Рабочая программа по русскому языку для 4 класса на 2024-2025 уч. год

Частное общеобразовательное учреждение «Прогимназия № 63
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
(ЧОУ Прогимназия № 63 ОАО «РЖД»)

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО учителей
начальный классов
Руководитель ШМО
__________/Н.В. Адеева
Протокол от 30.08.2024 г.
№ 1

Зам. директора по УР
ЧОУ Прогимназии №63
ОАО «РЖД»
________/ В.И.Джангриян

Директор ЧОУ Прогимназии
№63 ОАО «РЖД»
__________М.А.Ломова
Приказ ОУ от «30»08.2024 г.
№__214__

«30» августа 2024 г.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 02F5949E00A2B1548744681BA6B137706C
Владелец: Ломова Мария Анатольевна
Действителен: с 03.07.2024 до 03.10.2025

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
(предмет)
Уровень общего образования
начальное общее образование
4 класс
на 2024/2025 учебный год

Рабочую программу составил(а):
Адеева Н.В..,
учитель начальных классов
высшей категории

г. Батайск
2024 год

Рабочая программа по русскому языку
на уровень начального общего образования (для 1–4-х классов)
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку на уровень начального общего образования для
обучающихся 1–4-х классов ЧОУ Прогимназии №63 ОАО «РЖД» разработана в соответствии
с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования» (далее – ФОП НОО);
приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
устава ЧОУ Прогимназия №63 ОАО «РЖД»;
положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся в ЧОУ Прогимназия №63 ОАО «РЖД»;
федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык».
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне начального общего
образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего
образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты,
сформулированные в рабочей программе воспитания ЧОУ Прогимназии №63 ОАО «РЖД»
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии
языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание
значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли
русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной
речи как показателя общей культуры человека;
овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением,
чтением, письмом;
овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка:
фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их
признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с
изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Примерная рабочая программа разработана с целью оказания методической помощи учителю
начальных классов в создании рабочей программы по учебному предмету «Русский язык»,
ориентированной на современные тенденции в школьном образовании и активные методики
обучения.
Программа по русскому языку составлена с учётом общих целей изучения курса,
определённых ФГОС НОО и отражённых в его примерной основной образовательной программе по
предмету «Русский язык» и рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю), в соответствии с календарным
графиком программа будет реализована за 173 ч. за счет усиления базового ядра.

Для реализации программы используются учебники, допущенные к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, приказом Минпросвещения от 21.09.2022 № 858:
Для педагога:
 Технологические карты уроков по учебнику Канакина В.П., Горецкого В.Г. «Русский язык»
4 класс. Волгоград. Издательство «Учитель», 2022
Для обучающихся:
 Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2-х частях, — М.:
Просвещение, 2022г.
 Канакина В. П., Русский язык. 4 класс. Рабочая тетрадь в 2-х частях, — М.: Просвещение,
2022г.
Электронные образовательные ресурсы, допущенные к использованию при реализации
образовательными организациями имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования приказом Мин
просвещения от 02.08.2022 № 653:
 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru);
 Российская электронная школа (resh.edu.ru);
 «Новая начальная школа 1–4»;
 Образовательный ресурс «Начальная школа»;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4-Й КЛАСС
Сведения о русском языке
Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы познания языка:
наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, мини-исследование, проект.
Фонетика и графика
Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным
параметрам. Звукобуквенный разбор слова.
Орфоэпия
Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения звуков и
сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного
языка (неограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпических словарей русского языка при определении правильного
произношения слов.
Лексика
Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи синонимов,
антонимов, устаревших слов (простые случаи).
Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи).
Состав слова (морфемика)
Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами
окончания, корня, приставки, суффикса (повторение изученного). Основа слова.
Состав не изменяемых слов(ознакомление).
Значениенаиболееупотребляемыхсуффиксовизученныхчастейречи(ознакомление).
Морфология
Части речи самостоятельные и служебные.
Имясуществительное.Склонениеимёнсуществительных(кромесуществительныхна
-мя,-ий,-ие,-ия;на-ья типа гостья, на -ье типа ожерелье во множественном числе);
собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий; имена существительные 1, 2, 3-го склонения
(повторение изученного). Несклоняемые имена существительные(ознакомление).
Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени
существительного(повторение). Склонение имён прилагательных во множественном числе.
Местоимение. Личные местоимения(повторение).
Личныеместоимения1-гои3-голицаединственногоимножественного числа; склонение личных
местоимений.

Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение).
І и ІІ спряжение глаголов. Способы определения I и II спряжения глаголов. Наречие (общее
представление). Значение, вопросы, употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение).
Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях. Частица не, её значение.
Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и различий;
виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные);
виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); связь между
словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых вопросов); распространённые и
нераспространённые предложения (повторение изученного).
Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами, а, но, с одиночными союзами.
Интонация перечисления в предложениях с однородными членами.
Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения: сложносочинённые
с союзами и, а,но; бессоюзные сложные предложения(без называния терминов).
Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания, изученныхв1,2,3классах.
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической
ошибки; различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы
в слове; контроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на
новом орфографическом материале).
Использованиеорфографическогословарядляопределения(уточнения)написанияслова.
Правила правописания и их применение:
Безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на
-мя,-ий,-ие,-ия,а также кроме собственных имён существительных на-ов,-ин,-ий); безударные
падежные окончания имён прилагательных;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа;
наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на–ться и -тся; безударные личные
окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными
союзами и, а, но и без союзов.
Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых (наблюдение). Знаки
препинания в предложении с прямой речью после слов автора(наблюдение).
Развитие речи
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и
письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и др.); диалог; монолог;
отражение темы текста или основной мысли в заголовке.
Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом точности, правильности,
богатства и выразительности письменной речи.
Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный устный пересказ
текста).
Сочинение как вид письменной работы. Изучающее, ознакомительное чтение. Поиск
информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе
информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте
информации.
Изучение содержания учебного предмета «Русский язык» в четвёртом классе способствует
освоению ряда универсальных учебных действий

