Город Батайск, Ростовская область
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Частное общеобразовательное учреждение «Прогимназия № 63
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
ЧОУ Прогимназии № 63 ОАО «РЖД»
протокол №_______1_______
«30» августа 2024г.
УТВЕРЖДАЮ:
ДИРЕКТОР
ЧОУ Прогимназии № 63 ОАО «РЖД»
____________________М.А. Ломова
«30» августа 2024г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественно-эстетического направления
«Цветные ладошки»
Возраст обучающихся: 3-4 года
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Набиева Марина Владимировна,
педагог дополнительного образования
г. Батайск, 2024 год
1.
Целевой раздел программы
1.1.
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Цветные ладошки» для детей 3 – 4 лет разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми
документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 1
сентября 2020 г. - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской
Федерации" по вопросам воспитания обучающихся").
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года).
- Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным
проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16).
- Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября
2019 г. № 467).
- Федеральные проекты «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Патриотическое воспитание» и др.
- Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 от 28.01.2021 N 2 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Устав и локальные нормативные акты ЧОУ Прогимназии № 63 ОАО «РЖД».
Рабочая программа кружка «Цветные ладошки» составлена на основе действующей авторской программы художественного воспитания,
обучения и развития детей «Цветные ладошки». Автор И.А. Лыкова. Рекомендована Ученым Советом Федерального государственного
образовательного учреждения Академия повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования, Ученым Советом
Института художественного образования Российской Академии образования, Межрегиональной Общественной Организацией «Экспертиза для
детей». Программа представляет оригинальный вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно –
эстетического образования детей в изобразительной деятельности.
1.2.
Цель и задачи программы:
Цель программы - формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей
в изобразительной деятельности.
Основные задачи:
1.
Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как
эстетических объектов.
2.
Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
3.
Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.
4.
Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное
чтение» - распредмечивание и опредмечивание - художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и
выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и
содержания, заключённого в художественную форму.
5.
Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
6.
Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
7.
Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
8.
Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я-концепции-творца».
В младшей группе реализуются следующие задачи:
поддерживать интерес детей к народному и декоративному искусству (дымковская, филимоновская, богородская игрушка, семёновская или
полхов-майданская матрёшка), знакомить с произведениями разных видов изобразительного искусства (живопись, натюрморт, книжная
графика); поощрять интерес детей к изобразительной деятельности;
расширить тематику детских работ в согласовании с содержанием раздела «Познавательное развитие»; поддерживать желание изображать
знакомые бытовые и природные объекты (посуда, мебель, транспорт, овощи, фрукты, цветы, деревья, животные), а также явления природы
(дождь, снегопад) и яркие события общественной жизни (праздники); учить самостоятельно находить простые сюжеты в окружающей жизни,
художественной литературе; помогать выбирать сюжет коллективной работы;
обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении (вещи, созданные
руками народных умельцев, архитектурные сооружения, природные ландшафты, специально оформленные помещения, мебель, посуда,
одежда, игрушки, книги и т.п.); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показывать, из каких деталей
складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект;
поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое
начало;
учить передавать характерные особенности изображаемых объектов (городской дом высокий, многоэтажный, каменный, а деревенский низкий,
одноэтажный, деревянный);
знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги;
Общепедагогические
1.3.
Принципы построения и реализации программы
принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного пространства прогимназии:
принцип культуросообразности: построение и корректировка универсального эстетического содержания программы с учетом
региональных культурных традиций;
принцип сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических
особенностей данной местности в данный момент времени;
принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в
логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к
возрасту;
принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
принцип развивающего характера художественного образования;
принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы»
детей - возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы
детей) в целом.
Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:
принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
принцип
культурного
обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями
познавательного развития детей разных возрастов;
принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего,
рефлектирующего);
принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного
художественного образа;
принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических
реакций, эмоциональной открытости).
В программе сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного
возраста, а именно:
1)
формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;
2)
создание развивающей среды для занятий по рисованию, самостоятельного детского творчества;
3)
ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства.
