Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса на 2024-2025 уч. год

Частное общеобразовательное учреждение Прогимназия №63
Открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
(ЧОУ Прогимназия №63 ОАО «РЖД»)

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО учителей
начальный классов
Руководитель ШМО
__________/
Н.В.Адеева
Протокол от 30.08.2024 г.
№ 1__

Зам. директора по УР
ЧОУ Прогимназии №63
ОАО «РЖД»
______/ В.И.Джангриян

Директор ЧОУ Прогимназии
№63 ОАО «РЖД»
______________М.А.Ломова
Приказ ОУ от «30» 08.2024 г.
№__214__

«30» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
(предмет)
Уровень общего образования
начальное общее образование

4 класс
на 2024/2025учебный год

Рабочую программу составил(а):
Адеева Н.В.,
учитель начальных классов
высшей категории

г. Батайск
2024 год

Рабочая программа по литературному чтению
на уровень начального общего образования (для 1–4-х классов)
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению на уровень начального общего образования
для обучающихся 1–4-х классов ЧОУ Прогимназии №63 ОАО «РЖД» разработана
в соответствии с требованиями:
·Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
·приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
·приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования» (далее – ФОП НОО);
·приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования» (далее – ФГОС
НОО);
·устава ЧОУ Прогимназия №63 ОАО «РЖД»;
·положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся в ЧОУ Прогимназия №63 ОАО «РЖД»;
·федеральной рабочей программы по учебному предмету «окружающий мир».
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном
мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей
младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
-формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе
целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания);
- освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственно-этических понятий,
представленных в содержании данного учебного предмета;
- развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и
жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения,
опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в
речевой, изобразительной, художественной деятельности;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание
своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения
к истории, культуре, традициям народов РФ;
- освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме;
обогащение духовного богатства обучающихся.
- развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических
норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в
соответствии с экологическими нормами поведения;
- становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного
отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения
является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения
в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек
и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей
составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует
формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе

развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей
ситуации. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих
ведущих идей:
- раскрытие роли человека в природе и обществе;
- освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и
познание».
Для реализации программы используются учебники, допущенные к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, приказом Минпросвещения от 21.09.2022 № 858:

Для реализации программы используются учебники, допущенные к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, приказом Минпросвещения от 21.09.2022 №
858:

Плешаков А. А., Соловьева А. Е. Окружающий мир (в 2-х частях) 4 класс. Учебник.
— М.:
Просвещение 2022 г.;

Плешаков А. А. Крючкова Е. А. Методические рекомендации по
окружающему миру 4 класс. М.: Просвещение, 2021г.

Плешаков А. А. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь в 2-х частях, — М.:
Просвещение, 2022г.
Электронные образовательные ресурсы, допущенные к использованию при реализации
образовательными организациями имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования приказом
Минпросвещения от 02.08.2022 № 653:
· Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru);
· Российская электронная школа (resh.edu.ru);
· «Новая начальная школа 1–4»;
· Образовательный ресурс «Начальная школа»;


Программа по окружающему миру составлена с учётом общих целей изучения курса,
определённых ФГОС НОО и отражённых в его примерной основной образовательной программе
по предмету «Окружающий мир» и рассчитана на 68 часов (2 часов в неделю), в соответствии с
календарным графиком программа будет реализована за 69 ч. За счет усиления базового ядра.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и общество
Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина
Российской Федерации. Президент Российской Федерации — глава государства. Политикоадминистративная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие
достопримечательности, знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных
с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и
упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества,
Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного
единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре,
истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.
История Отечества. «Лента времени» и историческая карта. Наиболее важные и яркие
события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство

Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины
быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические
времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом.
Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и
культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историкокультурного наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их
национальности, социального статуса, религиозной принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по
исследованию природных объектов и явлений. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник
света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы.
Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены
дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. Формы земной поверхности:
равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на
карте). Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика
на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как
водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря,
омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика
на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за
рубежом (2—3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат,
растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу
изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека
и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и
животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга
(отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. Безопасность в городе
(планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного
поведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного
поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты
велосипедиста. Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации, опознавание
государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях
контролируемого доступа в Интернет.
Универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия:
 Устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека;
 конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в
среде обитания;
 моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма
поверхности);
 соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне;
 классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне;
 определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией:
 использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах;
оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного использования
электронных ресурсов школы;

 использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире
словари, справочники, энциклопедии, в том числе и Интернет (в условиях контролируемого
выхода);
 на основе дополнительной информации делать сообщения (доклады) на предложенную
тему, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг,
соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного
природного и культурного наследия;
 характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем
органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма;
 создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма
вредных привычек;
 описывать ситуации проявления нравственных качеств — отзывчивости, доброты,
справедливости и др.;
 составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных
изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей);
 составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»;
 создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в
рамках изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия:
 самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности
и возможные ошибки;
 контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные
действия при необходимости;
 адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками;
 находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.
Совместная деятельность:
 выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей —
руководитель, подчинённый, напарник, член большого коллектива;
 ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности,
объективно оценивать свой вклад в общее дело;
 анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда,
использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других
людей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

ОСВОЕНИЯ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОГО

В младшем школьном возрасте многие психические и личностные новообразования
находятся в стадии становления и не отражают завершённый этап их развития. Это происходит
индивидуально в соответствии с возможностями ребёнка, темпом его обучаемости,
особенностями социальной среды, в которой он живёт, поэтому выделять планируемые
результаты освоения программы учебного предмета «Окружающий мир» в области личностных
и метапредметных достижений по годам обучения нецелесообразно. Исходя из этого,
планируемые результаты начинаются с характеристики обобщённых достижений в становлении
личностных и метапредметных способов действий и качеств субъекта учебной деятельности,
которые могут быть сформированы у младших школьников к концу обучения.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовностьобучающихсяруководствоватьсятрадиционнымироссийскимисоциокультурнымиидуховно
-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны
отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:

Гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой
роли многонациональной России в современном мире;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему
и другим народам;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
 проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности;
 принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения и доброжелательности;
 применение
правил
совместной
деятельности,
проявление
способности
договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
 понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов;
 использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в
разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
 соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни; выполнение правил безопасного поведения в окружающей среде (в том числе
информационной);
 приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное
отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
 осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
 осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм
поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
 ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
 осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том
числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
 Понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной
среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
 На основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и
зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в
пространстве);

 сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
 объединять части объекта(объекты)по определённому признаку;
 определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
 находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
 выявлятьнедостатокинформациидлярешенияучебной(практической)задачинаосновепр
едложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
 проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или
выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к
экспериментам, проводимым под руководством учителя;
 определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации)
на основе предложенных вопросов;
 формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать
возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
 моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и
неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение
и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.);
 проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть —целое, причина—следствие);
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
 Использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник
получения информации с учётом учебной задачи;
 Согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
 распознаватьдостовернуюинедостовернуюинформациюсамостоятельноилинаосновеп
редложенного учителем способа её проверки;
 находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
 читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
иллюстрацию);
 соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого
доступа в Интернет (с помощью учителя);
 анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
 фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление,
высказывание) и графическом виде(рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления
участников;
 признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
 соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение
к собеседнику;
 использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о
природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

 конструироватьобобщенияивыводынаосновеполученныхрезультатовнаблюденийи
опытной работы, подкреплять их доказательствами;
 находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и
явлениях природы, событиях социальной жизни;
 готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст,
рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
 планироватьсамостоятельноилиснебольшойпомощьюучителядействияпорешениюучебнойзадачи;
 выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль:
 Осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
 находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои
действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
 предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать
способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
3) Самооценка:
 объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с
оценкой учителя;
 оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
 понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных
целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
 коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
 проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
 выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать
работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при
их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
 ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
4 класс
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
— проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и
других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного
поведения в социуме;
— показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России
(горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);
— показывать на исторической карте места изученных исторических событий;
— находить место изученных событий на «ленте времени»;
— знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;
— соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и
периодами истории России;
— рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях
истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов,
достопримечательностях столицы России и родного края;

— описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их
существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона;
— проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием
простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам
безопасного труда;
— распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их
описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
— группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая
признак для группировки; проводить простейшие классификации;
— сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и
известных характерных свойств;
— использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и
процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в
природе своей местности, причины смены природных зон);
— называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за
рубежом (в пределах изученного);
— называть экологические проблемы и определять пути их решения;
— создаватьпозаданномупланусобственныеразвёрнутыевысказыванияоприродеиобщест
ве;
— использовать различные источники информации для поиска и извлечения
информации, ответов на вопросы;
— соблюдать правила нравственного поведения на природе;
— осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека;
— соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной
инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах
отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.);
— соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате и других
средствах индивидуальной мобильности;
— осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и верифицированной
информации в Интернете;
— соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных средств
обучения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
4-Й КЛАСС
Кол-во
часов,
№
ЭОР и ЦОР
Раздел/темы
отводимых
п/п
на освоение
тем
Электронная
1 Человек и общество
33
форма учебника,
1.1 Наша
10
родина
–
библиотека
Российская Федерация
РЭШ.
Конституция
–
Единая
Основной
закон
коллекция
Российской Федерации.
цифровых
Права и обязанности
образовательных
гражданина Российской
ресурсов (schoolФедерации. Президент
collection.edu.ru).
Российской Федерации
– глава государства.
Политико-

Деятельность
учителя
с
учетом рабочей программы
воспитания.
Работа
с
политикоадминистративной
картой
Российской
Федерации:
определение местонахождения
республик
Российской
Федерации, краёв, крупнейших
областей и городов России.
Чтение статей Конституции
Российской Федерации о правах
граждан Российской Федерации.
Рассказ учителя по теме,

административная карта
России.
Общая
характеристика родного
края,
важнейшие
достопримечательности,
знаменитые
соотечественники.
Города России. Святыни
городов
России.
Главный город родного
края:
достопримечательности,
история
и
характеристика
отдельных
исторических событий,
связанных
с
ним.
Праздник
в
жизни
общества как средство
укрепления
общественной
солидарности
и
упрочения
духовных
связей
между
соотечественниками.
Новый
год,
День
защитникаОтечества,
Международный
женский день, День
весны и труда, День
Победы, День России,
День
народного
единства,
День
Конституции.
Праздники и памятные
даты своего региона.
Уважение к культуре,
истории,
традициям
своего народа и других
народов,
государственным
символам России

например, «Забота о детстве –
главная особенность нашего
государства».
Чтение
о
обсуждение текстов учебника,
объяснения учителя. Играсоревнование
по
теме,
например, «Знаем ли мы свой
родной край?». Рассказ учителя
о важнейших страницах истории
родного края.Учебный диалог
по
теме,
например,
«Государственные праздники
России». Работа в парах по теме,
например, «Рассказ о любимом
празднике
Российской
Федерации или своего региона».
Воспитывать патриотов своего
государства; учить ценить и
любить свою Родину;

1.2 История
Отечества.
«Лента времени» и
историческая карта
История
Отечества.
«Лента времени» и
историческая
карта.
Наиболее важные и
яркие
события
общественной
и
культурной
жизни
страны
в
разные
исторические периоды:
Государство
Русь,
Московское
государство, Российская
империя,
СССР,
Российская Федерация.
Картины быта, труда,
духовно-нравственные и
культурные традиции
людей
в
разные
исторические времена.
Выдающиеся
люди
разных
эпох
как
носители
базовых
национальных
ценностей

17

1.3 Человек
–
творец
культурных
ценностей. Всемирное
культурное наследие
Наиболее
значимые
объекты
списка
Всемирного
культурного наследия в
России и за рубежом.
Охрана
памятников
истории и культуры.
Посильное участие в
охране
памятников
истории и культуры
своего края. Личная
ответственность
каждого человека за
сохранность историкокультурного наследия

