Город Батайск, Ростовская область
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Частное общеобразовательное учреждение «Прогимназия № 63
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
ЧОУ Прогимназии № 63 ОАО «РЖД»
протокол №_______1_______
«30» августа 2024г.
УТВЕРЖДАЮ:
ДИРЕКТОР
ЧОУ Прогимназии № 63 ОАО «РЖД»
____________________М.А. Ломова
30 августа 2024г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа интеллектуального направления
Студия «Мульти - Пульти»
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Семочкина Марина Владимировна,
Учитель ИЗО
г. Батайск, 2024 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка «Мульти - Пульти» для учащихся 7-10 лет составлена на основании следующих
нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон Российской Федерацииот 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(с изменениями от 1 сентября 2020 г. – Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся").
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с
изменениями на 30 сентября 2020 года).
- Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому
развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16).
- Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (приказ Министерства
просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467).
- Федеральные проекты «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Патриотическое воспитание» и
др.
- Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Обутверждении Концепции развития дополнительного
образования детей».
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 от 28.01.2021 N 2 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Устав и локальные нормативные акты ЧОУ Прогимназии № 63 ОАО «РЖД».
Программа составлена на основе методического пособия для педагогов ведущих мультстудий «Секреты детской
мультипликации» О. Дунаевской и Н. Пунько. Данный курс рассчитан на обучающихся 7 – 10 лет, содержит
теоретическую и практическую части. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Мультипликация как вид детского творчества существует уже, по крайней мере, два десятка лет - как в нашей стране,
так и во многих странах мира. Проводимые на различных уровнях смотры, конкурсы, фестивали поэтому,
увлекательному виду деятельности вызывают большой интерес детей и взрослых. Благодаря новым компьютерным
технологиям искусство мультипликации стало делом, доступным для многих. Мультфильмы теперь с успехом делают и
дети.
Мультипликация предоставляет большие возможности для развития творческих способностей, сочетая
теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого
труда детей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества,
связанные с действиями рук ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных
видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий,
пространственных отношений; цвета, ритма, движения.
Творческие способности, направленные на создание нового, формируются только на нестандартном материале,
который делает невозможным работу по существующему шаблону, анимация - искусство, разрушающее все стереотипы
изображения, движения, создания образов, чьи «границы совпадают только с границами воображения». Все дети любят
смотреть мультики. Мультфильмы помогают им узнавать мир, развивают воображение, пространственное мышление,
логику, расширяют кругозор. Сделать мультик самому – это невероятно интересно! Именно для детей, желающих делать
мультики, разработана данная программа в рамках технической направленности.
Актуальность программы предполагает:
раскрытие индивидуальных способностей учащегося, развитие определенных способностей для адаптации в
окружающем мире;
расширение кругозора учащихся, повышение эмоциональной культуры, культуры мышления.
Актуальность программы также обусловлена ее технической значимостью. Учащиеся приобретают опыт работы с
информационными объектами, с помощью которых осуществляется видеосъемка и проводится монтаж отснятого
материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов. Получение базовых знаний и
навыков в области создания мультипликации научит планировать процесс съемки, креативно мыслить, работать в
коллективе. Дополнительная образовательная программа студии мультипликации стала результатом педагогического
поиска эффективной формы детского творческого коллектива и организации его жизнедеятельности через широкую
палитру видов творческой деятельности.
Условия реализации программы
Занятия проходят не только в традиционной форме, но и в форме игры, что очень привлекает и заинтересовывает
детей. Ведь именно игра помогает школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное
влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу.
Педагогическая целесообразность образовательной программы
При реализации программы, одной из основных педагогических технологий является игровая технология. Игра
используется не только как средство развития каждого ребенка, но и как основа игровой технологии при организации
всего образовательного процесса. Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через игру он
знакомится с поведением и взаимоотношениями сверстников, а также взрослых людей, которые становятся образцом
для его собственного поведения, в игре ребенок приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для
установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим
взятой на себя роли.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть образовательного
процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажами. В нее включаются последовательно игры и
упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у учащихся
развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой,
быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет помогает активизировать
образовательный процесс и является необходимым условием эмоционально-чувственного развития учащихся, что
необходимо при создании мультфильмов.