Познавательные универсальные учебные действия:
Базовые логические действия:
— устанавливать основания для сравнения слов, относящихся к разным частям речи;
устанавливать основания для сравнения слов, относящихся к одной части речи, но отличающихся
грамматическими признаками;
— группировать слова на основании того, какой частью речи они являются;
— объединять глаголы в группы по определённому признаку (например, время, спряжение);
— объединять предложения по определённому признаку;
— классифицировать предложенные языковые единицы;
— устно характеризовать языковые единицы по заданным признакам;
— ориентироваться в изученных понятиях (склонение, спряжение, неопределённая форма,
однородные члены предложения, сложное предложение) и соотносить понятие сего краткой
характеристикой.
Базовые и следовательские действия:
— сравнивать несколько вариантов выполнения заданий по русскому языку, выбирать
наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному алгоритму различные виды анализа (звукобуквенный,
морфемный, морфологический, синтаксический);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, миниисследования);
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма;
— прогнозировать возможное развитие речевой ситуации. Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации, работать со словарями, справочниками в
поисках информации, необходимой для решения учебно-практической задачи; находить
дополнительную информацию, используя справочники и словари;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию о языковых единицах
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся) элементарные правила информационной
безопасности при поиске информации в сети Интернет;
— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выбирать адекватные языковые средства для
выражения эмоций в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
— строить устное высказывание при обосновании правильности написания, при обобщении
результатов наблюдения за орфографическим материалом;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— готовить небольшие публичные выступления;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация:
— самостоятельно планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий; предвидеть трудности и возможные
ошибки.
Самоконтроль:
— контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные
действия для преодоления ошибок;

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГООБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты
гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение
русского языка, отражающего историю и культуру страны;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли
русского языка как государственного языка Российской Федерации и языкам межнационального
общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том
числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из
художественных произведений;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
—
осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
— признаниеиндивидуальностикаждогочеловекасопоройнасобственныйжизненныйичитатель
скийопыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием
адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в
искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в
процессе языкового образования;
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе
приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения;
трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам
из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям,
возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные
представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);

— познавательные интересы,
активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка,
активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
— сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты),
устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность,
грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
— объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей
речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
— находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного
учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми
единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
— устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым
материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
— с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта,
речевой ситуации;
— сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);
— проводитьпопредложенномупланунесложноелингвистическоемини-исследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание;
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой
информации, для уточнения;
— согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в
предложенном источнике: в словарях, справочниках;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам,
учебнику);
— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете
(информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова);
— анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
— понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия.
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;

— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в
соответствии с речевой ситуацией;
— готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о
результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные
универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических
ошибок;
— соотноситьрезультатдеятельностиспоставленнойучебнойзадачейповыделению,
характеристике, использованию языковых единиц;
— находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
— сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно
оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем
формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно
разрешать конфликты;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнятьсовместныепроектныезаданиясопоройнапредложенныеобразцы.
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
— осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации,
осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа;
— объяснять роль языка как основного средства общения; объяснять роль
русскогоязыкакакгосударственногоязыкаРоссийскойФедерациииязыкамежнациональногообщения;
— осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры
человека;
— проводитьзвукобуквенныйразборслов(всоответствииспредложеннымвучебникеалгоритмом);
— подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным словам
антонимы;
— выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по
контексту;
— проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами; составлять схему
состава слова; соотносить состав слова с представленной схемой;
— устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме изученного) по
комплексу освоенных грамматических признаков;

— определять грамматические признаки имён существительных: склонение, род, число,
падеж; проводить разбор имени существительного как части речи;
— определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в единственном числе),
число, падеж; проводить разбор имени прилагательного как части речи;
— устанавливать (находить) неопределённую форму глагола; определять грамматические
признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в
прошедшем времени в единственном числе); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по
лицам и числам(спрягать); проводить разбор глагола как части речи;
— определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме: лицо,
число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); использовать личные местоимения для
устранения неоправданных повторов в тексте;
— различать предложение, словосочетание и слово;
— классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
— различать распространённые и нераспространённые предложения;
— распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с
однородными членами; использовать предложения с однородными членами в речи;
— разграничивать простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух
простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния
терминов); составлять простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух
простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния
терминов);
— производить синтаксический разбор простого предложения;
— находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
— применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые гласные
исогласные(переченьсловворфографическомсловареучебника);безударныепадежныеокончанияимёнс
уществительных(кромесуществительныхна-мя,-ий,-ие,-ия, а также кроме собственных имён
существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имён прилагательных; мягкий
знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа; наличие или
отсутствие мягкого знака в глаголах на –ться и -тся; безударные личные окончания глаголов; знаки
препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов;
— правильно списывать текстыобъёмомнеболее85слов;
— писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом изученных правил
правописания;
— находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила,
описки;
— осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать
адекватные языковые средства в ситуации общения;
— строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4—6 предложений),
соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия;
— создавать небольшие устные и письменные тексты (3—5 предложений) для конкретной
ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и др.);
— определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с опорой на
тему или основную мысль;
— корректировать порядок предложений и частей текста;
— составлять план к заданным текстам;
— осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);
— осуществлять выборочный пересказ текста (устно);
— писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;
— осуществлять ознакомительное, изучающее чтение, поиск информации; формулировать
устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации;
интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию;
— объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия;
— уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из числа
верифицированных электронных ресурсов, включённых в федеральный перечень.
— Находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины;

