ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 02F5949E00A2B1548744681BA6B137706C
Владелец: Ломова Мария Анатольевна
Действителен: с 03.07.2024 до 03.10.2025
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
ЧОУ Прогимназия № 63 ОАО «РЖД,
протокол № 1
от «30» августа 2024 года
УТВЕРЖДАЮ
Директор
ЧОУ Прогимназии № 63 ОАО «РЖД»
____________________М.А. Ломова
«30» августа 2024 года
Основная образовательная программа
дополнительного образования
Частного общеобразовательного учреждения
«Прогимназия № 63 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
на 2024-2025 учебный год
г. Батайск, Ростовская область
Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Концептуальная основа дополнительного образования школы
3. Цели и задачи развития дополнительного образования детей
4. Принципы развития дополнительного образования детей
5. Основные механизмы реализации программы
6. Адресность образовательной программы дополнительного образования
7. Учебный план дополнительного образования, календарный учебный график
8. Методическое сопровождение и повышение профессионального уровня педагога
дополнительного образования
9. Материально-технические ресурсы обеспечения программы
10. Основные организационные мероприятия по реализации программы
11. Ожидаемые результаты программы
12. Список литературы
Приложение: рабочие программы на 2024/2025 уч.год.
1. Пояснительная записка
ЧОУ Прогимназия № 63 ОАО «РЖД» осуществляет образовательную деятельность
в интересах личности ребенка, общества и государства, обеспечивает охрану здоровья и
создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе
возможность удовлетворения воспитанника в самообразовании и получении
дополнительного образования. В сфере дополнительного образования ребенок может
реализовать свое личностное право на свободный выбор цели, освоить способность к
позитивному целеполаганию, умению достигать целей своего жизненного
предназначения. Свободный выбор ребенка есть существенный признак дополнительного
образования поэтому, в широком смысле слова, дополнительное образование – это
образование целевого выбора.
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает
содержательную составляющую Основной образовательной программы дошкольного
общего образования, Основной образовательной программы начального общего
образования ЧОУ Прогимназии № 63 ОАО «РЖД» и способствует практическому
приложению умений и навыков детей, полученных в общеобразовательном учреждении,
стимулирует их познавательную мотивацию, развивает творческий потенциал, навыки
адаптации к современному обществу.
Для системной и качественной реализации дополнительного образования в ЧОУ
Прогимназии № 63 ОАО «РЖД» разработана образовательная программа
дополнительного образования далее (Программа).
В Программе отражены цели и задачи, направленные на развитие системы
дополнительного образования в школе, а также средства и механизмы, обеспечивающие
их практическую реализацию. Конечным результатом реализации программы должна
стать вариативная система дополнительного образования, которая будет создавать
условия для свободного развития личности каждого обучающегося прогимназии.
Реализация содержания программы осуществляется педагогами прогимназии. В
ЧОУ Прогимназии № 63 ОАО «РЖД» дополнительные общеразвивающие программы
реализуются непосредственно в учреждении.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
Рабочая программа кружка составлена на основании следующих нормативно-правовых
документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 1 сентября 2020 г. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный
закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания
обучающихся").
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020
года).
- Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте
РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. №
16).
- Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей
(приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467).
- Федеральные проекты «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда»,
«Патриотическое воспитание» и др.
- Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей».
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 N28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 от 28.01.2021 N 2 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
- Устав и локальные нормативные акты ЧОУ Прогимназии № 63 ОАО «РЖД».- Уставом
ЧОУ Прогимназии № 63 ОАО «РЖД» от 24.02.2015 № 460р;
- Лицензией на осуществление образовательной деятельности серия 61 ЛО 1 № 0002903 от
10.07.2015 № 5267, выданной Региональной службой по надзору и контролю в сфере
образования Ростовской области.
- Положение об организации и оказании дополнительных платных образовательных услуг
по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в ЧОУ
Прогимназии № 63 ОАО «РЖД».
