Город Батайск, Ростовская область
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Частное общеобразовательное учреждение «Прогимназия № 63
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
ЧОУ Прогимназии № 63 ОАО «РЖД»
протокол №_______1_______
«30» августа 2024г.
УТВЕРЖДАЮ:
ДИРЕКТОР
ЧОУ Прогимназии № 63 ОАО «РЖД»
____________________М.А. Ломова
30 августа 2024г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа интеллектуального направления
«Alfav-IT»
Возраст обучающихся: 7-8 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Семочкина Марина Владимировна,
Учитель ИЗО
г. Батайск, 2024 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка «AlfaVit» для учащихся 7-8 лет составлена на основании
следующих
нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями от 1 сентября 2020 г. - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении
изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания
обучающихся").
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года).
- Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому
развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16).
- Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (приказ Министерства
просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467).
- Федеральные проекты «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Патриотическое
воспитание» и др.
- Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного
образования детей».
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 от 28.01.2021 N 2 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Устав и локальные нормативные акты ЧОУ Прогимназии № 63 ОАО «РЖД».
Программа разработана на основе авторской программы А.В. Горячева «Информатика и ИКТ
(Информационные и коммуникационные технологии)» (для четырёхлетней начальной школы).
Данный курс рассчитан на обучающихся 7 – 8 лет, содержит теоретическую и практическую части.
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Программа кружка включает в себя знакомство с растровыми и векторными графическими редакторами,
совершенствует методику преподавания изобразительного искусства, связана с отбором наиболее эффективных
методов и приемов обучения, поиском новых средств, способствующих развитию творческого мышления
учащихся, формированию и развитию у них чувства вкуса и эстетики.
В основу данной программы положена компьютеризация, где ПК и графический планшет служит дидактическим
средством интенсификации учебного процесса, углубления приобретаемых знаний, расширения технического
кругозора обучаемых.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта деятельность
кружка
организуется
по
направлениям
развития
личности:
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное, художественно-эстетическое, которые отражены в программе курса «AlfaVit»
На занятиях используются следующие формы и методы: групповые и индивидуальные занятия, парное обучение,
демонстрация, объяснительно-иллюстративный, игровой, репродуктивный, беседы, творческие задания.
На занятиях используется программное обеспечение: клавиатурный тренажер, графический редактор Paint, Му
Paint
Цель:
Сформировать первоначальные навыки работы с компьютером и графическим планшетом. Развитие интереса к
компьютерной графике, дизайну, а также развитие творческих способностей детей, совершенствование
творческого потенциала, воспитание всесторонне развитой личности.
Задачи:
- дать школьникам первоначальное представление о компьютере, графическом планшете и сферах их
применения;
- развивать художественный вкус, творческое воображение и мышление средствами графических изображений;
- развивать память, внимание, мышление, наблюдательность;
- воспитывать в детях собранность, организованность, аккуратность;
- формировать потребность сохранения здоровья, бережного отношения к школьному имуществу.
Познавательные:
1.
Пробудить познавательную потребность школьника, его интерес к осознанному и грамотному
использованию средств ИКТ не только при дальнейшем изучении курса информатики и информационных
технологий, но и в учебной деятельности вообще;
2.
Активизировать познавательную деятельность посредством создания проблемных ситуаций.
Образовательные:
1.
Расширять знания, полученные на уроках информатики и изобразительного искусства, способствовать их
систематизации;
2.
Знакомить с основами знаний в области композиций, дизайна, формообразования;
3.
Развивать интерес к компьютерной графике, дизайну;
4.
Научить учащихся создавать и редактировать собственные изображения, используя инструменты
графических программ;
5.
Рассмотреть применение основ компьютерной графики в различных графических программах;
6.
Дать учащимся глубокое понимание принципов построения и хранения изображений;
7.
Изучить форматы графических файлов и целесообразность их использования при работе с различными
графическими программами.
Развивающие:
1.
Подготовить учащихся к системно-информационному восприятию мира, развивать стремление к
самообразованию,
2.
Раскрыть креативные способности учащихся, подготовить к художественно-эстетическому восприятию
окружающего мира;
3.
