Город Батайск, Ростовская область
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Частное общеобразовательное учреждение «Прогимназия № 63
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
ЧОУ Прогимназии № 63 ОАО «РЖД»
протокол №_______1_______
«30» августа 2024г.
УТВЕРЖДАЮ:
ДИРЕКТОР
ЧОУ Прогимназии № 63 ОАО «РЖД»
____________________М.А. Ломова
30 августа 2024г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественно-эстетического направления
«Сценическое мастерство»
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Лунева Ирина Владимировна,
учитель музыки
г. Батайск,
2024 год
Пояснительная записка
Программа художественно-эстетического направления «Сценическое
мастерство» разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 1
сентября 2020 г. - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении
изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
по вопросам воспитания обучающихся").
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года).
- Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом
Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным
проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16).
- Целевая модель развития региональной системы дополнительного
образования детей (приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019
г. № 467).
- Федеральные проекты «Успех каждого ребенка», «Цифровая
образовательная среда», «Патриотическое воспитание» и др.
- Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
- Федеральный государственный стандарт начального общего
образования;
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 N28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 от 28.01.2021 N 2
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Устав и локальные нормативные акты ЧОУ Прогимназии № 63 ОАО
«РЖД».
В театральной студии дети знакомятся с театром как видом
искусства, с театральными профессиями, узнают об истории театра, о
жанрах театрального искусства; об основных театральных школах XX века
и о современных драматических театрах России. В течение всего времени
обучения у детей воспитывается зрительская культура. Посещая занятия
в объединении, дети учатся выполнять упражнения для развития
сценической речи и сценического движения, выполнять этюды на
актерское мастерство, выступать с подготовленными ролями в спектаклях.
Детский театральный коллектив активно участвует в массовых мероприятиях
и концертах учреждения, выступая с подготовленными спектаклями и
отдельными концертными номерами.
Направленность программы – художественно-эстетическая. При обучении,
по данной программе у воспитанников расширяется кругозор, развивается
эстетический вкус, укрепляется желание и умение пользоваться в жизни
приобретёнными знаниями.
Программа «Сценическое мастерство»
основывается на программе творческого объединения "Театр "Маска", автор –
Пляшешник А.Д. В театральной студии для воспитанников создаются
необходимые условия воспитания, гармоничного развития и становления
личности, формирования индивидуальности в процессе практической
художественно-театральной деятельности. На
занятиях
происходит
сплачивание детей разного возраста в единый творческий коллектив. В
детском объединении каждый ребенок может узнать самого себя, поверить в
себя; заявить о себе окружающим; попробовать, на что он способен;
реализовать себя, как творческую личность; расширить свой кругозор;
приобрести новых друзей.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы в сфере
художественного творчества школьников обусловлена необходимостью
разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории и практике
воспитания в новых социокультурных условиях, в частности ограниченности
стратегии «приобщения к культуре» в условиях экспансии массовой культуры.
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его
неповторимой индивидуальности, основана на психологических особенностях
развития младших школьников.
Цель программы – формирование у школьников способности управления
культурным пространством своего существования в процессе создания и
представления художественных произведений.
Задачи:
1.
Расширение общего и художественного кругозора учащихся,
обогащение эстетических чувств и развитие у школьников
художественного вкуса.
2.
Развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях
взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания
ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия.
3.
Совершенствование артистических навыков детей в плане
переживания и воплощения образа, моделирование навыков
социального поведения в заданных условиях.
Программа «сценическое мастерство» по художественному творчеству
основывается на принципах: культуросообразности, коллективности,
диалогичности, диалога культур, поддержки самоопределения воспитанника.
Возраст ребят, участвующих в реализации программы от 7 до 10 лет.
Программа рассчитана на 1 год, 1 раза в неделю (33 часа).
Режим занятий. Расписание занятий кружка строится из расчета одно
занятия в неделю. Каждое занятие длится 30 минут.
Формы занятий: Репетиционные, постановочные, информационные
(беседы).
Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой
одновременно и с участниками конкретного представления для отработки
дикции, мезансцены. Основными формами проведения занятий являются
театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в театр и музеи,
спектакли и праздники.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка
сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из
литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к
театральному искусству и мастерству.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную
науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и
творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся
коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем,
учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески
преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся
выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть
осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким,
каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои
представления в сценарий, оформление спектакля.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над
декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также
развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет
реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети
напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение
гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и
обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных
художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о
просмотренных спектаклях, сочинения.
Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями
реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает
общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие
зрительской культуры детей.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и
практическую части, в основном преобладает практическое направление.
Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую
части. Организационный этап предполагает подготовку к работе,
теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию
по теме.
Образовательный процесс
строится в соответствии с возрастными,
психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает
возможную корректировку времени и режима занятий.
Ожидаемые результаты.
Предполагаемые умения и навыки детей
Умеют произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы
мышц.
Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на
площадке.
Умеют двигать в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в
пары, тройки или цепочки.
Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного
характера.
Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены.
Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические
действия.
Владеют комплексом артикуляционной гимнастики.
Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с
импровизированным текстом на заданную тему.
Умеют сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную
тему.
Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в
движении и разных позах.
Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или
четверостишие.
Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.
Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными
интонациями.
Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося
слова и расставляя логические ударения.
Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.
Умеют подбирать рифму к заданному слову.
Умеют составлять диалог между сказочными героями.
Знают наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.
Содержание деятельности.
Театральная миниатюра. Актерский этюд. Наблюдения актера. Учебные
театральные миниатюры. Проблемная ситуация персонажа и способы
решения.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно
размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему;
развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность,
образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому
искусству.
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление,
самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно
размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему;
развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные
группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное,
слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление,
фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в
четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственноэстетические качества.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные
пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных
психомоторных способностей детей, свободы и выразительности
телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим
миром.
Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или
музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в
действие одновременно или последовательно; развивать координацию
движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их;
развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию;
учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических
движений.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие
дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую
дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь,
творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки,
подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи;
тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться
интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными
понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства
(особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы
актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными
видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя
знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению
спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий
с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных
фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение
пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные
состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно,
презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас,
образный строй речи.
Календарно - тематический план кружка
«Сценическое мастерство».
№ Тема занятий
Первый год
Знакомство с особенностями театра.
1
Кол-во
часов
2
Знакомство с особенностями пьесы-сказки. Чтение пьес
2
4
Репетиции и представление Новогоднего концерта «В
мире сказок»
3
8
Знакомство с театральными жанрами.
4
3
Учебные театральные миниатюры
5
8
Репетиция пьесы-сказки.
6
7
8
7
Представление пьесы
Итого за год
1
33
Дата
провед
ения
Методическое обеспечение:
1. Организация предметно-развивающей среды, связанной с театрализацией
воспитательно - образовательного процесса;
2. Картотека дидактических игр по теме «Театр»;
3.Подборка
художественной
литературы
для
театрализованных
представлений;
4. Подборка литературы познавательного характера;
5. Картотека аудио-записей, видео фильмов;
6. Конспекты театрализованных представлений;
6.Сценарии досугов и развлечений театрализованного характера;
7.Консультационный материал для педагогов;
8. Консультационный материал для родителей.
Информационное обеспечение:
1.Афанасенко Е.Х и др. Детский музыкальный театр (программы, разработки
занятий, рекомендации).
2.Баева А.А. Оперный театр И.Ф. Стравинского.
3.Барик М. Кукольный театр. – СПб., Мелик Пашаев, 2014.
4.Гембицкая Е. Музыкально-эстетическое воспитание детей
5.Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя.
6.Засоркина Н.В. и др. Методы проектов в начальной школе. Система реализации.
7.Караманенко Т.Н. Кукольный театр дошкольникам.
8.Рассел Д. Большой театр (Санкт-Петербург).
9.Смолина К.А. 100 великих театров мира.
10.Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр.// Дошкольное воспитание
11.Чурилова Э. Методика и организация театрализованной деятельности
дошкольников и младших школьников.