Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» для обучающихся 4 класса на 2024-2025 уч. год

Частное общеобразовательное учреждение «Прогимназия № 63
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
(ЧОУ Прогимназия № 63 ОАО «РЖД»)

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО учителей
начальный классов

Зам. директора по УР

Директор ЧОУ Прогимназии

ЧОУ Прогимназии №63

№63 ОАО «РЖД»

Руководитель ШМО __________/
Н.В. Адеева

ОАО «РЖД»

______________М.А.Ломова

______/ В.И.Джангриян

Приказ ОУ от «30» 08.2024 г.
№__214__

Протокол от 30.08.2024 г.
№ 1__

«30» августа 2024 г.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 02F5949E00A2B1548744681BA6B137706C
Владелец: Ломова Мария Анатольевна
Действителен: с 03.07.2024 до 03.10.2025

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам религиозных культур и светской этики
(предмет)
Уровень общего образования
начальное общее образование
4 класс
на 2024/2025 учебный год

Рабочую программу составил(а):
Адеева Н.В.,
учитель начальных классов
высшей категории

г. Батайск
2024 год

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики
на уровень начального общего образования (для 1–4-х классов)
Пояснительная записка
Рабочая программа по родному (русскому) языку на уровень начального общего образования
для обучающихся 1–4-х классов ЧОУ Прогимназии №63 ОАО «РЖД» разработана в соответствии
с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования» (далее – ФОП НОО);
приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования» (далее – ФГОС НОО
третьего поколения);
устава ЧОУ Прогимназия №63 ОАО «РЖД»;
положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся в ЧОУ Прогимназия №63 ОАО «РЖД»;
Программа по ОРКСЭ на уровне начального общего образования составлена на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей
программе воспитания.
Предлагаемая рабочая программа представляет собой содержание (ФЗ «Об образовании в РФ»
ч. 7.2. ст. 12) и отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) по ОРКСЭ и
обеспечивает содержательную составляющую ФГОС НОО.
Программа по ОРКСЭ состоит из учебных модулей по выбору «Основы православной
культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской
культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики». В
соответствии с федеральным законом выбор модуля осуществляется по заявлению родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Выбор установлен в ФЗ «Об
образовании в РФ» (ч. 2ст. 87.).
Основными задачами ОРКСЭ являются:
— Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,
иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей
(законных представителей);
— Развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни
личности, семьи, общества;
— обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее
полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учётом
мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
— развитие
способностей
обучающихся
к
общению
в
полиэтничной,
разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.
Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ — культурологический подход,
способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о культуре
традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской
светской (гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях
человека и гражданина в Российской Федерации.

Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся
представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов
России, формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли
буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны.
Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию
коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умения выслушивать позицию
партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели,
находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный
подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного
взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек
зрения и т.п.
Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса являются
психологические особенности детей, завершающих обучение в начальной школе: интерес к
социальной жизни, любознательность, принятие авторитета взрослого. Психологи подчёркивают
естественную открытость детей этого возраста, способность эмоционально реагировать на
окружающую действительность, остро реагировать как на доброжелательность, отзывчивость,
доброту других людей, так и на проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всё
это становится предпосылкой к пониманию законов существования в социуме и принятию их как
руководства к собственному поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать,
что младшие школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции, нравственные
поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной стороне восприятия
явлений социальной жизни, связанной с проявлением или нарушением нравственных, этических
норм, обсуждение конкретных жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного
поведения.
Программа по математике составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых
ФГОС НОО и отражённых в его примерной основной образовательной программе по предмету
«Основы религиозных культур и светской этики» и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), в
соответствии с календарным графиком программа будет реализована за 35 час за счет усиления
базового ядра.
Для реализации программы используются учебники, допущенные к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, приказом Минпросвещения от 21.09.2022 № 858:
 Шемшурина А. И., Шемшурин А. А. Основы религиозных культур и светской этики.
Основы светской этики М: Просвещение, 2023
Электронные образовательные ресурсы, допущенные к использованию при реализации
образовательными организациями имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования приказом
Минпросвещения от 02.08.2022 № 653:
 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru);
 Российская электронная школа (resh.edu.ru);
 «Новая начальная школа 1–4»;
 Образовательный ресурс «Начальная школа»;
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 4 КЛАССЕ
Модуль «Основы религиозных культур народов России».
Россия – наша Родина. Культура и религия. Религиозная культура народов России. Мировые
религии и иудаизм. Их основатели. Священные книги христианства, ислама, иудаизма, буддизма.
Хранители предания в религиях. Человек в религиозных традициях народов России. Добро и зло.
Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религия и мораль. Нравственные
заповеди христианства, ислама, иудаизма, буддизма. Обычаи и обряды. Праздники и календари в
религиях. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, труд. Милосердие, забота о
слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Любовь
и
уважение
к
многоконфессионального народа России.