Образовательная программа дополнительного образования позволяет обеспечить
удовлетворение образовательных запросов родителей, чьи дети посещают прогимназию.
Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений.
Корректировка программы может осуществляться ежегодно в соответствии с
изменениями в законодательстве в области образования и запросов заказчиков
образовательных услуг, не противоречащих действующему законодательству. Важнейшие
целевые индикаторы и показатели эффективности программы результаты участия в
конкурсах разного уровня (региональный, всероссийский, международный), выставках,
соревнованиях и других мероприятиях.
2. Концептуальная основа дополнительного образования детей
В ситуации перехода Российской Федерации от индустриального к
постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы системе
образования и социализации человека. Все острее встает задача общественного
понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного
образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и
свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и
профессиональное самоопределение детей и подростков.
Актуальной становится такая организация образования, которая обеспечивала бы
способность человека включаться в общественные и экономические процессы.
Конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими
видами формального образования проявляются в следующих его характеристиках:
- свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное
развитие человека;
- вариативность содержания и форм организации образовательного процесса;
доступность глобального знания и информации для каждого;
- адаптивность к возникающим изменениям.
Анализ
этих характеристик
позволяет осознать ценностный
статус
дополнительного образования как уникальной и конкурентоспособной социальной
практики наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного
потенциала общества. Ключевая социокультурная роль дополнительного образования
состоит в том, что мотивация внутренней активности саморазвития детской и
подростковой субкультуры становится задачей всего общества, а не отдельных
организационно-управленческих институтов: детского сада, школы. Именно в XXI веке
приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в
мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию
личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию,
творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной
культуры российского народа.
Концепция развития дополнительного образования детей направлена на
воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики
развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту,
превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный
интегратор
открытого
вариативного
образования,
обеспечивающего
конкурентоспособность личности, общества и государства.
Общественное признание ценностного статуса дополнительного образования детей
и его миссии позволит реализовать меры государственной политики, заложенные в указах
Президента Российской Федерации.
В постиндустриальном обществе, где решены задачи удовлетворения базовых
потребностей человека, на передний план выдвигаются ценности самовыражения,
личностного роста и гражданской солидарности, это означает переход от задачи
обеспечения доступности и обязательности общего образования к задаче проектирования
пространства персонального образования для самореализации личности. Образование
становится не только средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и
интеграции в социум, но создает возможности для реализации фундаментального вектора
процесса развития человека, поиска и обретения человеком самого себя. Такое
образование принципиально расширяет возможности человека, предлагая большую
свободу выбора, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии
индивидуального развития. Оно направленно на обеспечение персонального
жизнетворчества обучающихся в контексте позитивной социализации как здесь и сейчас,
так и на перспективу в плане их социально-профессионального самоопределения,
реализации личных жизненных замыслов и притязаний.
В дополнительном образовании детей познавательная активность личности
выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных
социальных практик. Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых
образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт
конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. В этих условиях
дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ
профессии, а становится суть основой непрерывного процесса саморазвития и
самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.
Пронизывая уровни дошкольного и начального образования, дополнительное
образование становится для взрослеющей личности смысловым социокультурным
стержнем, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру,
труд и исследовательскую активность.
Персонализация дополнительного образования усиливает его преимущества
посредством актуализации следующих аспектов:
- участие в вариативных развивающих образовательных программах на основе
добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и
ценностями;
- возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ,
выстраивания индивидуальных образовательных траекторий (что имеет особое значение
применительно к одаренным детям, детям с ограниченными возможностями здоровья);
право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ, педагогов и
организаций;
- неформализованность содержания образования, организации образовательной
деятельности; вариативный характер оценки образовательных результатов; тесная связь с
практикой, ориентация на создание конкретного персонального продукта и его публичную
презентацию;
- возможность на практике применить полученные знания и навыки; разновозрастный
характер объединений; возможность выбрать себе педагога, наставника, тренера.
