Программа внеурочной деятельности Школьный театр Лицедеи 1-4 класс

Частное общеобразовательное учреждение «РЖД прогимназия № 20»
(РЖД прогимназия №20)

РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
начальный классов
Руководитель ШМО
__________/ Малахова И.В.
Протокол от 29.08.2025 г. № 1__

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
РЖД прогимназии №20
______/ В.И.Джангриян
«29» августа 2025 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
РЖД прогимназии №20
______________М.А.Ломова
Приказ ОУ от «29» 08.2025 г.
№_57_

Рабочая программа по внеурочной деятельности
ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР «ЛИЦЕДЕИ»»
для учащихся
2-4 классов
на 2025-2026 учебный год

г. Батайск
2025 г.

Театр - это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра.
Николай Васильевич Гоголь.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа внеурочной деятельности «Школьный театр» для 1-4 класса
разработана на основе (нормативные основы):
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
 ФГОС начального общего образования (утвержден приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 286).
 Примерная образовательная программа НОО (одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по начальному образованию, протокол №
1/22 от 18 марта 2022 г.).
 Примерная программа внеурочной деятельности «Школьный театр для 1-4
классов» Театральный институт ми. Бориса Щукина Москва 2022 год.
 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения
в общеобразовательных учреждениях (утверждены Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28).
 Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
безвредности для человека факторов среды обитания, утв. Постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2.
 Учебный план РЖД прогимназии № 20 г.Батайск.
Цель программы: формирование общей культуры, самореализации и самоопределения
обучающихся средствами театрального искусства.
Задачи программы:
Обучающие
 формировать необходимые представления о театральном искусстве;
 формировать навыки речевой культуры ребенка при помощи специальных заданий
и упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации;
 формировать практические навыки пластической выразительности с учётом
индивидуальных физических возможностей ребенка;
 отрабатывать актерские способности – умение взаимодействовать с партнёром,
создавать образ героя, работать над ролью.
Развивающие
 развивать интерес к специальным знаниям по теории и истории театрального
искусства;
 развивать творческую активность через индивидуальное раскрытие способностей
каждого ребёнка;
 развивать эстетическое
восприятие, художественный вкус, творческое
воображение;
 развивать самостоятельность и творчество при решении практических задач в
области сценического искусства;
 развивать коммуникативную сферу, умение работать в команде, развивать навыки
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
 развивать навыки самообразования и самосовершенствования.

Воспитательные
 ориентировать школьников на присвоение общекультурных ценностей (жизнь,
природа, человек, здоровье, гармония, красота);
 способствовать личностному росту и развитию учащихся в условиях
художественной деятельности;
 формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции,
позитивного и оптимистического отношения к жизни;
 воспитывать потребность в осуществлении художественной деятельности;
 формирование позитивных ценностных ориентаций (активная жизнедеятельность,
исполнительность, ответственность, уверенность в себе и др.), для социальной
адаптации обучающегося.
Рабочая программа является авторской.
Особенность данной программы заключается в применении деятельностного подхода
к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в
роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля; в основе лежат:
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам, уроки
литературы и музыки, литература и изобразительное искусство;
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество
ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Новизна программы
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный
процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ
зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление
знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются,
что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает
запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование
процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным
результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам,
предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.
Полученные знания позволят учащимся преодолеть психологическую инертность,
позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать,
планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую
оценку в достижении планируемых результатов. Достижения планируемых результатов
отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
Содержание программы реализуется в предметно- деятельностной форме, что
соответствует идеям ФГОС. Предлагаемая программа соответствует современным
целям общего образования, основным положениям Концепции модернизации Российского
образования, перспективным целям начального образования в школе. Программа
ориентирована на развитие коммуникативной и эмоциональной сферы личности ребёнка,
содействие его социализации, выявление и развитие задатков и творческих способностей
младших школьников.
Актуальность программы
Актуальность программы «Школьный театр» обусловлена тем, что в настоящее
время развитие творческой личности не представляется возможным без использования
такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место,

