Город Батайск, Ростовская область
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Частное общеобразовательное учреждение «Прогимназия № 63
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
ЧОУ Прогимназии № 63 ОАО «РЖД»
протокол №_______1_______
«30» августа 2024г.
УТВЕРЖДАЮ:
ДИРЕКТОР
ЧОУ Прогимназии № 63 ОАО «РЖД»
____________________М.А. Ломова
«30» августа 2024г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественно-эстетического направления
«Цветные ладошки»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Набиева Марина Владимировна,
педагог дополнительного образования
г. Батайск, 2024 год
1.
Целевой раздел программы
1.1.
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Цветные ладошки» для детей 5-7 лет разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 1
сентября 2020 г. - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской
Федерации" по вопросам воспитания обучающихся").
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года).
- Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным
проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16).
- Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября
2019 г. № 467).
- Федеральные проекты «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Патриотическое воспитание» и др.
- Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 от 28.01.2021 N 2 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Устав и локальные нормативные акты ЧОУ Прогимназии № 63 ОАО «РЖД».
Рабочая программа кружка «Цветные ладошки» составлена на основе действующей авторской программы художественного воспитания,
обучения и развития детей «Цветные ладошки». Автор И.А. Лыкова. Рекомендована Ученым Советом Федерального государственного
образовательного учреждения Академия повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования, Ученым Советом
Института художественного образования Российской Академии образования, Межрегиональной Общественной Организацией «Экспертиза для
детей». Программа представляет оригинальный вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно –
эстетического образования детей в изобразительной деятельности.
1.2.
Цель и задачи программы:
Цель программы - формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей
в изобразительной деятельности.
Основные задачи:
1.
Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как
эстетических объектов.
2.
Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
3.
Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.
4.
Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное
чтение» - распредмечивание и опредмечивание -художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и
выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и
содержания, заключённого в художественную форму.
5.
Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
6.
Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
7.
Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
8.
Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я-концепции-творца».
Задачи реализации программы в подготовительной к школе группе.
продолжать знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство,
архитектура) для обогащения зрительных впечатлений и формирования эстетического отношения к окружающему миру;
показывать детям, чем отличаются одни произведения искусства от других, как по тематике, так и по средствам выразительности; называть, к
каким видам и жанрам изобразительного искусства они относятся, обсуждать их содержание, поощрять индивидуальные оценки детьми этих
произведений; развивать воображение, формировать эстетическое отношение к миру;
поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления; показывать уже знакомые и новые произведения
искусства; рассказывать о замысле и творческих поисках художника при создании произведениям том, какими художественными средствами
передается настроение людей и состояние природы;
расширять, систематизировать и детализировать содержание изобразительной деятельности детей; активизировать выбор сюжетов о семье,
жизни в детском саду, а также о бытовых, общественных и природных явлениях (семья, дом, город, деревня, праздники, путешествия, в т.ч.
космические, весёлые приключения, дальние страны); поощрять интерес к изображению человека (портрет, автопортрет, семейный портрет,
бытовой пор- трет, бытовые сюжеты: «Как мы провели воскресенье», «Что мы делали на прогулке», «Где мы были летом» (представители
разных профессий с соответствующими атрибутами, инструментами, техникой); при создании пейзажей и сюжетов на тему природы
поддерживать желание детей изображать животных с детёнышами в движении; учить передавать своё представление об историческом
прошлом родины посредством изображения характерных деталей костюмов, интерьеров, предметов быта; показать возможность создания сказочных образов (Конька-Горбунка, Русалочки, Жар-птицы, Дюймовочки) на основе фантазийного преобразования образов реальных;
помочь детям научиться различать реальный и фантазийный (выдуманный) мир в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного
искусства; перенести это понимание в собственную художественную деятельность;
инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов, сюжетов композиций, а также материалов, инструментов, способов и
приёмов реализации замысла;
учить ребенка самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы; передавать впечатления об окружающем,
отражая свои эстетические чувства и отношение; передавать доступными выразительными средствами настроение и характер образа (человек
грустный или весёлый, сказочный персонаж добрый или злой и т.д.);
совершенствовать специфические умения во всех видах изобразительной деятельности: продолжать учить изображать объекты реального и
фантазийного мира с натуры или по представлению, точно передавая строение (форму), пропорции, взаимное размещение частей, характерные
признаки; передавать достаточно сложные движения (например, птичка вспорхнула с ветки, олень мчится, запрокинув голову, танцующая
девочка одной рукой придерживает юбочку, а другую руку с платочком подняла вверх); создавать сюжеты разного масштаба с различной
степенью конкретизации содержания;
развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяжённости; создавать композицию в зависимости от сюжета - располагать объекты на узком или широком пространстве земли (неба), обозначив линию горизонта;
изменять форму и взаимное размещение объектов в соответствии с их сюжетными действиями (например, туристы поднимаются в горы и
держатся друг за друга); изображать более близкие и далекие предметы, не изменяя их размеры; выделять в композиции главное - основные
действующие лица, предметы, окружающую обстановку; учить планированию - эскиз, набросок, композиционная схема;
1.3.
