Частное общеобразовательное учреждение «Прогимназия № 63
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
(ЧОУ Прогимназия № 63 ОАО «РЖД»)
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 02F5949E00A2B1548744681BA6B137706C
Владелец: Ломова Мария Анатольевна
Действителен: с 03.07.2024 до 03.10.2025
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО учителей
начальный классов
Руководитель ШМО
__________/Н.В. Адеева
Протокол от 30.08.2024 г.
№ 1
Зам. директора по УР
ЧОУ Прогимназии №63
ОАО «РЖД»
________/ В.И.Джангриян
Директор ЧОУ Прогимназии
№63 ОАО «РЖД»
__________М.А.Ломова
Приказ ОУ от «30»08.2024 г.
№__214__
«30» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
(предмет)
Уровень общего образования
начальное общее образование
1 класс
на 2024/2025 учебный год
Рабочую программу составил(а):
Семочкина М.В.,
учитель ИЗО
высшей категории
г. Батайск
2024 год
Рабочая программа по изобразительному искусству
на уровень начального общего образования (для 1-х классов)
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству
на уровень начального общего
образования для обучающихся 1-х классов ЧОУ Прогимназии №63 ОАО «РЖД»
разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования» (далее
– ФОП НОО);
приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (далее – ФГОС НОО);
устава ЧОУ Прогимназия №63 ОАО «РЖД»;
положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся в ЧОУ Прогимназия №63 ОАО «РЖД»;
федеральной рабочей программы по учебному предмету «Изобразительное
искусство».
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к результатам
освоения программы начального общего образования Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а
также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе
воспитания ЧОУ Прогимназии №63 ОАО «РЖД»
Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании
художественной культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и
эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ
художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся.
Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся,
формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и
произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в
жизни людей. Содержание предмета охватывает все основные виды визуальнопространственных искусств (собственно изобразительных): начальные основы графики,
живописи и скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды искусства,
архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия
природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков,
художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Для учащихся начальной
школы большое значение также имеет восприятие произведений детского творчества,
умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них
содержания, художественных средств выразительности, соответствия учебной задачи,
поставленной учителем. Такая рефлексия детского творчества имеет позитивный
обучающий характер.
Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к
истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном
искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды,
в понимании красоты человека.
Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные
уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической
творческой работы (при сохранении учебного времени на восприятие произведений
искусства и эстетического наблюдения окружающей действительности).
На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной
деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов.
Практическая художественно-творческая деятельность занимает приоритетное
пространство учебного времени. При опоре на восприятие произведений искусства
художественноэстетическоеотношениекмируформируетсяпреждевсеговсобственнойхудо
жественной-деятельности, в процессе практического решения художественно-творческих
задач.
Рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности развития детей
7—10 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом
индивидуальных качеств обучающихся, как для детей, проявляющих выдающиеся
способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном,
так и в групповом формате с задачей формирования навыков сотрудничества в
художественной деятельности.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в
предметную область «Искусство» и является обязательным для изучения.
«Изобразительное искусство» структурировано как система тематических модулей и
входит в учебный план 1—4 классов программы начального общего образования в объёме
одного учебного часа в неделю. Изучение содержания всех модулей в 1—4 классах
обязательно.
При этом предусматривается возможность реализации этого курса при выделении на
его изучение двух учебных часов в неделю за счёт вариативной части учебного плана,
определяемой участниками образовательного процесса. При этом предполагается не
увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на практическую
художественную деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более
высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов
обучения.
Общее число часов, отведённых на изучение учебного предмета «Изобразительное
искусство» в 1классе— 33 ч. В соответствии с календарным графиком программа будет
реализована за 34 часа, за счет усиления базового ядра.