Эстетическое отношение ребёнка к окружающему миру являет собой целую систему его индивидуальных, избирательных связей с
эстетическими качествами предметов и явлений действительности. В эстетическое отношение ребёнка входит его эмоциональный отклик на
прекрасное (красивое, привлекательное), добрые чувства, его творческая деятельность, посильное стремление к преобразованию окружающего
по законам красоты, а также к оценке красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков, рифм и т.д. Эстетический компонент оказывает
существенное влияние на установление ведущих звеньев структуры личности в целом.
Для более чёткой ориентировки важно построить модель эстетического отношения детей к окружающему миру, которая в лаконичной
(схематичной) форме отразит комплекс взаимосвязанных компонентов художественного развития ребёнка. Такая модель поможет
распознавать и формировать процесс художественно-творческого развития детей с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
1.4.
Возрастные характеристики детей дошкольного возраста:
Дети 3—4 лет начинают проявлять интерес к рисованию, лепке, рассматриванию доступных картин (изображения предметов, детей),
иллюстраций к знакомым сказкам, народных игрушек, малых скульптурных форм (изображения животных). Изобразительная деятельность
младших дошкольников непосредственна и синкретична. Дети стремятся к передаче эмоций, впечатлений, но этот процесс носит далеко не
осознанный характер, протекает достаточно спонтанно, с ярким проявлением эмоций, двигательной активности, с сочетанием игровых
действий. Изобразительная деятельность во многом подчинена игровому началу и активизируется им. Продукты лепки, конструирования дети
часто используют в играх (строят дом для мишки, «пекут» пирожки кукле). Дошкольники постепенно научаются определять замысел и
передавать его в рисовании, лепке, аппликации и конструировании. Создаваемые детьми образы в рисунке несколько схематичны, обобщены,
передают только основные черты и части изображаемого предмета, отличаются своего рода декоративностью, ситуативным выбором цвета.
1.5.
Планируемые результаты
Дети научатся:
В результате работы дети познакомятся с:
- особенностями материалов (карандаши, краски, гуашь, - пользоваться карандашами;
бумага);
- пользоваться кисточкой и красками, использовать воду;
- основными цветами;
- наносить простые линии и пятна гуашью;
- отличают предметы прямоугольной, квадратной и круглой - наносить линии вертикальные, горизонтальные, круговые;
формы;
- использовать различные цвета для создания выразительных образов;
- названиями и свойствами основных материалов для работы - выполнять узоры, используя элементы различных форм и цветов;
(пластилин, пластическая масса, глина)
- создавать сюжетные композиции;
- принципами лепки простейших форм
- эмоционально обыгрывать рисунок, находить для него словесную
- прав - правилами безопасного труда и личной гигиены при работе с характеристику;
указанными инструментами и материалами;
- отделять небольшие кусочки от целого куска материала;
- названиями и свойствами основных материалов для работы - раскатывать кусочки прямыми движениями;
(бумагу и картон можно склеивать, бумагу можно складывать, - раскатывать кусочки круговыми движениями;
сминать в шар и т.д)
- лепить простейшие предметы, состоящие из 2-3 частей;
- правилами склеивания (аккуратно наносим клей с обратной - украшать работу точками и насечками, используя палочку – спичку;
стороны, прижимаем детали друг к другу, при необходимости - составлять узоры, используя знакомые геометрические фигуры;
пользуемся салфеткой);
- составлять целую работу из наборов заготовок, располагая каждый из
элементов в соответствии с его местом и назначением;
- поддерживать порядок на рабочем месте и соблюдать правила
безопасности труда и личной гигиены;
2. Содержательный раздел
в рисовании
учить детей создавать с натуры
или по представлению образы и
простые сюжеты, передавая
основные
признаки
изображаемых объектов, их
структуру и цвет; помогать
воспринимать и более точно
передавать форму объектов
через обрисовывающий жест;
учить
координировать
движения рисующей руки (широкие движения при рисовании
на
большом
пространстве
бумажного листа, мелкие - для
прорисовывания
деталей,
ритмичные - для рисования
узоров); варьировать формы,
создавать
многофигурные
композиции при помощи цветных линий, мазков, пятен,
геометрических форм;
Виды деятельности
Дополнительное образование-
2.1.
