Рабочая программа по русскому языку для 1 Б класса на 2024-2025 уч. год

Частное общеобразовательное учреждение «Прогимназия № 63
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
(ЧОУ Прогимназия № 63 ОАО «РЖД»)

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО учителей
начальный классов
Руководитель ШМО
__________/Н.В. Адеева
Протокол от 30.08.2024 г.
№ 1

Зам. директора по УР
ЧОУ Прогимназии №63
ОАО «РЖД»
________/ В.И.Джангриян

Директор ЧОУ Прогимназии
№63 ОАО «РЖД»
__________М.А.Ломова
Приказ ОУ от «30»08.2024 г.
№__214__

«30» августа 2024 г.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 02F5949E00A2B1548744681BA6B137706C
Владелец: Ломова Мария Анатольевна
Действителен: с 03.07.2024 до 03.10.2025

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
(предмет)
Уровень общего образования
начальное общее образование
1Б класс
на 2024/2025 учебный год

Рабочую программу составил(а):

Горбатко С. А.
учитель начальных классов

г. Батайск
2024год

Рабочая программа по русскому языку
на уровень начального общего образования (для 1–4-х классов)

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку на уровень начального общего образования для
обучающихся 1–4-х классов ЧОУ Прогимназии №63 ОАО «РЖД» разработана в соответствии
с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;

приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;

приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования» (далее – ФОП
НОО);

приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (далее – ФГОС НОО);

устава ЧОУ Прогимназия №63 ОАО «РЖД»;

положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся в ЧОУ Прогимназия №63 ОАО «РЖД»;

федеральной рабочей программы по учебному предмету «русский язык».


Рабочая программа учебного предмета «русский язык» на уровне начального общего
образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального
общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты,
сформулированные в рабочей программе воспитания ЧОУ Прогимназии №63 ОАО «РЖД»
Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его
изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык
как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных итворческих
способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию
из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Предмет «Русский язык»
обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности младших
школьников, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская,
общекультурная и социальная грамотность
В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего
школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий
на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также
будут востребованы в жизни.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:


приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии
языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной изглавных






духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства
общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской
Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры
человека;
овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием,
говорением, чтением, письмом;
овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка:
фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных
единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в
речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических,
лексических,грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с
изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.

Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным
предметом «Литературное чтение».
На изучение предмета «Русский язык» учебным планом отводится 5 часов в неделю. Курс в
1 классе рассчитан на — 165 часов (33 учебные недели), в соответствии с календарным графиком
программа будет реализована за 168 часов, за счет усиления базового ядра
Для реализации программы используются учебники, допущенные к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, приказом Минпросвещения от 21.09.2022 № 858:




Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс;
Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс;
Канакина В.П. Русский язык. Проверочные работы. 1 класс;

Электронные образовательные ресурсы, допущенные к использованию при реализации
образовательными организациями имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования приказом
Минпросвещения от 02.08.2022 № 653:






Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru);
Российская электронная школа (resh.edu.ru);
«Новая начальная школа 1–4»;
Образовательный ресурс «Начальная школа»;
«Учи.ру» — интерактивная образовательная онлайн платформа (uchi.ru)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1-Й КЛАСС
Обучение грамоте
Развитие речи



Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных
картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух.
Слово и предложение




Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их
порядка.
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над
значением слова.
Фонетика








Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения.
Установление последовательности звуков в слове и количества звуков. Сопоставление слов,
различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слова, работа со
звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов,
соответствующих заданной модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых
и мягких, звонких и глухих.
Определение места ударения.
Слог как минимальная произносительная единица. Количество слогов в слове. Ударный
слог.
Графика





Различение звука и буквы: буква как знак звука. Слоговой принцип русской графики.
Буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости согласных звуков. Функции букв
е, ё,ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в
конце слова.
Последовательность букв в русском алфавите.
Чтение





Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое
чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу.
Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Осознанное чтение
слов, словосочетаний, предложений. Выразительное чтение на материале небольших
прозаических текстов и стихотворений.
Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение
(проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо




Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать во время письма.
Начертание письменных прописных и строчных букв. Письмо разборчивым, аккуратным
почерком. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с
их произношением. Приёмы и последовательность правильного списывания текста.
Функция небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Орфография и пунктуация



Правила правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных
после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных (имена людей, клички
животных); перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце
предложения.