Важной отличительной чертой дополнительного образования детей также является
открытость, которая проявляется в следующих аспектах:
- нацеленность на взаимодействие с социально-профессиональными и культурнодосуговыми общностями взрослых и сверстников, занимающихся тем же или близким
видом деятельности;
- возможность для педагогов и обучающихся включать в образовательную деятельность
актуальные явления социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии;
благоприятные условия для генерирования и реализации общественных как детских
(подростковых), так и взрослых инициатив, и проектов, в том числе развития
волонтерства.
Дополнительное образование детей является важным фактором повышения
социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий
для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социальноэкономического статуса семей.
Оно выполняет функции «социального лифта» для значительной части детей,
которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в
семье и общеобразовательных организациях, компенсируя, таким образом, их недостатки,
или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных
достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с ограниченными
возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
В условиях информационной социализации дополнительное образование детей
инструмент формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности
подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических
перемен.
3. Цели и задачи развития дополнительного образования детей
Целями образовательной программы дополнительного образования детей
являются:
- обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и
самореализацию;
- расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и
их семей в сфере образования;
- развитие инновационного потенциала общества.
Для достижения целей Концепции необходимо решить следующие задачи:
- развитие дополнительного образования как ресурса мотивации личности к познанию,
творчеству, труду, искусству и спорту;
- проектирование мотивирующих образовательных сред как необходимого условия
«социальной ситуации развития» подрастающих поколений;
- интеграция дополнительного и дошкольного и начального образования, направленная на
расширение вариативности и индивидуализации образовательной деятельности в целом;
- разработка инструментов оценки достижений детей и подростков, способствующих
росту их самооценки и познавательных интересов в общем и дополнительном
образовании, диагностика мотивации достижений личности;
- повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для
каждого;
- обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с
интересами детей, потребностями семьи и общества;
- обеспечение условий для доступа каждого к глобальным знаниям и технологиям;
развитие материально-технической базы прогимназии для занятий детей в объединениях
дополнительного образования.
4. Принципы развития дополнительного образования детей
Развитие дополнительного образования детей и эффективное использование его
потенциала предполагает следующие инновационные инструменты регулирования и
управления
развитием
дополнительного
образования
детей,
сохраняющие
фундаментальную для него свободу и неформализованность, основывающиеся на
принципах общественно партнерства в целях мотивирования, вовлечения и поддержки
участников образовательных отношений:
- социальная гарантия на качественное и безопасное дополнительное образование детей;
- расширение вовлеченности детей в дополнительное образование, включая
стимулирование и поддержку семей;
- развитие личностного и профессионального самоопределения детей и подростков в
различных видах конструктивной и личностнообразующей деятельности;
- расширение спектра дополнительных общеразвивающих программ разной
направленности;
- расширение социальной и академической мобильности детей и подростков через
дополнительное образование;
- психолого-педагогическое проектированию образовательных сред, стимулирование
детей к познанию, творчеству и конструктивной деятельности; предоставление
возможностей различных организаций, осуществляющих образовательную деятельность
(научных организаций, организаций культуры, спорта, здравоохранения) реализации
дополнительного образования детей (библиотеки, музеи, театры, выставки, дома
культуры, клубы, университеты);
- преемственность и непрерывность дополнительного образования, обеспечивающего
возможность продолжения образовательных траекторий на всех возрастных этапах.
Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ
должны строиться на следующих основаниях:
- свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;
- соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования
возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ; разноуровневость
(ступенчатость) образовательных программ; модульность содержания образовательных
программ, возможность взаимозачета результатов; ориентация на метапредметные и
личностные результаты образования;
- творческий и продуктивный характер образовательных программ;
- открытый характер реализации.
