Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа интеллектуального направления Знайка (5-7 лет)

Город Батайск, Ростовская область
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Частное общеобразовательное учреждение «Прогимназия № 63
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
ЧОУ Прогимназии № 63 ОАО «РЖД»
протокол №_____1_________
«30» августа 2024г.

УТВЕРЖДАЮ:
ДИРЕКТОР
ЧОУ Прогимназии № 63 ОАО «РЖД»
____________________М.А.Ломова
«30» августа 2024г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа интеллектуального направления
«Знайка»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Малахова Ирина Валерьевна,
Учитель высшей категории.

г. Батайск,
2024 год

Пояснительная записка
Программа интеллектуального направления «Знайка» разработана в соответствии со
следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (с изменениями от 1 сентября 2020 г. - Федеральный закон от 31 июля
2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской
Федерации" по вопросам воспитания обучающихся").
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года).
- Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ
по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16).
- Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (приказ
Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467).
- Федеральные проекты «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда»,
«Патриотическое воспитание» и др.
- Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей».
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 N28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 от 28.01.2021 N 2 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»;
- Устав и локальные нормативные акты ЧОУ Прогимназии № 63 ОАО «РЖД».
Программа в своей основе ориентирована на учебные пособия:
Комплект пособий к программе «Преемственность» (под редакцией Н.А.Федосовой)
Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным
условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени
на другую.
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными
федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального
образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не
менее важной целью программы.
Основные задачи программы:
 сохранение и укрепление здоровья;
 развитие личностных качеств;
 формирование ценностных установок и ориентаций;
 развитие творческой активности;
 формирование и развитие психических функций познавательной сферы;
 развитие эмоционально-волевой сферы;
 развитие коммуникативных умений;
 развитие умений действовать по правилам.
Сроки реализации программы Программа реализуется в течение 1 года. Обучение детей
рассчитано на 35 учебных недель, общее количество учебных часов – 69.

Планируемые результаты освоения программы
В ходе освоения содержания программы «Знайка» предполагается обеспечение условий для
достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов;
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как
составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением
недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного;
осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в
зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания
в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение
заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку
взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами
общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и
сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и
самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
Предметные результаты.
Ребенок научится:
 распознавать первый звук в словах;
 внимательно слушать литературные произведения;
 называть персонажей, основные события;
 отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
 пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
 составлять элементарный рассказ по серии картинок;
 обсуждать нравственные стороны поступков людей;
 участвовать в коллективных разговорах;
 использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
 различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;
 считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
 определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
 ориентироваться в пространстве;
 ориентироваться в тетради в клетку;
 выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге.
Ребенок получит возможность научиться:
 устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и
отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным
дружелюбным тоном);
 различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
 различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные
песенки, потешки);
 устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном
направлении;
 присчитывать и отсчитывать по одному, по два.
высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного
изображения. Поэтому курс предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к
письму.
Таким образом, пред школьное образование обеспечивает плавный переход из дошкольного детства в
начальную школу детей с разными стартовыми возможностями, т.е. позволяет реализовать главную цель

преемственности двух смежных возрастов – создать условия для благополучной адаптации ребенка к
школьному обучению, развить его новые социальные роли и новую ведущую деятельность.

