Частное общеобразовательное учреждение «Прогимназия № 63
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
(ЧОУ Прогимназия № 63 ОАО «РЖД»)
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 02F5949E00A2B1548744681BA6B137706C
Владелец: Ломова Мария Анатольевна
Действителен: с 03.07.2024 до 03.10.2025
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО учителей начальный классов
Руководитель ШМО
__________/Н.В. Адеева
Протокол от 30.08.2024 г.
№ 1
Зам. директора по УР
ЧОУ Прогимназии №63
ОАО «РЖД»
________/ В.И.Джангриян
Директор ЧОУ Прогимназии
№63 ОАО «РЖД»
__________М.А.Ломова
Приказ ОУ от «30»08.2024 г. №__214__
«30» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
(предмет)
Уровень общего образования
начальное общее образование
2А класс
на 2024/2025 учебный год
Рабочую программу составил(а):
Лунева И.В.,
учитель начальных классов
высшей категории
г. Батайск
2024 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к
результатам освоения основной образовательной программы»,
представленных
в
Федеральном
государственном
образовательном стандарте начального общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам
освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Музыка», а также на основе авторской
программы «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагина, М., Просвещение, 2010г.;
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования» (далее – ФОП НОО);
приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» (далее – ФГОС НОО);
устава ЧОУ Прогимназия №63 ОАО «РЖД»;
положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ЧОУ
Прогимназия №63 ОАО «РЖД»;
федеральной рабочей программы по учебному предмету «Музыка».
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе
воспитания ЧОУ Прогимназии №63 ОАО «РЖД». В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития музыкального
образования в Российской Федерации.
Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для
достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).
Цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием
музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций,
чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через
творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и
сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка
общения, художественного отражения многообразия жизни;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.
2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через
доступные формы музицирования.
3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через
собственный внутренний опыт эмоцио- нального переживания.
4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регу- лятивными универсальными учебными действиями.
Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения.
5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования. Введение ребёнка в искусство через
разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах); в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное модели- рование и др.);
д) Исследовательские и творческие проекты.
6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства,
элементы музыкального языка.
7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонаци- онно-образного строя отечественной музыкальной
культуры.
8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов.
1.2.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Учебным планом ЧОУ Прогимназии № 63 ОАО «РЖД» предмет «Музыка» изучается в 2 классе 1 учебный час в неделю
(34 часа в год ) В соответствие календарному графику программа во 2 «А» классе будет реализована за 34 часа.
При разработке рабочей программы по предмету «Музыка» образовательная организация вправе использовать возможности сетевого
взаимодействия, в том числе с организациями системы дополнительного образования детей, учреждениями культуры, организациями
культурно-досуговой сферы (театры, музеи, творческие союзы).
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках,
конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами
образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Музыка»
входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс
включительно.
1.3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для реализации программы используются учебники, допущенные к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, приказом Минпросвещения от 21.09.2022 № 858:
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА:
УМК «Школа России» Музыка: 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций Е.Д. Критская .Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – 13-е
издательсво, перераб. – М.:Просвещение, 2021 г. -128с.: ил.- (Школа России).
Электронные образовательные ресурсы, допущенные к использованию при реализации образовательными организациями имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования приказом
Минпросвещения от 02.08.2022 № 653:
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ:
1. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
2. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
3. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
4. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
5. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.
7. Российская Электронная Школа
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:
Компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран, цифровое фортепиано.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «МУЗЫКА»
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Музыка»
входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс
включительно.
Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности
изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими
преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и
образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
Основные линии содержания курса музыки во 2 классах представлены восемью модулями (тематическими линиями) обеспечивающими
преемственность
с образовательной программой дошкольного
и
основного общего образования, непрерывность
изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»;
модуль № 2 «Народная музыка России»;
модуль № 3 «Духовная музыка»;
модуль № 4 «Классическая музыка»;
модуль № 5 «Музыка театра и кино»;
модуль № 6 «Музыка в жизни человека».
Вариативная компоновка тематических блоков позволяет существенно расширить формы и виды деятельности за счёт внеурочных и
внеклассных мероприятий – посещений театров, музеев, концертных залов, работы над исследовательскими и творческими проектами. В
таком случае количество часов, отводимых на изучение данной темы, увеличивается за счёт внеурочной деятельности в рамках часов,
предусмотренных эстетическим направлением плана внеурочной деятельности образовательной организации.
2 класс
Модуль «МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Музыкальные пейзажи.
Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося природой. Музыка – выражение глубоких
чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами.