Систематический курс.
Общие сведения о языке


Язык как основное средство человеческого общения. Цели и ситуации общения.
Фонетика





Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Ударение в слове. Гласные
ударные и безударные. Твёрдые и мягкие согласные звуки, их различение. Звонкие и
глухие согласные звуки, их различение. Согласный звук [й’] и гласный звук [и].
Шипящие [ж], [ш],[ч’], [щ’].
Слог. Количество слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги (простые
случаи,без стечения согласных).
Графика







Звук и буква. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости согласных
звуков буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой э. Обозначение на письме мягкости согласных
звуков буквами е, ё, ю, я, и. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости
предшествующего согласного звука в конце слова.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол,
конь.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса.
Русский алфавит: правильное название букв, их последовательность. Использование
алфавита для упорядочения списка слов.
Орфоэпия



Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами
современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов,
отрабатываемом в учебнике).

Лексика



Слово как единица языка (ознакомление).
Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета (ознакомление).
Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Синтаксис





Предложение как единица языка (ознакомление).
Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием). Установление связи словв
предложении при помощи смысловых вопросов.
Восстановление деформированных предложений. Составление предложений из набора
форм слов.
Орфография и пунктуация
Правила правописания и их применение:

 раздельное написание слов в предложении;
 прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах и фамилиях
людей, кличках животных;
 перенос слов (без учёта морфемного членения слова);
 гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща,чу,
щу;
 сочетания чк, чн;
 слова с непроверяемыми гласными и согласными (перечень слов в орфографическом
словаре учебника);
 знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный
знаки.
 Алгоритм списывания текста.
Развитие речи




Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи (ознакомление).
Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение. Ситуации устного
общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание
аудиозаписи).
Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание,
извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Изучение содержания учебного предмета «Русский язык» в первом классе способствует
освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий.
Познавательные универсальные учебные действия:
Базовые логические действия:




сравнивать звуки в соответствии с учебной задачей;
сравнивать звуковой и буквенный состав слова в соответствии с учебной задачей;
устанавливать основания для сравнения звуков, слов (на основе образца);



характеризовать звуки по заданным признакам; приводить примеры гласных звуков;
твёрдых согласных, мягких согласных, звонких согласных, глухих согласных звуков; слов с
заданным звуком.
Базовые исследовательские действия:





проводить изменения звуковой модели по предложенному учителем правилу, подбирать
слова к модели;
формулировать выводы о соответствии звукового и буквенного состава слова;
использовать алфавит для самостоятельного упорядочивания списка слов.
Работа с информацией:





выбирать источник получения информации: уточнять написание слова по орфографическому
словарику учебника; место ударения в слове по перечню слов, отрабатываемых в учебнике;
анализировать графическую информацию — модели звукового состава слова;
самостоятельно создавать модели звукового состава слова.

Коммуникативные универсальные учебные действия:
Общение:






воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиямиобщения
в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать в процессе общениянормы
речевого этикета; соблюдать правила ведения диалога;
воспринимать разные точки зрения;
в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу;
строить устное речевое высказывание об обозначении звуков буквами; о звуковом и
буквенном составе слова.

Регулятивные универсальные учебные действия:Самоорганизация:




выстраивать последовательность учебных операций при проведении звукового анализа
слова;
выстраивать последовательность учебных операций при списывании;
удерживать учебную задачу при проведении звукового анализа, при обозначении звуков
буквами, при списывании текста, при письме под диктовку;
Самоконтроль:




находить указанную ошибку, допущенную при проведении звукового анализа, приписьме
под диктовку или списывании слов, предложений;
оценивать правильность написания букв, соединений букв, слов, предложений.