Содержание программы
Развитие и совершенствование устной речи
Расширять и активизировать словарный запас детей: обогащать словарь ребенка словами,
обозначающими действия, признаки предметов (точные названия качеств неодушевленных
предметов — материал, форма, цвет, размер — и одушевленных — человек: свойства характера,
признаки внешности, поведения), словами с прямым и переносным значением, уменьшительноласкательными суффиксами; обращать внимание детей на обобщающие слова, стимулировать их
правильное употребление в собственной речи; находить в литературном произведении, прочитанном
учителем (стихотворении, сказке, рассказе) слова, с помощью которых автор точно, метко, образно и
выразительно описывает человека, природу, и употреблять их в собственной речи.
Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание роли слова в тексте
фольклорных и литературных произведений. Разучивать произведения наизусть. Учить задавать
вопросы, составлять вопросы к тексту, картине, строить краткие сообщения. Развивать умения и
навыки связной монологической и диалогической речи. Обучать связно, логично и последовательно
излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с опорой на иллюстрации, по вопросам
воспитателя (рассказ об интересном событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях,
рассказ по картине, создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др.). При этом главное — развитие
у детей интереса к самостоятельному словесному творчеству. Формировать у детей уже на
подготовительном этапе умение замечать и исправлять в своей речи и речи своих товарищей речевые
ошибки.
Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков.
Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова. Формировать умение правильно
употреблять слова, подходящие к данной ситуации. Формировать правильное понимание
переносного значения слов. Учить замечать и исправлять в своей речи речевые ошибки.
Учить сравнивать предметы, выделять и правильно называть существенные признаки; обогащать
словарь точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер). Обращать внимание на
правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов, активизировать их
использование в речи. Развивать диалогическую и монологическую речь. Обучать передаче текста на
основе иллюстраций содержательно, логично и последовательно. Развивать у детей внимание и
интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений. Разучивать загадки,
скороговорки; пересказывать сказки с опорой на иллюстрации. Развивать умение связно
рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; описывать устно окружающий
мир (цветы, зверей, птиц, деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луну) по плану, предложенному
учтелем, или по аналогии. Развивать эмоциональное восприятие речи взрослых и детей. Учить
отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения. Учить составлять рассказы по
картине: описание содержания, придумывание сюжета, предшествующего изображению и
следующего за ним. Развивать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять
создание рассказов, сказок, стихотворений. Пробуждать желание детей общаться, вызывать интерес к
речи окружающих и своей собственной и на этой основе начинать формирование элементарных
навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать, а также высказываться на
близкие темы.
Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание обращается на
технику речи, в связи с этим в занятие включаются элементы дыхательной гимнастики,
артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию устной речи, усвоению
норм литературного языка.
Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ, языка); произношение
звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков, тренировочные упражнения по
произношению звуков, закрепление и автоматизация звука.
Подготовка к обучению чтению

Обучать правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного
языка. Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на слух и в произношении все
звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с
определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
Закреплять правильное произношение артикуляцию: обучать детей четкому произношению слов и
фраз; формировать умение менять силу, высоту голоса (голос, сила, мелодия, интонация, темп речи,
паузы), обучать правильному использованию интонационных средств. Знакомить с правильным
произношением звуков, выделять звуки из слов по порядку; различать гласные и согласные звуки и
обозначать их с помощью цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные и согласные звуки в
словах. Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой
структуре.
Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность.
Место занятий в учебном плане
Программа «Знайка» предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов:
 «От слова к букве»
 «Математические ступеньки»
Количество занятий в неделю:
Название курса

Число занятий в
неделю
«От слова к букве»
1
«Математические ступеньки»
1
ИТОГО:
2
Курс «От слова к букве» (автор - Н.А. Федосова) помогает практически подготовить детей к
обучению чтению, письму и совершенствовать их устную речь. Содержание курса направлено на
общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения
русского языка.
Курс «Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить наблюдения,
сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные
характеристики, понимать относительность свойства, делать выводы.
Формы подведения итогов реализации программы:
•
•

проведение «Дня открытых дверей» для родителей;
итоговая выставка творческих работ детей.

Способы определения результативности:
•
•
•

наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с родителями;
формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту, иллюстрирование текста;
взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями.