6

Практическая работа по теме,
например, «Определение по
«ленте времени» времени (века),
в
котором
происходили
исторические события». Работа
в паре: анализ исторической
карты,
нахождение
мест
важнейших
исторических
событий в жизни России.
Обсуждение рассказов учителя,
текста
учебника о быте,
традициях, культуре Древней
Руси.
Экскурсия
в
художественный музей (при
наличии условий), просмотр
видеофрагментов, иллюстраций
и других материалов на темы
«Искусство Древней Руси»,
«Ремёсла в Древней Руси»,
«Образование от Древней Руси
до XIX века», «Московское
государство», «Искусство ХIХ
века», «Искусство ХХ века» (по
выбору). Учебный диалог по
теме,
например,
«Как
выполняли свой долг защиты
Отечества
в
разные
исторические времена граждане
России
(на
примере
Отечественной войны 1812 г.,
Великой Отечественной войны
(1941–1945)».
Прививать
интерес
к
историческому
прошлому
страны; говорить о важности
сохранения мира на Земле.
Просмотр
видеофрагментов,
иллюстраций, чтение текстов
учебников (по выбору) на тему
«Объекты
Всемирного
культурного наследия в России
и за рубежом». Рассказ учителя
о
памятниках
Всемирного
наследия (например, в России –
Московский Кремль, памятники
Новгорода, Кижи, в мире –
Великая
Китайская
стена,
Колизей в Риме, Акрополь в
Греции). Учебный диалог по
теме,
например,
«Как
охраняются памятники истории
и культуры».
Приобщить обучающихся к
культурному наследию мира;
создать условия для развития

своего края. Правила
нравственного
поведения в социуме,
отношение к людям
независимо
от
их
национальности,
социального
статуса,
религиозной
принадлежности

интереса
к
историческому
прошлому нашей страны и мира
в целом.

Человек и природа

25

2.1 Методы
познания
окружающей природы.
Солнечная система
Методы
познания
окружающей природы:
наблюдения, сравнения,
измерения, опыты по
исследованию
природных объектов и
явлений.
Солнце
–
ближайшая к нам звезда,
источник света и тепла
для всего живого на
Земле. Характеристика
планет
Солнечной
системы. Естественные
спутники планет. Смена
дня и ночи на Земле.
Вращение Земли как
причина смены дня и
ночи. Обращение Земли
вокруг Солнца и смена
времён года
2.2 Формы
земной
поверхности. Водоемы
и их разнообразие
Формы
земной
поверхности: равнины,
горы, холмы, овраги
(общее представление,
условное обозначение
равнин и гор на карте).
Равнины и горы России.
Особенности
поверхности
родного
края
(краткая
характеристика
на
основе
наблюдений).
Водоёмы,
их
разнообразие
(океан,
море,
озеро,
пруд,
болото);
река
как

5

2

8

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (schoolcollection.edu.ru).

Игра-соревнование по теме,
например, «Клуб астрономов»:
зададим друг другу вопросы о
Солнечной
системе.
Обсуждение
выступлений
учащихся
(дифференцированное задание)
о планетах. Рассматривание и
обсуждение схемы «Вращение
Земли вокруг своей оси –
причина смены дня и ночи»

Работа с картой: равнины и горы
на
территории
Российской
Федерации, крупнейшие реки и
озёра;
моря,
омывающие
Россию. Описание объектов
родного края: название, место
расположения,
общая
характеристика Учебный диалог
по теме, например, «Как люди
используют водоёмы и реки для
хозяйственной деятельности»

водный
поток;
использование рек и
водоёмов
человеком.
Крупнейшие реки и
озёра России, моря,
омывающие её берега,
океаны. Водоёмы и реки
родного края (названия,
краткая характеристика
на основе наблюдений)
2.3 Природные
зоны
России:
общее
представление,
основные природные
зоны
Природные
зоны
России:
общее
представление,
основные
природные
зоны
(климат,
растительный
и
животный
мир,
особенности труда и
быта людей, влияние
человека на природу
изучаемых зон, охрана
природы).
Связи
в
природных зонах

2.4

Природные
и
культурные объекты
Всемирного наследия.
Экологические
проблемы
Наиболее
значимые
природные
объекты
списка
Всемирного
наследия в России и за

