Частное общеобразовательное учреждение Прогимназия №63
Открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
(ЧОУ Прогимназия №63 ОАО «РЖД»)
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
начальный классов
Руководитель ШМО
__________/ Н.В. Адеева
Протокол от 30.08.2024 г.
№ 1__
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
ЧОУ Прогимназии №63
ОАО «РЖД»
______/ В.И.Джангриян
«30» августа 2024 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ЧОУ Прогимназии
№63 ОАО «РЖД»
______________М.А.Ломова
Приказ ОУ от «30» 08.2024 г. №
214
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 02F5949E00A2B1548744681BA6B137706C
Владелец: Ломова Мария Анатольевна
Действителен: с 03.07.2024 до 03.10.2025
Рабочая программа по внеурочной деятельности
вокальной студии «Симфония»
для 1 «Б» класса (7-8 лет)
Рабочую программу составил(а):
Лунева И.В.,
учитель музыки высшей категории
г. Батайск
2024г.
1.Пояснительная записка
Данная программа внеурочной деятельности составлена основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 № 373,
анализа государственных программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных
школ; «Учите детей петь» М, «Просвещение» 2009 г.; программа «Певческая Школа» В. В.
Емельянова; «Народное пение» И. А. Ильина; «Хоровое пение» Е.В. Жарова; «Сольное
пение» Р.А. Жданов. Все перечисленные программы имеют свою ценность: в одних
предусматривается знакомство с каким-то одним видом работы, другие слишком
углубленные и взаимодействуют с другими видами музыкального искусства. Содержание
программ носит или краткий, сжатый характер и нацелено на первоначальное знакомство и
овладением простейшими приёмами работы, или же более углубленное и расширенное
изучение, применяемое только в детских музыкальных школа, школах искусств.
Новизна программы
В ЧОУ Прогимназия № 63 ОАО РЖД создана вокальная студия «Симфония», в которой
занимаются учащиеся 1-4 классов. Срок реализации данной программы – 1 год (33 часа). В
соответствии с календарным графиком программа будет реализовываться за 34 часа.
Возраст детей, на которых рассчитана программа – 7-8 лет.
В этой группе занимаются дети, имеющие разный уровень исполнительских возможностей
и большое желание научиться петь красиво. Программа по вокальному обучению
«Симфония» - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу
школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и
навыков учащихся. В ней представлена структура индивидуального педагогического
воздействия на формирование певческих навыков обучающихся посредством практических
занятий.
Цель программы – развитие музыкальных способностей через освоение певческих
навыков.
Задачи:
Образовательные
- развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память,
способность сопереживать, творческое воображение;
- помочь учащимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной
деятельности;
Развивающие
- расширить знания обучающихся о музыкальной грамоте и искусстве вокала, особенностях
музыкального языка;
Воспитательные
- на основе изучения национальных песен, народных песен, детских песен, русского
романса, современных эстрадных песен и прочего расширить знания ребят об истории
Родины, её певческой культуре;
- воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и
уважению певческих традиций;
- сформировать потребности в общении с вокальной музыкой;
-создать атмосферу радости, значимости, увлечённости, успешности каждого члена студии.
Реализация задач осуществляется через сольное и ансамблевое пение, пластическое
интонирование, движения под музыку.
Программа предусматривает меж предметные связи с музыкой, культурой, литературой,
фольклором, сценическим искусством, ритмикой.
Актуальность программы.
Программа актуальна в данное время по причине необходимости духовного развития
подрастающего поколения. Основываясь на естественном желании детей заниматься
пением, и, направив данные занятия в нужное русло, можно обучить учащихся
правильному, свободному, красивому пению и воспитать музыкальный вкус. Занятия по
программе - это эффективная форма работы с детьми различного возраста.
Курс внеурочной деятельности «Симфония » разработан как целостная система введения в
художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных
видов пространственных (пластических) искусств. Приобщение к музыке, к наследию
русской и мировой классики, к лучшим образцам современной музыкальной культуры
способствует развитию учащегося. Через музыку и песню у ребенка есть возможность
выразить себя. Пение это одна из возможностей общения людей.
