Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления «Цветные ладошки» (4-5 лет)

Город Батайск, Ростовская область
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Частное общеобразовательное учреждение «Прогимназия № 63
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
ЧОУ Прогимназии № 63 ОАО «РЖД»
протокол №_______1_______
«30» августа 2024г.

УТВЕРЖДАЮ:
ДИРЕКТОР
ЧОУ Прогимназии № 63 ОАО «РЖД»
____________________М.А. Ломова
«30» августа 2024г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественно-эстетического направления
«Цветные ладошки»
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Набиева Марина Владимировна,
педагог дополнительного образования

г. Батайск, 2024 год

1.

Целевой раздел программы

1.1.
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Цветные ладошки» для детей 4-5 лет разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми
документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 1
сентября 2020 г. - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской
Федерации" по вопросам воспитания обучающихся").
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года).
- Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным
проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16).
- Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября
2019 г. № 467).
- Федеральные проекты «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Патриотическое воспитание» и др.
- Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 от 28.01.2021 N 2 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Устав и локальные нормативные акты ЧОУ Прогимназии № 63 ОАО «РЖД».
Рабочая программа кружка «Цветные ладошки» составлена на основе действующей авторской программы художественного воспитания,
обучения и развития детей «Цветные ладошки». Автор И.А. Лыкова. Рекомендована Ученым Советом Федерального государственного
образовательного учреждения Академия повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования, Ученым Советом
Института художественного образования Российской Академии образования, Межрегиональной Общественной Организацией «Экспертиза для
детей». Программа представляет оригинальный вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественноэстетического образования детей в изобразительной деятельности
1.2.
Цель и задачи программы:
Цель программы - формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей
в изобразительной деятельности.
Основные задачи:

1.
Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как
эстетических объектов.
2.
Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
3.
Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.
4.
Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное
чтение» - распредмечивание и опредмечивание -художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и
выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и
содержания, заключённого в художественную форму.
5.
Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
6.
Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
7.
Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
8.
Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я-концепции-творца».











В средней группе реализуются следующие задачи:
поддерживать интерес детей к народному и декоративному искусству (дымковская, филимоновская, богородская игрушка, семёновская или
полхов-майданская матрёшка), знакомить с произведениями разных видов изобразительного искусства (живопись, натюрморт, книжная
графика); поощрять интерес детей к изобразительной деятельности;
расширить тематику детских работ в согласовании с содержанием раздела «Познавательное развитие»; поддерживать желание изображать
знакомые бытовые и природные объекты (посуда, мебель, транспорт, овощи, фрукты, цветы, деревья, животные), а также явления природы
(дождь, снегопад) и яркие события общественной жизни (праздники); учить самостоятельно находить простые сюжеты в окружающей жизни,
художественной литературе; помогать выбирать сюжет коллективной работы;
обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении (вещи, созданные
руками народных умельцев, архитектурные сооружения, природные ландшафты, специально оформленные помещения, мебель, посуда,
одежда, игрушки, книги и т.п.); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показывать, из каких деталей
складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект;
поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое
начало;
учить передавать характерные особенности изображаемых объектов (городской дом высокий, многоэтажный, каменный, а деревенский низкий,
одноэтажный, деревянный);
знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги;
1.3.
Принципы построения и реализации программы
Общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного пространства прогимназии:
принцип культуросообразности: построение и корректировка универсального эстетического содержания программы с учетом
региональных культурных традиций;


















принцип сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических
особенностей данной местности в данный момент времени;
принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в
логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к
возрасту;
принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
принцип развивающего характера художественного образования;
принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы»
детей - возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы
детей) в целом.
Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:
принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
принцип
культурного
обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями
познавательного развития детей разных возрастов;
принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего,
рефлектирующего);
принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного
художественного образа;
принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических
реакций, эмоциональной открытости).
В программе сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного
возраста, а именно:
1)
формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;
2)
создание развивающей среды для занятий по рисованию, самостоятельного детского творчества;
3)
ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства.
Эстетическое отношение ребёнка к окружающему миру являет собой целую систему его индивидуальных, избирательных связей с
эстетическими качествами предметов и явлений действительности. В эстетическое отношение ребёнка входит его эмоциональный отклик на
прекрасное (красивое, привлекательное), добрые чувства, его творческая деятельность, посильное стремление к преобразованию окружающего