— Оцениватьпопредложеннымкритериямобщийрезультатдеятельностиисвойвкладвнеё;
— адекватно принимать оценку своей работы.
Совместная деятельность:
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнятьсовместныепроектныезаданиясопоройнапредложенныеобразцы, планы, идеи.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
4-Й КЛАСС

№
п/п

Раздел/темы

1

Общие сведения о языке
Русский язык как язык
межнационального
общения. Знакомство с
различными
методами
познания
языка:
наблюдением, анализом,
лингвистическим
экспериментом,
миниисследованием,
проектом.

2

Фонетика и графика
Характеристика,
сравнение,
классификация
звуков
вне слова и в слове по
заданным параметрам.

Кол-во
часов,
отвод
ЭОР и ЦОР
имых
на
освоен
ие тем
1
Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (schoolcollection.edu.ru).

2

Деятельность учителя с учетом
рабочей программы воспитания.

Коллективное обсуждение фрагмента
статьи 69 Конституции Российской
Федерации: «Государство защищает
культурную
самобытность
всех
народов и этнических общностей
Российской Федерации, гарантирует
сохранение
этнокультурного
и
языкового многообразия». Учебный
диалог «Почему каждому народу
важно сохранять свой язык? Как
общаться
разным
народам,
проживающим в одной стране?», в
ходе
диалога
формулируются
суждения о многообразии языкового
пространства России и о значении
русского
языка
как
языка
межнационального общения.
Воспитание
у
обучающихся
толерантного отношения к разным
народам,
проживающим
на
территории Российской Федерации,
бережного отношения к родному
языку;
развитие
понимания
многообразия народов и языков; а
также
Электронная
Развитие умения ведения учебного
форма учебника, диалога «По каким признакам мы
библиотека
умеем
характеризовать
звуки?»;
РЭШ.
устная характеристика звуков по
Единая
заданным признакам. Совместный
коллекция
анализ предложенного алгоритма
цифровых
звуко-буквенного
разбора;

3

Звуко-буквенный разбор
слова (по отработанному
алгоритму)
Лексика
Повторение
и
продолжение
работы:
наблюдение
за
использованием в речи
синонимов, антонимов,
устаревших
слов
(простые
случаи).
Наблюдение
за
использованием в речи
фразеологизмов
(простые случаи)

5

4

Состав слова
Повторение:
состав
изменяемых
слов,
выделение в словах с
однозначно
выделяемыми
морфемами окончания,
корня,
приставки,
суффикса.
Основа слова.
Состав
неизменяемых
слов (ознакомление).
Значение
наиболее
употребляемых
суффиксов
изученных
частей
речи
(ознакомление)

7

5

Морфология

50

Части
самостоятельные
служебные

речи
и

образовательных проведение звукобуквенного разбора
ресурсов (school- предложенных слов.
collection.edu.ru). Воспитание бережного отношения к
языку.
Электронная
Комментированное
выполнение
форма учебника, задания: выбор из ряда синонимов
библиотека
слова,
которое
подходит
для
РЭШ.
заполнения пропуска в предложении
Единая
текста, объяснение своего выбора;
коллекция
работа с дидактическим текстом,
цифровых
анализ уместности использования
образовательных слов в предложениях, нахождение
ресурсов (school- случаев неудачного выбора слова,
collection.edu.ru). корректировка обнаруженных ошибок
(выбор наиболее точного синонима);
соотнесение
рисунков
с
соответствующими
им
фразеологизмами;
соотнесение
фразеологизмов и их значений; поиск
в текстах фразеологизмов. Развивать у
обучающихся
умение
оценивать
ситуацию, отличать добро от зла
посредством
работы
над
фразеологизмами;
приобщать
к
истории и культуре родной страны;
Электронная
Ведение учебного диалога «Что мы
форма учебника, помним о частях слова?», в ходе
библиотека
диалога даётся устная характеристика
РЭШ.
частей слова по заданным признакам
Единая
(значение, способ выделения, способ
коллекция
обозначения).
Упражнение:
цифровых
проведение
по
предложенному
образовательных алгоритму разбора слова по составу.
ресурсов (school- Работа в парах: поиск ошибок в
collection.edu.ru). разборе
слова
по
составу.
Проверочная работа с последующим
самоанализом, отработка умений
корректировать свои действия для
преодоления ошибок в разборе слов по
составу.
воспитывать навыки самостоятельной
работы;
воспитывать
положительные
морально-волевые качества ребёнка,
инициативность, самостоятельность,
предприимчивость;
воспитывать
культуру
бесконфликтного общения;
развивать любовь к русскому языку.
Электронная
Работа с таблицей «Части речи»,
форма учебника, анализ
содержания
таблицы,
библиотека
установление
основания
для
РЭШ.
сравнения слов, относящихся к
Единая
разным частям речи. Упражнение:
коллекция
группировка слов на основании того,

цифровых
образовательных
ресурсов (schoolcollection.edu.ru).