в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным
ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством
и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего
образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы
знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной
деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовнонравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание
системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся, осваивать и на
практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной
среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую
историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной
деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.
Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально
активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности,
гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому
труду, сочинительству, фантазированию.
Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу
способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение
коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры
поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных
занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной
школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей
игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу.
Данная программа направлена на:
 создание условий для развития ребенка;
 развитие мотивации к познанию и творчеству;
 обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
 приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
 профилактику асоциального поведения;
 создание условий для социального, культурного и профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, её интеграции в
систему мировой и отечественной культур;
 интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;
 укрепление психического и физического здоровья;
 взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников
обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами,
любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана
расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать
нравственно - эстетические чувства, т.к.
именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности,
закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Театрализованные
занятия
выполняют
одновременно
познавательную,
воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к подготовке
выступлений.
Игры, проводимые на внеурочных занятиях, являются для ребенка действительно
игрой, а не заорганизованной деятельностью, где каждый участник проявляет свою
инициативу, свои желания и представления, учится согласовывать свои действия с
действиями других участников, с определенными правилами.

Занятия с детьми сценической речью служат своего рода эталоном правильной речи
и одновременно упражняют и развивают слух, дыхательную систему, а последняя тесно
связана с сердечно - сосудистой системой. Следовательно, занимаясь в процессе обучения
сценической речи дыхательной гимнастикой, ребёнок одновременно укрепляет своё
здоровье; тренирует артикуляционный аппарат. Последнее обстоятельство исключительно
важно потому, что без навыков активной работы артикуляционного аппарата, заложенных
в детстве, речь взрослого человека часто становится нечёткой, неразборчивой, не доносит
до слушающего главный компонент речи - её содержание. Всё это может в дальнейшем
негативно отражаться на его профессиональной деятельности
Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить
словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в
начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются
нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Программа курса внеурочной деятельности «Школьный театр» обеспечивает
удовлетворение индивидуальных потребностей школьников в художественноэстетическом развитии и направлена на формирование и развитие творческих способностей
обучающихся, выявление, развитие и поддержку талантливых детей.
Существенную помощь в развитии личностных качеств ученика могут дать
внеурочные занятия. Занятия в школьном театре помогут ребенку сформировать основы,
необходимые для его комфортного существования: усидчивость, волевой интеллект,
эмпатия, нацеленность на результат.
Во внеурочной работе по театральной деятельности с детьми начальных классов
необходимо уделять особое внимание адаптации упражнений под возрастную категорию
младших школьников, контролю над правильным выполнением упражнений, внимательно
следить за темпо-ритмом занятия. В этом возрасте дети быстро теряют интерес, им нужна
новизна, поэтому лучше на каждом занятии предлагать новые упражнения или игры, а через
какое-то время можно повторить уже изученные.
Создание творческой рабочей атмосферы, в которой педагог и школьник будут
чувствовать себя комфортно, возможно при ежедневном воспитании ответственного
отношения обучающихся к занятиям. В этом помогут конкретные требования:
■ не опаздывать на занятия, объясняя это тем, что опоздавший не только сам пропускает
начальный этап разминки, являющийся важным моментом концентрации группового и
индивидуального внимания, но и отвлекает своим приходом остальных школьников и
педагога;
■ с первых занятий убедить обучающихся в необходимости завести отдельную тетрадь для
записи упражнений и текстов. Эта тетрадь будет содержать все основные этапы обучения и
может пригодиться в дальнейшем;
■ налаживание творческой дисциплины.
Занятия по театральной деятельности целесообразно строить по принципу
междисциплинарной связи. Отбор и распределение упражнений выстраивать по принципу
«от простого к сложному». Каждое конкретное занятие является звеном общей системы
обучения.
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций
Примерной рабочей программы воспитания, где целью воспитания обучающихся в
общеобразовательной организации являются: развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам

Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению,
взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Все это
позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность,
ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное
развитие ребенка. Программа рассчитана на четыре года с проведением занятий 1 раз в
неделю.
Занятия театральной деятельностью вводят детей в мир прекрасного, пробуждают
способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный
интерес, а главное – раскрывают творческие возможности и помогают психологической
адаптации ребенка в коллективе, тем самым создаются условия для успешной социализации
личности. Важно получать удовольствие от творческого процесса, чтобы на занятиях было
интересно, тогда придет и личностно.
МЕСТО РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ В ООП

Курс

Классы /кол-во часов (в неделю/год)
2 класс
3 класс
4 класс

Школьный театр
«Лицедеи»

1/34 часа

1/34 часа

3/34 часа

В РЖД прогимназии № 20 создан школьный театр «Лицедеи», в котором занимаются
учащиеся 2-4 классов. Программа школьного театра рассчитана на детей 8-11 лет в объеме
на 3 года всего 102 часа.
Продолжительность занятия :
2 класс – 35 мин.
3 класс - 40 мин.
4 класс – 45 мин.
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

игра
беседа
иллюстрирование
мастерская
инсценирование
посещение спектакля
работа в малых группах
актёрский тренинг
экскурсия

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА:

 Примерная программа внеурочной деятельности «Школьный театр для 1-4
классов» Театральный институт ми. Бориса Щукина Москва 2022 год.
 Р.Ганелин Программа обучения детей основам сценического искусства
«Школьный театр» http://biblioteka.teatr-obraz.ru

 Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы
 В.Стеценко «100 уроков театра» htpss//studiofiles.net/ Сборник занятий по











сценической речи и актерскому мастерству infourok.ru›sbornik-zanyatiyporechimasterstvu
Сборник игр и упражнений по актёрскому мастерству Феофанова
davaiknam.ru›text/sbornikigriuprajnenijpо.
Актерское мастерство - 4Brain
https://4brain.ru/akterskoe-masterstvo/ Юмористические игры для детей.
Методическое пособие – практикум «Ритмика и сценические движения»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
Методическое пособие – практикум «Культура и техника речи»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
Методическое пособие – практикум «Основы актёрского мастерства»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
Сайт «Драматешка» «Театральные шумы»
http://dramateshka.ru/index.php/noiseslibrary
Сайт «Драматешка» «Музыка»
http://dramateshka.ru/index.php/music

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание курса внеурочной деятельности по актёрскому мастерству и
сценической речи строится на основе методики воспитания и обучения Вахтанговской
школы. Главная особенность этой школы – последовательность освоения элементов
техники актёра: «От простого к сложному! Без спешки и больших скачков! Каждый
следующий элемент вбирает в себя все предыдущие».
Порядок прохождения элементов актерской техники согласно методике
Вахтанговской школы следующий:
1. Внимание
2. Память
3. Воображение
4. Фантазия
5. Мышечная свобода
6. Перемена отношения (к предмету, месту действия, к партнеру)
7. Физическое самочувствие
8. Предлагаемые обстоятельства
9. Оценка факта
10. Сценическое общение
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Теоретическая часть. Знакомство. Ознакомление с режимом занятий, правилами поведения
на занятиях, формой одежды и программой. Знакомство с творческой дисциплиной.
Инструктаж по технике безопасности на занятиях, во время посещения спектаклей, поездок
в транспорте. Знакомство с правилами противопожарной безопасности.
Практическая часть. Игра на знакомство. «Разрешите представиться» – умение представить
себя публике. Заполнение анкеты участника театральной студии. Разработка Устава
коллектива.