Детское ансамблевое пение - активный творческий досуг, оно развивает мышление детей.
Совместная деятельность усиливает свойственную детям потребность в общении,
способствует формированию чувства ответственности за общее дело.
Методы и формы реализации программы
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого и системного подхода,
метод творчества, импровизации и сценического движения.
Стилевой подход – широко применяется в программе и нацелен на формирование у
исполнителей осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание
стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
Системный подход – направлен на достижение целостности и единства всех
составляющих компонентов программы – её тематика, вокальный материал, виды
концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать
соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года
обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование
системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
Творческий метод – используется в данной программе как важнейший художественнопедагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель её
практического воплощения. Творчество присуще каждому ребёнку, оно всегда ново и по
своей сути уникально. Это новое проявляет себя во всех формах художественной
деятельности вокалистов. В совместной творческой деятельности преподавателя и членов
вокальной студии проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность,
инициативность, особенности мышления и фантазии.
Метод импровизации и сценического движения – один из основных методов программы.
Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение
вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Всё это даёт
детям умело вести себя на сцене, двигаться под музыку в ритме исполняемого
произведения. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на
более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Режим занятий
Расписание занятий группы составлено из расчета одно занятия в неделю. Каждое занятие
длится 30 минут. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными,
психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную
корректировку времени и режима занятий. Это позволяет педагогу правильно определять
методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы.
В этом возрасте проявляются творческие способности каждого учащегося. Наиболее
подходящей формой для реализации данной программы: вокальная студия.
Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно
этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий
возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их
одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств.
Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а также
небольшими группами, дуэтами, трио. Программа предусматривает сочетание как
групповых, так индивидуальных занятий, методику вокального воспитания детей,
совместную работу педагога, родителей и детей.
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных
результатов.
Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в
ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников в школьных мероприятиях,
оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных
мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является
отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.
Формы занятий
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются
поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями,
видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни
композиторов-классиков, современных композиторов.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих
детей, педагогов, гостей.
На занятиях используются следующие методы обучения:
– наглядно-слуховой;
– наглядно-зрительный;
– репродуктивный;
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом
академической манеры пения.
Каждое занятие строится по схеме:
– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием
(2–3 мин);
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения;
– распевание;
– пение вокализов;
– работа над произведением;
– анализ занятия;
– задание на дом.
2.Результатом освоения курса « Симфония»
Личностные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»:
-готовность и способность к саморазвитию;
-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь,
правдивость, честность, ответственность.)
-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с
мировой и отечественной культурой;
-эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»:
-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной
оценки;
-вносить необходимые коррективы;
-уметь планировать работу и определять последовательность действий.
- адекватно использовать голос для вокально-хоровой, сольной деятельности;
- активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.
Познавательные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»:
- самостоятельно включаться в творческую деятельность
-осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели.
-осознанно и произвольно строить музыкальную деятельность в разных жанрах
Коммуникативные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»:
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве.
-адекватно использовать музыкальные средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.
Формой подведения итогов можно считать: выступление на школьных праздниках,
торжественных и тематических концертах, участие в школьных мероприятиях,
родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов,
инсценирование музыкальных сказок, сценок из жизни школы и творческие работы.
К концу первого года обучения дети научатся:
• понимать строение артикуляционного аппарата;
• понимать особенности и возможности певческого голоса;
• соблюдать гигиену певческого голоса;
получать возможность научиться:
• по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• петь короткие фразы на одном дыхании;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
• петь легким звуком, без напряжения;
• на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное
звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко
выраженной конкретной тематикой игрового характера.
3.Содержание курса « Симфония»
Программа предусматривает теоретический и практический разделы. Теоретический раздел
включает в себя сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты. Необходимо
отметить, что изучение нотной грамоты не определяется как самоцель. Необходимые
теоретические сведения и понятия воплощаются по-разному. Больше внимания уделяется
постановке голоса и сценическому искусству, ритмическим движениям, движениям под
музыку, поведению на сцене. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.