Развивать композиционное мышление, художественный вкус, графическое умение;
4.
Развивать навыки самостоятельной работы, умения находить нужные ресурсы, переносить обучение из
одной области знаний в другую;
5.
Развивать творческое воображение;
6.
Развивать эмоциональную сферу;
7.
Развивать моторику руки, зрительную память, глазомер.
Воспитательные:
1.
Формировать информационную и эстетическую культуру обучающихся;
2.
Воспитывать толерантное отношение в группе.
3.
Добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
4.
Воспитывать собранность, аккуратность при подготовке к занятию;
5.
Воспитывать умение планировать свою работу;
6.
Воспитывать умственные и волевые усилия, концентрацию внимания, логичность и развитие воображения;
Мотивационные:
1.
Повышать мотивацию к учению через понятный, наглядный и доступный материал;
2.
Создавать атмосферу доброжелательности, ситуацию успеха.
Формируемые умения и навыки учащихся:
1.
Обучение навыкам планирования работы, самостоятельного выбора техник, инструментов и форм для
достижения поставленной задачи, цели.
2.
Навыки оформления, выбора стиля, художественных решений.
3.
Умения обрабатывать данные, клипарты и графические документы на компьютере.
4.
Самостоятельно контролировать ход выполнения работы, фиксировать последовательность и оценивать
результат.
5.
Делать выводы на основе полученных результатов.
Образовательные результаты:
Учащиеся должны знать:
1.
Особенности, достоинства и недостатки растровой и векторной графики;
2.
Палитры цветов в системах цветопередачи;
3.
Способы хранения изображений в файлах растрового и векторного форматов;
4.
Назначение и функции различных графических программ;
5.
Назначение и функции основных инструментов графических программ.
Учащиеся должны уметь:
1.
создавать собственные иллюстрации, используя главные инструменты векторных программ MS Word, Corel
Draw, именно:
Создавать рисунки из простых объектов;
Выполнять основные операции над объектами;
Создавать заливки из нескольких цветовых переходов;
Работать с контурами объектов;
Создавать рисунки из кривых;
Получать объемные изображения;
Создавать надписи, заголовки, размещать текст по траектории;
2.
Редактировать и создавать изображения в программах Paint, Mу Paint , а именно:
Создавать рисунки из простых объектов, уметь корректировать созданные изображения;
Выделять фрагменты изображения различными способами;
Копировать, удалять, вращать и перемещать выделенные области;
Создавать коллажи и баннеры;
Выполнять обмен данными между графическими программами.
Проверочно-оценочная деятельность учителя – важный компонент его педагогической работы. Эффективность
этой деятельности зависит от того, насколько успешно он реализует все основные функции контроля результатов
обучения, а используемые им средства контроля соответствует методическим и психолого-педагогическим
требованиям к этим средствам. В дидактике выделяют, как правило, четыре основные функции проверки и оценки
результатов обучения:
учетно-контрольную;
контрольно-корректирующую;
обучающую;
воспитательную.
Организация занятий кружка и выбор методов опирается на современные психолого-педагогические
рекомендации, новейшие методики.
Программу кружка «AlfaVit» отличает практическая направленность преподавания в сочетании с
теоретической, творческий поиск, научный и современный подход, внедрение новых оригинальных методов и
приемов обучения в сочетании с дифференцированным подходом обучения.
Главным условием каждого занятия являются дружественная атмосфера, эмоциональный настрой,
расположенность к размышлениям и желание творить.
№
Тематический план занятий по программе «AlfaVit» для учащихся 7-8 лет.
(2 часа в неделю)
Тема занятия
Кол- Дата проведения
во
План.
Факт.
часов
1
Вводное занятие. Правила поведения учащихся в компьютерном классе.
Техника безопасности. Ознакомление с работой кружка.
1
2
Введение в программу Paint. Рабочее окно. Панель инструментов.
1
3
Инструменты программы Paint. Рисование прямоугольников. Рисуем робота.
1
4
Инструменты программы Paint. Карандаш и краски (палитра цветов).
1
5
Инструменты программы Paint. Рисование окружностей и кругов. Рисуем медведя.
