Частное общеобразовательное учреждение «Прогимназия № 63
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
(ЧОУ Прогимназия № 63 ОАО «РЖД»)
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО учителей
начальный классов
Руководитель ШМО
__________/Н.В.Адеева
Протокол от 30.08.2024 г.
№ 1
Зам. директора по УР
ЧОУ Прогимназии №63
ОАО «РЖД»
________/ В.И.Джангриян
Директор ЧОУ Прогимназии
№63 ОАО «РЖД»
__________М.А.Ломова
Приказ ОУ от «30»08.2024 г.
№__214__
«30» августа 2024 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 02F5949E00A2B1548744681BA6B137706C
Владелец: Ломова Мария Анатольевна
Действителен: с 03.07.2024 до 03.10.2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
(предмет)
Уровень общего образования
начальное общее образование
2 класс
на 2024/2025 учебный год
Рабочую программу составил(а):
Семочкина М.В.,
учитель ИЗО
высшей категории
г. Батайск
2024 год
Рабочая программа по изобразительному искусству
на уровень начального общего образования (для 2-х классов)
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству
на уровень начального общего
образования для обучающихся 2-х классов ЧОУ Прогимназии №63 ОАО «РЖД»
разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования» (далее – ФОП НОО);
приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования» (далее –
ФГОС НОО);
устава ЧОУ Прогимназия №63 ОАО «РЖД»;
положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся в ЧОУ Прогимназия №63 ОАО «РЖД»;
федеральной рабочей программы по учебному предмету «Изобразительное
искусство».
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное
искусство» на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения
программы
начального
общего
образования
Федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также
ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания
ЧОУ Прогимназии №63 ОАО «РЖД»
Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании
художественной культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и
эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ
художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся.
Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся,
формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и
произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни
людей.
Содержание предмета охватывает все основные виды визуально-пространственных
искусств (собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и
скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн.
Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию
произведений искусства и формированию зрительских навыков, художественному
восприятию предметно-бытовой культуры. Для учащихся начальной школы большое
значение также имеет восприятие произведений детского творчества, умение обсуждать и
анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержания, художественных
средств выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной учителем. Такая
рефлексия детского творчества имеет позитивный обучающий характер.
Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к
истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве,
в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании
красоты человека.
Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные
уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической
творческой работы (при сохранении учебного времени на восприятие произведений
искусства и эстетического наблюдения окружающей действительности).
На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной деятельности
и технически доступным разнообразием художественных материалов. Практическая
художественно-творческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного
времени. При опоре на восприятие произведений искусства художественноэстетическоеотношениекмируформируетсяпреждевсеговсобственнойхудожественнойдеятель
ности,впроцессепрактического решения художественно-творческих задач.
Рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности развития детей 7—10
лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных
качеств обучающихся, как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для
детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в
групповом формате с задачей формирования навыков сотрудничества в художественной
деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в
предметную область «Искусство» и является обязательным для изучения.
«Изобразительное искусство» структурировано как система тематических модулей и входит
в учебный план 1—4 классов программы начального общего образования в объёме одного
учебного часа в неделю. Изучение содержания всех модулей в 1—4 классах обязательно.
При этом предусматривается возможность реализации этого курса при выделении на
его изучение двух учебных часов в неделю за счёт вариативной части учебного плана,
определяемой участниками образовательного процесса. При этом предполагается не
увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на практическую
художественную деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более
высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов
обучения.
Общее число часов, отведённых на изучение учебного предмета «Изобразительное
искусство» во 2 классе— 34 ч.
Для реализации программы используются учебники, допущенные к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, приказом Минпросвещения от 21.09.2022
№ 858:
Изобразительное искусство 2 класс, Л.А. Неменская, М., изд. Просвещение, 2020, 2021
Электронные образовательные ресурсы, допущенные к использованию при реализации
образовательными организациями имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования приказом
Минпросвещения от 02.08.2022 № 653:
http://allbest.ru/libraries.htm,
http://fcior.edu.ru/,
http://eor.edu.ru/,
http://freesoft.ru/,
http://katalog.iot.ru/, http://letopisi.ru/, http://metodist.lbz.ru/, http://pedlib.ru/,http://window.edu.ru/,
http://www.1september.ru/, http://www.apkpro.ru/, http://www.edu.ru/, http://www.humanities.edu.ru/,
http://www.ict.edu.ru/, http://www.oim.ru/, http://www.rektor.ru/, http://www.inter-pedagogika.ru/,
http://school8.admsurgut.ru/metodica/poleznssdlaped/0,
http://www.openclass.ru/,
http://www.openet.edu.ru/, http://www.platforma.ru/, http://www.rusedu.info/, http://www.schoolcollection.edu.ru/, http://www.trizway.com/
Содержание учебного предмета
Модуль «Графика»
Ритм линий. Выразительность линии. Художественные материалы для линейного рисунка
и их свойства. Развитие навыков линейного рисунка.
