Частное общеобразовательное учреждение «Прогимназия № 63
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
(ЧОУ Прогимназия № 63 ОАО «РЖД»)
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО учителей
начальный классов
Руководитель ШМО
__________/Н.В. Адеева
Протокол от 30.08.2024 г.
№ 1
Зам. директора по УР
ЧОУ Прогимназии №63
ОАО «РЖД»
________/ В.И.Джангриян
Директор ЧОУ Прогимназии
№63 ОАО «РЖД»
__________М.А.Ломова
Приказ ОУ от «30»08.2024 г.
№__214__
«30» августа 2024 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 02F5949E00A2B1548744681BA6B137706C
Владелец: Ломова Мария Анатольевна
Действителен: с 03.07.2024 до 03.10.2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению на родном (русском) языке
(предмет)
Уровень общего образования
начальное общее образование
1 «А» класс
на 2024/2025 учебный год
Рабочую программу составил(а):
Геворкян С.М.
учитель начальных классов
высшей категории
г. Батайск
2024 год
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке
на уровень начального общего образования (для 1–4-х классов)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке на уровень
начального общего образования для обучающихся 1–4-х классов ЧОУ Прогимназии №63
ОАО «РЖД» разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования» (далее –
ФОП НОО);
приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (далее – ФГОС НОО );
приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования» (далее – ФГОС НОО );
устава ЧОУ Прогимназия №63 ОАО «РЖД»;
положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся в ЧОУ Прогимназия №63 ОАО «РЖД»;
федеральной рабочей программы по учебному предмету « литературное чтение на
родном языке».
Рабочая программа учебного предмета «литературное чтение на родном (русском)
языке» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения программы начального общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее —
ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в
рабочей программе воспитания ЧОУ Прогимназии №63 ОАО «РЖД»
Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» являются:
воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как
существенной части родной культуры;
включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям своего народа;
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской культуры;
развитие читательских умений.
Достижение данных целей предполагает решение следующих задач:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества;
воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского
народа, введение обучающегося в культурно-языковое пространство своего народа;
формирование у младшего школьника интереса к русской литературе как источнику
историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях,
значимых для национального русского сознания и отражённых в родной литературе;
обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на
основе изучения произведений русской литературы;
формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для
речевого самосовершенствования;
совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и
специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;
развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и
письменных высказываний о прочитанном.
Для реализации программы используются учебники, допущенные к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, приказом Минпросвещения от
21.09.2022 № 858:
Литературное чтение на родном (русском) языке, 1 класс: учебное пособие для
общеобразовательных организаций/ О.М. Александрова, М.И. Кузнецова, В.Ю.
Романова Л.А. Рябинина, О.В. Соколова), Москва, «Просвещение», 2021 год
Электронные образовательные ресурсы, допущенные к использованию при
реализации образовательными организациями имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования приказом Минпросвещения от 02.08.2022 № 653:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru);
Российская электронная школа (resh.edu.ru);
«Учи.ру» — интерактивная образовательная онлайн-платформа (uchi.ru);
Количество часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на родном
(русском) языке в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), согласно учебному плану на 20242025 учебный год, программа будет реализована за 17 ч, за счет уплотнения материала.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс
Раздел 1. Мир детства.
Я и книги.
Не красна книга письмом, красна умом.
Произведения, отражающие первые шаги в чтении. Например:
С.А. Баруздин «Самое простое дело».
Л.В. Куклин «Как я научился читать» (фрагмент).
Н.Н. Носов «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»).
Я взрослею.
Без друга в жизни туго.
Пословицы о дружбе.
Произведения, отражающие представление о дружбе как нравственно-этической ценности,
значимой для национального русского сознания. Например:
Н.К. Абрамцева «Цветы и зеркало».
И.А. Мазнин «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент).
С.Л. Прокофьева «Самый большой друг».
Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный.
Пословицы о правде и честности.
Произведения, отражающие традиционные представления о честности как нравственном
ориентире. Например:
В.А. Осеева «Почему?».
Л.Н. Толстой «Лгун».
Я фантазирую и мечтаю.
Необычное в обычном.
Произведения, отражающие умение удивляться при восприятии окружающего мира.
Например:
С.А. Иванов «Снежный заповедник» (фрагмент).
В.В. Лунин «Я видела чудо».
М.М. Пришвин «Осинкам холодно».
В.Ф. Тендряков «Весенние перевёртыши» (фрагмент).
Раздел 2. Россия – Родина моя.
Что мы Родиной зовём.
С чего начинается Родина?
Произведения, отражающие многогранность понятия «Родина». Например:
Ф.П. Савинов «Родное» (фрагмент).
П.А. Синявский «Рисунок».
К.Д. Ушинский «Наше Отечество».
О родной природе.
Сколько же в небе всего происходит.
Поэтические представления русского народа о солнце, луне, звёздах, облаках, отражение
этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например:
Русские народные загадки о солнце, луне, звёздах, облаках.
И.А. Бунин «Серп луны под тучкой длинной…».
