Рабочая программа курса внеурочной деятельности Орлята России для 1-4 классов

Частное общеобразовательное учреждение Прогимназия №63
Открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
(ЧОУ Прогимназия №63 ОАО «РЖД»)
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
начальный классов
Руководитель ШМО
__________/ Н.В. Адеева
Протокол от 30.08.2024 г.
№ 1__

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
ЧОУ Прогимназии №63
ОАО «РЖД»
______/ В.И.Джангриян
«30» августа 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор ЧОУ Прогимназии
№63 ОАО «РЖД»
______________М.А.Ломова
Приказ ОУ от «30» 08.2024 г. №
214

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 02F5949E00A2B1548744681BA6B137706C
Владелец: Ломова Мария Анатольевна
Действителен: с 03.07.2024 до 03.10.2025

Рабочая программа
внеурочной деятельности
по курсу «Орлята России»
Уровень образования (класс)
начальное общее образование, 1-4 класс
Количество часов: 1 класс - 33 часа, 2-4 класс - 34 часа, в неделю 1 час

г. Батайск
2024 год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Орлята России»
для 1–4-х классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Орлята России» в начальной
школе для 1–4-х классов составлена в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования и с
учетом учебно-методического комплекса Программы развития социальной активности
обучающихся начальных классов «Орлята России», разработанным ФГБОУ
Всероссийский детский центр «Орленок», программы воспитания. Это позволяет
обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного
образования в урочной и внеурочной деятельности.
Актуальность: разработка и реализация программы «Орлята России» в практике школ
Российской Федерации позволяет решать одну из главных задач государственной
политики в сфере образования – сохранение и развитие единого образовательного
пространства России. Актуальность разработки программы продиктована общим
контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением роли
воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»).
Реалии современного общества предъявляют к юным гражданам страны особые
требования, связанные с проявлением инициативы, предприимчивости,
самостоятельности, активности. Успешность решения жизненных задач обусловлена
способностью школьников находить нетривиальные решения, проявлять энергичность,
настойчивость, формулировать цели, для реализации которых необходимо привлекать
и использовать ресурсы, строить свои деловые и межличностные отношения в
социальной среде.
Актуальность программы «Орлята России» заключается в том, что она направлена на
развитие у детей способности творчески преобразовывать окружающий мир, на
формирование российских базовых национальных ценностей: Родина, Команда, Семья,
Здоровье, Природа, Познание. Главный принцип участия в Программе - все делать
вместе, сообща и делать для других. Вместе радость и удача, вместе активное действие
и увлекательное приключение.
Поэтому важно выстроить эффективную систему включения младшего школьника в
общественную жизнь класса как основной социальной группы, в которой происходит
его становление как члена общества.
Педагогическая целесообразность: особое положение в системе непрерывного
образования и воспитания детей занимают дети 7–10 лет. Возрастные особенности
самой сенситивной к воспитательным влияниям возрастной группы детей создают
существенные социально-педагогические возможности развития их социальной
активности.
Рабочая программа «Орлята России», задавая целевые ориентиры и требования к
результатам программы воспитания, обеспечивает соответствие ФГОС, единство

воспитательного пространства и его смыслов, а также позволяет на основе российских
базовых национальных ценностей выделить ценностные основания: Родина, Команда,
Семья, Здоровье, Природа, Познание.
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует
восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением
и его дальнейшему развитию с учетом всех вызовов современного мира.
Новизна: начальная школа выступает фундаментом в процессе социального
воспитания, осмысления ребенком себя в окружающем мире, выстраивания системы
коммуникации со сверстниками и взрослыми. Вовлечение данной категории
школьников в социальную жизнь целесообразно осуществлять в рамках системнодеятельностного подхода, в котором главное место отводится активной и
разносторонней, в максимальной степени самостоятельной продуктивной деятельности
ребенка, широкому использованию в работ современных игровых технологий,
социального проектирования, интерактивных методов, позволяющих моделировать
социальные процессы и явления с учетом возраста и сформированного ранее
социального опыта общения, взаимодействия и сотрудничества детей.
Главный принцип участия в Программе – все делаем вместе, сообща и делаем для
других.
Задачи:









воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине,
общности граждан нашей страны, России;
воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего
народа, семейным ценности с учетом национальной, религиозной
принадлежности;
формировать лидерские качества и умение работать в команде. Развивать
творческие способности и эстетический вкус;
воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать
интерес к физической культуре;
воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и
потребность в безвозмездной деятельности ради других людей;
содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного
отношения к окружающему миру;
формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную,
поисковую и исследовательскую деятельность.

Место курса внеурочной деятельности в учебном плане: программа рассчитана на 4
года (1–4 класс, 34 учебных недели в год). На изучение курса «Орлята России»
отводится по 1 академическому часу в неделю (45 минут).

Реализация трека в 1 классе
Подготовка Форма
к участию
в
Программе
4 игровых
занятия

1 занятие

2 занятие

3 – 5 занятия

Орлятский Погружение Занятия/мастерурок
в тематику классы, участие
трека
в которых
(работа с
поможет детям
понятиями, выработать
качествами идею для КТД
– 1 класс –
устно)

Встречи с
интересными людьми
по тематике трека.
Подведение итогов,
опорные схемы,
анализ, награждение.
Диагностика

Реализация трека во 2 классе
Форма

1 занятие

Орлятский Введение в
урок
тематику трека,
погружение.
Работа с
понятиями,
определениями 2
класс (работа с
понятиями,
качествами – с
привлечением
словарей,
справочной
литературы)

2 занятие

3–6
занятия

7 – 9 занятия

Закрепление
понятий
трека. Дела
и события,
которые
проводит
учитель

Дела и
события с
элементами
КТД

Встречи с
интересными
людьми по
тематике трека.
Подведение
итогов, опорные
схемы, анализ,
награждение.
Диагностика

Реализация трека в 3–4 классах
Форма

1 занятие

Орлятский Погружение
урок
в тематику
трека (работа
с понятиями,
качествами)

2–4
занятие

5 занятие

6 занятие

Занятия/
мастерклассы,
участие в
которых
поможет
детям
выработать
идею для

Подготовка Реализация
КТД
КТД (для
себя,
параллельного
класса,
родителей,
младших
классов)

7–9
занятия
Встреча с
интересным
человеком
по тематике
трека.
Подведение
итогов,
опорные
схемы,

КТД

анализ,
награждение.
Диагностика

Формы проведения занятий: занятие-игра, беседа, конкурс, квест, пешеходная
прогулка, экскурсия. Обучающиеся выполняют различные творческие задания и
задания исследовательского характера. Проводятся дидактические, развивающие и
ролевые игры, учебные диалоги. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на
улице, в парке, в музее. Большое значение для достижения планируемых результатов
имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в
разделах программы.
Возрастные особенности: дети в возрасте 6–11 лет относятся к самой сенситивной
возрастной группе. В этот период они стремятся утвердить свое право на
самостоятельность, быть как взрослые; получить признание своих возможностей;
желают участвовать в разнообразных делах наравне со взрослыми. Это период начала
формирования гражданской идентичности. Предполагается, что дети осваивают
групповые (социальные) нормы и ценности поведения, активно овладевают
культурным наследием, принимают на себя ответственность за культуру группового
гражданского действия.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные
Гражданско-патриотическое воспитание:
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края;
 уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о
человеке как члене общества, о правах и обязанности гражданина, качествах
патриота своей страны.



Духовно-нравственное воспитание:
понимание связи человека с окружающим миром;
бережное отношение к среде обитания;
проявление заботы о природе; неприятие действий, приносящих ей вред;
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического
и морального вреда другим людям;
 выполнение нравственно-этических норм поведения и правил межличностных
отношений;
 осознавать себя как часть коллектива, формировать культуру общения в
классе;









осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к
различным профессиям.

Эстетическое воспитание:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;
 стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.


Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
 бережное отношение к физическому и психическому здоровью.


Экологическое воспитание:



бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании;
 проявление желания обогащать свои знания, способность к поисковоисследовательской деятельности.



Метапредметные
Универсальные учебные познавательные действия:









способность к демонстрации своих знаний и умений из личного жизненного
опыта;
способность к применению своих знаний и умений, способность выражать
свои мысли; умение составлять совместно с учителем общие правила
поведения;
умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение,
сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством
педагога);
умение ориентироваться в мире книг и искать необходимую информацию (под
руководством педагога);
умение понимать нравственные ценности общества: добро, человеколюбие,
благотворительность (под руководством педагога);
умение приобретать опыт составления комплекса упражнений для зарядки;
понимать, что информация может быть представлена в разной форме – книга,
фото, видео.

