Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления «Цветная палитра» (7-10 лет)

Город Батайск, Ростовская область
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Частное общеобразовательное учреждение «Прогимназия № 63
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
ЧОУ Прогимназии № 63 ОАО «РЖД»
протокол №_______1_______
«30» августа 2024г.

УТВЕРЖДАЮ:
ДИРЕКТОР
ЧОУ Прогимназии № 63 ОАО «РЖД»
____________________М.А. Ломова
30 августа 2024г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественно-эстетического направления
«Цветная палитра»
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Семочкина Марина Владимировна,
Учитель ИЗО

г. Батайск, 2024 год

Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка «Цветная палитра» для учащихся 7-10 лет составлена на основании следующих
нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями от 1 сентября 2020 г. - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении
изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания
обучающихся").
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года).
- Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому
развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16).
- Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (приказ Министерства
просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467).
- Федеральные проекты «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Патриотическое
воспитание» и др.
- Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного
образования детей».
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 от 28.01.2021 N 2 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Устав и локальные нормативные акты ЧОУ Прогимназии № 63 ОАО «РЖД».
Программа составлена на основе авторской программы Л. Жежеря «Юный художник».
Одного часа в неделю изобразительного искусства в школе недостаточно, чтобы развить в ребенке творческое
и пространственное воображение, познакомиться с различными художественными материалами и разнообразием

техник. Все умения и навыки, приобретенные обучающимися на уроках изобразительного искусства в
общеобразовательной школе, могут успешно применяться и углубляться на занятиях в кружке.
На занятиях кружка «Цветная палитра» дети получат возможность расширить свои знания, овладеть новыми
способами и приемами, познакомиться с новыми художественными средствами. Полученные знания, умения,
навыки помогут ребенку расширить кругозор, расширить интеллект, стать более творчески развитой личностью,
воспитать вкус и интерес к искусству, кому-то определить свой профессиональный выбор.
В процессе обучения происходит активное общение детей, они сообща выполняют разные виды деятельности,
в процессе совместной творческой деятельности возникают и развиваются общие интересы, склонности,
потребности, адекватные отношения к тем или иным фактам, процессам, событиям. В учебном процессе возникает
взаимопонимание, необходимость совместных усилий, взаимодействие и взаимовыручка. Дети перенимают друг у
друга вкусы, интересы, увлечения.
Программа в кружке «Цветная палитра» предполагает развитие художественно-графических навыков,
овладение основами графического мастерства. Обучающиеся должны уметь отражать в своих рисунках единство
формы, содержания и колорита, передавать объем, пространство, компоновать и согласовывать детали для
объединения их в целостную композицию. Программа преследует цель ознакомления с некоторыми страницами
русской и зарубежной истории искусства для приобщения обучающихся к мировым ценностям, включая элементы
духовно-нравственного и культурного воспитания. Умения и навыки осваиваются в процессе разработки
конкретной композиции рисунков. Обучение строится на последовательном изучении жанров живописи и в
выполнении практических работ по изучаемой теме.
Программа ориентирована на обучающихся младшего школьного возраста. Нагрузка составляет 2 часа в
неделю.
Цель: создать условия для формирования творческой личности ребенка, организовать деятельность
учащихся таким образом, чтобы дети понимали и принимали друг друга, уважали традиции и культуру разных
народов, живущих в России.
Задачи:
- воспитывать любовь к искусству;
- развитие цветоощущения, зрительной памяти, художественно-творческой активности, художественно-творческой
активности, художественных способностей, фантазии;
- обучение основам теории и практики живописи акварельными, гуашевыми и масляными красками;