С.В. Востоков «Два яблока».
В.М. Катанов «Жар-птица».
А.Н. Толстой «Петушки».
Распределённое по классам содержание обучения сопровождается следующим
деятельностным наполнением образовательного процесса.
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих
национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на
вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию
воспринятого на слух текста.
Чтение
Чтение вслух.
Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению
целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом
чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения.
Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и
типу текстов.
Чтение про себя.
Осознание при чтении про себя смысла доступных по объёму и жанру произведений.
Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества:
русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений,
отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для
национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на
протяжении многих эпох: любовь к Родине, веру, справедливость, совесть,
сострадание и др.
Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие,
честность, смелость и др.
Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость,
гостеприимство и др.
Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание
родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром,
взрослыми и сверстниками;
осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоциональнонравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя,
его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические
представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане,
ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие
в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами
и настроением человека.
Чтение информационных текстов:
историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии
авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь.
Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство
собственной точки зрения с опорой на текст;
высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы.
Пополнение словарного запаса.
Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые
слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚
принципов общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору
учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объёму письменных высказываний по проблемам,
поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список
произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике.
Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих
сведения о русской культуре.
Литературоведческая пропедевтика
Практическое использование при анализе текста изученных литературных понятий.
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные
формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение.
Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой
произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма.
Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной
речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных
произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся:
чтение по ролям, инсценирование;
создание собственного устного и письменного текста на основе художественного
произведения с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов);
с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских
художников.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
Результаты изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» в
составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
соответствуют требованиям к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования, сформулированным в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке»
у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты, представленные
по основным направлениям воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через
изучение художественных произведений, отражающих историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации
и языка межнационального общения народов России;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края,
в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными
произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров
из художественных произведений и фольклора;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых
в фольклорных и художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный
жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств, для выражения своего состояния и
чувств; проявление эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);
сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций, в том числе с опорой на примеры художественных
произведений;
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том
числе в искусстве слова;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни
в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной
информации;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в
выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм
речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря
примерам из художественных произведений), ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при
обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в том числе
в процессе усвоения ряда литературоведческих понятий;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к чтению
художественных произведений, активность и самостоятельность при выборе круга
чтения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» у
обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные
действия.
Базовые логические действия:
сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения текстов,
устанавливать аналогии текстов;
объединять объекты (тексты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации пословиц, поговорок,
фразеологизмов;
находить в текстах закономерности и противоречия на основе предложенного
учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при анализе
текста, самостоятельно выделять учебные операции при анализе текстов;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на
основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную
информацию;
устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения собственного
высказывания в соответствии с речевой ситуацией;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное мини исследование, выполнять по
предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого смыслового анализа текста; формулировать с помощью учителя
вопросы в процессе анализа предложенного текстового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь, справочник для
получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию
в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям,
справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в
Интернете;
анализировать и создавать текстовую, графическую, видео, звуковую информацию
в соответствии с учебной задачей;
понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно
создавать схемы, таблицы для представления результатов работы с текстами.
К концу обучения в начальной школе у
коммуникативные универсальные учебные действия.
обучающегося
формируются
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в
соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой
работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного
задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных
шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные
универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок и ошибок,
связанных с анализом текстов;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по анализу
текстов;
находить ошибку, допущенную при работе с текстами;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников,
объективно оценивать их по предложенным критериям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в
течение четырёх лет обучения должно обеспечить:
понимание родной русской литературы как национально-культурной ценности народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой
культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе
изучения произведений русской литературы;
осознание значимости чтения родной русской литературы для личного развития; для
познания себя, мира, национальной истории и культуры; для культурной
самоидентификации; для приобретения потребности в систематическом чтении
русской литературы;
ориентировку в нравственном содержании прочитанного, соотнесение поступков
героев с нравственными нормами, обоснование нравственной оценки поступков
героев;
овладение элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор,
олицетворений, эпитетов;
совершенствование читательских умений (чтение вслух и про себя, владение
элементарными
приёмами
интерпретации,
анализа
и
преобразования
художественных, научно-популярных и учебных текстов);
применение опыта чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования
(умения
участвовать
в
обсуждении
прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное
мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или
прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа, полного или краткого;
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом
коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть стихотворные
произведения);
самостоятельный выбор интересующей литературы, обогащение собственного круга
чтения;
использование справочных источников для получения дополнительной
информации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
осознавать значимость чтения родной русской литературы для познания себя, мира,
национальной истории и культуры.
владеть элементарными приёмами интерпретации произведений русской
литературы;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного
текста;
использовать словарь учебника для получения дополнительной информации о
значении слова;
читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ» 1 КЛАСС
№
п/п
1.
2.
Раздел
программы,
основное
содержание
по темам
кол.
часо
в
Я и книги.
3
Не красна
книга
письмом,
красна умом
Произведения
, отражающие
первые шаги
в чтении
3
Я взрослею.