Принципы построения и реализации программы
Общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного пространства прогимназии:
принцип культуросообразности: построение и корректировка универсального эстетического содержания программы с учетом
региональных культурных традиций;
принцип сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических
особенностей данной местности в данный момент времени;
принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в
логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к
возрасту;
принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
принцип развивающего характера художественного образования;
принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы»
детей - возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы
детей) в целом.
Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:
принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
принцип
культурного
обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями
познавательного развития детей разных возрастов;
принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего,
рефлектирующего);
принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного
художественного образа;
принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических
реакций, эмоциональной открытости).
В программе сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного
возраста, а именно:
1)
формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;
2)
создание развивающей среды для занятий по рисованию, самостоятельного детского творчества;
3)
ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства.
Эстетическое отношение ребёнка к окружающему миру являет собой целую систему его индивидуальных, избирательных связей с
эстетическими качествами предметов и явлений действительности. В эстетическое отношение ребёнка входит его эмоциональный отклик на
прекрасное (красивое, привлекательное), добрые чувства, его творческая деятельность, посильное стремление к преобразованию окружающего
по законам красоты, а также к оценке красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков, рифм и т.д. Эстетический компонент оказывает
существенное влияние на установление ведущих звеньев структуры личности в целом.
Для более чёткой ориентировки важно построить модель эстетического отношения детей к окружающему миру, которая в лаконичной
(схематичной) форме отразит комплекс взаимосвязанных компонентов художественного развития ребёнка. Такая модель поможет
распознавать и формировать процесс художественно-творческого развития детей с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
1.4.
Возрастные характеристики детей дошкольного возраста:
Дошкольники 6—7 лет начинают проявлять инициативу, самостоятельность и индивидуальность в процессе освоения искусства,
восприятия эстетически привлекательных объектов, собственной творческой эстетической деятельности. Изобразительная деятельность детей
характеризуется большей самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно
развитыми изобразительно-выразительными и техническими умениями, повышением требовательности дошкольников к результату —
рисунку, аппликации, постройке. Дети с удовольствием рисуют, лепят, создают аппликации и конструктивные постройки, по своей инициативе
экспериментируют с изобразительными материалами с целью создания более выразительного образа, интегрируют виды деятельности.
Проявляются индивидуальные предпочтения в создаваемых образах, используемых материалах, воспринимаемых видах искусства, предметах и
образах. Повышается качество детских работ, что проявляется в создании пластического изображения, построении достаточно сложных
композиций, отображении характерных и индивидуальных черт и особенностей изображаемых предметов. Развитие технических умений
позволяет дошкольникам аккуратно и точно использовать инструменты и материалы, планировать деятельность и создавать изображения в
достаточно сложных техниках (граттаж, кляксография, монотипия, ниткография, ажурная аппликация, элементы квиллинга, коллаж,
конструирование из природного материала).
Приобретенный художественно-эстетический опыт позволяет старшим дошкольникам глубоко понимать художественный образ,
представленный в художественном произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать изображение,
высказывать собственные предпочтения, ассоциации, собственное понимание художественного образа, настроения произведения.
«Подсмотренные» в произведениях искусства приемы, способы создания изображения дети 5-7 лет начинают переносить в свои работы.
Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению музеев, искусству и творчеству. Понимают ценность произведений изобразительного
искусства. Появляются собственные творческие увлечения — коллекционирование, рукоделие.
1.5.
