Частное общеобразовательное учреждение «Прогимназия № 63
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
(ЧОУ Прогимназия №63 ОАО «РЖД»)
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
начальный классов
Руководитель ШМО
__________/Н.В. Адеева
Протокол от 30.08.2024 г.
№ 1__
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
ЧОУ Прогимназии №63
ОАО «РЖД»
______/В.И.Джангриян
«30» августа 2024 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ЧОУ Прогимназии
№63 ОАО «РЖД»
______________М.А.Ломова
Приказ ОУ от «30» 08.2024 г.
№ __214_
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 02F5949E00A2B1548744681BA6B137706C
Владелец: Ломова Мария Анатольевна
Действителен: с 03.07.2024 до 03.10.2025
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Белая ладья»
во 2 классе
Рабочую программу составил(а):
Пожидаев И.А.,
педагог дополнительного образования
высшей категории
Батайск
2024 г.
1
Пояснительная записка
Рабочая программа по шахматам кружка «Белая ладья» для детей второго класса
разработана на основе следующих нормативных актов, определяющих основную
направленность, объем и содержание учебных занятий:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего
образования» (далее – ФОП НОО);
приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (далее – ФГОС НОО)
устава ЧОУ Прогимназия №63 ОАО «РЖД».
Обоснование программы
"Шахматы - это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее,
помогают объективно оценить сложившуюся ситуацию, просчитать поступки на
несколько "ходов" вперед. А главное, - воспитывать характер". ( В.В.Путин)
Шахматы - чуть ли не единственная чисто соревновательная, т.е. наглядная форма
фиксации интеллекта не только личности, но и нации в целом. Они - существенная
составляющая культурного пространства.
Значение шахмат в формировании интеллекта личности весьма значительна.
Благодаря этой игре люди учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в
достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать
логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся
самодисциплине, стараются не падать духом при отдельных неудачах и т.д.
Физическая подготовка шахматиста должна носить систематический,
целенаправленный
характер.
Шахматы
могут
непосредственно
влиять
на
интеллектуальное развитие и формирование гармоничной личности. В то же время они
подготавливают подрастающее поколение к успешной жизнедеятельности в различных
социально-бытовых и производственных сферах нашего общества.
Реализация данной программы позволяет решить многие позитивные направления
– сделать обучение радостным, поддерживать постоянный интерес к знаниям.
Стержневым моментом занятий становится деятельность самих занимающихся, когда они
наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют
закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного
материала, включение в занятие игровых ситуаций.
Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих
психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память,
мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Цели и задачи программы
1. Сформировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы.
2. Развивать любознательность и потребность в приобретении новых знаний.
2
3. Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и
отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.
4. Продолжать учить детей взаимодействию между фигурами в процессе
выполнения игровых заданий, а также умению применять полученные знания о
шахматных фигурах в процессе игры.
5. Обеспечить успешное овладение детьми основополагающих принципов ведения
шахматной партии на всех ее стадиях: в дебюте, в миттельшпиле, в эндшпиле.
6. Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе
игровой практики за шахматной доской.
7. Научить ребенка планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль и
самооценку в процессе шахматной игры
8. Стимулировать детей к созданию новых творческих идей и решений.
Основные принципы организации умственного воспитания с использованием
средств игры в шахматы.
Содержание и организационные формы базового умственного воспитания детей
разработаны на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие
социально-активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в
изменяющихся условиях общественной жизни.
Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает
отношение воспитателя (тренера-преподавателя) к воспитанникам как к ответственным
субъектам собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на
субъектно-субъектных отношениях.
Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно
основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных
процессов, что учащихся воспитывают сообразно их полу, возрасту и индивидуальных
особенностей, формируют у них ответственность за развитие самих себя.
Принцип культуросообразности воспитания предполагает, что
воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в
соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными
традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.
Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает
осуществление воспитания средствами физической культуры и спорта, что позволяет
учащимся расширить сферу общения, формировать навыки социальной адаптации,
интеграции, индивидуализации, самореализации.
Принцип концентрации воспитания на развитие личности направлен на
освоение социо-культурного опыта и свободное самоопределение в социальном
окружении.
Рабочая программа по шахматам для второго класса рассчитана на 34 часа.
Учебный курс включает в себя шесть тем: “Краткая история шахмат”, “Шахматная
нотация”, “Ценность шахматных фигур”, “Техника матования одинокого короля”,
“Достижение мата без жертвы материала”, “Шахматная комбинация”.
В программе дается перечень дидактических игр и заданий с небольшими
пояснениями к ним, приводится вариант поурочного распределения программного
материала.
ПРОГРАММА
Второй год обучения
Тематика курса
1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ.
3
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу.
Чемпионы мира по шахматам.
2. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ.
Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и
полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.
Дидактические игры и задания
“Назови вертикаль”. Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны
назвать ее (например: “Вертикаль “е”), Так школьники называют все вертикали. Затем
педагог спрашивает: “На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи?
Королевские слоны? Ферзевые ладьи?” И т. п.