Пастель и мелки — особенности и выразительные свойства графических материалов,
приёмы работы.
Ритм пятен: освоение основ композиции. Расположение пятна на плоскости листа:
сгущение, разброс, доминанта, равновесие, спокойствие и движение.
Пропорции — соотношение частей и целого. Развитие аналитических навыков видения
пропорций. Выразительные свойства пропорций (на основе рисунков птиц).
Рисунок с натуры простого предмета. Расположение предмета на листе бумаги.
Определение формы предмета. Соотношение частей предмета. Светлые и тёмные части
предмета, тень под предметом. Штриховка. Умение внимательно рассматривать и
анализировать форму натурного предмета.
Графический рисунок животного с активным выражением его характера. Аналитическое
рассматривание графических произведений анималистического жанра.
Модуль «Живопись»
Цвета основные и составные. Развитие навыков смешивания красок и получения нового
цвета. Приёмы работы гуашью. Разный характер мазков и движений кистью. Пастозное,
плотное и прозрачное нанесение краски.
Акварель и её свойства. Акварельные кисти. Приёмы работы акварелью. Цвет тёплый и
холодный — цветовой контраст.
Цвет тёмный и светлый (тональные отношения). Затемнение цвета с помощью тёмной
краски и осветление цвета. Эмоциональная выразительность цветовых состояний и
отношений.
Цвет открытый — звонкий и приглушённый, тихий. Эмоциональная выразительность
цвета.
Изображение природы (моря) в разных контрастных состояниях погоды и
соответствующих цветовых состояниях (туман, нежное утро, гроза, буря, ветер — по выбору
учителя). Произведения И.К. Айвазовского.
Изображение сказочного персонажа с ярко выраженным характером (образ мужской или
женский).
Модуль «Скульптура»
Лепка из пластилины или глины игрушки — сказочного животного по мотивам
выбранного художественного народного промысла (филимоновская игрушка, дымковский
петух, каргопольский Полкан и другие по выбору учителя с учётом местных
промыслов).Способ лепки в соответствии с традициями промысла.
Лепка животных (кошка, собака, медвежонок и др.) с передачей характерной пластики
движения. Соблюдение цельности формы, её преобразование и добавление деталей.
Изображение движения и статики в скульптуре: лепка из пластилина тяжёлой,
неповоротливой и лёгкой, стремительной формы.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Наблюдение узоров в природе (на основе фотографий в условиях урока): снежинки,
паутинки, роса на листьях и др. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах
декоративно-прикладного искусства (кружево, вышивка, ювелирные изделия и др.).
Рисунок геометрического орнамента кружева или вышивки. Декоративная композиция. Ритм
пятен в декоративной аппликации. Поделки из подручных нехудожественных материалов.
Декоративные изображения животных в игрушках народных промыслов; филимоновские,
дымковские, каргопольские игрушки (и другие по выбору учителя с учётом местных
художественных промыслов).
Декор одежды человека. Разнообразие украшений. Традиционные народные женские и
мужские украшения. Назначение украшений и их роль в жизни людей.
Модуль «Архитектура»
Конструирование из бумаги. Приёмы работы с полосой бумаги, разные варианты
складывания, закручивания, надрезания. Макетирование пространства детской площадки.
Построение игрового сказочного города из бумаги (на основе сворачивания
геометрических тел — параллелепипедов разной высоты, цилиндров с прорезями и
наклейками); завивание, скручивание и складывание полоски бумаги (например, гармошкой).
Образ здания. Памятники отечественной или западноевропейской архитектуры с ярко
выраженным характером здания. Рисунок дома для доброго или злого сказочного персонажа
(иллюстрация сказки по выбору учителя).
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального
содержания детских работ.
Художественное наблюдение природы и красивых природных деталей, анализ их
конструкции и эмоционального воздействия. Сопоставление их с рукотворными
произведениями.