Планируемые результаты
Дети научатся:
В результате работы дети познакомятся с:
- холодными и теплыми цветами;
- самостоятельно применять различные техники в рисовании;
- характеристиками света (дневного и искусственного);
- использовать в работе колорит для создания образа, холодные и
- психологическими характеристиками цветовых тонов;
теплые цвета;
- основами перспективы (линейной и воздушной);
- выделять и фиксировать смысловой центр в рисунке;
- характеристиками пластического рельефа;
- уметь передавать в рисунке движение и его характер;
- эстетическими особенностями декоративно-художественных - использовать основные и производные цвета в работе;
промыслов (Гжель, Хохлома, Жостово, дымковская игрушка, - самостоятельно подбирать светлые и темные тона, смешивать их с
богородская игрушка);
белилами;
- основами орнамента (бордюра).
- подбирать колорит для рисунка;
- правилами передачи движений человеческой фигуры и - рисовать животных и человечков, совмещать их в сюжетно-жанровой
животных;
композиции;
- правилами составления узоров на плоских и объемных - под руководством педагога определять последовательность действий
формах;
при выполнении работы;
- с историей, культурой и традициями родной страны, с - объединять изображенные предметы, соблюдая пропорции предметов
художественными промыслами;
и соотнося их между собой;
- с новыми способами крепления (в углублении и ленточным) и - изготавливать объемные формы, передавая движения, расположение
украшения работы.
частей работы в композиции;
- правилами работы с шаблонами и трафаретами, готовыми вы- - дополнять и украшать свою работу новыми деталями;
кройками; правилами работы с различными природными - поддерживать порядок на рабочем месте и соблюдать правила
материалами;
безопасности труда и личной гигиены;
- правилами работы с рисунками, готовыми выкройками, - использовать знания и умения, полученные на других занятиях.
шаблонами, трафаретами и чертежами.
- рационально использовать материалы для работы;
- новым инструментом – линейкой и правилами ее - выбирать и обосновывать приемы работы и использовать различные
использования;
инструменты;
- понятием «симметрия».
- строить свою работу в соответствии
с правилами композиции,
перспективы;
- изображать (вырезать, наклеивать и т.д.) предметы по памяти, с
натуры, обращая внимание на форму, пропорции, объем, перспективу;
-правильно изображать основные элементы изделий народных
промыслов (филимоновского, дымковского, гжельского, хохломского,
городецкого и т.д.);
- правильно организовывать свое рабочее место, поддерживать порядок
во время работы и соблюдать правила безопасности труда и личной
гигиены;
- привлекать знания и опыт, полученные на других занятиях.
- при работе с бумагой сгибать лист гармошкой, вчетверо, в разных
направлениях;
- анализировать предстоящую работу и определять последовательность
действий;
- выполнять работы по условиям и замыслу;
- усложнять, преобразовывать работу;
- правильно использовать шаблоны, трафареты и готовые выкройки в
работе;
- анализировать свою работу;
2. Содержательный раздел
Содержание изобразительной деятельности
в лепке
в аппликации
побуждать детей создавать инициировать
самостоятельный
динамичные
выразительные выбор детьми разных способов
образы
и
коллективные создания выразительного образа
сюжетные
композиции, (обрывание, выщипывание или
самостоятельно выбирая тему сминание бумажной формы для
(зоопарк, игрушки, сервиз, передачи фактуры, вырезание
натюрморт), материал (глина, симметричное,
силуэтное,
пластилин, солёное тесто), модульная аппликация, свободное
способы лепки (скульптурный, сочетание
разных
техник);
комбинированный,
кон- совершенствовать содержание и
структивный,
модульный, технику
прорезного
декора
рельефный,
папье-маше), (новогодние
игрушки
и
приёмы декорирования образа; украшения, эмблемы, символы,
2.1.
в рисовании
совершенствовать технику рисования
гуашевыми
и
акварельными
красками
(свободно экспериментировать,
смешивая разные краски для
получения задуманных цветов и
оттенков);
самостоятельно
выбирать
художественные
материалы
для
создания
выразительного образа (для
пейзажных
рисунков
использовать акварель или
пастель, для декоративного
нетрадиционные техники
экспериментирование
с
материалами и средствами
изображения;
способствовать
сотрудничеству
детей
при
выполнении
коллективных
работ, в основу которых могут
быть положены как сюжетные,
так и декоративные образы,
соотнесению
замыслов
и
действий детей; поощрять их
стремление
использовать
разные материалы и техники
панно
-гуашь,
для
предварительных
набросков
или эскизов - уголь или простой
карандаш);
гербы, экслибрисы), познакомить
с ленточным способом вырезания
для получения многофигурных
симметричных
изображений
(зайчики пляшут, хоровод ёлочек,
грибная полянка); показать способ
вырезания из бумаги, сложенной
несколько раз по диагонали
(снежинки, цветы, звёздочки);
познакомить с новыми видами
аппликации из ткани, природного
материала
(осенних
листьев,
цветочных
лепестков,
семян,
соломки, бересты);
Виды деятельности
Дополнительное образование
Формы организации деятельности 5-7 лет
- Рассматривание произведений искусства совместно со взрослым и самостоятельно, детские игровые
проекты, творческое экспериментирование с изобразительными материалами, игры и упражнения,
направленные на развитие эстетических и творческих способностей детей
- Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу
на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного
или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям;
рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование иллюстраций к прослушанным
музыкальным произведениям; использование современных информационных технологий,
нетрадиционных техник изображения.
