Рабочая программа по родному языку для 1 Б класса на 2024-2025 уч. год

Частное общеобразовательное учреждение «Прогимназия № 63
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
(ЧОУ Прогимназия № 63 ОАО «РЖД»)

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО учителей
начальный классов
Руководитель ШМО
__________/Н.В. Адеева
Протокол от 30.08.2024 г.
№ 1

Зам. директора по УР
ЧОУ Прогимназии №63
ОАО «РЖД»
________/ В.И.Джангриян

Директор ЧОУ Прогимназии
№63 ОАО «РЖД»
__________М.А.Ломова
Приказ ОУ от «30»08.2024 г.
№__214__

«30» августа 2024 г.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному (русскому) языку
(предмет)
Уровень общего образования
начальное общее образование
1Б класс

Сертификат:
02F5949E00A2B1548744681BA6B137706C
Владелец: Ломова Мария Анатольевна
Действителен: с 03.07.2024 до 03.10.2025

на 2024/2025 учебный год

Рабочую программу составил(а):
Горбатко С. А.
учитель начальных классов

г. Батайск
2024 год

Рабочая программа по родному языку (русский)
на уровень начального общего образования (для 1–4-х классов)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа родной язык (русский) на уровень начального общего образования для
обучающихся 1–4-х классов ЧОУ Прогимназии №63 ОАО «РЖД» разработана в соответствии
с требованиями:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;

приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;

приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования» (далее –
ФОП НОО);

приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (далее – ФГОС НОО);

устава ЧОУ Прогимназия №63 ОАО «РЖД»;

положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся в ЧОУ Прогимназия №63 ОАО «РЖД»;

федеральной рабочей программы по учебному предмету «родной язык (русский)».
Рабочая программа по родному языку (русскому) на уровне начального общего
образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г. № 64100), Концепции преподавания русского
языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р), а также ориентирована на целевые
приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Целями изучения русского родного языка являются:
 осознание русского языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей
русского народа; понимание значения родного языка для освоения и укрепления
культуры и традиций своего народа, осознание национального своеобразия русского
языка; формирование познавательного интереса к родному языку и желания его
изучать, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной
культуре;
 овладение первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства Российской Федерации, о месте русского языка среди
других языков народов России; воспитание уважительного отношения к культурам и
языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
 овладение первоначальными представлениями о национальной специфике языковых
единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с
национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного
языка и русском речевом этикете; овладение выразительными средствами, свойственными русскому языку;

 совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц,
анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей
картины мира, отражённой в языке;
 совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
 совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к
речевому самосовершенствованию;
 приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку,
воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Задачами изучения родного (русского) языка являются:
 совершенствование у обучающихся как носителей языка способности ориентироваться
в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции, изучение исторических
фактов развития языка;
 расширение представлений о различных методах познания языка (учебное
лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и другие),
включение обучающихся в практическую речевую деятельность.
Для реализации программы используются учебники, допущенные к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, приказом Минпросвещения от 21.09.2022 № 858:
Программа обеспечена УМК, который
включен в федеральный перечень рекомендуемых
учебников (приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 №345)
 .Русский родной язык. 1 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М.
Александрова и др. М.: Просвещение, 2020.
 Русский родной язык. 1–4 классы. Рабочие программы/О.М. Александрова, М.И.
Кузнецова, Л.В. Петленко и др. М.: Просвещение, 2019.
Электронные образовательные ресурсы, допущенные к использованию при реализации
образовательными организациями имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования приказом
Минпросвещения от 02.08.2022 № 653:
 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru);
 Российская электронная школа (resh.edu.ru);
 «Учи.ру» — интерактивная образовательная онлайн-платформа (uchi.ru);
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования учебный предмет «Родной язык (русский)» входит в предметную область
«Родной язык и литературное чтение на родном языке» и является обязательным для изучения.
Количество часов рекомендованных для изучения родного (русского) языка в 1 классе – 33
часа (1 час в неделю), согласно учебному плану на 2024-2025 учебный год программа будет
реализована за 17 часов, за счет уплотнения базового ядра.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1 Русский язык: прошлое и настоящее.


Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского
алфавита.
 Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Практическая работа.
Оформление буквиц и заставок. Лексические единицы с национально-культурной
семантикой, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что
как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и другие); как
называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и
другие).
 Имена в малых жанрах фольклора (пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Проектное задание. Словарь в картинках.
Раздел 2. Язык в действии.
 Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в
произношении слов).
 Смыслоразличительная роль ударения.
 Звукопись в стихотворном художественном тексте. Наблюдение за сочетаемостью слов
(пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3. Секреты речи и текста.
 Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма
устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить?
Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопросуточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
 Различные приемы слушания научно-познавательных и художественных текстов об
истории языка и культуре русского народа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Гражданско-патриотическое воспитание:
 становление ценностного отношения к своей Родине – России, в том числе через изучение
родного русского языка, отражающего историю и культуру страны;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание
роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения народов России;
 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том
числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
 уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из
художественных произведений;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в
художественных произведениях.

