Частное общеобразовательное учреждение Прогимназия №63
Открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
(ЧОУ Прогимназия №63 ОАО «РЖД»)
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО учителей
начальный классов
Руководитель ШМО
__________/Н.В. Адеева
Протокол от 30.08.2024 г.
№ 1
Зам. директора по УР
ЧОУ Прогимназии №63
ОАО «РЖД»
________/ В.И.Джангриян
Директор ЧОУ Прогимназии
№63 ОАО «РЖД»
__________М.А.Ломова
Приказ ОУ от «30»08.2024 г.
№__214__
«30» августа 2024 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Сертификат: 02F5949E00A2B1548744681BA6B137706C
Владелец: Ломова Мария Анатольевна
Действителен: с 03.07.2024 до 03.10.2025
по литературному чтению на родном (русском) языке
(предмет)
Уровень общего образования
начальное общее образование
2 «А» класс
на 2024/2025 учебный год
Рабочую программу составил(а):
Лысенко Е.А.,
учитель начальных классов
высшей категории
г. Батайск
2024 год
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке
на уровень начального общего образования (для 1–4-х классов)
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке на уровень начального
общего образования для обучающихся 1–4-х классов ЧОУ Прогимназии №63 ОАО «РЖД»
разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления образовательной
деятельности
по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования» (далее – ФОП НОО);
приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (далее – ФГОС НОО);
устава ЧОУ Прогимназия №63 ОАО «РЖД»;
положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся в ЧОУ Прогимназия №63 ОАО «РЖД»;
федеральной рабочей программы по учебному предмету «Литературное чтение на
родном (русском) языке».
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» на
уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения
программы начального общего образования Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на
целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания ЧОУ Прогимназии
№63 ОАО «РЖД»
.
Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» являются:
воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры;
включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям своего народа;
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской культуры;
развитие читательских умений.
Достижение данных целей предполагает решение следующих задач:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа,
введение обучающегося в культурно-языковое пространство своего народа; формирование у младшего школьника интереса к русской литературе как источнику исто- рикокультурных, нравственных, эстетических ценностей;
формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, зна- чимых
для национального русского сознания и отражённых в родной литературе;
обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на
основе изучения произведений русской литературы;
формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для рече- вого
самосовершенствования;
совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;
развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и
письменных высказываний о прочитанном.
Программа по «Литературному чтению на родном (русском) языке» составлена на основе
требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы,
представленной в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего
образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку во 2 классе в объёме 34 часа (1 час в неделю).
В соответствии с календарным графиком программа будет реализована за 35 часов за счет усиления
базового ядра.
Для реализации программы используются учебники, допущенные к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, приказом Минпросвещения от 21.09.2022 № 858:
Литературное чтение на родном (русском) языке, 2 класс: учебное пособие для
общеобразовательных организаций/ О.М. Александрова, М.И. Кузнецова, В.Ю. Романова Л.А.
Рябинина, О.В. Соколова), Москва, «Просвещение», 2021 год
Электронные образовательные ресурсы, допущенные к использованию при реализации
образовательными организациями имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования приказом
Минпросвещения от 02.08.2022 № 653:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru);
Российская электронная школа (resh.edu.ru);
«Новая начальная школа 1–4»;
Образовательный ресурс «Начальная школа»;
«Учи.ру» — интерактивная образовательная онлайн-платформа (uchi.ru);
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2-Й КЛАСС
Раздел 1. Мир детства.
Я и книги.
Не торопись отвечать, торопись слушать.
Произведения, отражающие детское восприятие услышанных рассказов, сказок, стихов. Например:
Е.Н. Егорова «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки»).
Т.А. Луговская «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент).
Я взрослею.
Как аукнется, так и откликнется.
Пословицы об отношении к другим людям.
Произведения, отражающие традиционные представления об отношении к другим людям. Например:
В.В. Бианки «Сова».
Л.И. Кузьмин «Дом с колокольчиком».
Воля и труд дивные всходы дают.
Пословицы о труде.
Произведения, отражающие представление о трудолюбии как нравственно-этической ценности,
значимой для национального русского сознания. Например:
Е.А. Пермяк «Маркел-самодел и его дети».
Б.В. Шергин «Пословицы в рассказах».
Кто идёт вперёд, того страх не берёт.
Пословицы о смелости.
Произведения, отражающие традиционные представления о смелости как нравственном
ориентире. Например:
С.П. Алексеев «Медаль».
В.В. Голявкин «Этот мальчик».
Я и моя семья.
Семья крепка ладом.
Произведения, отражающие традиционные представления о семейных ценностях. Например:
С.Г. Георгиев «Стрекот кузнечика».
В.В. Голявкин «Мой добрый папа» (фрагмент).
М.В. Дружинина «Очень полезный подарок».
Л.Н. Толстой «Отец и сыновья».
Я фантазирую и мечтаю.