Универсальные учебные коммуникативные действия:

















умение проявлять инициативность, активность, самостоятельность;
умение проявлять готовность выступить в роли организатора, инициатора,
руководителя, исполнителя;
умение сравнивать свои качества с качествами лидера, комментировать
решение поставленных задач, проявлять этику общения;
участие в совместной деятельности, умение согласовывать мнения в ходе
поиска ответа;
умение высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками,
работая в группе;
умение высказывать и отстаивать свое мнение;
умение рассуждать, вести повествование, строить свое высказывание в
соответствии с поставленной задачей или вопросом;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
умение работать в группе, общаться со сверстниками на принципах
взаимоуважения и помощи;
умение высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать, приводя
аргументы;
умение сотрудничать, выражать свои мысли ясно, корректно по отношению к
окружающим;
умение ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной
деятельности Универсальные учебные регулятивные действия:
умение планировать этапы предстоящей работы, определять
последовательность действий, объективно оценивать их;
умение принимать и сохранять поставленную задачу, осуществлять поиск
средств ее достижения, самостоятельно формулировать цель после
предварительного обсуждения, планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей;
формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои
возможности; формирование умения применять свои знания в практической
деятельности.

Предметные
1 класс:









умение раскрывать своими словами первоначальные представления об
основных нормах поведения в классе, школе, выражать своими словами;
формирование коллективных правил коллектива и желание им следовать;
овладение правилами поведения в классе, школе;
умение применять полученные знания из различных областей в совместной
коллективной деятельности;
представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач;
знание главных качеств эрудита: смекалка, ум, знание, любознательность,
внимательность, увлеченность, изобретательность;
умение узнавать главные источники знаний эрудита: книга, журналы, газеты;
умение выполнять несложные коллективные работы проектного характера
совместно со взрослыми;

приобретение опыта художественно-эстетического наполнения предметной
среды человека;
 умение выполнять в определенной последовательности комплекс утренней
зарядки;
 расширение словарного запаса.


2 класс:
















знакомство с понятием «лидер», его важными качествами;
наличие первоначального опыта осмысления и нравственной оценки
поступков поведения (своего и других людей) с позиций этических норм;
знакомство со значением слова «эрудит», синонимами данного слова;
использование в речи языковые средства для выражения мыслей и чувств
соответственно ситуации общения;
работа со значением слова «мастер»;
умение ориентироваться в наименованиях основных технологических
операций;
умение исполнять песни с простым мелодическим рисунком, выполнять
элементарные танцевальные движения;
лексическая работа с понятиями «доброволец» и «волонтер»,
«добровольчество»,
умение определять главную мысль мультфильм;
осознавать положительное влияние зарядки на укрепление здоровья;
умение осознавать ценность природы и необходимость ответственности за ее
сохранение;
умение приводить примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни
человека;
умение соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту
(экономия воды и электроэнергии), и природной среде;
овладение различными приемами слушания научно-познавательных текстов
об истории родного края;
умение использовать в речи языковые средства для выражения мыслей и
чувств.

3 – 4 классы:










понимание понятия «Лидер»,
знание способов выявления лидеров в коллективе, качества и характеристики
человека- лидера;
умение формулировать утверждения, строить логические рассуждения;
расширение знаний о разнообразии профессий и их роли;
знакомство с понятиями «добро», «доброволец и волонтер»,
«добровольчество», с качествами волонтера и теми добрыми делами, которые
волонтеры совершают со смыслами деятельности волонтера (безвозмездность
и дело для других – помощь, забота);
приобретение знаний о положительном влиянии зарядки на укрепление
здоровья;
умение систематизировать основные составляющие здорового образа жизни;
понимание необходимости соблюдения правил экологического поведения на
природе;

знакомство с понятиями «хранитель», «эколог», «экология», «хранитель
исторической памяти»;
 умение проявлять уважение к семейным ценностям и традициям;
 понимание особой роли в истории России и мировой истории, чувства
гордости за достижения малой Родины.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 класс
Вводное занятие (2 ч.)
Теория и Практика: игровые занятия на включение детей в деятельность, на
командообразование, на совместную деятельность в команде, на выявление лидеров и
формирование микрогрупп (для ЧТП-чередование творческих поручений). Первичная
оценка уровня сплоченности класса. Торжественный старт Программы «Орлята
России».
Раздел 1. Трек «Орленок-Эрудит» (4 ч.)
Теория: Знакомство с понятием «эрудит». «Кто такой эрудит?». «Эрудит – это …».
«Всезнайка». «Встреча с интересным эрудитом – книгой».
Практика: обсуждение вопросов (диалог с детьми). Игровое взаимодействие с
мультгероями. Просмотр фото или видео. Решение ребусов, кроссвордов, загадок.
Работа по теме занятия в парах. Логические и интеллектуальные игры-минутки. Работа
с конвертом-копилкой трека. Определяем значимость совместной работы. Выход в
библиотеку (районная, школьная). Подведение итогов трека: что узнали, чему
научились?
Раздел 2. Трек «Орленок-Доброволец» (5 ч.)
Тема 2.1 «От слова к делу»
Теория: Знакомство с понятиями: «Добро, Доброволец и волонтер, Добровольчество» на примере рассказов и мультфильмов. «От слова к делу». «Спешить на помощь
безвоздмездно.» «Доброволец – это доброе сердце». Символ трека - Круг Добра.
Практика: прослушивают песню или просмотр отрывка мультфильма «Если добрый
ты», чтение рассказа «Просто старушка». Работа с книгой. Анализ произведение
(диалог с детьми).
Тема 2.2 «Спешить на помощь безвозмездно!»
Теория: Расширить понимание, что такое добро и добрые дела.
Практика: Работа в микрогруппах. Обсуждение. Создание «Классного Круга». Работа с
символом трека.
Тема 2.3 Совместное родительское собрание. «Наша забота!»
Теория: Совместное обсуждение с родителями и детьми: Как делать добро для
бабушек и дедушек? (родным, соседям) Что значит быть добрым рядом с ними?
Практика: Выбор и участие в совместном «добром деле».
Тема 2.4 «Доброволец – это доброе сердце»
Теория и Практика: встреча с волонтером-добровольцем.

Тема 2.5 Итоговое занятие
Теория: Повторение материала. Творческая работа «Классный круг добра».
Практика: Просмотр видео/слайд-шоу о том, как прошел трек. Обсуждение, чем
запомнился трек и что Доброго смогли сделать для других.
Раздел 3. Трек «Орленок-Мастер» (5 ч.)
Тема 3.1 «Мастер- это…»
Теория: Знакомство с понятием: «Мастер- это…», «Кто такой мастер?». «Как мастер
создает свою работу?». «Моя мастер своего дела. Она..». Символ трека- Шкатулка
Мастера.
Практика: Обсуждение. Просмотр мультфильма. Работа в парах. Рассказ. Блицвысказывания. Изготовление простого оригами.
Тема 3.2 «Мастерская Деда Мороза…»
Теория: Работа со шкатулкой трека «Орленок – Мастер».
Практика: Обсуждение. Просмотр мультфильма. Отгадывание загадок. Изготовление
одной большой новогодней гирлянды.
Тема 3.3 «Класс мастеров»
Теория: Знакомство с историей новогодних игрушек. Волшебства своими руками.
Работа с символом трека – Шкатулкой мастера.
Практика: Посещение школьной выставки «История новогодней игрушки.»
Обсуждение. Отгадывание загадок. Идеи по созданию праздника. Изготовление
игрушек своими руками (индивидуально и в парах). Украшение класса\классной елки.
Тема 3.4 «Классная елка»
Теория: Знакомство с историей Нового года. Новогоднее представление для родителей.
Практика: Чтение стихов, исполнение песен. Выставка новогодних подарков
(открыток, игрушек).
Тема 3.5
Теория: Подведение итогов.
Практика: Обмен впечатлениями. Просмотр фото/видео - анализ результатов.
Раздел 4. Трек «Орленок-Спортсмен» (4 ч.)
Тема 4.1 «Утро мы начнем с зарядки»
Теория: Что такое здоровый образ жизни, из чего он состоит, почему это важно.
Символ трека – ЗОЖик (персонаж, ведущий здоровый образ жизни). Создаем
визуальный образ человека, ведущего здоровый образ жизни. Говорим о важности
зарядки для человека в любом возрасте.
Практика: Обсуждение (диалог по теме занятия). Мини-зарядка. Создаем памятку с
упражнениями, дети забирают ее домой. Взаимодействие – групповое, фронтальное,
индивидуальное.
Тема 4.2 «Сто затей для всех друзей»
Теория: Что получилось сделать дома? Актуализация полезности физкультминуток.
«Самые спортивные ребята моей школы»
Знакомство с подвижными играми и площадками, где можно в них играть.
Практика: Веселая физкультминутка. Обсуждение вопроса. Встреча – подарок с