Музыкальные портреты.
Музыка, передающая образ человека, его походку, движения,характер, манеруречи. «Портреты», выраженные в музыкальных интонациях.
Танцы, игры и веселье.
Музыка – игра звуками. Танец – искусство и радость движения. Примеры популярных танцев.
Главный музыкальный символ.
Гимн России – главный музыкальный символ нашей страны. Традиции исполнения Гимна России. Другие гимны.
Искусство времени.
Музыка – временное искусство. Погружение в поток музыкального звучания. Музыкальные образы движения, изменения и развития.
Mодуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА»
Мелодия.
Мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное движение мелодии, скачки. Мелодический рисунок.
Сопровождение.
Аккомпанемент. Остинато. Вступление, заключение, проигрыш. Песня.
Куплетная форма. Запев, припев. Тональность. Гамма.
Тоника, тональность. Знаки при ключе. Мажорные и минорные тональности (до 2-3 знаков при ключе).
Интервалы.
Понятие музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта, секста, октава. Диссонансы: секунда, септима.
Вариации.
Варьирование как принцип развития. Тема. Вариации. Музыкальный язык.
Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.). Штрихи (стаккато, легато, акцент и др.).
Лад.
Понятие лада. Семиступенные лады мажор и минор. Краска звучания. Ступеневый состав.
Модуль «КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Композиторы – детям.
Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра. Песня, танец, марш.
Музыкальные инструменты. Фортепиано.
Рояль и пианино. История изобретения фортепиано, «секрет»названия инструмента (форте + пиано). «Предки» и «наследники» фортепиано
(клавесин, синтезатор).
Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель.
Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера,
изготавливавшие инструменты.
Программная музыка.
Программная музыка. Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф.
Симфоническая музыка.
Симфонический
оркестр.
Тембры,
группы
инструментов.
Симфония, симфоническая картина.
Европейские композиторы-классики.
Творчество выдающихся зарубежных композиторов.
Русские композиторы-классики.
Творчество выдающихся отечественных композиторов.
Мастерство исполнителя.
Творчество выдающихся исполнителей – певцов, инструменталистов, дирижёров. Консерватория, филармония, Конкурс имени П. И.
Чайковского.
Модуль «ДУХОВНАЯ МУЗЫКА»
Звучание храма.
Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и др.). Звонарские приговорки. Колокольность в музыке русских композиторов.
Песни верующих.
Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторов-классиков.
Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ»
Русский фольклор.
Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.). Детский фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки).
Русские народные музыкальные инструменты.
Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки). Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии.
Народные праздники.
Обряды, игры, хороводы, праздничная символика – на примере одного или нескольких народных праздников.
Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов.
Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов. Народные жанры, интонации как основа для композиторского
творчества.
Модуль «МУЗЫКА ТЕАТРА И КИНО»
Музыкальная сказка на сцене, на экране.
Характеры персонажей, отражённые в музыке. Тембр голоса. Соло. Хор, ансамбль.
Театр оперы и балета.
Особенности музыкальных спектаклей. Балет. Опера. Солисты, хор, оркестр, дирижёр в музыкальном спектакле.
Опера. Главные герои и номера оперного спектакля.
Ария, хор, сцена, увертюра – оркестровое вступление. Отдельные номера из опер русских и зарубежных композиторов.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего образования достигаются во взаимодействии
учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и
традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры
народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы,
города, республики.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться
принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное
в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины
мира; познавательные
интересы,
активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к
физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный
слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных
целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»:
1.
Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять
элементы музыкального звучания по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты,
элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.);
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за
звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма;
выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы.
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в
том числе в отношении собственных музыкально-исполнительских навыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей
музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;
сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе
предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между
музыкальными объектами и явлениями (часть – целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме
двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её
проверки;
соблюдать с
помощью
взрослых
(учителей, родителей (законных представителей) обучающихся)
информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
анализировать
музыкальные тексты (акустические
и
нотные)
по предложенному учителем алгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
правила
2.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание
музыкального высказывания;
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к
исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в
повседневном общении.
Вербальная коммуникация:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать
устные
и
письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки;
переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы,
выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной
(типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.
3.
Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выстраивать
последовательность
выбранных
действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности
(внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения,
эмоционального душевного равновесия и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют
начальный этап формирования
у обучающихся основ музыкальной культуры и
проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном
ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
ь, играть на доступных музыкальных инструментах, умеют слушать серьёзную музыку, знают
правила поведения в театре, концертном зале;
сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов,
исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор;
имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных смежных видах искусства;
с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;
стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать
сформированность умений.