2. АЗБУКА ТЕАТРА
Теоретическая часть. История возникновения и создания театра. Театр как вид искусства.
Общее представление о видах и жанрах театрального искусства. Знакомство с мифологией.
Правила поведения в театре. Театральный этикет.
Практическая часть. Тест «Какой я зритель». Посвящение в «театральные зрители», выдача
удостоверений, где можно отмечать посещения наклейками или записывать названия
спектаклей.
Игры «Мы идем в театр», «Одно и то же по-разному», викторины и др.
3. ТЕАТРАЛЬНОЕ ЗАКУЛИСЬЕ
Теоретическая часть. Экскурсия реальная или виртуальная проводится в диалоге и
интерактивно. Знакомство со структурой театра и его основными профессиями: актер,
режиссер, сценарист, художник, декоратор, гример, оператор, звукорежиссёр, бутафор.
Практическая часть. Творческие задания и театральные игры помогут раскрыть тему.
Сценический этюд «Профессии театра…».
4. ПОСЕЩЕНИЕ ТЕАТРА
Теоретическая часть. Просмотр спектакля, поход с детьми в профессиональный театр или
просмотр телеспектакля.
Практическая часть. Обсуждение. Написание эссе «Мои впечатления».
5. КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ
Теоретическая часть. Основы практической работы над голосом. Дыхательная гимнастика.
Развитие артикуляционного аппарата. Работа с дикцией на скороговорках и чистоговорках.
Выразительное чтение, громкость и отчетливость речи.
Упражнения по сценической речи выполняются по алгоритму:
1. педагогический показ;
2. просмотр упражнения;
3. контроль и корректировка.
В результате поэтапного индивидуального контроля (объяснил – показал; посмотрел –
указал на ошибку – показал правильный вариант – посмотрел), можно добиться
максимальной эффективности в освоении того или иного упражнения.
Упражнения, в которых дети подключают к работе речевого аппарата все тело. Такие
практики переводят энергетическую активность в творческое русло.
Художественное чтение как вид исполнительского искусства. Знакомство с основами и
законами художественного чтения.
Практическая часть. Можно начинать занятия с одной мизансцены (например, круг).
Каждый ребенок задает индивидуальное звучание. Например, один участник произносит
звук (звукосочетание, чистоговорку и т.д.) и все в кругу должны за ним повторить. В этот
момент ребенок становится как бы дирижером и управляет всей группой. Такие
упражнения активно включают внимание в начале занятия.
ДЫХАНИЕ
Упражнения на развитие дыхания давать через образ и фантазию:
■ основы правильного дыхания (например, у вас в животе цветок, мяч и т.п.);

■ упражнения на «тёплый» и «холодный» выдох (например, сдувать пылинки пушинки,
согревать партнера, оттаивать заледеневшее стекло или рисовать на нем рисунки);
■ упражнения на дыхание лёжа (например, поднимать ноги в положение «Шлагбаум»
и не пропускать других детей или конкретного партнера).
АРТИКУЛЯЦИЯ
Обращать внимание на:
■ обособленность движений (занимаемся развитием мышц языка, а губы и нижняя челюсть
находятся в покое);
■ медленный темп увеличивает нагрузку на мышцы и делает упражнение более
эффективным;
■ координация движений и покоя всех частей речевого аппарата;
■ соединение координации и моторики (например, использовать предметы-мячики,
игрушки-мнушки, кольца су-джок и т.д.).
В итоге работы с артикуляционным блоком можно использовать упражнения под музыку.
ДИКЦИЯ
Обращать внимание на:
■ медленный темп упражнений (тексты скороговорок сначала читать медленно и только
после четкого внятного произношения прибавлять скорость);
■ внятное произношение всех необходимых звуков (не проглатывать звуки, слоги,
согласные в конце слова);
■ ритмические вариации (скороговорки в диалогах с различным словесным действием –
убедить, заинтересовать, посмеяться над кем-то и т.п.);
■ многократное повторение, которое должно перевести количество в качество.
Слушание сказок, стихов, басен. Развитие способности слышать ритмы музыкального,
поэтического, сказочного произведения. Чтение вслух литературных произведений.
Знакомство с детским фольклором (песни, танцы, потешки, поговорки, пословицы и
др.).Народные праздники, игры, традиции.
Самостоятельное сочинение сказок, былин на темы, связанные с народным творчеством.
Сочинение своих сказок, колыбельных, былин (коллективно или индивидуально, на
занятиях или дома). Придумывание своих сказочных сюжетов, объединяющих известных
героев разных сказок в одну литературную композицию.
Проигрывания-импровизации с детьми народных праздников, игр, сказок. Организация
«художественного события», своеобразного народного празднества.
Совершенствование техники сценической речи через художественное слово:
■ развитие навыка логического анализа текста (на материале народных
и литературных сказок);
■ знаки препинания, грамматические паузы, ударения, куски и задачи;
■ навык передачи смысловой и выразительной функций знаков препинания.
Финальным материалом может быть коллективно рассказанная сказка с вкраплением
дикционных и дыхательных упражнений, а также детские стихи в хоровом и
индивидуальном варианте.
6. ОСНОВЫ АКТЕРСКОЙ ГРАМОТЫ
Теоретическая часть. Посвящение детей в особенности актёрской профессии. Мышечная

