Частное общеобразовательное учреждение «Прогимназия № 63
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
(ЧОУ Прогимназия № 63 ОАО «РЖД»)
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 02F5949E00A2B1548744681BA6B137706C
Владелец: Ломова Мария Анатольевна
Действителен: с 03.07.2024 до 03.10.2025
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО учителей начальный классов
Руководитель ШМО
__________/Н.В. Адеева
Протокол от 30.08.2024 г.
№ 1
Зам. директора по УР
ЧОУ Прогимназии №63
ОАО «РЖД»
________/ В.И.Джангриян
Директор ЧОУ Прогимназии
№63 ОАО «РЖД»
__________М.А.Ломова
Приказ ОУ от «30»08.2024 г. №__214__
«30» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
(предмет)
Уровень общего образования
начальное общее образование
4 класс
на 2024/2025 учебный год
Рабочую программу составил(а):
Лунева И.В.,
учитель начальных классов
высшей категории
г. Батайск
2024 год
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к
результатам освоения основной образовательной программы»,
представленных
в
Федеральном
государственном
образовательном стандарте начального общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам
освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Музыка», а также на основе авторской
программы «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагина, М., Просвещение, 2010г.;
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования» (далее – ФОП НОО);
приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» (далее – ФГОС НОО);
устава ЧОУ Прогимназия №63 ОАО «РЖД»;
положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ЧОУ
Прогимназия №63 ОАО «РЖД»;
федеральной рабочей программы по учебному предмету «Музыка».
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе
воспитания ЧОУ Прогимназии №63 ОАО «РЖД». В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития музыкального
образования в Российской Федерации.
Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для
достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).
Цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием
музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций,
чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через
творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и
сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка
общения, художественного отражения многообразия жизни;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.
2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через
доступные формы музицирования.
3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через
собственный внутренний опыт эмоционального переживания.
4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями.
Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения.
5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования. Введение ребёнка в искусство через
разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах); в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.);
д) Исследовательские и творческие проекты.
6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства,
элементы музыкального языка.
7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной
культуры.
8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов.
1.2.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Учебным планом ЧОУ Прогимназии № 63 ОАО «РЖД» предмет «Музыка» изучается в 4 классе 1 учебный час в неделю
(34 часа в год ) В соответствие календарному графику программа в 4 классе будет реализована за 34 часа.
При разработке рабочей программы по предмету «Музыка» образовательная организация вправе использовать возможности сетевого
взаимодействия, в том числе с организациями системы дополнительного образования детей, учреждениями культуры, организациями
культурно-досуговой сферы (театры, музеи, творческие союзы).
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках,
конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами
образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др.
1.3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для реализации программы используются учебники, допущенные к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, приказом Минпросвещения от 21.09.2022 № 858:
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА:
УМК «Школа России» Музыка: 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций Е.Д. Критская .Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – 13-е
издательсво, перераб. – М.:Просвещение, 2021 г. -127с.: ил.- (Школа России).
Электронные образовательные ресурсы, допущенные к использованию при реализации образовательными организациями имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования приказом
Минпросвещения от 02.08.2022 № 653:
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ:
1. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
2. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
3. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
4. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
5. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.
7. Российская Электронная Школа
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:
Компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран, цифровое фортепиано.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «МУЗЫКА»
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Музыка»
входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс
включительно.
Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности
изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими
преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и
образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
Основные линии содержания курса музыки в 4 классах представлены восемью модулями (тематическими линиями) обеспечивающими
преемственность
с образовательной программой дошкольного
и
основного общего образования, непрерывность
изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»;
модуль № 2 «Народная музыка России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Духовная музыка»;
модуль № 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Вариативная компоновка тематических блоков позволяет существенно расширить формы и виды деятельности за счёт внеурочных и
внеклассных мероприятий – посещений театров, музеев, концертных залов, работы над исследовательскими и творческими проектами. В
таком случае количество часов, отводимых на изучение данной темы, увеличивается за счёт внеурочной деятельности в рамках часов,
предусмотренных эстетическим направлением плана внеурочной деятельности образовательной организации.
4 класс
Модуль «МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Музыкальные пейзажи.
Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося природой. Музыка – выражение глубоких
чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами.
Танцы, игры и веселье.
Музыка – игра звуками. Танец – искусство и радость движения. Примеры популярных танцев.
Mодуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА»
Мелодия.
Мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное движение мелодии, скачки. Мелодический рисунок.
Интервалы.
Понятие музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта, секста, октава. Диссонансы: секунда, септима.
Дополнительные обозначения в нотах.
Реприза, фермата, вольта, украшения (трели, форшлаги).
Вариации.
Варьирование как принцип развития. Тема. Вариации.
Модуль «КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Вокальная музыка.
Человеческий голос – самый совершенный инструмент. Бережное отношение к своему голосу. Известные певцы. Жанры вокальной музыки:
песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата. Песня, романс, вокализ, кант.
Симфоническая музыка.
Симфонический оркестр. Тембры, группы инструментов. Симфония, симфоническая картина.
Композиторы – детям.
Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра. Песня, танец, марш.
Вокальная музыка.
Человеческий голос – самый совершенный инструмент. Бережное отношение к своему голосу. Известные певцы. Жанры вокальной музыки:
песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата. Песня, романс, вокализ, кант.
Инструментальная музыка.
Жанры камерной инструментальной музыки: этюд, пьеса. Альбом. Цикл. Сюита. Соната. Квартет.
Программная музыка.
Программная музыка.
Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф.
Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель.
Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера,
изготавливавшие инструменты.
Русские композиторы-классики.
Творчество выдающихся отечественных композиторов.
Европейские композиторы-классики.
Творчество выдающихся зарубежных композиторов.
Мастерство исполнителя.
Творчество выдающихся исполнителей – певцов, инструменталистов, дирижёров. Консерватория, филармония, Конкурс имени П. И.
Чайковского.
Модуль «ДУХОВНАЯ МУЗЫКА»
Звучание храма.
Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и др.). Звонарские приговорки. Колокольность в музыке русских композиторов.
Искусство Русской православной церкви.
Музыка в православном храме. Традиции исполнения, жанры (тропарь, стихира, величание и др.). Музыка и живопись, посвящённые святым.
Образы Христа, Богородицы.
Религиозные праздники.
Праздничная служба, вокальная (в том числе хоровая) музыка религиозного содержания.
Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ»
Жанры музыкального фольклора.
Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы и пляски. Традиционные музыкальные
инструменты.
Русские народные музыкальные инструменты.
Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки). Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии.
Первые артисты, народный театр. Скоморохи. Ярмарочный балаган. Вертеп.
Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов.
Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов. Народные жанры, интонации как основа для композиторского творчества.
Сказки, мифы и легенды.
Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Эпос народов России. Сказки и легенды о музыке и музыкантах.
Народные праздники.
Обряды, игры, хороводы, праздничная символика – на примере одного или нескольких народных праздников.
Модуль «МУЗЫКА ТЕАТРА И КИНО»
Сюжет музыкального спектакля.
Либретто. Развитие музыки в соответствии с сюжетом. Действия и сцены в опере и балете. Контрастные образы, лейтмотивы.
Балет. Хореография – искусство танца.
Сольные номера и массовые сцены балетного спектакля. Фрагменты, отдельные номера из балетов отечественных композиторов.
Оперетта, мюзикл.
История возникновения и особенности жанра. Отдельные номера из оперетт И. Штрауса, И. Кальмана, мюзиклов Р. Роджерса, Ф. Лоуи др.
Модуль «СОВРЕМЕННЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА»
Современные обработки классической музыки.
Понятие обработки, творчество современных композиторов и исполнителей, обрабатывающих классическую музыку. Проблемная ситуация:
зачем музыканты делают обработки классики?
Модуль «МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА»
Музыка наших соседей.
Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии, Украины, Прибалтики (песни, танцы, обычаи, музыкальные инструменты).
Кавказские мелодии и ритмы.
Музыкальные
традиции
и
праздники, народные
инструменты и
жанры. Композиторы и музыканты-исполнители
Грузии, Армении, Азербайджана. Близость музыкальной культуры этих стран с российскими республиками Северного Кавказа.
Музыка Японии и Китая.
