Частное общеобразовательное учреждение Прогимназия №63
Открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
(ЧОУ Прогимназия №63 ОАО «РЖД»)
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО учителей
начальный классов
Руководитель ШМО
__________/Н.В. Адеева
Протокол от 30.08.2024 г.
№ 1
Зам. директора по УР
ЧОУ Прогимназии №63
ОАО «РЖД»
________/ В.И.Джангриян
Директор ЧОУ Прогимназии
№63 ОАО «РЖД»
__________М.А.Ломова
Приказ ОУ от «30»08.2024 г.
№__214__
«30» августа 2024 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 02F5949E00A2B1548744681BA6B137706C
Владелец: Ломова Мария Анатольевна
Действителен: с 03.07.2024 до 03.10.2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
(предмет)
Уровень общего образования
начальное общее образование
2 «А» класс
на 2024/2025 учебный год
Рабочую программу составил(а):
Лысенко Е.А.,
учитель начальных классов
высшей категории
г. Батайск
2024 год
Рабочая программа по русскому языку
на уровень начального общего образования (для 1–4-х классов)
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку на уровень начального общего образования для
обучающихся 1–4-х классов ЧОУ Прогимназии №63 ОАО «РЖД» разработана в соответствии
с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления образовательной
деятельности
по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования» (далее – ФОП НОО);
приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (далее – ФГОС НОО);
устава ЧОУ Прогимназия №63 ОАО «РЖД»;
положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся в ЧОУ Прогимназия №63 ОАО «РЖД»;
федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык».
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования
Федерального государственного образовательного стандартаначального общего образования (далее
— ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей
программе воспитания ЧОУ Прогимназии №63 ОАО «РЖД»
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии
языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание
значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли
русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной
речи как показателя общей культуры человека;
овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений
о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом;
овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике,
графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках
и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного
русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических,
пунктуационных) и речевого этикета;
развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с
изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Примерная рабочая программа разработана с целью оказания методической помощи учителю
начальных классов в создании рабочей программы по учебному предмету «Русский язык»,
ориентированной на современные тенденции в школьном образовании и активные методики
обучения.
Программа по русскому языку составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых
ФГОС НОО и отражённых в его примерной основной образовательной программе по предмету
«Русский язык» и рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю), в соответствии с календарным графиком
программа будет реализована за 173 ч за счет усиления базового ядра.
Для реализации программы используются учебники, допущенные к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, приказом Минпросвещения от 21.09.2022 № 858:
Для педагога:
Технологические карты уроков по учебнику Канакина В.П., Горецкого В.Г. «Русский язык» 2
класс. Волгоград. Издательство «Учитель», 2020
Для обучающихся:
Канакина В. П., Горецкий В. Г.
Просвещение, 2020г.
Русский язык. 2 класс. Учебник в 2-х частях, — М.:
Электронные образовательные ресурсы, допущенные к использованию при реализации
образовательными организациями имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования приказом
Минпросвещения от 02.08.2022 № 653:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru);
Российская электронная школа (resh.edu.ru);
«Новая начальная школа 1–4»;
Образовательный ресурс «Начальная школа»;
«Учи.ру» — интерактивная образовательная онлайн-платформа (uchi.ru)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2-Й КЛАСС
Общие сведения о языке Язык как основное средство человеческого общения и явление
национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии языкового пространства
России и мира. Методы познания языка: наблюдение, анализ.
Фонетика и графика Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв;
различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких
и глухих согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме
твердости и мягкости согласных звуков, функции букв «е», «ё», «ю», «я»; согласный звук [й’]
и гласный звук [и] (повторение изученного в 1-м классе). Парные и непарные по твердости-мягкости
согласные звуки. Парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки. Качественная
характеристика звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твердый —
мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Функции «ь»:
показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине слова; разделительный.
Использование на письме разделительных «ъ» и «ь». Соотношение звукового и буквенного состава
в словах с буквами «е», «ё», «ю», «я»(в начале слова и после гласных). Деление слов на слоги (в том
числе при стечении согласных). Использование знания алфавита при работе со словарями.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (красная строка),
пунктуационные знаки (в пределах изученного).