В ходе освоения образовательной программы сделан упор на приоритет развития в обучении и воспитании.
Применяется технология развивающего обучения, которая предполагает взаимодействие педагога и детей на основе
коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения образовательных задач
посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся. На занятиях
осуществляется стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.
Проектная технология при реализации программы Мульти - пульти позволяет осуществлять активное
формирование детского мышления и восприятия, основ продуктивной деятельности. Дети приобретают опыт
целеполагания, поиска необходимых ресурсов, планирования собственной деятельности и ее осуществления,
достижения результата, анализа соответствия цели и результата. Применение данной технологии способствует (в
большей или меньшей мере) развитию у детей таких способностей как:
исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение); социальное взаимодействие (сотрудничать
в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом
совместной работы и направлять ее в нужное русло);
оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации;выявлять, какой информации или
каких умений недостает);
презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на запланированные и незапланированные вопросы;
использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»);
менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение;
распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Особое внимание уделяется применению личностно-ориентированной технологии, когда главной ценностью
образовательного процесса определяется сам ребенок, культура, творчество. В этом случае образование - это
деятельность, которая охраняет и поддерживает детство ребенка, сохраняет, передает и развивает культуру, создает
творческую среду развития ребенка, подготавливает его к жизни в современном обществе, стимулирует индивидуальное
и коллективное творчество. Особенно актуальным в данном случае является соблюдение принципа
природосообразности.
Новизна программы.
Суть программы в том, что мультипликация совмещает в себе несколько видов искусств: рисование,
конструирование, лепка, музыкальное и литературно-художественное сопровождение, историю, фольклор, позволяющие
развивать художественные навыки, актерское мастерство, режиссерские способности и др. творческие данные учащихся.
Применение системно-деятельностного подхода при подаче как теоретического, так и практического материала с
обязательной демонстрацией мультипликационных фильмов, а также практической деятельности по созданию
мультипликационных фильмов.
Цель программы – развитие интеллектуальных способностей, формирование у школьников устойчивого интереса
и положительной мотивации к обучению, развитие творческой личности учащегося, способной к самоопределению и
самореализации, через эстетическую, нравственную и духовную силу изобразительного искусства посредством
анимационной и мультипликационной деятельности .
Задачи программы:
Предметные:
обучение основам изобразительной грамоты и формирование художественных знаний, умений и навыков;
формирование определенных навыков и умений в деятельности мультипликатора; закрепить их в анимационной
деятельности;
обучение различным видам анимационной деятельности с применением различных художественных материалов.
познакомить учащихся с основными видами мультипликации;
освоить перекладную рисованную, пластилиновую и кукольную анимации;
создать в этих техниках и озвучить мультфильмы;
научить различным видам анимационной деятельности с применением различных художественных материалов;
познакомить учащихся с основными технологиями создания мультфильмов
планированию общей работы, разработке и изготовлению марионеток, фонов и декораций;
установке освещения, съёмке кадров, озвучиванию и сведению видео и звукорядов.
обучить компьютерным технологиям как основе научно-технического прогресса в создании мультипликации.
Метапредметные:
расширять представление об окружающем мире;
развивать творческие склонности и способности детей;
развитие образного мышления, художественно-творческих, способностей личности ребенка;
создавать мотивацию к использованию собственных умений, интереса к решению учебных и жизненных задач.
развивать речь.
формировать навыки творческого мышления.
развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах,
уважать мнение других.
Личностные:
формирование нравственных качеств личности ученика, эмоционально-эстетического восприятия окружающего
мира;
формирование внимания, аккуратности, целеустремленности;
формирование этических норм в межличностном общении.
воспитывать умение работать в группе;
самостоятельно оценивать и анализировать свою деятельность и деятельность других детей;
воспитывать положительное отношение к сверстникам и взрослым.
воспитывать интерес к получению новых знаний.
воспитывать культуру общения в группе и за ее пределами.
воспитывать ответственность.
воспитывать уважение к труду.