по законам красоты, а также к оценке красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков, рифм и т.д. Эстетический компонент оказывает
существенное влияние на установление ведущих звеньев структуры личности в целом.
Для более чёткой ориентировки важно построить модель эстетического отношения детей к окружающему миру, которая в лаконичной
(схематичной) форме отразит комплекс взаимосвязанных компонентов художественного развития ребёнка. Такая модель поможет
распознавать и формировать процесс художественно-творческого развития детей с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
1.4. Возрастные характеристики детей дошкольного возраста:
У детей 4 - 5 лет происходят качественные изменения во всех видах детской изобразительной деятельности, значительно совершенствуется художественно-эстетическое восприятие. В этом возрасте, дети – своего рода «практики», они с удовольствием лепят, рисуют,
конструируют, создают аппликационные работы. Наряду с предметным, чаще проявляются декоративное и сюжетное изображения,
взаимообогащающие друг друга. Дети создают интересные образы увиденного в действительности, проявляют творчество, придумывая
необычные предметы, животных, используя нестандартное сочетание деталей, цветов. Появляются любимые образы, предпочитаемые цвета,
формы, изобразительные материалы. Начинают проявляться различные интересы мальчиков и девочек в изобразительной деятельности, что
отражается в разной тематике работ, использовании средств выразительности. На тематику детских работ чаще начинают влиять образы
современных мультфильмов. В данном возрасте осуществляет активное развитие выразительно-изобразительных и технических умений.
Дошкольники активно осваивают различные изобразительные техники, стремятся их использовать для создания интересного образа.
Совершенствование мелкой моторики позволяет детям более уверенно передать форму, контролировать движения при проведении линий,
нажиме на карандаш. Происходит дальнейшее развитие художественно-эстетического восприятия: дошкольники эмоционально откликаются на
выразительный образ, способны выделять некоторые простые средства выразительности (прежде всего цвет) в иллюстрациях, живописных
работах, могут осуществить выбор понравившейся картины, народной игрушки, пояснить свой выбор.
Планируемые результаты
В результате работы дети познакомятся с:
- особенностями материалов (карандаши, краски, гуашь,
бумага);
- основными цветами;
- отличают предметы прямоугольной, квадратной и круглой
формы;
- названиями и свойствами основных материалов для работы
(пластилин, пластическая масса, глина)
- принципами лепки простейших форм
- прав - правилами безопасного труда и личной гигиены при работе с
указанными инструментами и материалами;
- названиями и свойствами основных материалов для работы
(бумагу и картон можно склеивать, бумагу можно складывать,

Дети научатся:
- пользоваться карандашами;
- пользоваться кисточкой и красками, использовать воду;
- наносить простые линии и пятна гуашью;
- наносить линии вертикальные, горизонтальные, круговые;
- использовать различные цвета для создания выразительных образов;
- выполнять узоры, используя элементы различных форм и цветов;
- создавать сюжетные композиции;
- эмоционально обыгрывать рисунок, находить для него словесную
характеристику;
- отделять небольшие кусочки от целого куска материала;
- раскатывать кусочки прямыми движениями;
- раскатывать кусочки круговыми движениями;

сминать в шар и т.д)
- правилами склеивания (аккуратно наносим клей с обратной
стороны, прижимаем детали друг к другу, при необходимости
пользуемся тряпочкой);

в рисовании
учить детей создавать с натуры
или по представлению образы и
простые сюжеты, передавая
основные
признаки
изображаемых объектов, их
структуру и цвет; помогать
воспринимать и более точно
передавать форму объектов
через обрисовывающий жест;
учить
координировать
движения рисующей руки (широкие движения при рисовании
на
большом
пространстве
бумажного листа, мелкие - для
прорисовывания
деталей,
ритмичные - для рисования
узоров); варьировать формы,
создавать
многофигурные
композиции при помощи цветных линий, мазков, пятен,
геометрических форм;

- лепить простейшие предметы, состоящие из 2-3 частей;
- украшать работу точками и насечками, используя палочку – спичку;
- составлять узоры, используя знакомые геометрические фигуры;
- составлять целую работу из наборов заготовок, располагая каждый из
элементов в соответствии с его местом и назначением;
- поддерживать порядок на рабочем месте и соблюдать правила
безопасности труда и личной гигиены;