Для реализации программы используются учебники, допущенные к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, приказом Минпросвещения от
21.09.2022 № 858:
Изобразительное искусство 1 класс, Л.А. Неменская, М., изд. Просвещение, 2019
Электронные образовательные ресурсы, допущенные к использованию при реализации
образовательными организациями имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования приказом Минпросвещения от 02.08.2022 № 653:
http://allbest.ru/libraries.htm,
http://fcior.edu.ru/,
http://eor.edu.ru/,
http://freesoft.ru/,
http://katalog.iot.ru/,
http://letopisi.ru/,
http://metodist.lbz.ru/,
http://pedlib.ru/,http://window.edu.ru/,
http://www.1september.ru/,
http://www.apkpro.ru/,
http://www.edu.ru/, http://www.humanities.edu.ru/, http://www.ict.edu.ru/, http://www.oim.ru/,
http://www.rektor.ru/,
http://www.inter-pedagogika.ru/,
http://school8.admsurgut.ru/metodica/poleznssdlaped/0,
http://www.openclass.ru/,
http://www.openet.edu.ru/,
http://www.platforma.ru/,
http://www.rusedu.info/,
http://www.school-collection.edu.ru/, http://www.trizway.com/
Содержание учебного предмета
Модуль «Графика»
Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или горизонтального формата
листа в зависимости от содержания изображения.
Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для линейного рисунка
и их особенности. Приемы рисования линией.
Рисование с натуры: разные листья и их форма.
Представление о пропорциях: короткое — длинное. Развитие навыка видения
соотношения частей целого (на основе рисунков животных).
Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте. Формирование навыка
видения целостности. Цельная форма и ее части.
Модуль «Живопись»
Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки
работы гуашью в условиях урока. Краски «гуашь», кисти, бумага цветная и белая.
Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым цветом. Навыки
смешения красок и получение нового цвета.
Эмоциональная выразительность цвета, способы выражение настроения в изображаемом
сюжете.
Живописное изображение разных цветков по представлению и восприятию. Развитие
навыков работы гуашью. Эмоциональная выразительность цвета.
Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времен года.
Живопись (гуашь), аппликация или смешанная техника.
Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие воображения.
Модуль «Скульптура»
Изображение в объеме. Приемы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка.
Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ежика, зайчика, птички и др.). Приемы
вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания.
Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных
художественных промыслов (дымковская или каргопольская игрушка или по выбору
учителя с учетом местных промыслов).
Бумажная пластика. Овладение первичными приемами надрезания, закручивания,
складывания.
Объемная аппликация из бумаги и картона.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе
фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности.
Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного
искусства.
Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты
геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге или в полосе.
Представления о симметрии и наблюдение ее в природе. Последовательное ведение
работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при
составлении узора крыльев.
Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных
художественных промыслов: дымковская или каргопольская игрушка (или по выбору
учителя с учетом местных промыслов).
Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путем складывания бумаги и
аппликации.
Оригами — создание игрушки для новогодней елки. Приемы складывания бумаги.
Модуль «Архитектура»
Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по
фотографиям), обсуждение особенностей и составных частей зданий.
Освоение приемов конструирования из бумаги. Складывание объемных простых
геометрических тел. Овладение приемами склеивания, надрезания и вырезания деталей;
использование приема симметрии.
Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из бумаги,
картона или пластилина.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и
эмоционального содержания детских работ.
Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни
человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения
(установки).
Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных установок
учителя в соответствии с изучаемой темой.
Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с
картиной, написанной на сказочный сюжет (произведения В.М. Васнецова, М.А. Врубеля и
других по выбору учителя).
Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и
творческих практических задач — установок наблюдения. Ассоциации из личного опыта
учащихся и оценка эмоционального содержания произведений.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных впечатлений.
Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой
теме.
Планируемые результаты освоения программы
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального
образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к российским
традиционным духовным ценностям, а также социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов:
уважения и ценностного отношения к своей Родине — России;
ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные
позиции и социально значимые личностные качества;
духовно-нравственное развитие обучающихся;
мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в
социально-значимой деятельности;
позитивный опыт участия в творческой деятельности;
интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах
нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным
традициям и творчеству своего и других народов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания
традиций отечественной культуры, выраженной в ее архитектуре, народном, декоративноприкладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в
декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной художественной
деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных
традициях.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни
общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям
отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию
особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов.
Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественнотворческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства
личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития
обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовнонравственный поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего
мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия
искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих
способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена
общества.
Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально
значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и
безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию
ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в стремлении к их
пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный
интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия
и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности.
Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурноисторической направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения
природы и ее образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств
способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы
по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального,
практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство,
творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения
сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу —
обязательные требования к определенным заданиям по программе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Пространственные представления и сенсорные способности:
характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе;
сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям;
находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов;
сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;
анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между
собой;
обобщать форму составной конструкции;
выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении
(визуальном образе) на установленных основаниях;
абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции;
соотносить тональные отношения (темное — светлое) в пространственных и
плоскостных объектах;
выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в
пространственной среде и плоскостном изображении.
Базовые логические и исследовательские действия:
проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения
выразительных свойств различных художественных материалов;
проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного
выполнения художественных заданий;
проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определенных
учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства,
архитектуры и продуктов детского художественного творчества;
использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и
состояния природы, предметного мира человека, городской среды;
анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и
предметно-пространственную среду жизни человека;
формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим
учебным установкам по результатам проведенного наблюдения;
использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и
декоративных композиций;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в
жизни людей;
классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве
инструмента анализа содержания произведений;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
Работа с информацией:
использовать электронные образовательные ресурсы;
уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями;
выбирать источник для получения информации: поисковые системы интернета,
цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги;
анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять
ее в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях;
осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в
отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на
основе установок и квестов, предложенных учителем;
соблюдать правила информационной безопасности при работе в интернете.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор —
зритель), между поколениями, между народами;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к
оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и
корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;
находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учета
интересов в процессе совместной художественной деятельности;
демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или
исследовательского опыта;
анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их
содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем;
признавать свое и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать,
понимать намерения и переживания свои и других людей;
взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель
совместной деятельности и строить действия по ее достижению, договариваться, выполнять
поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего
результата.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;
соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;
уметь организовывать свое рабочее место для практической работы, сохраняя порядок
в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного
построения содержания в соответствии с Приложением № 8 к Федеральному
государственному образовательному стандарту начального общего образования,
утверждённому приказом Министерства просвещения Российской Федерации.
1
КЛАСС
Модуль «Графика»
Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в
самостоятельной творческой работе в условиях урока.
Приобретатьпервичныйопытвсозданииграфическогорисунканаосновезнакомствасосред
ствами изобразительного языка.
Приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт обобщения и
геометризации наблюдаемой формы как основы обучения рисунку.
Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского)предмета с натуры.
Учиться
анализировать
соотношения
пропорций,
визуально
сравнивать
пространственные величины.
Приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения изображения
на листе.
Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный формат листа для выполнения
соответствующих задач рисунка.
Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать её в своей
практической художественной деятельности.
Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей с
позиций соответствия их поставленной учебной задаче, с позиций выраженного в рисунке
содержания и графических средств его выражения (в рамках программного материала).
Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы красками «гуашь»в условиях урока.
Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления,
которые рождает каждый цвет.
Осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своё мнение с
опорой на опыт жизненных ассоциаций.
Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения красок и
получения нового цвета.
Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления,
организованные педагогом.
Модуль «Скульптура»
Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных
объёмных форм в природе (облака, камни, коряги, формы плодов и др.).
Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать представления о
целостной форме в объёмном изображении.
Овладевать первичными навыками бумагопластики—создания объёмных форм из
бумаги путём её складывания, надрезания, закручивания и др.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в
природе (в условиях урока на основе фотографий); приводить примеры, сопоставлять и
искать ассоциации с орнаментами в произведениях декоративно-прикладного искусства;
Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные,
геометрические, анималистические;
Учиться использовать правила симметрии в своей художественной деятельности;
Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции (стилизованной:
декоративный цветок или птица);
Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей;
Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных
художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с
учетом местных промыслов) и опыт практической художественной деятельности по
мотивам игрушки выбранного промысла;
Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления общего
праздника.
Модуль «Архитектура»:
Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по
фотографиям в условиях урока); анализировать и характеризовать особенности и составные
части рассматриваемых зданий;
Осваивать приемы конструирования из бумаги, складывания объемных простых
геометрических тел;
Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в форме
коллективной игровой деятельности;
Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и первичные
навыки анализа его строения.