выдающимися спортсменами школы. Участие в подвижных играх. Танцевальная
зарядка.
Тема 4.3 «Веселые старты»
Теория: Знакомство с новыми понятиями: «Спорт», «Старты», «Плакат», «Кричалка».
Практика: Участие в веселых стартах. Проба спортивных ролей детьми.
Тема 4.4 «Азбука здоровья»
Теория: Подведение итогов трека.
Практика: Просмотр фото/видео. Анализ/дополнение правил подвижных игр. Работа с
символом трека «Орленок-Спортсмен».
Раздел 5. Трек «Орленок-Хранитель» (4 ч.)
Тема 5.1 «Орленок-Хранитель исторической памяти»
Теория: Знакомство с понятием: «Хранитель». Кто может быть хранителем? Что
можно хранить? Для кого хранить? Зачем хранить? Как и где хранить? Как можно
сохранить историческую память?
Практика: Обсуждение вопросов. Просмотр презентации, старых фотографий. Работа с
символом трека – альбомом Хранителей исторической памяти. Собираем альбом «МыХранители».
Тема 5.2 «История школы – моя история»
Теория: Знакомство со школой, где обучаются дети: историей, традициями, героями,
выдающимися людьми, которыми гордится школа.
Практика: Игра-путешествие, где ребята выполняют различные задания и
путешествуют по школе, знакомясь с ее работниками в том числе.
Тема 5.3 «Поход в музей»
Теория: Знакомство с музеями – школьным или городским, или районным.
Практика: Обучающиеся с помощью экскурсовода знакомятся с экспонатами, историей
музея - познают свой родной город, край.
Тема 5.4 «Историческое чаепитие»
Теория: Подведение итогов трека. Встреча с приглашенными гостями (экскурсоводкраевед, историк, родитель-знаток истории).
Практика: Беседа. Ответы на вопросы. Работа с символом трека «Орленок – Хранитель
исторической памяти» (альбом). Впечатления и пожелания гостей заносятся в альбом.
Раздел 6. Трек «Орленок-Эколог» (5 ч.)
Тема 6.1 «ЭКОЛОГиЯ»
Теория: Знакомство с понятиями «Экология. Эколог». Обсуждение по вопросам: кто
должен беречь природу и заботиться о ней?
Практика: Обсуждение по вопросам: кто должен беречь природу и заботиться о ней?
Просмотр мультфильма «Давайте вместе украшать природу». Отгадывание загадок.
Подвижная игра. Сбор рюкзачка-эколога.
Тема 6.2 «Каким должен быть настоящий эколог?»
Теория: Знакомство с «визитками» природы: следами животных, пением птиц,
описанием особо распространенных растений и животных. Составление правил
эколога. Определяем качества эколога.

Практика: Коллективное обсуждение. Участие в игровом упражнении по теме занятия.
Дополнение рюкзака эколога. Работа в группах. Отгадывание загадок.
Тема 6.3 «В гости к природе»
Теория: Экскурсия (в ботанический сад, или в лес, или в музей).
Практика: Наблюдение в естественной среде за природой, за ее явлениями,
особенностями, природными «знаками».
Тема 6.4 «Мы друзья природе»
Теория: Что люди делают у нас в стране, чтобы сохранить природу; как понимать
природу; как природа «говорит» с людьми, когда ей «плохо»?
Практика: Беседа. Ответы на вопросы. Участие в игре. Работа с символом трека
Рюкзачком эколога.
Тема 6.5 «Орлята – экологи»
Теория: Подведение итогов трека.
Практика: Просмотр и обсуждение экологических мультфильмов о природе. Работа с
символом трека Рюкзачком эколога.
Раздел 7. Трек «Орленок-Лидер» (5 ч.)
Тема 7.1 «Лидер – это …»
Теория: Знакомство с понятием «Лидер».
Практика: Участие в игре. Знакомство с явлением лидерства через игру. Работа с
конструктором «Лидер» (собираем понятие «лидер»).
Тема 7.2 «Я хочу быть лидером»
Теория: Кто может быть лидером? Для чего быть лидером?
Практика: Просмотр мультфильма. Обсуждение результатов. Работа с символом трека
– конструктором «Лидер». Фиксируются качества лидера.
Тема 7.3 «С командой действую!»
Теория и Практика: Игра на командообразование по станциям «Команда». Обсуждение
результатов, впечатления. Работа с символом трека – конструктором «Лидер».
Тема 7.4 «Как становятся лидерами?»
Теория: Встреча с администрацией школы по теме: «Традиции школы и ими гордится
школа».
Практика: Демонстрация классных достижений. Работа с символом трека –
конструктором «Лидер».
Тема 7.5 «Мы дружный класс»
Теория и Практика: Квест для сплочения коллектива класса, родителей и наставников,
коллективные подвижные игры, выпуск итоговой КЛАССной газеты «Какими мы были
и вот какими стали!». Поход и (или) подвижные игры.
2 класс
Раздел 1. Трек «Орленок-Лидер» (5 ч.)
Тема 1.1 «Лидер-это…»
Теория: Знакомство с понятием «Лидер».

Практика: Учимся работать в команде – игра-испытание для команды. выполнении
задания: построиться по росту, сыграть в игру «мяч по кругу» (мяч, имя, слово
«Привет!»), «молекула», «имя хором» и др. *Работа с символом трека - конструктором
«Лидер».
Тема 1.2 «Я могу быть лидером!»
Теория: Известные лидеры нашей страны. «Почему их считают лидерами?», «Какими
качествами они обладают?», «Как стать лидером?».
Практика: Беседа. Игра-испытание «Пробую себя в роли лидера». Общее подведение
итогов: что получилось? С какими трудностями столкнулись, когда общались/работали
в микрогруппе? Динамические паузы.
Тема 1.3 «С командой действовать готов!»
Теория: Что такое ЧТП (чередование творческих поручений)? Какие могут быть
поручения? Как их можно выполнять? Мини-курс «Лидер».
Практика: Игра-испытание: Веревочный курс «Лидер». Обсуждение.
Тема 1.4 «Встреча с тем, кто умеет вести за собой»
Теория: Встреча с интересными людьми. Гость рассказывает, как важно быть
ответственным перед людьми, что помогает ему быть лидером, вести за собой.
Практика: Ответы на вопросы. Динамические паузы.
Тема 1.5«Мы дружный класс!»
Теория: Подведение итогов. Выход детей с родителями, наставниками и классным
руководителем на «выходной».
Практика: Квест для сплочения коллектива класса, родителей и наставников. Минианализ своей деятельности. Работа с конструктором «Лидер».
Раздел 2. Трек «Орленок-Эрудит» (5 ч.)
Тема 2.1 «Кто такой эрудит?»
Теория: Знакомство с понятием «Эрудит». Правила игры. Кто сегодня показал себя,
как эрудит?
Практика: Беседа. Закрепление понятия в интеллектуальной игре «Смекалка».
Подведение итогов.
Работа с символом трека – Конвертом-копилкой.
Тема 2.2 «Я – эрудит, а это значит...»
Теория: Интеллектуальные секреты эрудита. Способы решения интеллектуальных
задач. Разберем пословицу «Один ум хорошо, а два лучше».
Практика: Учимся работать в парах. «Кейс интеллектуальных игр «Всезнайки»:
рисованные ребусы, пазлы, занимательные вопросы в стихах; ребусы, анаграммы,
кроссворды, занимательные вопросы – поиск ответов в литературных источниках.
Подведение итогов: сложно ли быть эрудитом? Что для этого нужно?
Тема 2.3 «Могу быть изобретателем»
Теория: Презентация «10 великих открытий русских ученых». Дискуссии об
изобретателях – всегда ли изобретения приносят пользу? Бывают ли изобретения
бесполезные? Кто может быть изобретателем? и т.д.
Практика: Беседа, дискуссия. Проектирование (придумать полезное изобретение).
Обсуждение. Анализ: Продолжи фразу: - сегодня я узнал…; - мне понравилось…; - моя