7

5

Учебный диалог по теме,
например, «Почему меняются
природные
зоны?».
Коллективное формулирование
вывода:
причиной
смены
природных зон является разная
освещённость
Солнцем
поверхности Земли. Работа с
текстом учебника: особенности
разных природных зон. Работа в
паре: анализ схем, иллюстраций
по теме, например, «Какие
организмы
обитают
в
природных зонах», составление
рассказа-рассуждения по теме,
например,
«Как
животные
приспосабливаются к условиям
жизни». Учебный диалог по
теме, например, «Экологические
связи в природной зоне».
Моделирование
характерных
цепей питания в изучаемой
природной
зоне.
Рассказ
учителя об освоении природных
богатств в природных зонах и
возникших вследствие этого
экологических
проблемах.
Работа в группах: создание
описания одной из природных
зон
по
самостоятельно
составленному
плану
(с
использованием
дополнительной информации, в
том числе из информационнотелекоммуникационной
сети
«Интернет»)
Рассказ учителя, работа с
иллюстративным материалом:
природные объекты списка
Всемирного наследия в России и
за рубежом (например, в России
–озеро Байкал, остров Врангеля,
вулканы Камчатки, Ленские
столбы; в мире – остров Пасхи
(Чили);
дорога
гигантов

рубежом (2–3 объекта).
Некоторые доступные
для
понимания
экологические
проблемы
взаимодействия
человека и природы.
Охрана
природных
богатств: воды, воздуха,
полезных ископаемых,
растительного
и
животного
мира.
Правила нравственного
поведения в природе.
Международная
Красная
книга
(отдельные примеры)

(Северная Ирландия); бухта
Халонг
(Вьетнам);
национальный парк Тонгариро
(Новая Зеландия). Обсуждение
результатов
проектной
деятельности по теме, например,
«Объекты Всемирного наследия
в России и в мире». Рассказ
учителя о Международной
Красной книге. Работа в группах
по
теме,
например,
«Составление
памятки
«Правила поведения в природе».
Развитие бережного отношения
к
природе;
понимание
необходимости
сохранения
природы
и
борьбы
с
экологическими проблемами.

Правила безопасной
жизнедеятельности
3.1 Здоровый образ жизни:
профилактика
вредных привычек
Здоровый образ жизни:
профилактика вредных
привычек.
Влияние
курения, употребления
алкоголя и наркотиков
на жизнь и здоровье
человека

7

3.2 Безопасность в городе.
Безопасность в сети
«Интернет».
Безопасность в городе
(планирование
маршрутов с учётом
транспортной
инфраструктуры города;
правила
безопасного
поведения
в
общественных местах,
зонах
отдыха,
учреждениях культуры).
Правила
безопасного
поведения
велосипедиста с учётом
дорожных знаков и
разметки, сигналов и
средств
защиты
велосипедиста, правила
использования самоката
и
других
средств
индивидуальной

5

3

2

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (schoolcollection.edu.ru).

Учебный диалог по теме,
например, «Послушаем друг
друга: как я выполняю правила
безопасной жизни». Анализ
ситуаций по теме, например,
«Что может произойти, если…».
Обсуждение результатов работы
групп.
Создание
условий
для
понимания
необходимости
ведения
здорового
образа
жизни.
Работа в группах: составление
текста по теме, например,
«Какие
опасности
можно
встретить на улице, в зонах
отдыха,
в
общественных
местах». Ролевая игра по теме,
например, «Знаем ли мы
правила езды на велосипеде»
(роли:
велосипедисты,
сотрудники ГИБДД, маленькие
дети). Рассказ учителя по теме,
например, «Чем может быть
опасна
информационнотелекоммуникационная
сеть
«Интернет». Как правильно
искать
информацию
в
информационнотелекоммуникационной
сети
«Интернет».
Развитие чувства бережного
отношения к себе, своему
здоровью,
здоровью
окружающих; создание условий

мобильности.
Безопасность
в
Интернете
(поиск
достоверной
информации,
опознавание
государственных
образовательных
ресурсов и детских
развлекательных
порталов) в условиях
контролируемого
доступа в Интернет
Контроль и проверка знаний: 4 часа

для понимания необходимости
соблюдения
правил
безопасности
в
различных
ситуациях.

Итого: 69 часов

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
4 КЛАСС
№
п/п

Тема

1
2
3
4

Урок-путешествие. Мир глазами
астронома
Планеты Солнечной системы
Звёздное небо – Великая книга Природы
Мир глазами географа.

5
6

Кол –
во
часов
1

Домашнее
задание

Дата
по
плану
03.09

1
1
1

06.09
10.09
13.09

Мир глазами историка.