Модуль «Восприятие произведений искусства»:
Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их
содержания и сюжета, настроения, композиции (расположения на листе), цвета, а также
соответствия учебной задаче, поставленной учителем;
Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных
впечатлений с учетом учебных задач и визуальной установки учителя;
Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в
зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи (установки);
Осваивать опыт эстетического восприятия и аналитического наблюдения архитектурных
построек;
Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной,
понимать значение зрительских умений и специальных знаний; приобретать опыт
восприятия картин со сказочным сюжетом (В.М. Васнецова, М.А. Врубеля и других
художников по выбору учителя), а также произведений с ярко выраженным
эмоциональным настроением (например, натюрморты В. Ван Гога или А. Матисса);
Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и
отношения к ним в соответствии с учебной установкой.
Модуль «Азбука цифровой графики»:
Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и целенаправленного
наблюдения природы;
Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой целью сделан
снимок, насколько значимо его содержание и какова композиция в кадре.
Тематическое планирование
Количество
академически
х часов,
отводимых на
освоение
темы
ЭОР и ЦОР
Модуль 1. Графика (6 часов)
1.1. Линейный рисунок.
0.25
1.2. Разные виды линий.
0.25
https://resh.edu.ru/subject/ Выбор и использование
lesson/4051/start/189928/ на уроках методов,
методик, технологий,
оказывающих
https://resh.edu.ru/subject/ воспитательное
7/1/
воздействие
на
личность
в
соответствии
с
https://resh.edu.ru/subject/ воспитательным
7/1/
идеалом,
целью
и
задачами воспитания.
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
1.3. Линии в природе. Ветки (по 0.25
фотографиям):
тонкие
—
толстые,
порывистые,
угловатые, плавные и др.
1.4. Графические материалы и их 0.25
особенности.
Приёмы
рисования линией.
1.5. Рисунок с натуры: рисунок 1
листьев
разной
формы
(треугольный,
круглый,
овальный, длинный).
1.6. Последовательность рисунка.
1
1.7. Первичные
навыки 0.5
определения пропорций и
понимания их значения. От
одного пятна — «тела», меняя
пропорции «лап» и «шеи»,
получаем рисунки разных
животных.
1.8. Линейный
тематический 0.25
рисунок (линия-рассказчица)
на сюжет стихотворения или
сюжет из жизни детей (игры
во дворе, в походе и др.) с
простым
и
весёлым
Деятельность учителя
с учетом рабочей
программы
воспитания
урок
https://resh.edu.ru/subject/ Включение в
игровых
процедур,
7/1/
которые
помогают
поддержать мотивацию
к
https://resh.edu.ru/subject/ обучающихся
получению
знаний,
7/1/
налаживанию
позитивных
https://resh.edu.ru/subject/ межличностных
отношений в классе,
7/1/
помогают
установлению
https://resh.edu.ru/subject/ доброжелательной
атмосферы во время
7/1/
урока.
https://uchitelya.com/i
zo/101555prezentaciyaizobrazhat-mozhnoliniey-1-klass.html
повествовательным сюжетом.
1.9. Пятно-силуэт. Превращение 0.5
случайного
пятна
в
изображение зверушки или
фантастического
зверя.
Развитие образного видения и
способности
целостного,
обобщённого видения. Пятно
как
основа
графического
изображения.
1.10. Тень как пример пятна. 1
Теневой театр. Силуэт.
https://resh.edu.ru/subject/
7/1/
1.11. Навыки работы на уроке с 0.5
жидкой краской и кистью,
уход за своим рабочим
местом.
1.12. Рассмотрение и анализ средств 0.25
выражения — пятна и линии
—
в
иллюстрациях
художников к детским книгам.
https://resh.edu.ru/subject/
7/1/
Модуль 2. Живопись (5 часов)
2.1. Цвет как одно из главных 1
средств
выражения
в
изобразительном
искусстве.
Навыки работы гуашью в
условиях урока.
2.2. Три
основных
цвета. 1
Ассоциативные
представления, связанные с
каждым из цветов. Навыки
смешения красок и получения
нового цвета.
2.3. Эмоциональная
0.5
выразительность цвета.
2.4. Цвет
как
выражение 0.5
настроения,
душевного
состояния.
