Частное общеобразовательное учреждение «Прогимназия № 63
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
(ЧОУ Прогимназия №63 ОАО «РЖД»)
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
начальный классов
Руководитель ШМО
__________/Н.В. Адеева
Протокол от 30.08.2024 г.
№ 1__
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
ЧОУ Прогимназии №63
ОАО «РЖД»
______/В.И.Джангриян
«30» августа 2024 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ЧОУ Прогимназии
№63 ОАО «РЖД»
______________М.А.Ломова
Приказ ОУ от «30» 08.2024 г.
№ __214_
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Рабочая программа
Сертификат: 02F5949E00A2B1548744681BA6B137706C
Владелец: Ломова Мария Анатольевна
Действителен: с 03.07.2024 до 03.10.2025
внеурочной деятельности
«Белая ладья»
в 1 классе
Рабочую программу составил(а):
Пожидаев И.А.,
педагог дополнительного образования
высшей категории
Батайск
2024 г.
1
Пояснительная записка
Рабочая программа по шахматам кружка «Белая ладья» для детей первого класса
рассчитана на 33 часа и разработана на основе следующих нормативных актов,
определяющих основную направленность, объем и содержание учебных занятий:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего
образования» (далее – ФОП НОО);
приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (далее – ФГОС НОО)
устава ЧОУ Прогимназия №63 ОАО «РЖД».
«Шахматы - это не только спорт - они делают человека мудрее и дальновиднее,
помогают объективнее оценить сложившуюся ситуацию, просчитать на несколько
«ходов» вперёд». (В.В.Путин в послании участникам Чемпионата мира).
Актуальность программы продиктована требованиями времени. В настоящее
время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий,
особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в
огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы.
Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют
шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального
развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях
ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия,
но и действенное, эффективное средство их умственного развития.
В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они
выполняют сразу несколько функций.
- Познавательная. Играя в шахматы, ребенок научится мыслить, логически
рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать.
Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.
- Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте
и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность,
внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться
к неудачам.
- Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим
запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физической
подготовке.
Методика проведения занятий включает: рассказ педагога, показ, упражнения,
тренировки, приучение детей к игре.
Формы и режим занятий.
Занятия, включающие в себя специально подобранные игры, упражнения, задания,
соревнования и самостоятельную деятельность детей.
2
Задачи:
Обучающие:
- ознакомить с историей шахмат;
- обучить правилам игры;
- дать теоретические знания по шахматной игре.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие
познавательные психические процессы;
- сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику;
формировать навыки запоминания;
- вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять
представления об окружающем мире.
Воспитывающие:
- бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств;
- прививать навыки самодисциплины;
- способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и
самооценки.
Принципы и подходы к формированию программы:
- Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития
личности каждого участника и всего коллектива в целом.
Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не
пассивное созерцание со стороны;
Принцип доступности,
последовательности
и
системности изложения
программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система
дидактических принципов:
- Принцип психологической комфортности - создание образовательной среды,
обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
- Принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого
ребенка своим темпом;
- Принцип целостного представления о мире - при введении нового знания
раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- Принцип вариативности -у детей формируется умение осуществлять собственный
выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми
собственного опыта творческой деятельности;
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об
основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач
интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у
детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать
внутренний план действий, развивать пространственное воображение,
целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные
решения и нести ответственность за них.
Планируемые результаты освоения программы:
- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка,
развитие
коммуникативных
способностей,
инициативности,
толерантности,
самостоятельности.
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной
игре.
3
- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые
упражнения).
К концу первого года обучения дети должны знать:
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под
боем, длинная и короткая рокировка, шах, мат;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, король; пешка,
правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу первого года обучения дети должны уметь:
ориентироваться на шахматной доске;
согласованность действий пешек с пешками, пешек с каждой фигурой,
каждой фигуры друг с другом.
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры в начальном положении;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать;
объявлять шах;
решать шахматные элементарные задачи.
I.
CОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Особенности содержания программы:
Процесс обучения необходимо сделать максимально наглядным, доступным,
предметным, эмоционально-насыщенным, интересным и желанным. Занятия должны
увлекать ребенка, строиться на свойственных детям потребностях и интересах. Именно
действие – способ познания ребенком окружающего мира. И если мы хотим, чтобы
ребенок что-то всерьез усвоил, мы должны воплотить это в деятельность самого ребенка.
И, что также важно для наших целей, что ведущей деятельностью дошкольников является
игра.
Отведение нескольких занятий для изучения каждой фигуры объясняется тем, что
на первом занятии дается лишь краткая информация об особенности этой фигуры, ее
возможностях, а закрепление хода обеспечивается при минимальном количестве других
фигур. На следующих занятии возможности этой же фигуры рассматриваются во
взаимодействии с большим количеством своих и неприятельских фигур, а навыки и
умения оперирования изучаемой фигурой всеми детьми доводятся до сравнительно
высокого уровня, позволяющего в дальнейшем без затруднения перейти к изучению
последующего материала.
Особое внимание следует уделить шахматным играми и отработке шахматных
упражнений, выполнение которых способствует не только закреплению пройденного
материала, но и повышает интерес учащихся к шахматным занятиям. Такие занятия
планируются после изучения крупных тем.
Особую трудность представляет усвоение учащихся понятия «мата» и «пата», то
есть того, без чего шахматная партия не имеет смысла. В первый год обучения дети
получают лишь общее представление об этих понятиях.
Для разъяснения этих понятий
педагог подбирает как можно больше матовых и патовых позиций и применяет
разнообразные формы. Одной из эффективных форм этой работы является коллективное,
групповое и индивидуальное придумывание таких позиций самими учащимися.
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от
репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого
применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых
стереотипов.
4
Вариативные формы, методы и средства реализации программы
Основные формы и средства обучения:
1.Теоретические занятия
2.Практическая игра.
3.Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
4.Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы.
Они применяются:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах
шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы
реализовать на доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом шахмат,
вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при
изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций
миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый.
Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда
большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для
совершенствования тактического мастерства детей (самостоятельное составление
позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное
количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений,
творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение
самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Взаимодействие с семьями воспитанников.
Формы общения с семьей:
- круглый стол;
- викторина;
- конкурс;
- лекция-беседа;
- мастер-класс;
- анкетирование;
- консультация;
- день открытых дверей;
- презентация;
- творческое задание;
- тематическая встреча;
- совместная выставка;
- открытое занятие
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Реализация программы шахматного кружка «Шахматы» требует наличия кабинета.
Учебный кабинет со столами и стульями, который соответствует санитарным нормам и
5
правилам для полного состава группы.
Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете содержательнонасыщенна, трансформируема, полу функциональна, вариативна, доступна и безопасна, и
эстетически-привлекательна.
Материально-техническое обеспечение программы
шахматные столы;
настольные шахматы разных видов;
демонстрационная настенная магнитная доска с комплектом шахматных фигур;
шахматные часы;
дидактические игры для обучения игре в шахматы;
наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные
диаграммы, иллюстрации, фотографии, плакаты);
шахматы напольные;
автоматизированное рабочее место тренера;
электронные образовательные ресурсы (обучающие видеокурсы, презентации,
обучающие и игровые шахматные программы);
книжно-печатная шахматная продукция для детей (учебники, рабочие тетради и
д.п.)
комплект методической литературы.
Календарно-тематический план
№ п/п
1.
2.
Тема занятия
«В Стране
Шахматных
Чудес»
Шахматы в
сказках
Колич
ество
часов
1
Дата
проведен
ия
Фактичес
кая дата
Знакомство с шахматами. Белые и
черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка,
король. Просмотр обучающего видео
«Приключения в Шахматной стране».
Продолжить знакомство с названиями
шахматный фигур. Чтение и
инсценировка дидактической сказки
«Шахматный теремок», «Шахматная
репка», «Шахматный колобок».