Поставленные цель и задачи реализуются через творческую деятельность с детьми по следующим направлениям:
рисунок, живопись, декоративно-прикладное творчество, анимационный тайминг, оформительская деятельность, лепка,
дизайн.
Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях анимационной
студии. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в
общении с другими. Помочь в этих стремлениях, призвана данная программа.
Особенности организации программы
Основная форма занятия – комплексное учебное занятие, включающее в себя вопросы теории и практики, при
организации которого органически сочетаются индивидуальные и групповые формы работы с учащимися.
Программа данного курса представляет систему занятий для детей от 7 до 10 лет и рассчитана на 1 год обучения.
Набор детей в объединение осуществляется по желанию и заявлению родителей. Занятия проводятся 1 раза в неделю.
Теоретическая часть занятий проводится в форме бесед, мультимедийных занятий с просмотром иллюстративного
материала и мультипликационных фильмов. Основная форма работы в студии – практические занятия. Практическая
часть состоит из следующих разделов:
1. Тематическое рисование (рисунок по заданной теме). Ученики выбирают наиболее выразительные сюжеты
тематической композиции, проводят подготовительную работу (эскизы, наброски и зарисовки). Рисование воспитывает
организованность и внимание, развивает пространственное мышление и воображение.
2. Декоративно-прикладное творчество. Учащиеся знакомятся со спецификой различных материалов (пластилин,
бумага, крупа, и т.д.) и самостоятельно учатся работать с ними.
3. Анимационный тайминг: раскадровка сюжета, анимационное действие, съемка.
Тематический план занятий по программе «Мульти - Пульти» для учащихся 7-10 лет.
(1 час в неделю)
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Дата
проведения
План.
1
Вводное занятие. Правила поведения учащихся в классе. Техника
безопасности. Ознакомление с работой кружка.
1
Пластилиновая анимация
2
Рассказ о профессии мультипликатор. Игра «Отгадай профессию». История
кукольной анимации. Пластилиновая анимация.
1
3, 4
Профессия сценарист. Что такое сценарий? Выбор сюжета. Пишем сценарий
для пластилинового мультфильма.
2
5, 6
Художник – мультипликатор. Создание героев
2
7, 8
Художник – мультипликатор. Создание декораций
2
9 - 12 Профессии – режиссер, оператор. Внимание…Мотор! Съемка
пластилинового мультфильма, монтаж, просмотр.
4
13, 14 Звукооператор мультфильма. Озвучивание, монтаж, просмотр
2
Анимация - перекладка
Факт.
Анимация-перекладка - это?
1
16, 17
Пишем сценарий для мультфильма – перекладки.
2
18,19
Рисунок фона
2
20, 21
Рисунок героев
2
15
22 - 25 Съемка мультфильма, монтаж, просмотр.
4
26 - 27 Озвучивание, монтаж, просмотр
2
Пиксиляция
28
Что такое пиксиляция?
1
29
Пишем сценарий для фильма «Магия пиксиляции».
1
30
Подготовка атрибутов и декораций.
1
Съемка фильма «Магия пиксиляции»
2
Монтаж, озвучивание и просмотр фильма.
1
31- 32
33
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ
Предметные:
правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
обучающиеся должны знать различные виды декоративного творчества в анимации (рисунок, лепка, природный и
другие материалы);
обучающиеся должны знать виды мультфильмов (по жанру, по метражу, по технике исполнения);
знать этапы создания мультфильма;
историю создания первого мультфильма;
обучающиеся должны знать содержание деятельности профессий мультипликационной анимации;
уметь передавать движения фигур человека и животных, других персонажей мультфильма;
правила и подходы создания сценария;
профессиональные анимационные термины (монтаж, хронометраж, подложка и т.д.);
Метапредметные:
обучающиеся должны уметь изготавливать персонажей мультфильмов из разных материалов (пластилина, бумаги и
т.п.);
обучающиеся должны уметь пользоваться компьютерными графическими инструментами для создания и монтажа
мультфильма;
самостоятельно комбинировать различные приемы для достижения выразительности образа.
Личностного развития:
обучающиеся должны уметь определять порядок действий, планировать этапы своей работы;
обучающиеся должны уметь проявлять творчество в создании своей работы.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы:
хорошо освещенный и проветриваемый учебный класс с партами и стульями по количеству учащихся;
ноутбук, фотоаппарат или телефон;
канцелярия;
звуковая аппаратура, микрофоны;
аудио-видео фонд.