Организация индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
Дополнительные формы организации деятельности для компенсирующих групп
- Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук, высших психических процессов (внимания,
мышления, речи).
Творческие задания развивающие зрительно–двигательную координацию, согласованность
действий обеих рук, умение подражать действиям взрослого.
- Консультации, мастер – классы.
Совместно создавать атмосферу творчества, ситуации погружения детей в мир прекрасногоо,
обогащать художественно - эстетический опыт дошкольников за счет объединения усилий и
-
Взаимодействие с педагогами
групп по реализации рабочей
программы
(например,
при
создании
коллажей берутся бросовые
материалы, ткани, веточки,
листья, вырезанные из бумаги
элементы
рисунков,
сконструированные из бумаги
детали
и
т.п.,
которые
располагают на цветном фоне);
предлагать для декоративного
оформления
поделки,
выполненные на занятиях по
конструированию
(нарядные
игрушки из бумажных цилиндров и конусов);
Взаимодействие с семьями
детей по реализации рабочей
программы
№
1.
2.
3
4
понимания единства целевых ориентиров – совместные проекты, выставки детских рисунков и
поделок, интересных мероприятий.
- Совместные с родителями домашние занятия эстетической направленности, совместные конкурсы
педагогов и родителей: «День города», «Осенние ярмарки», «День кампании», «День матери»,
«Новогодняя фантазия», «Лучший летний участок», «День железнодорожников» и др.
Выставки семейного творчества
Выставки семейных коллекций
Перспективное планирование занятий в старше-подготовительной группе
Основные
Литература
Наглядные
Дата
понятия
пособия
проведения
по плану
Бабочки красавицы
Форма, цвет
Лыкова
И.А. Иллюстрации
(Лепка и аппликация
Изобразительная
бабочек
предметная)
деятельность в детском саду:
подготовительная группа В.
Набоков «Бабочка»
Чудесная мозаика
Техника
Лыкова
И.А. Иллюстрации,
(Аппликация)
мозаика
Изобразительная
репродукции
деятельность в детском саду: картин
подготовительная группа Н.
Саконской «Метро»
Ажурная закладка для
Прорезная
Лыкова
И.А. Образцы
книги (аппликация)
аппликация
Изобразительная
закладок
деятельность в детском саду:
подготовительная группа
Наш пруд (подготовка
Растяжка
Лыкова И.А.
Иллюстрации
пруда)
Изобразительная
различных
деятельность в детском саду: водоплавающих
старшая группа, Ветер,
птиц
крошки и ладошки. Г.
Тема занятия
Дата
проведения
по факту
Примечание
Лагздынь
5
Наш пруд
(Коллективная лепка)
Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском саду:
старшая группа, Ветер,
крошки и ладошки. Г.
Лагздынь
Лыкова
И.А.
Изобразительная
деятельность в детском саду:
подготовительная группа
Лыкова
И.А.
Изобразительная
деятельность в детском саду:
подготовительная группа. М.
Файзуллин «Корзина»
Лыкова
И.А.
Изобразительная
деятельность в детском саду:
подготовительная группа
Иллюстрации
различных
водоплавающих
птиц
6
Деревья в нашем парке
(обрывная аппликация)
Обрывная
аппликация.
7
Плетенная корзинка для
натюрморта (Аппликация
и плетение из бумажных
полос)
Форма,
композиция
8
Осенний
натюрморт
(композиция в плетеной
корзинке)
(силуэтная
аппликация
и
декоративное рисование)
Фрукты-овощи (Лепка)
Натюрморт,
силуэт
Композиция,
пропорции
Загадки «Фрукты-овощи»
Муляжи овощей
и фруктов
10 Грибное лукошко (Лепка)
Форма,
композиция
Лыкова
И.А.
