Частное общеобразовательное учреждение «Прогимназия № 63
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
(ЧОУ Прогимназия № 63 ОАО «РЖД»)
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО учителей
начальный классов
Руководитель ШМО
__________/Н.В. Адеева
Протокол от 30.08.2024 г.
№ 1
Зам. директора по УР
ЧОУ Прогимназии №63
ОАО «РЖД»
________/ В.И.Джангриян
Директор ЧОУ Прогимназии
№63 ОАО «РЖД»
__________М.А.Ломова
Приказ ОУ от «30»08.2024 г.
№__214__
«30» августа 2024 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 02F5949E00A2B1548744681BA6B137706C
Владелец: Ломова Мария Анатольевна
Действителен: с 03.07.2024 до 03.10.2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению на родном (русском) языке
(предмет)
Уровень общего образования
начальное общее образование
4 класс
на 2024/2025 учебный год
Рабочую программу составил(а):
Адеева Н.В.,
учитель начальных классов
высшей категории
г. Батайск
2024 год
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке
на уровень начального общего образования (для 1–4-х классов)
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке на уровень
начального общего образования для обучающихся 1–4-х классов ЧОУ Прогимназии №63 ОАО
«РЖД» разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования» (далее – ФОП НОО);
приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования» (далее – ФГОС
НОО);
устава ЧОУ Прогимназия №63 ОАО «РЖД»;
положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся в ЧОУ Прогимназия №63 ОАО «РЖД»;
Программа по литературному чтению на родном (русском) языке на уровне начального
общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы
начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
Программа по литературному чтению на родном (русском) языке разработана для
организаций, реализующих программы начального общего образования. Программа по
литературному чтению на родном (русском) языке направлена на оказание методической помощи
образовательным организациям и учителю и позволит:
- реализовать в процессе преподавания литературного чтения на родном (русском) языке
современные подходы к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов
обучения, сформулированных в ФГОС НОО;
- определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание
литературного чтения на родном (русском) языке по годам обучения в соответствии с ФГОС НОО;
- разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного
класса.
Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» являются:
воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как
существенной части родной культуры;
включениеобучающихсявкультурно-языковоепространствосвоегонародаиприобщениекегокультурномунаследию и современности, к традициям своего народа;
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за
сохранение русской культуры;
развитие читательских умений.
Достижение данных целей предполагает решение следующих задач:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа,
введение обучающегося в культурно-языковое пространство своего народа; формирование у
младшего школьника интереса к русской литературе как источнику историко-культурных,
нравственных, эстетических ценностей;
формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых
для национального русского сознания и отражённых в родной литературе;
обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на
основе изучения произведений русской литературы;
формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого
самосовершенствования;
совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику
различных текстов, участвовать в их обсуждении;
развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и
письменных высказываний о прочитанном.
Программа по математике составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых
ФГОС НОО и отражённых в его примерной основной образовательной программе по предмету
«Литературное чтение на родном языке» и рассчитана на 17 часов (0,5 часов в неделю), в
соответствии с календарным графиком программа будет реализована за 17 часов.
Для реализации программы используются учебники, допущенные к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, приказом Минпросвещения от 21.09.2022 № 858:
Александрова О. М, Кузнецова М. И., Романова В. Ю.Литературное чтение на родном языке
М., Просвещение, 2021 г.
Электронные образовательные ресурсы, допущенные к использованию при реализации
образовательными организациями имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования приказом
Минпросвещения от 02.08.2022 № 653:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru);
Российская электронная школа (resh.edu.ru);
«Новая начальная школа 1–4»;
Образовательный ресурс «Начальная школа»;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Мир детства.
Я и книги.
Испокон века книга растит человека.
Произведения, отражающие ценность чтения в жизни человека, роль книги в становлении
личности.
Например, С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы
«Последовательные
воспоминания»).
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»).
С.Т. Григорьев «Детство Суворова» (фрагмент).
Я взрослею.
Скромность красит человека.
Пословицы о скромности.
Произведения, отражающие традиционные представления о скромности как черте
характера.
Например, Е.В. Клюев «Шагом марш».