“Назови горизонталь”. Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют
горизонталь (например: “Вторая горизонталь”).
“Назови диагональ”. Определяется диагональ (например: “Диагональ е1 – а5”).
“Какого цвета поле?” Учитель называет какое-либо поле и просит определить его
цвет.
“Кто быстрее”. К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на
демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.
“Вижу цель”. Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его.
Учитель уточняет ответы учащихся.
3. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР.
Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса.
Способы защиты.
Дидактические игры и задания
“Кто сильнее”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура
сильнее? На сколько очков?”
“Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит
ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы
очков в армиях учителя и ученика были равны.
“Выигрыш материала”. Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные
положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.
“Защита”. В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить
материальное равенство.
4. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ.
Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против
короля. Король и ладья против короля.
Дидактические, игры и задания “Шах или мат”. Шах или мат черному королю?
“Мат или пат”. Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.
“Мат в один ход”. Требуется объявить мат в один ход черному королю.
“На крайнюю линию”. Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король
отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.
“В угол”. Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на
угловое поле.
“Ограниченный король”. Надо сделать ход, после которого у черного короля
останется наименьшее количество полей для отхода.
5. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА.
4
Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле
(начале, середине и конце игры). Защита от мата.
Дидактические игры и задания
“Объяви мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два
хода.
“Защитись от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.
6. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ.
Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации).
Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения,
завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др.
Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации
для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).
Дидактические игры и задания
“Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.
“Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. “Выигрыш
материала”. Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться
материального перевеса.
К концу учебного года дети должны знать:
знать историю шахмат;
ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
шахматную нотацию.
К концу учебного года дети должны уметь:
записывать шахматную партию;
матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем,
королем и ладьей;
проводить элементарные комбинации.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
1.
Тема занятия
Повторение
пройденного
материала.
Колич
ество
часов
1
Дата
провед
ения
Фактич
еская
дата
Повторение пройденного материала.
Просмотр диафильма “Приключения в
Шахматной стране. Первый шаг в мир
шахмат”. Поля, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр. Ходы шахматных
фигур. Шах, мат, пат. Начальное
положение. Игровая практика (игра
всеми фигурами из начального
положения).
Рокировка. Взятие на проходе.
Превращение пешки. Варианты ничьей.
Самые общие рекомендации о
06.09
2.
Повторение
пройденного
материала.
Содержание курса
1
13.09
5
3.
4.
5.
Ценность шахматных
фигур.
1
Ценность шахматных
фигур.
1
Краткая история
шахмат
1
принципах разыгрывания дебюта.
Задания на мат в один ход.
Демонстрация коротких партий.
Дидактические игры и задания “Две
фигуры против целой армии”, “Убери
лишние фигуры”, “Ходят только
белые”, “Неотвратимый мат”. Игровая
практика.
Ценность фигур. Сравнительная сила
фигур. Дидактические задания “Кто
сильнее”, “Обе армии равны”.
Достижение материального перевеса.
Дидактическое задание “Выигрыш
материала” (выигрыш ферзя). Игровая
практика.
Происхождение шахмат. Легенды о
шахматах. Чатуранга и шатрандж.
Шахматы проникают в Европу.
Просмотр диафильма “Книга
шахматной мудрости. Второй шаг в мир
шахмат”. Чемпионы мира по шахматам.
Просмотр диафильма “Анатолий
Карпов – чемпион мира”. Игровая
практика.
Обозначение горизонталей, вертикалей,
полей. Дидактические задания “Назови
вертикаль”, “Назови горизонталь”,
“Назови диагональ”, “Какого цвета
поле”, “Кто быстрее”. “Вижу цель”.
Игровая практика. На этом занятии
дети, делая ход, проговаривают, какая
фигура с какого поля на какое идет.
Например: “Король с e1 – на е2”.
Обозначение шахматных фигур и
терминов. Игровая практика (с записью
шахматной партии или фрагмента
шахматной партии).
Краткая и полная шахматная нотация.
Игровая практика (с записью
шахматной партии или фрагмента
шахматной партии
Запись шахматной партии. Игровая
практика (с записью шахматной партии
или фрагмента шахматной партии).
Достижение материального перевеса.
Дидактическое задание “Выигрыш
материала” (выигрыш ладьи, слона,
коня). Игровая практика.
Достижение материального перевеса.
Дидактическое задание “Выигрыш
материала” (выигрыш пешки).
20.09
27.09
04.10
6.
Шахматная нотация.
1
11.10
7.
Шахматная нотация.
1
18.10
8.
Шахматная нотация.
1
25.10
Ценность шахматных
фигур.
1
10. Ценность шахматных
фигур.
1
11. Ценность шахматных
фигур.
1
9.
8.11
15.11
22.11
6
12. Техника матования
одинокого короля
Дидактическое задание “Защита”
(уничтожение атакующей фигуры, уход
из-под боя). Игровая практика.
Достижение материального перевеса.