Дидактические задания и игры «Кубик»,
"Волшебный мешочек", "Угадайка»,
«Большая и маленькая",
Понятие «шахматная доска», «шахматное
поле», «партнеры» Расположение доски
между партнерами. Разновидности досок.
Центр доски. Количество полей в центре.
Дидактическая игра «Собери доску».
06.09
1
13.09
3.
4.
5.
6.
Шахматные
игры и
упражнения
«Проспекты,
улицы и
переулки
Волшебной
Доски»
Волшебная
шахматная
доска.
Горизонталь
Волшебная
шахматная
1
20.09
1
27.09
1
1
Содержание курса
04.10
Горизонтальная линия. Количество полей
в горизонтали. Количество горизонталей
на доске. Игра «Нарисуй горизонталь»
11.10
Вертикальная линия. Количество полей в
вертикали. Количество вертикалей на
6
доска.
Вертикаль
7.
8.
9.
Волшебная
шахматная
доска.
Диагональ
1
Шахматные
игры и
упражнения
1
«Ворота
Каиссии»
1
доске. Чередование белых и черных
полей в горизонтали и вертикали. Игра
«Исправь ошибку»
Диагональ. Отличие диагонали от
горизонтали и вертикали. Количество
полей в диагонали. Большая белая и
большая черная диагонали. Короткие
диагонали. Игра «Раскрась диагональ».
Игра «Собери шахматную доску».
Упражнение «Правильно положи перед
собой шахматную доску». Дидактические
задания и игры "Горизонталь",
"Вертикаль". Дидактическое задание
"Диагональ".
Расстановка фигур перед шахматной
партией. Правило: "Ферзь любит свой
цвет". Связь между горизонталями и
начальным положением фигур.
Дидактические задания и игры
"Волшебный мешочек", "Да и нет",
«Расставь фигуры».
Дидактические задания и игры
"Волшебный мешочек", "Угадайка",
"Секретная фигура", "Угадай". Играсоревнование «Кто быстрее расставит
фигуры».
Место ладьи в начальном положении.
Понятие «ход», «взятие». Ход ладьи.
Взятие. Дидактические задания и игры
"Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один
в поле воин", "Кратчайший путь".
Дидактические игры "Захват
контрольного поля", "Защита
контрольного поля", "Игра на
уничтожение" (ладья против ладьи, две
ладьи против одной, две ладьи против
двух).
Ход слона, взятие. Понятие
«белопольные и чернопольные слоны».
Дидактические задания "Лабиринт",
"Перехитри часовых", "Один в поле
воин", "Кратчайший путь".
Понятие «легкая и тяжелая фигура».
Дидактические игры "Захват
контрольного поля", "Защита
контрольного поля", "Игра на
уничтожение" (слон против слона, два
слона против одного, два слона против
двух), "Ограничение подвижности".
Дидактические задания "Перехитри
часовых", "Сними часовых", "Атака
неприятельской фигуры", "Двойной
удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй
18.10
25.10
8.11
10.
11.
12.
13.
14.
Шахматные
игры и
упражнения
1
«Прямолиней
ная,
бесхитростная
фигура»
1
«Я - Ладья».
Шахматные
игры и
упражнения
1
«Совсем этот
слон на слона
не похож»
1
«Вежливые
Слоны»
1
15.11
22.11
29.11
6.12
13.12
15.
Ладья против
слона
1
20.12
7
Шахматные
игры и
упражнения
1
17.
В гостях у
Ферзя
1
10.01
18.
«Могучая
фигура».
Шахматные
игры и
упражнения
1
17.01
19.
Ферзь против
ладьи
1
24.01
20.
Ферзь против
ладьи
1
31.01
21.
Ферзь против
слона
1
16.
фигуру". Термин "стоять под боем".
Дидактические игры "Захват
контрольного поля", "Защита
контрольного поля", "Игра на
уничтожение"
Дидактическая игра “Волшебный
мешочек”.
“Угадайка”. Педагог словесно описывает
одну из шахматных фигур, дети должны
догадаться, что это за фигура.
Место ферзя в начальном положении.
Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая
фигура. Дидактические задания
"Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один
в поле воин", "Кратчайший путь".