И.П. Токмакова «Разговор татарника и спорыша».
Любовь всё побеждает.
Произведения, отражающие традиционные представления о милосердии, сострадании,
сопереживании, чуткости, любви как нравственно-этических ценностях, значимых для
национального русского сознания.
Например, Б.П. Екимов «Ночь исцеления».
И.А. Мазнин «Летний вечер».
Я и моя семья.
Такое разное детство.
Произведения, раскрывающие картины мира русского детства в разные исторические эпохи:
взросление, особенности отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками.
Например, Е.Н. Верейская «Три девочки» (фрагмент).
М.В. Водопьянов «Полярный лётчик» (главы «Маленький мир», «Мой первый «полёт»).
К.В. Лукашевич «Моё милое детство» (фрагмент).
Я фантазирую и мечтаю.
Придуманные миры.
Отражение в произведениях фантастики проблем реального мира.
Например, Т.В. Михеева «Асино лето» (фрагмент).
В.П. Крапивин «Голубятня на жёлтой поляне» (фрагменты).
Раздел 2. Россия – Родина моя.
Родная страна во все времена сынами сильна.
Люди земли Русской.
Произведения о выдающихся представителях русского народа.
Например, Е.В. Мурашова «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»).
Ю.А. Гагарин «Сто восемь минут».
Что мы Родиной зовём.
Широка страна моя родная.
Произведения, отражающие любовь к Родине, красоту различных уголков родной земли.
Например, А.С. Зеленин «Мамкин Василёк» (фрагмент).
А.Д. Дорофеев «Веретено».
В.Г. Распутин «Саяны».
Сказ о валдайских колокольчиках.
О родной природе.
Под дыханьем непогоды.
Поэтические представления русского народа о ветре, морозе, грозе, отражение этих
представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе.
Например,
Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе.
В.Д. Берестов «Мороз».
М.М. Зощенко «Гроза».
А.А. Солоухин «Ветер».
Распределённое по классам содержание обучения сопровождается следующим
деятельностным наполнением образовательного процесса.
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих
национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по
воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному
чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения,
позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью
интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объёму и жанру
произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как
источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение
текстов
художественных
произведений,
отражающих
нравственноэтическиеценностииидеалы,значимыедлянациональногосознанияисохраняющиесявкультурномпро
странственапротяжениимногихэпох:любовькРодине,веру,справедливость,совесть,сострадание и
др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность,
смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость,
гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение,
почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром,
взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций.
Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его
переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа
о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих
представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния
окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям,
отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных
текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие
специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение
услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту
(подробный, краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов
общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объёму письменных высказываний по проблемам, поставленным в
изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений
для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту
словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.
Литературоведческая пропедевтика
Практическоеиспользованиеприанализетекстаизученныхлитературныхпонятий.
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы;
литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь;
художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма.
Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение
по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе
художественного произведения с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой
на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
Результаты изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» в составе
предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» соответствуют
требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования, сформулированным в Федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты, представленные по
основным направлениям воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:
—
становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через
изучение художественных произведений, отражающих историю и культуру страны;
—
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения народов России;
—
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в
том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
—
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров
из художественных произведений и фольклора;
—
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и
правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в фольклорных и художественных
произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
—
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный
и читательский опыт;
—
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств, для выражения своего состояния и чувств;
проявление эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
—
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств
языка);
—
сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций, в том числе с опорой на примеры художественных произведений;
Эстетического воспитания:
—
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
—
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том
числе в искусстве слова;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
—
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни
в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации;
—
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в
выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и
правил общения;
Трудового воспитания:
—
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря
примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
—
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
—
неприятие действий, приносящих ей вред; ценности научного познания:
—
первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в том числе в
процессе усвоения ряда литературоведческих понятий;
—
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к чтению художественных
произведений, активность и самостоятельность при выборе круга чтения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» у
обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные
действия.