5. Основные механизмы развития дополнительного образования детей
Основными механизмами развития дополнительного образования детей являются:
- формирование имиджа дополнительного образования в прогимназии, соответствующего
ценностному статусу дополнительного образования в современном информационном
гражданском обществе;
- межведомственная интеграция ресурсов, в том числе возможная организация сетевого
взаимодействия образовательных организаций города, региона деятельности СКжд –
филиала ОАО «РЖД»;
- партнерство школы и семьи;
- открытый общественный характер управления программой дополнительного
образования детей, реализуемый через механизмы участия общественности, экспертного и
профессионального сообщества в принятии решений о поддержке тех или иных программ
и проектов дополнительного образования, в контроле качества реализации программ;
- создание конкурентной среды, стимулирующей обновление содержания и повышение
качества услуг; управление качеством услуг дополнительного образования детей
посредством оценки качества образования и саморегулирования;
- мотивация свободы выбора и построения образовательной траектории участников
образовательных отношений;
- информационная открытость, обеспечение доступа участников образовательного
процесса к полной и объективной информации о качестве дополнительных
общеобразовательных программ, образовательных результатах и о результатах
общественной экспертизы этих программ;
- поддержка образовательных программ, ориентированных на группы детей, требующих
особого внимания государства и общества (дети с ограниченными возможностями
здоровья); поиск и поддержка талантов, как основа для профессионального
самоопределения, опора на инициативы детей и семьи, использование ресурсов семейных
сообществ.
6. Адресность основной образовательной программы дополнительного
общеразвивающего образования
С учетом специфики прогимназии, как школы «полного дня» образовательная
программа дополнительного образования ориентирована на удовлетворение, как желаний
родителей (законных представителей детей), так детей, обучающихся в прогимназии и
предназначена для детей в возрасте от 3 до 11 лет в их свободное (внеучебное) время.
Основанием для допуска к обучению по дополнительным общеобразовательным
программам является (выбор) обучающегося и личное заявление его родителей (законных
представителей).
Дополнительные общеобразовательные программы для детей учитывают
возрастные и индивидуальные особенности детей и реализуются с учетом требований
СанПин во второй половине учебного дня. Структура дополнительного образования в
учреждении определяется целями и задачами дополнительного образования детей в
прогимназии, количеством и направленностью реализуемых дополнительных
общеобразовательных программ и включает следующие формы: кружки, студии, секции,
лаборатории, клубы и т. д.
Деятельность по освоению дополнительных общеобразовательных программ
осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по
интересам (учебная группа, клуб, студия, ансамбль, театр, объединение и др.).
Каждый обучающийся имеет право заниматься в объединениях разной
направленности, а также изменять направление обучения по согласованию с
администрацией и педагогом дополнительного образования.
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов,
инвалидов может быть организован образовательный процесс по дополнительным
общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития
указанных категорий учащихся.
В дополнительном образовании детей могут быть реализованы программы
дополнительного образования различного уровня: дошкольного, начального образования
следующей направленности:
- интеллектуальная;
- научно-исследовательская;
- художественно-эстетическая;
- физкультурно-оздоровительная;
- социально-педагогическая;
- культурологическая;
- техническая и др.
Вся система работы дополнительного образования в прогимназии направлена на
формирование у обучающихся способностей, интересов и умений, необходимых для
успешного функционирования в обществе, в раскрытии их индивидуального творческого
потенциала, в формировании позитивного отношения к себе и к окружающей
действительности.
Каждая из программ – это документ, отражающий педагогическую концепцию в
соответствии с заявленными целями деятельности, с учетом условий, методов и
технологий достижения целей, а также предполагаемого результата. Программа
раскрывает структуру организации, последовательность осуществления, информационное,
технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса, является
индивидуальным образовательным маршрутом личности, содержащим возможности
выхода на определенный уровень образованности и решению задач приоритетного
направления прогимназии.
Рабочие
программы
дополнительного
общеразвивающего
образования
предназначены для работы с детьми от 3 до 11 лет и направлены на формирование
культуры творческой личности.