Орфоэпия Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии
с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов,
отрабатываемом в учебнике). Использование отработанного перечня слов (орфоэпического словаря
учебника) для решения практических задач.
Лексика Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее
представление). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова
по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Однозначные и многозначные слова
(простые случаи, наблюдение). Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов.
Состав слова (морфемика) Корень как обязательная часть слова. Однокоренные
(родственные) слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов
и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня
(простые случаи). Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью
окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Суффикс как часть слова (наблюдение).
Приставка как часть слова (наблюдение).
Морфология Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?»,
«что?»), употребление в речи. Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что
сделать?» и др.), употребление в речи. Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы
(«какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи. Предлог. Отличие предлогов
от приставок. Наиболее распространенные предлоги: «в», «на», «из», «без», «над», «до», «у», «о», «об»
и др.
Синтаксис Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение).
Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие предложения от слова. Наблюдение
за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение). Виды предложений
по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Виды
предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и невосклицательные
предложения.
Орфография и пунктуация Прописная буква в начале предложения и в именах собственных
(имена, фамилии, клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со строки
на строку (без учета морфемного членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях «жиши» (в положении под ударением), «ча-ща», «чу-щу»; сочетания «чк», «чн» (повторение правил
правописания, изученных в 1-м классе). Орфографическая зоркость как осознание места возможного
возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения
орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование
орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль
и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов. Орфографическая зоркость как
осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы.
Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова.
Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов.
Правила правописания и их применение:
Разделительный мягкий знак;
сочетания «чт», «щн», «нч»;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре
учебника);
прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички
животных, географические названия;
раздельное написание предлогов с именами существительными.
Развитие речи Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения
для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения
собственного мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь
внимание и т. п.). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого
этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться
и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой
работы. Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного рассказа
по личным наблюдениям и вопросам. Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений
в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. Тема
текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам.
Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным порядком
предложений и абзацев. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности
(первичное ознакомление). Поздравление и поздравительная открытка. Понимание текста: развитие
умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.
Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации.
Подробное изложение повествовательного текста объемом 30–45 слов с опорой на вопросы.
Изучение содержания учебного предмета «Русский язык» во втором классе способствует
освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий.
Познавательные универсальные учебные действия:
Базовые логические действия:
сравнивать однокоренные (родственные) слова и синонимы; однокоренные
(родственные) слова и слова с омонимичными корнями;
сравнивать значение однокоренных (родственных) слов; сравнивать буквеннуюоболочку
однокоренных (родственных) слов;
устанавливать основания для сравнения слов: на какой вопрос отвечают, что обозначают;
характеризовать звуки по заданным параметрам;
определять признак, по которому проведена классификация звуков, букв, слов,предложений;
находить закономерности на основе наблюдения за языковыми единицами.
ориентироваться в изученных понятиях (корень, окончание, текст); соотносить понятие с
его краткой характеристикой.
Базовые исследовательские действия:
проводить по предложенному плану наблюдение за языковыми единицами (слово,
предложение, текст);
формулировать выводы и предлагать доказательства того, что слова являются / не
являются однокоренными (родственными).
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь учебника для получения
информации;
устанавливать с помощью словаря значения многозначных слов;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
анализировать текстовую, графическую и звуковую информацию в соответствии сучебной
задачей; «читать» информацию, представленную в схеме, таблице;
с помощью учителя на уроках русского языка создавать схемы, таблицы для представления
информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Общение:
воспринимать и формулировать суждения о языковых единицах;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведениядиалога;
признавать возможность существования разных точек зрения в процессе анализа
результатов наблюдения за языковыми единицами;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение о результатах наблюдения за
языковыми единицами;
строить устное диалогическое выказывание;
строить устное монологическое высказывание на определённую тему, на основе
наблюдения с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
устно и письменно формулировать простые выводы на основе прочитанного или
услышанного текста.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация:
планировать с помощью учителя действия по решению орфографической задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать с помощью учителя причины успеха/неудач при выполнении заданий по
русскому языку;
корректировать с помощью учителя свои учебные действия для преодоления ошибок при
выделении в слове корня и окончания, при списывании текстов и записи под диктовку.