Базовые логические действия:
—
сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения текстов,
устанавливать аналогии текстов;
—
объединять объекты (тексты) по определённому признаку;
—
определять существенный признак для классификации пословиц, поговорок,
фразеологизмов;
—
находить в текстах закономерности и противоречия на основе предложенного
учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при анализе текста,
самостоятельно выделять учебные операции при анализе текстов;
—
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на
основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
—
устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
—
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения собственного
высказывания в соответствии с речевой ситуацией;
—
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
—
проводить по предложенному плану несложное мини-исследование, выполнять по
предложенному плану проектное задание;
—
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого смыслового анализа текста; формулировать с помощью учителя вопросы в процессе
анализа предложенного текстового материала;
—
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
—
выбирать источник получения информации: нужный словарь, справочник для
получения запрашиваемой информации, для уточнения;
—
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию
в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
—
распознавать достоверную и не достоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам,
учебнику);
—
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;
—
анализировать и создавать текстовую, графическую, видео, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
—
понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно
создавать схемы, таблицы для представления результатов работы с текстами.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия.
Общение:
—
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями
и условиями общения в знакомой среде;
—
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
—
признавать возможность существования разных точек зрения;
—
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
—
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
—
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в
соответствии с речевой ситуацией;
—
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой
работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
—
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность:
—
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного
учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
—
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
—
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;
—
ответственно выполнять свою часть работы;
—
оценивать свой вклад в общий результат;
—
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные
универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
—
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
—
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
—
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
—
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок и ошибок,
связанных с анализом текстов;
—
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по анализу
текстов;
—
находить ошибку, допущенную при работе с текстами;
—
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников,
объективно оценивать их по предложенным критериям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в течение
четырёх лет обучения должно обеспечить:
понимание родной русской литературы как национально-культурной ценности
народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры,
средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе
изучения произведений русской литературы;
осознание значимости чтения родной русской литературы для личного развития; для
познания себя, мира, национальной истории и культуры; для культурной самоидентификации; для
приобретения потребности в систематическом чтении русской литературы;
ориентировку в нравственном содержании прочитанного, соотнесение поступков
героев с нравственными нормами, обоснование нравственной оценки поступков героев;
овладение элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор,
олицетворений, эпитетов;
совершенствование читательских умений (чтение вслух и про себя, владение
элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научнопопулярных и учебных текстов);
применение опыта чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования (умения участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста,
доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передаватьсодержаниепрочитанногоилипрослушанногосучётомспецификитекставвидепересказа, полного
или краткого; составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом
коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть стихотворные произведения);
самостоятельный выбор интересующей литературы, обогащение собственного круга
чтения;
использование справочных источников для получения дополнительной информации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития; для
культурной самоидентификации;
определять позиции героев художественного текста, позицию автора
художественного текста;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские
умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приёмами интерпретации, анализа и
преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста,
доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание
прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или
краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом
коммуникативной задачи (для разных адресатов);
самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать
собственный круг чтения;
пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения
дополнительной информации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Кол-во
часов,
№
ЭОР и ЦОР
Раздел/темы
отводимых
п/п
на освоение
тем
1 Мир детства
9
Электронная
форма учебника,
Д. Н. Мамин-Сибиряк.
1
библиотека
«Из далёкого
РЭШ.
прошлого» (глава
Единая
«Книжка с
коллекция
картинками»).
цифровых
образовательных
И.А. Гончаров. Фрегат
ресурсов (school«Паллада»
collection.edu.ru).
С. Т. Аксаков. «Детские
1
годы Багрова-внука»
(фрагмент главы)
С. Т. Григорьев.
«Детство Суворова»
(фрагмент).
Л.Л. Яхнин «Храбрец»
И. П. Токмакова.
«Разговор Татарника и
Спорыша».
Е. В. Клюев. «Шагом
марш».
1
Деятельность учителя с учетом
рабочей программы воспитания.
Учить воспринимать на слух
художественные
произведения,
отражающие
национальнокультурные ценности, богатство
русской речи; совершенствовать
умения отвечать на вопросы по
воспринятому на слух тексту и
задавать вопросы по содержанию
воспринятого на слух текста.
Способствовать
соблюдению
орфоэпических норм чтения. Учить
передавать
с
помощью
интонирования
смысловых
особенностей разных по виду и типу
текстов.