Дидактическое задание “Выигрыш
материала” (выигрыш пешки).Способы
защиты Дидактическое задание
“Защита” (уничтожение атакующей
фигуры, уход из-под боя). Игровая
практика
Защита. Дидактическое задание
“Защита” (защита атакованной фигуры
другой своей фигурой, перекрытие,
контратака). Игровая практика.
Две ладьи против короля.
Дидактические задания “Шах или мат”,
“Мат или пат”, “Мат в один ход”, “На
крайнюю линию”, “В угол”,
“Ограниченный король”, “Мат в два
хода”. Игровая практика.
Две ладьи против короля.
Дидактические задания “Шах или мат”,
“Мат или пат”, “Мат в один ход”, “На
крайнюю линию”, “В угол”,
“Ограниченный король”, “Мат в два
хода”. Игровая практика.
Ферзь и ладья против короля.
Дидактические задания “Шах или мат”,
“Мат или пат”, “Мат в один ход”, “На
крайнюю линию”, “В угол”,
“Ограниченный король”, “Мат в два
хода”. Игровая практика.
Ферзь и ладья против короля.
Дидактические задания “Шах или мат”,
“Мат или пат”, “Мат в один ход”, “На
крайнюю линию”, “В угол”,
“Ограниченный король”, “Мат в два
хода”. Игровая практика.
Ладья и король против короля.
Дидактические задания “Шах или мат”,
“Мат или пат”, “Мат в один ход”, “На
крайнюю линию”, “В угол”,
“Ограниченный король”, “Мат в два
хода”. Игровая практика.
Учебные положения на мат в два хода в
эндшпиле. Цугцванг. Дидактическое
задание “Объяви мат в два хода”.
Защита от мата. Дидактическое задание
“Защитись от мата”. Игровая практика.
Учебные положения на мат в два хода в
миттельшпиле. Дидактическое задание
1
29.11
13. Ценность шахматных
фигур.
1
14. Техника матования
одинокого короля
1
6.12
13.12
15. Техника матования
одинокого короля.
1
20.12
16. Техника матования
одинокого короля
1
27.12
17. Техника матования
одинокого короля
1
10.01
18. Техника матования
одинокого короля
1
17.01
19. Достижение мата без
жертвы материала
1
24.01
20. Достижение мата без
жертвы материала
1
31.01
7
21. Шахматная
комбинация
1
07.02
22. Шахматная
комбинация
1
14.02
23. Шахматная
комбинация
1
21.02
24. Шахматная
комбинация
1
28.02
25. Шахматная
комбинация
1
07.03
26. Шахматная
комбинация
1
14.03
27. Шахматная
комбинация
1
21.03
28. Шахматная
комбинация
1
04.04
29. Шахматная
комбинация
1
11.04
30. Шахматная
комбинация
1
18.04
31. Шахматная
комбинация
1
25.04
32. Шахматная
комбинация
1
16.05
33. Шахматная
1
23.05
“Объяви мат в два хода”. Защита от
мата. Дидактическое задание
“Защитись от мата”. Игровая практика.
Матовые комбинации. Темы
комбинаций. Дидактическое задание
“Объяви мат в два хода”. Игровая
практика.
Матовые комбинации. Тема
отвлечения. . Дидактическое задание
“Объяви мат в два хода”. Игровая
практика.
Матовые комбинации. Тема завлечения.
Дидактическое задание “Объяви мат в
два хода”. Игровая практика.
Матовые комбинации. Тема завлечения.
Дидактическое задание “Объяви мат в
два хода”. Игровая практика.
Матовые комбинации. Тема
блокировки. Дидактическое задание
“Объяви мат в два хода”. Игровая
практика.
Матовые комбинации. Тема
разрушения королевского прикрытия.
Дидактическое задание “Объяви мат в
два хода”. Игровая практика.
Матовые комбинации. Тема
освобождения пространства .Тема
“рентгена”. Дидактическое задание
“Объяви мат в два хода”. Игровая
практика.
Матовые комбинации Тема
уничтожения защиты. Дидактическое
задание “Объяви мат в два хода”.
Игровая практика.
Матовые комбинации Тема “рентгена”.
Дидактическое задание “Объяви мат в
два хода”. Игровая практика.
Матовые комбинации Тема “рентгена”.
Дидактическое задание “Объяви мат в
два хода”. Игровая практика.
Матовые комбинации. Другие темы
комбинаций и сочетание тематических
приемов. Дидактическое задание
“Объяви мат в два хода”. Игровая ”.
Комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса. Тема
отвлечения. Дидактическое задание
“Выигрыш материала”. Игровая
практика.
Комбинации, ведущие к достижению
8
комбинация
34. Шахматная
викторина
1
материального перевеса. Тема
отвлечения. Дидактическое задание
“Выигрыш материала”. Игровая
практика.
«Шахматная комбинация»
30.05
Список литературы:
1. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
2. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
3. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
4. Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
5. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа,
1994.
6. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр
Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
7. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
8. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
9. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
10. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны:
Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск:
Духовное возрождение, 1998.
11. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск:
Духовное возрождение, 1999.
12. Шахматы – школе/ Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.
9