Имя существительное.
Склонение
имён
существительных (кроме
существительных на -мя,
-ий, -ие, -ия; на -ья типа
гостья, на -ье типа
ожерелье
во
множественном числе; а
также
кроме
собственных
имён
существительных на -ов,
-ин,
-ий);
имена
существительные 1, 2, 3го
склонения
(повторение изученного).
Несклоняемые
имена
существительные
(ознакомление)
Имя
прилагательное.
Повторение: зависимость
формы
имени
прилагательного
от
формы
имени
существительного.
Склонение
имён
прилагательных
во
множественном числе

какой частью речи они являются.
Дифференцированное
задание:
классификация частей речи по
признаку
(самостоятельные
и
служебные
части
речи).
Комментированное
выполнение
задания, связанного с выбором
основания для сравнения слов,
относящихся к одной части речи, но
различающихся
грамматическими
признаками. Работа в группах:
нахождение
основания
для
группировки
слов
(в
качестве
основания для группировки могут
быть
использованы
различные
признаки, например: по частям речи;
для имён существительных – по
родам,
числам,склонениям,
для
глаголов – по вопросам, временам,
спряжениям)
Практическая работа: определение
грамматических признаков имён
существительных.
Упражнение:
соотнесение слов и наборов их
грамматических
характеристик.
Работа в парах: группировка имён
существительных
по
разным
основаниям.
Упражнение:
нахождение в тексте (например, в
поэтическом) имён существительных
с
заданными
грамматическими
характеристиками.
Содействовать
положительной мотивации учебной
деятельности,
осознанию
обучающимися ценности изучаемого
предмета,
темы,
привитию
у
воспитанников чувства любви и
интереса к русскому языку, культуры
общения и поведения.
Практическая работа: определение
грамматических признаков имён
прилагательных. Комментированное
выполнение задания по соотнесению
формы имени прилагательного с
формой имени существительного.
Работа
в
группах:
анализ
дидактическоготекста, поиск ошибок
на
согласование
имён
существительных
и
имён
прилагательных,
исправление
найденных ошибок.
Воспитывать интерес к русскому
языку; развивать внимание, речь,
мышление.

Местоимение. Личные
местоимения.
Повторение:
личные
местоимения 1-го и 3-го
лица единственного и
множественного числа;
склонение
личных
местоимений

Глагол.
Изменение
глаголов по лицам и
числам в настоящем и
будущем
времени
(спряжение). І и ІІ
спряжение
глаголов.
Способы определения I и
II спряжения глаголов.

Наречие
(общее
представление).
Значение,
вопросы,
употребление в речи
Предлог.
Повторение:
отличие предлогов от
приставок. Союз; союзы
и, а, но в простых и
сложных предложениях.
Частица не, её значение
(повторение)

Практическая работа: корректировка
текста, заключающаяся в замене
повторяющихся в тексте имён
существительных соответствующими
местоимениями. Работа в группах:
определение
уместности
употребления местоимений в тексте,
обнаружение
речевых
ошибок,
связанных
с
неудачным
употреблением местоимений.
Развивать
внимание,
речь,
мыслительные операции; обогащать
словарный запас.
Практическая работа: определение
грамматических признаков глаголов.
Комментированное
выполнение
задания: соотнесение глаголов и их
грамматических
характеристик.
Работа в группах: объединение
глаголов в группы по определённому
признаку
(например,
время,
спряжение).
Моделирование
в
процессе
коллективной
работы
алгоритма определения спряжения
глаголов с безударными личными
окончаниями, следование данному
алгоритму
при
определении
спряжения
глагола.Совместное
выполнение задания: анализ текста на
наличие
в
нём
глаголов,
грамматические
характеристики
которых даны. Работа с таблицей,
обобщающей результаты работы с
грамматическими характеристиками
глаголов: чтение таблицы, дополнение
примерами.
Прививать
принципы
коммуникативных отношений и в
дальнейшем применять их.
Наблюдение
за
наречиями:
установление
значения
и
особенностей употребления наречий в
речи.
Практическая работа: проведение
морфологического анализа имён
существительных,
имён
прилагательных,
глаголов
по
предложенным
в
учебнике
алгоритмам. Практическая работа:
соотнесение понятия (склонение,
спряжение, неопределённая форма и т.
д.) с его краткой характеристикой.

6

7

Синтаксис
Повторение:
слово,
сочетание
слов
(словосочетание)
и
предложение, осознание
их сходства и различий;
виды предложений по
цели
высказывания
(повествовательные,
вопросительные
и
побудительные);
виды
предложений
по
эмоциональной окраске
(восклицательные
и
невосклицательные);
связь между словами в
словосочетании
и
предложении
(при
помощи
смысловых
вопросов);
распространённые
и
нераспространённые
предложения.
Предложения
с
однородными членами:
без союзов, с союзами а,
но, с одиночным союзом
и.
Интонация перечисления
в
предложениях
с
однородными членами.
Простое
и
сложное
предложение
(ознакомление).
Сложные предложения:
сложносочинённые
с
союзами и, а, но;
бессоюзные
сложные
предложения
(без
называния терминов)
Орфография
и
пунктуация
Повторение
правил
правописания,
изученных в 1–3 классах.
Формирование
орфографической
зоркости:
осознание
места
возможного
возникновения
орфографической
ошибки, использование
различных
способов
решения
орфографической задачи

16

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (schoolcollection.edu.ru).