Изобразительная
деятельность в детском саду:
подготовительная группа, В.
Бельмонт «За грибами»
11 Кудрявые деревья
(Аппликация
симметричная)
Форма,
композиция
9
Скульптурный
способ лепки
Картинки
с
изображением
различных
деревьев
Технологическая
карта «Плетеная
корзина»
Иллюстрации
осенних
натюрмортов
Плакат «Грибная
полянка»,
технологическая
карта по лепке
«Грибы»,
«Корзинка»
Лыкова
И.А. Образцы готовых
Изобразительная
деревьев
деятельность в детском саду:
подготовительная группа, Э.
3.10.23
Мошковская
лист»
12 Деревья смотрят в озеро
(Рисование по мокрому)
13
14
15
16
17
Композиция
«Кленовый
Лыкова
И.А.
Изобразительная
деятельность в детском саду:
подготовительная группа, И.
Бунин «За окном»
Кто в лесу живет?
Композиция
Лыкова
И.А.
(Силуэтная аппликация)
Изобразительная
деятельность в детском саду:
подготовительная группа, И.
Бунин «Листопад»
Конфигурация, Лыкова
И.А.
Строим дом
композиция
Изобразительная
многоэтажный
деятельность в детском саду:
(Аппликация модульная
подготовительная группа, В
обрывная)
Маяковский «Кем быть?»
Композиция
Лыкова
И.А.
По горам, по долам…
Изобразительная
(Рисование с элементами
деятельность в детском саду:
аппликации)
подготовительная
группа,
Болгарская народная песенка
«Пастушок»
Форма
Лыкова
И.А.
Тихо ночь ложится на
Изобразительная
вершины гор
деятельность в детском саду:
(Аппликация)
подготовительная
группа,
Н.Никитин
«Тихо
ночь
ложится на вершины гор»
Лес,
точно
терем Цветосочетание, Лыкова
И.А.
расписной…(рисование и
пейзаж
Изобразительная
аппликация из бумаги деятельность в детском саду:
коллаж)
подготовительная группа, И.
Бунин
«Листопад»,
В.
Набокова «На черный бархат
Плакат «Осень»
Силуэтные
изображения
лесных
животных
Макет
дома
готового
Иллюстрации
гор
Варианты
композиций
Иллюстрации
осенних
пейзажей, основа
композиции
лист кленовый…»
родник
18 Разговорчивый
(Рисование пастелью)
Цвет
Лыкова
И.А.
Изобразительная
деятельность в детском саду:
подготовительная группа, И.
Бунин «Родник»
И.А.
19 Деревья смотрят в озеро Рисование «по - Лыкова
(рисование в технике «по
мокрому»,
Изобразительная
- мокрому»)
отражение,
деятельность в детском саду:
монотипия
подготовительная группа
Орлы на горных кручах
Форма,
Лыкова
И.А.
композиция
Изобразительная
20 (Лепка)
деятельность в детском саду:
подготовительная группа, К.
Д. Ушинский «Гранитный
валун»
Силуэт, контур, Лыкова
И.А.
21 Кто живет в лесу?
( Аппликация)
сгиб
Изобразительная
деятельность в детском саду:
подготовительная группа
22 Морозные узоры
(Рисование)
Форма,
композиция
короны
и
23 Шляпы,
кокошники (Аппликация
декоративная
с
элементами дизайна)
Форма, цвет
Иллюстрация
родника в горах
Образец работы
Модель гор
Панорама
«Осенний лес»,
шаблоны
животных,
инструкционная
карта.
Лыкова
И.А. Технологическая
Изобразительная
карта «Морозные
деятельность в детском саду: узоры»
подготовительная группа
Лыкова
И.А. Варианты
Изобразительная
головных уборов
деятельность в детском саду:
подготовительная
группа
сказки русские народные,
стих-е «Шумный Ба-бах»
24
По горам, по долам
(Рисование с элементами
аппликации)
Природный
ландшафт
25
Новогодние игрушки
(Декоративнооформительская
деятельность)
Объемные
игрушки
игрушки
26 Елкины
шишки,
мишки
хлопушки
(Тестопластика)
27
–
и
Избушка
на
курьих
ножках
(Аппликация по замыслу)
Форма,
пропорция
Многоплановая
композиция
снежинки
28 Цветочные
(Аппликация
декоративная
с
элементами
конструирования)
Координация
игрушки
29 Новогодние
(декоративнооформительская
деятельность)
Цвет
Лыкова
И.А.