Произведения, отражающие представления об идеалах в детских мечтах. Например:
Н.К. Абрамцева «Заветное желание».
Е.В. Григорьева «Мечта».
Л.Н. Толстой «Воспоминания» (глава «Фанфаронова гора»).
Раздел 2. Россия – Родина моя.
Родная страна во все времена сынами сильна.
Люди земли Русской.
Художественные биографии выдающихся представителей русского народа. Например:
В.А. Бахревский «Виктор Васнецов» (глава «Рябово»).
М.А. Булатов, В.И. Порудоминский «Собирал человек слова… Повесть о В.И. Дале»
(фрагмент).
М.Л. Яковлев «Сергий Радонежский приходит на помощь» (фрагмент).
Народные праздники, связанные с временами года.
Хорош праздник после трудов праведных.
Песни-веснянки.
Произведения о праздниках и традициях, связанных с народным календарём. Например:
И.С. Шмелёв «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»).
Л.Ф. Воронкова «Девочка из города» (глава «Праздник весны»).
В.А. Жуковский «Жаворонок».
А.С. Пушкин «Птичка».
О родной природе.
К зелёным далям с детства взор приучен.
Поэтические представления русского народа о поле, луге, травах и цветах, отражение этих
представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например:
Русские народные загадки о поле.
Ю.И. Коваль «Фарфоровые колокольчики».
И.С. Никитин «В чистом поле тень шагает».
М.С. Пляцковский «Колокольчик».
В.А. Солоухин «Трава» (фрагмент).
Е.А. Благинина «Журавушка».
ПЛНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ
Результаты изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» в составе
предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» соответствуют
требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования, сформулированным в Федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» у обучающегося
будут сформированы следующие личностные результаты, представленные по основным
направлениям воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение
художественных произведений, отражающих историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли
русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения народов России;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе
через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из
художественных произведений и фольклора;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений, в том числе отражённых в фольклорных и художественных
произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием
адекватных языковых средств, для выражения своего состояния и чувств; проявление
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций, в том числе с опорой на примеры художественных произведений;
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в
искусстве слова;
физического
благополучия:
воспитания,
формирования
культуры
здоровья
и
эмоционального
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе
приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из
художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям,
возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в том числе в процессе
усвоения ряда литературоведческих понятий;
познавательные интересы, активность,
инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к чтению художественных
произведений, активность и самостоятельность при выборе круга чтения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» у обучающегося
будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать
аналогии текстов;
объединять объекты (тексты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации пословиц, поговорок, фразеологизмов;
находить в текстах закономерности и противоречия на основе предложенного учителем
алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при анализе текста, самостоятельно
выделять учебные операции при анализе текстов;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения собственного высказывания
в соответствии с речевой ситуацией;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное мини-исследование, выполнять по
предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого смыслового анализа текста; формулировать с помощью учителя вопросы в процессе
анализа предложенного текстового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь, справочник для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в
предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работ- ников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;
анализировать и создавать текстовую, графическую, видео, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать
схемы, таблицы для представления результатов работы с текстами.
К
концу
обучения
в
начальной
школе
формируются коммуникативные универсальные учебные действия.
Общение:
у
обучающегося
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и
дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии
с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о
результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем
формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно
разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;. оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К
концу
обучения
в
начальной
школе
у
обучающегося
формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок и ошибок, связанных
с анализом текстов;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по анализу текстов;
находить ошибку, допущенную при работе с текстами;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно
оценивать их по предложенным критериям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения во 2классе обучающийся научится:
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с
нравственными нормами;
- владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор,
олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной выразительности;
- совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения:
читать вслух и про себя, владеть элементарными приёмами интерпретации художественных и
учебных текстов;
- применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста,
доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;
- обогащать собственный круг чтения;
- соотносить впечатления от прочитанных и прослушанных произведений с впечатлениями от
других видов искусства.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАМОЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ
ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ
№
п/п
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
Кол-во
часов,
отводимых
ЭОР и ЦОР
на освоение
темы
Раздел 1. Мир детства (19 часов)
2
Я и книги
Электронная
3
форма учебника,
Я взрослею
библиотека
Воля и труд дивные 3
РЭШ.
всходы дают
Единая
Кто идёт вперёд, 3
коллекция
того страх не берёт
цифровых
5
Я и моя семья
образовательных
Я фантазирую и 3
Раздел
программы,
основное
содержание по
темам
Деятельность учителя с учетом рабочей
программы воспитания
Чтение вслух.
Постепенный переход от слогового
к плавному осмысленному правильному
чтению целыми словами вслух (скорость
чтения в соответствии с индивидуальным
темпом чтения, позволяющим осознать
текст). Соблюдение орфоэпических норм
чтения.
Передача
с
помощью
мечтаю
ресурсов
(schoolcollection.edu.ru)
интонирования смысловых особенностей
разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя.