2.5. Наш мир украшают цветы. 1
Живописное изображение по
представлению и восприятию
разных по цвету и формам
цветков. Развитие навыков
работы гуашью и навыков
наблюдения.
https://resh.edu.ru/subject/
7/1/
https://resh.edu.ru/subject/
7/1/
https://urok.1sept.ru/article Применение на уроке
s/657094
интерактивных
форм
работы,
стимулирующих
познавательную
https://resh.edu.ru/subject/ мотивацию
lesson/7878/conspect/3089 обучающихся.
10/
Применение групповой
работы или работы в
парах,
которые
способствуют развитию
https://uchitelya.com/izo/1
навыков
командной
7274-prezentaciyaработы
и
vyrazhaem-emocii-cherez- взаимодействию
с
cvet-1-klass.html
другими
http://www.myshared.ru/sl обучающимися.
ide/889285/
https://resh.edu.ru/subject/
7/1/
2.6. Тематическая
композиция 0.5
«Времена года». Контрастные
цветовые состояния времён
года.
https://resh.edu.ru/sub
ject/7/1/
https://nsportal.ru/shk
ola/izobrazitelnoe
Работа гуашью, в технике
аппликации или в смешанной
технике.
iskusstvo/library/2013
/04/13/palitra-tsvetovvremena-godaprezentatsiya-k
https://uchitelya.co
m/izo/166597prezentaciya-poizo-monotipiya-
2.7. Техника
монотипии. 0.5
Представления о симметрии.
Развитие
ассоциативного
воображения.
netradicionnayatehnikarisovaniya.html
https://resh.edu.ru/
subject/7/1/
Модуль 3. Скульптура (4 часа)
3.1. Изображение
в
объёме. 0.5
Приёмы
работы
с
пластилином; дощечка, стек,
тряпочка.
3.2. Лепка зверушек из цельной 1
формы (черепашки, ёжика,
зайчика и т. д.). Приёмы
вытягивания,
вдавливания,
сгибания, скручивания.
3.3. Бумажная
пластика. 0.5
Овладение
первичными
приёмами
надрезания,
закручивания,
складывания в работе над
объёмной аппликацией.
3.4. Лепка игрушки по мотивам 1
одного из наиболее известных
народных
художественных
промыслов
(дымковская,
каргопольская игрушки или по
выбору учителя с учётом
местных промыслов).
3.5. Объёмная
аппликация
из 1
бумаги и картона.
https://resh.edu.ru/subject/ Выбор и использование
7/1/
на уроках методов,
методик, технологий,
оказывающих
воспитательное
https://resh.edu.ru/subject/ воздействие
на
7/1/
личность
в
соответствии
с
воспитательным
идеалом,
целью
и
задачами воспитания.
https://resh.edu.ru/subject/
7/1/
https://resh.edu.ru/subject/
7/1/
https://resh.edu.ru/subject/
7/1/
Модуль 4. Декоративно-прикладное искусство (6 часов)
4.1. Узоры в природе.
0.5
https://uchebnik.mos.ru/
material_view/atomic_ob
jects/8552438?
Использование
воспитательных
возможностей
содержания учебного
предмета
для
формирования
у
обучающихся
https://resh.edu.ru/subject/
российских
7/1/
традиционных
духовно-нравственных
и
социокультурных
ценностей через подбор
соответствующих
проблемных ситуаций
для
обсуждения
в
классе.
menuReferrer=catalogue
4.2. Наблюдение узоров в живой 0.5
природе (в условиях урока на
основе фотографий).
Эмоционально-эстетическое
восприятие
объектов
действительности.
Ассоциативное сопоставление
с орнаментами в предметах
декоративно-прикладного
искусства.
4.3. Представления о симметрии и 0.5
наблюдение её в природе.
Последовательное
ведение
работы над изображением
бабочки по представлению,
использование
линии
симметрии
при
составлении узора крыльев.
4.4. Узоры
и
орнаменты, 0.5
создаваемые
людьми,
и
разнообразие
их
видов.
Орнаменты геометрические и
растительные.
4.5. Декоративная композиция
круге или полосе.
в 0.5
4.6. Орнамент, характерный для 0.5
игрушек одного из наиболее
известных
народных
художественных промыслов.