Изобразительная
деятельность в детском саду:
подготовительная группа, К.
Ушинский «Горная страна»
Лыкова
И.А.
Изобразительная
деятельность в детском саду:
подготовительная группа А.
Толстой «Детство Никиты»
Лыкова
И.А.
Изобразительная
деятельность в детском саду:
подготовительная
группа
сказки русские народные,
«Пряничные человечки»
Лыкова
И.А.
Изобразительная
деятельность в детском саду:
подготовительная
группа
сказки русские народные, С.
Есенин «Колдунья»
Лыкова
И.А.
Изобразительная
деятельность в детском саду:
подготовительная
группа
сказки русские народные,
К.Д. Ушинский «Роса, иней,
снег и град»
Лыкова
И.А.
Изобразительная
деятельность в детском саду:
подготовительная
группа
сказки русские народные,
А.Н.
Толстой
«Детство
Иллюстрации
горных
ландшафтов
Готовые
игрушки
Готовые
варианты
игрушек
Плакат
«Бабушкина
азбука»
Технологическая
карта
«Снежинка»
шестилучевая
Плакат
«Новогодние
игрушки»
Никиты»
30 Дремлет лес под сказку
сна (Рисование)
Композиция
на
курьих
31 Избушка
ножках (Аппликация)
Форма,
композиция
32 Нарядный индюк (Лепка)
Форма
33 Нарядный индюк
(Рисование)
34
Перо Жар – птицы
(Аппликация
с
элементами рисования)
35
Белый
медведь
и
северное сияние
(Рисование с элементами
аппликации)
36
Я с папой
(Рисование
представлению)
Рисование по
объемной
форме
Прием
«наложение»
Форма
композиция
Профиль
по
Лыкова
И.А.
Изобразительная
деятельность в детском саду:
подготовительная
группа,
«Прости же лес…» с.98
Лыкова
И.А.
Изобразительная
деятельность в детском саду:
подготовительная группа, И.
Бунин «Густой, зеленый
ельник у дороги»
Технологическая
карта
«Сказочные
домики»
Технологическая
карт
«Индюк»
дымковская
игрушка
Варианты узоров
Лыкова
И.А.
Изобразительная
деятельность в детском саду:
подготовительная группа, В.
Набоков «Перо»
Лыкова
И.А.
Изобразительная
деятельность в детском саду:
подготовительная
группа,
И. Бунин «Северное сияние»
Лыкова
И.А.
Изобразительная
деятельность в детском саду:
подготовительная
группа,
рассматривание портретов
Иллюстрации из
книг
Иллюстрации
Северного
полюса, белых
медведей
Портреты
В.М Васнецова
«Богатыри»
37 Рюкзачок с кармашками
(Аппликация)
38
На дне морском
(Лепка
сюжетная
представлению)
на
39 Пир
(Рисование)
весь
Глазомер,
координация
Композиция
по
мир
40 Морские коньки играют в
прятки
(Лепка
и
аппликация)
Лыкова
И.А.
Изобразительная
деятельность в детском саду:
подготовительная группа, В.
Шипунова
«Рюкзак
с
кармашками»
Лыкова
И.А.
Изобразительная
деятельность в детском саду:
подготовительная группа В.
Шипунова
«Раковинажемчужница»
Форма,
композиция
Разные приемы
(свивание,
скручивание,
прищипывание)
Лыкова
И.А.
Изобразительная
деятельность в детском саду:
подготовительная
группа,
Лагздынь «Морской конек»
Композиция
Лыкова
И.А.
41 Тридцать три богатыря
(Аппликация)
Изобразительная
деятельность в детском саду:
подготовительная группа, А.
С. Пушкин «Сказка о царе
Салтане»
Парный портрет Лыкова
И.А.
42 Мы с мамой улыбаемся
(Рисование по
Изобразительная
представлению)
деятельность в детском саду:
подготовительная группа Г.
Лагздынь «Мама устала»
Рельефная
Лыкова
И.А.
43 Чудо – цветок
(Лепка
рельефная
лепка, ритм,
Изобразительная
декоративная)
композиция
деятельность в детском саду:
подготовительная
группа
беседа об изразцах
Рюкзак
с
инструментами
Плакат «Морская
азбука»
Набор карточек
«Гжель»
Образец
Иллюстрации
богатырей
Портрет И.