2. Содержательный раздел
2.1.
Содержание изобразительной деятельности
в лепке
в аппликации
заинтересовать детей лепкой поощрять составление композиций
объёмных (будто настоящих) из готовых и самостоятельно выфигурок и простых композиций резанных или иным способом
из глины, пластилина, солёного подготовленных форм (полосок,
теста,
снега;
показать кругов, треугольников, трапеций,
взаимосвязь
характера рваных и мятых комочков бумаги)
движений руки с получаемой в предметной, сюжетной или
формой;
обучить
приёмам декоративной аппликации (листья
зрительного и тактильного на ветке, цветы в вазе, кораблики
обследования формы; показать на реке, рыбки в аквариуме); учить
способы соединения частей; пользоваться
ножницами
поощрять стремление к более (правильно держать, передавать,
точному
изображению резать); составлять аппликации из
(моделировать
форму природного материала (осенних
кончиками
пальчиков, листьев простой формы, семян) и
сглаживать
места
их кусочков ткани;
соединения); учить расписывать
вылепленные
из
глины
игрушки;

нетрадиционные техники
развивать у детей способность
передавать одну и ту же форму
или образ в разных техниках
(изображать солнце, цветок,
птичку в рисунке, аппликации,
лепке);
сочетать различные техники
изобразительной деятельности
(графика, живопись, пластика)
и конструирования на одном и
том же занятии, когда одни
детали вырезают и наклеивают,
другие
лепят,
третьи
прорисовывают,
четвертые
конструируют
из
бумаги
(например,
сюжеты
«Наш
огород», «Наш аквариум»);

Дополнительное образование-

Взаимодействие с педагогами
групп по реализации рабочей
программы
Взаимодействие с семьями
детей по реализации рабочей
программы

№

1

2

3

Формы организации деятельности 4-5 лет
Рассматривание произведений искусства совместно со взрослым, игры и упражнения, направленные на
развитие эстетических и творческих способностей
Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу,
на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного
или просмотренного произведения; рисование, лепка сказочных животных в различных
нетрадиционных техниках. Организация индивидуальной и коллективной творческой деятельности.
- Совместно создавать атмосферу творчества, ситуации погружения детей в мир прекрасного,
обогащать художественно - эстетический опыт дошкольников за счет объединения усилий и
понимания единства целевых ориентиров – совместные проекты, выставки детских рисунков и
поделок, интересных мероприятий.
Совместные с родителями домашние занятия эстетической направленности, совместные конкурсы
педагогов и родителей: «День города», «Осенние ярмарки», «День кампании», «День матери»,
«Новогодняя фантазия», «Лучший летний участок», «День железнодорожников» и др.
Выставки семейного творчества, выставки семейных коллекций

2.2.
Перспективное планирование занятий в средне-старшей группе
Основные понятия
литература
Наглядные
Дата по
Дата
Примечание
пособия
проведения проведения
плану
по факту
Цветочная клумба Форма
Лыкова И.А.
Картинка цветы
(Аппликация
Изобразительная
коллективная)
деятельность в детском
саду: средняя группа, З.
Джаббарадзе «Поезд»
Жуки на цветочной Форма, цвет
Лыкова И.А.
Иллюстрации
клумбе
Изобразительная
насекомых
Лепка
деятельность в детском
коллективная)
саду: средняя группа,
Г.Лагздынь «С добрым
утром»
Цветной домик
Форма
Лыкова И.А.
Образцы
(Аппликация)
Изобразительная
аппликативных
Тема занятия

4

Ушастые
пирамидки (Лепка
предметная)

Цвет, форма,
величина

5

Посмотрим в
Композиция
окошко (Рисование)

6

Храбрый петушок
(Рисование)

Цвет, форма

7

Листопад
(Аппликация)

Коллективная
композиция

8

Золотые
подсолнухи
(Аппликация,
осенние листья,
арбузные семечки)
Вот какой арбуз
(Лепка)

Форма и цвет

9

Форма, цвет

деятельность в детском
саду: средняя группа, Г.
Лагздынь загадка
Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском
саду: средняя группа Г.
Лагздынь чтение
чистоговорки. С. 28
Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском
саду: средняя группа Г.
Лагздынь чтение
чистоговорки с
договариванием детьми
строчек
Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском
саду: средняя группа К.
Ушинский «Петушок с
семьей»
Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском
саду: младшая группа, И.
Токмакова «Ветрено»
Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском
саду: средняя группа, В.
Шипунова « Подсолнух»
Лыкова И.А.
Изобразительная

композиций
Пластиковые
пирамидки с
головами зверят

Иллюстрации
осени

Иллюстрации с
изображением
петушка

Тематические
плакаты
«Осень»,
«Листопад»
Иллюстрации

Плакат
«Фрукты»

10

Кисть рябинки,
гроздь калинки
(Рисование
ватными
палочками)