Совместная деятельность:
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить план действий по её
достижению, распределять роли, договариваться, учитывать интересы и мнения
участников совместной работы;
 ответственно выполнять свою часть работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты
Гражданско-патриотического воспитания:






становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение
русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли
русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения народов России;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, втом
числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из
художественных произведений;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;

Духовно-нравственного воспитания:





осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием
адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка)

Эстетического воспитания:



уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в
искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и
самовыражения;

Физического воспитания,
благополучия:



формирования

культуры

здоровья

и

эмоционального

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации
в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе
приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и
правил общения;

Трудового воспитания:


осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из
художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к
различным профессиям, возникающий при обсуждении приме- ров из художественных
произведений;

Экологического воспитания:



бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих ей вред;

Ценности научного познания:



первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные
представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины
мира);
познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность
и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского
языка, активность и самостоятельность в его познании.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:







сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты),
устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность,
грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых
единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей
речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного
учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми
единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;



устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым
материалом, делать выводы.

Базовые исследовательские действия:







с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта,речевой
ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения,
исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа
предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях.

Работа с информацией:








выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой
информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в
предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам,
учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в
Интернете
(информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождениислова,
о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия.
Общение:







воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведениядиалоги и
дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в
соответствии с речевой ситуацией;




готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о
результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные
универсальные учебные действия.
Самоорганизация:



планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;





корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических
ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно
оценивать их по предложенным критериям.

Совместная деятельность:







формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного
учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно
разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в первом классе обучающийся научится






различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;
вычленять звуки из слова;
различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в слове согласный звук[й’] и
гласный звук [и]);
различать ударные и безударные гласные звуки;
различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие (вне слова и в слове);


















различать понятия «звук» и «буква»;
определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые случаи: слова без
стечения согласных); определять в слове ударный слог;
обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я и буквой ь в конце слова;
правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание последовательности букв
русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов;
писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы,
соединения букв, слова;
применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички
животных); перенос слов по слогам (простые случаи: слова из слогов типа «согласный +
гласный»); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча,
ща, чу, щу; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре
учебника);
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты
объёмом не более 25 слов;
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3—5 слов,
тексты объёмом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
понимать прослушанный текст;
читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации ипауз в
соответствии со знаками препинания в конце предложения;
находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;
составлять предложение из набора форм слов;
устно составлять текст из 3—5 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям;
использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1-Й КЛАСС

№
п/п

Тема/раздел

Кол-во часов,
отводимых
на освоение
темы

ЭОР и ЦОР

Деятельность учителя
с учетом рабочей
программы
воспитания

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (100 часов)
1. Развитие речи (3 часа)
1.1 Составление небольших рассказов
повествовательного характера
по серии сюжетных картинок,
материалам собственных игр,
занятий, наблюдений

3

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.

Установление
доверительных
отношений
с обучающимися,
способствующих
позитивному
Единая
восприятию
коллекция
обучающимися
цифровых
образовательных требований и просьб
учителя, привлечению
ресурсов
их внимания

(schoolк обсуждаемой
collection.edu.ru). на уроке информации,
активизации
их познавательной
деятельности;
побуждение
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила
общения со старшими
и сверстниками,
принципы учебной
дисциплины
и самоорганизации;
привлечение внимания
обучающихся
к ценностному
аспекту изучаемых
на уроках явлений,
организация
их работы
с получаемой на уроке
социально значимой
информацией;
включение в урок
игровых процедур,
с целью поддержания
мотивации
обучающихся
к получению знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в классе;
2. Фонетика (27 часов)
2.1 Звуки речи. Интонационное
выделение звука в слове.
Определение частотного звука
в стихотворении. Называние слов
с заданным звуком.
Дифференциация близких
по акустико-артикуляционным
признакам звуков

5

2.2 Установление последовательности 4
звуков в слове и количества звуков.
Сопоставление слов,

Электронная
форма
учебника,
библиотека
РЭШ.