Восприятие орнаментальных произведений прикладного искусства (кружево, шитьё,
резьба и роспись и др.)
Восприятие произведений живописи с активным выражением цветового состояния в
природе. Произведения И.И.Левитана, А.И.Куинджи, Н.П.Крымова.
Восприятие произведений анималистического жанра в графике (произведения В. В.
Ватагина, Е. И. Чарушина и др.) и в скульптуре (произведения В. В. Ватагина). Наблюдение
животных с точки зрения их пропорций, характера движения, пластики.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Компьютерные средства изображения. Виды линий (в программе Paint или другом
графическом редакторе).
Компьютерные средства изображения. Работа с геометрическими фигурами.
Трансформация и копирование геометрических фигур в программе Paint.
Освоение инструментов традиционного рисования (карандаш, кисточка, ластик, заливка и
др.) в программе Paint на основе простых сюжетов (например, образ дерева).
Освоение инструментов традиционного рисования в программе Paint на основе темы
«Тёплый и холодный цвета» (например, «Горящий костёр в синей ночи», «Перо жар-птицы»
и др.).
Художественная фотография. Расположение объекта в кадре. Масштаб. Доминанта.
Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме.
Планируемые результаты освоения программы
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
В центре рабочей программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС
начального образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к
российским традиционным духовным ценностям, а также социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов:
уважения и ценностного отношения к своей Родине — России;
ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные
позиции и социально значимые личностные качества;
духовно-нравственное развитие обучающихся;
мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в
социально-значимой деятельности;
позитивный опыт участия в творческой деятельности;
интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах
нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям
и творчеству своего и других народов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания
традиций отечественной культуры, выраженной в ее архитектуре, народном, декоративноприкладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в
декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной художественной
деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни
общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям
отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей
жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные
творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности,
способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное
воспитание
является
стержнем
художественного
развития
обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовнонравственный поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира
обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия
искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих
способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.
Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых
отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о
высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных
ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а
также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный
интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и
художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности.
Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурноисторической направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения
природы и ее образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств
способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по
освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического
продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива,
понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с
одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные
требования к определенным заданиям по программе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Пространственные представления и сенсорные способности:
характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе;
сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям;
находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов;
сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;
анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между
собой;
обобщать форму составной конструкции;
выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении
(визуальном образе) на установленных основаниях;
абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции;
соотносить тональные отношения (темное — светлое) в пространственных и плоскостных
объектах;
выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в
пространственной среде и плоскостном изображении.
Базовые логические и исследовательские действия:
проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения
выразительных свойств различных художественных материалов;
проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного
выполнения художественных заданий;
проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определенных учебных
установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и
продуктов детского художественного творчества;
использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и
состояния природы, предметного мира человека, городской среды;
анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и
предметно-пространственную среду жизни человека;
формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным
установкам по результатам проведенного наблюдения;
использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных
композиций;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в
жизни людей;
классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве
инструмента анализа содержания произведений;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
Работа с информацией:
использовать электронные образовательные ресурсы;
уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями;
выбирать источник для получения информации: поисковые системы интернета, цифровые
электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги;
анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять ее
в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях;
осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные
художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и
квестов, предложенных учителем;
соблюдать правила информационной безопасности при работе в интернете.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор —
зритель), между поколениями, между народами;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам,
сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно
отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;
находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учета
интересов в процессе совместной художественной деятельности;
демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или
исследовательского опыта;
анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их
содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем;
признавать свое и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать,
понимать намерения и переживания свои и других людей;
взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель
совместной деятельности и строить действия по ее достижению, договариваться, выполнять
поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего
результата.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;
соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;
уметь организовывать свое рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в
окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного
построения содержания в соответствии с Приложением № 8 к Федеральному
государственному образовательному стандарту начального общего образования,
утверждённому приказом Министерства просвещения Российской Федерации.
2 КЛАСС
Модуль «Графика»
Осваивать особенности и приёмы работы новыми графическими художественными
материалами; осваивать выразительные свойства твёрдых, сухих, мягких и жидких
графических материалов.
Приобретать навыки изображения на основе разной по характеру и способу наложения
линии.
Овладевать понятием «ритм» и навыками ритмической организации изображения как
необходимой композиционной основы выражения содержания.