Композиция, цвет,
форма

11

Яблоко - спелое,
красное, сладкое
(Рисование
красками)

Форма и цвет

12 Мухомор (Лепка)

Форма и пропорции

13 Ветка рябины
(аппликация из
пластилина)
14 Тучи по небу
бежали
(Аппликациямозаика с
элементами
рисования)
15 Во саду ли, в
огороде (Лепка)

Форма, цвет,
пропорция

деятельность в детском
саду: средняя группа Г.
Лагздынь загадки
Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском
саду: средняя группа Е.
Михайленко «Кисть
рябинки, гроздь калинки»
Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском
саду: средняя группа Г.
Лагздынь загадки
Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском
саду: средняя группа Г.
Лагздынь «Рассказ
грибника»
Стихотворение И.
Токмаковой «Рябина»

Образцы
орнаментов

Плакат «Фрукты

Картинка с
изображением
мухомора,
муляж мухомора
Ветка рябины

Композиция

Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском
саду: средняя группа Л.
Мезинова «Кукла Фекла»

Аппликациямозаика «Тучи»

Форма

Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском
саду: средняя группа,
белорусская народная сказка
«Пых»

Муляжи овощей

16 Мышь и воробей
(Рисование)

17 Вот ежик – ни
головы, ни ножек

18 Заюшкин огород
(Аппликация)

19 Зайка серенький
стал беленьким
(Рисование с
элементами
аппликации)
20 Лижет лапку
сибирский кот
(Лепка)

21 Полосатый коврик
для кота
(Аппликация
декоративная с
элементами
рисования)
22 Морозные узоры

Формообразование

Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском
саду: средняя групп,
удмурдская народная сказка
«Мышь и воробей»
Композиция
Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском
саду: средняя групп, В.
Шипунова «Ежик»
Коллективная
Лыкова И.А.
композиция
Изобразительная
деятельность в детском
саду: средняя группа,
русская народная потешка
«Заюшка на огороде»
Экспериментирование Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском
саду: средняя группа, сказка
Т.Ворониной про зайку
Формообразование
Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском
саду: средняя группа, В.
Шипунова «О чем мечтает
сибирский кот»
Цвет, ритм
Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском
саду: средняя группа,
рассказ К.Д. Ушинского
«Васька»
Декоративные
Лыкова И.А.

Варианты
композиций
«Мышь и
воробей»
Варианты
готовых ежей

Муляжи капусты
и моркови

Варианты
изображений
зайца
Игрушка
«Кошка»

3-4 коврика для
показа декора

Иллюстрации

(декоративное
рисование по
мотивам
кружевоплетения)
23 Перчатки и котятки
(Рисование
декоративное с
элементами
аппликации)

элементы,
композиция

Изобразительная
деятельность в детском
саду: средняя группа, Г.
Лагздынь «Зимушка - зима»

Симметрия

Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском
саду: средняя группа,
стихотворение Г. Лагздынь
«На руке моей перчатки»
Р. Кудашева «Елка», В.
Шипунова «Новогодний
стих»

Квадрат, треугольник
24 Праздничная
елочка
(Аппликация и
рисование)
25 Снегурочка танцует Форма, пропорция
(Лепка)

26 Наша елочка
(Рисование с
элементами
аппликации)
27

Новогодние
игрушки
(Лепка из соленого
теста)

28 Снеговики в
шапочках и шарфах
(рисование)

Строение, натура.

Форма, пропорция

Форма, пропорция,
декор

Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском
саду: средняя группа, Г.
Лагдзынь «Снегурочка»
Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском
саду: средняя группа Зимние
загадки.
Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском
саду: младшая группа,
стихотворение «Пряничные
человечки»
Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском
саду: средняя группа,

кружевных
изделий для
аналогии,
иллюстрации
морозных узоров
Несколько пар
перчаток с
орнаментом

Образцы
поздравительных
открыток.
Технологическая
карта по лепке
«Снегурочка»
Иллюстрации
новогодней елки,
образцы детских
работ.
Готовые
игрушки
образцы.

Иллюстрации
снеговиков.