Совместная деятельность:
строить действия по достижению цели совместной деятельности при выполнении парных и
групповых заданий на уроках русского языка: распределять роли, договариваться, корректно
делать замечания и высказывать пожелания участникам совместной работы, спокойно принимать
замечания в свой адрес, мирно решать конфликты(в том числе с небольшой помощью учителя);
совместно обсуждать процесс и результат работы;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие личностные новообразования
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение
русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли
русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения народов России;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе
через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из
художественных произведений;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием
адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие
любых
форм
поведения,
направленных
на
причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в
искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в
процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе
приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из
художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к
различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных
произведений;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные
представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины
мира);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского
языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты),
устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность,
грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых
единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей
речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного
учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми
единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым
материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта,
речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения,
исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа
предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в
предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям,
справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в
Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о
происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К
концу
обучения
в
начальной
школе
у
обучающегося
формируются коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и
дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии
с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о
результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные
учебные действия.
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно
оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем
формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно
разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
осознавать язык как основное средство общения;
характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: согласный
парный/непарный по твёрдости/мягкости; согласный парный/непарный по звонкости/глухости;
определять количество слогов в слове (в том числе при стечении согласных); делить слово на
слоги;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций
букв е, ё, ю, я;
обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине слова;
находить однокоренные слова;
выделять в слове корень (простые случаи);
выделять в слове окончание;
выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять
значение по учебным словарям; случаи употребления синонимов и антонимов (без называния
терминов);
распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?»,«что?»;
распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и др.;
распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;
определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн, чт; щн, нч;
проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне
слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре
учебника); прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных,
географических названиях; раздельное написание предлогов с именами существительными,
разделительный мягкий знак;
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом
не более 50 слов
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объёмом
не более 45 слов с учётом изученных правил правописания;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2—4 предложения на
определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной
интонации;
формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно
(1—2 предложения);
составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;
определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на
вопросы;
объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
2-Й КЛАСС
№
п/п
Тема/раздел
Кол-во
часов,
отводимых
на освоение темы
ЭОР и ЦОР
Деятельность учителя
с учетом рабочей
программы воспитания
1. Общие сведения о языке (4 часа)
1.1
Язык как основное средство
2
человеческого общения и явление
национальной культуры.
Многообразие языкового
пространства России и мира
(первоначальные представления).
1.2
Знакомство с различными
методами познания языка:
наблюдение, анализ
2
Электронная форма
Установление
учебника, библиотека доверительных
РЭШ.
отношений
с обучающимися,
способствующих
Единая коллекция
позитивному
цифровых
восприятию
образовательных
обучающимися
ресурсов (schoolтребований и просьб
collection.edu.ru).
учителя, привлечению
их внимания
к обсуждаемой на уроке
информации,
активизации
их познавательной
деятельности;
побуждение
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения
2. Фонетика и графика (11 часов)
2.1
Повторение изученного в 1-м
классе: смыслоразличительная
функция звуков; различение
1
Побуждение
обучающихся
соблюдать на уроке
звуков и букв; различение
ударных и безударных гласных
звуков, твердых и мягких
согласных звуков, звонких
и глухих согласных звуков;
шипящие согласные звуки [ж],
[ш], [ч’], [щ’]; обозначение
на письме твердости и мягкости
согласных звуков, функции букв
«е», «ё», «ю», «я»; согласный звук
[й’] и гласный звук [и]
2.2
Парные и непарные по твердости- 2
мягкости согласные звуки.
Парные и непарные по звонкостиглухости согласные звуки.
Качественная характеристика
звука: гласный-согласный;
гласный ударный-безударный;
согласный твердый-мягкий,
парный-непарный; согласный
звонкий-глухой, парныйнепарный
Функции «ь»: показатель
мягкости предшествующего
согласного в конце и в середине
слова; разделительный.
