Частное общеобразовательное учреждение «Прогимназия № 63
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
(ЧОУ Прогимназия №63 ОАО «РЖД»)
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
начальный классов
Руководитель ШМО
__________/Н.В. Адеева
Протокол от 30.08.2024 г.
№ 1__
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
ЧОУ Прогимназии №63
ОАО «РЖД»
______/В.И.Джангриян
«30» августа 2024 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ЧОУ Прогимназии
№63 ОАО «РЖД»
______________М.А.Ломова
Приказ ОУ от «30»
08.2024 г. № __214_
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 02F5949E00A2B1548744681BA6B137706C
Владелец: Ломова Мария Анатольевна
Действителен: с 03.07.2024 до 03.10.2025
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Белая ладья»
в 3 классе
Рабочую программу составил(а):
Пожидаев И.А.,
педагог дополнительного образования
высшей категории
Батайск
2024 г.
1
Пояснительная записка
Рабочая программа по шахматам кружка «Белая ладья» для детей третьего класса
разработана на основе следующих нормативных актов, определяющих основную
направленность, объем и содержание учебных занятий:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего
образования» (далее – ФОП НОО);
приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (далее – ФГОС НОО)
устава ЧОУ Прогимназия №63 ОАО «РЖД».
Обоснование программы
"Шахматы - это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее,
помогают объективно оценить сложившуюся ситуацию, просчитать поступки на несколько
"ходов" вперед. А главное, - воспитывать характер". ( В.В.Путин)
Шахматы - чуть ли не единственная чисто соревновательная, т.е. наглядная форма
фиксации интеллекта не только личности, но и нации в целом. Они - существенная
составляющая культурного пространства.
Значение шахмат в формировании интеллекта личности весьма значительна.
Благодаря этой игре люди учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в
достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать
логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся
самодисциплине, стараются не падать духом при отдельных неудачах и т.д.
Физическая подготовка шахматиста должна носить систематический,
целенаправленный характер. Шахматы могут непосредственно влиять на интеллектуальное
развитие и формирование гармоничной личности. В то же время они подготавливают
подрастающее поколение к успешной жизнедеятельности в различных социально-бытовых
и производственных сферах нашего общества.
Реализация данной программы позволяет решить многие позитивные направления
– сделать обучение радостным, поддерживать постоянный интерес к знаниям. Стержневым
моментом занятий становится деятельность самих занимающихся, когда они наблюдают,
сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
При этом предусматривается широкое использование занимательного материала,
включение в занятие игровых ситуаций.
Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических
процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление,
начальные формы волевого управления поведением.
Цели и задачи программы
1. Развивать память, аналитико-синтетические функции мышления детей;
2. Закладывать основы будущей личности, развивать активность, инициативу,
самостоятельность.
3. Обеспечить каждому ребенку физический и психический комфорт, заложить
основы доброжелательного отношения друг к другу.
2
4. Воспитывать потребность в самоанализе своей деятельности, научить создавать
и реализовывать прогноз.
5. Воспитывать волевые качества: уверенность, целеустремленность, стойкость.
6. Поддерживать инициативу детей, поощрять у них стремление к победе.
Основные принципы организации умственного воспитания с использованием
средств игры в шахматы
Содержание и организационные формы базового умственного воспитания детей
разработаны на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие социальноактивной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся
условиях общественной жизни.
Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает
отношение воспитателя (тренера-преподавателя) к воспитанникам как к ответственным
субъектам собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на
субъектно-субъектных отношениях.
Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно
основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных
процессов, что учащихся воспитывают сообразно их полу, возрасту и индивидуальных
особенностей, формируют у них ответственность за развитие самих себя.
Принцип культуросообразности воспитания предполагает, что
воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в
соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными
традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.
Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает
осуществление воспитания средствами физической культуры и спорта, что позволяет
учащимся расширить сферу общения, формировать навыки социальной адаптации,
интеграции, индивидуализации, самореализации.
Принцип концентрации воспитания на развитие личности направлен на
освоение социо - культурного опыта и свободное самоопределение в социальном
окружении.
Рабочая программа внеурочной деятельности по шахматам для третьих классов
рассчитана на 34 часа предусматривает 6 тем.
Содержание программы
1. Введение. Техника безопасности. Охрана жизни и здоровья. Знакомства с инструкции
на занятиях по шахматам.
2. Виды дебютов: Классификация дебютов. Мобилизация фигур, борьба за центр. Роль
и оптимизация работы фигур в дебюте. Гамбиты,
Практическая работа: анализ учебных партий; игровая практика; анализ дебютной
части партий
3. Разбор партий великий гроссмейстеров: стиль игры Гарри Каспарова, Владимира
Крамника, Роберта Фишера.
Практическая работа: анализ дебютной части партий.