Декор
29 Новогодние
игрушки (Роспись и
украшение игрушек
из соленого теста)
30 Избушка ледяная и
лубяная
(Аппликация)

Фантазийный образ

31 Снеговики в
шапочках и
шарфиках
(Рисование)

Цвет, форма,
пропорция

32 Зайка серенький
стал беленьким
(Рисование)

Цвет

33 Кто-кто в
рукавичке живет

Композиция

34 Снежная баба
(Лепка)

Форма, пропорция

стихотворение Г. Лагздынь
«Человечки снеговые»
Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском
саду: младшая группа,
стихотворение «Пряничные
человечки»
Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском
саду: средняя группа
театрализация «Заюшкина
избушка».
Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском
саду: средняя группа,
загадка Г. Лагздынь
Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском
саду: средняя группа, Е.
Благина «Птицы на
кормушке»
Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском
саду: средняя группа,
загадка Г. Лагздынь
Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском
саду: средняя группа,
стихотворение Е.

Готовые
игрушки
образцы.

Плакаты
«Времена года»

Графический
рисунок или
аппликация из
геометрических
фигур
Плакаты
«Времена года»

Руковички

Аппликация из
геометрических
фигур

35 Прилетайте в гости
(лепка)

Форма, силуэт.

36 Мышка и мишка
(Рисование
гуашевыми
красками)

Сюжет, контраст,
размер

37 Прилетайте в гости
(Лепка из соленого
теста)

Форма

38 Злючка –
закорючка
(Рисование)

Композиция

39 Быстрокрылые
самолеты
(Аппликация)

Творческое
мышление

40 Веселые вертолеты
(Лепка)

Пропорция, глазомер

Михайленко «Снежная бабафрантиха»
Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском
саду: средняя группа Т.
Воронина «Сказка про
зайку»
Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском
саду: средняя группа, сказка
«Лесной мишка и
проказница мышка»
Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском
саду: средняя группа, Е.
Благинина
Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском
саду: средняя группа, Г.
Лагздынь «Злючказакорючка»
Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском
саду: средняя группа, Г.
Лагздынь «Мы играем с
братом»
Рассказ «Работа»

41 Избушка ледяная и

Форма, композиция

Сказка «Заюшкина

Иллюстрации к
сказке

Сюжетная
композиция

Плакат «Зима»,
«Воробьи на
кормушке»
Иллюстрации
шуточные

Технологическая
карта
«Быстрокрылые
самолеты»
Плакат
«Воздушный
транспорт»
Комплект

лубяная
(Аппликация)
42

Сова и синица
(Лепка)

избушка»
Форма

Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском
саду: средняя группа, В.
Берестова «Сова и синица»
Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском
саду: средняя группа, Ю.
Кушак «Слетайтесь, пичуги»
Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском
саду: средняя группа В.
Шургаева «Маме»

изображений
«Сказочные
домики»
Иллюстрация
совы и синицы

43 Как розовые
яблоки, на ветках
снегири
(Рисование)

Цвет, форма

44 Цветы-сердечки
(Лепка из соленого
теста)

Форма

45 Украшение Цветовсердечек
46 Чайный сервиз для
игрушек
(Лепка)

Декор

Альбом «Цветы»

Узор, декор, орнамент Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском
саду: средняя группа В.
Шипунова «Чаепитие»
Ритм, цвет, форма
Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском
саду: средняя группа, Г.
Лагздынь «Семь красавиц
расписных»
Форма, динамика
Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском
саду: средняя группа, Г.

Образцы посуды

47 Веселые матрешки
(Рисование)

48 Воробьи в лужах
(Аппликация с
элементами
рисования)

Технологическая
карта по
рисованию
«Снегири на
ветке»
Альбом «Цветы»

Матрешки

Плакат
«Цветные
пейзажи»

49 Сосульки на крыше
(Аппликация с
элементами
рисования)

Цвет, форма, ритм

50 Красивые салфетки
(Аппликация с
элементами
рисования)
51 Ракеты и кометы
(Аппликация)

Цвет, ритм

Круг, квадрат, срез

52

По реке плывет
кораблик
(Лепка)

Геометрическая
форма,

53

Звезды и кометы
(Лепка)

Форма и ритм.

54

Кошка с
воздушными
шарами
(Рисование)

Сюжет

55 Живые облака

Форма

Лагздынь «Весна»
Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском
саду: средняя группа, Г.
Лагздынь «Сосульки
воспитатели»

Иллюстрация
«Сосульки с
крыши»

3-4 варианта
салфеток
Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском
саду: средняя группа, Г.
Лагздынь «Космонавт»
Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском
саду: средняя группа,
литературные произведения
о кошках, Д. Хармс
«Кораблик»
Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском
саду: средняя группа,
беседа о ночном небе
Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском
саду: средняя группа, Д.
Хармис «Удивительная
кошка»
Лыкова И.А.