свобода. Особенности сценического внимания. Наблюдение, воображение, фантазия,
придумка в актерской профессии.
Практическая часть. Упражнения на развитие зрительного внимания: «Повтори позу»,
«Зеркало», «Кто во что одет» и т.д. Ответить на вопросы, например, «Что вы видели по
дороге в школу?», «Сколько ступенек на лестничном пролёте?», «Сколько
фонарей/деревьев от дома до школы?» и т.д. Если не получается сразу ответить на эти
вопросы, дать задание подготовить ответы к следующему занятию.
Упражнения на развитие слухового внимания и других сенсорных умений: «Послушаем
тишину», «Летает не летает», «Хлопки», «Воробей-ворона» и др.
Развитие фантазии на основе реальных образов природы. Рассматривание форм камней,
раковин, корней и веток деревьев, поиск ассоциаций. Наблюдение за состоянием природы,
движением снега, появление радуги, движением облаков, движением волн и т.д. Фантазии
на эту тему. Разгадывание загадок о природе. Наблюдение за повадками диких и домашних
животных, их эмоциями.
Упражнения на подражание голоса: медведя, тигра, волка, коровы, кошки, собаки, птиц,
рыб и т.д. Разговор обезьян. Жужжание мух, комаров, пчел. Кваканье лягушек. Этюд
«Птичий переполох», озвучивание русской народной сказки «Зимовье зверей».
Упражнения на звукоподражание: шелест листьев, травы, шум морских волн, вой ветра,
шум дождя, капель, перестукивание камней, журчание ручья, гром и т.д.
Выполнение упражнений: «Угадать шумы», «Искусственные шумы», «Радио», «Слышать
одного» и др.
Упражнение, направленное на внимание – «Пишущая машинка».
Итоговым мероприятием может быть интегрированная инсценировка басен, сказок,
открытое занятие по актёрскому мастерству.
7. ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА. ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ
Теоретическая часть. Понятие о предлагаемых обстоятельствах. Понятие «Я» в
предлагаемых обстоятельствах. Понятие «игра». Возникновение игры. Понятие
«театральная игра. Общеразвивающие игры и специальные театральные игры. Значение
игры в театральном искусстве. Воображение и вера в вымысел. Язык жестов, движений и
чувств.
Практическая часть. Выполнение упражнений на предлагаемые обстоятельства. Участие в
играх-инсценировках, играх-превращениях, сюжетных играх.
Этюды-превращения: «Я – дерево, цветок, травинка, листик, шишка, раковина и т.д.», «Я
– ветер, облако, водопад, морская волна, гром, вьюга, солнечный свет», «Я – арбуз, яблоко,
лимон, авокадо, морковь, лук, семечко и т.д.».
Игры-перевёртыши: собака – кошка, лиса – заяц, волк – медведь, ворона – воробей и т.д.
Игра в теневой театр – создание с помощью рук образов зверей, птиц, сказочных существ.
Выполнение упражнений: «Угадать шумы», «Искусственные шумы», «Радио», «Слышать
одного» и др.
Выполнение этюдов: «Встреча», «Знакомство», «Ссора», «Радость», «Удивление».
Обыгрывание бытовых ситуаций из детских литературных произведений.
Сочинение и представление этюдов по сказкам.
8. РИТМОПЛАСТИКА