Отечеству.

Патриотизм

многонационального

и

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» НА УРОВНЕ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
— понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости
за свою Родину;
— формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою
этническую и национальную принадлежность;
— понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
осознавать ценность человеческой жизни;
— понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи,
общества;
— осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не
исповедовать никакой религии;
— строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации:
умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от
принадлежности собеседников к религии или к атеизму;
— соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском
обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к представителям
разного вероисповедания;
— строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной
жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости
прийти на помощь;
— понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре,
стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий,
оскорбляющих других людей;
— понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
— овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности,
поиска оптимальных средств их достижения;
— формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее
эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их
реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности;
— совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных
ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
— совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления
информационного поиска для выполнения учебных заданий;
— овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
— овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;

— формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать
своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности,
умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении
ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Универсальные учебные действия Познавательные УУД:
— ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества —мораль,
этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных
религиях (в пределах изученного);
— использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской
этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
— применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать,
анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала;
— признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои
суждения, приводить убедительные доказательства;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Работа с информацией:
— воспроизводить
прослушанную(прочитанную)
информацию,
подчёркивать
её
принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике;
— использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной
учебной задачей (текстовую, графическую, видео);
— находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных
информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);
— анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с
помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.
Коммуникативные УУД:
— использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч,
сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных
ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;
— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и
высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей
участников общения;
— создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и
оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и светской этике.
Регулятивные УУД:
— проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении
учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние своего
здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и
способы их предупреждения;
— проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на
нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять способность к
сознательному самоограничению в поведении;
— анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного
отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности);
— выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять
нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности,
зла;
— проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание
больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета.
Совместная деятельность:

— выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам,
корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе,
объективно их оценивать;
— владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить;
терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;
— готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и
дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видео-презентацией.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Модуль «Основы религиозных культур народов России».
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы религиозных
культур народов России» должны отражать сформированность умений:

выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития
как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей
действительности;

выражать
своими
словами
понимание
значимости
нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;

выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества
как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;

рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных религиях
России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), их значении в выстраивании отношений в семье,
между людьми;

раскрывать основное содержание нравственных категорий (долг, свобода,
ответственность, милосердие, забота о слабых, взаимопомощь) в религиозной культуре народов
России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), объяснять «золотое правило нравственности» в
религиозных традициях;

соотносить нравственные формы поведения с нравственными нормами, заповедями в
традиционных религиях народов России;

раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине
мира) в вероучении православия, ислама, буддизма, иудаизма, об основателях религий;

рассказывать о священных писаниях традиционных религий народов России (Библия,
Коран, Трипитака (Ганджур), Танах), хранителях предания и служителях религиозного культа
(священники, муллы, ламы, раввины), религиозных обрядах, ритуалах, обычаях (1–2 примера);

рассказывать о назначении и устройстве священных сооружений (храмов)
традиционных религий народов России, основных нормах поведения в храмах, общения с
верующими;

рассказывать о религиозных календарях и праздниках традиционных религий народов
России (православия, ислама, буддизма, иудаизма, не менее одного религиозного праздника каждой
традиции);

раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной семье (православие,
ислам, буддизм, иудаизм), общее представление о семейных ценностях в традиционных религиях
народов России, понимание отношения к труду, учению в традиционных религиях народов России;

распознавать религиозную символику традиционных религий народов России
(православия, ислама, буддизма, иудаизма минимально по одному символу), объяснять своими
словами её значение в религиозной культуре;

рассказывать о художественной культуре традиционных религий народов России
(православные иконы, исламская каллиграфия, буддийская танкопись), главных особенностях
религиозного искусства православия, ислама, буддизма, иудаизма (архитектура, изобразительное
искусство, язык и поэтика религиозных текстов, музыки или звуковой среды);