Иллюстрации
ночного неба

Технологическая
карта
«Кораблик»

Иллюстрации
ночного неба

Магнитная
доска и шары
бумажные

Плакат «Небо»

(Аппликация
обрывная)

56

Мышонок – моряк
(Аппликация)

Форма, угол

57

Наш аквариум
(Лепка)

Форма, цвет

58 Рыбки играют,
рыбки сверкают
(Аппликация)

59

У солнышка в
гостях
(Аппликация)

Коллективная
композиция

Круг, овал, величина

60 Рыбки играют,
рыбки сверкают
(рисование)

Сюжет,
композиционная
основа

61 Радуга-дуга, не
давай дождя
(Рисование)

Цвет

Изобразительная
деятельность в детском
саду: средняя группа В.
Шипунова «Облако
поймали»
Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском
саду: средняя группа В.
Шипунова «Мышонок»
Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском
саду: средняя группа Г.
Лагздынь «Крошкарыбешка»
Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском
саду: средняя группа А.Фет
«Рыбка»
Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском
саду: средняя группа,
стихотворение сказка «У
солнышка в гостях»
Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском
саду: средняя группа, А. Фет
«Рыбка»
Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском

Фотографии
моря и кораблей,
детские рисунки
Иллюстрации
красочных рыб

Плакат
«Морская
азбука»
Готовые
композиции

Иллюстрации
красочных рыб

Плакат «Радуга»

62 Цветущая весна
(рисование
ватными
палочками)
63 У солнышка в
гостях (Аппликация
с элементами
рисования)
64 Бабочка-красавица
(лепка с декором)

Пейзаж

Цвет, форма,
композиция
Декор

саду: средняя группа Г.
Лагдзынь «Радуга»
Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском
саду: средняя группа
Лыкова И. А., сказка «У
солнышка в гостях»
Загадка «Бабочкакрасавица»

Репродукции
весенних
пейзажей.
Варианты
композиций
Карточки
«Бабочки»

2.3. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
Основная литература:
И.А. Лыкова Художественный труд в детском саду
И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду
И.А. Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей от 2 до 7 лет

Дополнительная литература:
Воденникова Т.А., Первухина Н.И. Исток: Программа для старшего дошкольного возраста-Курган
Дубровская Н.В. Цвет творчества. Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольника от 2-7 лет.
Курочкина Н.А. Детям о книжной графике
Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом
Курочкина Н.А. Знакомим с пейзажной живописью
Тюфанова И.В. Мастерская юных художников
Соколова С.В. Оригами для дошкольников.
Соколова С.В. Оригами для самых маленьких
Шорыгина Т.А. Красивые сказки: Эстетика для малышей.
Петрова И.М. Волшебные полоски.
Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста

Казакова Р.Г. Я учусь рисовать.
Кузнецова Л.Н., Новикова Е.Н. Развитие мелкой моторики детей с помощью контурных рисунков.
Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду.
Доронова Т.Н. Дошкольникам о художниках детской книги.
Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала
Куприна Л.С., Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством
Салагаева Л.М. Объемные картинки.
Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников.
Салагаева Л.М. Декоративные тарелки.
Дегтева В.Н. Оригами с детьми 3-7 лет: Методическое пособие.
3. Организационный раздел
3.1. Учебный план
Направления
развития

Образовательная деятельность

Объём образовательной нагрузки
(в минутах)
В неделю
Кол-во

Художественноэстетическое
направление

«Цветные ладошки» - кружок по
ИЗО деятельности

2

Время (в
мин.)
20

В год

В месяц
Кол-во
8

Время (в
мин.)
160

3.2. Расписание непосредственно образовательной деятельности
Вторник 15.10, 15.55
Четверг 15.10, 15.55
«Цветные ладошки»
«Цветные ладошки»
средняя группа
средняя группа

Кол-во
64

Время (в
мин.)
1280

3.3. Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды.
Организация развивающей предметно-пространственной среды ИЗО – уголка в группе.
- набор цветных карандашей (24 цвета)
- набор фломастеров (12 цветов)
- набор шариковых ручек (6 цветов)
- цветные восковые мелки (12 цветов)
- гуашь(12 цветов)
- гуашь (белила)
- палитра
- губки
- круглые кисти
- емкости для промывания кисти от краски
- салфетка из ткани
- глина, подготовленная для лепки
- пластилин
- доски (20х20)
- печатки для нанесения узора
- стеки разной формы
- салфетки
- ножницы с тупыми концами
- наборы цветной бумаги, файлы
- щетинные кисти для клея
- клеевой карандаш
- розетки для клея
- подносы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».