Учебный диалог, в ходе которого
сравниваются
предложение,
словосочетание,
слово,
обосновываются их сходство и
различия.
Работа
в
группах:
классификация предложений по цели
высказывания
и
эмоциональной
окраске. Наблюдение за различиями
простых и сложных предложений.
Упражнение:
группировка
предложений
по
определённому
признаку. Упражнение: нахождение в
тексте предложений с заданными
характеристиками. Работа с таблицей
(по горизонтали в строках – вид по
эмоциональной окраске, по вертикали
в столбцах – вид по цели
высказывания): подбор примеров для
ячеек таблицы. Совместный анализ
алгоритма синтаксического разбора
предложений, отработка проведения
разбора по предложенному алгоритму.
Практическая работа: соотнесение
изученных понятий (однородные
члены
предложения,
сложное
предложение)
с
примерами.
Воспитывать
уважительное
отношение к сверстникам в ходе
проведения
групповых
работ;
развивать речь, коммуникативные
навыки; прививать любовь к русскому
языку.

50

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (schoolcollection.edu.ru).

Учебный диалог «Как планировать
свои
действия
по
решению
орфографической
задачи?»,
по
результатам диалога актуализация
последовательности действий по
проверке изученных орфограмм.
Моделирование
алгоритмов
применения изучаемых в данном
классе орфографических правил,
следование
составленным
алгоритмам.
Комментированное
выполнение анализа текста на наличие
в нём
слов с
определённой
орфограммой.
Упражнение
на
развитие контроля: установление при

в зависимости от места
орфограммы в слове.
Использование
орфографического
словаря для определения
(уточнения) написания
слова.
Формирование действия
контроля при проверке
собственных
и
предложенных текстов.
Ознакомление
с
правилами правописания
и их применением: –
безударные
падежные
окончания
имён
существительных (кроме
существительных на -мя,
-ий, -ие, -ия, на -ья типа
гостья, на -ье типа
ожерелье
во
множественном числе, а
также
кроме
собственных
имён
существительных на -ов,
-ин, -ий); – безударные
падежные
окончания
имён прилагательных; –
мягкий
знак
после
шипящих
на
конце
глаголов в форме 2-го
лица
единственного
числа; – наличие или
отсутствие мягкого знака
в глаголах на -ться и -тся;
– безударные личные
окончания
глаголов;
знаки препинания в
предложениях
с
однородными членами,
соединёнными союзами
и, а, но и без союзов.
Наблюдение за знаками
препинания в сложном
предложении, состоящем
из двух простых
Наблюдение за знаками
препинания
в
предложении с прямой
речью после слов автора

работе с дидактическим текстом
соответствия
написания
слов
орфографическим
нормам,
нахождение
орфографических
ошибок.
Работа
в
группах:
нахождение ошибок на применение
способа
проверки
орфограммы;
ошибок в объяснении выбора буквы
на месте орфограммы. Работа в парах:
группировка
слов
по
месту
орфограммы.
Работа
в
парах:
группировка
слов
по
типу
орфограммы.Работа
в
группах:
группировка слов, написание которых
можно
объяснить
изученными
правилами, и слов, написание которых
изученными правилами объяснить
нельзя. Моделирование предложений,
включающих слова с непроверяемыми
орфограммами.
Оценивание
собственного результата выполнения
орфографической
задачи,
корректировка с помощью учителя
своих действий для преодоления
ошибок при списывании текстов и
записи под диктовку. Проектное
задание: составление собственного
словарика
трудных
слов
(тех,
написание которых не удаётся сразу
запомнить, при написании которых
регулярно возникают сомнения, и
т.д.). Создание ситуации для оценки
своих
возможностей:
выбор
упражнений
на
закрепление
орфографического
материала.
Проблемная ситуация, требующая
использования
дополнительных
источников информации: уточнение
написания слов по орфографическому
словарю (в том числе на электронном
носителе).
Самоконтроль правильности записи
текста, нахождение неправильно
записанных слов и исправление
собственных
ошибок.
Устное
высказывание
при
обосновании
правильности
написания,
при
обобщении результатов наблюдения
за орфографическим материалом.
Развитие орфографической зоркости
обучающихся;
воспитание
уважительного
отношения
к
сверстникам;
развитие
коммуникативных навыков.

8

9

Развитие речи
Повторение
и
продолжение
работы,
начатой в предыдущих
классах:
ситуации
устного и письменного
общения
(письмо,
поздравительная
открытка, объявление и
др.); диалог; монолог;
отражение темы текста
или основной мысли в
заголовке.
Корректирование текстов
(заданных
и
собственных) с учётом
точности, правильности,
богатства
и
выразительности
письменной речи

Изложение (подробный
устный и письменный
пересказ
текста;
выборочный
устный
пересказ
текста).
Сочинение
как
вид
письменной
работы.
Изучающее
чтение.
Поиск
информации,
заданной в тексте в явном
виде. Формулирование
простых выводов на
основе
информации,
содержащейся в тексте.
Интерпретация
и
обобщение
содержащейся в тексте
информации.
Ознакомительное чтение
в
соответствии
с
поставленной задачей
Орфоэпия
Правильная интонация в
процессе говорения и
чтения.
Нормы
произношения звуков и
сочетаний
звуков;
ударение в словах в
соответствии с нормами
современного русского
литературного языка (на
ограниченном перечне

32

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (schoolcollection.edu.ru).