Курс «От слова к букве»
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «От звука к букве» разработана на основе программы
Н. А. Федосовой «Преемственность. Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет», авторской
программы Н. А. Федосовой «От слова к букве», программы предшкольной подготовки.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (по 1 занятию в неделю продолжительностью 30
минут).
Для реализации программного содержания используется учебное пособие:

•

Н. А. Федосова. «От слова к букве». Учебное пособие для подготовки детей к
школе. В двух частях. Часть 2 - М.: Просвещение, 2016.
• Н. А. Федосова. Программа «Преемственность Программа по подготовке к школе
детей 5-7 лет». - М.: Просвещение, 2016.
Курс «От звука к букве» помогает практически подготовить детей в возрасте 5 – 7 лет к
обучению чтению, совершенствовать их устную речь. Содержание курса направлено на общее
развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения
литературного чтения в школе.
Содержание ориентировано на решение следующих задач:
— создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка
(интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), создания
предпосылок положительной мотивации учения в школе;
— практическая подготовка детей к обучению чтению;
— формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков
связной устной речи детей.
В данном курсе прослеживается интеграция работы по подготовке детей к обучению чтению с
работой по развитию их устной связной речи.
Основными задачами развития речи на подготовительном этапе являются:
— расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;
— формирование грамматического строя речи ребенка;
— совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической (ответы на
вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к
произведению, рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям, составление загадок, сказок,
рассказов, словесное рисование);
— создание речевых высказываний различных типов: описания (человека, животных, предметов,
помещения); рассуждения (прочитай свое любимое стихотворение. Чем оно тебе нравится? Расскажи
свою любимую сказку. Почему она тебе нравится больше других?); повествования (пересказ,
рассказывание).
Целью подготовки к обучению чтению является создание условий для осмысленного и
осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя. В процессе
чтения (слушания) произведений устного народного творчества и литературных произведений
происходит интенсивное многостороннее развитие ребенка: интеллектуальное, нравственное,
эмоциональное, эстетическое, речевое; у детей формируется стабильное внимание к слову в
художественном тексте (что является основой работы по изучению литературы в начальной и
основной школе), умение воспринимать слово как основной элемент художественного произведения.
В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят:
— развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению (умение
вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению звуков, обучение
правильному интонированию, управлению темпом речи). Работа по развитию артикуляционного
аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов);
— восприятие на слух стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц,
поговорок, загадок;
— беседа о прочитанном по вопросам учителя (ответы на вопросы, связанные с эмоциональным
восприятием произведения, пониманием сюжета, характеров основных действующих лиц, умением
услышать, воспринять на слух выразительные языковые средства — эпитеты, сравнения (без
использования терминологии));
— разучивание наизусть и выразительное чтение.
При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно говорить на определенные
темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности.
Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по выработке отчетливого и
ясного произношения звуков, слогов, слов. При подготовке к обучению значительное время

отводится работе над звуковым анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные
звуки», которые фиксируются с помощью различных фишек.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое значение
при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры,
конструирование. Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например,
игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи
сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма,
размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово».
Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению письму и развивает их
аналитические способности. Работа по конструированию проходит с помощью различных объектов:
фигур, элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы различной конфигурации,
печатные буквы.
Учебно-тематический план по разделам:
№ п/п
1.
2.
3.

Наименование раздела
Количество часов
Буквы, обозначающие гласные звуки
9
Буквы, обозначающие согласные звуки
23
Литературная страна
3
Итого: 35 часов

Планируемые результаты:
— ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
— знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
— знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба;
— осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко — тихо, быстро —
медленно, весело — грустно;
— артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция
способствуют эффективному общению;
— оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;
— обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;
— следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре: смотреть на собеседника, не
перебивать говорящего, использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику
понять сказанное;
— сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;
— соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;
— правильно произносить все звуки;
— отчетливо и ясно произносить слова;
— выделять из слов звуки;
— находить слова с определенным звуком;
— определять место звука в слове;
— соблюдать орфоэпические нормы произношения;
— составлять предложения, по опорным словам, по заданной теме;
— составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
— пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям.

Календарно-тематический план для детей 5 - 7 лет
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8-9
1011
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Тема занятия

Кол-во часов

Буквы, обозначающие гласные звуки (9ч)
Вводное занятие. «Осенние странички».
«Осенние странички». Звук [о]. Буквы О, о. Звук [а].
Буквы А, а. Предложение.