Понимать особенности разных
видов чтения.
Производить чтение произведений
устного народного творчества:
русский фольклорный текст как
источник познания ценностей и
традиций народа.
Читать тексты художественных
произведений,
отражающих
Б. П. Екимов. «Ночь
исцеления».
И. А. Мазнин «Летний
вечер».
К. В. Лукашевич. «Моё
милое детство»
М. В. Водопьянов.
«Полярный лётчик»
Е. Н. Верейская.
«Наташа пишет ночью
письмо и затем его
сжигает»
Т. В. Михеева. «Асино
лето» (фрагмент).
В. П. Крапивин.
«Голубятня на желтой
поляне» (фрагменты).
1
1
1
1
1
В. П. Крапивин – мой
земляк
2
Россия - Родина моя.
8
Морозко. Отрывок из
русской народной
сказки
1
В.Ф. Одоевский «Мороз
Иванович» Д.Б. Кедрин
«Мороз на стёклах»
нравственно-этические ценности и
идеалы,
значимые
для
национального
сознания
и
сохраняющиеся
в
культурном
пространстве на протяжении многих
эпох: любовь к Родине, вера,
справедливость,
совесть,
сострадание и др. Черты русского
национального характера: доброта,
бескорыстие,
трудолюбие,
честность, смелость и др. Русские
национальные традиции: единение,
взаимопомощь,
открытость,
гостеприимство и др. Семейные
ценности:
лад,
любовь,
взаимопонимание, забота, терпение,
почитание родителей. Отражение в
русской
литературе
культуры
православной семьи. Мир русского
детства: взросление, особенность
отношений с окружающим миром,
взрослыми
и
сверстниками;
осознание себя как носителя и
продолжателя русских традиций.
Развивать
умение
понимать
особенности русской литературы:
раскрытие внутреннего мира героя,
его переживаний; обращение к
нравственным
проблемам.
Поэтические
представления
русского народа о мире природы
(солнце, поле, лесе, реке, тумане,
ветре, морозе, грозе и др.),
отражение этих представлений в
фольклоре и их развитие в русской
поэзии и прозе. Учить сопоставлять
состояния окружающего мира с
чувствами и настроением человека.
Читать информационные тексты:
историко-культурный комментарий
к произведениям, отдельные факты
биографии авторов изучаемых
текстов.
Электронная
Организовать
участие
в
форма учебника, коллективном
обсуждении
библиотека
прочитанных
текстов,
РЭШ.
доказательство собственной точки
Единая
зрения с опорой на текст;
коллекция
высказывания,
отражающие
цифровых
специфику русской художественной
образовательных литературы.
Обогащение
Н.Н. Асеев «Такой
мороз»
В. Д. Берестов.
«Мороз».
А. Д. Дорофеев
«Веретено».
Сказ о валдайских
колокольчиках.
М.Я. Бородицкая «В
гостях у лесника»
1
1
1
1
Г.Я. Снегирёв
«Карликовая берёзка»
В. Г. Распутин.
«Саяны».
Е. В. Мурашова
«Каффа», К.И. Кунин
«За три моря.
Путешествие Афанасия
Никитина»
В.А. Гагарин «Мой брат
Юрий»
1
1
Ю.А. Гагарин «Сто
восемь минут»
Г.С. Титов «Наш
Гагарин»
Загадки
М.М. Зощенко «Гроза»
Н.Г. Гарин –
Михайловский
«Детство Тёмы», А.А.
Блок «Перед грозой»
1
ресурсов (school- словарного запаса обучающихся.
collection.edu.ru). Воспроизведение услышанного или
прочитанного текста с опорой на
ключевые слова, иллюстрации к
тексту
(подробный,
краткий,
выборочный пересказ текста).
Контролировать соблюдение в
учебных ситуациях обучающимися
этикетных форм и устойчивых
формул‚ принципов этикетного
общения, лежащих в основе
национального речевого этикета.
Организовывать
декламирование
(чтение наизусть) стихотворных
произведений по выбору учащихся.
Учить создавать небольшие по
объему письменные высказывания
по проблемам, поставленным в
изучаемых произведениях.