- обучение основам живописной грамоты, формирование навыков передачи цветом предметов с натуры, по памяти,
представлению и умений пользоваться художественно-выразительными средствами живописи, графики,
углубление знаний по перспективе, цветоведению, передаче формы и объема;
- приобщение к наследию отечественного и мирового искусства;
- обучение разнообразным изобразительным приемам, знакомство с принадлежностями для рисования.
Задачи реализации программы.
- ознакомление с выразительными возможностями графических материалов (графитный и цветной карандаши,
фломастеры и др.);
- ознакомление с приёмами живописи гуашью и акварелью;
- изучение элементов цветоведения: изучение порядка расположения цветов в радуге, цветового
круга (12 цветов), основных и составных цветов; составление цветовых оттенков;
- формирование умения передавать в тематической композиции, иллюстрации смысловые связи между
изображаемыми объектами, выбирать горизонтальный или вертикальный формат работы в зависимости от
замысла, использовать соответствующий замыслу фон рисунка, добиваться выразительности образов;
- освоение способов передачи пространства на плоскости листа «Игры с пространством»: приём загораживания,
уменьшение удалённых объектов;
- ознакомление с традиционными народными художественными промыслами
- первоначальное освоение приёмов хохломской росписи;
- освоение некоторых декоративных приёмов (печать разнообразными материалами, набрызг краски и др.);
- знакомство с приёмами ассоциативного рисования (передача цветом настроения) и лепки (свободная передача
формы);
- обучение умению узнавать геометрические формы и тела (круг, шар, квадрат, треугольник, куб, шар) в природе,
архитектуре и объектах дизайна;
Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности.
Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е.
формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истиной человечности, о доброте и культурной
полноценности в восприятии мира.

Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием
освоения детьми художественной деятельности. Стремление к выражению своего отношения к действительности
должно служить источником развития образного мышления.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это
возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по
искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются,
происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через
собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого
необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая
способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и
своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На
этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально ценностных критериев жизни.
Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Цветная палитра»:
ПРЕДМЕТНЫЕ:
Учащиеся научатся:
- правильно располагать рисунок на листе бумаги;
- строить рисунок на основе геометрических форм;
- получать светлые и тёмные оттенки цвета путём добавления белого и чёрного цвета;
- получать зелёный, оранжевый и фиолетовый цвет путём смешивания красной, жёлтой и синей красок;
- использовать простейшие техники работы гуашью: печатание листьями, тычки кисточкой, «набрызг», «мазковая»
техника, печать поролоном по трафарету и др.;
- овладеть техникой работы с различными художественными материалами;
- организовывать свое рабочее место, готовить необходимые для занятия материалы;
- работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте.
ЛИЧНОСТНЫЕ:
У учащихся будут сформированы:
- интерес к изобразительному искусству, положительное отношение к занятиям ИЗО;

- способность к восприятию искусства и окружающего мира и умение подходить к любой своей деятельности
творчески;
- умение сотрудничать в художественной деятельности;
Метапредметные результаты:
РЕГУЛЯТИВНЫЕ:
Учащиеся научатся:
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- определять последовательность действий с учетом конечного результата;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- выявлять и исправлять ошибки;
- производить оценку выполненной работы.
КОММУНИКАТИВНЫЕ:
Учащиеся научатся:
- обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество;
- выражать в речи свои мысли и действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- работать в парах и группах.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:
Учащиеся научатся:
- выделять существенные признаки объектов, анализируя их размер, цвет и форму;
- строить рисунок на основе геометрических форм.
Учащиеся должны знать:

названия главных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);

основы простых композиций;

правила безопасной работы с ножницами, кистью, карандашами;

понятия холодных и тёплых цветов, а также цветовой тон;

простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и тёплого оттенков: краснооранжевого и жёлто-оранжевого, желто-зелёного и сине-зелёного, сине-фиолетового и красно-фиолетового;
особенности работы акварельными и гуашевыми красками;

понятия рисунка, живописи, картины, иллюстрации, узора, палитры;
























художественную роспись по дереву (Городец), по фарфору (Гжель), глиняную народную игрушку (Дымково),
вышивку;
понятия «живописец», «график», «графика», «архитектор», «архитектура», «набросок», «тёплый цвет»,
«холодный цвет»;
виды русских народных росписей;
характерные черты народных росписей;
стилизацию натуральных форм живой и неживой природы и на этой основе развитие аналитических
способностей, зрительной памяти, пространственных представлений, творческого воображения;
деятельность художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких
материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
должны уметь:
правильно сидеть за рабочим местом, правильно держать лист бумаги и карандаш;
свободно работать карандашом, не вращая при этом лист бумаги;
передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
правильно работать акварельными красками (разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную
поверхность).
выполнять простейшие узоры из декоративных форм;
применять приёмы рисования кистью элементов декоративных изображений;
узнавать изображённые на картине или иллюстрации предметы, явления, действия;
уметь правильно составлять простые композиции;
стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее
строение и цвет предметов;
правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную поверхность,
менять направление мазков согласно форме;
передавать в тематических рисунках пространственные отношения: изображать основания более близких
предметов на бумаге ниже, дальних – выше, изображать передние предметы крупнее равных по размерам, но
удаленных предметов;
передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать основное
содержание литературного произведения.
выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что
конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящность их форм, очертаний;















использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
выделять интересное в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;
выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного
мира;
творчески применять простейшие приёмы народной росписи;
расписывать готовые изделия согласно эскизу;
применять навыки декоративного оформления в аппликации, изготовлении игрушек, плетении, вышивке.
овладеть основами изобразительных техник (гуашь в монотипии, витраж, коллаж) и декоративно-прикладной
работы (бумажная пластика, аппликация) и на этой основе формирование трудовых умений и навыков; умение
доводить работу до полного завершения, через что прививается культура труда;
воплощать свои фантазии и уметь выражать свои мысли посредством художественного произведения;
составлять композиции, узоры на заданную тему;
работать с бумагой (бумажная пластика);
работать с природными материалами.

Принципы отбора содержания.
Предлагаемые занятия основной упор делают на декоративно-прикладную работу с различными материалами,
в том числе и с природными, а также на расширенное знакомство с различными живописными и графическими
техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в
создании
разнообразных
работ.
В основе формирования способности к оформительской деятельности лежат два главных вида деятельности
учащихся: это творческая практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется,
прежде всего, их системностью. Программа кружка «Цветная палитра» способствует развитию ребенка с учетом его
индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций благодаря тому, что дополнительное
образование может осуществляться только в форме добровольных объединений, и направлено на развитие
специальных способностей каждого ребенка по его выбору. Это качество дополнительного образования
способствует формированию диалогичных отношений, в процессе которых в поисковом режиме осуществляется
взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей педагогом и ребенком.
Занятия предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно практического опыта. Практические знания способствуют не только развитию у детей творческих способностей и

умению воплощать свои фантазии, но и умению выражать свои мысли. Дети 7-10 лет способны на эмоциональнообразном
уровне
выполнять
предлагаемые
задания.
Содержание

программы

проектируется

с

учетом

приоритетных принципов:

1. Интеграция позволяет сформировать представление о целостности мира, о взаимосвязи всех его явлений и
объектов, «объединить усилия» различных учебных предметов по формированию единой картины мира,
устанавливать
устойчивые
связи
между
различными
предметами;
2. Дифференциация позволяет школьнику быть равноправным участником процесса обучения, даёт ему право на
инициативность,
самостоятельность,
индивидуальный
поиск
и
творчество;
3.
Построение
процесса
обучения,
специально
ориентированного
на развитие
воображения
и
мышления, принципиально меняет позицию ученика - существенное место начинает занимать роль творца
(организатора)
своей
деятельности)
4. Организация деятельности моделирования и специальные творческие задания, игры – развивают логическое
мышление
младшего
школьника
5. Многообразие: разнообразие форм и содержания дополнительного образования; разнообразие видов
деятельности, доступных учащимся образовательного пространства. Многообразие необходимо для создания
условий выбора учащимися вида деятельности и отношения к этой деятельности, как источника их развития.
6.Открытость: Образовательная программа является открытой системой, т.е. воспринимает воздействия внешней
среды и отвечает на них своими изменениями, постоянно включая в свою структуру новые элементы: новые виды
деятельности, новые отношения, новое содержание образования, взаимодействуя с другими образовательными
программами. Именно открытость позволяет образовательной программе развиваться, усложняться, обмениваться
информацией.
Использование этих принципов в проектировании образовательной программы создает условия для:
1. Свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности.