Использование на письме
разделительных «ъ» и «ь»
2
2.4
Установление соотношения
звукового и буквенного состава
в словах с буквами «е», «ё», «ю»,
«я» (в начале слова и после
гласных)
2
2.5
Деление слов на слоги (в том
числе при стечении согласных)
2
2.6
Использование знания алфавита
при работе со словарями
1
2.7
Использование небуквенных
графических средств: пробела
между словами, знака переноса,
абзаца (красной строки),
пунктуационных знаков
(в пределах изученного)
1
2.3
3. Орфоэпия ( 6 ч)
3.1
Произношение звуков и
3
сочетаний звуков. Использование
отработанного перечня слов
(орфоэпического словаря
общепринятые нормы
поведения, правила
общения со старшими
Электронная форма
и сверстниками,
учебника, библиотека принципы учебной
РЭШ.
дисциплины
и самоорганизации;
Единая коллекция
цифровых
привлечение внимания
образовательных
обучающихся
ресурсов (schoolк ценностному аспекту
collection.edu.ru).
изучаемых на уроках
явлений, организация
их работы с получаемой
на уроке социально
значимой информацией;
применение на уроке
интерактивных форм
работы
с обучающимися:
интеллектуальных игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
обучающихся;
включение в урок
игровых процедур
с целью поддержания
мотивации
обучающихся
к получению знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в классе;
учебника) для решения
практических задач.
3.2
Ударение в словах в соответствии 3
с нормами современного русского
литературного языка
4. Лексика (10 часов)
4.1
Понимание слова как единства
3
звучания и значения. Лексическое
значение слова (общее
представление)
4.2
Выявление слов, значение
3
которых требует уточнения.
Определение значения слова
по тексту или уточнение значения
с помощью толкового словаря
4.3
Однозначные и многозначные
слова (простые случаи,
наблюдение)
2
4.4
Наблюдение за использованием
в речи синонимов, антонимов
2
Электронная форма
Привлечение внимания
учебника, библиотека обучающихся
РЭШ.
к ценностному аспекту
изучаемых на уроках
явлений, организация
Единая коллекция
их работы с получаемой
цифровых
на уроке социально
образовательных
значимой информацией;
ресурсов (schoolcollection.edu.ru).
применение на уроке
интерактивных форм
работы
с обучающимися:
интеллектуальных игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
обучающихся;
5. Состав слова (морфемика) (15 часов)
5.1
Корень как обязательная часть
слова. Однокоренные
(родственные) слова. Признаки
однокоренных (родственных)
слов. Различение однокоренных
слов и синонимов, однокоренных
слов и слов с омонимичными
корнями. Выделение в словах
корня (простые случаи)
5
5.2
Окончание как изменяемая часть
слова. Изменение формы слова
с помощью окончания.
Различение изменяемых
и неизменяемых слов
5
5.3
Суффикс как часть слова
(наблюдение). Приставка как
часть слова (наблюдение)
5
Электронная форма
Привлечение внимания
учебника, библиотека обучающихся
РЭШ.
к ценностному аспекту
изучаемых на уроках
явлений, организация
Единая коллекция
их работы с получаемой
цифровых
на уроке социально
образовательных
значимой информацией;
ресурсов (schoolcollection.edu.ru).
демонстрация
обучающимся примеров
ответственного,
гражданского
поведения, проявления
человеколюбия
и добросердечности
через подбор
соответствующих
текстов;
6. Морфология (20 часов)
6.1
Имя существительное
(ознакомление): общее значение,
5
Применение на уроке
интерактивных форм
вопросы («кто?», «что?»),
употребление в речи
6.2
Глагол (ознакомление): общее
5
значение, вопросы («что делать?»,
«что сделать?» и др.),
употребление в речи
6.3
Имя прилагательное
(ознакомление): общее значение,
вопросы («какой?», «какая?»,
«какое?», «какие?»),
употребление в речи
5
6.4
Предлог. Отличие предлогов
от приставок. Наиболее
распространенные предлоги: «в»,
«на», «из», «без», «над», «до»,
«у», «о», «об» и др.
5
Электронная форма
работы
учебника, библиотека с обучающимися:
РЭШ.