Работа в группах: анализ текста,
обоснование
целесообразности
выбора
языковых
средств,
соответствующих цели и условиям
общения. Работа в парах: анализ
дидактического текста и нахождение в
нём
смысловых
ошибок.
Практическая
работа:
выбор
соответствующего заданной ситуации
жанра
и
написание
письма,
поздравительной открытки, записки.
Практическая работа: написание
отзыва на прочитанную книгу. Работа
в
группах:
корректировка
дидактического текста, в котором
допущены
смысловые
ошибки.
Совместное выполнение задания:
анализ
текстов по критериям:
правильность,
богатство,
выразительность.
Развитие творческих способностей
обучающихся;
речи,
мышления,
внимания, памяти.
Анализ собственных действий при
работе
над
изложениями
и
сочинениями, соотнесение своих
действий
с
предложенными
алгоритмами.
Самооценка
правильности выполнения учебной
задачи: соотнесение собственного
текста с исходным (для изложений) и
с заданной темой (для сочинений).
Практическое
задание:
выбор
источника получения информации
(определённый
тип
словаря,
справочников) для решения учебнопрактической задачи.
Развитие умения оценивать свою
работу, сравнивать свою работу с
эталоном;
воспитание
самостоятельности в обучающихся.

10

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (schoolcollection.edu.ru).

Наблюдение за местом ударения и
произношением
слов,
отрабатываемых
в
учебнике.
Дидактическая
игра
«Придумай
рифму» (предлагаются слова из
орфоэпического словарика, к ним
нужно
придумать
рифмы).
Дидактическое
упражнение:
придумать
предложения
с
отрабатываемым
словом
из
орфоэпического
словарика.

слов, отрабатываемом в
учебнике).
Использование
орфоэпических словарей
русского
языка
при
определении
правильного
произношения слов

Практическая
работа:
поставить
ударение в словах из орфоэпического
перечня, а потом правильно их
произнести. Работа в группах: найти в
учебном орфоэпическом словаре
слова из предложенного списка (не
совпадает
с
отрабатываемым
перечнем слов) и поставить в них
ударение.
Развитие
речи
посредством
проведения
дидактических
игр;
развитие
умения
работать
с
источниками информации; подбирать
источники информации.

ИТОГО: 173 ч
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
4 КЛАСС
№
Тема
Домашнее Дата
Дата факт
п/п
задание
по
плану
1 Наша речь и наш язык.
02.09
2 Текст. План текста
03.09
3 Типы текстов.
04.09
4 Предложение как единица речи.
05.09
5 Виды предложений по цели высказывания и по интонации
06.09
6 Обращение.
09.09
7 Входная контрольная работа
10.09
8

Работа над ошибками.

11.09

9

Главные и второстепенные члены предложения. Основа
предложения
Словосочетание.
Распространённые и нераспространённые предложения.
Однородные члены предложения. Представление о
предложениях с однородными членами.
Знаки препинания в предложениях с однородными
членами, соединенными интонацией перечисления.
Запятая между однородными членами предложения,
соединенными союзами
Предложения с однородными членами без союзов и с
союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях с
однородными членами.
Сочинение по репродукции И. И. Левитана «Золотая
осень»
Простые и сложные предложения. Различение простых и
сложных предложений. Союзы в сложном предложении.
Запятая между частями сложного предложения.
Простое предложение с однородными членами и сложное
предложение. Знаки препинания в простых и сложных
предложениях.
Письменное изложение повествовательного текста по
самостоятельно составленному плану.

12.09

10
11
12
13
14
15

16
17

18

19

13.09
16.09
17.09
18.09
19.09
20.09

23.09
24.09

25.09

26.09

Работа над ошибками, допущенными в изложении.
Лексическое значение слова
Многозначные слова. Слова в прямом и переносном
значениях. Заимствованные слова.
Синонимы. Антонимы. Омонимы
Фразеологизмы.
Состав слова. Значимые части слова. Корень, приставка,
суффикс, окончание, основа. Значение суффиксов и
приставок.
Состав слова. Значимые части слова. Роль окончаний в
слове. Разбор слова по составу.
Состав слова. Значимые части слова. Приставки и
суффиксы. Образование однокоренных слов при помощи
приставок и суффиксов.
Правописание гласных и согласных в значимых частях
слова.
Правописание
слов
с
удвоенными
согласными.
Правописание приставок и суффиксов в словах.
Правописание гласных и согласных в приставках и
суффиксах. Правописание слов с суффиксами –ик, -ек, -ок,
-онок.
Правописание слов с разделительными мягким и твердым
знаками
Контрольная работа за 1 четверть

27.09
30.09
01.10

33

Работа над ошибками, допущенными в контрольной
работе.

16.10

34
35

Письменное изложение деформированного текста.
Части речи. Повторение и уточнение представлений о
частях речи.
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя
числительное, местоимение, глагол (повторение). Признаки
частей речи
Части речи: глагол, имя числительное. Правописание имен
числительных. Произношение имен числительных в
соответствии с литературной нормой.
Наречие как часть речи. Признаки наречий.

17.10
18.10

Сочинение – отзыв по репродукции картины В. М.
Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»
Наречие как часть речи. Значение и употребление в речи.
Словарный диктант №1
Наречие как часть речи. Работа над значимыми частями
слов-наречий.
Признаки падежных форм имени существительного.
Различение имен существительных в именительном,
родительном и винительном падежах.
Различение имен существительных в винительном,
творительном и предложном падежах.
Различение имен существительных, употребленных в
предложном падеже. Имена существительные, которые
употребляются в одной форме.