излагать основные исторические сведения о роли традиционных религий в становлении
культуры народов России, российского общества, российской государственности;


первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического
и культурного наследия традиционных религий народов России в своей местности, регионе (храмы,
монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;

приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с использованием
этических норм религиозной культуры и внутренней установки личности, поступать согласно своей
совести;

выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения
человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания, понимание российского общества
как многоэтничного и много религиозного (приводить примеры), понимание российского
общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей
Родине – России, приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;

называть традиционные религии в России, народы России, для которых
традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой
жизни в традиционных религиях народов России.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

№
п/п

Раздел/темы

1

Россия – наша Родина
Россия
–
многонациональное
государство. Культурные
традиции.
Культурное
многообразие
России.
Народы и религии в
России

2

Этика и её значение в
жизни
человека.
Нормы
морали.
Нравственные
ценности,
идеалы,
принципы.
Этика в отношениях
людей в обществе. Добро
и зло как основные
категории
этики.
Культура и религия.

Кол-во
часов,
отвод
ЭОР и ЦОР
имых
на
освоен
ие тем
1
Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (schoolcollection.edu.ru).

8

Деятельность учителя с учетом
рабочей программы воспитания.

Учить:
Использовать ключевые понятия
учебной темы в устной и письменной
речи, применять их при анализе и
оценке
явлений
и
фактов
действительности. Рассказывать о
роли культурных традиций в жизни
народов
России,
о
значении
культурных традиций в жизни
человека, семьи, народа, общества.
Проверять себя и самостоятельно
оценивать
свои
достижения.
Приводить
примеры
единения
народов России
Воспитывать
патриотов
своей
Родины;
прививать
интерес
к
традициям народов России; развивать
речь, мышление.
Электронная
Учить:
форма учебника, Использовать основные понятия темы
библиотека
в устной и письменной речи,
РЭШ.
рассматривать
иллюстративный
Единая
материал,
соотносить
текст
с
коллекция
иллюстрациями.
Составлять
цифровых
небольшой текст-рассуждение на
образовательных темы добра и зла, моральных
ресурсов (school- ценностей, идеалов. Высказывать
collection.edu.ru). суждения оценочного характера о
значении нравственности в жизни

Нормы морали. «Золотое
правило
этики».
Нравственные ценности,
идеалы,принципы
в
культуре народов России

3

Государство и мораль
гражданина. Основной
Закон (Конституция) в
государстве
как
источник российской
гражданской этики
Нравственный долг и
ответственность
человека в обществе.
Мораль
в
культуре
народов
России.
Государство и мораль
гражданина. Основной
Закон (Конституция) в
России как источник
общепринятых
норм
гражданкой
этики
в
российском обществе

1

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (schoolcollection.edu.ru).

4

Образцы
нравственности
в
культуре
Отечества,
народов
России.
Природа и человек.

8

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая

человека, семьи, народа, общества,
государства.
Рассуждать
о
возможности
и
необходимости
соблюдения нравственных норм в
жизни человека,общества, раскрывать
понимание «золотого правила этики».
Размышлять
и
рассуждать
на
морально-этические темы. Проверять
себя и самостоятельно оценивать свои
достижения.
Создать условия для понимания
необходимости
соблюдения
этических норм в обществе; развивать
коммуникативные
навыки
обучающихся; учить их рассуждать о
поступках тех или иных героев,
высказывать свое мнение;
Учить:
Читать и понимать учебный текст,
объяснять значение слов (терминов и
понятий) с опорой на текст учебника.
Выражать понимание нравственного
долга и ответственности человека в
российском обществе, государстве.
Рассказывать
о
российской
гражданской этике как общепринятых
в российском обществе нормах
морали, отношений и поведения
людей,
основанных
на
конституционных правах, свободах,
обязанностях человека. Раскрывать
основное
содержание
норм
российской
гражданской
этики
(справедливость,
ответственность,
ценность и достоинство человеческой
жизни, взаимоуважение, уважение к
старшим, к труду, свобода совести,
свобода вероисповедания, забота о
природе, историческом и культурном
наследии и др.). Использовать
систему условных обозначений при
выполнении заданий.Проверять себя
и самостоятельно оценивать свои
достижения.
Воспитывать
нравственность
в
обучающихся,
гражданскую
идентичность;
познакомить
с
Конституцией, как основным законом
государства; обсудить права и
обязанности обучающихся.
Учить:
Рассуждать
о
необходимости
соблюдения
нравственных
норм
жизни в обществе. Рассуждать о
нравственных нормах на примерах

Образцы нравственности
в культуре Отечества,
народов
России.
Справедливость, дружба,
труд,
помощь
нуждающимся, служение
своему народу, России.
Народные
сказки,
пословицы, поговорки о
нравственности.
Отношение к природе
как
нравственная
категория

коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (schoolcollection.edu.ru).

