Рабочая программа по родному языку для 3 класса на 2024-2025 уч. год

Частное общеобразовательное учреждение Прогимназия №63
Открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
(ЧОУ Прогимназия №63 ОАО «РЖД»)

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО учителей
начальный классов
Руководитель ШМО
__________/ Н.В.Адеева
Протокол от 30.08.2024 г.
№ 1__

Зам. директора по УР
ЧОУ Прогимназии №63
ОАО «РЖД»
______/ В.И.Джангриян

Директор ЧОУ Прогимназии
№63 ОАО «РЖД»
______________М.А.Ломова
Приказ ОУ от «30» 08.2024 г.
№214

«30» августа 2024 г.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 02F5949E00A2B1548744681BA6B137706C
Владелец: Ломова Мария Анатольевна
Действителен: с 03.07.2024 до 03.10.2025

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному языку (русскому)
(предмет)
Уровень общего образования
начальное общее образование
__3 класс
на 2024/2025 учебный год

Рабочую программу составил(а):
Коломийцева О.Л.,
учитель начальных классов
высшей категории

г. Батайск
2024 год

Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)»
на уровне начального общего образования (для 1–4-х классов)
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» на уровне начального общего
образования для обучающихся 1–4-х классов ЧОУ Прогимназии №63 ОАО «РЖД» разработана
в соответствии с требованиями:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
 приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования» (далее – ФОП НОО);
 приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования» (далее – ФГОС
НОО);
 устава ЧОУ Прогимназия №63 ОАО «РЖД»;
 положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся в ЧОУ Прогимназия №63 ОАО «РЖД»;
 федеральной рабочей программы по учебному предмету «Родной язык (русский)».
Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский)» на уровне начального
общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы
начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты,
сформулированные в рабочей программе воспитания ЧОУ Прогимназии №63 ОАО «РЖД»
Целями изучения родного русского языка являются:
 осознание русского языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей русского
народа; понимание значения родного языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего
народа, осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного
интереса к родному языку и желания его изучать, любви, уважительного отношения к русскому
языку, а через него — к родной культуре;
 овладение первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства Российской Федерации, о месте русского языка среди других языков
народов России; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
овладение культурой межнационального общения;
 овладение первоначальными представлениями о национальной специфике языковых единиц
русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной
семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
овладение выразительными средствами, свойственными русскому языку;
 совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц,
анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира,
отражённой в языке;
 совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный
поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
 совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение
русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного
запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
 приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание
самостоятельности в приобретении знаний.
Задачами изучения родного (русского) языка являются:
 совершенствование у обучающихся как носителей языка способности ориентироваться в
пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции, изучение исторических фактов развития
языка;
 расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое

мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и другие), включение обучающихся в
практическую речевую деятельность.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования учебный предмет «Родной язык (русский)» входит в предметную область
«Родной язык и литературное чтение на родном языке» и является обязательным для изучения.
Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (русского) языка, – 3 классе – 34
часа (1 час в неделю). Будет реализовано за 35 часов за счет усиление базового ядра.
Для реализации программы используются учебники, допущенные к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, приказом Минпросвещения от 21.09.2022 № 858:


Родной русский язык 3 класс, О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, М., Просвещение, 2021

Электронные образовательные ресурсы, допущенные к использованию при реализации
образовательными организациями имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования приказом
Минпросвещения от 02.08.2022 № 653:
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3-Й КЛАСС
Русский язык: прошлое и настоящее (20 ч)
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с особенностями
мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат –
братство – побратим).
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие природные явления и
растения (например, образные названия ветра, дождя, снега, названия растений).
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие занятия людей
(например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие музыкальные
инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава,
сокол, соловей, зорька, солнце): уточнение значений, наблюдение за использованием в
произведениях фольклора и художественной литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания.
Откуда в русском языке эта фамилия? История моих имени и фамилии. (Приобретение опыта
поиска информации о происхождении слов.)
Язык в действии (11 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в
произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную
оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка,
книжища, заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, числа имён
существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических
форм имён существительных (например, форм родительного падежа множественного числа).
Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования
предложно-падежных форм существительных (на практическом уровне). Существительные,
имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках
изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Секреты речи и текста (4 ч)

Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований о путешествии по городам, об участии в мастер-классах,
связанных с народными промыслами. Создание текстов-рассуждений с использованием различных
способов аргументации (в рамках изученного). Редактирование предложенных текстов с целью
совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).
Смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и
литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и других). Языковые особенности текстов
фольклора и художественных текстов или их фрагментов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Гражданско-патриотическое воспитание:
- становление ценностного отношения к своей Родине – России, в том числе через изучение
родного русского языка, отражающего историю и культуру страны;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли
русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения народов России;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе
через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
- уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из
художественных произведений;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях.
Духовно-нравственное воспитание:
- признание индивидуальности каждого человека с использованием собственного жизненного и
читательского опыта;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием
языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка).
Эстетическое воспитание:
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в
искусстве слова, осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в
процессе языкового образования;
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе
приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения.
Трудовое воспитание:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из
художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям,
возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений.
Экологическое воспитание:
-бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
- первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные
представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира),
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность
в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и

самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у обучающегося
будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых
единиц, устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц; классифицировать
языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного
учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми
единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом,
делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой
ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе
предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять
по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с
помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; прогнозировать
возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой
информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в
предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете
(информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии
с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно
создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и
дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно
высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с

речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о
результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. Совместная
деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем
формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать
конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
























К концу обучения в 3 классе обучающийся достигнет следующих предметных результатов по
отдельным темам программы по родному (русскому) языку:
осознавать национальное своеобразие, богатство, выразительность русского языка;
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с
особенностями мировосприятия и отношений между людьми, слова, называющие природные
явления и растения, слова, называющие занятия людей, слова, называющие музыкальные
инструменты);
распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения, наблюдать
особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях
детской художественной литературы;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
понимать значения русских пословиц и поговорок, крылатых выражений, связанных с изученными
темами, правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
понимать значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет
русского народа, элементы русского традиционного быта (в рамках изученных тем), осознавать
уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
соблюдать при письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках
изученного);
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
использовать учебный орфоэпический словарь для определения нормативного произношения слова,
вариантов произношения;
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует
обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
правильно употреблять отдельные формы множественного числа имён существительных;
выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением
согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже;
пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвалу,
просьбу, извинение, поздравление;
выражать мысли и чувства на родном языке в соответствии с ситуацией общения;
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об
истории языка и о культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать главные факты от
второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между








фактами;
проводить смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных
и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и другие), определять языковые
особенностей текстов;
выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации;
оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной
передачи смысла.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК»
3-Й КЛАСС
№

1.

Раздел программы,
основное содержание по
темам

Раздел 1. Русский язык:
прошлое и настоящее
Слова, связанные с
особенностями
мировосприятия и
отношений между
людьми.
Слова, называющие
природные явления и
растения.
Слова, называющие
предметы и явления
традиционной русской
культуры.
Слова, обозначающие
предметы традиционной
русской культуры.
Русские традиционные
сказочные образы,
эпитеты и сравнения:
уточнение значений,
наблюдение за
использованием в
произведениях фольклора
и художественной
литературы.
Названия старинных
русских городов,
сведения о
происхождении этих
названий.

Кол-во
часов

ЭОР и ЦОР

Деятельность учителя с учетом
рабочей программы воспитания

20

Электронная
форма учебника,
библиотека РЭШ.
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (schoolcollection.edu.ru)

Воспитание ценностного отношения
к родному языку как отражению
культуры, включение учащихся в
культурно-языковое пространство
русского народа, осмысление
красоты и величия русского языка;
приобщение к литературному
наследию русского народа;
обогащение активного и пассивного
словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения
родным языком во всей полноте его
функциональных возможностей в
соответствии
с нормами устной и письменной
речи,
правилами речевого этикета;
расширение знаний о родном языке
как системе и как развивающемся
явлении, формирование
аналитических умений в отношении
языковых единиц и текстов разных
функционально-смысловых типов и
жанров.
Результаты изучения
учебного предмета «Русский родной
язык» на уровне начального общего
образования должны быть
ориентированы на применение
знаний, умений и навыков в учебных
ситуациях и реальных жизненных
условиях и отражать понимание
взаимосвязи языка, культуры и

истории народа.