24.10

20
21
22
23
24
25

26
24

28
29
30

31
32

36

37

38
39
40
41
42
43
44
45

02.10
03.10
04.10

07.10
08.10

09.10
10.10
11.10

14.10
15.10

21.10

22.10

23.10

25.10
05.11
06.11
07.11
08.11
11.11

46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57

58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74

Три склонения имен существительных. 1-е склонение имен
существительных.
Падежные окончания имен существительных первого
склонения.
Второе склонение имен существительных.
Падежные окончания имен существительных второго
склонения.
Третье склонение имен существительных.
Падежные окончания имен существительных третьего
склонения.
Сочинение – описание по репродукции картины А, А.
Пластова «Первый снег»
Работа над ошибками, допущенными в сочинении.
Правописание безударных падежных окончаний имен
существительных в единственном числе.
Именительный
и
винительный
падежи
имен
существительных.
Падежные
окончания
имен
существительных
в
родительном падеже.
Падежные
окончания
одушевленных
имен
существительных в именительном, родительном и
винительном падежах.
Падежные окончания имен существительных в дательном
падеже. Словарный диктант №2
Падежные
окончания
имен
существительных
в
родительном и дательном падежах.
Падежные
окончания
имен
существительных
в
родительном и дательном падежах.
Падежные
окончания
имен
существительных
в
творительном падеже.
Падежные
окончания
имен
существительных
в
творительном падеже.
Падежные окончания имен существительных в предложном
падеже.
Правописание безударных падежных окончаний имен
существительных в предложном падеже.
Правописание безударных падежных окончаний имен
существительных во всех падежах.
Правописание безударных падежных окончаний имен
существительных во всех падежах.
Правописание безударных падежных окончаний имен
существительных во всех падежах.
Сочинение-отзыв по репродукции картины В. А.
Тропинина «Кружевница»
Работа над ошибками, допущенными в сочинении.
Склонение имен существительных во множественном
числе.
Контрольная работа за II четверть
Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.
Падежные окончания имен существительных во
множественном числе в именительном падеже.
Падежные окончания имен существительных во
множественном числе в родительном падеже.

12.11
13.11
14.11
15.11
18.11
19.11
20.11
21.11
22.11
25.11
26.11
27.11

28.11
29.11
02.12
03.12
04.12
05.12
06.12
09.12
10.12
11.12
12.12
13.12
16.12
17.12
18.12
19.12
20.12

75
76
77

78
79
80
81
82
83
84
85
86
87

88
89
90
91

92

93

94
95
96

97

98

Падежные окончания имен существительных во
множественном числе в родительном падеже.
Винительный и родительный падежи одушевленных имен
существительных. Словарный диктант №3
Падежные
окончания
имен
существительных
множественного числа в дательном, творительном и
предложном падежах.
Контрольный диктант №1 по теме «Имя
существительное»
Работа над ошибками.
Повторение
и
обобщение
по
разделу
«Имя
существительное»
Повторение
и
обобщение
по
разделу
«Имя
существительное»
Значение и употребление имен прилагательных в речи.
Значение и употребление имен прилагательных в речи.
Род
имен
прилагательных.
Изменение
имен
прилагательных по родам.
Изменение имен прилагательных по падежам в
единственном числе.
Изменение имен прилагательных по падежам в
единственном числе.
Общее представление имен прилагательных мужского и
среднего рода и их падежных окончаниях. Начальная форма
имен прилагательных.
Склонение имен прилагательных по падежам мужского и
среднего рода в единственном числе. Именительный падеж.
Склонение имен прилагательных по падежам мужского и
среднего рода в единственном числе. Родительный падеж.
Склонение имен прилагательных по падежам мужского и
среднего рода в единственном числе. Дательный падеж.
Склонение имен прилагательных по падежам мужского и
среднего рода в единственном числе. Именительный и
винительный падежи.
Склонение имен прилагательных по падежам мужского и
среднего рода в единственном числе. Родительный и
винительный падежи.
Склонение имен прилагательных по падежам мужского и
среднего рода в единственном числе. Творительный и
предложный падежи.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных
мужского и среднего рода.
Сочинение – рассуждение по репродукции картины В.
А. Серова «Мика Морозов»
Общее представление о склонении имен прилагательных
женского рода и их падежных окончаниях. Словарный
диктант №4.
Склонение имен прилагательных по падежам женского
рода в единственном числе. Именительный и винительный
падежи.
Склонение имен прилагательных по падежам женского
рода в единственном числе. Родительный, дательный,
творительный и предложный падежи.

23.12
24.12
25.12

26.12
27.12
28.12
09.01
10.01
13.01
14.01
15.01
16.01
17.01

20.01
21.01
22.01
23.01

24.01

27.01

28.01
29.01
30.01

31.01

03.02

99

100

101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114

115

116
117
118

119
120
121
122
123
124
125
126

Правописание имен прилагательных женского рода в
родительном, дательном, творительном и предложном
падежах, а также имен прилагательных мужского и
среднего рода в единственном числе, отвечающих на
вопрос какой? в именительном и винительном падежах.
Склонение имен прилагательных по падежам женского
рода в единственном числе. Винительный и творительный
падежи.
Правописание имен прилагательных женского рода в
единственном числе.
Сочинение по репродукции картины Н. К. Рериха
«Заморские гости»
Правописание имен прилагательных во множественном
числе.
Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Именительный и винительный падежи.
Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Родительный и предложный падежи.
Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Дательный и творительный падежи.
Подробное изложение повествовательного текста.
Обобщение по разделу «Имя прилагательное»
Контрольный
диктант
№2
по
теме
«Имя
прилагательное»
Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.
Составление устного сообщения по репродукции картины
И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»
Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в
речи.
Личные местоимения 1, 2 и 3 лица. Повторение.
Изменение
по
падежам
личных
местоимений.
Правописание
местоимений.
Склонение
личных
местоимений 1 и 2 лица единственного и множественного
числа.
Изменение
по
падежам
личных
местоимений.
Правописание местоимений 1 и 2 лица единственного и
множественного числа.
Изменение по падежам личных местоимений третьего лица
единственного и множественного числа.
Подробное изложение повествовательного текста.
Правописание личных местоимений третьего лица
единственного и множественного числа.
Словарный диктант №5
Проверочная работа по теме: «Местоимения»
Значение глаголов в языке и речи. Роль глаголов в
предложении.
Грамматические признаки глагола. Время глаголов.
Неопределенная форма глагола.
Неопределенная форма глагола.
Контрольная работа за III четверть.
Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе
Неопределенная форма глагола.