5

Праздники как одна из
форм
исторической
памяти
Народные,
государственные
праздники в России.
Нравственное
значениепраздника,
значение праздников для
укрепления
единства
народа,
сохранения
исторической памяти

2

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (schoolcollection.edu.ru).

6

Семейные
Этика
отношений
Семья как

1

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.

ценности.
семейных
ценность.

образцов
поведения
людей,
исторических и литературных героев,
защитников Отечества в истории
России и современности. Рассуждать
о возможности и необходимости
бережного отношения к природе и
личной ответственности за это
каждого человека. Осуществлять
поиск необходимой информации для
выполнения заданий. Составлять
небольшой текст-рассуждение на
тему
«Образцы
нравственного
поведения в культуре Отечества».
Использовать знания, полученные на
уроках по литературному чтению и
окружающему миру, для осмысления
примеров нравственного поведения
людей в истории и культуре
Отечества.
Проверять
себя
и
самостоятельно
оценивать
свои
достижения.
Прививать бережное отношение к
природе, Отечеству; заинтересовать
историей и культурой России;
совершенствовать умение добывать
информацию
из
различных
источников.
Учить:
Объяснять значение праздников как
одной из форм исторической памяти
народа, общества, их значение для
укрепления
единства
народа,
общества.Рассказывать о российских
праздниках
(государственные,
народные, религиозные, семейные),
День народного единства, День
защитников Отечества и др., о
праздниках
в
своём
регионе,
местности проживания. Осуществлять
поиск необходимой информации для
выполнения заданий. Использовать
речевые средства, навыки смыслового
чтения учебных текстов, участвовать
в
беседе.
Проверять
себя
и
самостоятельно
оценивать
свои
достижения.
Прививать заинтересованность в
историческом
прошлом
своей
Родины;
обсуждать
значение
праздников в жизни человека, а также
их исторические корни.
Учить:
Объяснять значение слов (терминов и
понятий) с опорой на учебный текст.
Раскрывать основное содержание

Семейные ценности в
России. Этика семейных
отношений.
Традиционные семейные
ценности народов России

Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (schoolcollection.edu.ru).

7

Трудовая
мораль.
Нравственные
традиции
предпринимательства.
Труд
как
ценность.
Уважение
труда,
трудящихся людей в
культуре
народов
России.
Нравственные
традиции
предпринимательства в
России,
благотворительность

3

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (schoolcollection.edu.ru).

8

Что
значит
быть
нравственным в наше
время.
Методы
нравственного
самосовершенствовани
я
Нравственность
общества
и
нравственность
личности,
человека.
Нравственные
требования
в
наше
время.
Воспитание
нравственной культуры в
обществе
и

6

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (schoolcollection.edu.ru).

понимания семьи, отношений в семье
на основе взаимной любви и
уважения, любовь и забота родителей
о детях; любовь и забота детей о
нуждающихся в помощи родителях;
уважение старших. Рассказывать о
семейных традициях народов России,
приводить примеры. Осуществлять
поиск необходимой информации для
выполнения заданий. Проверять себя
и самостоятельно оценивать свои
достижения.
Создать условия для понимания
важности семьи в жизни человека и
общества;
обсуждать
важность
поддержания
базовых
семейных
ценностей; создать условия для
восприятия традиционных семейных
ценностей
народов
России;
познакомить
обучающихся
с
этическими нормами поведения в
семье.
Учить:
Анализировать прочитанное с точки
зрения полученных ранее знаний.
Рассказывать о трудовой морали,
нравственных традициях трудовой
деятельности, предпринимательства в
России,
приводить
примеры.
Объяснять значение слов (терминов и
понятий) с опорой на учебный текст.
Высказывать суждения оценочного
характера о трудолюбии, честном
труде, об уважении к труду, к
трудящимся людям, результатам
труда (своего и других людей).
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения
Объяснить ценность труда в жизни
человека.
Учить:
Выражать своими словами понятия
урока.
Приводить
примеры
нравственных поступков, оценивать
поступки свои и других людей.
Соотносить нравственные нормы с
анализом личного опыта поведения.
Составлять
небольшой
текстрассуждение на тему «Образцы
нравственного поведения людей в
современной жизни». Проверять себя
и самостоятельно оценивать свои
достижения.
Воспитывать нравственную культуру
в обучающихся; объяснить важность