Побуждение
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила
общения со старшими
и сверстниками,
Единая
принципы учебной
коллекция
дисциплины
цифровых
образовательн и самоорганизации;
ых ресурсов

различающихся одним или
несколькими звуками. Звуковой
анализ слова, работа со звуковыми
моделями: построение модели
звукового состава слова, подбор
слов, соответствующих заданной
модели
2.3

Особенность гласных звуков.
Особенность согласных звуков.
Различение гласных и согласных
звуков. Определение места
ударения. Различение гласных
ударных и безударных. Ударный
слог

5

2.4

Твердость и мягкость согласных
звуков как смыслоразличительная
функция. Различение твердых
и мягких согласных звуков

4

2.5

Дифференциация парных
по твердости-мягкости согласных
звуков. Дифференциация парных
по звонкости-глухости звуков (без
введения терминов «звонкость»,
«глухость»)

5

(schoolвключение в урок
collection.edu.r игровых процедур,
u).
с целью поддержания
мотивации
обучающихся
к получению знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в классе;

2.6 Слог как минимальная
4
произносительная единица.
Слогообразующая функция
гласных звуков. Определение
количества слогов в слове. Деление
слов на слоги (простые
однозначные случаи)
3. Письмо. Орфография и пунктуация (70 часов)
3.1

Развитие мелкой моторики пальцев 7
и движения руки. Развитие умения
ориентироваться на пространстве
листа в тетради и на пространстве
классной доски. Усвоение
гигиенических требований,
которые необходимо соблюдать
во время письма.

3.2

Письмо под диктовку слов
и предложений, написание
которых не расходится
с их произношением

7

3.3

Усвоение приемов
последовательности правильного
списывания текста

7

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.

Привлечение
внимания
обучающихся
к ценностному
аспекту изучаемых
на уроках явлений,
Единая
организация
коллекция
их работы
цифровых
образовательных с получаемой
ресурсов (school- на уроке социально
collection.edu.ru). значимой
информацией;
применение на уроке
интерактивных форм
работы

3.4

Понимание функции небуквенных
графических средств: пробела
между словами, знака переноса

7

3.5

Знакомство с правилами
правописания и их применением:
раздельное написание слов

7

3.6

Знакомство с правилами
правописания и их применением:
обозначение гласных после
шипящих в сочетаниях «жи-ши»
(в положении под ударением)

7

3.7

Знакомство с правилами
правописания и их применением:
«ча-ща», «чу-щу»

7

3.8

Знакомство с правилами
7
правописания и их применением:
прописная буква в начале
предложения, в именах
собственных (имена людей, клички
животных)
Знакомство с правилами
правописания и их применением:
перенос слов по слогам без
стечения согласных

7

3.10 Знакомство с правилами
правописания и их применением:
знаки препинания в конце
предложения

7

3.9

с обучающимися:
интеллектуальных
игр, стимулирующих
познавательную
мотивацию
обучающихся;
включение в урок
игровых процедур
с целью поддержания
мотивации
обучающихся
к получению знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в классе;
инициирование
и поддержка
исследовательской
деятельности
обучающихся;

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС (68 часов)
1. Общие сведения о языке (2 час)
1.1 Язык как основное средство
человеческого общения.
Осознание целей и ситуаций
общения

2. Фонетика (7 часов)

2

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.