команда…; - было неожиданно для меня… Работа с символом трека – Конвертомкопилкой Эрудита.
Тема 2.4 КТД «Что такое? Кто такой?»
Теория: Знакомимся с детскими энциклопедиями, интернетисточниками, которые
помогут стать эрудитами. Детская энциклопедия для начальной школы «Что такое?
Кто такой?»
Практика: Игра-лото «Что такое? Кто такой?» с элементами КТД по областям знаний.
Подводим итоги: где человек может узнать, научиться и т.д. Чему мы сами научились?
Кого сегодня в нашем классе можно назвать эрудитом?
Тема 2.5 Итоги трека «На старте новых открытий»
Теория: Встреча с интересными людьми. Подведение итогов трека.
Практика: Беседа. Ответы на вопросы. Работа в парах: придумать и проиграть с
ребятами конкурс/вопрос на эрудицию. Награждение и поощрение лучших ребят.
Раздел 3. Трек «Орленок-Мастер» (5 ч.)
Тема 3.1 «Мастер – это…»
Теория: Знакомство с понятием «мастер». Привести из своей жизни примеры мастеров
своего дела, ребята рассказывают друг другу.
Практика: Блиц-высказывания. Создание коллективно-творческой работы «Наши
младшие друзья». Чтение и инсценировка стихотворений. *Работа с символом трека шкатулкой Мастера
Тема 3.2 «Мастерами славится Россия»
Теория: Учимся придумывать: кто из вас хочет быть мастером? Какие этапы проходит
мастер, чтобы показать людям свое произведение (обращаемся к шкатулке мастеров).
«От идеи к делу». Задание: предложить свое дело, которое покажет, что мы тоже
можем быть мастерами. Создание идеи своего дела.
Практика: Тренинг «Мы мастера». Работа по группам. Выдвижение идей. Выбор самой
интересной. Записываем идею и кладем в шкатулку мастера.
Тема 3.3 «Город Мастеров»
Теория и Практика: Игра по станциям «Город мастеров» с использованием различных
направлений деятельности, одной из станций должна стать работа с пословицами о
мастерах. (– анализ КТД, можно снять видео с впечатлениями ребят).
Тема 3.4 «В гости к мастерам»
Теория и Практика: Мастер-класс от учителя «Делай как я, делай лучше меня!». На
данном занятии ребятам можно предложить мастер-классы по развитию актерских
способностей: для развития мимики, речи, постановки голоса, угадыванию эмоций и
пониманию друг друга посредством игры «Крокодил».
Тема 3.5 «Путь в мастерство»
Теория: Подводим итоги. Практика: Просмотр фото\видео материала. Работа со
шкатулкой идей.
Раздел 4. Трек «Орленок-Доброволец» (4 ч.)
Тема 4.1 «От слова к делу»
Теория: Знакомство с понятиями «Добро. Доброволец и волонтер. Добровольчество.»

Волонтерское движение в России. Где помогают волонтеры и почему всем это важно.
Виды волонтерства. Символ волонтерства – приподнятая рука с раскрытой ладонью и
сердцем. Символ трека – круг Добра.
Практика: Смотрим и обсуждаем мультфильм «Рука помощи» – обсуждение (что
происходит с сердцем мальчика? какими качествами должен обладать волонтер?) –
рисование словесного портрета волонтера. Создаем символ волонтерства (дети обводят
свою ладонь и рисуют свое доброе сердце, все ладошки соединяют в круг Добра.
Коллективное обсуждение: какие добрые дела совершают волонтеры для других
людей?
Тема 4.2 КТД «Создай хорошее настроение»
Теория: Почему люди хотят помогать? Как делать добро для бабушек и дедушек
(родных, соседей)? Что значит быть добрым рядом с ними? Рассказ учителя о «Фонде
«Старость в радость».
Практика: Совместная поздравительная открытка для старшего поколения. КТД
«Создай людям хорошее настроение» – плакат-сюрприз.
Тема 4.3 КТД «Братья наши меньшие»
Теория: Как волонтеры помогают животным? – презентация от учителя с
комментариями - дополнениями от детей.
Практика: Беседа. Коллективная работа: что мы можем сделать и как проявить заботу?
( Например: изготовление кормушек для птиц)
Тема 4.4 «Портрет добровольца»
Теория: Подведение итогов. Качества добровольца (выбирая из: милосердный, злой,
отзывчивый, вредный…и т.д.).
Практика: Создание коллективной работы «Классный круг добра». На ладошке,
которую каждый ребенок сделал для себя самостоятельно на одном из предыдущих
занятий дописывают, продолжая фразу «Быть добрым и заботиться о других - это …»
Раздел 5. Трек «Орленок-Спортсмен» (5 ч.)
Тема 5.1 «Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке!»
Теория: Знакомство с понятием «Орленок - Спортсмен». Что такое здоровый образ
жизни, из чего он состоит, почему это важно. Говорим о важности зарядки для
человека в любом возрасте.
Практика: Создание визуального образа человека, ведущего здоровый образ жизни.
Работаем в группах– придумываем и показываем для ребят 1-2 упражнения для
зарядки - одна группа – утреннюю; - вторая – в школе на перемене; - третья – если
устал делать уроки дома; - четвертая группа – … .
Тема 5.2 «Должен быть режим у дня»
Теория: Начинаем занятие с комплекса зарядки для дома. Говорим о режиме дня и
значении двигательной активности.
Практика: Игра «Победа над Великим Нехочухой».
Тема 5.3 «О спорт, ты – мир!»
Теория: Учитель показывает и рассказывает о 10 великих спортсменах страны.
Практика: Работа в группах – выбрать или придумать новый вид спорта, нарисовать
его эмблему, придумать и показать одно из движений (или упражнение из этого вида
спорта), придумать рассказ об этом виде спорта.

Тема 5.4 «У рекордов наши имена»
Теория: Кто такой болельщик? Чем он «болен»? Роль болельщика? Как
Познавательная, игровая, проблемно-ценностное общение. КТД «Плакат болельщика».
Практика: Спортивные мини-соревнования. Используем плакаты, кричалки.
Тема 5.5 «Азбука здоровья»
Теория: Встреча – подарок с интересными людьми из области спорта. Гости расскажут
детям, что необходимо для того, чтобы быть профессиональным спортсменом.
Подведение итогов трека.
Практика: Беседа. Ответы на вопросы. Работа с символом трека: составляем азбуку
здоровья (эта работа может быть продолжена на уроках окружающего мира).
Раздел 6. Трек «Орленок-Эколог» (5 ч.)
Тема 6.1 «ЭКОЛОГиЯ»
Теория: Знакомство с понятиями «Экология. Эколог».
Практика: Собираем рюкзачок эколога, чтобы отправиться в путешествие по треку.
Решаем, что и для чего туда необходимо положить. Каким должен быть настоящий
эколог? Обсуждаем классом. Формируем общий рюкзачок эколога. Игровое
упражнение «Учимся понимать природу» (изобразить мимикой, жестами животных в
тех или иных ситуациях). Игра «Экологическая ромашка». Работа с символом трека рюкзачком Эколога. Добавляем слово «понимание» в рюкзачок.
Тема 6.2 «Мой след на планете»
Теория: Какие экологические проблемы есть в нашем регионе? Как мусор влияет на
природу? Дидактическая игра из «Орленка»: что в мусорном ведре? Как уменьшить
количество бытового мусора?
Практика: Коллективная работа с элементами КТД «Рисуем плакат «Не бросай мусор».
Тема 6.3 «Что должен знать и уметь эколог?»
Теория: Обсуждаем где разместили плакаты? Как отреагировали окружающие?
Важность того, что сделали?
Практика: 1 вариант: экскурсия в экологический центр или на станцию юннатов
города. 2 вариант: игра «Знаю, умею». Работа с детской энциклопедией «Что такое?
Кто такой?»
Тема 6.4 «Восхищаемс я красивым миром»
Теория: Презентация от учителя «Удивительная природа России».
Практика: КТД создаем картину из фрагментов «Красота моего родного края».
Анализируем: «почему важно не только охранять, но и любоваться природой, видеть ее
красоту?».
Тема 6.5 «Шагая в будущее - помни о планете»
Теория и Практика: Смотрим мультфильм «Мальчик и Земля». Делаются выводы о
роли эколога, о его роли для природы. Обсуждаем как прошел трек. Делаются выводы
о роли эколога, о его роли для природы. Подводим итоги трека. Поощрения и
награждения.
Раздел 7. Трек «Орленок-Хранитель» (5 ч.)
Тема 7.1«Орленок– Хранитель исторической памяти»
Теория: Знакомство с понятием «Хранитель». Кто может быть хранителем? Что можно