Просмотр диафильма "Волшебные
шахматные фигуры».
“Угадай”. “Секретная фигура”.
Дидактические игры "Захват
контрольного поля", "Защита
контрольного поля", "Игра на
уничтожение" (ферзь против ферзя),
"Ограничение подвижности".
Дидактические задания "Перехитри
часовых", "Сними часовых", "Атака
неприятельской фигуры", "Двойной
удар", "Взятие", "Выиграй фигуру".
Дидактические игры "Захват
контрольного поля", "Защита
контрольного поля", "Игра на
уничтожение" (ферзь против ладьи),
Дидактические задания "Перехитри
часовых", "Сними часовых", "Атака
неприятельской фигуры", "Двойной
удар", "Взятие", "Выиграй фигуру".
Дидактические игры "Захват
контрольного поля", "Защита
контрольного поля", "Игра на
уничтожение" (ферзь против ладьи),
Дидактические игры "Захват
контрольного поля", "Защита
контрольного поля", "Игра на
уничтожение» (ферзь против слона,
ферзь против ладьи и слона, сложные
положения), "Ограничение
подвижности".
27.12
07.02
22.
«Прыг, скок
и вбок»
Место коня в начальном положении. Ход
коня, взятие. Конь – легкая фигура.
Дидактические задания "Лабиринт",
"Перехитри часовых", "Один в поле
воин", «След коня».
1
14.02
8
23.
Хитрая
фигура.
"Кратчайший путь"
Дидактические игры "Захват
контрольного поля", "Игра на
уничтожение" (конь против коня, два
коня против одного, один конь против
двух, два коня против двух),
"Ограничение подвижности".
Дидактические задания "Перехитри
часовых", "Сними часовых", "Игра на
уничтожение" (конь против ладьи).
Дидактические задания "Атака
неприятельской фигуры", "Двойной
удар", "Взятие", "Защита", "Игра на
уничтожение" (конь против слона)
Место пешки в начальном положении.
Ход пешки, взятие. Дидактические
задания "Лабиринт", "Один в поле воин".
Игра «Расставь фигуры». Упражнение
«Захват контрольного поля».
Дидактические игры «Атака
неприятельской фигуры»
Взятие на проходе. Превращение пешки.
Дидактические игры "Игра на
уничтожение" (пешка против пешки, две
пешки против одной, одна пешка против
двух, две пешки против двух,
многопешечные положения),
"Ограничение подвижности".
Дидактические задания "Перехитри
часовых", "Атака неприятельской
фигуры», Дидактические игры "Игра на
уничтожение" (пешка против ладьи)
Место короля в начальном положении.
Ход короля, взятие. Дидактические
задания "Лабиринт", "Перехитри
часовых", "Один в поле воин",
"Кратчайший путь". Дидактическая игра
"Игра на уничтожение" (король против
короля).
Игра всеми фигурами из начального
положения. Дидактическая игра "Два
хода". Правила дебюта. Игра всеми
фигурами из начального положения. Игра
всеми фигурами из начального
положения.
Игра всеми фигурами из начального
положения. Дидактическая игра "Два
хода". Правила дебюта. Игра всеми
фигурами из начального положения. Игра
всеми фигурами из начального
положения.
1
28.02
24.
25.
26.
27.
28.
Конь против
ладьи
1
Конь против
слона
1
«Чудесная
Пешка»
1
Шахматные
игры и
упражнения
1
«Ни шагу
назад!»
1
07.03
14.03
21.03
04.04
11.04
29.
30.
Пешка против
ладьи
1
Куда идет
Король?
1
18.04
25.04
31.
32.
33.
Дебют.
Шахматная
партия
1
Дебют.
Шахматная
партия
1
Шахматный
праздник
1
16.05
23.05
Викторины, игры, тесты
30.05
9
Список литературы:
1. Гришин В.Г., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
2. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения школьника шахматной игре. –
М.: ГЦОЛИФК, 1984.
3. Гришин В.Г. «Малыши играют в шахматы» Москва «Просвещение» 1991.
4. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
10