1
6
Инструменты программы Paint. Рисование овалов. Рисуем зайца.
1
3
13
Основные операции над графическими объектами (копирование,
перемещение, поворот, отражение, удаление)
Создание симметричных изображений. Рисуем бабочку (рисование, отражение
и поворот)
Выбор основного и фонового цветов. Использование инструментов рисования:
карандаша, кисти, ластика, заливки, градиента. Настройка инструмента
рисования.
Виды заливок и их настройка. Встроенные и собственные палитры цветов.
14
Настройка градиента.
1
7-9
10
11,12
15, 16 Выделение областей в растровых программах. Инструменты выделения:
Область, Лассо. Волшебная палочка.
1
2
1
2
17, 18 Создание рисунков.
19
Создание объемных изображений.
20-22 Особенности рисования кривых. Элементы кривых: узлы и траектории.
Редактирование формы кривой.
23,24 Создание рисунков из кривых.
2
1
3
2
25
Инструменты программы Paint. Рисование линий. Рисуем елку.
1
26
Инструменты программы Paint. Рисуем Деда Мороза.
1
27, 28 Инструменты программы Paint. Рисунок к Новому году.
2
Введение в программу My Paint. Рабочее окно. Панель инструментов.
1
30-32 Меню «Основные параметры» и «Редактор кистей». Изучение наборов кистей
и их настройки, импорт/экспорт, создание и изменение кистей и их групп
3
29
33
Инструменты программы My Paint. Рисуем снежинки и снеговика.
1
34
Инструменты программы My Paint. Рисуем Снегурочку.
1
35, 36 Изучение функций кистей - размытие, смешение цветов, стирание и т. д.
37,38
Инструменты программы My Paint. Рисуем «Зимний пейзаж»
39, 40 Изучение кистей с художественными эффектами. Рисование «Снегири на
ветке»
41, 42 Инструменты программы My Paint. Рисуем открытку к 23 февраля.
43
Изменение масштаба. Раскрашивание рисунков, используя кисть и режимы
смешения цветов
2
2
2
2
1
44,45
Инструменты программы My Paint. Открытка в подарок маме.
2
46,47
Поддержка слоёв, изменение прозрачности и копирование/вставка.
2
48,49
Инструменты программы My Paint. Рисуем «Весенние трели»
2
50, 51 Инструменты программы My Paint. Рисуем «Портрет друга»
2
52, 53 Инструменты программы My Paint. Рисуем «Космос»
2
54,55
Инструменты программы My Paint. Рисуем «Праздник Весны и Труда»
2
56,57
Инструменты программы My Paint. «Открытка к 9 мая»
2
58,59
Инструменты программы My Paint. «Матрешка»
2
60,61
Инструменты программы My Paint. «Дельфин»
2
62, 63 Инструменты программы My Paint. «Мультипликационные герои»
2
64, 65 Инструменты программы My Paint. Божья коровка на цветке маргаритки.
2
Список литературы
1. Гин А. Приёмы педагогической техники. Москва, Издательство «вита»
2. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие/Л.А.Залогова.-М.:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 212с.
3. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум/Л.А.Залогова.-М.:БИНОМ. Лаборатория
знаний
4. Конаржевский Ю. А. Анализ урока. Москва, Центр «Педагогический поиск»
5. Кузнецов А., Пугач В., Добудько Т., Матвеева Н. Информатика / Методическое пособие. – М.,
Лаборатория Базовых Знаний
6. Маркова А. К. Психология труда учителя. Книга для учителя. – М. Просвещение, 192 с. – (Психологическая наука
– школе).
7. Авторская программа А.В. Горячева «Информатика и ИКТ (Информационные и коммуникационные технологии)»
(для четырёхлетней начальной школы), М.:Баласс
8. Симонович С. В., Евсеев Г. А. Занимательный компьютер: Книга для детей, учителей, родителей. – М.: АСТПРЕСС: Инфорком-Пресс, 368 с. – («Занимательные уроки»).
9. Справочник «Практическое руководство» – Корпорация Intel
10.Фридман Л. М. Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. – М.,
Просвещение