Формы аттестации
Входная и заключительная диагностика проводятся (в начале и в конце года).
- Входной контроль проводится в начале учебного года. Отслеживается уровень подготовленности обучающихся.
Проводится в форме собеседования и выполнения практических заданий. После анализа результатов первоначального
контроля проводится корректировка тематических планов, пересматриваются учебные задания, если это необходимо
(приложение 1)
- Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Цель его проведения - определение уровня усвоения
программы каждым учеником. Формы проведения : опрос учащихся, итоговая выставка детских работ ( в коллективе).
(приложение 2)
Формы контроля:
-самостоятельные работы в различных техниках мультипликации;
-творческие задания;
-анкетирование;
-презентации творческих проектов;
-выпуск анимационных фильмов.
Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе
расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации и навыков.
Основным результатом завершения прохождения программы является создание конкретного продукта - защита
творческого проекта, реализации собственной компетентности.
Методические условия реализации программы
В основе программы – методы и приемы, способствующие развитию художественно-эстетического вкуса учащихся,
навыков межличностного общения, реализации творческого потенциала.
Образовательный процесс включает в себя следующие методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
- эвристический (проблема формируется детьми, ими предлагаются способы ее решения).
Содержание, методы и формы работы
Мультстудия – это, в сущности, длительная творческая игра, позволяющая получить интересный продукт –
любительский мультфильм или серию мультфильмов. Это коллективная игра, которая помогает соединить усвоенные
детьми навыки и знания с
собственным творчеством. Игра организуется с распределением заданий по
«кинопрофессиям» (художник, режиссер, сценарист, оператор, художник-мультипликатор и др.) и относительно частым
чередованием этих творческих профессий у детей.
Такая система позволяет педагогу обеспечить индивидуальный образовательный маршрут каждому ребенку. Все
дети – творцы, у каждого ребенка свои способности и таланты: одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к
конструированию, третьи – к сочинительству, четвертые – к театральному искусству, а кто-то еще не знает о своих
способностях и талантах.
Анимация как вид экранного искусства дает детям возможность разбудить творческие способности. Даже в самом
коротком мультфильме используются и художественное слово, и визуальный образ, и музыка, и пение. Это способствует
развитию личностных качеств, устойчивого интереса к литературе, театру, музыке, дает возможность удовлетворить
свои творческие склонности и интересы.
Чередование творческих поручений по «киношным профессиям» при проведении занятий обеспечивает
возможность нескольких вариантов освоения содержания программного материала исходя из интересов и склонностей
ребенка.
Основная форма проведения занятий – групповая. Общение ребят друг с другом под руководством педагога дает
возможность коллективной деятельности, в результате чего повышается интерес к творчеству. Коллективная творческая
работа, как всем коллективом, так и по группам.
Коллективная творческая работа помогает сделать процесс обучения и воспитания более гибким, органичным и
эффективным. Эта работа может рассматриваться как организация социального опыта через личный опыт,
приобретаемый во время занятия – создания мультфильма, поскольку он является социально значимым продуктом, и
организация его дальнейшей судьбы (демонстрация в различных социальных группах, обсуждение, продолжение в
последующих «сериях» и т.д.) это тоже наращивание социального опыта ребенка.
Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе
расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации и навыков.
Основным результатом завершения прохождения программы является создание конкретного продукта - защита
творческого проекта, реализации собственной компетентности. Поскольку дети очень разные по своим индивидуальным
и личностным особенностям.
У них разный темперамент и уровень общего психического развития, типы 2 мышления и характер поведения, они
по-разному относятся к себе, к людям, к миру и к труду. У них разные интересы и склонности и многое-многое другое.
В зависимости от тех или иных особенностей способность к обучению у них разная.
Формы организаций образовательного процесса:
- групповая.
Формы организации учебного занятия:
- беседа;
- практические занятия;
- игры.