Репина
«Девочка с
персиками»
Плакаты
«Изразцы»
44
У лукоморья дуб зеленый
(рисование по мотивам
сказки А.С. Пушкина)
45 Конфетница для мамочки
(Лепка модульная)
под
46 Салфетка
(Аппликация)
вазу
47 Букет цветов (Рисование с
натуры)
48 Весенний пейзаж
(Аппликация)
игрушки49 Нарядные
мобили (Моделирование
объемных поделок)
50 Рыбки играют, рыбки
сверкают….(декоративное
рисование с элементами
рисования и письма)
Сюжет,
композиция.
Моделирование
формы
Композиция,
цвет
Форма, колорит
Ритм,
композиция
Рисование на
объемных
формах
Узор на
вырезанном
силуэте
Лыкова
И.А.
Изобразительная
деятельность в детском саду:
подготовительная
группа,
отрывок из поэмы А.С.
Пушкина
«Руслан
и
Людмила»
Лыкова
И.А.
Изобразительная
деятельность в детском саду:
подготовительная
группа,
Лагздынь
«В
мамин
праздник»
Лыкова
И.А.
Изобразительная
деятельность в детском саду:
подготовительная
группа,
беседа
Беседа
о
цветах,
их
разнообразии
Иллюстрации
поэме.
к
Лыкова
И.А.
Изобразительная
деятельность в детском саду:
подготовительная группа, В.
Набоков «Весна»
Рассматривание и беседа о
писанках
Репродукция
картин: «Март»,
«Оттепель»
Лыкова
И.А.
Изобразительная
деятельность в детском саду:
подготовительная группа, А.
Фет «Рыбка»
Варианты
декоративного
оформления
рыбок.
Конфетница
Схема
«Бумажный
фальклор»
Букет цветов в
вазе
Готовые
варианты
51
Чудо – букет
(Лепка
рельефная
декоративная)
Рельеф, форма,
ритм
52
Чудо – писанки
(Рисование на плоскости)
Миниатюра
облака
53 Золотые
(Рисование пастелью)
Пейзаж
и
54 Звезды
(Аппликация)
Форма
55
56
кометы
Чудо – писанки
(Рисование на объемной
форме яйца)
Миниатюра
День и ночь
(Рисование декоративное
с
элементами
аппликации)
Контраст
далеком
57 В
(Панорама)
космосе
Композиция
Лыкова
И.А.
Изобразительная
деятельность в детском саду:
подготовительная
группа
беседа
Лыкова
И.А.
Изобразительная
деятельность в детском саду:
подготовительная
группа,
беседа
Лыкова
И.А.
Изобразительная
деятельность в детском саду:
подготовительная
группа,
И.Бунина «Небо»
Лыкова
И.А.
Изобразительная
деятельность в детском саду:
подготовительная
группа,
С. Есенин «Звезды»
Лыкова
И.А.
Изобразительная
деятельность в детском саду:
подготовительная
группа,
беседа
Лыкова
И.А.
Изобразительная
деятельность в детском саду:
подготовительная
группа.
Лагздынь «Над горами, над
лесами», П. Соловьева «День
и ночь»
Беседа о солнечной Системе
Карточки
Цветок,
Букет,
Гирлянда
Иллюстрация
писанок
Иллюстрации
Иллюстрация
звездного неба
Композиционные
схемы
Набор
иллюстраций,
фотографий,
репродукций
с
явно
выраженным
контрастом
Иллюстрация
звездного неба
58 Наша
(Композиция)
клумба
петушок
59 Золотой
(рисование по мотивам
литературного
произведения)
60 Весенняя
(Рисование)
гроза
61 Лягушонок и водяная
лилия (Аппликация)
62
Картинки на песке
63
Детский сад мы строим,
дом
(Аппликация модульная)
лесной
64 На
(Рисование)
полянке
Форма
Цвет, форма,
композиция
Цвет
Композиция
Форма
Модульная
аппликация
Натюрморт
Технологическая
карта «Цветы»
Лыкова
И.А.
Изобразительная
деятельность в детском саду:
подготовительная
группа,
стихотворения о птицах.
Лыкова
И.А.
Изобразительная
деятельность в детском саду:
подготовительная группа, Ф.
Тютчев «Весенняя гроза»
Лыкова
И.А.
Изобразительная
деятельность в детском саду:
подготовительная
группа,
Лагздынь «Новенький»
Лыкова
И.А.
Изобразительная
деятельность в детском саду:
подготовительная группа, В.
Шипунова «Ладошки»
Лыкова
И.А.