Древние истоки музыкальной культуры стран Юго-Восточной Азии. Императорские церемонии, музыкальные инструменты. Пентатоника.
Музыка Средней Азии.
Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и современные исполнители Казахстана, Киргизии, и других стран региона.
Певец своего народа.
Интонации народной музыки в творчестве зарубежных композиторов — ярких представителей национального музыкального стиля своей страны.
Диалог культур.
Культурные связи между музыкантами разных стран. Образы, интонации фольклора других народов и стран в музыке отечественных и
зарубежных композиторов (в том числе образы других культур в музыке русских композиторов и русские музыкальные цитаты в творчестве
зарубежных композиторов).
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего образования достигаются во взаимодействии
учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и
традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры
народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы,
города, республики.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться
принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное
в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины
мира; познавательные
интересы,
активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к
физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный
слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных
целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»:
1.
Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять
элементы музыкального звучания по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты,
элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.);
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за
звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма;
выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы.
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в
том числе в отношении собственных музыкально-исполнительских навыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей
музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;
сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе
предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между
музыкальными объектами и явлениями (часть – целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме
двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её
проверки;
соблюдать с
помощью
взрослых
(учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила
информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
анализировать
музыкальные тексты (акустические
и
нотные)
по предложенному учителем алгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание
музыкального высказывания;
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к
исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в
повседневном общении.
Вербальная коммуникация:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать
устные
и
письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки;
переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы,
выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной
(типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.
3.
Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
планировать действия по решен
действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
выстраивать
последовательность
выбранных
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности
(внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения,
эмоционального душевного равновесия и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют
начальный этап формирования
у обучающихся основ музыкальной культуры и
проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном
ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
ёзную музыку, знают
правила поведения в театре, концертном зале;
сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов,
исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор;
имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных смежных видах искусства;
с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;
стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать
сформированность умений.
4 класс.
Модуль «Музыка в жизни человека»:
исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни, посвящённые Великой Отечественной войне,
песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения;
воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика),
танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом);
осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к
развитию и удовлетворению эстетических потребностей.
Модуль «Народная музыка России»:
определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке
различных регионов России;
определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты; группировать народные музыкальные инструменты по
принципу звукоизвлечения:
духовые, ударные, струнные;
определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскомуили народному творчеству;
различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов – народных и академических;
создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни;
исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения;
участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров.
Модуль «Музыкальная грамота»:
классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие;
различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение
соответствующих терминов;
различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций;
различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;
понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы – двухчастную, трёхчастную и
трёхчастную репризную, рондо, вариации;
ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона; исполнять и создавать различные ритмические рисунки;
исполнять песни с простым мелодическим рисунком.
Модуль «Классическая музыка»:
различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав;
различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни,
танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;
различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их
разновидности, приводить примеры;
исполнять (в
том числе фрагментарно,
отдельными темами)
сочинения композиторов-классиков;
воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь
кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия;
характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа;
соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса
выразительных средств.
Модуль «Духовная музыка»:
определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное предназначение;
исполнять доступные образцы духовной музыки;
уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других
конфессий согласно региональной религиозной традиции).
Модуль «Музыка театра и кино»:
определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл);
различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные
произведения (фрагменты) и их авторов;
различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, уметь
определять их на слух;
отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант,
дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др.
Модуль «Современная музыкальная культура»:
иметь представление о разнообразии современной музыкальной культуры, стремиться к расширению музыкального кругозора;
различать и определять на слух принадлежность музыкальных произведений, исполнительского стиля к различным направлениям
современной музыки (в том числе эстрады, мюзикла, джаза и др.);
анализировать, называть музыкально-выразительные средства, определяющие основной характер,
настроение музыки,
сознательно
пользоваться музыкально-выразительными средствами при исполнении;
исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука.
Модуль «Музыка народов мира»:
различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран;
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа
изученных культурно-национальных традиций и жанров);
различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и называть типичные жанровые признаки.
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
4 КЛАСС.