7. Учебный план, календарный учебный график
Учебный план дополнительных платных образовательных услуг
по дополнительным общеобразовательным общеразвивающем программам
в начальной школе (1-4 классы) ЧОУ Прогимназии № 63 ОАО «РЖД»
на 2024 - 2025 уч. г.
Пояснительная записка
Учебный план начальной школы Частного общеобразовательного учреждения ЧОУ
Прогимназия № 63 ОАО «РЖД» разработан в соответствии и с нормативными
документами:
- Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 от 28 сентября 2020 года N 28 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»,
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 от 28 января 2021 N 2
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Концепция развития
дополнительного образования детей»;
- Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. N 1441 «Об утверждении
Правил оказания платных образовательных услуг»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам от 09.11.2018г. № 196;
- Уставом ЧОУ Прогимназии № 63 ОАО «РЖД» от 24 февраля 2015 г. № 460р;
- Лицензией № 5267 от 10.07.2015, выданной Региональной службой по надзору и
контролю в сфере образования РО на осуществление образовательной деятельности и
дополнительного образования;
- Положением «Об оказании платных образовательных услуг по дополнительным
общеобразовательным общеразвивающим программам» ЧОУ Прогимназии № 63 ОАО
«РЖД».
Режим оказания дополнительных платных образовательных услуг
Организация образовательного процесса регламентируется календарным учебным
графиком, утвержденным директором ЧОУ Прогимназия № 63 ОАО «РЖД» и
расписанием проведения занятий в порядке оказания дополнительных платных
образовательных услуг в 2024-2025 учебном году, которые разрабатываются и
утверждаются образовательным учреждением самостоятельно.
Режим оказания дополнительных платных образовательных услуг устанавливается
в соответствии с СП 2.4.3648-20 от 28 сентября 2020 года N 28 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 от 28 января 2021 N 2
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» и Уставом образовательного
учреждения:
- Занятия проводятся после обязательного перерыва, продолжительностью не менее 20
минут, между окончанием последнего урока и началом занятий.
- Продолжительность занятий составляет – 30 – 45 минут;
В качестве форм организации образовательного процесса применяются:
игры;
практические занятия;
диалоги, диспуты, беседы;
аудио и видео уроки;
работа в сети Интернет;
организация творческой работы;
соревнования;
Структура учебного плана
Структура учебного плана включает кружки по направлениям работы
(художественно-эстетической, физкультурно-оздоровительной и интеллектуальной)
перечень, которых формируется в соответствии и на основе анализа запросов
обучающихся и их родителей (законных представителей). Применяемые направления
работы способствуют достижению целей уставной деятельности образовательного
учреждения.
№
П.п.
1.
Направления работы
Художественноэстетическое
2.
Физкультурнооздоровительное
3.
Интеллектуальное
Вид деятельности, название кружка
Изобразительная деятельность:
«Цветная палитра»
Студия «Мульти-Пульти»
Музыкальная деятельность:
Вокальная-эстрадная студия «Музыкальное ассорти»
«Театр танца «Прорыв»
Театральная деятельность:
«Сценическое мастерство»
«Юный олимпиец»
«Русский ниндзя»
Изучение иностранного языка:
«Занимательная грамматика»
Спортивный клуб «Белая ладья»
Студия «Alfav-IT»
Учебный план дополнительного образования в начальной школе на 2024-2025 учебный год
№
Направления работы
Вид деятельности,
название кружка
Объём образовательной нагрузки
(в минутах)
В неделю
В месяц
Изобразительная деятельность:
«Цветная палитра»
2
Продолжитель
ность занятия
(в мин.)