хранить? Для кого хранить? Зачем хранить? Как и где хранить? Понятия собираем в
альбом «Мы – хранители». Отвечаем на вопросы: Что можно хранить дома, в городе, в
регионе, в стране?
Практика: Презентацию старых исторических фотографий России или родного края.
Работа в парах: о чем могут рассказать фотографии? Почему важно их хранить в
стране? В семье? Ребята обсуждают и предлагают, как можно сделать фото класса.
Работа с символом трека – альбомом «Мы – хранители».
Тема 7.2 «Хранитель семейных традиций»
Теория: Презентация от учителя «Их имена хранятся в истории России». Кодекс
«Орленка-хранителя».
Практика: Обсуждение традиций Пополнение альбома. КТД. Составляем кодекс
«Орленка – хранителя» (важно возвращаться к этому кодексу, обсуждать, как его
выполняем, дополнять его).
Тема 7.3 «Я храню традиции семьи, а, значит, и традиции страны»
Теория: Обсуждаем: я – семья – Россия – традиции и важность их сохранения. – какие
традиции есть в России? Истинная традиция та, которая прошла через наше сердце
(шествие Бессмертного полка, Масленица, Новый год и пр.). Познавательная
виртуальная экскурсия – смотрим мультфильм «Мульти-Россия» (о стране, о регионе,
о других городах).
Практика: Определяем какой должна быть настоящая традиция: - общенародной; доброй; - значимой для всех. Анализируем и обсуждаем, что важно сохранить в
России. Обсуждаем: что мы можем сделать, чтобы сохранить красоту родного края,
родной страны.
Тема 7.4 «Кодекс «Орленка – хранителя»
Теория и Практика: Познавательная игра-квест «Ключи истории» (возможно
проведение в музеях города, в библиотеке, в общественном центре) с элементами
поисковой деятельности – дети примеряют на себя роль хранителей и решают
интеллектуально-творческие задачи.
Тема 7.5 «Я – хранитель, мы – хранители»
Теория: Подведение итогов трека.Практика: Смотрят фото/видео как проходил трек.
Перелистывают альбом, анализируют результат, размещают в классном уголке. Работа
в парах.
3 – 4 классы
Раздел 1. Трек «Орленок-Лидер» (5 ч.)
Тема 1.1 «Лидер – это …»
Теория: Знакомство с понятие «Лидер». От учителя звучит вопрос детям: кто со мной
хочет в команду? Какие качества присущи лидеру? Что еще необходимо лидеру?
Практика: Игра на командообразование.
Тема 1.2 «Я могу быть лидером!»
Теория: Назвать 1-3 известных лидеров нашей страны, почему их можно считать
лидерами? Видео от учителя «Интервью с лидером». Тренинг на выявления лидера в
команде.

Практика: Анализируем: что получилось? Что не получилось? Кто выступил в роли
лидера? Работаем в группах с конструктором «Лидер».
Тема 1.3 «В команде рождается лидер»
Теория: Чтобы обладать этими качествами, что необходимо мне лично сделать? ЧТП –
что это? Какие могут быть поручения? Как их можно выполнять?
Практика: Работа в группах. КТД. Обсуждаем положительные и отрицательные
стороны лидерства. Тренинг – пробуем выполнить здесь и сейчас ЧТП.
Тема 1.4 «КЛАССный выходной»
Теория и Практика: Выход детей с родителями, наставниками и классным
руководителем на «выходной». С целью для сплочения коллектива класса, родителей и
наставников. Привлечение наставников обязательно – старшеклассников. Веревочный
курс (Квест и для родителей , и для наставников). Совместный анализ квеста.
Тема 1.5 «Мы дружный класс!»
Теория: Подведение итогов трека.
Практика: Просмотр фото\видео материалов. Мини-анализ своей деятельности. Работа
с конструктором «Лидер».
Раздел 2. Трек «Орленок-Эрудит» (5 ч.)
Тема 2.1«Кто такой эрудит?»
Теория: Знакомство с понятием (повторения понятия) «Эрудит».
Практика: Игра «Лото». Интеллектуальная игра «Вопрос от эрудита».
Тема 2.2 «Я эрудит, а это значит…»
Теория: Повторяем интеллектуальные секреты эрудита – смекалка, ум, знание,
любознательность, внимательность, увлеченность, изобретательность,
коммуникабельность, эрудиция. Как их приобрести? Способы решения
интеллектуальных задач – интеллект, логика, дедукция, интуиция.
Практика: «Интеллектуальный кроссворд» с применением различных способов
решения.
Тема 2.3 «Игра – это полезно и интересно»
Теория и практика: Учимся работать в группах и подбирать вопросы по теме игры
Тема 2.4 «Эрудит – это широкий кругозор»
Теория: Презентация «10 великих изобретений русских ученых» - как ученые
расширяют свои знания. Как я сам могу пополнить свои знания? Что для этого нужно
сделать? Где можно найти знания?
Практика: Учимся выдвигать идеи и планировать: для кого можно провести
интеллектуальную игру, группа должна предложить идею по проведению
Познавательная, игровая, проблемноценностное. Взаимодействие – групповое.
Презентация «10 великих изобретений русских ученых». Круг Знаний. 93
интеллектуальной игры для ребят 1-2 класса. Готовим вопросы, оформление и т.д.
Пробуем провести в своем классе. Анализируем.
Тема 2.5 «На старте новых открытий»
Теория и Практика: Подведение итогов трека. Анализ работы, выводы. Награждение и
поощрение лучших ребят.

Раздел 3. Трек «Орленок-Мастер» (5 ч.)
Тема 3.1 «Мастер – это…»
Теория: Что может делать мастер? Хотите попробовать себя в роли мастера?
Практика: Пробуем себя в роли мастера. Обсуждаем, придумываем, делаем
коллективную творческую работу (возможные варианты: оригами, аппликация,
нарисованная картина, раскрашивание и др.). Главная идея – ребята сами используют и
показывают техники изготовления, которые им известны.
Тема 3.2 «Россия мастеровая»
Теория: Презентация учителя о 10 самых известных мастерах родного края России.
Практика: Учимся придумывать: кто из вас хочет быть мастером? Какие этапы
проходит мастер, чтобы показать людям свое произведение (обращаемся к шкатулке
Мастера).
Тема 3.3 «Город Мастеров»
Теория и Практика: Игра по станциям «Город мастеров» с использованием различных
направлений деятельности, одной из станций должна стать знакомство с пословицами
о мастерах. Подведение итогов. Обсуждение.
Тема 3.4 «В гости к мастерам»
Теория и Практика:
- 1 вариант: идем на экскурсию к мастерам (знакомимся с Познавательная, игровая.
Экскурсия/мастер-класс с профессиональными мастерами – это может быть театр,
музей, библиотека, дворец творчества и пр.).
- 2 вариант: родители/наставники демонстрируют свое мастерство ребятам.
- 3 вариант: мастер-класс от учителя «Делай как я, делай лучше меня!»
Тема 3.5 «Путь в мастерство»
Теория: Смотрят фото/видео как проходил трек.
Практика: Анализируем результаты, совместно составляем опорную схему и
размещаем в классном орлятском уголке. Награждение и поощрение ребят.
Раздел 4. Трек «Орленок-Доброволец» (5 ч.)
Тема 4.1 «От слова к делу»
Теория: Знакомство с понятиями (повторение) «Добро. Доброволец и волонтер.
Добровольчество». Почему люди хотят помогать? Смотрим и обсуждаем мультфильм
«Рука помощи».
Практика: Коллективное обсуждение: какие добрые дела совершают волонтеры для
других людей?
Тема 4.2 «Спешить на помощь безвозмездно!»
Теория: Волонтерское движение в России. Где помогают волонтеры и почему всем это
важно. Почему люди говорят волонтерам «спасибо»? Виды волонтерства.
Практика: Вывод – настоящее волонтерство безвозмездно, это для других…
Тема 4.3 «Создай хорошее настроение»
Теория: Список добрых дел. КТД (Коллективное творческое дело).
Практика: Мини-тренинг. Обсуждаем: Как можно создать хорошее настроение