9

10

самовоспитание
человека. Нравственный
выбор.
Нравственное
самосовершенствование
Этикет
Понятие этикета. Этика и
этикет в отношениях к
старшим, учителям, в
коллективе, дома и в
школе,
в
разных
жизненных ситуациях.
Речевой этикет

Любовь и уважение к
Отечеству. Патриотизм
многонационального и
многоконфессионально
го народа России
Служение
человека
обществу,
Родине,
Отечеству в культуре
народов
России.
Патриотизм
многонационального и
многоконфессиональног
о народа России

Итого: 35 часов

соблюдения нравственных норм в
социуме; развивать коммуникативные
навыки обучающихся.
2

3

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (schoolcollection.edu.ru).

Учить:
Размышлять и рассуждать на темы
правил поведения в обществе.
Различать нравственные нормы и
правила этикета, приводить примеры.
Объяснять взаимосвязь этики и
этикета, целесообразность правил
этикета. Рассказывать о правилах
этикета
в
разных
жизненных
ситуациях,
приводить
примеры,
использовать народные пословицы и
поговорки.
Обосновывать
необходимость соблюдения правил
этикета
в
разных
ситуациях.
Осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения заданий.
Применять
навыки
осознанного
построения речевых высказываний в
соответствии с коммуникативными
задачами.
Проверять
себя
и
самостоятельно
оценивать
свои
достижения.
Объяснить
важность
этикета,
поговорить о разновидностях этикета;
познакомить с правилами этикета в
различных жизненных ситуациях;
развивать умение искать и отбирать
необходимую информацию.
Электронная
Учить:
форма учебника, Закреплять
и
систематизировать
библиотека
представления о российской светской
РЭШ.
этике,
духовно-нравственной
Единая
культуре многонационального народа
коллекция
России, их значении в жизни
цифровых
человека,
семьи,
российского
образовательных общества. Сопоставлять понятия
ресурсов (school- «патриотизм»,
«Отечество»,
collection.edu.ru). «многонациональный народ России»,
«служение», соотносить определения
с
понятиями,
делать
выводы.Использовать
основные
понятия темы в устной и письменной
речи.
Проверять
себя
и
самостоятельно
оценивать
свои
достижения.
Воспитание чувства патриотизма в
обучающихся, любви к родине и
соотечественникам.

4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОСНОВАМ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
(авторы Е.В. Саплина, А.И. Саплин, 4 класс)
№
Тема
Домашнее Дата по Дата
п/п
задание
плану
факт
1
Этика – наука о нравственной жизни человека
04.09
2
Добрым жить – на белом свете веселей
11.09
3
Правила общения для всех
18.09
4
От добрых правил – добрые слова и поступки
25.09
5
Каждый интересен
02.10
6
Премудрости этикета
09.10
7
Красота этикета
16.10
8
Простые школьные и домашние правила этикета
23.10
9
Чистый ручеёк нашей речи
06.11
10 В развитии добрых чувств – творение души
13.11
11 Природа – волшебные двери к добру и доверию
20.11
12 Чувство родины
27.11
13 Жизнь протекает среди людей
04.12
14 Чтобы быть коллективом
11.12
15 Коллектив начинается с меня
18.12
16 Мой класс – мои друзья
25.12
17 Ежели душевны вы и к этике не глухи
15.01
18 Жизнь священна
22.01
19 Человек рождён для добра
29.01
20 Милосердие – закон жизни
05.02
21 Жить во благо себе и другим
12.02
22 Следовать нравственной установке
19.02
23 Достойно жить среди людей
26.02
24 Уметь понять и простить
05.03
25 Простая этика поступков
12.03
26 Общение и источники преодоления обид
19.03
27 Ростки нравственного опыта поведения
02.04
28 Доброте сопутствует терпение
09.04
29 Действия с приставкой «со»
16.04
30 С чего начинается родина…
23.04
31 В тебе рождается патриот и гражданин
30.04
32 Человек – чело века
07.05
33 Слово, обращенное к себе
14.05
34 Урок – обобщение по разделу «Судьба и родина едины»
21.05
35 Урок - обобщение
28.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».