Раздел/Тема урока
Номер Количество
урока
часов,
по
отводимых
порядку
на
освоение
темы
ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ
Электронные учебно-методические
материалы
Воспитательный компонент
(на раздел)
Модуль 1. «Народная музыка России»
Край, в котором ты
1
1
живёшь
Первые артисты,
2
1
народный театр
Русские народные
3
1
музыкальные
инструменты
Жанры музыкального
4
1
фольклора
Фольклор народов
5
1
России
Фольклор в творчестве
6, 7
2
профессиональных
музыкантов
Модуль 2. Классическая музыка
Композиторы – детям
8
1
Оркестр
9
1
Вокальная музыка
10
1
Инструментальная
11
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5953/start/226607/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4159/start/226628/
http://www.musicandi.ru/lesson/1klass/urok0101_c0104/
1.
Установление
доверительных
отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию
учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на
уроке
информации,
активизации
их
познавательной деятельности.
2.
Побуждение школьников соблюдать на
уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и
сверстниками
(школьниками),
принципы
учебной дисциплины и самоорганизации.
3.
Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой
на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3928/start/226003/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5092/start/270655/
http://www.musicandi.ru/lesson/1klass/urok0101_c0106/
http://music-fantasy.ru/materials/chaykovskiy-
1. Побуждение школьников соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и
сверстниками (школьниками), принципы
музыка
Программная музыка
12
1
Симфоническая музыка
13
1
Русские композиторы14
1
классики
Европейские
15
1
композиторы-классики
Мастерство
16
1
исполнителя
Модуль № 3 «Музыка в жизни человека»
detskiy- albom
https://propianino.ru/kompozitory-detyam-chajkovskijdetskij-albom#um
Искусство времени
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5092/start/270655/
http://www.musicandi.ru/lesson/1klass/urok0101_c0101/
http://www.musicandi.ru/lesson/1klass/urok0101_c0121
http://www.musicandi.ru/lesson/1klass/urok0101_c0128
http://www.musicandi.ru/lesson/1klass/urok0101_c0123/
https://resh.edu.ru
17
1
учебной дисциплины и самоорганизации.
2.
Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой
на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения.
3.
Включение в урок игровых процедур,
которые помогают поддержать мотивациюдетей
к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных
отношений
в
классе,
помогают
установлению
доброжелательной атмосферы во время урока.
1.
Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой
на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения.
2.
Включение в урок игровых процедур,
которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в
классе,
помогают
установлению
доброжелательной атмосферы во время урока.
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Модуль № 4 «Музыка народов мира»
Музыка стран ближнего
зарубежья
18, 19,
2
Музыка стран дальнего
зарубежья
20, 21
2
http://www.musicandi.ru/lesson/1klass/urok0101_c0114/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5953/start/226607/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4159/start/226628/
1.
Установление
доверительных
отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию
учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на
уроке информации, активизации их
Модуль № 5 «Духовная музыка»
Религиозные праздники
22
1
Модуль № 6 «Музыка театра и кино»
Музыкальная сказка на
23
1
сцене, на экране
Театр оперы и балета
24
1
Балет. Хореография –
25, 26
2
искусство танца
Опера. Главные герои и
27, 28
2
номера оперного
спектакля
Патриотическая и
29
1
народная тема в театре
и кино
http://school-collection.edu.ru/catalog/
https://resh.edu.ru/subject/6/2/
http://www.musicandi.ru/lesson/1klass/urok0101_c0114/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5957/start/225872/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6406/start/226859/
http://school-collection.edu.ru/catalog/
познавательной деятельности.
2.
Побуждение школьников соблюдать на
уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и
сверстниками
(школьниками),
принципы
учебной дисциплины и самоорганизации.
3.
Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой
на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения.
4.
Использование
воспитательных
возможностей содержания учебного предмета
через
демонстрацию
детям
примеров
ответственного, гражданского поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для
обсуждения в классе.
1. Установление
доверительных
отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию
учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на
уроке информации,активизации их
познавательнойдеятельности.
2.
Побуждение школьников соблюдать на
уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и
сверстниками (школьниками), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации.