04.02

05.02

06.02
07.02
10.02
11.02
12.02
13.02
14.02
17.02
18.02
19.02
20.02
21.02
24.02
25.02

26.02

27.02
28.02
03.03

04.03
05.03
06.03
07.03
10.03
11.03
12.03
13.03

127 Неопределенная форма глагола. Образование временных
форм от глаголов в неопределенной форме.
128 Неопределенная форма глагола.
129 Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по
лицам и числам.
130 Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по
лицам и числам.
131 Второе лицо глаголов настоящего и будущего времени в
единственном числе. Словарный диктант №6
132 Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана
«Весна. Большая вода»
133 Работа над ошибками, допущенными в сочинении.
134 Обобщение по изученным темам о глаголе
135 I и II спряжения глаголов.
136 I и II спряжения глаголов.
137 Правописание глаголов с безударными личными
окончаниями.
138 Правописание глаголов с безударными личными
окончаниями.
139 Правописание глаголов с безударными личными
окончаниями.
140 Правописание глаголов с безударными личными
окончаниями.
141 Правописание глаголов с безударными личными
окончаниями.
142 Правописание глаголов с безударными личными
окончаниями. Проверочная работа (повторение).
143 Возвратные глаголы.
144 Правописание возвратных глаголов.
145 Правописание возвратных и невозвратных глаголов в
настоящем и будущем времени.
146 Сочинение по сюжетным рисункам.
147 Правописание глаголов в настоящем и будущем времени
(обобщение). Морфологический разбор.
148 Правописание глаголов в прошедшем времени.
149 Контрольная работа за 2 полугодие.
150 Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе
151 Правописание глаголов в прошедшем времени.
152 Правописание глаголов с орфограммами в корне и
окончании. Словарный диктант №7
153 Обобщение по теме «Глагол»
154 Контрольный диктант №3 по теме: «Глагол»
155 Подробное изложение повествовательного текста.
156 Работа над ошибками, допущенными в изложении
157 Повторение по теме «Предложение и словосочетание»
158 Сочинение по репродукции картины И. И. Шишкина
«Рожь»
159 Работа над ошибками, допущенными в сочинении
160 Состав слова.
161 Состав слова.
162 Правописание орфограмм в значимых частях слова.
163 Повторение по теме: «Имя существительное»

14.03
17.03
18.03
19.03
20.03
21.03
31.03
01.04
02.04
03.04
04.04
07.04
08.04
09.04
10.04
11.04
14.04
15.04
16.04
17.04
18.04
21.04
22.04
23.04
24.04
25.04
28.04
29.04
30.04
05.05
06.05
07.05
12.05
13.05
14.05
15.05
16.05

164
165
166
167
168
169
170
171
172
173

Повторение по теме: «Имя существительное»
Контрольная работа за 4 четверть.
Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе
Повторение по теме: «Имя прилагательное»
Повторение по теме: «Глагол». Словарный диктант №8
Повторение по теме: «Глагол».
Повторение по теме: «Глагол».
Повторение по теме: «Местоимение»
Повторение по теме: «Местоимение»
Звуки и буквы. Фонетико-графические упражнения.

Вид деятельности

Контрольная работа

Контрольный
диктант

Номер
урока
по
КТП
7
32
71
124
165
149
78
109
154
16
39
52
68

Сочинение

95
102
132
146
158
19

Изложение

34
78
107
117
155

19.05
20.05
21.05
22.05
23.05
26.05
27.05
28.05
29.05
30.05

Тема

Входная контрольная работа
Контрольная работа за 1 четверть
Контрольная работа за II четверть
Контрольная работа за III четверть.
Контрольная работа за IV четверть.
Контрольная работа итоговая
Контрольный диктант №1 по теме «Имя
существительное»
Контрольный диктант №2 по теме «Имя
прилагательное»
Контрольный диктант №3 по теме: «Глагол»
Сочинение по репродукции И. И. Левитана
«Золотая осень»
Сочинение – отзыв по репродукции картины В. М.
Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»
Сочинение – описание по репродукции картины А,
А. Пластова «Первый снег»
Сочинение-отзыв по репродукции картины В. А.
Тропинина «Кружевница»
Сочинение – рассуждение по репродукции картины
В. А. Серова «Мика Морозов»
Сочинение по репродукции картины Н. К. Рериха
«Заморские гости»
Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана
«Весна. Большая вода»
Сочинение по сюжетным рисункам.
Сочинение по репродукции картины И. И.
Шишкина «Рожь»
Письменное изложение повествовательного текста
по самостоятельно составленному плану.
Письменное изложение деформированного текста.
Подробное изложение повествовательного текста
по самостоятельно составленному плану.
Подробное изложение повествовательного текста.
Подробное изложение повествовательного текста.
Подробное изложение повествовательного текста.

Дата

10.09.
15.10.
17.12.
11.03.
20.05.
24.04.
26.12.
18.02.
29.04.
23.09
24.10.
20.11.
12.12.
29.01.
07.02.
21.03.
17.04.
07.05.
26.09.
17.10.23
26.12.23
14.02.24
28.02.24
30.04.24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».