Осваивать навык визуального сравнения пространственных величин, приобретать
умения соотносить пропорции в рисунках птиц и животных (с опорой на зрительские
впечатления и анализ).
Приобретать умение вести рисунок с натуры, видеть пропорции объекта, расположение
его в пространстве; располагать изображение на листе, соблюдая этапы ведения рисунка,
осваивая навык штриховки.
Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы цветом, навыки смешения красок, пастозное плотное и
прозрачное нанесение краски; осваивать разный характер мазков и движений кистью,
навыки создания выразительной фактуры и кроющие качества гуаши.
Приобретать опыт работы акварельной краской и понимать особенности работы
прозрачной краской.
Знать названия основных и составных цветов и способы получения разных оттенков
составного цвета.
Различать и сравнивать тёмные и светлые оттенки цвета; осваивать смешение цветных
красок с белой и чёрной (для изменения их тона).
Знать о делении цветов на тёплые и холодные; уметь различать и сравнивать тёплые и
холодные оттенки цвета.
Осваивать эмоциональную выразительность цвета: цвет звонкий и яркий, радостный;
цвет мягкий, «глухой» и мрачный и др.
Приобретать опыт создания пейзажей, передающих разные состояния погоды (туман,
грозу и др.) на основе изменения тонального звучания цвета; приобретать опыт передачи
разного цветового состояния моря.
Уметь в изображении сказочных персонажей выразить их характер (герои сказок
добрые и злые, нежные и грозные); обсуждать, объяснять, какими художественными
средствами удалось показать характер сказочных персонажей.
Модуль «Скульптура»
Познакомиться с традиционными игрушками одного из народных художественных
промыслов; освоить приёмы и последовательность лепки игрушки в традициях
выбранного промысла; выполнить в технике лепки фигурку сказочного зверя по мотивам
традиций выбранного промысла (по выбору: филимоновская, абашевская, каргопольская,
дымковская игрушки или с учётом местных промыслов).
Знатьобизмененияхскульптурногообразаприосмотрепроизведениясразных сторон.
Приобретать в процессе лепки из пластилина опыт передачи движения цельной лепной
формы и разного характера движения этой формы (изображения зверушки).
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Рассматривать, анализировать и эстетически оценивать разнообразие форм в природе,
воспринимаемых как узоры.
Сравнивать, сопоставлять природные явления — узоры (капли, снежинки, паутинки,
роса на листьях, серёжки во время цветения деревьев и др.) — с рукотворными
произведениями декоративного искусства (кружево, шитьё, ювелирные изделия и др.)
Приобретать опыт выполнения эскиза геометрического орнамента кружева или
вышивки на основе природных мотивов.
Осваивать приёмы орнаментального оформления сказочных глиняных зверушек,
созданных по мотивам народного художественного промысла (по выбору: филимоновская,
абашевская, каргопольская, дымковская игрушки или с учётом местных промыслов).
Приобретать опыт преобразования бытовых подручных нехудожественных материалов
в художественные изображения и поделки.
Рассматривать, анализировать, сравнивать украшения человека на примерах
иллюстраций к народным сказкам лучших художников-иллюстраторов (например, И. Я.
Билибина), когда украшения не только соответствуют народным традициям, но и
выражают характер персонажа; учиться понимать, что украшения человека рассказывают
о нём, выявляют особенности его характера, его представления о красоте.
Приобретать опыт выполнения красками рисунков украшений народных былинных
персонажей.
Модуль «Архитектура»
Осваивать приёмы создания объёмных предметов из бумаги и объёмного декорирования
предметов из бумаги.
Участвовать в коллективной работе по построению из бумаги пространственного макета
сказочного города или детской площадки.
Рассматривать, характеризовать конструкцию архитектурных строений (по
фотографиям в условиях урока), указывая составные части и их пропорциональные
соотношения.
Осваивать понимание образа здания, то есть его эмоционального воздействия.
Рассматривать, приводить примеры и обсуждать вид разных жилищ, домиков
сказочных героев в иллюстрациях известных художников детской книги, развивая
фантазию и внимание к архитектурным постройкам.
Приобретать опыт сочинения и изображения жилья для разных по своему характеру
героев литературных и народных сказок.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Обсуждать примеры детского художественного творчества с точки зрения выражения в
них содержания, настроения, расположения изображения в листе, цвета и других средств
художественной выразительности, а также ответа на поставленную учебную задачу.