Дымковская,
каргопольская
игрушка или по выбору
учителя с учётом местных
промыслов.
4.7. Оригами — создание игрушки 1
для новогодней ёлки. Приёмы
складывания бумаги.
4.8. Форма и украшение бытовых 1
предметов.
4.9. Приёмы
бумагопластики. 1
Сумка или упаковка и её
декор.
Модуль 5. Архитектура (3 часа)
https://resh.edu.ru/subject/
7/1/
https://resh.edu.ru/subject/ Побуждение
7/1/
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения,
правила
общения со старшими
https://uchebnik.mos.ru/
(педагогическими
material_view/atomic_ob работниками)
и
jects/8552438?
сверстниками
menuReferrer=catalogue (обучающимися),
принципы
учебной
дисциплины
и
https://resh.edu.ru/subject/ самоорганизации.
7/1/
https://resh.edu.ru/subject/
7/1/
https://resh.edu.ru/subject/
7/1/
https://resh.edu.ru/subject/
7/1/
5.1. Наблюдение
разнообразия 1
архитектурных построек в
окружающем
мире
по
фотографиям, обсуждение их
особенностей и составных
частей зданий.
5.2. Освоение
приёмов 1
конструирования
из
бумаги.Складывание
объёмных
простых
геометрических
тел.
Овладение
приёмами
склеивания
деталей,
надрезания,
вырезания
деталей,
использование
приёмов симметрии.
5.3. Макетирование (или создание 1
аппликации)
пространственной
среды
сказочного города из бумаги,
картона или пластилина.
https://www.youtube.com/ Инициирование
и
watch?v=VEM6akFGxtE поддержка
исследовательской
деятельности
школьников в форме
включения в урок
https://uchebnik.mos.ru/m различных
aterial_view/atomic_objec исследовательских
заданий,
что
дает
ts/10588791?
возможность
menuReferrer=catalogue
обучающимся
приобрести
навыки
самостоятельного
решения теоретической
проблемы,
генерирования
и
https://uchebnik.mos.ru/m оформления
aterial_view/atomic_objec собственных гипотез,
ts/10396338?
уважительного
menuReferrer=catalogue отношения к чужим
идеям,
публичного
выступления,
аргументирования
и
отстаивания
своей
точки зрения.
Модуль 6. Восприятие произведений искусства (7 часов)
6.1 Восприятие детских рисунков.
Навыки
восприятия
произведений
детского
творчества и формирование
зрительских умений.
6.2 Первые
представления
о
композиции: на
уровне
образного
восприятия.
Представление о различных
художественных материалах.
6.3 Обсуждение
рисунка
содержания
0,5
1
0,5
6.4 Восприятие
произведений 0.25
детского
творчества.
Обсуждение
сюжетного
и
эмоционального
содержания детских работ.
6.5 Художественное наблюдение 0.5
окружающего
мира
(мира
Урок «Изображения
всюду вокруг
нас»https://youtu.be/
NmtvY
Видео «Инструменты
художника» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/
material_view/ato
mic_objects/7691977?me
nuReferrer=catalogue
Художественные
материалы
(интерактивное задание)
(МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/m
aterial/app/328575?menuR
eferrer=catalogue
https://resh.edu.ru/subject/
lesson/4213/start/169267/
https://uchebnik.mos.ru/
material_view/atomic_ob
Инициирование
обсуждений,
высказываний своего
мнения,
выработки
своего
личностного
отношения
к
изучаемым
темам,
произведениям
искусства.
Установление
уважительных,
доверительных,
неформальных
отношений
между
учителем и учениками,
создание на уроках
эмоциональнокомфортной среды
Привлечение внимания
обучающихся к
ценностному аспекту
изучаемых на уроках
предметов, явлений,
событий через:
природы) и предметной среды
жизни человека в зависимости
от поставленной аналитической
и
эстетической
задачи
наблюдения (установки).
6.6 Рассматривание иллюстраций к 0.5
детским книгам на основе
содержательных
установок
учителя в соответствии с
изучаемой темой.
6.7 Знакомство
картиной.