30
Студия «Мульти-Пульти»
1
30
4
120
16
960
Музыкальная деятельность:
«Музыкальное ассорти»
«Театр танца «Прорыв»
2
30
8
240
32
1920
2
30
8
240
32
1920
Театральная деятельность:
«Сценическое мастерство»
1
30
4
120
16
960
«Юный олимпиец»
2
30
8
240
32
1920
«Русский ниндзя»
2
30
8
240
32
1920
Изучение иностранного языка:
«Занимательная грамматика
Спортивный клуб «Белая ладья»
2
30
8
240
32
1920
2
30
8
240
32
1920
Студия «Alfav-IT»
2
30
8
240
32
1920
Кол-во
1.
Художественноэстетическое
2.
Физкультурнооздоровительное
3.
Интеллектуальное
В год
Кол-во
Время
(в мин.)
Кол-во
Время
(в мин.)
8
240
32
1920
Учебный план дополнительных платных образовательных услуг
по дополнительным общеобразовательным общеразвивающем программам
в дошкольных группах ЧОУ Прогимназии № 63 ОАО «РЖД» на 2024 - 2025 уч. г.
Пояснительная записка
Учебный план дошкольных группах ЧОУ Прогимназии № 63 ОАО «РЖД» разработан в соответствии с нормативными документами:
- Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 от 28 сентября 2020 года N 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 от 28 января 2021 N 2 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
- Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. N 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам от
09.11.2018г. № 196;
- Уставом ЧОУ Прогимназии № 63 ОАО «РЖД» от 24 февраля 2015 г. № 460р;
- Лицензией № 5267 от 10.07.2015., выданной Региональной службой по надзору и контролю в сфере образования РО на осуществление
образовательной деятельности и дополнительного образования;
- Положением «Об оказании платных образовательных услуг по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам»
ЧОУ Прогимназии № 63 ОАО «РЖД».
Режим оказания дополнительных платных образовательных услуг
Организация образовательного процесса регламентируется календарным учебным графиком, утвержденным директором ЧОУ
Прогимназии № 63 ОАО «РЖД» и расписанием проведения занятий в порядке оказания дополнительных платных образовательных услуг в
2022-2023 учебном году, которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно.
Режим оказания дополнительных платных образовательных услуг устанавливается в соответствии с СП 2.4.3648-20 от 28 сентября 2020 года
N 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
СанПиН 1.2.3685-21 от 28 января 2021 N 2 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
Целесообразность дополнительных занятий состоит в том, чтобы создать каждому дошкольнику условия для наиболее полного
раскрытия его возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей. Исходя из запросов родителей, и с целью развития
способностей детей дошкольного возраста в прогимназии организованы кружки (по выбору), реализующие познавательно-речевое,
художественно-эстетическое и физическое направления. Продолжительность дополнительных занятий соответствует возрастным
особенностям детей:
• 2 младшая группа – 2 кружка в неделю, продолжительность 15 мин.
• средняя группа – 2 кружка в неделю, продолжительность 20 мин.
• старшая группа, старшая группа компенсирующей направленности – 2 кружка в неделю, продолжительность 25 мин.
• подготовительная к школе группа, подготовительная к школе группа компенсирующей направленности – 2 кружка в неделю,
продолжительность 30 мин.
Учебный план дополнительного образования в дошкольных группах на 2024-2025 учебный год
Вторая младшая группа
Направления
развития
Образовательная деятельность
Объём образовательной нагрузки
(в минутах)
В неделю
«Здоровей-ка!»
2
Продолжи
тельность
занятия
(в мин.)
15
«Цветные ладошки» - кружок по
ИЗОдеятельности
2
15
Кол-во
Физкультурнооздоровительное
Художественноэстетическое
направление
В год
В месяц
Кол-во
Время (в
мин.)
Кол-во
Время (в
мин.)
8
120
64
960
8
120
64
960
Средняя группа
Направления
развития
Образовательная деятельность
Объём образовательной нагрузки
(в минутах)
В неделю
«Здоровей-ка!»
2
Продолжи
тельность
занятия
(в мин.)
20
«Цветные ладошки» - кружок по
ИЗОдеятельности
2
20
Кол-во
Физкультурнооздоровительное
Художественноэстетическое
направление
В год
В месяц
Кол-во
Время (в
мин.)