Осваивать и развивать умения вести эстетическое наблюдение явлений природы, а
также потребность в таком наблюдении.
Приобретать опыт эстетического наблюдения и художественного анализа произведений
декоративного искусства и их орнаментальной организации (кружево, шитьё, резьба и
роспись по дереву и ткани, чеканка и др.).
Приобретать опыт восприятия, эстетического анализа произведений отечественных
художников-пейзажистов (И. И. Левитана, И. И. Шишкина, И. К. Айвазовского, А. И.
Куинджи, Н. П. Крымова и других по выбору учителя), а также художников- анималистов
(В.В. Ватагина, Е.И. Чарушина и других по выбору учителя).
Приобретать опыт восприятия, эстетического анализа произведений живописи
западноевропейских художников с активным, ярким выражением настроения (В. Ван Гога,
К.Моне, А.Матисса и других по выбору учителя).
Знать имена и узнавать наиболее известные произведения художников И.И.Левитана,
И.И.Шишкина, И.К.Айвазовского, В.М.Васнецова, В.В.Ватагина, Е.И.Чарушина (и
других по выбору учителя).
Модуль «Азбука цифровой графики»
Осваивать возможности изображения с помощью разных видов линий в программе Paint
(или другом графическом редакторе).
Осваивать приёмы трансформации и копирования геометрических фигур в программе
Paint, а также построения из них простых рисунков или орнаментов.
Осваивать в компьютерном редакторе (например, Paint) инструменты и техники —
карандаш, кисточка, ластик, заливка и др. — и создавать простые рисунки или
композиции (например, образ дерева).
Осваивать композиционное построение кадра при фотографировании: расположение
объекта в кадре, масштаб, доминанта.
Участвовать в обсуждении композиционного построения кадра в фотографии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№п
/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество
академическ
их часов,
отводимых
на
освоениете
мы
ЭОРи ЦОР
Деятельность
учителя с учетом
рабочей программы
воспитания
Модуль1. Графика (7 часов).
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
Ритм
линий.
Выразительность 1
линии. Художественные материалы
для линейного рисунка и их
свойства.
Развитие
навыков
линейного рисунка.
Пастель и мелки — особенности и 1
выразительные
свойства
графических материалов, приёмы
работы.
Ритм пятен: знакомство с основами 1
композиции. Расположение пятна
на плоскости
листа:
сгущение,
разброс, доминанта, равновесие,
спокойствие и движение.
Пропорции — соотношение частей 1
и целого. Развитие аналитических
навыков сравнения пропорций.
Выразительные
свойства
пропорций. Рисунки различных
птиц.
Рисунок
с
натуры
простого 1
предмета.
Расположение предмета на листе 1
РЭШ
http://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru
/
РЭШ
http://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru
/
РЭШ
http://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru
/
РЭШ
http://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru
/
РЭШ
http://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru
/
РЭШ
Инициирование
обсуждений,
высказываний своего
мнения,
выработки
своего личностного
отношения
к
изучаемым
темам,
произведениям
искусства.
Установление
уважительных,
доверительных,
неформальных
отношений
между
учителем
и
учениками, создание
на
уроках
эмоциональнокомфортной среды.
Выбор и
использование на
уроках методов,
методик, технологий,
оказывающих
воспитательное
воздействие на
личность в
соответствии с
воспитательным
1.7.
бумаги.
Определение
формы
предмета. Соотношение частей
предмета. Светлые и тёмные части
предмета, тень под предметом.
Штриховка. Умение внимательно
рассматривать
и анализировать
форму натурного предмета.
Рисунок животного с активным 1
выражением
его
характера.
Аналитическое
рассматривание
графики, произведений, созданных
в анималистическом жанре.
Модуль 2. Живопись (9часов).
2.1. Цвета основные и составные.
Развитие навыков смешивания 1
красок и получения нового цвета.
http://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru
/
РЭШ
http://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru
/
РЭШ
http://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru
/
2.2.
Приёмы работы гуашью. Разный
характер мазков и движений 1
кистью.
РЭШ
http://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru
/
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
Пастозное, плотное и прозрачное
нанесение краски.
1
Акварель
и
её
Акварельные
кисти.
работы акварелью.
Цвета
тёплый
и
(цветовой контраст).
свойства.
Приёмы 1
холодный
1
Затемнение цвета с помощью
тёмной краски и разбеление цвета. 1
Эмоциональная
выразительность
цветовых состояний и отношений.