2

Язык в действии
Правильное
произношение слов.
Многообразие суффиксов,
позволяющих выразить
различные оттенки
значения и различную
оценку.
Специфика
грамматических категорий
русского языка (например,
категории рода, числа
имён существительных).
Существительные,
имеющие только форму
единственного или только
форму множественного
числа. Практическое
овладение нормами
употребления отдельных
грамматических форм
имён существительных
(например, форм
родительного падежа
множественного числа).
Практическое овладение
нормами правильного и
точного употребления
предлогов с
пространственным
значением, образоване
предложенных падежных
форм существительных.

11

Электронная
форма учебника,
библиотека РЭШ.
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (schoolcollection.edu.ru)

Овладение основными
нормами русского литературного
языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими,
стилистическими), приобретение
опыта использования языковых норм
в речевой практике:
осознание важности соблюдения
норм современного русского
литературного языка для культурного
человека;
соотнесение собственной и чужой
речи с нормами современного
русского литературного языка (в
рамках изученного);
соблюдение на письме и в устной
речи норм современного русского
литературного языка (в рамках
изученного);
соблюдение основных
орфоэпических и акцентологических
норм современного русского
литературного языка: произношение
слов с правильным ударением
(расширенный перечень слов)
осознание смыслоразличительной
роли ударения на примере
омографов;
соблюдение основных лексических
норм современного русского
литературного языка;
проведение синонимических
замен с учётом особенностей текста;
выявление и исправление речевых
ошибок в устной речи;
соблюдение основных
грамматических норм современного
русского литературного языка:
редактирование письменного текста
с целью исправления
грамматических ошибок;
соблюдение основных
орфографических и пунктуационных
норм современного русского
литературного языка (в рамках

изученного в основном курсе):
совершенствование умений
пользоваться словарями
Секреты речи и текста

4

Учатся правильно произносить слова и
образовывать их формы,, овладевают
нормами правильного употребления
предлогов, частей речи , сравнивают со
старинными нормами употребления
слов.
Создают тексты- повествования и
рассуждения: о путешествии по
городам; об участии в мастер-классах,
связанных с народными промыслами.,
учатся редактировать тексты.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РОДНОМУ
(РУССКОМУ) ЯЗЫКУ
№
п/п

Тема

1 -2

Где путь прямой, там не езди по кривой.

3-4

Кто друг прямой, тот брат родной.

5-6

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.

7-8

Сошлись два друга - мороз да вьюга.

9-10

Ветер без крыльев летает.

11-12

Какой лес без чудес.

13-14

Дело мастера боится.

15-16

Заиграйте, мои гусли…

17-18

Что ни город, то норов.

19-20

У земли ясно солнце, у человека- слово.

21-22

Для чего нужны суффиксы?

23-24

Какие особенности рода существительных есть в

Дата
по
плану
02.09
09.09
16.09
23.09
30.09
07.10
14.10
21.10
11.11
18.11
25.11
02.12
09.12
16.12
23.12
28.12
13.01
20.01
27.01
03.02
10.02
17.02
24.02

Дата
факт

Домашнее
задание

русском языке?

03.03

25-26

Все ли имена существительные умеют
изменяются по числам?

10.03
17.03

27-28

Как изменяются имена существительные во
множественном числе?

31.03
07.04

29-30

Зачем в русском языке такие разные предлоги?

31

Проверочная работа «Что нового мне удалось
узнать об особенностях русского языка»
Создаем тексты-рассуждения

14.04
21.04
28.04

32

05.05
12.05

34

Создаем тексты-рассуждения. Проверочная
работа
Учимся редактировать тексты

35

Создаем тексты-повествования

26.05

33

19.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».