Содержание изобразительной деятельности
в лепке
В аппликации
заинтересовать детей лепкой поощрять составление композиций
объёмных (будто настоящих) из готовых и самостоятельно выфигурок и простых композиций резанных или иным способом
из глины, пластилина, солёного подготовленных форм (полосок,
теста,
снега;
показать кругов, треугольников, трапеций,
взаимосвязь
характера рваных и мятых комочков бумаги)
движений руки с получаемой в предметной, сюжетной или
формой;
обучить
приёмам декоративной аппликации (листья
зрительного и тактильного на ветке, цветы в вазе, кораблики
обследования формы; показать на реке, рыбки в аквариуме); учить
способы соединения частей; пользоваться
ножницами
поощрять стремление к более (правильно держать, передавать,
точному
изображению резать); составлять аппликации из
(моделировать
форму природного материала (осенних
кончиками
пальчиков, листьев простой формы, семян) и
сглаживать
места
их кусочков ткани;
соединения); учить расписывать
вылепленные
из
глины
игрушки;
нетрадиционные техники
развивать у детей способность
передавать одну и ту же форму
или образ в разных техниках
(изображать солнце, цветок,
птичку в рисунке, аппликации,
лепке);
сочетать различные техники
изобразительной деятельности
(графика, живопись, пластика)
и конструирования на одном и
том же занятии, когда одни
детали вырезают и наклеивают,
другие
лепят,
третьи
прорисовывают,
четвертые
конструируют
из
бумаги
(например,
сюжеты
«Наш
огород», «Наш аквариум»);
Формы организации деятельности 3-4 года
Рассматривание произведений искусства совместно со взрослым.
Взаимодействие с педагогами
групп по реализации рабочей
программы
Взаимодействие с семьями
детей по реализации
Программы
Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на
темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку. Использование
нетрадиционных техник изображения.
Совместно создавать атмосферу творчества, ситуации погружения детей в мир прекрасного,
обогащать художественно - эстетический опыт дошкольников за счет объединения усилий и
понимания единства целевых ориентиров – совместные проекты, выставки детских рисунков и
поделок, интересных мероприятий.
- Совместные с родителями домашние занятия эстетической направленности, совместные конкурсы
педагогов и родителей: «День города», «Осенние ярмарки», «День кампании», «День матери»,
«Новогодняя фантазия», «Лучший летний участок», «День железнодорожников» и др.
Выставки семейного творчества
Выставки семейных коллекций
Перспективное планирование занятий во второй младшей группе
Основные
Литература
Наглядные пособия
понятия
№
Тема занятия
1
Мой веселый, звонкий мяч
(Лепка)
Форма
2
Мой веселый, звонкий мяч
(Рисование)
Форма,
цвет
3
Шарики воздушные,
ветерку послушные
(Аппликация)
Форма
Лыкова И.А. Изобразительная
деятельность в детском саду
младшая группа, С. Маршак
«Мяч»
Лыкова И.А. Изобразительная
деятельность в детском саду:
младшая группа Г. Лагздынь
«Мячик»
Лыкова И.А.
Изобразительная деятельность
в детском саду: младшая
группа В. Шипунова
«Воздушные шары»
Дидактические игры и
упражнения «Разные формы»
Комплект технологических
карт по рисованию
«Игрушка»
Комплект технологических
карт по аппликации
«Игрушка»
Дата
проведе
ния
по
плану
Дата
проведен
ия по
факту
Приме
чание
4
Разноцветные шарики
(Рисование)
5
Яблоко с листочком
(Аппликация)
6
Яблоко с листочком и
червяком
(Рисование)
7
Ягодки на тарелочке
(Лепка)
8
Ягодка за ягодкой
(Рисование ватными
палочками)
9
Выросла репка большаяпребольшая (Аппликация
обрывная)
10
Мышка – норушка
(лепка из соленого теста)
11
Мышка и репка
(Рисование с элементами
аппликации)
Форма
Лыкова И.А.
