водный
поток;
использование рек и
водоёмов
человеком.
Крупнейшие реки и
озёра России, моря,
омывающие её берега,
океаны. Водоёмы и реки
родного края (названия,
краткая характеристика
на основе наблюдений)
2.3 Природные
зоны
России:
общее
представление,
основные природные
зоны
Природные
зоны
России:
общее
представление,
основные
природные
зоны
(климат,
растительный
и
животный
мир,
особенности труда и
быта людей, влияние
человека на природу
изучаемых зон, охрана
природы).
Связи
в
природных зонах
2.4
Природные
и
культурные объекты
Всемирного наследия.
Экологические
проблемы
Наиболее
значимые
природные
объекты
списка
Всемирного
наследия в России и за
7
5
Учебный диалог по теме,
например, «Почему меняются
природные
зоны?».
Коллективное формулирование
вывода:
причиной
смены
природных зон является разная
освещённость
Солнцем
поверхности Земли. Работа с
текстом учебника: особенности
разных природных зон. Работа в
паре: анализ схем, иллюстраций
по теме, например, «Какие
организмы
обитают
в
природных зонах», составление
рассказа-рассуждения по теме,
например,
«Как
животные
приспосабливаются к условиям
жизни». Учебный диалог по
теме, например, «Экологические
связи в природной зоне».
Моделирование
характерных
цепей питания в изучаемой
природной
зоне.
Рассказ
учителя об освоении природных
богатств в природных зонах и
возникших вследствие этого
экологических
проблемах.
Работа в группах: создание
описания одной из природных
зон
по
самостоятельно
составленному
плану
(с
использованием
дополнительной информации, в
том числе из информационнотелекоммуникационной
сети
«Интернет»)
Рассказ учителя, работа с
иллюстративным материалом:
природные объекты списка
Всемирного наследия в России и
за рубежом (например, в России
–озеро Байкал, остров Врангеля,
вулканы Камчатки, Ленские
столбы; в мире – остров Пасхи
(Чили);
дорога
гигантов
рубежом (2–3 объекта).
Некоторые доступные
для
понимания
экологические
проблемы
взаимодействия
человека и природы.
Охрана
природных
богатств: воды, воздуха,
полезных ископаемых,
растительного
и
животного
мира.
Правила нравственного
поведения в природе.
Международная
Красная
книга
(отдельные примеры)
(Северная Ирландия); бухта
Халонг
(Вьетнам);
национальный парк Тонгариро
(Новая Зеландия). Обсуждение
результатов
проектной
деятельности по теме, например,
«Объекты Всемирного наследия
в России и в мире». Рассказ
учителя о Международной
Красной книге. Работа в группах
по
теме,
например,
«Составление
памятки
«Правила поведения в природе».
Развитие бережного отношения
к
природе;
понимание
необходимости
сохранения
природы
и
борьбы
с
экологическими проблемами.
Правила безопасной
жизнедеятельности
3.1 Здоровый образ жизни:
профилактика
вредных привычек
Здоровый образ жизни:
профилактика вредных
привычек.
Влияние
курения, употребления
алкоголя и наркотиков
на жизнь и здоровье
человека
7
3.2 Безопасность в городе.
Безопасность в сети
«Интернет».
Безопасность в городе
(планирование
маршрутов с учётом
транспортной
инфраструктуры города;
правила
безопасного
поведения
в
общественных местах,
зонах
отдыха,
учреждениях культуры).
Правила
безопасного
поведения
велосипедиста с учётом
дорожных знаков и
разметки, сигналов и
средств
защиты
велосипедиста, правила
использования самоката
и
других
средств
индивидуальной
5
3
2
Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (schoolcollection.edu.ru).
Учебный диалог по теме,
например, «Послушаем друг
друга: как я выполняю правила
безопасной жизни». Анализ
ситуаций по теме, например,
«Что может произойти, если…».
Обсуждение результатов работы
групп.
Создание
условий
для
понимания
необходимости
ведения
здорового
образа
жизни.
Работа в группах: составление
текста по теме, например,
«Какие
опасности
можно
встретить на улице, в зонах
отдыха,
в
общественных
местах». Ролевая игра по теме,
например, «Знаем ли мы
правила езды на велосипеде»
(роли:
велосипедисты,
сотрудники ГИБДД, маленькие
дети). Рассказ учителя по теме,
например, «Чем может быть
опасна
информационнотелекоммуникационная
сеть
«Интернет». Как правильно
искать
информацию
в
информационнотелекоммуникационной
сети
«Интернет».
Развитие чувства бережного
отношения к себе, своему
здоровью,
здоровью
окружающих; создание условий
мобильности.
Безопасность
в
Интернете
(поиск
достоверной
информации,
опознавание
государственных
образовательных
ресурсов и детских
развлекательных
порталов) в условиях
контролируемого
доступа в Интернет
Контроль и проверка знаний: 4 часа
для понимания необходимости
соблюдения
правил
безопасности
в
различных
ситуациях.