1

«Осенние странички». Звук [у]. Буквы У, у. Звук [ы].
Буква ы. Слово.

1

Дата
проведения

1

Звук [и]. Буквы И, и. Звук [э]. Буквы Э, э. Ударение.
1
Схема слова.
«Осенние странички».Буквы, обозначающие два звука.
1
Звуки [а], [й’а]. Буквы Я, я.
«Осенние странички».Звуки [у], [й’у]. Буквы Ю, ю.
1
Звуки [э], [й’э]. Буквы Е, е. Звуки [о], [й’о]. Буквы Ё, ё.
1
Обобщающее занятие. Буквы, обозначающие гласные
2
звуки.
Буквы, обозначающие согласные звуки (20 ч)
«Зимние странички». Звуки [л], [л’]. Буквы Л, л.
2
Согласные звуки. Твёрдые, мягкие согласные звуки.
Согласные звуки. Звуки [м], [м’]. Буквы М, м.
1
Звуки [н], [н’]. Буквы Н, н.
1
«Зимние странички». Звуки [р], [р’]. Буквы Р, р.
1
Звуки [в], [в’]. Буквы В, в. Звонкие согласные звуки.
1
Звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф, ф. Глухие согласные звуки.
1
«Зимние странички». Звуки [з], [з’]. Буквы З, з. Звуки [с],
1
[с’]. Буквы С, с.
Звук [ш]. Буквы Ш, ш. Звук [ж]. Буквы Ж, ж. Шипящие
1
согласные звуки.
Звуки [б], [б’]. Буквы Б, б. Звуки [п], [п’]. Буквы П, п.
1
«Зимние странички». Звуки [д], [д’]. Буквы Д, д.
1
Звуки [т], [т’]. Буквы Т, т.
1
Звуки [г], [г’]. Буквы Г, г. Звуки [к], [к’]. Буквы К, к.
1
«Весенние странички». Звуки [х], [х’]. Буквы Х, х.
1
«Весенние странички». Звук [ц]. Буквы Ц, ц.
1
«Весенние странички». Звук [щ’]. Буквы Щ, щ.
1
«Весенние странички». Звук [ч’]. Буквы Ч, ч.
1
«Весенние странички». Звук [й’]. Буквы Й, й.
1
Буквы ь, ъ. Буква, обозначающая мягкость согласного.
1
Буква Ъ.
1
Закрепление
1
Итоговое занятие «Путешествие в страну букв и звуков».
1
Итоговое занятие «Путешествие в страну букв и звуков».
1
Литературная страна (3 ч)
«Летние странички». Потешки. Сказки.
1
«Летние странички». Скороговорки, пословицы,
1
поговорки.
«Летние странички». Были. Загадки.
1

17.09
24.09
1.10
8.10
15.10
22.10
29.10
5.11
12.11
19.11
26.11
3.12
10.12
17.12
24.12
14.01
21.01
28.01
4.02
11.02
18.02
25.02
4.03
11.03
18.03
25.03
1.04
8.04
15.04
22.04
29.04
6.05
13.05
20.05
27.05