Изобразительная деятельность
в детском саду: младшая
группа В. Шипунова
«Непослушный шарик»
Составлени Лыкова И.А. Изобразительная
е
деятельность в детском саду:
композици младшая группа П. Мумина
и
«Яблоко»
Форма цвет Лыкова И.А. Изобразительная
деятельность в детском саду:
младшая группа, В.
Шипунова «Яблоко и червяк»
Форма
Лыкова И.А. Изобразительная
деятельность в детском саду:
младшая группа, В.
Шипунова «Ягодки на
тарелочке »
Цвет и
Лыкова И.А.
ритм
Изобразительная деятельность
в детском саду: младшая
группа, В. Шипунова «Ягодки
на кустиках»
Коллектив Отрывок русской народной
ная
сказки «Репка»
композици
я
Конусообр Лыкова И.А. Изобразительная
азная и
деятельность в детском саду
яйцевидная младшая группа Г. Лагздынь
форма
«Пляшет сказка»
Композици
Лыкова И.А.
я и форма
Изобразительная деятельность
в детском саду: младшая
группа, В. Шипунова «Репка»
Комплект технологических
карт по рисованию
«Игрушка»
Иллюстрации к
стихотворению
Иллюстрации к
стихотворению
Тематический плакат
«Ягоды»
Незавершенные композиции
«Ягодки поспели»
Иллюстрации к сказке
Технологическая карта по
лепке «Мышка-норушка»
Иллюстрации к
стихотворению
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Листопад
(Аппликация)
Коллектив
ная
композици
я
Способ
примакива
ния
Лыкова И.А. Изобразительная
деятельность в детском саду:
младшая группа, И. Токмакова
«Ветрено»
Падают, падают листья – в
Лыкова И.А. Изобразительная
нашем саду листопад
деятельность в детском саду:
(Рисование декоративное)
младшая группа В. Шипунова
« Листья падают, летят»
Грибная полянка
Форма,
Лыкова И.А. Изобразительная
(Аппликация с элементами величина,
деятельность в детском саду:
рисования)
композици младшая группа В. Шипунова
я
«Эх, грибы мои…»
Град, град (Рисование
Цвет и
Лыко ва И.А. Изобразительная
ватными палочками)
ритм
деятельность в детском саду:
младшая группа Г. Цыферов
«Град»
Дождь, дождь
Двухслойн Лыкова И.А. Изобразительная
(Аппликация с элементами ая
деятельность в детском саду:
рисования)
аппликация младшая группа Г. Лагздынь
«Грох-грох!»
Сороконожка (Лепка по
Видоизмен Лыкова И.А. Изобразительная
мотивам стихотворения)
ение
деятельность в детском саду:
формы
младшая группа В. Шипунова
«Гостьюшка»
Сороконожка в магазине
Фантазийн Лыкова И.А. Изобразительная
(Рисование на удлиненных ое
деятельность в детском саду:
листах бумаги)
рисование младшая группа Г. Лагздынь
«В обувном магазине»
Лесной магазин (Лепка
Форма
Лыкова И.А. Изобразительная
сюжетная)
деятельность в детском саду:
младшая группа Г. Лагздынь
«Лесные новости» с.60
Полосатые полотенца для Цвет, ритм Лыкова И.А. Изобразительная
лесных зверушек
деятельность в детском саду:
(Рисование)
младшая группа В. Шипунова
Тематические плакаты «
Осень», «Листопад»
Тематические плакаты «
Осень», «Листопад».
Дидактический плакат
«Цвет. Радуга»
Плакаты «Грибная полянка»,
«Осень». Технологическая
карта по аппликации грибов
Вариативные образцы туч
Тематический плакат «Небо»
Изображение сороконожки
Иллюстрации
Изображение обитателей
леса
Плакат с изображением
предметов декоративноприкладного искусства
Кисть рябинки, гроздь
калинки…(Модульное
рисование пальчиковое)
Ритм, цвет
Вьюга-завируха
(Рисование декоративное)
Рисование
«по
мокрому»
23
Бублики – баранки
(Лепка из соленого теста)
Форма
24
Серпантин танцует
(Рисование)
Цвет,
форма
25
Елочные гирлянды
21
22
26
Декор,
пропорция
Волшебные снежинки
Строение,
(Аппликация с элементами натура.