Развивать
умение
подбирать
необходимую
литературу
по
обсуждаемой проблематике, в том
числе с опорой на список
произведений для внеклассного
чтения,
рекомендованных
в
учебнике.
Использовать
соответствующие возрасту словари
и
энциклопедии,
содержащие
сведения о русской культуре.
Подбирать произведения русского
устного народного творчества;
произведения классиков русской
литературы
XIX–ХХ
вв.
и
современной
отечественной
литературы,
отражающие
национально-культурные ценности
и традиции русского народа,
особенности его мировосприятия.
Основные темы детского чтения:
художественные произведения о
детстве, о становлении характера, о
Родине,
о
выдающихся
представителях русского народа
(первооткрывателях,
писателях,
поэтах, художниках, полководцах),
о праздниках, значимых для русской
культуры, о детских фантазиях и
мечтах.
Показать жанровое разнообразие
изучаемых произведений: малые и
большие фольклорные формы;
литературная
сказка;
рассказ,
притча,
стихотворение.
Прозаическая и поэтическая речь;
художественный вымысел; сюжет;
тема; герой произведения; портрет;
пейзаж; ритм; рифма. Национальное
своеобразие сравнений и метафор;
их значение в художественной речи.
Учить
интерпретировать
литературные
произведения
в
творческой деятельности учащихся:
читать по ролям, инсценировать;
создавать собственные устные и
письменные тексты на основе
художественного произведения с
учетом коммуникативной задачи
(для разных адресатов); с опорой на
серию
иллюстраций
к
произведению, на репродукции
картин русских художников.
Итого: 17 часов
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ЛИТЕРАТУРНОУ ЧТЕНИЮ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ
№
п/п
№в
разделе
1
1
2
2
3
3
4
5
4
5
6
7
6
7
8
8
9
9
10
1
Тема
Кол – Домашнее
во
задание
часов
Раздел 1. Мир детства (9ч.)
Я и книги. 2ч
1
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого
прошлого» (глава «Книжка с
картинками»).
И.А. Гончаров. Фрегат «Паллада»
С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова1
внука» (фрагмент главы)
С. Т. Григорьев. «Детство Суворова»
(фрагмент).
1
Я взрослею (2 ч)
Л.Л. Яхнин «Храбрец»
И. П. Токмакова. «Разговор Татарника и
Спорыша».
Е. В. Клюев. «Шагом марш».
Б. П. Екимов. «Ночь исцеления».
1
1
Я и моя семья (3 ч)
К. В. Лукашевич. «Моё милое детство»
М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик»
1
Е. Н. Верейская. «Наташа пишет ночью
1
письмо и затем его сжигает»
1
Я фантазирую и мечтаю (2 ч)
Т. В. Михеева. «Асино лето»
(фрагмент).
В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой
1
поляне» (фрагменты).
В. П. Крапивин – мой земляк
Раздел 2. Россия - Родина моя (8 ч.)
1
Люди земли русской (2 ч)
Дата
по
плану
11.09
25.09
09.10
23.10
13.11
27.11
11.12
25.12
22.01
Дата
факт
11
2
12
3
13
14
4
5
15
6
16
7
17
8
Е. В. Мурашова «Каффа», К.И. Кунин
«За три моря. Путешествие Афанасия
Никитина»
В.А. Гагарин «Мой брат Юрий»
Ю.А. Гагарин «Сто восемь минут»
Г.С. Титов «Наш Гагарин»
А. Д. Дорофеев «Что мы родиной
зовем».
Сказ о валдайских колокольчиках.
М.Я. Бородицкая «В гостях у лесника»
Г.Я. Снегирёв «Карликовая берёзка»
В. Г. Распутин. «Саяны».
О родной природе (3 ч)
Морозко. Отрывок из русской народной
сказки
В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»
Д.Б. Кедрин «Мороз на стёклах»
Н.Н. Асеев «Такой мороз»
В. Д. Берестов. «Мороз».
Загадки
М.М. Зощенко «Гроза»
Н.Г. Гарин – Михайловский «Детство
Тёмы», А.А. Блок «Перед грозой»
05.02
1
19.02
1
05.03
1
1
19.03
09.04
1
23.04
1
07.05
1
21.05