Курс «Математические ступеньки»
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Математические ступеньки» разработана на основе программы
Н. А. Федосовой «Преемственность. Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет», авторской
программы С.И. Волковой «Математические ступеньки», рекомендованной Министерством
образования РФ в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального образования.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (по 1 занятию в неделю
продолжительностью 30 минут).
Для реализации программного содержания используются:
• Волкова С.И. «Математические ступеньки»: Учебное пособие для подготовки
детей к школе. - М.: Просвещение, 2015.
• Н. А. Федосова. Программа «Преемственность Программа по подготовке к
школе детей 5-7 лет». - М.: Просвещение, 2015.
Данный курс определяет содержание работы по математической подготовке детей 5 – 7 лет к
обучению в школе и задаёт основные направления реализации общих психолого-педагогических
идей их развития на математическом материале.
Главные цели курса математики подготовительного периода – это формирование
начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных способностей
дошкольников.
Содержание программы
Признаки (свойства) предметов (цвет, размер, форма). Сравнение трёх и более предметов
(фигур) по размеру (больше-меньше, длиннее-короче, такой же по длине, выше-ниже, шире-уже и
др.), по форме (круглый, некруглый, треугольный, прямоугольный, квадратный, такой же по
форме и др.), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов).
Определение правила, по которому составлен предложенный ряд предметов, геометрических
фигур. Составление (продолжение) ряда по заданному правилу.
Длина. Упорядочивание предметов по длине. Уравнивание длин двух предметов.
Подбор предметов по заданной длине. Свойство транзитивности отношений: длиннее-короче,
выше-ниже, шире-уже и др., его использование при выполнении заданий.
Построение (дополнение) ряда предметов, геометрических фигур (таблиц) по заданному
правилу.
Сравнение предметов по массе (на руках и с помощью чашечных весов без гирь).
Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на плоскости и в
пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры,
вне фигуры и др.)
Простейшие геометрические фигуры: точка, отрезок, круг, многоугольник (треугольник,
четырёхугольных, в том числе прямоугольник, квадрат). Отличие многоугольника от круга.
Получение отрезка прямой сгибанием бумаги. Отрезок как сторона многоугольника. Линейка
– инструмент для вычерчивания отрезка.
Продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу.
Временные представления: раньше-позже; вчера, сегодня, завтра. Неделя. Дни недели.
Отсчет дней недели по порядку от любого дня недели. Времени года. Их последовательность.
Неделя, месяц год. Уточнение понятия «месяц» (как правило, четыре недели составляют месяц).
Определение времени по часам (по часовой стрелке). Простейшее сравнение времени (больше
трех часов, меньше пяти часов и т.п.).
Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число 10.
Счет предметов. Сравнение групп предметов по количеству (больше, меньше, столько же).
Устная нумерация: названия, обозначение и последовательность чисел от 0 до 10. Цифра и число.
Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка двумя способами.
Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого
элемента, связь предыдущего и последующего элементов в этом ряду, возможность продолжить

числовой ряд дальше от любого элемента.
Счет в прямом и обратном порядке. Независимость количества предметов в группе от их
свойств, способа и порядка перерасчета. Порядковый счет, его отличия ль счета количественного.
Моделирование цифр из плоскостных элементов (треугольников, прямоугольников и др.)
Десяток. Счет десятками.
Равенство, его обозначение в математике. Знак «=».
Сложение и вычитание чисел: смысл аритмических операций сложение и вычитание,
название и обозначение этих действий (знаки «+», «-»)
Целое и часть.
Состав чисел первого десятка из двух слагаемых.
Задача. Отличие задачи от рассказа. Устное составление задач по рисункам. Решение задач с
опорой на наглядный материал.
Составление задачи по схематическому рисунку и схематического рисунка по задаче.
Формирование начальных представлений об универсальности математических способов познания
мира (одна и та же модель для задач с различными сюжетами)
№
п/п
1
2
3
4
5

Учебно-тематический план по разделам:
Наименование раздела

Количество часов

Величина
Ориентировка в пространстве
Геометрические фигуры
Ориентировка во времени
Количество и счет

3
3
3
3
22
Итого: 34 часа

Планируемые результаты:
Знать:
- состав чисел первого десятка (из отдельных единиц),
- состав чисел из двух меньших,
- различать геометрические фигуры,
- правую и левую сторону,
- понятия вчера, сегодня, завтра,
- называть месяцы года
Уметь:
- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа;
- соотносить цифру и число предметов,
- правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными,
- сравнивать числа в пределах 10,
- уравнивать неравное число предметов (добавить, убрать),
- различать форму предметов,
- ориентироваться на листе бумаги (вверху справа, внизу слева, в центре и др.), на плоскости и в
пространстве (передвигаться в заданном направлении: вверх, вниз, направо, налево, прямо и т.д.);
- определять взаимное расположение предметов (правее, левее, выше, ниже, между и т.д.);
- сравнивать предметы по длине, массе, используя практические действия; упорядочивать их;
- сравнивать количество предметов в двух группах (больше, меньше, столько же);
- определять количество предметов в заданной группе и устно обозначать результат числом;
- объяснять (на предметах, предметных рисунках) конкретный смысл действий сложения и
вычитания;
- различать и называть простейшие геометрические фигуры, находить их прообразы в
окружающем мире;