интеллектуальных игр,
стимулирующих
познавательную
Единая коллекция
мотивацию
цифровых
обучающихся;
образовательных
ресурсов (schoolcollection.edu.ru).
включение в урок
игровых процедур
с целью поддержания
мотивации
обучающихся
к получению знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в классе;
инициирование
и поддержка
исследовательской
деятельности
обучающихся;
7. Синтаксис (9 часов)
7.1
Порядок слов в предложении;
связь слов в предложении
(повторение).
2
Предложение как единица языка
7.2
Предложение и слово. Отличие
предложения от слова.
Наблюдение за выделением
в устной речи одного из слов
предложения (логическое
ударение)
2
7.3
Виды предложений по цели
высказывания:
повествовательные,
вопросительные, побудительные
предложения
3
7.4
Виды предложений
2
по эмоциональной окраске
(по интонации): восклицательные
и невосклицательные
предложения
Электронная форма
Привлечение внимания
учебника, библиотека обучающихся
РЭШ.
к ценностному аспекту
изучаемых на уроках
явлений, организация
Единая коллекция
их работы с получаемой
цифровых
на уроке социально
образовательных
значимой информацией;
ресурсов (schoolcollection.edu.ru).
демонстрация
обучающимся примеров
ответственного,
гражданского
поведения, проявления
человеколюбия
и добросердечности,
через подбор
соответствующих
текстов;
применение на уроке
интерактивных форм
работы
с обучающимися:
интеллектуальных игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
обучающихся;
8. Орфография и пунктуация (60 часов)
8.1
Повторение правил
1
правописания, изученных в 1-м
классе: прописная буква в начале
предложения и в именах
собственных (имена, фамилии,
клички животных); знаки
препинания в конце предложения;
перенос слов со строки на строку
(без учета морфемного членения
слова); гласные после шипящих
в сочетаниях «жиши» (в положении под
ударением), «ча-ща», «чу-щу»;
сочетания «чк», «чн»
8.2
Формирование орфографической
зоркости: осознание места
возможного возникновения
орфографической ошибки
3
8.3
Понятие орфограммы
4
8.4
Использование различных
способов решения
орфографической задачи
в зависимости от места
орфограммы в слове
4
8.5
Использование орфографического 3
словаря учебника для
определения (уточнения)
написания слова
8.6
Контроль и самоконтроль при
проверке собственных
и предложенных текстов
5
8.7
Ознакомление с правилами
правописания и их применение:
40
разделительный мягкий знак;
сочетания «чт», «щн», «нч»;
проверяемые безударные
гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие
согласные в корне слова;
непроверяемые гласные
и согласные (перечень слов
в орфографическом словаре
учебника);
прописная буква в именах
собственных: имена,
Электронная форма
Привлечение внимания
учебника, библиотека обучающихся
РЭШ.
к ценностному аспекту
изучаемых на уроках
явлений, организация
Единая коллекция
их работы с получаемой
цифровых
на уроке социально
образовательных
значимой информацией;
ресурсов (schoolcollection.edu.ru).
демонстрация
обучающимся примеров
ответственного,
гражданского
поведения, проявления
человеколюбия
и добросердечности
через подбор
соответствующих
текстов;
применение на уроке
интерактивных форм
работы
с обучающимися:
интеллектуальных игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
обучающихся;
инициирование
и поддержка
исследовательской
деятельности
обучающихся;
фамилии, отчества людей,
клички животных,
географические названия;
раздельное написание
предлогов с именами
существительными
8. Развитие речи (38 часов)
9.1
Выбор языковых средств
4
в соответствии с целями
и условиями устного общения для
эффективного решения
коммуникативной задачи (для
ответа на заданный вопрос, для
выражения собственного мнения).
Овладение основными умениями
ведения разговора (начать,
поддержать, закончить разговор,
привлечь внимание и т. п.).
Практическое овладение
диалогической формой речи.
Соблюдение норм речевого
этикета и орфоэпических норм
в ситуациях учебного и бытового
общения
9.2
Умение договариваться
и приходить к общему решению
в совместной деятельности при
проведении парной и групповой
работы
4
9.3
Составление устного рассказа
по репродукции картины.