другим? Придумываем. (создание плаката-сюрприза, творческое выступление,
сюрприза-открытки, организации игры или веселой фотосессии и т.д.)
Тема 4.4 «С заботой о старших»
Теория: Как делать добро для бабушек и дедушек? (для родных, соседей) Что значит
быть добрым рядом с ними? Рассказ учителя о «Фонде «Старость в радость».
Практика: КТД. Совместная поздравительная открытка для старшего поколения.
«Классный круг добра»: проявляй доброту…
Тема 4.5 «Портрет добровольца»
Теория: Подведение итогов трека.
Практика: Работа с символом трека: коллективная работа «Классный круг добра».
Дополняем качествами добровольца.
Раздел 5. Трек «Орленок-Спортсмен» (4 ч.)
Тема 5.1 «Движение-жизнь»
Теория: Что такое здоровый образ жизни? Из чего он складывается? Что необходимо
обязательно делать, если хотим долго оставаться здоровыми? Создаем визуальный
образ «Орленка -Спортсмена»
Практика: КТД «Зарядка15» 1. Придумываем 1-2 упражнения для зарядки (одна группа
– утреннюю, вторая – в школе на перемене, третья – если устал делать уроки дома,
четвертая группа – …). 2.Составляем комплекс зарядки для дома. Оформляем
придуманное и дети забирают домой перечень упражнений.
Тема 5.2 «Основы ЗОЖ»
Теория: Определяем основы ЗОЖ.
Практика: Работа в группах. КТД. Группа представляет свой результат работы: режим
дня, правильное питание, закаливание, гигиена, безопасное поведение – можно
рисовать, можно сделать коллаж, можно представить визуально и пр.
Тема 5.3 «Мы гордимся нашими спортсменами»
Теория: Учитель показывает и рассказывает о 10 великих спортсменах страны.
Практика: Работа в группах – выбрать вид спорта, нарисовать его эмблему, придумать
и показать одно из движений (или упражнение из этого вида спорта), придумать
рассказ об этом виде спорта.
Тема 5.4 «Азбука здоровья»
Теория: Подведение итогов. Что важного для себя узнали?
Практика: Составляем азбуку здоровья (эта работа может быть продолжена на уроках
окружающего мира, в рамках других треков)
Раздел 6. Трек «Орленок-Эколог» (5 ч.)
Тема 6.1 Знакомство с понятиями «Экология. Эколог»
Теория: Работа с рюкзачком Эколога: в ходе КТД собираем рюкзачок эколога (что
должен знать эколог), чтобы отправиться в путешествие по треку? КТД
«Экологическая тропа»: Работа в парах.
Практика: КТД «Экологическая тропа»: Работа в парах.
Тема 6.2 «Страна экологии»
Теория: Видеофильм красота природы России. Как сохранить? Уберечь? Что люди

делают у нас в стране, чтобы сохранить природу? Презентация/видео о работе
экологов.
Практика: Работа с символом трека - рюкзачком Эколога: составляем правила эколога.
Решаем экологические задачи.
Тема 6.3 «Мой след на планете»
Теория: Какие экологические проблемы есть в нашем регионе? Как мусор влияет на
природу? Как уменьшить количество бытового мусора? Смотрим экологический
мультфильм.
Практика: Дидактическая игра «Что в мусорном ведре?». Коллективная работа с
элементами КТД «Рисуем плакат «Не бросай мусор».
Тема 6.4 «Ключи природы»
Теория: Экологический квест «Ключи природы».
Практика: Составляем и проигрываем квест от учителя – ищем ключи-задания к
подготовке квеста для 1-2 класса.
Тема 6.5 «Шагая в будущее»
Теория: Подведение итогов. Смотрим фото/видео как проходил трек, рисунки –
обсуждаем как прошел трек.
Практика: Делаем выводы о роли эколога, о его роли для природы. Поощрения и
награждения.
Раздел 7. Трек «Орленок-Хранитель» (5 ч.)
Тема 7.1 «Орленок – Хранитель исторической памяти»
Теория: Обсудить с детьми: где лучше всего смогут сохраниться ваши имена? Память о
различных событиях? Где вы храните добрые воспоминания о событиях своей семьи?
Практика: КТД «Альбом памяти». Задание перед треком: принести фото исторического
или обычного события семьи, узнав о нем всю информацию. Работа в парах: о чем
могут рассказать фотографии? Почему важно их хранить в стране? В семье? Ребята
обсуждают и предлагают, как можно сделать фото класса. Обсуждение идей классом.
Обсудить с детьми: где лучше всего смогут сохраниться ваши имена? память о
различных событиях? где вы храните добрые воспоминания о событиях своей семьи?
Историческое фотографирование всем классом. Подведение итогов.
Тема 7.2 «Традиции моей страны»
Теория: Вспоминаем и обобщаем первые два занятия: я – хранитель традиций семьи.
Обсуждаем: я – семья – Россия – традиции и важность их сохранения. – какие
традиции есть в России? Истинная традиция та, которая прошла через наше сердце
(шествие Бессмертного полка, Масленица, Новый год и пр.).
Практика: Определяем какой должна быть настоящая традиция: - общенародной; доброй; - значимой для всех. Учимся работать в парах: обсуждаем какие настоящие
традиции есть в России и регионе, делаем художественный коллаж из
заготовок/вырезок «Традиции России». Коллажи вкладываем в альбом.
Тема 7.3 «История становится ближе»
Теория: Коллективнотворческое дело готовится учителем совместно с ребятами.
Учитель показывает, как можно в классе разделиться на микрогруппы, как разработать
идею, что нужно для ее реализации, каждой группе помогает проработать ее

направление. Подготовка и реализация проходит согласно этапам КТД (Приложение
1).
Практика: Вывод, который можно сделать вместе с детьми и оформить в альбом: в
истории много загадок и мы можем найти на них ответ.
Тема 7.4 Кодекс «Орленка – хранителя»
Теория: Познавательная виртуальная экскурсия – смотрим мультфильм «МультиРоссия9» (о стране, о регионе, о других городах).
Практика: Анализируем и обсуждаем, что важно сохранить в России. Обсуждаем: что
мы можем сделать, чтобы сохранить красоту родного края, родной страны. Составляем
кодекс «Орленка – хранителя» (важно возвращаться к этому кодексу, обсуждать, как
его выполняем, дополнять его).
Тема 7.5 «Мы – хранители»
Теория: Познавательная игра-квест «Ключи истории» (возможно Познавательная,
игровая. Познавательная игра. Работа с Альбомом 9 «Мульти-Россия» (второе
официальное название «Мы живем в России») — цикл мультипликационных роликов о
разных регионах, городах и народностях России.
Практика: Дети примеряют на себя роль хранителей и решают
интеллектуальнотворческие задачи из области истории, культуры родного края.
Актуализация полученной на предыдущих встречах информации. Подведение итогов.
Награждение и поощрение лучших ребят.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
Наименовани Количество часов
№
Основные виды
е
Теори
Практик
п\п
деятельности
раздела\темы Всего я
а

Формы
аттестации\
контроля

1

Вводное
занятие

2

1

1

Познавательная, игровая, Промежуточна
проблемно-ценностное
я аттестация,
общение
КТД

2

Трек
«ОрленокЭрудит»

4

2

2

Познавательная, игровая, Промежуточна
проблемно-ценностное
я аттестация,
общение
КТД

3

Трек
«ОрленокДоброволец»

5

2

3

Познавательная, игровая, Промежуточна
проблемно-ценностное
я аттестация,
общение
КТД

4

Трек
«ОрленокМастер»

5

2

3

Познавательная,
Промежуточна
досуговоразвлекательная я аттестация,
, художественное
КТД
творчество, проблемноценностное общение

5

Трек
«Орленок-

4

2

2

Познавательная, игровая, Промежуточна
проблемно-ценностное
я аттестация,

Спортсмен»

общение

КТД

6

Трек
«ОрленокХранитель»

4

2

2

Познавательная, игровая, Промежуточна
проблемно-ценностное
я аттестация,
общение
КТД

7

Трек
«ОрленокЭколог»

5

2

3

Познавательная, игровая, Промежуточна
проблемно-ценностное
я аттестация,
общение
КТД

8

Трек
«ОрленокЛидер»

5

2

3

Познавательная, игровая. Промежуточна
Проблемно-ценностное
я аттестация,
общение,
КТД
досуговоразвлекательная
.

9

Итого

34

15

19

2 класс
Наименовани Количество часов
№
Основные виды
е
Теори Практик деятельности
п\п
раздела\темы Всего я
а

Формы
аттестации\
контроля

1

Трек
«ОрленокЛидер»

5

2

3

Познавательная, игровая, Промежуточна
проблемно-ценностное
я аттестация,
общение,
КТД
досуговоразвлекательная
.