2 класс
Модуль «Музыка в жизни человека»:
исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни, посвящённые Великой Отечественной войне,
песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения;
воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика),
танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом);
осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к
развитию и удовлетворению эстетических потребностей.
Модуль «Народная музыка России»:
определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке
различных регионов России;
определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты; группировать народные музыкальные инструменты по
принципу звукоизвлечения:
духовые, ударные, струнные;
определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству;
различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов – народных и академических;
создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни;
исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения;
участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров.
Модуль «Музыкальная грамота»:
классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие;
различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение
соответствующих терминов;
различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций;
различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;
понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы – двухчастную, трёхчастную и
трёхчастную репризную, рондо, вариации;
ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона; исполнять и создавать различные ритмические рисунки;
исполнять песни с простым мелодическим рисунком.
Модуль «Классическая музыка»:
различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав;
различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни,
танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;
различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их
разновидности, приводить примеры;
исполнять (в
том числе фрагментарно,
отдельными темами)
сочинения композиторов-классиков;
воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь
кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия;
характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа;
соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса
выразительных средств.
Модуль «Духовная музыка»:
определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное предназначение;
исполнять доступные образцы духовной музыки;
уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других
конфессий согласно региональной религиозной традиции).
Модуль «Музыка театра и кино»:
определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл);
различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные
произведения (фрагменты) и их авторов;
различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, уметь
определять их на слух;
отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант,
дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др.
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
2 «А» класс
Раздел/Тема урока
Номер Количество
урока
часов,
по
отводимых
порядку
на
освоение
темы
ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ
Модуль 1. Народная музыка России
Край, в котором ты
1
1
живёшь
Русский фольклор
2
1
Русские народные
3
1
музыкальные
инструменты
Сказки, мифы и
4
1
легенды
Народные праздники
5
1
Фольклор народов
6
1
России
Фольклор в творчестве
7
1
профессиональных
музыкантов
Модуль 2. Классическая музыка
Русские композиторы8
1
классики
Европейские
9
1
композиторы-классики
Электронные учебно-методические
материалы
Воспитательный компонент
(на раздел)
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5953/start/226607/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4159/start/226628/
http://www.musicandi.ru/lesson/1klass/urok0101_c0104/
1.
Установление
доверительных
отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию
учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на
уроке
информации,
активизации
их
познавательной деятельности.
2.
Побуждение школьников соблюдать на
уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и
сверстниками
(школьниками),
принципы
учебной дисциплины и самоорганизации.
3.
Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой
на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3928/start/226003/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5092/start/270655/
http://www.musicandi.ru/lesson/1klass/urok0101_c0106/
http://music-fantasy.ru/materials/chaykovskiy-
1. Побуждение школьников соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и
сверстниками (школьниками), принципы
Музыкальные
инструменты. Скрипка,
виолончель.
Вокальная музыка
Программная музыка
Симфоническая музыка
Мастерство
исполнителя
Инструментальная
музыка
10
1
11
12
13
14
1
1
1
1
15
1
Модуль № 3 «Музыка в жизни человека»
Главный музыкальный
16
1
символ
Красота и вдохновение
17
1
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Модуль № 4 «Музыка народов мира»
Диалог культур
18, 19
2
Модуль № 5 «Духовная музыка»
Инструментальная
20
1
detskiy- albom
https://propianino.ru/kompozitory-detyam-chajkovskijdetskij-albom#um
учебной дисциплины и самоорганизации.
2.
Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой
на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения.
3.
Включение в урок игровых процедур,
которые помогают поддержать мотивациюдетей
к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных
отношений
в
классе,
помогают
установлению
доброжелательной атмосферы во время урока.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5092/start/270655/
http://www.musicandi.ru/lesson/1klass/urok0101_c0101/
http://www.musicandi.ru/lesson/1klass/urok0101_c0121
http://www.musicandi.ru/lesson/1klass/urok0101_c0128
http://www.musicandi.ru/lesson/1klass/urok0101_c0123/
1.
Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой
на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения.
2.
Включение в урок игровых процедур,
которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в
классе,
помогают
установлению
доброжелательной атмосферы во время урока.
http://www.musicandi.ru/lesson/1klass/urok0101_c0114/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5953/start/226607/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4159/start/226628/
1.