Составление устного рассказа
по личным наблюдениям
и вопросам
4
9.4
Текст. Признаки текста:
5
смысловое единство предложений
в тексте; последовательность
предложений в тексте; выражение
в тексте законченной мысли
9.5
Тема текста. Основная мысль.
Заглавие текста. Подбор
заголовков к предложенным
текстам. Последовательность
частей текста (абзацев).
Корректирование текстов
с нарушенным порядком
предложений и абзацев.
Типы текстов: описание,
повествование, рассуждение,
8
Электронная форма
Привлечение внимания
учебника, библиотека обучающихся
РЭШ.
к ценностному аспекту
изучаемых на уроках
явлений, организация
Единая коллекция
их работы с получаемой
цифровых
на уроке социально
образовательных
значимой информацией;
ресурсов (schoolcollection.edu.ru).
демонстрация
обучающимся примеров
ответственного,
гражданского
поведения, проявления
человеколюбия
и добросердечности
через подбор
соответствующих
текстов;
применение на уроке
интерактивных форм
работы
с обучающимися:
интеллектуальных игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
обучающихся;
инициирование
и поддержка
исследовательской
деятельности
обучающихся;
их особенности (первичное
ознакомление)
9.6
Знакомство с жанром
поздравления
2
9.7
Понимание текста: развитие
умения формулировать простые
выводы на основе информации,
содержащейся в тексте
6
9.8
Выразительное чтение текста
5
вслух с соблюдением правильной
интонации.
Подробное изложение
повествовательного текста
объемом 30–45 слов с опорой
на вопросы
Итого
173
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
2 КЛАСС
№
Тема
Домашнее Дата Дата
п/п
задание
по
факт
плану
1 четверть
1.
Знакомство с учебником «Русский язык» Виды речи
02.09
2.
Наша речь. Что можно узнать о человеке по его речи?
03.09
3.
Диалог и монолог
04.09
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
Проверочная работа «Наша речь»
Что такое текст? Тема текста
Главная мысль текста
Входная контрольная работа
Работа над ошибками. Части текста
Части текста
Обобщение и закрепление знаний по теме «Текст»
Составление рассказа по рисунку и опорным словам
Предложение как единица речи
Знаки препинания конца предложения
Связь слов в предложении
Главные члены предложения
Второстепенные члены предложения
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения
Распространённые и нераспространённые предложения
Распространённые и нераспространённые предложения
Связь слов в предложении
Сочинение по картине И.С.Остроухова «Золотая осень»
Работа над ошибками Обобщение и систематизация знаний о
предложении.
Слово и его значение
Слово как общее название многих однородных предметов.
Тематические группы слов
Однозначные и многозначные слова
05.09
06.09
09.09
10.09
11.09
12.09
13.09
16.09
17.09
18.09
19.09
20.09
23.09
24.09
25.09
26.09
27.09
30.09
01.10
02.10
Прямое и переносное значение слов
Синонимы
Антонимы
Синонимы и антонимы (обобщение)
Изложение текста по данным к нему вопросам
Родственные (однокоренные) слова.
Родственные слова. Корень слова
Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание
корня в однокоренных словах
Выделение корня в однокоренных словах
Слог как минимальная произносительная единица
Контрольный диктант за 1 четверть
Работа над ошибками. Ударение
Ударение
Перенос слов по слогам
2 четверть
Перенос слов по слогам
Обучающее сочинение по серии сюжетных рисунков, вопросам
и опорным словам
Обобщение и систематизация знаний по теме «Слова, слова,
слова…»
Звуки и буквы
Русский алфавит, или Азбука
Использование алфавита при работе со словарями
Употребление прописной (заглавной) буквы.
Сочинение по репродукции картины З.Е.Серебряковой «За
обедом»
08.10
09.10
10.10
11.10
14.10
15.10
16.10
17.10
03.10
04.10
07.10
18.10
21.10
22.10
23.10
24.10
25.10
05.11
06.11
07.11
08.11
11.11
12.11
13.11
14.11
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
Работа над ошибками
Гласные звуки. Слова с буквой э. Работа с текстом
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.