2

Трек
«ОрленокЭрудит»

5

2

3

Познавательная, игровая, Промежуточна
проблемно-ценностное
я аттестация,
общение
КТД

3

Трек
«ОрленокМастер»

5

2

3

Познавательная,
Промежуточна
досуговоразвлекательная я аттестация,
, художественное
КТД
творчество, проблемноценностное общение

4

Трек
«ОрленокДоброволец»

4

2

2

Познавательная, игровая, Промежуточна
проблемно-ценностное
я аттестация,
общение
КТД

5

Трек
«ОрленокСпортсмен»

5

2

3

Познавательная, игровая, Промежуточна
проблемно-ценностное
я аттестация,
общение
КТД

6

Трек
«ОрленокЭколог»

5

2

3

Познавательная, игровая, Промежуточна
проблемно-ценностное
я аттестация,
общение
КТД

7

Трек

5

2

3

Познавательная, игровая, Промежуточна

«ОрленокХранитель»
8

Итого

проблемно-ценностное
общение
34

14

я аттестация,
КТД

20

3 – 4 классы
Наименовани Количество часов
№
Основные виды
е
Теори
Практик
п\п
деятельности
раздела\темы Всего я
а

Формы
аттестации\
контроля

1

Трек
«ОрленокЛидер»

5

2

3

Познавательная, игровая, Промежуточна
проблемно-ценностное
я аттестация,
общение,
КТД
досуговоразвлекательная

2

Трек
«ОрленокЭрудит»

5

2

3

Познавательная, игровая, Промежуточна
проблемно-ценностное
я аттестация,
общение
КТД

3

Трек
«ОрленокМастер»

5

2

3

Познавательная,
Промежуточна
досуговоразвлекательная я аттестация,
, художественное
КТД
творчество, проблемноценностное общение

4

Трек
«ОрленокДоброволец»

5

2

3

Познавательная, игровая, Промежуточна
проблемно-ценностное
я аттестация,
общение
КТД

5

Трек
«ОрленокСпортсмен»

4

2

2

Познавательная, игровая, Промежуточна
проблемно-ценностное
я аттестация,
общение
КТД

6

Трек
«ОрленокЭколог»

5

2

3

Познавательная, игровая, Промежуточна
проблемно-ценностное
я аттестация,
общение
КТД

7

Трек
«ОрленокХранитель»

5

2

3

Познавательная, игровая, Промежуточна
проблемно-ценностное
я аттестация,
общение
КТД

34

14

20

8

Приложение 1
Методические подсказки, как использовать методику ЧТП в условиях начальной
школы
Приведенные ниже примеры вдохновят учителя на поиск своего содержания ЧТП,
того, которое будет близко детям именно его класса. Поручения должны быть
понятны, выполнимы, интересны детям.

1. Класс изначально вместе с учителем составляет список поручений – формирование
списка происходит исходя из возрастных особенностей и опыта ребят, возможной
профилизации класса, ситуации, в которой приходится работать. В 1–2 классах список
поручений, по большей части, задается учителем, в 3–4 классах список поручений
создается по инициативе самих обучающихся. Еще на стадии составления списка для
детей важно внести ясность, что будет соблюдаться очередность поручений – все
поручения будут исполняться каждой из микрогрупп хотя бы один раз. Понимание
этого способствует развитию умения самостоятельного краткосрочного и
долгосрочного планирования детьми своей деятельности. Например, это могут быть
следующие поручения:









«экологи» или «хранители природы» (те, кто придумывают различные акции и
фестивали для сохранения природного богатства – растений и животных и
пр.);
«затейники» (те, кто придумывают творческие номера, концерты, сюрпризы
на дни рождения и другие праздники и пр.);
«знайки» или «интеллектуалы» (те, кто озадачены развитием
интеллектуальных способностей всех учеников, следят за успеваемостью
каждого в классе, помогают отстающим и пр.);
«журналисты» (те, кто занимаются освещением жизни класса, пишут статьи,
оформляют стенгазету, делают фотографии, снимают видеоролики, по
возможности, ведут некий «блог класса» и пр.);
«игровики» (те, кто придумывает игры: подвижные, логические, «минутки» и
т.д. для того, чтобы всем ребятам всегда было, чем заняться на переменах и
пр.).

В зависимости от направленности класса, интересов детей возможны другие
поручения, например, корреспонденты, диджеи, санитары, книголюбы и т.д. Главное,
пусть каждое поручение имеет практическую ценность для всего коллектива.
Разнонаправленность поручений – одна из изюминок этой методики. Широкий спектр
направлений деятельности не только позволяет развивать кругозор, но и дает
возможность проявить себя в видах деятельности, не интересовавших ребенка ранее,
то есть, открыть в себе новые таланты, интересы и способности.
2. Класс необходимо разделить на микрогруппы. Важно помнить, что дети будут
выполнять поручения только в составе этих микрогрупп на протяжении всего года
обучения. То есть, меняются поручения, но не меняются дети в составе одной
микрогруппы в течение всего учебного года. Количество детей в звеньях варьируется в
зависимости от количества обучающихся в классе в целом. Пример формирования
микрогрупп в классе (на 30 и более детей): Учитель объявляет, что класс отправляется
в морское путешествие на 5-ти разных кораблях. Для экипажа каждого корабля нужны:
командир, старший помощник, штурман, боцман, кок, юнга.
Далее класс делится на микрогруппы следующим образом:





класс выбирает 5 командиров;
командиры каждой микрогруппы выбирают старших помощников;
старшие помощники каждой микрогруппы выбирают штурманов;
штурманы каждой микрогруппы выбирают боцманов;





боцманы каждой микрогруппы выбирают коков;
коки каждой микрогруппы выбирают юнг;
если есть ребята, которых не выбрали ни в одну из микрогрупп, то эти ребята
сами выбирают к какой из команд примкнуть.

Примечание: возможно разделение на команды по другой игровой модели с иными
должностями (на усмотрение педагога).
После формирования игровых команд необходимо в получившихся микрогруппах для
их сплочения организовать совместную деятельность. Это может быть работа по
выбору названия, девиза микрогруппы, создание плаката или что-то другое.
3. Дети в составе одной микрогруппы выполняют поручения на протяжении
определенного времени, после чего поручения меняются. Рекомендуемый срок
реализации поручений конкретными микрогруппами:



1–2 классы – неделя,
3–4 классы – от двух недель до месяца. Важным моментом является то, что
при смене поручения меняется и руководитель микрогруппы. Для выбора
поручений для звеньев можно использовать жеребьевку. Или применить
прием «крутите барабан», как в популярной телевизионной игре «Поле
чудес» (необходимо заранее сделать тот самый «барабан»).

Примечание. Для поддержания игровой модели (здесь вариант «Морское
путешествие») можно поручения представить в виде островов: «Остров Экологов»,
«Остров Затейников», «Остров Знаек», «Остров Журналистов», «Остров Игровиков».
При выборе поручения дети «попадают» на тот или иной остров, который они и
заселяют благодаря своим инициативам в течение заданного времени (неделя для 1–2
классов, до месяца для 3–4 классов).
4. Обучающиеся должны понимать, для чего они выполняют поручения: не для
«галочки», не для того, чтобы получить какой-то приз за выполнение поручений, а для
того, чтобы выявить и развить уникальные способности каждого ребенка (как
организаторские и исполнительские умения – в зависимости от занимаемой роли в
микрогруппе, так и коммуникативные навыки), а также для того, чтобы поддерживать
в классе атмосферу творчества и сплоченности. Ко всему прочему, каждый ребенок
будет чувствовать собственную значимость, выполняя ответственное поручение на
благо всего классного коллектива. Однако сам факт поощрения не исключается – это
происходит в виде похвалы от учителей, родителей, поддержки одноклассников. Сами
детские микрогруппы могут присуждать небольшие призы в рамках акций, дел,
конкурсов, инициатив, которые будут реализовываться ими при выполнении
поручений.
5. На первых порах (в первый месяц) реализации системы ЧТП учителю очень важно
поддерживать ребят, направлять их деятельность, создать положительный настрой,
индивидуально работать с каждой командой, большую помощь в этой работе могут
оказать родители. В дальнейшем микрогруппам предоставляется больше свободы
творчества: но если ход работы микрогрупп в 1 классе от и до отслеживается учителем
(возможно родителями), то к 4 классу у ребят развивается самостоятельная
организация деятельности каждой из микрогрупп: они учатся управлять, делегировать

обязанности, находить общие решения практически без вмешательства взрослых. Так
или иначе, учитель может участвовать в решении затруднительных вопросов, ведь
главная задача воспитанников заключается не просто в «отработке» поручения, ребята
должны еще и получить определенные знания, отработать навыки, усвоить умения,
получить значимый результат.
6. По истечении заданного времени выполнения детьми поручений (неделя у 1–2
классов, до месяца у 3–4 классов) учитель вместе с детьми подводят итоги: каждая
команда рассказывает, что было сделано, что получилось, над чем еще нужно
поработать. Учителю важно помочь ребятам выделить сильные стороны, что
получилось и почему, а что необходимо исправить, над чем подумать и исправить,
намечают перспективы.
7. Рекомендуется отображать ход ЧТП и прогресс микрогрупп в Орлятском уголке.
Дети будут иметь возможность видеть результаты своей работы в микрогруппах – это
может послужить дополнительным стимулированием. Методика «Чередование
творческих поручений» полностью соответствует требованиям Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования. Важно
помнить, что «Чередование творческих поручений» – это система работы. Если педагог
выберет эту форму, он не должен забывать регулярно выделять время на работу с
микрогруппами, напоминать им, какое поручение они сегодня выполняют,
контролировать выполнение, подводить итоги и пр. С детьми обязательно обсуждается
работа каждой микрогруппы, проделанная работа не должна остаться без внимания. Но
соревноваться в выполнении чередующихся творческих поручений не стоит, лучше,
если дети будут работать не за баллы или награды, а потому что интересно.
Использование методики ЧТП позволяет осуществить долгосрочный воспитательный
проект, который:











создает условия для формирования способностей к самостоятельным
поступкам и действиям, к принятию ответственности за их результаты;
развивает трудолюбие, способность к преодолению трудностей,
целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
формирует основы нравственного самосознания личности (совести):
способности младшего школьника формулировать собственные нравственные
обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя
выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим
поступкам. Что необходимо учесть:
детям младшего школьного возраста следует предлагать только те поручения,
которые им нравятся, и при наличии у конкретного ребенка способностей,
позволяющих справиться с поручением;
поручения не должны быть однотипными;
педагогу не следует навязывать свое решение проблемы – пусть ребенок
младшего школьного возраста проявляет творчество в поручении;
не следует упрекать ребенка, даже если поручение выполнено не так, как
педагогу хотелось бы, лучше похвалить, хотя бы за старание;
необходимо всегда контролировать выполнение поручений, потому что дети
младшего школьного возраста за все охотно берутся, но без соответствующей
стимуляции охладевают к делу, даже забывают о поручении;

педагогу не следует разжигать соперничества между микрогруппами.
Необходимо подмечать и поддерживать ростки настоящей дружбы,
взаимопомощи, настойчивости в осуществлении задуманного;
 педагогу не следует давать или выставлять оценки выполнению творческих
поручений: это зачастую вызывает обиды, провоцирует ненужное
соперничество. Оценивать выполнение поручений следует как бескорыстную
заботу о товарищах, как радостные моменты жизни всего коллектива,
окружающих людей.


Чередующиеся творческие дела-поручения не становятся в тягость, не надоедают, но,
периодически повторяясь, обогащают всех и каждого необходимым практическим,
организаторским, нравственным опытом.
ЧЕРЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПОРУЧЕНИЙ (примеры)
«Журналисты»
1. «Бортжурнал», «Путевой дневник». Каждый день дети делают заметки о
жизни класса (это могут быть и смешные ситуации, и серьезные дела) в
Орлятском уголке в специально отведенном месте для «путевого дневника».
2. «Моя мама». Новая страничка дневника – сочинение о самом дорогом
человеке. После того, как все побывают журналистами, тетрадь сохраняется
до праздника мам, международного женского дня. В идеале – дневник со
съемными листами в виде папки - скоросшивателя. На празднике эти листы в
конверте дарятся мамам.
3. «Маленькое интервью». Ко дню учителя журналисты берут интервью у
разных учителей («Когда я был учеником…»). Материал может быть
использован для школьной газеты ко Дню учителя. Как вариант – интервью у
учеников «Если бы я был учителем…».
4. «Книга предложений». Ребята записывают свои предложения к проведению
каникул. Предложения записываются и обсуждаются в классе. Как вариант –
рубрика «Наше свободное время».
5. «Почтовый ящик». Ребенок обозначает проблему в классе, записывает ее и
может без подписи опустить записку в ящик. На классном часе проблемы
обсуждаются. Прием будет полезен учителю тем, что он сможет провести
анализ атмосферы в классе, выявить лидеров, «проблемных» детей и тех, на
кого стоит обратить внимание.
Наиболее активной деятельность этой микрогруппы может быть в ходе реализации
трека “Орленок - лидер”, “Орленок - хранитель”.
«Игровики»
1. «Наша игротека». Данной микрогруппой оформляется альбом игр, в которые
можно поиграть классом на перемене (каждая страничка – игра, которую
ребенок выписал и оформил, либо вырезал и тоже оформил). Таким образом
собирается большая коллекция игр.
2. «Поиграй с нами». Ребенок на перемене организовывает подвижную игру.
Игра берется из классной игротеки. В следующий раз другой ребенок
показывает новую игру. Можно играть и в наиболее понравившуюся игру.

3. «Спортивный календарь». Дети готовят сообщения о достижениях в
спортивных играх в стране, в школе, в классе.
Наиболее активной деятельность этой микрогруппы может быть в ходе реализации
трека “Орленок- спортсмен”, когда ребята будут придумывать различные виды
зарядок.
«Экологи»
1. «Растения-врачи». Дети приносят карточку лекарственного растения с
изображением, названием и краткой информацией о лечебных свойствах.
Оформляется альбом.
2. «Под нашей защитой». Ребята приносят открытки, вырезки, рисунки растений
и животных, которые занесены в Красную книгу и Черную книгу.
Составляются альбомы.
3. «Мои друзья». Дети приносят фотографии своих питомцев. Оформляется
фотовыставка.
4. «Поможем друзьям». Дети с родителями готовят кормушки и вывешивают во
дворах. Дежурный «природовед» в конкретный день следит за кормушкой.
Наиболее активной деятельность этой микрогруппы может быть в ходе реализации
трека “Орленок- эколог”.
«Затейники»
1. «Сюрприз на День Рождения». Дети отслеживают, чей день рождения
выпадает на конкретную неделю/месяц, включая дни рождения учителей, и
готовят интересное поздравление.
2. «Подарок учителям». На День учителя ребята могут придумать поздравление
для каждого из учителей, исходя из специфики предмета, который преподает
тот или иной учитель. Или могут организовать миниконцерт для учителей в
свой классный час и таким образом поздравить.
3. «Новогодний Морозко». Секретная игра, когда каждый ученик может
примерить на себя роль Морозко (аналог Деда Мороза) и делать подарки,
слать приятные записки другому ребенку. Подобная акция основана на игре
«Тайный друг»: дети посредством жеребьевки получают имя одноклассника,
которому нужно делать подарки и присылать записки. Важное условие:
действия Морозко должны быть тайными. Следует проследить, чтобы у
каждого ребенка был свой Морозко, и чтобы ребенку не выпало его же имя.
Через неделю-две недели игры каждый Морозко признается, кому дарил
подарки и записки.
4. «Самый яркий день». Это может быть праздник Весны. Группа затейников
организует некий «Парад красок», когда весь класс одевается в
определенный, согласованный в классе заранее, цвет или надевает предмет
одежды одного цвета. Это привнесет в обычный школьный день настроение
весны и красоты.
5. «День без рюкзаков». Этот праздник может быть приурочен ко Дню Смеха,
который проходит 1 апреля. Дети могут проявить креативность и выбрать
любой другой предмет для переноски учебников и тетрадей, кроме рюкзака и

подобных ему вещей (к примеру: футляр для гитары, переноска для
кота/собаки, корзина из магазина, коробка и т.д.).
Наиболее активной деятельность этой микрогруппы может быть в ходе реализации
трека “Орленок - мастер”, “Орленок - лидер”.
«Знайки»
1. «Отличный день». Это может быть конкурс, направленный на получение
учащимися наибольшего количества «пятерок».
2. «От знайки к знайкам». Это акция, когда одни ученики проводят «уроки» для
групп других учеников, которые не поняли какую-то тему. Учеными
доказано, что детилучше усваивают тему, когда пробуют объяснить ее
товарищам “своим языком”. Естественно, для улучшения качества
мероприятия группы должны быть до 5 человек.
3. «Головоломки на переменах». Дети рисуют на листе ватмана свои
кроссворды, ребусы, шарады, занимательные примеры, которые класс будет
решать на переменах. Это позволит активизировать мозговую деятельность
перед уроками.
Наиболее активной деятельность этой микрогруппы может быть в ходе реализации
трека “Орленок- эрудит”.
«Санитары»
1. Конкурс на «самого – самого» (самый чистый воротничок, самая аккуратная
прическа, самый опрятный вид и т. д.).
2. «Солнце воздух и вода – наши лучшие друзья». Санитары приносят заметки из
газет и журналов о гигиене.
3. Рейд «Твой носовой платочек». Рейд проводится так, чтобы дети не знали о
нем заранее.
4. Конкурс на лучшее рабочее место. Во время перемены дети проверяют
чистоту и аккуратность рабочих мест в классе.
5. Отображение результатов в газете класса.
Наиболее активной деятельность этой микрогруппы может быть в ходе реализации
трека “Орленок- эколог”, “Орленок - спортсмен”.
«Книголюбы»
1. «Книжкина больница». Дети восстанавливают состояние книжек из школьной,
классной или домашней библиотеки.
2. «Умеешь ли ты читать?» Ребята читают друг другу понравившиеся отрывки из
книг или просто знакомят друзей с понравившейся им книгой.
3. «Наша библиотека». Дети организовывают уголок классной библиотеки с
книгами, а также составляют ее картотеку.
4. «По дорогам сказки». Ребята приносят рисунки-иллюстрации прочитанных
произведений. Оформляется выставка. По рисункам может быть организована
викторина.

Наиболее активной деятельность этой микрогруппы может быть в ходе реализации
трека “Орленок - эрудит”, “Орленок - доброволец”.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».