с
живописной 0.75
6.8 Обсуждение произведений с 0.5
ярко
выраженным
эмоциональным настроением
или со сказочным сюжетом.
Произведения В. М.Васнецова,
М. А. Врубеля и других
художников
(по
выбору
учителя).
6.9 Художник и зритель. Освоение 1
зрительских умений на основе
получаемых
знаний
и
творческих
установок
наблюдения.
6.10 Ассоциации из личного опыта 0.5
учащихся
и
оценка
эмоционального
содержания
произведений.
демонстрацию
обучающимся
примеров
ответственного,
гражданского
поведения, проявления
https://uchebnik.mos.ru/
material_view/atomic_ob человеколюбия и
добросердечности —
jects/9740213?
menuReferrer=catalogue обращение внимания на
нравственные аспекты
Видео «Русская
открытий, которые
народная
изучаются в данный
https://uchebnik.mos.ru/
момент на уроке; на
material_view/atomic_ob
ярких деятелей
jects/9745448?
культуры, художников
menuReferrer=catalogue связанных с
https://uchebnik.mos.ru/
изучаемыми в данный
material_view/atomic_ob момент темами, на тот
jects/9745448?
вклад, который они
menuReferrer=catalogue внесли в развитие
нашей страны и мира,
на достойные
подражания примеры
их жизни, на мотивы их
https://uchebnik.mos.ru/
поступков; —
material_view/atomic_ob использование на
jects/9731328?
уроках информации,
menuReferrer=catalogue затрагивающей важные
социальные,
нравственные,
https://uchebnik.mos.ru/ma этические вопросы
terial_view/atomic_objects/
9726340?
jects/8859133?
menuReferrer=catalogue
menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/ma
terial_view/ato
mic_objects/7536880?
6.11 Произведения И. И. Левитана, 1
А. Г. Венецианова И. И.
Шишкина, А. А. Пластова, К.
Моне, В. Ван Гога и других
художников
(по
выбору
учителя) по теме «Времена
года»
menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/ma
terial_view/atomic_objects/
9655709?
menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/
material_view/atomic_ob
jects/6067061?
menuReferrer=catalogue
Модуль 7. Азбука цифровой графики (3 часа)
7.1. Фотографирование
мелких 1
деталей природы, запечатление
https://uchebnik.mos.ru/
material_view/atomic_ob
Применение на уроке
интерактивных форм
на
фотографиях
ярких
зрительных впечатлений.
7.2. Обсуждение в условиях урока 2
ученических
фотографий,
соответствующих
изучаемой
теме.
jects/9511342?
menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/
material_view/atomic_ob
jects/5206385?
menuReferrer=catalogue
работы,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
обучающихся.
Итого: 34 часа
Календарно - тематическое планирование по
изобразительному искусству в 1 «А» классе.
№
п\п
Дата по плану
Тема урока
I четверть
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Введение. Все дети любят рисовать. Рисунок
«Радостное солнце»
Изображения вокруг нас: рассматриваем
изображения в детских книгах.
Мастер Изображения учит видеть. Групповая работа
«Сказочный лес»
Короткое и длинное: рисунок животных с
различными пропорциями.
Изображать можно пятном. Превращение кляксы в
изображение зверушки.
Случайный отрезок цветной бумаги превращаем в
изображение животного.
Изображать можно в объеме. Лепка животных.
Изображать можно линией. Рисунок – рассказ про
себя.
II четверть
Разноцветные краски. Цветные коврики (коврикосень / зима или коврик-ночь / утро.
Изображать можно и то, что невидимо. Создание
радостных и грустных рисунков.
Художники и зрители: рассматриваем картины
художников и говорим о своих впечатлениях
Мир полон украшений. Рисунок «Цветы».
Узоры на крыльях бабочек. Коллективная работа –
панно «Бабочки»
Красивые рыбы. Рисунок рыб в технике монотипия
Мастер Украшения помогает сделать праздник.
Создание украшений и игрушек для новогодней
елки.
Украшения птиц. Сказочная птица из цветной бумаги
III четверть
04.09.24
11.09.24
18.09.24
25.09.24
02.10.24
09.10.24
16.10.24
23.10.24
06.11.24
13.11.24
20.11.24
27.11.24
04.12.24
11.12.24
18.12.24
25.12.24
Дата факт
17
18
19
20
21
22,23
24
25
26
27
28
29
30
31-34
Узоры, которые создали люди. Рисунок цветка или
птицы для орнамента.