Ударные и безударные гласные звуки
Правила обозначения буквой безударного гласного звука
Проверочные слова
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова
Обобщение и закрепление знаний по теме «Слова с
безударными проверяемыми и непроверяемыми гласными
звуками в корне»
Диктант по теме «Безударные гласные звуки»
Работа над ошибками. Правописание слов с безударным
гласным звуком в корне слова
Буквы безударных гласных корня, которые надо запоминать
Правописание словарных слов
Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые
орфограммы
Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми
орфограммами
Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми
орфограммами
Обобщение и закрепление знаний по теме «Согласные звуки и
буквы для их обозначения»
Сочинение по репродукции картины С.А. Тутунова «Зима
пришла. Детство»
Согласные звуки
Согласные звуки. Работа с текстом
Согласный звук [йʼ] и буква й (и краткое)
Слова с удвоенными согласными
Контрольная работа за 1 полугодие
Работа над ошибками. Твёрдые и мягкие согласные звуки и
буквы для их обозначения
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения
Сочинение по репродукции картины А.С. Степанова «Лоси»
Работа над ошибками. Мягкий знак (ь) как показатель мягкости
согласного звука на письме
Правописание слов с мягким знаком (ь) на конце и в середине
перед согласным
Правописание слов с мягким знаком (ь) на конце и в середине
перед согласным. Работа с текстом
Проект «Пишем письмо»
Проверочное списывание
Буквосочетания с шипящими звуками
3 четверть
Правописание в словах буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч
Правописание в словах буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч
Проект «Рифма»
Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах
Проверочный диктант
Работа над ошибками. Звонкие и глухие согласные.
15.11
18.11
19.11
20.11
21.11
22.11
25.11
26.11
27.11
28.11
29.11
2.12
3.12
4.12
5.12
6.12
9.12
10.12
11.12
12.12
13.12
16.12
17.12
18.12
19.12
20.12
23.12
24.12
25.12
26.12
27.12
28.12
9.01
10.01
13.01
14.01
15.01
16.01
17.01
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
Правописание с парным по глухости-звонкости согласным на
конце слова или перед согласным
Правописание с парным по глухости-звонкости согласным на
конце слова или перед согласным
Правописание с парным по глухости-звонкости согласным на
конце слова или перед согласным. Особенности проверочного и
проверяемого слов
Правописание с парным по глухости-звонкости согласным на
конце слова или перед согласным
Правописание с парным по глухости-звонкости согласным на
конце слова или перед согласным
Правописание с парным по глухости-звонкости согласным на
конце слова или перед согласным
Изложение текста по вопросам
Работа над ошибками. Обобщение знаний об изученных
правилах письма
Разделительный мягкий знак (ь). Использование на письме
Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь)
Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).
Составление рассказа по серии рисунков
Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь)
Проверочный диктант с грамматическим заданием
Работа над ошибками.
Части речи
Употребление частей речи в тексте
Имя существительное как часть речи: значение и употребление
в речи
Имя существительное как часть речи: значение и употребление
в речи
Имя существительное как часть речи: значение и употребление
в речи
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Собственные и нарицательные имена существительные
Собственные и нарицательные имена существительные
Правописание собственных имён существительных. Названия
произведений и клички животных
Правописание собственных имён существительных.
Географические названия
Единственное и множественное число имён существительных
Изменение имён существительных по числам
Изменение имён существительных по числам. Развитие речи.
Работа с текстом
Подробное изложение повествовательного текста
Работа над ошибками.
Имя существительное. Повторение
Имя существительное. Повторение
Обобщение знаний об имени существительном
Глагол как часть речи. Значение глаголов в речи
Значение глаголов в речи
Признаки глаголов
20.01
21.01
22.01
23.01
24.01
27.01
28.01
29.01
30.01
31.01
03.02
04.02
05.02
06.02
07.02
10.02
11.02
12.02
13.02
14.02
17.02
18.02
19.02
20.02
21.02
24.02
25.02
26.02
27.02
28.02
03.03
04.03
05.03
06.03
07.03
10.03
11.03
12.03
126. Сочинение по репродукции картины А.К.Саврасова «Грачи
прилетели»
127. Единственное и множественное число глаголов
128. Единственное и множественное число глаголов
129. Контрольный диктант за 3 четверть
130. Работа над ошибками. Обобщение знаний о глаголе
131. Правописание частицы не с глаголами.