Кол-во
Время (в
мин.)
8
160
64
1280
8
160
64
1280
Старше-подготовительная группа и старшая группа компенсирующей направленности
Направления
развития
Образовательная деятельность
Объём образовательной нагрузки
(в минутах)
В неделю
Спортивный клуб «Белая ладья»
2
Продолжи
тельность
занятия
(в мин.)
25
Английский для дошкольников
«Little friends»
Клуб «Знайка»
2
25
8
200
64
1600
2
25
8
200
64
1600
«Crossfit-Kids» - для девочек
2
25
8
200
64
1600
«Школа Мяча» - для мальчиков
2
25
8
200
64
1600
«Цветные ладошки» - кружок по
ИЗОдеятельности
2
25
8
200
64
1600
Кол-во
Познавательноречевое,
интеллектуальное
направление
Физкультурнооздоровительное
Художественноэстетическое
направление
В год
В месяц
Кол-во
Время (в
мин.)
Кол-во
Время (в
мин.)
8
200
64
1600
Подготовительная к школе группа и подготовительная к школе группа компенсирующей направленности
Направления
развития
Образовательная деятельность
Объём образовательной нагрузки
(в минутах)
В неделю
В год
В месяц
Спортивный клуб «Белая ладья»
2
Продолжи
тельность
занятия
(в мин.)
30
Клуб «Знайка»
2
30
8
240
64
1920
Английский для дошкольников
«Little friends»
«Crossfit-Kids» - для девочек
2
30
8
240
64
1920
2
30
8
240
64
1920
«Школа Мяча» - для мальчиков
2
30
8
240
64
1920
Психологическое
«Интеллект+»
2
30
8
240
64
1920
Художественноэстетическое
направление
«Цветные ладошки» - кружок по
ИЗОдеятельности
2
30
8
240
64
1920
Кол-во
Познавательноречевое,
интеллектуальное
направление
Физкультурнооздоровительное
Кол-во
Время (в
мин.)
Кол-во
Время (в
мин.)
8
240
64
1920
8. Методическое сопровождение программы
1. Организация системы повышения квалификации педагогов.
2. Участие в семинарах, конкурсах, конференциях.
3. Оказание педагогам ДО информационной, консультативно-методической помощи через
методические семинары.
Содержание
Консультации
ПДО
по
составлению
рабочих
дополнительных
общеразвивающих
программ,
календарнотематического плана
Экспертиза
рабочих
программ ПДО
Оказание
методической
помощи ПДО в подготовке
отчета
о
работе
объединения,
выставок,
конкурсов, концертов
Посещения занятий ПДО с
последующим анализом
Месяц
Сентябрь
Ответственные
Заместители директора по
УВР, УР
Сентябрь
Заместители директора по
УВР, УР
Заместители директора по
УВР, УР
В течение года
В течение года
Научно-методические
В течение года
рекомендации
по
мониторингу и организации
внеучебной деятельности
Методическое обеспечение В течение года
общеразвивающей
программы
(диагностические методики,
конспекты
занятий,
дидактический материал)
Директор
Заместители директора по
УВР, УР
Заместители директора по
УВР, УР
Заместители директора по
УВР, УР
9. Материально-техническое обеспечение
Для организации образовательного процесса имеются учебные помещения,
музыкальный, спортивный залы, кабинет ИЗО. Все кабинеты укомплектованы
мультимедийным оборудованием. Минимальное материально-техническое обеспечение
программы предполагает наличие следующего инвентаря и оборудования:
- для занятий по дополнительным общеразвивающим программам: столы, стулья, МФУ
смарт-доски, материалы и оборудование (в соответствии с направлением и видом
деятельности). Количество мебели рассчитывается по количеству обучающихся в группе,
а так же учитываются условия для труда педагога и для хранения материалов и инвентаря;
- для проведения досуговых мероприятий – компьютер в комплектации, микрофоны,
акустическая система (микшерный пульт, сабвуфер, усилители, шнуры), мультимедиа
проектор, экран, игровое оборудование (мячи, кегли, скакалки, самокаты и пр.), подборка
музыки (для проведения игр, танцев), театральные костюмы и другое оборудование.