рисования)
27
Новогодние игрушки
(Лепка из соленого теста)
Форма,
пропорция
28
Новогодние игрушки
(Роспись и украшение
игрушек из соленого
теста)
Декор
«Постирушки»
Лыкова И.А. Изобразительная
деятельность в детском саду:
младшая группа Е.
Михайленко «Кисть рябинки,
гроздь калинки»
Лыкова И.А. Изобразительная
деятельность в детском саду:
младшая группа Г. Лагздынь
«Вьюга-завируха»
Лыкова И.А. Изобразительная
деятельность в детском саду:
младшая группа, В.
Шипунова «Печет-печет
бабушка
Лыкова И.А. Изобразительная
деятельность в детском саду:
младшая группа В. Шипунова
«Серпантин»
Стихотворение Н.Найденова
«Елка»
Лыкова И.А. Изобразительная
деятельность в детском саду:
младшая группа В. Шипунова
«Снежинки – сестрички»
Лыкова И.А. Изобразительная
деятельность в детском саду:
младшая группа,
стихотворение «Пряничные
человечки»
Лыкова И.А. Изобразительная
деятельность в детском саду:
младшая группа,
стихотворение «Пряничные
человечки»
Букет из веток рябины и
калины
Плакаты «Зимнее окно»,
«Зима»
Технологическая карта по
лепке «Крямнямчики»
Открытки с изображением
новогодней елки
Образцы елочных гирлянд
Готовые снежинки образцы
Готовые игрушки образцы.
Готовые игрушки образцы.
29
Праздничная елочка
Форма,
(Аппликация с элементами цвет
рисования)
30
Я пеку, пеку, пеку…»
(Лепка по замыслу из
соленого теста)
Форма,
пропорции
31
Бублики-баранки
(аппликация)
Форма,
ритм
32
Бублики-баранки (Лепка
из глины)
Форма,
ритм
33
Глянь - баранки, калачи
(Рисованиеэкспериментирование)
Форма,
размер
34
Баю-бай, засыпай (Лепка)
Форма,
композици
я
35
Колобок на окошке
Шар
(Аппликация с элементами
рисования)
36
Колобок катится по
дорожке
(Рисование)
Сюжет,
Лыкова И.А. Изобразительная
деятельность в детском саду:
младшая группа, стих В.
Шипунова «Елочка»
Лыкова И.А. Изобразительная
деятельность в детском саду:
младшая группа, английская
народная песня «Отличные
пшеничные»
Лыкова И.А. Изобразительная
деятельность в детском саду:
младшая группа, немецкая
народная песня «Погляди в
мешках томится»
Лыкова И.А. Изобразительная
деятельность в детском саду:
младшая группа, немецкая
народная песня «Погляди в
мешках томится»
Лыкова И.А. Изобразительная
деятельность в детском саду:
младшая группа, русская
народная потешка «Ай, качикачи-качи!»