Привлечение
внимания
обучающихся
к ценностному
аспекту изучаемых
на уроках явлений,
Единая
организация
коллекция
их работы
цифровых
образовательных с получаемой
ресурсов (school- на уроке социально
collection.edu.ru). значимой
информацией;

2.1 Звуки речи. Гласные и согласные
звуки, их различение. Ударение
в слове. Гласные ударные
и безударные. Твердые и мягкие
согласные звуки, их различение

2

2.2 Звонкие и глухие согласные звуки,
их различение. Согласный звук[й’]
и гласный звук [и]. Шипящие [ж],
[ш], [ч’], [щ’]

2

2.3 Слог. Определение количества
слогов в слове. Ударный слог.
Деление слов на слоги (простые
случаи, без стечения согласных)

3

Электронная
форма
учебника,
библиотека
РЭШ.

Привлечение
внимания
обучающихся
к ценностному
аспекту изучаемых
на уроках явлений,
организация
Единая
их работы
коллекция
с получаемой на уроке
цифровых
образовательны социально значимой
информацией;
х ресурсов
(schoolcollection.edu.ru демонстрация
).
обучающимся
примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и добросердечности че
рез подбор
соответствующих
текстов;
включение в урок
игровых процедур
с целью поддержания
мотивации
обучающихся
к получению знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в классе;
инициирование
и поддержка
исследовательской
деятельности
обучающихся;

3. Графика (7 часов)
3.1 Звук и буква. Различение звуков
и букв. Обозначение на письме
твердости согласных звуков
буквами «а», «о», «у», «ы», «э»;
слова с буквой «э». Обозначение
на письме мягкости согласных
звуков буквами «е», «ё», «ю», «я»,
«и». Функции букв «е», «ё», «ю»,

3

Электронная
форма
учебника,
библиотека
РЭШ.

Применение на уроке
интерактивных форм
работы
с обучающимися:
интеллектуальных
игр, стимулирующих
познавательную

«я». Мягкий знак как показатель
мягкости предшествующего
согласного звука в конце слова
3.2 Установление соотношения
звукового и буквенного состава
слова в словах типа «стол», «конь»

1

3.3

Использование небуквенных
графических средств: пробела
между словами, знака переноса

1

3.4

Русский алфавит: правильное
название букв, знание их
последовательности.
Использование алфавита для
упорядочения списка слов

2

Единая
коллекция
цифровых
образовательны
х ресурсов
(schoolcollection.edu.ru
).

мотивацию
обучающихся;
включение в урок
игровых процедур
с целью поддержания
мотивации
обучающихся
к получению знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в классе;
использование
воспитательных
возможностей
содержания учебного
предмета через
демонстрацию
обучающимся
примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и добросердечности,
через подбор
соответствующих
текстов для чтения;
инициирование
и поддержка
исследовательской
деятельности
обучающихся;

4. Лексика и морфология (13 часов)
4.1 Слово как единица языка
(ознакомление)

4

4.2 Слово как название предмета,
признака предмета, действия
предмета (ознакомление)

5

4.3 Выявление слов, значение которых
требует уточнения

4

Электронная
форма
учебника,
библиотека
РЭШ.

Привлечение
внимания
обучающихся
к ценностному
аспекту изучаемых
на уроках явлений,
организация
Единая
их работы
коллекция
с получаемой на уроке
цифровых
образовательны социально значимой
информацией;
х ресурсов
(school-

collection.edu.ru демонстрация
).
обучающимся
примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и добросердечности
через подбор
соответствующих
текстов для чтения;
применение на уроке
интерактивных форм
работы
с обучающимися:
интеллектуальных
игр, стимулирующих
познавательную
мотивацию
обучающихся;
инициирование
и поддержка
исследовательской
деятельности
обучающихся;
5. Синтаксис (10 часов)
5.1 Предложение как единица языка
(ознакомление). Слово,
предложение (наблюдение над
сходством и различием)

3

5.2 Установление связи слов
в предложении при помощи
смысловых вопросов

3

5.3 Восстановление деформированных
предложений

2

5.4 Составление предложений
из набора форм слов

2

Электронная
форма
учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательны
х ресурсов
(schoolcollection.edu.ru
).