10. Основные организационные мероприятия по реализации программы
Мероприятия
Обновление, корректировка
дополнительного образования
Содержание
содержания Ежегодно
Разработка новых рабочих дополнительных
общеразвивающих программ ПДО, их
апробация ежегодно
Организация работы по координации
деятельности
объединений
дополнительного образования
Организация и проведение мероприятий
учреждения
по
направлениям
дополнительного образования
Проведение творческих отчетов
Создание банка данных методических идей
Анализ деятельности блока ДОП
Ежегодно
Ответственные
Директор
Заместители директора по
УВР, УР
Педагоги ДОП
Ежегодно
Заместители директора по
УВР, УР
В течение года
Педагоги ДОП
1 раз в год
В течение года
Педагоги ДОП
Заместители директора по
УВР, УР
В
конце Заместители директора по
учебного года
УВР, УР Педагоги ДОП
11. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация Программы обеспечит следующие результаты:
- дополнительными общеобразовательными программами охвачено не менее 75 процентов
детей обучающихся в прогимназии в возрасте от 3 до 11 лет;
- сформирована мотивация и обеспечены возможности выбора детьми дополнительных
общеобразовательных программ на основе собственных интересов и увлечений из спектра
предложений в школе; - созданы условия и сформированы компетенции для
использования детьми и молодежью ресурсов неформального и информального
образования в целях саморазвития, профессионального самоопределения и продуктивного
досуга;
- сформированы механизмы мотивационной поддержки детей на участие в
дополнительном образовании; семьям с детьми предоставлен доступ к полной
объективной информации о дополнительных общеобразовательных программах,
обеспечена консультационная поддержка в выборе программ и планировании
индивидуальных образовательных траекторий;
- сформированы эффективные механизмы общественного управления дополнительным
образованием детей;
- распространены сетевые формы организации дополнительного образования детей.
- обеспечено высокое качество и обновляемость дополнительных общеобразовательных
программ за счет создания конкурентной среды, привлечения квалифицированных кадров,
сочетания инструментов общественного контроля, независимой оценки качества и
саморегулирования;
- создана материально-техническая база, удовлетворяющая общественным потребностям
в воспитании, образовании, физическом развитии и оздоровлении детей.
В результате реализации программы будут обеспечены:
- повышение удовлетворенности молодого поколения и семей качеством своей жизни за
счет возможностей самореализации, предоставляемых услуг дополнительного
образования; сокращение асоциальных проявлений среди несовершеннолетних, снижение
масштабов распространения в подростковой среде курения, алкоголизма, наркомании,
игромании;
- рост физической подготовленности детей и снижение заболеваемости детей,
формирование мотивации к здоровому образу жизни;
- увеличение числа детей, регулярно занимающихся спортом и готовых продолжить свое
обучение в спортивных школах и профессиональных образовательных организациях в
области физической культуры и спорта;
- укрепление социальной стабильности общества за счет сформированных в системе
дополнительного образования ценностей и компетенций, механизмов межкультурной
коммуникации;
- формирование у молодого поколения гражданской позиции, патриотизма; повышение
конкурентоспособности выпускников школы на основе высокого уровня полученного
образования, сформированных личностных качеств и социально значимых компетенций.
Результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы могут
реализовываться через: использование следующих формы: проекты, доклады, рефераты,
олимпиады, смотры, конкурсы, выставки, конференции, концерты, публикации и др.
Инструменты оценки достижений детей должны способствовать росту их самооценки и
познавательных интересов в общем и дополнительном образовании, а также
диагностировать мотивацию достижений личности.