Лыкова И.А. Изобразительная
деятельность в детском саду:
младшая группа, Г. Лагздынь
«Солнышко»
Лыкова И.А. Изобразительная
деятельность в детском саду:
младшая группа, русская
народная сказка «Колобок»
Лыкова И.А. Изобразительная
деятельность в детском саду:
младшая группа В. Шипунова
Тематический плакат «Наша
елка»
Поделки из соленого теста
Технологическая карта по
аппликации «Бубликибаранки»
Технологическая карта по
лепке «Бублики-баранки»
Иллюстрация «Бубликибаранки»
Образцы игрушек
Технологическая карта по
аппликации «Колобок на
окошке»
иллюстрации
За синими морями, за
высокими горами
(Аппликация с элементами
рисования)
«Постираем» платочки
(Рисование предметнодекоративное)
Композици
я
39
Орден папе (лепка)
40
Орден папе (декор)
41
Лоскутное одеяло
(Аппликация из фантиков)
Форма,
декор
Форма,
декор
Часть и
целое
42
Сосульки - воображульки Конус
(Лепка)
43
Неваляшка танцует
(Аппликация с элементами
рисования)
Форма
44
Ходит солнышко в небе
(Аппликация)
Узор,
декор,
орнамент
45
Цветок для мамы
(Рисование с элементами
аппликации)
Форма
46
Веселая неваляшка
(Лепка)
Форма,
пропорция
37
38
Композици
я
«Колобочек – колобок»
Лыкова И.А. Изобразительная
деятельность в детском саду
младшая группа, В. Шипунова
«За высокими горами»
Лыкова И.А. Изобразительная
деятельность в детском саду:
младшая группа, Г. Лагздынь
«Шмыгающий нос»
Стихотворение
Н. Добронравов «Отец»
Стихотворение
Н. Добронравов «Отец»
Лыкова И.А. Изобразительная
деятельность в детском саду
младшая группа, Г. Лагздынь
«Баю-баю -баюшки»
Лыкова И.А. Изобразительная
деятельность в детском саду:
младшая группа, Е.
Михайленко загадка
Лыкова И.А. Изобразительная
деятельность в детском саду:
младшая группа, «Танцуй моя
неваляшка»
Лыкова И.А. Изобразительная
деятельность в детском саду:
младшая группа, Г.Лагздынь
«Солнышко»
Лыкова И.А. Изобразительная
деятельность в детском саду:
младшая группа В. Шуграевой
«Маме»
Лыкова И.А. Изобразительная
деятельность в детском саду:
Иллюстрации моря
Незавершенная композиция
«Большая стирка»
Плакат с образцами орденов
Плакат с образцами орденов
Основа для коллективной
работы
Образцы сосулек
Технологическая карта по
аппликации «Неваляшка»
Иллюстрации солнышка.
Образцы открыток
Кукла-неваляшка
47
Солнышко, солнышко,
раскидай колечки!
(Рисование)
Форма,
цвет
48
Ветка мимозы (Лепка)
49
Букет цветов
(Аппликация)
Форма,
композици
я
Форма.
Овал
50
Ручеек и кораблик
(Аппликация с элементами
рисования)
Божья коровка
( Рисования)
51
52
Ути-ути
(Лепка)
53
Почки и листочки
(Рисование и аппликация)
54
Ракета (Аппликация)
55
«Восток-1» (Рисование
предметное)
Мостик (лепка с
элементами
конструирования)
56
Форма и
ритм.
Круг,
квадрат,
срез
младшая группа, Г. Лагздынь
«Маша-неваляшка»
Лыкова И.А. Изобразительная
деятельность в детском саду:
младшая группа, Г. Лагздынь
«Солнышко»
Иллюстрация солнышка
Ветка мимозы
Лыкова И.А. Изобразительная
деятельность в детском саду:
младшая группа, В.Шипунов
«Букет»
Стихотворение В. Шипунова
«Сосулька»
Лыкова И.А. Изобразительная
деятельность в детском саду:
младшая группа, В. Шипунова
«Зеленая тропинка»
Шар,
Лыкова И.А. Изобразительная
прищипыва деятельность в детском саду:
ние.
младшая группа, Г. Лагздынь
«Ветер, крошки и ладошки»
Трансформ Лыкова И.А. Изобразительная
ация
деятельность в детском саду:
образа
младшая группа Г. Лагздынь
«Почки и листочки»
Композици Стихотворение В.Орлов
я
«Летит корабль»
Форма,
Стихотворение Г.Виеру
пропорции «Ракета»
Форма,
Лыкова И.А. Изобразительная
величина
деятельность в детском саду:
(длина)
младшая группа Г. Лагздынь
Демонстрационный
материал
Детские работы, образцы.