Педагогические технологии:
- технология индивидуального обучения;
- технология группового обучения;
- технология развивающего обучения;
- технология игровой деятельности;
- коммуникативная технология обучения;
- информационно-коммуникативные технологии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анофриков П.И. Принцип работы детской студии мультипликации Учебное пособие. Детская
киностудия «Поиск» / П.И. Ануфриков. - Новосибирск, 2008 г.
2. Бэдли Х. Как монтировать любительский фильм. Искусство / Х. Бэдли. - Москва – 1971г.
3. Велинский Д.В. Технология процесса производства мультфильмов в техниках перекладки.
4. Методическое пособие для начинающих мультипликаторов. Детская киностудия «Поиск»/
Велинский Д.В.. - Новосибирск, 2004 г.
5. Гейн А.Г. Информационная культура. – Екатеринбург, Центр «Учебная книга», 2003г.
6. Горичева В.С., Нагибина Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль,
1998г.
7. Иткин В. Карманная книга мульт-жюриста. Учебное пособие для начинающих
мультипликаторов. Детская киностудия «Поиск» / В. Иткин. – Новосибирск, 2006 год.
8. Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей / Ю.Е. Красный, Л.И. Курдюкова. –Москва.,1990 г.
9. Курчевский В. Быль и сказка о карандашах и красках. – М.1980г.
10. Леготина С.Н. Элективный курс «Мультимедийная презентация. Компьютерная графика. – Волгоград, ИТД
«Корифей», 2006г.
11. Михайшина М. Уроки рисования. – Минск, 1999г.
12. Михайшина М. Уроки живописи. – Минск, 1999г.
13. Робертсон Б. Интенсивный курс рисования. Предметы. – Минск, 2000г.
14.Робертсон Б. Интенсивный курс рисования. Растения. – Минск, 2000г.
15. Робертсон Б. Интенсивный курс рисования. Пейзаж. – Минск, 2000г.
16.Сокольникова Н.М. Основы рисунка. – Обнинск: Титул, 1996г.
17.Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996г.
18.Упковский А.А. Цвет в живописи. – М., 1983г.
19. ХоакимЧаварра, Ручная лепка. – М., 2003г.
20.Энциклопедический словарь юного художника. – М., 1983г.
21. Игры из пластилина. – Смоленск: Русич, 2000. -160 с. – («Легко и просто»).
22. Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей / Ю.Е. Красный, Л.И. Курдюкова. – Москва.,1990 г.
Ресурсы Интернета:
http://www.lbz.ru/ – сайт издательства Лаборатория Базовых Знаний;
http://www.college.ru/ – Открытый колледж;
http://www.klyaksa.net.ru – сайт учителей информатики;
http://www.rusedu.info – архив учебных программ.
Литература для родителей и обучающихся
1. Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей / Ю.Е. Красный, Л.И.Курдюкова. – М, 2007.
2. Курчевский В. Быль и сказка о карандашах и красках. – М., 2008.
3. Методическое пособие для начинающих мультипликаторов. Детская киностудия «Поиск»/Велинский Д.В.. Новосибирск, 2004 г.
4. Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей / Ю.Е. Красный, Л.И. Курдюкова. –Москва.1990 г.
5. Курчевский В. Быль и сказка о карандашах и красках. – М.1980г.
6. Леготина С.Н. Элективный курс «Мультимедийная презентация. Компьютерная графика. – Волгоград, ИТД
«Корифей», 2006г.
7. Михайшина М. Уроки рисования. – Минск, 1999г.
8. Михайшина М. Уроки живописи. – Минск, 1999г.
9. Робертсон Б. Интенсивный курс рисования. Предметы. – Минск, 2000г.
10. Робертсон Б. Интенсивный курс рисования. Растения. – Минск, 2000г.
11. Робертсон Б. Интенсивный курс рисования. Пейзаж. – Минск, 2000г
12. Смыковская Т.К., Карякина И.И. Microsoft Power Point: серия «Первые шаги по информатике», учебно-методическое
пособие – Волгоград, 2002г.
13. Сокольникова Н.М. Основы рисунка. – Обнинск: Титул, 1996г.
14. Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996г.
15. Упковский А.А. Цвет в живописи. – М., 1983г.
16. ХоакимЧаварна Ручная лепка. – М., 2003г.