Применение на уроке
интерактивных форм
работы
с обучающимися:
интеллектуальных
игр, стимулирующих
познавательную
мотивацию
обучающихся;
использование
воспитательных
возможностей
содержания учебного
предмета через
демонстрацию
обучающимся
примеров
ответственного,
гражданского
поведения,

проявления
человеколюбия
и добросердечности,
через подбор
соответствующих
текстов для чтения;
6. Орфография и пунктуация (18 часов)
6.1 Ознакомление с правилами
правописания и их применение:

14

раздельное написание слов
в предложении;

прописная буква в начале
предложения и в именах
собственных: в именах и фамилиях
людей, кличках животных;

перенос слов (без учета
морфемного членения слова);

гласные после шипящих
в сочетаниях «жиши» (в положении под ударением),
«ча-ща», «чу-щу»;

сочетания «чк», «чн»;

слова с непроверяемыми
гласными и согласными (перечень
слов в орфографическом словаре
учебника);

знаки препинания в конце
предложения: точка,
вопросительный
и восклицательный знаки


6.2 Усвоение алгоритма списывания
текста

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.

Привлечение
внимания
обучающихся
к ценностному
аспекту изучаемых
на уроках явлений,
Единая
организация
коллекция
их работы
цифровых
образовательных с получаемой
ресурсов (school- на уроке социально
collection.edu.ru). значимой
информацией;
применение на уроке
интерактивных форм
работы
с обучающимися:
интеллектуальных
игр, стимулирующих
познавательную
мотивацию
обучающихся;
инициирование
и поддержка
исследовательской
деятельности
обучающихся;

4

7. Развитие речи (10 часов)
7.1 Речь как основная форма общения
между людьми

2

7.2 Текст как единица речи
(ознакомление)

2

7.3 Осознание ситуации общения:
с какой целью, с кем и где
происходит общение

2

7.4 Ситуации устного общения (чтение 2
диалогов по ролям, просмотр
видеоматериалов, прослушивание
аудиозаписи)

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.

Использование
воспитательных
возможностей
содержания учебного
предмета через
демонстрацию
Единая
обучающимся
коллекция
примеров
цифровых
образовательных ответственного,
ресурсов (school- гражданского
collection.edu.ru). поведения,
проявления

7.5 Овладение нормами речевого
этикета в ситуациях учебного
и бытового общения (приветствие,
прощание, извинение,
благодарность, обращение
с просьбой)

2

человеколюбия
и добросердечности,
через подбор
соответствующих
текстов для чтения;
включение в урок
игровых процедур,
которые помогают
поддержать
мотивацию
обучающихся
к получению знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в классе,
помогают
установлению
доброжелательной
атмосферы во время
урока;

Итого

168

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
№

Тема

Дата по
плану

п/п
1
2
3
4
5
6-7

Добукварный (подготовительный) период
Прописи — первая учебная тетрадь. Тренировка мелкой
моторики руки.
Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.
Обводка рисунков по контуру. Письмо овалов и
полуовалов.
Письмо длинных прямых наклонных линий.
Письмо наклонных линий с закруглением внизу.
Письмо больших и маленьких овалов, коротких
наклонных линий.

8
9 - 10

Письмо коротких и длинных линий.
Повторение и обобщение пройденного материала по
русскому языку. Письмо наклонных линий.

11- 13

Письмо наклонных линий с петлей вверху и внизу.

02.09
03.09
04.09
05.09
06.09
09.09
10.09
11.09
12.09
13.09
16.09
17.09

Дата
факт

18.09
14-15

Букварный (основной) период
Письмо строчной и заглавной букв А, а.

19.09

16
17-18

Письмо строчной и заглавной букв О, о.
Письмо строчной и заглавной букв И, и.

20.09
23.09
24.09

19
20
21
22-23

Письмо строчной буквы ы.
Закрепление изученного
Письмо строчной и заглавной букв У, у.
Письмо строчной и заглавной букв Н, н.