идеалом, целью и
задачами воспитания.
РЭШ
http://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru
/
РЭШ
http://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru
/
РЭШ
http://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru
/
РЭШ
http://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru
Включение в урок
игровых
процедур,
которые
помогают
поддержать
мотивацию
обучающихся
к
получению
знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в классе,
помогают
установлению
доброжелательной
атмосферы во время
урока.
Инициирование
и
поддержка
исследовательской
деятельности
школьников в форме
включения в урок
различных
исследовательских
заданий, что дает
возможность
обучающимся
приобрести навыки
самостоятельного
решения
теоретической
проблемы,
генерирования
и
оформления
собственных гипотез,
уважительного
отношения к чужим
/
2.7.
2.8.
Цвет открытый — звонкий и цвет
приглушённый —
тихий. 1
Эмоциональная
выразительность
цвета.
Изображение
природы
(моря)
в разных контрастных состояниях 1
погоды
и
соответствующих
цветовых
состояниях
(туман,
нежное утро, гроза, буря, ветер; по
выбору учителя).
РЭШ
http://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru
/
РЭШ
http://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru
/
идеям,
публичного
выступления,
аргументирования и
отстаивания
своей
точки зрения.
Применение
групповой
работы
или работы в парах,
которые
способствуют
развитию
навыков
командной работы и
взаимодействию
с
другими
обучающимися.
Произведения
художникамариниста И. К. Айвазовского.
2.9.
Изображение сказочного персонажа
с ярко выраженным характером. 1
Образ мужской или женский.
РЭШ
http://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru
/
Модуль3. Скульптура (2часа).
3.1. Лепка из пластилина или глины
игрушки — сказочного животного 1
по мотивам выбранного народного
художественного
промысла:
филимоновская,
дымковская,
каргопольская игрушки (и другие
по выбору учителя с учётом
местных промыслов).
3.2. Лепка из пластилина или глины
животных с передачей характерной 1
пластики движения. Соблюдение
цельности
формы,
её
преобразование
и
добавление
деталей.
Модуль4.Декоративно-прикладноеискусство(6часов).
4.1. Наблюдение узоров в природе 1
(на основе фотографий в условиях
урока): снежинки, паутинки, роса
на листьях и др. Сопоставление
с орнаментами в произведениях
декоративно-прикладного искусства
РЭШ
http://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru
/
Применение на уроке
интерактивных форм
работы,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
обучающихся.
РЭШ
http://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru
/
РЭШ
http://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru
/
Выбор
и
использование
на
уроках
методов,
методик, технологий,
оказывающих
воспитательное
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
(кружево, вышивка, ювелирные
изделия и т. д.).
Рисунок
геометрического 1
орнамента кружева или вышивки.
РЭШ
http://resh.edu.ru/
Декоративная композиция. Ритм 1
пятен в декоративной аппликации.
Инфоурок
https://infourok.ru
/
РЭШ
http://resh.edu.ru/
Декоративные
изображения 1
животных в игрушках народных
промыслов: филимоновский олень,
дымковский петух, каргопольский
Полкан (по выбору учителя с
учётом
местных
промыслов).
Поделки
из
подручных
нехудожественных материалов.
Декор
одежды
человека. 1
Разнообразие
украшений.
Традиционные
(исторические,
народные)
женские
и мужские
украшения.
Назначение украшений
значение в жизни людей.
и
их 1
Инфоурок
https://infourok.ru
/
РЭШ
http://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru
/
РЭШ
http://resh.edu.ru/
воздействие
на
личность
в
соответствии
с
воспитательным
идеалом, целью и
задачами воспитания.
Использование
воспитательных
возможностей
содержания учебного
предмета для
формирования у
обучающихся
российских
традиционных
духовнонравственных и
социокультурных
ценностей через
подбор
соответствующих
проблемных ситуаций
для обсуждения в
классе.
Инфоурок
https://infourok.ru
/
РЭШ
http://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.r/
Модуль5. Архитектура (4часа).
5.1. Конструирование
из
бумаги. 1
Приёмы работы с полосой бумаги,
разные варианты складывания,
закручивания,
надрезания.
Макетирование
пространства
детской площадки.
5.2. Построение игрового сказочного 1
города из бумаги на основе
сворачивания
геометрических
тел — параллелепипедов разной
высоты, цилиндров с прорезями и
наклейками; приёмы завивания,
скручивания и складывания
полоски
бумаги
(например,
гармошкой).