Иллюстрации насекомого
Иллюстрации уточек
Тематический плакат
«Весна»
Тематический плакат
«Восток-1»
Тематический плакат
«Восток-1»
Тематическая иллюстрация
57
Я флажок держу в руке
(Рисование предметное)
Форма,
цвет
58
Птенчики в гнездышке
(Лепка)
Форма
59
Флажки такие разные
(Аппликация)
Композици
я
60
Рыбки играют, рыбки
сверкают (Аппликация)
Сюжет,
композици
онная
основа
61
В некотором царстве
(Рисование по замыслу)
62
Цыплята и одуванчик
(Аппликация из ватных
дисков)
Моделиров
ание: шар,
диск
Сюжетная
композици
я.
63
Носит одуванчик желтый
сарафанчик (аппликация)
Выразител
ьный образ
64
Яблоневый цвет
(аппликация с элементами
Композици
я
«Ехал Ваня»
Лыкова И.А. Изобразительная
деятельность в детском саду:
младшая группа,
стихотворение М. Шипунова
«Мой флажок»
Лыкова И.А.
Изобразительная деятельность
в детском саду: младшая
группа Г. Лагздынь « Машаневаляшка »
Лыкова И.А. Изобразительная
деятельность в детском саду:
младшая группа,
стихотворение М. Шипунова
«Бумажный кораблик»
Лыкова И.А. Изобразительная
деятельность в детском саду:
младшая группа, А. Фет
«Рыбка»
Лыкова И.А. Изобразительная
деятельность в детском саду:
младшая группа В. Шипунова
« Гнездышко»
Лыкова И.А. Изобразительная
деятельность в детском саду:
младшая группа, О.
Высотский «Одуванчик»
Лыкова И.А. Изобразительная
деятельность в детском саду:
младшая группа, Е.
Михайленко «Одуванчик
золотой»
Стихотворение Н .Щипцова
«Распустилась яблонька»
Плакат «Цветные
формы»(геометрия для
малышей)
Иллюстрации неваляшек
Фотографии моря и
кораблей, детские рисунки.
Иллюстрации красочных рыб
Тематические плакаты
«Птицы прилетели»
Иллюстрация цыплят.
Иллюстрации цветов
Иллюстрация яблони в цвету
рисования)
2.3. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
Основная литература:
И.А. Лыкова Художественный труд в детском саду
И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду
И.А. Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей от 2 до 7 лет
Дополнительная литература:
Воденникова Т.А., Первухина Н.И. Исток: Программа для старшего дошкольного возраста-Курган
Дубровская Н.В. Цвет творчества. Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольника от 2-7 лет.
Курочкина Н.А. Детям о книжной графике
Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом
Курочкина Н.А. Знакомим с пейзажной живописью
Тюфанова И.В. Мастерская юных художников
Соколова С.В. Оригами для дошкольников.
Соколова С.В. Оригами для самых маленьких
Шорыгина Т.А. Красивые сказки: Эстетика для малышей.
Петрова И.М. Волшебные полоски.
Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста
Казакова Р.Г. Я учусь рисовать.
Кузнецова Л.Н., Новикова Е.Н. Развитие мелкой моторики детей с помощью контурных рисунков.
Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду.
Доронова Т.Н. Дошкольникам о художниках детской книги.
Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала
Куприна Л.С., Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством
Салагаева Л.М. Объемные картинки.
Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников.
Салагаева Л.М. Декоративные тарелки.
Дегтева В.Н. оригами с детьми 3-7 лет: Методическое пособие.
Направления
развития
Образовательная деятельность
3. Организационный раздел
3.1. Учебный план
Объём образовательной нагрузки
(в минутах)
В неделю
Художественноэстетическое
направление
«Цветные ладошки» - кружок по
ИЗО деятельности
В год
В месяц
Кол-во
Время (в
мин.)
Кол-во
Время (в
мин.)
Кол-во
Время (в
мин.)
2
15
8
120
64
960
3.2. Расписание непосредственно образовательной деятельности
Вторник 15.35
Четверг 15.35
«Цветные ладошки»
«Цветные ладошки»
младшая группа
младшая группа
3.5. Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды.