Духовно-нравственное воспитание:
 признание индивидуальности каждого человека с использованием собственного
жизненного и читательского опыта;
 проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
 неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых
средств языка).
Эстетическое воспитание:
 уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
 стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе
в искусстве слова, осознание важности русского языка как средства общения и
самовыражения;
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
 соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной
информации в процессе языкового образования;
 бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе
приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и
правил общения.
Трудовое воспитание:
 осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам
из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к
различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных
произведений.
Экологическое воспитание:
 бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
 неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
 первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные
представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины
мира),
 познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского
языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные
действия.
Базовые логические действия:
 сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения

языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц;
 объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
 определять существенный признак для классификации языковых единиц;
классифицировать языковые единицы;
 находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при
работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе
языковыхединиц;
 выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
 устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым
материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
 с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта,
речевой ситуации;
 сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);
 проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание;
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения,
исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа
предложенного языкового материала; прогнозировать возможное развитие процессов,
событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
 выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;
 согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в
предложенном источнике: в словарях, справочниках;
 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям,
справочникам, учебнику);
 соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в
Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о
происхождении слова, о синонимах слова);
 анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
 понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической
информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия.
Общение:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
 проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги
и дискуссии;
 признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и

аргументированно высказывать своё мнение;
 строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
 готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о
результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность:
 формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного
учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
 проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно
разрешать конфликты;
 ответственно выполнять свою часть работы;оценивать свой вклад в общий результат;
 выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у
регулятивные универсальные учебные действия.

обучающегося

формируются

Самоорганизация:
 планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
 устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои
учебные действия для преодоления речевых и орфографическихошибок;
 соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц;
 находить ошибки, допущенные при работе с языковым материалом, находить
орфографические и пунктуационные ошибки;
 сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников,
объективнооценивать их по предложенным критериям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся достигнет следующих предметных результатов
по отдельным темам программы по родному (русскому) языку:
 распознавать слова с национально-культурным компонентом значения, обозначающие
предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значения устаревших
слов по указанной тематике;






использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения
слова;
понимать значения русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для
культурного человека;
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
осознавать смыслоразличительную роль ударения;



соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного
языка (в рамках изученного);
 выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует
обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
 различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации;
 уместно использовать коммуникативные приёмы диалога (начало и завершение диалога и
другие);
 владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
 использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке в соответствии с ситуацией общения;
 владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных
текстов об истории языка и культуре русского народа;
 анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нём
наиболее существенные факты.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК
(РУССКИЙ)» 1 КЛАСС
№
п/п
1.

2.

3.

Тема
Секреты речи и текста
Как люди общаются друг с
другом
Вежливые слова.
Как люди приветствуют друг
друга
Имена в малых жанрах
фольклора
Сравниваем тексты
Язык в действии
Роль логического ударения
Произносим правильно
Как сочетаются слова
Русский язык: прошлое и
настоящее
Как писали в старину
Дом в старину: что как
называлось
Во что одевались в старину.

Итого

Колво
ЭОР и ЦОР
часов
7
Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (schoolcollection.edu.ru).
3

7

17 ч

Деятельность учителя с
учетом рабочей программы
воспитания
Установление доверительных
отношений с обучающимися,
способствующих позитивному
восприятию обучающимися
требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке
информации, активизации их
познавательной деятельности;
побуждение обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила общения со
старшими и сверстниками,
принципы учебной дисциплины
и самоорганизации;
привлечение внимания
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их
работы с получаемой на уроке
социально значимой
информацией;
включение в урок игровых
процедур с целью поддержания
мотивации обучающихся к
получению знаний,
налаживанию позитивных
межличностных отношений в
классе;

5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» 1 КЛАСС
№
урока
1
2
3

4

5
6
7

8

9

10

11

12

13

14

Тема урока
Как люди общаются друг с другом. Слова, называющие
предметы, признаки, действия. Устная и письменная речь
Гласные и согласные звуки. Ударение. Звонкие и глухие
согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки
Вежливые слова.
Как люди приветствуют друг друга.
Стандартные обороты речи для участия в диалоге
Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как
правильно отблагодарить?
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом
и со взрослыми
Зачем людям имена Имена в малых жанрах фольклора.
Цели и виды вопросов (вопрос уточнение, вопрос как запрос на
новое содержание)
Выделяем голосом важные слова.
Роль логического ударения.

Дата проведения
План
Факт
04.09
18.09
02.10

16.10

06.11
20.11
04.12

Как можно играть звукам.
Звукопись в стихотворном художественном тексте
Где поставить ударение.
Произносим правильно
Смыслоразличительная роль ударения
Как сочетаются слова

18.12

Как писали в старину
Особенности оформления книг в Древней Руси:
оформление красной строки и заставок.
Практическая работа «Оформляем красную строку»
Сведения об истории русской письменности: как появились
буквы современного русского алфавита.
Практическая работа «Оформление буквиц и заставок»
Дом в старину: что как называлось.
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:
дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы,
горница, светлица, светец, лучина )
Во что одевались в старину.
Практическая работа «Дом в старину»

29.01

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:
как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак,
рубаха, сарафан, лапти и т. д.)

09.04

15.01

12.02

05.03

19.03

16

Практическая работа «Одежда в старину»
Сравниваем тексты

23.04
07.05

17

Сопоставление текстов

21.05

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».