25.09
26.09
27.09
30.09
01.10

Письмо строчной и заглавной букв С, с.
Закрепление изученного
Письмо заглавной и строчной букв К, к.
Письмо строчной и заглавной букв Т, т.
Письмо слогов и слов с буквами Т, т.
Письмо строчной и заглавной букв Л, л.
Закрепление изученного
Письмо строчной и заглавной букв Р, р.
Письмо строчной и заглавной букв В, в.

02.10
03.10
04.10
07.10
08.10
09.10
10.10
11.10
14.10
15.10

34-35

Письмо строчной и заглавной букв Е, е.

16.10
17.10

36
37
38
39
40
41
42
43
44- 45

Письмо строчной и заглавной букв П, п.
Письмо строчной и заглавной букв М м.
Письмо слов с буквами М, м.
Письмо строчной и заглавной букв З, з.
Письмо слов и предложений с буквами З, з.
Письмо строчной и заглавной букв Б, б.
Закрепление изученного
Письмо предложений с изученными буквами.
Письмо слов и предложений с изученными буквами.

18.10
21.10
22.10
23.10
24.10
25.10
05.11
06.11
07.11
08.11

46
47
48-49

Письмо строчной д.
Написание заглавной буквы Д.
Закрепление изученного

11.11
12.11
13.11
14.11

Письмо строчной я.
Письмо заглавной буквы Я.
Закрепление написания букв Я, я.
Письмо текстов с изученными буквами.

15.11
18.11
19.11
20.11
21.11

24
25
26
27
28
29
30
31
32-33

50
51
52
53-54

22.11

Письмо строчной и заглавной буквы г.
Написание заглавной буквы Г

25.11
26.11

57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76-77

Письмо слов и предложений с изученными буквами.
Строчная буква ч, правописание сочетаний ЧА – ЧУ.
Письмо слов и предложений с изученными буквами.
Заглавная буква Ч.
Написание буквы ь.
Написание буквы ь, слов и предложений с ь.
Письмо строчной буквы ш.
Заглавная буква Ш.
Буквы Ш, ш, сочетание ШИ.
Письмо строчной буквы ж.
Закрепление изученного
Заглавная буква Ж
Правописание сочетаний ЖИ -ШИ.
Написание строчной буквы ё.
Заглавная буква Ё.
Письмо слов и предложений с изученными буквами.
Написание букв Й, й.
Письмо изученных букв, слогов, предложений.
Написание строчной буквы х.
Написание заглавной буквы Х, слов и предложений с ней.

27.11
28.11
39.11
02.12
03.12
04.12
05.12
06.12
09.12
10.12
11.12
12.12
13.12
16.12
17.12
18.12
19.12
20.12
23.12
24.12

78-80

Письмо изученных букв, слогов, предложений.

25.12
26.12

55
56

27.12

81
82
83
84
85

Письмо изученных букв, слогов, предложений.
Написание строчной буквы ю.
Письмо слов и предложений с изученными буквами.
Написание строчной и заглавной буквы Ю.
Написание предложений с буквами Ю, ю.

28.12
09.01
10.01
13.01
14.01
15.01

86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100

Написание строчной буквы ц.
Написание заглавной буквы Ц.
Письмо предложений с изученными буквами.
Написание строчной буквы э.
Написание заглавной буквы Э.
Написание строчной буквы щ.
Письмо предложений с изученными буквами
Написание заглавной буквы Щ.
Написание строчной буквы ф.
Написание заглавной буквы Ф.
Написание строчных ь и ъ.
Написание букв ь и ъ (закрепление).
Списывание.
Письмо предложений с изученными буквами изученного.