5.3. Образ
здания.
Памятники 1
РЭШ
http://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru
/
РЭШ
http://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru
/
РЭШ
Побуждение
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила
общения со старшими
(педагогическими
работниками)
и
сверстниками
(обучающимися),
принципы
учебной
дисциплины
и
самоорганизации.
Привлечение
внимания
отечественной
и
западноевропейской архитектуры с
ярко
выраженным
характером
здания.
5.4.
Рисунок дома для доброго и злого 1
сказочных
персонажей
(иллюстрация сказки по выбору
учителя).
Модуль6. Восприятие произведений искусства (3 часа)
6.1. Художественное
наблюдение 1
окружающей природы и красивых
природных деталей; анализ их
конструкции
и
эмоционального воздействия.
Сопоставление их с рукотворными
произведениями.
6.2.
6.3.
Восприятие
орнаментальных
произведений
декоративноприкладного искусства (кружево,
шитьё, резьба по дереву, чеканка и
др.).
Произведения
живописи
с 1
активным выражением цветового
состояния в погоде.
Произведения пейзажистов И. И.
Левитана, И. И. Шишкина, А. И.
Куинджи, Н. П. Крымова.
Произведения анималистического 1
жанра в графике: В. В. Ватагин,
Е. И. Чарушин;
в скульптуре:
В. В. Ватагин.
Наблюдение
за
животными с точки зрения их
пропорций, характера движений,
пластики.
Модуль7.Азбука цифровой графики(3часа)
7.1. Компьютерные средства
изображения. Виды линий (в
3
программе Paint или в другом
графическом редакторе).
Трансформация и копирование
геометрических фигур в программе
Paint
Итого: 34 часа
http://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru
/
РЭШ
http://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru
/
РЭШ
http://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru
/
РЭШ
http://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru
/
РЭШ
http://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru
/
РЭШ
http://resh.edu.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru
/
обучающихся к
ценностному аспекту
изучаемых на уроках
предметов, явлений,
событий через:
демонстрацию
обучающимся
примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия и
добросердечности —
обращение внимания
на нравственные
аспекты открытий,
которые изучаются в
данный момент на
уроке; на ярких
деятелей культуры,
художников
связанных с
изучаемыми в данный
момент темами, на
тот вклад, который
они внесли в развитие
нашей страны и мира,
на достойные
подражания примеры
их жизни, на мотивы
их поступков; —
использование на
уроках информации,
затрагивающей
важные социальные,
нравственные,
этические вопросы
Применение на уроке
интерактивных форм
работы,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
обучающихся.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕПОИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ
ИСКУССТВУ-2 «А» класс
№
п/
п
Тема
Дата по
плану
I четверть
Три основные краски, строящие многоцветие
мира. «Дворец холодного ветра» и «Дворец
золотой осени»
Белая и черная краски. «Сад в тумане» или
«Раннее утро»
06.09.24
Пастель и цветные мелки, акварель, их
выразительные возможности. «Золотой лес под
голубым небосводом»
Выразительные возможности аппликации
«Осенний листопад»
20.09.24
5
Выразительные возможности графических
материалов «Зимний лес»
04.10.24
6
Выразительность материалов для работы в объеме
«Любимое животное»
11.10.24
7
Выразительные возможности бумаги «Игровая
площадка»
18.10.24
8
Неожиданные материалы (обобщение
темы) «Фантазия из фантиков, пуговиц
и ниток»
25.10.24
1
2
3
4
13.09.24
27.09.24
II четверть
9
Изображение и реальность. «Домашнее животное
или лесной житель»
08.11.24
10
Изображение и фантазия. «Фантастическое
животное»
15.11.24
11
Украшение и реальность «Воздушные паутинки»
22.11.24
12
Украшение и фантазия «Кружевная история»
29.11.24
13
Постройка и реальность «Домики в природе»
06.12.24
14
Постройка и фантазия «Природа - подсказчица»
13.12.24
Дата
факт
Домашнее
задание
15
16
Строим из бумаги «Подводный мир»
20.12.24
Изображение природы в различных состояниях.
Передать настроение в образе дерева или цветка.
27.12.24
III четверть
17
Изображение моря. Спокойное или штурмующее.
10.01.25
18
Изображение характера животных
17.01.25
19
Изображение характера человека: женский образ.