4. Начальные сведения о миттельшпиле
Понятие о варианте. Логическая связка «если, то...». Открытая линия. Проходная
пешка.
Практическая работа: отработка на практике миттельшпиля.
5. Начальные сведения об эндшпиле
Пешечный эндшпиль.
Практическая работа: отработка на шахматной доске пешечного эндшпиля.
Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных
шахматистов с приглашением родителей учащихся; конкурс на решение шахматных задач.
3
По окончании года обучения учащихся должны знать:
виды качеств
виды дебютов;
что такое миттельшпиль
шахматные правила;
что такое эндшпиль
тактические приемы
Учащиеся должны уметь:
ввести борьбу за качество
знать основы эндшпиль
знать основы миттельшпиль
проанализировать партию
составлять план игры
применять шахматные правила.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Тема занятия
Коли
чест
во
часов
1.
Вводное
занятие.
1
2.
Дебют
1
3.
Виды дебютов
1
Дата
проведения
Фактич
еская
дата
Содержание курса
Техника безопасности. Охрана жизни и
здоровья. Проверка знаний.
Дебют.
Практическая работа: игровая практика.
Дебют . Правила дебюта. Практическая
работа: игровая практика.
Классификация дебютов. Мобилизация фигур,
борьба за центр.
Практическая работа: анализ учебных
партий; игровая практика; анализ дебютной
части партий.
Дебют . Роль и оптимизация работы фигур в
дебюте. Гамбиты,
Практическая работа: анализ учебных
партий; игровая практика; анализ дебютной
части партий
Открытый дебют. Основные понятия.
Практическая работа: анализ учебных
партий; игровая практика; анализ дебютной
части партий
Испанская партия. Основные понятия.
Практическая работа: анализ учебных
партий; игровая практика; анализ дебютной
части партий.
Закрытый дебют. Основные понятие .
05.09
12.09
19.09
4.
Виды дебютов
1
26.09
5.
Виды дебютов
1
03.10
6.
7.
Испанская
партия
1
Виды дебютов
1
10.10
17.10
4
8.
Дебют Ретти
Практическая работа: анализ учебных
партий; игровая практика. Решение задач.
Дебют Ретти. Основные понятие.
Практическая работа: анализ учебных
партий; игровая практика. Решение задач.
Полуоткрытый дебют. Основные понятие.
Практическая работа: игровая практика;
анализ дебютной части партий.
Полуоткрытый дебют. Основные понятие.
Практическая работа: игровая практика;
анализ дебютной части партий.
Французская защита. Основные понятия .
Практическая работа: игровая практика;
анализ дебютной части партий.
Полузакрытые дебюты. Основные понятия .
Практическая работа: игровая практика;
анализ дебютной части партий.
Защита Принца Уфимцева. Основные
понятия
Практическая работа: игровая практика;
анализ дебютной части партий.
1
24.10
Полуоткрытые
дебюты
1
10. Полуоткрытые
дебюты
1
11. Французская
защита
1
12. Полузакрытые
дебюты
1
13. Защита Принца
Уфимцева
1
9.
7.11
14.11
21.11
28.11
5.12
14. Гамбит
1
15. Испанская
партия
1
16. Испанская
партия
1
17. Ферзевый
гамбит
1
09.01
18. Ферзевый
гамбит
1
16.01
19. Ферзевый
гамбит
1
23.01
20. Гамбит
Морфа.
1
30.01
21. Гамбит
Морфа.
1
06.02
22. Гамбит
Морфа.
1
13.02
23. Гамбит
Морфа.
1
20.02
Гамбит. Основные понятия.
Практическая работа: игровая практика.
Испанская партия. Атака Маршала.
Практическая работа: игровая практика;
анализ дебютной части партий.
Испанская партия. Классический вариант.
Практическая работа: игровая практика;
анализ дебютной части партий
Ферзевый гамбит. Основные понятие.
Практическая работа: игровая практика;
анализ дебютной части партий.
Ферзевый гамбит. Принятый вариант.
Практическая работа: анализ учебных
партий; игровая практика. Решение задач.
Ферзевый гамбит. Отказной вариант.
Практическая работа: анализ учебных
партий; игровая практика. Решение задач.
Гамбит Морфа. Основные понятия.
Практическая работа: анализ учебных
партий; игровая практика. Решение задач.
Гамбит Морфа. Принятый вариант.
Практическая работа: анализ учебных
партий; игровая практика. Решение задач.
Гамбит Морфа. Отказной вариант .
Практическая работа: анализ учебных
партий; игровая практика. Решение задач.
Гамбит Морфа. Отказной вариант .
Практическая работа: анализ учебных
партий; игровая практика. Решение задач.