Как украшает себя человек. Рисунок героев сказок с
подходящими украшениями.
Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными:
рисунок домиков для героев книг.
Домики, которые построила природа: рассматриваем,
как они устроены
Дом снаружи и внутри: создание домиков в виде
буквы для маленьких человечков
Строим город: рисуем и строим город из пластилина
и бумаги
Все имеет свое строение: создаем изображения
животных из разных форм
Строим вещи. Создание сумки – пакета для
карандашей из цветной бумаги.
IV четверть
Город, в котором мы живем. Памятники
архитектуры. Коллективная работа панно «Прогулка
по городу»
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Праздник
весны». Праздник птиц.
Разноцветные жуки.
Сказочная страна (коллективная работа - коллаж)
Сказочный зоопарк из бумаги (коллективная работа)
Времена года. Создание пейзажей про каждое время
года.
15.01.25
22.01.25
29.01.25
05.02.25
12.02.25
26.02.25
05.03.25
12.03.25
19.03.25
02.04.25
09.04.25
16.04.25
23.04.25
30.04.25
07.05.25
14.05.25
21.05.25
28.05.25
Календарно - тематическое планирование по
изобразительному искусству в 1 «Б» классе.
№
п\п
Дата по плану
Тема урока
I четверть
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Введение. Все дети любят рисовать. Рисунок
«Радостное солнце»
Изображения вокруг нас: рассматриваем
изображения в детских книгах.
Мастер Изображения учит видеть. Групповая работа
«Сказочный лес»
Короткое и длинное: рисунок животных с
различными пропорциями.
Изображать можно пятном. Превращение кляксы в
изображение зверушки.
Случайный отрезок цветной бумаги превращаем в
изображение животного.
Изображать можно в объеме. Лепка животных.
Изображать можно линией. Рисунок – рассказ про
себя.
II четверть
Разноцветные краски. Цветные коврики (коврикосень / зима или коврик-ночь / утро.
Изображать можно и то, что невидимо. Создание
радостных и грустных рисунков.
Художники и зрители: рассматриваем картины
художников и говорим о своих впечатлениях
Мир полон украшений. Рисунок «Цветы».
Узоры на крыльях бабочек. Коллективная работа –
панно «Бабочки»
Красивые рыбы. Рисунок рыб в технике монотипия
Мастер Украшения помогает сделать праздник.
Создание украшений и игрушек для новогодней
елки.
Украшения птиц. Сказочная птица из цветной бумаги
III четверть
Узоры, которые создали люди. Рисунок цветка или
птицы для орнамента.
Как украшает себя человек. Рисунок героев сказок с
подходящими украшениями.
Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными:
рисунок домиков для героев книг.
Домики, которые построила природа: рассматриваем,
как они устроены
Дом снаружи и внутри: создание домиков в виде
буквы для маленьких человечков
Строим город: рисуем и строим город из пластилина
и бумаги
Все имеет свое строение: создаем изображения
02.09.24
09.09.24
16.09.24
23.09.24
30.09.24
07.10.24
14.10.24
21.10.24
11.11.24
18.11.24
25.11.24
02.12.24
09.12.24
16.12.24
23.12.24
28.12.24
13.01.25
20.01.25
27.01.25
03.02.25
10.02.25
24.02.25
03.03.25
Дата факт
24
25
26
27
28
29
30
31-34
животных из разных форм
Строим вещи. Создание сумки – пакета для
карандашей из цветной бумаги.
Город, в котором мы живем. Памятники
архитектуры.
IV четверть
Коллективная работа панно «Прогулка по городу»
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Праздник
весны». Праздник птиц.
Разноцветные жуки.
Сказочная страна (коллективная работа - коллаж)
Сказочный зоопарк из бумаги (коллективная работа)
Времена года. Создание пейзажей про каждое время
года.
10.03.25
17.03.25
31. 03.25
07.04.25
14.04.25
21.04.25
28.04.25
05.05.25
12.05.25
19.05.25
26.05.25