24.01.25
20
Изображение характера человека: мужской образ
31.01.25
21
Образ человека в скульптуре
07.02.25
22
Человек и его украшения. «Кокошник для злой
или доброй героини сказки».
14.02.25
23
Человек и его украшения. «Щит, шлем и меч для
воина, который защищает или угрожает».
21.02.25
24
О чем говорят украшения? «Украшения для
колдуна или доброго воина».
28.02.25
25
О чем говорят украшения? «Платье для Золушки и
ее мачехи».
07.03.25
26
В изображении, украшении и постройке человек
выражает свои чувства, мысли, настроение, свое
отношение к миру. Нарисуй дома для сказочных
героев с разными характерами.
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и
холодного. «Костер в ночи» или «Перо жар птицы»
14.03.25
27
21.03.25
IV четверть
28
Тихие и звонкие цвета «Весенняя земля»
04.04.25
29
Что такое ритм линий. «Весенние ручьи» на фоне
«Весенняя земля»
11.04.25
30
Характер линий. «Весенние ветки»
18.04.25
31
Ритм пятен. «Стая летящих птиц»
25.04.25
32
Пропорции выражают характер. Лепка птиц с
разными пропорциями.
16.05.25
33
Ритм линий, пятен, цвет, пропорции—средства
выразительности. Панно «Весна. Шум птиц»
23.05.25
34
Итоговый урок.
30.05.25
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕПОИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ
ИСКУССТВУ-2 «Б»класс
№
п/
п
Тема
Дата по
плану
I четверть
Три основные краски, строящие многоцветие
мира. «Дворец холодного ветра» и «Дворец
золотой осени»
Белая и черная краски. «Сад в тумане» или
«Раннее утро»
05.09. 24
Пастель и цветные мелки, акварель, их
выразительные возможности. «Золотой лес под
голубым небосводом»
Выразительные возможности аппликации
«Осенний листопад»
19.09.24
5
Выразительные возможности графических
материалов «Зимний лес»
03.10.24
6
Выразительность материалов для работы в объеме
«Любимое животное»
10.10.24
7
Выразительные возможности бумаги «Игровая
площадка»
17.10.24
8
Неожиданные материалы (обобщение
темы) «Фантазия из фантиков, пуговиц
и ниток»
24.10.24
1
2
3
4
12.09.24
26.09.24
II четверть
9
Изображение и реальность. «Домашнее животное
или лесной житель»
07.11.24
10
Изображение и фантазия. «Фантастическое
животное»
14.11.24
11
Украшение и реальность «Воздушные паутинки »
21.11.24
12
Украшение и фантазия «Кружевная история»
28.11.24
13
Постройка и реальность «Домики в природе»
05.12.24
14
Постройка и фантазия «Природа - подсказчица»
12.12.24
Дата
факт
Домашнее
задание
15
16
Строим из бумаги «Подводный мир»
19.12.24
Изображение природы в различных состояниях.
Передать настроение в образе дерева или цветка.
26.12.24
III четверть
17
Изображение моря. Спокойное или штурмующее.
09.01.25
18
Изображение характера животных
16.01.25
19
Изображение характера человека: женский образ.
23.01.25
20
Изображение характера человека: мужской образ
30.01.25
21
Образ человека в скульптуре
06.02.25
22
Человек и его украшения. «Кокошник для злой
или доброй героини сказки».
13.02.25
23
Человек и его украшения. «Щит, шлем и меч для
воина, который защищает или угрожает».
20.02.25
24
О чем говорят украшения? «Украшения для
колдуна или доброго воина».
27.02.25
25
О чем говорят украшения? «Платье для Золушки и
ее мачехи».
06.03.25
26
В изображении, украшении и постройке человек
выражает свои чувства, мысли, настроение, свое
отношение к миру. Нарисуй дома для сказочных
героев с разными характерами.
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и
холодного. «Костер в ночи» или «Перо жар птицы»
13.03.25
27
20.03.25
IV четверть
28
Тихие и звонкие цвета «Весенняя земля»
03.04.25
29
Что такое ритм линий.«Весенние ручьи» на фоне
«Весенняя земля»
10.04.25
30
Характер линий. «Весенние ветки»
17.04.25
31
Ритм пятен. «Стая летящих птиц»
24.04.25
32
Пропорции выражают характер. Лепка птиц с
разными пропорциями.
15.05.25
33
Ритм линий, пятен, цвет, пропорции—средства
выразительности. Панно «Весна. Шум птиц»
22.05.25
34
Итоговый урок.
29.05.25