16.01
17.01
20.01
21.01
22.01
23.01
24.01
27.01
28.01
29.01
30.01
31.01
03.02
04.02
05.02

101
102
103
104
105
106
107

108
109
110
111
112
113

114
115
116
117

118.
119.
120-121

122
123-124

125
126
127

128

Письмо слов, предложений о Родине.
Повторение пройденного материала: орфографическое
оформление границ предложений.
Повторение пройденного материала: определение границ
предложений в сплошном тексте.
Повторение пройденного материала: правописание
сочетаний ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ.
Повторение пройденного материала: Ь как показатель
мягкости.
Повторение пройденного материала: Ь в середине и конце
слова как показатель мягкости предшествующего
согласного.
Повторение пройденного материала: имена
нарицательные и имена собственные (клички животных).
Повторение изученного материала: способы обозначения
звука [й’] на письме.
Повторение тем «Слог», «Ударение».
Комплексное повторение изученного материала по
фонетике, графике, орфографии.
Повторение синтаксиса на базе слов тематической группы
«Природа».
Повторение материала по лексике на материале темы
«Труд кормит, а лень портит».
Комплексное повторение на материале стихотворений С.
Я. Маршака и слов и предложений на тему «Школа».
Комплексное повторение на материале слов темы «Люби
всё живое».
Подготовка к изучению начального курса русского языка
Праздник «Прощание с Азбукой».
Блок «Русский язык»
Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь.
Русский язык – родной язык русского народа.
Язык и речь, их значение в жизни людей.
Наблюдение над значением предложений, различных по
цели высказывания и интонации. Диалог.
Проверочная работа по теме «Текст и предложение».
Роль слов в предложении. Слова – названия предметов и
явлений, признаков, действий предметов.
Слова – названия предметов и явлений, признаков,
действий предметов.
Списывание.
Вежливые и ласковые слова. Однозначные и
многозначные слова.
Вежливые и ласковые слова. Однозначные и
многозначные слова.

06.02
07.02
10.02
11.02
12.02
13.02
14.02

24.02
25.02
26.02
27.02
28.02
03.03

04.03
05.03
06.03
07.03

10.03
11.03
12.03
13.03
14.03
17.03
18.03
19.03
20.03
21.03

31.03

129
130
131-132

Слог как часть слова. Слогообразующая роль гласных.
Выделение слогов в слове.
Правила переноса слов паро-ход, зво-нок.

01.04
02.04
03.04

133-134

Ударение. Ударные и безударные слоги.

04.04
07.04

135

Ударение. Словообразующая роль ударения.

08.04
09.04

136

Проверочная работа по теме «Перенос слова».

10.04

137
138-140

Работа над ошибками. Перенос слова и ударение
Звуки и буквы. Звуковая запись слов.

11.04
14.04
15.04

141-142

Русский алфавит, или азбука.

143
144
145
146
147
148-149

Буквы, обозначающие гласные звуки.
Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.
Итоговая контрольная работа за год
Работа над ошибками.
Ударные и безударные гласные звуки
Наблюдение над обозначением гласных звуков буквами в
ударных и безударных слогах.

152
153
154

Обозначение гласных звуков буквами в ударных
и безударных слогах.
Проверочный диктант по теме «Ударные и
безударные гласные».
Работа над ошибками.
Буквы, обозначающие согласные звуки.
Согласные звуки и буквы. Слова с удвоенными

155-156

согласными.
Буквы й и и.

150
151

157
158
159
160
161-162

163
164

Звуки [й’] и [и].
Парные твёрдые и мягкие согласные звуки и обозначение
их на письме.
Контрольная работа за 4 четверть
Работа над ошибками.
Мягкий знак. Роль мягкого знака в слове.
Обозначение мягкости согласных мягким знаком в конце
и середине слова.
Звонкие и глухие согласные звуки в конце слова
Шипящие согласные звуки

16.04
17.04
18.04
21.04
22.04
23.04
24.04
25.04
28.04
29.04
30.04
05.05
06.05
07.05
12.05

13.05
14.05
15.05
16.05
19.05
20.05
21.05
22.05
23.05
26.05

166

Правописание слов с буквосочетаниями чн, чк, чт
Повторение изученного материала.
Буквосочетания ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА,

167
168

ЧУ – ЩУ.
Заглавная буква в словах.
Повторение

165

27.05
28.05

29.05
30.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».