Установление
доверительных
отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию
учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на
http://school-collection.edu.ru/catalog/
музыка в церкви
Искусство Русской
православной церкви
Религиозные праздники
21
1
22
1
Модуль № 6 «Музыка театра и кино»
Музыкальная сказка на
23, 24
2
сцене, на экране
Театр оперы и балета
25
1
Балет. Хореография –
26
1
искусство танца
Опера. Главные герои и
27, 28
2
номера оперного
спектакля
Сюжет музыкального
29
1
спектакля
Оперетта, мюзикл
30
1
https://resh.edu.ru/subject/6/2/
http://www.musicandi.ru/lesson/1klass/urok0101_c0114/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5957/start/225872/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6406/start/226859/
http://school-collection.edu.ru/catalog/
уроке
информации,
активизации
их
познавательной деятельности.
2.
Побуждение школьников соблюдать на
уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и
сверстниками
(школьниками),
принципы
учебной дисциплины и самоорганизации.
3.
Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой
на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения.
4.
Использование
воспитательных
возможностей содержания учебного предмета
через
демонстрацию
детям
примеров
ответственного, гражданского поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для
обсуждения в классе.
1. Установление
доверительных
отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию
учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на
уроке информации,активизации их
познавательнойдеятельности.
2.
Побуждение школьников соблюдать на
уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и
сверстниками (школьниками), принципы
Модуль № 7 «Современная музыкальная
культура»
Современные
31
1
обработки классической
музыки
Джаз
32
1
Исполнители
33
1
современной музыки
Электронные
34
1
музыкальные
инструменты
Общее количество часов по
программе
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5957/start/225872/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6406/start/226859/
http://school-collection.edu.ru/catalog/
учебной дисциплины и самоорганизации.
3.
Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой
информацией
–
инициирование
ее
обсуждения,
высказывания
учащимися
своего мнения по ее поводу, выработкисвоего
к ней отношения.
4. Включение в урок игровых процедур,
которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению
34
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 «А» КЛАСС
№
п/п
№
п/п
разд.а
Темы урока во 2 «А» классе
Дата проведение урока
По плану
Модуль 1. Музыка в жизни человека.
1
1.1
Здравствуй, Родина моя
05.09.24
2
1.2
Расскажи сказку.
12.09.24
3
1.3
Танцы, танцы, танцы...
19.09.24
4
1.4
Гимн России.
26.09.24
Модуль 2. Музыкальная грамота.
5
2.1
Мелодия.
03.10.24
6
2.2
Эти разные марши.
10.10.24
7
2.3
Колыбельные.
17.10.24
8
2.4
Мама.
24.10.24
По факту
Домашнее задание
Модуль 3. Классическая музыка.
9
3.1
Тональность. Гамма
07.11.24
10
3.2
Природа и музыка.
14.11.24
11
3.3
Прогулка.
21.11.24
12
3.4
Музыкальные инструменты.
28.11.24
13
3.5
Музыкальные инструменты.
05.12.24
Модуль 4. Духовная музыка
14
4.1
Великий колокольный звон.
12.12.24
15
4.2
Сергий Радонежский. Молитва.
19.12.24
16
4.3
Александр Невский.
26.12.24
Модуль 5. Музыкальная грамота.
17
5.1
Мелодия.
09.01.25
18
5.2
Сопровождение.
16.01.25
19
5.3
Разыграй песню.
23.01.25
20
5.4
Русские народные инструменты.
30.01.25
21
5.5
Проводы зимы. Встреча весны.
06.02.25
22
5.6
Музыка в народном стиле. Сочини песенку.
13.02.25
Модуль 6. Музыкальная грамота.
23
6.1
Плясовые наигрыши.
20.02.25
Модуль 7. Музыка театра и кино.
24
7.1
Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр.
27.02.25
25
7.2
Театр оперы и балета.
06.03.25
26
7.3
Волшебная палочка. Опера "Руслан и Людмила".
13.03.25
Модуль 8. Классическая музыка.
27
8.1
Картинки с выставки. Музыкальное впечатление.
20.03.25
28
8.2
Звучит нестареющий Моцарт.
Модуль 9. Музыкальная грамота.
29
9.1
Волшебный цветик-семицветик.
03.04.25
10.04.25
Два лада.
17.04.25
Модуль 10. Классическая музыка.
31
10.1 Симфоническая сказка.
24.04.25
30
9.2
32
10.2
И всё это – Бах!
15.05.25
33
10.3
Всё в движении.
22.05.25
34
10.4
Первый. Мир композитора
29.05.25