12.12
19.12
26.12
5
24. Разбор партий
великий
гроссмейстеров
1
27.02
25. Разбор партий
великий
гроссмейстеров
1
06.03
26. Миттельшпиль
1
13.03
27. Миттельшпиль
1
20.03
28. Миттельшпиль
Рассмотрения стиля игры Гарри Каспарова,
Владимира Крамника, Роберта Фишера.
Практическая работа: анализ учебных
партий; игровая практика. Решение задач.
Рассмотрения стиля игры Гарри Каспарова,
Владимира Крамника, Роберта Фишера.
Практическая работа: анализ учебных
партий; игровая практика. Решение задач.
Начальные сведения о миттельшпиле. Понятие
о варианте. Логическая связка «если, то...».
Практическая работа: отработка на практике
приемов миттельшпиля.
Открытая линия.
Практическая работа: отработка на практике
приемов миттельшпиля.
Открытая линия.
Практическая работа: отработка на практике
приемов миттельшпиля.
Проходная пешка.
Практическая работа: отработка на практике
приемов миттельшпиля.
Проходная пешка.
Практическая работа: отработка на практике
приемов миттельшпиля.
Начальные сведения об эндшпиле.
Практическая
работа:
отработка
на
шахматной доске пешечного и ладейного
эндшпиля.
Пешечный эндшпиль
Практическая работа: отработка на
шахматной доске пешечного и ладейного
эндшпиля.
Пешечный эндшпиль
Практическая работа: отработка на
шахматной доске пешечного и ладейного
эндшпиля.
03.04
29. Миттельшпиль
1
10.04
30. Миттельшпиль
1
17.04
31. Эндшпиль
1
24.04
32. Эндшпиль
1
15.05
33. Эндшпиль
1
22.05
34. Шахматный
праздник
1
29.05
«Реши этюд, отгадай задачу – сыщешь удачу»:
викторины, игры, этюды
Программный материал для практических занятий
Учебный материал
Теория
Вилка- нападения пешкой или конем на две фигуры партнера
Гамбит – названия дебютов, в котором жертвуется материал.
Дебют - начальная стадия шахматной партии
Диаграмма – печатное изображение шахматной доски
Королевский фланг - половина доски, на которой перед началом шахматной партии
стоят короли.
Материал — общее название для фигур
6
Нотация (шахматная) — система записи течения шахматной партии или
определенной позиции
Партия (шахматная) — шахматный поединок между партнерами
Развитие — быстрейшее введение фигур в игру
Размен — снятие с доски равноценных фигур
Сдвоенные пешки — пешки одного цвета, расположенные на одной вертикали
Спёртый мат — мат конем, при котором собственные фигуры отнимают у короля
все поля для отступления
Ферзевый фланг — половина доски, на которой перед началом игры стоят ферзи
Часы (шахматные) — особые часы с двумя циферблатами и контрольными
флажками.
Эндшпиль — заключительная стадия шахматной партии
Этюд — специально придуманная позиция, в которой надо найти неожиданное и
красивое решение.
Заблокированная пешка — если на поле перед ней стоит фигур)» пешка противника
(или своя пешка или фигура), мешая ей двигаться дальше. Такая пешка считается слабой:
выключена из игры.
Защищенная проходная пешка — такая пешка, которую защищает своя пешка или
любая другая фигура.
Качество — приобретение или потеря шахматного материала
Изолированная пешка — такая, когда на соседних с ней портики нет своих пешек.
Взятие на проходе — когда пешка любого цвета со своего первоначального места
идет сразу на два поля и пересекает битое поле пешки противника, то та имеет право побить
ее (снять с доски) и поставить на битое поле свою.
Горизонталь — прямая линия на шахматной доске, идущая слева направо (или
справа налево). Обозначается цифрами, которые пишутся сбоку от доски: слева от игрока
(от 1-й до 8-й или от 8-й до 1-й горизонтали).
Вертикаль — одна из трех линий (прямая) шахматной доски. Идет по направлению
от игрока к игроку, обозначается восьмью буквами.
Оппозиция — противостояние королей напротив друг друга через одно или
несколько нечетных полей, когда одинокий король остается против короля с пешкой.
Начальная позиция — расположение фигур и пешек в исходном положении (до
начала игры) до первого хода белых.
Ничья — окончание игры. Ни одной из сторон не присуждается победа, остается по
королю, или оба игрока сами соглашаются на ничью, вечный шах, патовое положение на
доске одному из королей и т. д.
Нападение — пойти фигурой или пешкой так, чтобы следующим ходом можно было
бы взять неприятельскую фигуру или пешку.
Легкие фигуры — общепринятое название для коней и слонов.
Линия — несколько чередующихся черно-белых или одинаковых полей на
шахматной доске. Всего три рода разновидностей линий — вертикальная, горизонтальная
и диагональная.
Мат — безвыходное, безнадежное положение для короля (обязательно после шаха
королю). Означает конец игры.
Мат спёртый — разновидность обычного мата. Встречается редко.