Итого: 69 часов
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
4 КЛАСС
№
п/п
Тема
1
2
3
4
Урок-путешествие. Мир глазами
астронома
Планеты Солнечной системы
Звёздное небо – Великая книга Природы
Мир глазами географа.
5
6
Кол –
во
часов
1
Домашнее
задание
Дата
по
плану
03.09
1
1
1
06.09
10.09
13.09
Мир глазами историка.
1
17.09
Урок-следствие ведут знатоки. Когда и
где?
Мир глазами эколога
1
20.09
1
24.09
Международная Красная книга.
Международная
Красная
книга.
Проверочная работа по разделу.
Равнины и горы России
1
1
27.09
01.10
1
04.10
11
Урок-путешествие. Моря, озера и реки
России.
1
08.10
12
Природные зоны России
1
11.10
13
Зона арктических пустынь.
1
15.10
14
Контрольная работа за 1 четверть.
1
18.10
15
Тундра.
1
22.10
7
8
9
10
Дата
факт
16
Леса России
1
25.10
17
Лес и человек.
1
05.11
18
Зона степей
1
08.11
19
Пустыни
1
12.11
20
У Чёрного моря. Проверочная работа
по разделу.
1
15.11
21
Поверхность нашего края
1
19.11
22
Водные богатства нашего края
1
22.11
23
Наши подземные богатства
1
26.11
24
Урок
открытых
кормилица
1
29.11
25
Жизнь леса.
1
03.12
26
Жизнь луга.
1
06.12
27
Жизнь в пресных водах.
1
10.12
28
Тест по разделу «Родной край - часть
большой страны».
1
13.12
29
Наши проекты.
1
17.12
30
Контрольная работа за 2 четверть.
1
20.12
31
Растениеводство в нашем крае.
1
22.12
32
Животноводство в нашем крае.
1
24.12
33
Заповедники России.
1
27.12
34
Урок-путешествие в историю.
1
10.01
мыслей.
Земля-
Начало истории человечества
35
Мир древности: далекий и близкий
1
14.01
36
Средние века: время рыцарей и замков
1
17.01
37
Новое время: встреча Европы и
Америки
1
21.01
38
Новейшее время: история продолжается
сегодня. Проверочная работа по
разделу.
1
24.01
39
Во времена Древней Руси
1
28.01
40
Страна городов
1
31.01
41
Из книжной сокровищницы Древней
Руси
1
04.02
42
Трудные времена на Русской земле
1
07.02
43
Урок-следствие ведут знатоки. Русь
расправляет крылья
1
11.02
44
Куликовская битва
1
14.02
45
Иван Третий. Мастера печатных дел
1
18.02
46
Россия в правление
Васильевича Грозного
1
21.02
47
Патриоты России
1
25.02
48
Урок-путешествие. Петр Великий
1
28.02
49
Михаил Васильевич Ломоносов.
1
04.03
50
Екатерина Великая
1
07.03
51
Отечественная война 1812 года
1
11.03
52
Контрольная работа за 3 четверть.
1
14.03
53
Страницы истории XIX века
1
18.03
54
Россия вступает в XX век
1
21.03
55
Страницы истории 20–30-х годов
1
01.04
56
Урок-диалог. Великая война и Великая
Победа
1
04.04
57
Великая война и Великая Победа.
1
08.04
58
Страна, открывшая путь в космос
Проверочная работа по разделу.
1
11.04
59
Основной закон России и права
человека
1
15.04
60
Урок открытых мыслей. Мы – граждане
России
1
18.04
61
Урок - нравственности.
символы России.
1
22.04
62
Контрольная работа за год
1
25.04
разные
2
29.04
06.05
Путешествие по России (по Уралу, по
северу европейской России)
1
13.05
63-64
65
Урок-творчество.
праздники.
царя
Такие
Ивана
Славные
Контрольная работа за 4 четверть.
66-67
Путешествие по России (по Дальнему
Востоку, на просторах Сибири)
16.05
2
20.05
23.05
68
Путешествие по России (по Волге, по
югу России).
1
27.05
69
Путешествие по России (по Волге, по
югу России).
1
30.05
Вид деятельности
Контрольная работа
Проверочные
работы
Номер
урока
по
КТП
15
32
51
65
9
20
38
58
Тема
Контрольная работа за 1 четверть.
Контрольная работа за 2 четверть.
Контрольная работа за 3 четверть.
Контрольная работа за 4 четверть.
Контрольная работа за год
Проверочная работа по разделу.
Проверочная работа по разделу.
Проверочная работа по разделу.
Проверочная работа по разделу.
Дата
20.10.23
26.12.23
15.03.24
16.05.24
25.04.24
29.09.23
14.11.23
23.01.24
16.04.24