Осознание при чтении про себя
смысла доступных по объему и жанру
произведений. Понимание особенностей
разных видов чтения.
Диалогическая и монологическая
речь.
Участие
в
коллективном
обсуждении
прочитанных
текстов,
доказательство собственной точки зрения с
опорой
на
текст;
высказывания,
отражающие
специфику
русской
художественной литературы.
-ориентироваться в нравственном
содержании прочитанного, соотносить
поступки
героев
с
нравственными
нормами;
-владеть элементарными представлениями
о национальном своеобразии метафор,
олицетворений, эпитетов и видеть в тексте
данные средства художественной
выразительности;
Раздел 2. Россия – Родина моя 16
2.1
Родная страна во 4
все времена сынами
сильна
2.2
6
Народные
праздники,
связанные
с
временами года
2.3
6
О родной природе
Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
(schoolcollection.edu.ru)
Диалогическая и монологическая
речь.
Участие
в
коллективном
обсуждении
прочитанных
текстов,
доказательство собственной точки зрения с
опорой
на
текст;
высказывания,
отражающие
специфику
русской
художественной литературы.
Пополнение словарного запаса.
Воспроизведение
услышанного
или
прочитанного текста с опорой на ключевые
слова, иллюстрации к тексту (подробный,
краткий, выборочный пересказ текста).
Чтение вслух.
Постепенный переход от слогового
к плавному осмысленному правильному
чтению целыми словами вслух (скорость
чтения в соответствии с индивидуальным
темпом чтения, позволяющим осознать
текст). Соблюдение орфоэпических норм
чтения.
Передача
с
помощью
интонирования смысловых особенностей
разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя.
Осознание при чтении про себя
смысла доступных по объему и жанру
произведений. Понимание особенностей
разных видов чтения.
совершенствовать
в
процессе
чтения произведений русской литературы
читательские умения: читать вслух и про
себя, владеть элементарными приемами
интерпретации художественных и учебных
текстов;
применять
опыт
чтения
произведений русской литературы для
речевого
самосовершенствования:
участвовать
в
обсуждении
прослушанного/прочитанного
текста,
доказывать и подтверждать собственное
мнение ссылками на текст; обогащать
собственный круг чтения
Итого:
35 часов
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Тема урока
1 четверть
Е.Н. Егорова «Детство Александра Пушкина»
(глава «Нянины сказки»)
Е.Н. Егорова «Детство Александра Пушкина»
(глава «Нянины сказки»)
Т. А. Луговская «Как знаю, как помню, как умею»
(фрагмент)
Л. К. Чуковская. Памяти детства. Мой отец Корней
Чуковский
Пословицы
Л. И. Кузьмин «Дом с колокольчиком»
В. В. Бианки «Сова»
Б. В. Шергин «Плотник вдумает топором»
2 четверть
Е. А. Пермяк «Маркел самодели его дети»
В. В. Голявкин «Этот мальчик»
С.П.Алексеев «Медаль». Пословицы
Л. Н. Толстой «Отец и сыновья»
М.В. Дружинина «Очень полезный подарок»
С.Г. Георгиев «Стрекот кузнечика»
В. В. Голявкин «Мой добрый папа» (фрагмент).
Проект «Пословицы о труде »
3 четверть
Н.К. Абрамцева «Заветное желание»
Е.В. Григорьева «Мечта»
Л.Н. Толстой «Воспоминания» (глава
«Фанфаронова гора»)
В.А. Бахревский. «Виктор Васнецов»(глава «Рябово»)
Домашнее
задание
Дата проведения
План
По факту
02.09
09.09
16.09
23.09
30.09
07.10
14.10
21.10
11.11
18.11
25.11
02.12
09.12
16.12
23.12
28.12
13.01
20.01
27.01
03.02
21
М.А. Булатов, В.И. .Порудоминский
«Собирал человек слова... Повесть о В. И. Дале»
(фрагмент)
10.02
22
М. Л. Яковлев «Сергий Радонежский приходит на
помощь» (фрагмент)
И. К. Языкова «Преподобный СергийРадонежский»
17.02
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
И.С. Шмелёв «Масленница»
Песни-веснянки
Л.Ф. Воронкова «Девочка из города»
(глава «Праз дник весны»)
4 четверть
В. А. Жуковский «Жаворонок».
А.С..Пушкин. «Птичка»
А.А. Коринфский «Август - собериха».
«Спожники»
Загадка. И. С. Никитин «В чистом поле тень
шагает...»
Л.Ф. Воронкова «Подснежники»
Ю.И. Коваль «Фарфоровые колокольчики»
М.С. Пляцковкий «Колокольчик»
В.А.Солоухин «Трава» . Е. А. Благинина
«Журавушка»
Проект «Моя любимая книга»
Обобщение изученного
24.02
03.03
10.03
17.03
31.03
07.04
14.04
21.04
28.04
05.05
12.05
29.05
26.05