Организация развивающей предметно-пространственной среды ИЗО – уголка группе.
- набор цветных карандашей (12 цветов)
- набор фломастеров (12 цветов)
- гуашь (12 цветов)
- круглые кисти
- емкости для промывания кисти от краски
- салфетка из ткани
- подставка для кистей
- бумага различной плотности, цвета, размера
- глина,
- пластилин
- доски (20х20)
- печатки для нанесения узора
- салфетки для вытирания рук
- готовые формы для выкладывания и наклеивания
- розетки для клея
- подносы
- щетинные кисти для клея
- клеевой карандаш
Материально-техническое обеспечение рабочей программы
Занятия кружков проходит в художественной мастерской, в которой созданы условия, для погружения в творческую среду, что
способствует повышению интереса к изобразительному искусству.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
Перечень оборудования в мастерской «Город мастеров» и ИЗОстудии
Наименование
Количество
№
Наименование
Стол учительский
1
1.
Полка настенная
Столы ученические
5
2.
Стол хохломской
Стулья ученические
12
3.
Сухарница
Стул учительский
1
4.
Тарелка гжель
Полка угловая
1
5.
Тарелка «Встреча»
Стелажи деревянные
2
6.
Блюдце хохлома
Стелаж металлический
1
7.
Кружка хохлома
Моноблок HP Omni 100 PS 2011
2
8.
Кружка хохлома
619341
Клавиатура HP 2011 619336
2
9.
Кубок
Мышь HP2011 617762
2
10.
Кубок богородский
Графический планшет Genius 2011
1
11.
Кузнецы богородская игрушка
Ложка хохлома
5
12.
Вазы, миски хохлома
Ложка – ковш хохлома
1
13.
Сахарница хохлома
Матрешка 7–и кукольная
1
14.
Блюдо хохлома
Завалинка
1
15.
Ваза с крышкой хохлома
Гончар «Чайный сервиз»
1
16.
Игрушки дымковские
Масленка «Кролик» гжель
1
17.
Поднос
Ваза гжельская
1
18.
Тарелка городец
Кружка гжель
4
19.
Чаша с крышкой городец
Блюдце гжель
4
20.
Инкрустированные соломкой вазы
Ложка чайная гжель
2
21.
Игрушка богородская
Количество
2
1
1
1
1
2
3
1
1
1
1
9
2
3
1
23
2
1
2
2
1
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
Наездник гжель
Конфетница гжель
Лошадка гжель
Соусник гжель
Сахарница гжель
Чайник заварочный гжель
Табурет хохлома
Стакан хохлома
Рюмка хохлома
Подсвечник хохлома
Солонка хохлома
Ковш – утица хохлома
Иглы для шитья и бисероплетения
(набор)
Ложка деревянные (заготовка)
Иглы для шитья и бисероплетения
(набор)
Разделочная доска (заготовка)
Короб деревянный (заготовка)
Разнос деревянный (заготовка)
Глина
Ангоб
Глазурь
Полимерная глина
Краски акриловые
Набор для кракелюра
Нитки мулине
Наборы для бисероплетения
Набор фетра
Наборы для вышивания лентами
1
1
1
1
2
1
2
4
4
2
1
1
5
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Ткацкий станок
Гончарный круг
Наборы гончара
Фартук, нарукавники
Прибор для выжигания
Станок для бисерного ткачества
Лобзик «Соколиное перо»
Столярный набор
Набор стек для холодного фарфора
Кисти для росписи
Формы для выдавливания (набор)
Пяльцы для вышивания
Бисер
1
1
3
3
2
2
3
1
1
1
1
6
20
10
5
35.
36.
Леска, проволока, эластичная нить
Краски акварельные
3
8
2
2
12 кг
3
1
1
1
1
20
5
1
3
37.
38.
39.
40.
41
42
43
44
45
46
47
48
49
Гуашь
Альбомы
Бумага цветная
Картон белый
Картон цветной
Клей карандаш
Клей ПВА
Карандаши цветные
Карандаши простые
Мелки цветные
Ластики
Кисти