Изобразительная
деятельность в детском саду:
подготовительная
группа,
В. Маяковский «Кем быть»
Лыкова
И.А.
Изобразительная
деятельность в детском саду:
Я.Акимова «Песенка в лесу»
Иллюстрации
петушка.
Репродукция
«Девятый вал»
Образец
Иллюстрации
сказочных
домиков
Рассматривание
натюрмортов
2.2. Содержание коррекционной работы
Направления
Коррекция
речевого
развития детей
Познавательное
развитие
Социальноэмоциональное
развитие
Средства и методы
Отражение в речи эмоционального отношения к
воспринимаемым произведения искусства. Развитие
графомоторных
навыков.
Развитие
мелкой
моторики руки. Пополнение и активизация словаря
детей.
Развитие
сенсомоторной
сферы.
Развитие
зрительно-пространственных отношений.
Элементы артикуляционной и пальчиковой гимнастики.
Игры и упражнение на развитие планирующей функции речи «Что
сначала, что потом», «Скажи что будешь делать»
Игры «Волшебный мешочек», «Что за предмет», «Опиши предмет»,
«Закончи предложение»
Дидактические игры «Определи цвет детали», «Составь букет»,
«Медвежата на празднике» Игровые упражнения «Забавные
картинки» «Смешай краски», «Рисуем пальчиками»
Развитие творчества, фантазии, воображения.
Рассматривание репродукций картин и беседы. Прослушивание
Развитие желания высказывать суждения о музыкальных
произведений.
Элементы
арттерапии,
эмоциональном состоянии образа и умения психогимнастики. Нетрадиционные техники: оригами, кляксография,
передавать его в рисунке цветом, линией и т.д.
рисование пером, колоском, штампами; работа с тестом, сангиной и
углем
2.3. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
Основная литература:
И.А. Лыкова Художественный труд в детском саду
И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду
И.А. Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей от 2 до 7 лет
Дополнительная литература:
Воденникова Т.А., Первухина Н.И. Исток: Программа для старшего дошкольного возраста-Курган
Дубровская Н.В. Цвет творчества. Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольника от 2-7 лет.
Курочкина Н.А. Детям о книжной графике
Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом
Курочкина Н.А. Знакомим с пейзажной живописью
Тюфанова И.В. Мастерская юных художников
Соколова С.В. Оригами для дошкольников.
Соколова С.В. Оригами для самых маленьких
Шорыгина Т.А. Красивые сказки: Эстетика для малышей.
Петрова И.М. Волшебные полоски.
Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста
Казакова Р.Г. Я учусь рисовать.
Кузнецова Л.Н., Новикова Е.Н. Развитие мелкой моторики детей с помощью контурных рисунков.
Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду.
Доронова Т.Н. Дошкольникам о художниках детской книги.
Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала
Куприна Л.С., Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством
Салагаева Л.М. Объемные картинки.
Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников.
Салагаева Л.М. Декоративные тарелки.
Дегтева В.Н. оригами с детьми 3-7 лет: Методическое пособие.
Направления
развития
3.Организационный раздел
3.1. Учебный план в 2024-2025г.
Образовательная деятельность
Объём образовательной нагрузки
(в минутах)
В неделю
Кол-во
Художественноэстетическое
направление
«Цветные ладошки» - кружок по
ИЗОдеятельности
2
Время (в
мин.)
30
Кол-во
8
Время (в
мин.)
240
3.2. Расписание непосредственно образовательной деятельности
Среда 15.10
Пятница 15.10
«Цветные ладошки»
«Цветные ладошки»
Старше-подготовительная Старше-подготовительная
группа
группа
3.3. Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды.
В год
В месяц
Кол-во
64
Время (в
мин.)
1920
Организация развивающей предметно-пространственной среды ИЗО – уголка в группе
- набор цветных карандашей (24 цвета)
- набор фломастеров (12 цветов)
- набор шариковых ручек (6 цветов)
- графитные карандаши (2М-3М)
- угольный карандаш «Ретушь»
- сангина «Пастель»
- гуашь(12 цветов)
- гуашь (белила)
- палитры
- круглые кисти
- емкости для промывания кисти от краски
- салфетка из ткани
- подставка для кистей
- бумага различной плотности, цвета, размера
- глина для лепки
- пластилин
- стеки разной формы
- салфетки
- ножницы с тупыми концами
- наборы цветной бумаги
- файлы
- щетинные кисти для клея
- клеевой карандаш