Особое место уделяется концертной деятельности. В образовательном учреждении
регулярно проходят праздники и конкурсы, где задействованы ребята из студии. На каждое
мероприятие практически всегда звучат новые произведения, тем самым расширяется
исполнительский репертуар. Всё это приобретает прикладной смысл занятиям вокальной
студии.
Название тем первого, второго, третьего и четвертого годов обучения совпадают, т.к.
учебный процесс построен на принципе спирали, т.е. на последующий год обучения
знания детей по теме углубляются и расширяются.
Содержание программы (1-й год обучения).
Тема 1. «Введение, знакомство с голосовым аппаратом».
Теория: Знакомство детей с понятиями: музыка, пение, голос, голосовые связки, охрана
голоса.
Практика: Упражнение «Чистоговорки», знакомство с песней
Тема 2. «Певческая установка»
Теория: Понятие о певческой установке; Работа над точным и естественным звучанием
унисона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона, Упражнения на
правильную постановку корпуса, осанки.
Работа над формированием высокой певческой позиции. Раскрепощение вокальнопевческого аппарата. Работа над достижением однородности звучания регистров.
Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Основная работа
направлена на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных
скороговорок, специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и
легкой атаки. Правильное произношение гласных и согласных звуков.
Формирование у учащихся четкой взаимосвязи между дикцией и ритмом
Практика: Упражнения по системе В.Емельянова, отработка навыков дыхания, упражнения
для развития артикуляционного аппарата и артикуляции.
Тема 3. «Дыхание
Теория: Элементы дыхательной гимнастики, навык подачи воздуха в живот, по руке
дирижера, равномерный выдох. Закрепление навыка правильного открытия рта (раскрытие
«челюстного замка») и опускание глотки.
Практика: Упражнения на дыхание по системе Емельянова
Тема 4. «Звукообразование»
Теория: штрих Legato, правильное произношение слогов, слов, певческая установка, звук
направлять не «в себя», а к передним стенкам зубов. Работа над развитием цепного
дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания.
Укрепление нижнереберно-диафрагмального дыхания. Короткий и длинный вдох.
Формирование навыка экономного выдоха.
Практика: Пение гласных; произношение согласных звуков, характер звуковедения;
пение Legato из 2-х, 4-х звуков, распевание на слоги, сюжетные попевки.
Тема 5. «Дикция»
Теория: Понятие о дикции, артикуляции, артикуляционного аппарата
Практика: упражнения для развития артикуляционного аппарата и артикуляции, дикция в
распеваниях и произношениях, скороговорки
Тема 6. «Строй.»
Теория: понятие унисона, выстраивание отдельных нот по руке дирижера Разнообразные
формы работы над интервальной цепочкой: развитие внутреннего слуха, координация
между слухом и голосом.
Практика: упражнение «Музыкальные ступеньки», музыкальные игры «Кока-кола»,
«Стройно поем»
Тема 7. «Ансамбль»
Теория: ритмический ансамбль, сценическое воплощение, ориентировка на сцене, работа с
микрофоном.
Практика: пение ансамблем попевок, репетиция на сцене с микрофоном.
Тема 8. «Дирижерский жест»
Теория: Расшифровка пения по руке, жестам дирижера.
Практика: отработка жестов, пение по руке дирижера, пение Legato
Тема 9. «Музыкальная грамота»
Теория: знакомство детей с гаммами без знаков в ключе, пение ступеней по столбице,
лесенке, с ручными знаками. Разнообразные формы работы над интервальной цепочкой:
развитие внутреннего слуха, координация между слухом и голосом.
Практика: упражнение «Музыкальные ступеньки», музыкальные игры «Угадай мелодию»,
«Музыкальный марафон».
Тема 10. «Исполнение, элементы сценического движения»
Теория: понятие сценического движения
Практика: репетиции, отработка песен на сцене.
Тема 11. «Внеурочная работа»
Теория: постановка цели, объяснение задания.
Практика: проверка практических знаний и умений детей (заполнение таблицы),
концертная деятельность, работа с родителями.
Тематическое планирование первый год обучения 7-8 лет.
№
Наименование разделов и тем
Общее
количество
часов
6.