Мастер — шахматное звание (разряд) перед гроссмейстером. Национальный мастер
— мастер своей страны, звание международный мастер присваивается при выполнении
соответствующей нормы в международных соревнованиях шахматистов.
Материальное преимущество — выигрыш одним из соперников у другого
шахматного материала: фигуры или нескольких фигур и пешек. Однако материальное
преимущество еще не дает полной гарантии выигрыша его обладателю. Но нередко
является прекрасной надежной предпосылкой для одержания победы в партии.
7
Миттельшпиль — вторая стадия шахматной партии после дебюта. Переводится с
немецкого языка как середина игры. Именно в этой стадии начинаются активные боевые
действия с обеих сторон. Мобилизация сил
'
Начальная позиция — расположение фигур и пешек в исходном положении (до
начала игры) до первого хода белых.
Ничья — окончание игры. Ни одной из сторон не присуждается победа, остается по
королю, или оба игрока сами соглашаются на ничью, вечный шах, патовое положение на
доске одному из королей и т. д.
Нападение — пойти фигурой или пешкой так, чтобы следующим ходом можно было
бы взять неприятельскую фигуру или пешку.
Нотация — система записи ходов в шахматной партии.
Практика
Детский мат - быстрый мат ферзем и слоном из- за грубой ошибки партнера
Жертва - добровольная отдача фигуры для улучшения своей позиции
Ловушка — ход, рассчитанный на ошибку партнера
Партия (шахматная) — шахматный поединок между партнерами
Размен — снятие с доски равноценных фигур
Сдвоенные пешки — пешки одного цвета, расположенные на одной вертикали
Спёртый мат — мат конем, при котором собственные фигуры отнимают у короля
все поля для отступления
Ферзевый фланг — половина доски, на которой перед началом игры стоят ферзи.
Цугцванг — положение, при котором любой ход ведет к ухудшению собственной
позиции.
Эндшпиль — заключительная стадия шахматной партии.
Эполетный мат — мат, при котором ладьи, стоя по обе стороны своего короля,
отнимают у него поля для отступления.
Заблокированная пешка — если на поле перед ней стоит фигур)» пешка противника
(или своя пешка или фигура), мешая ей двигаться ше. Такая пешка считается слабой:
выключена из игры.
.Изолированная пешка — такая, когда на соседних с ней портики нет своих пешек.
Взятие на проходе — когда пешка любого цвета со своего первоначального места
идет сразу на два поля и пересекает битое поле пешки противника, то та имеет право побить
ее (снять с доски) и поставить на битое поле свою.
Горизонталь — прямая линия на шахматной доске, идущая слева направо (или
справа налево). Обозначается цифрами, которые пишутся сбоку от доски: слева от игрока
(от 1-й до 8-й или от 8-й до 1-й горизонтали).
Вертикаль — одна из трех линий (прямая) шахматной доски. Идет по направлению
от игрока к игроку, обозначается восьмью буквами («а», «в», «с» и т. д.).
Оппозиция — противостояние королей напротив друг друга через одно или
несколько нечетных полей, когда одинокий король остаётся против короля с пешкой.
Знание этого правила помогает слабейшей стороне (одинокому королю) в некоторых
случаях добиться ничьей
Пат — разновидность ничьей, когда королю некуда ходить, а шаха ему нет.
Ничья — окончание игры. Ни одной из сторон не присуждается победа, остается по
королю, или оба игрока сами соглашаются на ничью, вечный шах, патовое положение на
доске одному из королей и т. д.
Линия — несколько чередующихся черно-белых или одинаковых полей на
шахматной доске. Всего три рода разновидностей линий — вертикальная, горизонтальная
и диагональная.
Мат — безвыходное, безнадежное положение для короля (обязательно после шаха
королю). Означает конец игры.
8
Мат спёртый — разновидность обычного мата. Встречается редко.
Список литературы:
1. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
2. Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
3. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
4. Шахматы – школе/ Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991
5. Гин Евгений. Шахматные вундеркинды. – М.: «Астрен», 2006 г.
6. Костров В. Замечательные шахматы.- Спб.: Литера, 1997 г.
7. Лингоф Т. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. – Ярославль:
Просвещение,1998 г.
8. Тартаковер С. Учебник шахматной игры. – М.: Олимпия,2005 г.
9. Эстрин Э. Б. Шахматные дебюты. – М.: «Фаир-Пресс», 2003 г.
10. А. Трофимова: Шахматы для юных чемпионов, Феникс 2013г.
11. В.Костров: Шахматный решебник. Завлечение, Литера 2013г.
12. В.Костров: Шахматный решебник. Двойной удар, Литера 2013г.
13. В. Костров: Шахматный решебник. Мат королю, Литера 2013г.
14. Э. Долби: Шахматы. Как стать хорошим игроком, Эгмонт 2012г.
9