Модуль № 7 «Современная музыкальная
культура»
Современные
30
1
обработки классической
музыки
Джаз
31
1
Модуль № 8 «Музыкальная грамота»
Интонация
33
1
Музыкальный язык
34
1
Общее количество часов по
программе
34
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5957/start/225872/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6406/start/226859/
http://school-collection.edu.ru/catalog/
http://www.musicandi.ru/lesson/1klass/urok0101_c0103/
http://www.musicandi.ru/lesson/1klass/urok0101_c0104/
http://www.musicandi.ru/lesson/1klass/urok0101_c0106/
3.
Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой
информацией
–
инициирование
ее
обсуждения,
высказывания
учащимися
своего мнения по ее поводу, выработкисвоего
к ней отношения.
4. Включение в урок игровых процедур,
которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС
№
№
урок урока
п\п
в теме
Тема урока
Дата проведения
План.
Факт.
Модуль 1. Классическая музыка
1.
1.1
Мелодия. Ты запой мне ту песню... «Что не выразишь словами, 06.09.24
звуком на душу навей...»
2.
1.2
Царит гармония оркестра.
13.09.24
Рассвет на Москве-реке. Исходила младёшенька.
Модуль 2. Народная музыка России
3.
2.1
Как сложили песню. Звучащие картины.
Ты откуда, русская, зародилась музыка?
20.09.24
Модуль 3. Музыкальная грамота
4.
3.1
Я пойдупо полю белому…
На великий праздник собралася Русь!
27.09.24
Модуль 4. Музыка в жизни человека
5.
4.1
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья… Зимнее утро. 04.10.24
Зимний вечер.
Что за прелесть эти сказки! Три чуда
6.
4.2
Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. Приют, сияньем 11.10.24
муз одетый.
Домашнее задание
Модуль 5. Классическая музыка.
Мелодия.
7.
5.1
18.10.24
8.
5.2
Счастье в сирени живёт…
25.10.24
9.
5.3
Не молкнет сердце
чуткое Шопена…
Танцы, танцы,
танцы.
08.11.24
10.
5.4
Старый замок.
15.11.24
11.
5.5
Музыкальные инструменты
22.11.24
Модуль 6. Современная музыкальная культура
В интонации
12.
6.1
спрятан
человек.
Музыкальные
инструменты.
Модуль 7. Духовная музыка
Святые земли Русской.
13.
7.1
29.11.24
06.12.24
14.
7.2
Илья Муромец. Кирилл и Мефодий.
15.
7.3
Праздников праздник, торжество и торжеств. Ангел вопияше. 20.12.24
Родной обычай старины. Светлый праздник.
13.12.24
Модуль 8. Народная музыки России
Музыкальные инструменты России.
16.
8.1
Оркестр русских народных инструментов.
17.
8.2
27.12.24
10.01.25
18.
8.3
Композитор – имя ему народ.
17.01.25
19.
8.4
Музыкант-чародей.
24.01.25
20.
8.5
Народные праздники. «Троица».
31.01.25
Модуль 9. Музыка народов мира
21
Музыкальная культура
9.1
республики Коми.
Музыкальная культура
республики Мордовия.
22
9.2
Музыкальная культура республики Ингушетия.
07.02.25
14.02.25
Музыкальная культура Чеченской республики.
23
9.3
21.02.25
Музыкальное путешествие: нас приглашают Япония и Китай.
24
9.4
28.02.25
Музыкальная культура республики Северная Осетия-Алания.
Модуль 10. Музыкальная грамота
25.
10.1
Вариации на тему рококо.
Модуль 11. Музыка театра и кино
07.03.25
26
11.1
Опера «Иван Сусанин».
14.03.25
27
28
11.2
11.3
Балет «Петрушка».
Театр музыкальной комедии.
21.03.25
04.04.25
Модуль 12. Музыка народов мира
29
Русский Восток.
12.1
30
12.2
Музыкальный сказочник.
11.04.25
18.04.25
Модуль 13. Классическая музыка
31.
Прелюдия. Годы странствий.
13.1
25.04.25
32.
16.05.25
13.2
Патетическая соната.
33.
34.
13.3
Исповедь души. Революционный этюд.
13.4
23.05.25
30.05.25
Мастерство исполнителя.