1

17.09

Урок-следствие ведут знатоки. Когда и
где?
Мир глазами эколога

1

20.09

1

24.09

Международная Красная книга.
Международная
Красная
книга.
Проверочная работа по разделу.
Равнины и горы России

1
1

27.09
01.10

1

04.10

11

Урок-путешествие. Моря, озера и реки
России.

1

08.10

12

Природные зоны России

1

11.10

13

Зона арктических пустынь.

1

15.10

14

Контрольная работа за 1 четверть.

1

18.10

15

Тундра.

1

22.10

7
8
9
10

Дата
факт

16

Леса России

1

25.10

17

Лес и человек.

1

05.11

18

Зона степей

1

08.11

19

Пустыни

1

12.11

20

У Чёрного моря. Проверочная работа
по разделу.

1

15.11

21

Поверхность нашего края

1

19.11

22

Водные богатства нашего края

1

22.11

23

Наши подземные богатства

1

26.11

24

Урок
открытых
кормилица

1

29.11

25

Жизнь леса.

1

03.12

26

Жизнь луга.

1

06.12

27

Жизнь в пресных водах.

1

10.12

28

Тест по разделу «Родной край - часть
большой страны».

1

13.12

29

Наши проекты.

1

17.12

30

Контрольная работа за 2 четверть.

1

20.12

31

Растениеводство в нашем крае.

1

22.12

32

Животноводство в нашем крае.

1

24.12

33

Заповедники России.

1

27.12

34

Урок-путешествие в историю.

1

10.01

мыслей.

Земля-

Начало истории человечества
35

Мир древности: далекий и близкий

1

14.01

36

Средние века: время рыцарей и замков

1

17.01

37

Новое время: встреча Европы и
Америки

1

21.01

38

Новейшее время: история продолжается
сегодня. Проверочная работа по
разделу.

1

24.01

39

Во времена Древней Руси

1

28.01

40

Страна городов

1

31.01

41

Из книжной сокровищницы Древней
Руси

1

04.02

42

Трудные времена на Русской земле

1

07.02

43

Урок-следствие ведут знатоки. Русь
расправляет крылья

1

11.02

44

Куликовская битва

1

14.02

45

Иван Третий. Мастера печатных дел

1

18.02

46

Россия в правление
Васильевича Грозного

1

21.02

47

Патриоты России

1

25.02

48

Урок-путешествие. Петр Великий

1

28.02

49

Михаил Васильевич Ломоносов.

1

04.03

50

Екатерина Великая

1

07.03

51

Отечественная война 1812 года

1

11.03

52

Контрольная работа за 3 четверть.

1

14.03

53

Страницы истории XIX века

1

18.03

54

Россия вступает в XX век

1

21.03

55

Страницы истории 20–30-х годов

1

01.04

56

Урок-диалог. Великая война и Великая
Победа

1

04.04

57

Великая война и Великая Победа.

1

08.04

58

Страна, открывшая путь в космос
Проверочная работа по разделу.

1

11.04

59

Основной закон России и права
человека

1

15.04

60

Урок открытых мыслей. Мы – граждане
России

1

18.04

61

Урок - нравственности.
символы России.

1

22.04

62

Контрольная работа за год

1

25.04

разные

2

29.04
06.05

Путешествие по России (по Уралу, по
северу европейской России)

1

13.05

63-64
65

Урок-творчество.
праздники.

царя

Такие

Ивана

Славные

Контрольная работа за 4 четверть.
66-67

Путешествие по России (по Дальнему
Востоку, на просторах Сибири)

16.05
2

20.05
23.05

68

Путешествие по России (по Волге, по
югу России).

1

27.05

69

Путешествие по России (по Волге, по
югу России).

1

30.05

Вид деятельности

Контрольная работа

Проверочные
работы

Номер
урока
по
КТП
15
32
51
65
9
20
38
58

Тема

Контрольная работа за 1 четверть.
Контрольная работа за 2 четверть.
Контрольная работа за 3 четверть.
Контрольная работа за 4 четверть.
Контрольная работа за год
Проверочная работа по разделу.
Проверочная работа по разделу.
Проверочная работа по разделу.
Проверочная работа по разделу.

Дата

20.10.23
26.12.23
15.03.24
16.05.24
25.04.24
29.09.23
14.11.23
23.01.24
16.04.24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».