Календарно-тематическое планирование курса «Математические ступеньки»
для детей 5-7 лет
№

Тема занятия

Величина (3 часа)
1
Признаки предметов (размер, цвет, форма)
2
Сравнение предметов: большой, маленький, больше,
меньше; высокий - низкий, выше - ниже
3
Сравнение предметов по массе, количеству. (больше,
меньше, столько же).
Ориентировка в пространстве (3 часа)
4
Ориентация на плоскости: слева, справа
5-6 Длина. Длиннее - короче
Геометрические фигуры (3 часа)
7-8 Геометрические фигуры. Круг. Многоугольник. Отличие
многоугольника от круга. Треугольник, четырехугольник.
Отрезок – как сторона многоугольника. Точка.
9
Точка. Отрезок – как сторона многоугольника.
Прямоугольник. Квадрат. Треугольник, четырехугольник
Ориентировка во времени (3 часа)
10 Позже. Раньше; вчера, сегодня, завтра. Неделя. Дни
недели. Отсчет дней недели по порядку от любого дня
11 Времена года их последовательность
Определение времени по часам (по часовой стрелке)
12 Сравнение предметов по массе, количеству (больше,
меньше, столько же).
Количество и счет (22 часов)
13 Счёт предметов в прямом и обратном порядке. Устная
нумерация: названия, обозначение и последовательность
чисел от 0 до 10.
14 Знакомство с цифрой и числом «1».
15 Знакомство с цифрой и числом «2»
16 Знакомство с цифрой и числом «3»
17 Знакомство с цифрой и числом «4»
18 Знакомство с цифрой и числом «0»
19 Знакомство с цифрой и числом «5»
20 Равенство. Сложение и вычитание. Обозначение этих
действий
21 Сложение «+». Решение примеров +1
22 Вычитание «-». решение примеров -1
23 Решение логических задач
24 Решение стихотворных задач
25 Знакомство с цифрой и числом «6»
26 Знакомство с цифрой и числом «7»
27 Знакомство с цифрой и числом «8»
28 Знакомство с цифрой и числом «9»
29 Знакомство с цифрой и числом «10»
30 Работа над составом числа
31 Работа над составом числа

Количество
часов

Дата проведения

1
1

19.09
26.09

1

3.10

1
2

10.10
17.10
24.10

2

31.10
7.11

1

14.11

1

21.11

1

28.11

1

5.12

1

12.12

1
1
1
1
1
1
1

19.12
26.12
9.01
16.01
23.01
30.01
6.02

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

13.02
20.02
27.02
6.03
13.03
20.03
27.03
3.04
10.04
17.04
24.04

32

Решение задач

1

15.05

33
34

Образование чисел с помощью единицы +1,-1
Итоговое занятие

1
1

22.05
29.05

Учебное и методическое обеспечение
1. Волкова С.И. «Математические ступеньки». Пособие для детей 5 – 7 лет. –
М.: Просвещение, 2015.
2. Федосова Н.А. «От слова к букве» Пособие для детей 5 – 7 лет в 2-х частях. –
М.: Просвещение, 2017.
3. Федосова Н.А., Коваленко Е.В., Дядюнова И.А. и др. «Программа по подготовке к школе детей
5 – 7 лет». М.: Просвещение, 2015.
4. Н. А. Царёва. Цифры и счёт до 10. Пособие для детей 4-5 лет. М.: Просвещение, 2017.
5. Н. А. Федосова От звука к слову. Пособие для детей 4-5 лет. М.: Просвещение, 2017.
https://my-nevalyashki.ru/index.php/podgotovka-k-obucheniyu-gramote


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».