1.
Пение как вид музыкальной деятельности.
2.
Формирование детского голоса.
8.
3.
Слушание музыкальных произведений,
разучивание и исполнение песен.
9.
4.
Игровая деятельность, театрализация.
3.
5.
Расширение музыкального кругозора и
формирование музыкальной культуры.
5.
6.
Концертно-исполнительская деятельность
3.
Итого:
34.
4. Календарно - тематическое планирование 1 «Б» класса.
№
Тема урока.
урока
Кол-во
часов
Характеристика
деятельности учащихся
План
1 четверть (8 часов)
1.
Вводное занятие.
Прослушивание
детских голосов.
1
2.
Правила охраны
детского голоса.
1
3.
Певческая
установка.
1
4.
Поговорим о
дыхании.
1
5.
Береги свой голос.
- применять правила
пения;
04.09.24
- определять жанр песня;
1
6.
Береги свой голос.
1
7.
Слух-регулятор
голоса.
1
8.
Искусство- музыка.
1
-воспринимать и
внимательно слушать
учебно-музыкальный
материал;
11.09.24
-размышлять о музыке
самостоятельно;
25.09.24
- определять
разновидности песен
-участвовать в
коллективной творческой
деятельности.
-распознавать
динамику (громко тихо);
18.09.24
02.10.24
09.10.24
16.10.24
23.10.24
- сравнивать,
сопоставлять;
-следить за изменениями
динамических оттенков.
- различать нюансы
динамики;
- применять в певческой
исполнительской
деятельности навыки
тихого и громкого пения
2 четверть (8 часов)
9.
Дирижерские
жесты.
1
10.
Основы
музыкальной
грамоты.
1
-определять характер
музыкального
произведения;
- сравнивать и
анализировать;
06.11.24
13.11.24
Факт
Основы
музыкальной
грамоты.
1
- решать творческие
задачи.
12.
Унисон.
1
-определять характер
музыкального
произведения, его
динамику, темп;
27.11.24
13.
Мелодия.
1
- петь по руке учителя;
04.12.24
11.
20.11.24
-контролировать дыхание
на музыкальных фразах.
14.
Мелодия, Вокальная
музыка.
1
11.12.24
15.
Речевые игры и
упражнения.
1
18.12.24
16.
Основы
музыкальной
грамоты «Темп».
1
-различать темп в
музыке (быстрый,
медленный)
25.12.24
3 четверть (10 часов)
17.
Основы
музыкальной
грамоты «Темп».
1
-различать темп в
музыке (быстрый,
медленный);
15.01.25
18.
Основы
музыкальной
грамоты «Звукоряд»
1
-запомнить и называть
ноты;
22.01.25
19.
Основы
музыкальной
грамоты «Нотный
стан»
1
20.
Основы
музыкальной
грамоты
«Скрипичный ключ,
Нотоносец»
1
Основы
музыкальной
грамоты
«Скрипичный ключ,
Нотоносец»
1
Основы
музыкальной
грамоты «Размер»
Основы
музыкальной
грамоты «Тембр»
21.
22.
23.
- петь по руке учителя;
-иметь представление о
понятиях: ноты, звукоряд;
гамма
- работать с нотной
записью как простейшим
знаковым обозначением
музыкальной речи;
-определять на нотном
стане расположение нот;
- различать на слух
тембры различных
инструментов
29.01.25
05.02.25
12.02.25
1
- иметь представление об
ансамбле, хоре
26.02.25
1
-эмоционально
откликаться на
содержание произведения
05.03.25
24.
Ансамбль
25-26. Речевые игры и
упражнения
1
12.03.25
2
19.03.25
02.04.25
4 четверть (8 часов)
27-28. Беседа: Русская
песня
2
09.04.25
16.04.25
29
Беседа:
Историческая песня
1
23.04.25
30
Беседа: Хороводные
и протяжные песни
1
30.04.25
07.05.25
31
32-33
34.
Беседа: Русские
народные
инструменты
1
Подготовка к
итоговому концерту
2
14.05.25
21.05.25
Итоговый концерт
1
28.05.25