Без друга в
жизни туго.
Не тот прав,
кто сильный,
а тот, кто
честный
Пословицы о
дружбе.
ЭОР и
ЦОР
Деятельность учителя с учетом рабочей
программы воспитания
Раздел 1. МИР ДЕТСТВА
Единая
Установление доверительных отношений с
коллекция обучающимися, способствующих
цифровых
позитивному восприятию обучающимися
образовате требований и просьб учителя, привлечению их
льных
внимания к обсуждаемой на уроке
ресурсов
информации, активизации их познавательной
(schoolдеятельности;
collection.e побуждение обучающихся соблюдать на уроке
du.ru).
общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими и сверстниками,
принципы учебной дисциплины и
самоорганизации;
привлечение внимания обучающихся к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой
на уроке социально значимой информацией;
включение в урок игровых процедур с целью
поддержания мотивации обучающихся к
3.
5.
6.
Произведения
, отражающие
представлени
е о дружбе
как
нравственноэтической
ценности,
значимой для
национальног
о русского
сознания
Я фантазирую 3
и
мечтаю
Необычное в
обычном
Произведения
, отражающие
умение
удивляться
при
восприятии
окружающего
мира
4
Что мы
Родиной
зовём.
С чего
начинается
Родина?
Произведени
я,
отражающие
многогранно
сть понятия
«Родина».
4
О родной
природе.
Сколько же
в небе всего
происходит
Поэтические
представлен
ия русского
народа о
солнце,
луне,
звёздах,
облаках,
отражение
этих
получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе;
Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Единая
Установление доверительных отношений с
коллекци
обучающимися, способствующих
я
позитивному восприятию обучающимися
цифровы
требований и просьб учителя, привлечению их
х
внимания к обсуждаемой на уроке
образоват
информации, активизации их познавательной
ельных
деятельности;
ресурсов
побуждение обучающихся соблюдать на уроке
(schoolобщепринятые нормы поведения, правила
collection.
общения со старшими и сверстниками,
edu.ru);
принципы учебной дисциплины и
Российск
самоорганизации;
ая
привлечение внимания обучающихся к
электрон
ценностному аспекту изучаемых на уроках
ная
явлений, организация их работы с получаемой
школа
на уроке социально значимой информацией;
(resh.edu.
включение в урок игровых процедур с целью
ru);
поддержания мотивации обучающихся к
«Учи.ру»
получению знаний, налаживанию позитивных
—
межличностных отношений в классе;
интеракт
ивная
образоват
ельная
онлайнплатформ
представлен
ий в
фольклоре и
их развитие
в русской
поэзии и
прозе
Всего
а
(uchi.ru);
17 ч
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Литературное чтение на родном (русском) языке»
№
урока
Тема урока
1
2
Знакомство с учебником
С. А. Баруздин «Самое простое дело». В. Куклин.
«Как я научился читать» (в сокращении).
Н. Н. Носов. «Волшебные сказки» (Глава из книги
«Тайна на дне колодца» в сокращении)
М.Ю. Лермонтов «Парус»
Т. В. Толстая «Детство Лермонтова»
С.Л. Прокофьева «Самый большой друг»
М. Л. Михайлов «Лесные хоромы»
И. А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с
другом» (отрывок).
Н. К. Абрамцева. «Цветы и зеркало».
Л. Н. Толстой. Басня «Лгун»
Русская народная сказка «Враль»
В. А. Осеева. «Почему?»
А.С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке»
Р.С. Сеф «Чудо», В. В. Лунин «Я видела чудо»
С. А. Иванов. «Снежный заповедник» (Отрывок).
М. М. Пришвин. «Закат солнца», «Осинкам холодно».
М. С. Харитонов «Учитель вранья»(Отрывок)
В.Ф. Тендряков «Весенние перевёртыши»
В.А. Осеева «Колыбельная песенка.»
П. А. Синявский. «Рисунок»
С. А. Махотин «Этот дом со скрипучим крыльцом»
Ф.П. Савинов. «Родное» (фрагмент).
В.Ф. Боков «Откуда начинается Россия?»К. Д.
Ушинский. «Наше Отечество».
К. Д. Ушинский. «Наше Отечество».
Загадки, стихи и сказки о родной природе. А. Н.
Толстой. «Петушки». С.В. Сахарнов «Мезень»
Е. В. Григорьева «Осенью рыжей… В. М. Катанов.
«Жар-птица».
И. А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…»
В. П. Крапивин «Сказки Севки Глущенко» (отрывок)
Ю.И. Коваль «Поздним вечером весной»,
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Дата
проведения
План
По
факту
11.09
25.09
09.10
23.10
13.11
27.11
11.12
25.12
22.01
05.02
26.02
12.03
02.04
16.04
15
16
17
С. В. Востоков. «Месяц», «Два яблока».
Е.В «Луна похожа на ежа», ГМ. Кружков «Звезды»
Я. М.Полонский «По горам две хмурых тучи»
Д. Шуб «Облачные великаны»
Обобщение материала
30.04
14.05
28.05