132. Обобщение знаний о глаголе
4 четверть
133. Текст-повествование и роль в нём глаголов
134. Текст-повествование и роль в нем глаголов
135. Составление текста-повествования на заданную тему
136. Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в
речи. Связь имени прилагательного с именем существительным
137. Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в
речи. Связь имени прилагательного с именем существительным
138. Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в
речи. Связь имени прилагательного с именем существительным
139. Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в
речи. Связь имени прилагательного с именем существительным
140. Сравнение как одно из выразительных средств языка
141. Имя прилагательное. Развитие речи. Составление
описательного текста
142. Единственное и множественное число имён прилагательных.
Изменение имён прилагательных по числам
143. Единственное и множественное число имён прилагательных.
Развитие речи. Рассказ о маме, бабушке
144. Обобщение знаний об имени прилагательном
145. Текст-описание и роль в нём имён прилагательных
146. Текст-описание и роль в нём имён прилагательных
147. Составление текста-описания домашнего животного на основе
личных наблюдений
148. Систематизация и обобщение знаний об имени прилагательном
149. Итоговая административная контрольная работа
150. Работа над ошибками. Местоимение как часть речи: значение и
употребление в речи (общее представление)
151. Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи
152. Текст-рассуждение
153. Закрепление знаний о местоимении
154. Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи
155. Правописание предлогов с именами существительными
156. Правописание предлогов с именами существительными
157. Систематизация и обобщение знаний по теме «Правописание
существительных с предлогом»
158. Восстановление деформированного повествовательного
текста
159. Работа над ошибками. Правописание предлогов с именами
существительными
160. Обобщение знаний о частях речи
161. Обобщение знаний о частях речи
162. Проект «В словари – за частями речи!»
163. Обобщение знаний по теме «Текст»
164. Обобщение знаний по теме «Предложение»
13.03
14.03
17.03
18.03
19.03
20.03
21.03
31.03
01.04
02.04
03.04
04.04
07.04
08.04
09.04
10.04
11.04
14.04
15.04
16.04
17.04
18.04
21.04
22.04
23.04
24.04
25.04
28.04
29.04
30.04
05.05
06.05
07.05
12.05
13.05
14.05
15.05
16.05
19.05
165.
166.
167.
168.
169.
170.
171.
172.
173.
Контрольный диктант за 4 четверть
Работа над ошибками. Слово
Проверочное списывание
Работа над ошибками. Части речи
Повторяем звуки и буквы.
Обобщаем знания по правилам правописания
Обобщаем знания по правилам правописания
Правила правописания
Итоговый урок. Подведём итоги
20.05
21.05
22.05
23.05
26.05
27.05
28.05
29.05
30.05
График контрольных и проверочных работ по русскому языку во 2 «А»классе
Учитель: Лысенко Е.А.
Вид деятельности
Контрольная работа
Сочинение
Номер
урока
по ктп
7
37
58
71
86
100
129
149
165
22
48
66
74
126
Изложение
Списывание
31
94
118
79
167
Тема
Входная контрольная работа
Контрольный диктант за 1 четверть
Проверочный диктант «Безударные гласные»
Контрольная работа за 1 полугодие
Проверочный диктант
Проверочный диктант с грамматическим заданием
Контрольный диктант за 3 четверть
Итоговая административная контрольная работа
Контрольный диктант за 4 четверть
Сочинение по картине И.С.Остроухова «Золотая осень»
Сочинение по репродукции картины З.Е.Серебряковой
«За обедом»
Сочинение по репродукции картины С.А.Тутунова «Зима
пришла. Детство»
Сочинение по репродукции картины А.С.Степанова
«Лоси»
Сочинение по репродукции картины А.К.Саврасова
«Грачи прилетели»
Изложение текста по данным к нему вопросам
Изложение текста по вопросам
Подробное изложение повествовательного текста
Проверочное списывание
Проверочное списывание
Дата
10.09
22.10
01.10
17.12
16.01
05.02
18.03
22.04
20.05
01.10
14.11
10.12
20.12
13.03
14.10
28.01
03.03
27.12
22.05