2. Ориентации учителя на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
3. Возможности свободного самоопределения и самореализации в образовательном процессе как ребенка, так и
учителя.
4. Обеспечения единства обучения, воспитания, развития в процессе реализации программы.
Организация обучения: программа предусматривает несколько основных видов деятельности:

беседы, содержащие теоретический материал

знакомство с произведениями художников, выполненных в разных жанрах,

анализ изображённого на картине

показ приёмов рисования,

выполнение практических работ, направленных на более прочное усвоение материала,

графические наброски

знакомство с основными узорами и орнаментами,

изучение народных промыслов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тематический план занятий по программе «Цветная палитра»
для учащихся 7-10 лет. (2 часа в неделю)
№

1
2,3
4,5
6,7
8
9

Дата Дата
по
факт
плану

Раздел и тема занятия

1 четверть
Вводное занятие. Вводный инструктаж по охране труда.
Ознакомление с работой кружка.
«В жарких странах». Создание горизонтального фона картины.
«На море», «Дельфины» Горизонтальный фон картины.
Элементы рисования пальцами.
«В горах». Радужный фон картины.
«Осенний пейзаж. Какого цвета осень» (элементы рисования
ватными палочками)
Осенний букет (рисование по рельефной поверхности)

Форма проведения занятия

Рассказ с элементами беседы.
Творческая практическая работа
Творческая практическая работа
Творческая практическая работа
Беседа, творческая практическая
работа
Творческая практическая работа.
Занятие - эксперимент

Примечание

10

«Ветка рябины» (элементы техники «фроттаж»)

Творческая практическая работа.

11,
12
13.

«Под дождём». Создание вертикального фона.

Творческая практическая работа.

Техника предметная монотипия. «Сказочное дерево».

Практическая работа. Беседа

14,
15

«Таинственная ночь». «Лунный кот». Создание кругового фона, Творческая практическая работа.
техника набрызга.

16

Круговой фон. «Совушка».

Творческая практическая работа.
2 четверть

17

Круговой фон. «Совушка».

Творческая практическая работа.

18,
19
20,
21
22,
23
24,
25
26,
27
28

«Снегири на ветке».

Творческая практическая работа.

«Зимнее солнце» Смешение диагонального и кругового фона.

Творческая практическая работа.

«Снеговики»

Творческая практическая работа.

«Новый год».

Творческая практическая работа.

«Символ нового года» (скетч)

Творческая практическая работа

«Игрушка на новогоднюю елку»

Творческая практическая работа.

29,
30
31

«Рисуем рождество»

Творческая практическая работа

«Зимние забавы»

Творческая практическая работа
3 четверть

32
33,
34
35,
36
37,
38
39,
40

«Зимние забавы»
«Северное сияние», «Белые медведи»

Творческая практическая работа
Творческая практическая работа

«Любопытный пингвинёнок»

Творческая практическая работа

«Животные в зимнем лесу». Рисунок карандашом

Творческая практическая работа

«Поздравительная открытка к 23 февраля»

Творческая практическая работа

1.

41,
42
43,
44
45,
46
47

«Сказочная жар-птица»

Творческая практическая работа

«Открытка в подарок маме»

Творческая практическая работа

«Натюрморт с цветами»

Творческая практическая работа

«Натюрморт с фруктами» (рисование с элементами аппликации)

Творческая практическая работа

48

«Сакура»

Творческая практическая работа

49,
50

«Космос»

Творческая практическая работа

4 четверть
51,
52
53,
54
55,
56
57,
58
59,
60
61,
62
63,
64

«Весенний натюрморт»

Творческая практическая работа

«Русская матрешка»

Творческая практическая работа

«Золотая Хохлома» (рисование акрилом на черной бумаге)

Творческая практическая работа

«День Победы»

Творческая практическая работа

«Дымковская игрушка»

Творческая практическая работа

«Сказочная Гжель»

Творческая практическая работа

«Африканские танцы»

Творческая практическая работа

Список литературы:
1.Аболин Р.Я. О языке изобразительного искусства.
2. Волков Н.Н. Композиция в живописи.
3. Каменева Е.О. Какого цвета радуга.
4. Кузин В.С. Наброски и зарисовки.
5. Кузин В.С. Изобразительное искусство.
6. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок.
7. Чекалов А.К.Полунина В.Н. Русское народное декоративно-прикладное искусство.
8. Шорохов Е.В. Основы композиции.
9. Л.Жежеря Авторская программа «Юный художник»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».