Теоретическая часть. Мышечная свобода. Гимнастика на снятие зажимов рук, ног и
шейного отдела. Тренировка суставно-мышечного аппарата. Универсальная разминка.
Жесты. Пластика. Тело человека: его физические качества, двигательные возможности,
проблемы и ограничения. Правильно поставленный корпус – основа всякого движения.
Понятия:
■ точки зала (сцены);
■ круг, колонна, линия (шеренга);
■ темпы: быстро, медленно, умеренно.
Музыка и пластический образ (влияние музыки на возникновение пластических образов,
попытки создания образа, внутреннее созерцание образа в движении под музыку).
Привить уважение к своему телу, научиться им владеть и держать в тонусе. Техника
безопасности.
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие двигательных способностей
(ловкости, гибкости, подвижности, выносливости), на освобождение мышц, равновесие,
координацию в пространстве.
Упражнения с приседаниями, игра с мячом, бег, ритмические игры. Например, удар
теннисного мяча в пол или бросок в руки другого ребенка, бег по залу в сочетании с
активными выдохами на «пф», счет с приседаниями (присел – встал – сказал РАЗ, присел –
встал – сказал ДВА и т.д.).
Произношение текста в движении. Правильная техника дыхания. Пластическая
импровизация на музыку разного характера.
Участие в играх и выполнение упражнений на развитие пластической выразительности
(ритмичности, музыкальности, координации движений). Тренинги: «Собачка», «Гусиный
шаг», «Прыжок на месте».
Выполнение основных позиций рук, ног, постановки корпуса. Упражнения на развитие
пластичности и выразительности рук: «Волна», «Деревья», «Подводные растения»,
«Плавники».
Работа над жестами (уместность, выразительность). Участие в играх на жестикуляцию
(плач, прощание, встреча).
Упражнения на развитие умения двигаться в соответствии с заданным музыкой темпоритмом: «Ускоряй-замедляй», «Шагаем под музыку, как великаны, как гномы, как лиса, как
заяц, как медведь».
Упражнения, которое учит самостоятельно подбирать образные движения, менять их с
изменением характера музыки: «Мотылёк», «Лебедь», «Парус», «Снежинки», «Огонь» и
т.п. Слушание музыки и выполнение движений (бег – кони, прыжки – воробей, заяц,
наклоны – ветер дует и т.д.) в темпе музыкального произведения.
Перестроение в указанные фигуры, в том числе и геометрические.
9. РАБОТА НАД ПОСТАНОВКОЙ
МИНИСПЕКТАКЛЯМИ)

(ИНСЦЕНИРОВКОЙ,

МИНИАТЮРАМИ,

Теоретическая часть. Выбор произведения. Чтение литературного произведение.
Определение главной темы рассказа и идеи автора. Осмысление сюжета, выделение
основных событий. Разбор. Определение жанра будущей театральной постановки. Читка по
ролям.

Практическая часть. Распределение ролей. Разучивание текстов. Выразительное чтение
по ролям, расстановка ударений в тексте. Упражнения на коллективную согласованность
действий, отработка логического соединения текста и движения. Этюдные репетиции на
площадке. Разбор мизансцен. Отработка монологов. Пластический рисунок роли.
Темпо-ритм.
Репетиции отдельных картин в разных составах. Создание элементов декораций, подбор
реквизита и элементов костюма. Подбор музыки для музыкального оформления
постановки. Сводная репетиция. Генеральная репетиция.
10. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ)
Практическая часть. Творческий отчёт. Показ спектакля, инсценировок или проведение
мероприятия. Обсуждение. Рефлексия.
Подведение итогов. Анализ работы
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
■ выразительно читать и правильно интонировать;
■ различать произведения по жанру;
■ читать наизусть, правильно расставлять логические ударения;
■ освоить базовые навыки актёрского мастерства, пластики и сценической речи;
■ использовать упражнения для проведения артикуляционной гимнастики;
■ использовать упражнения для снятия мышечных зажимов;
■ ориентироваться в сценическом пространстве;
■ выполнять простые действия на сцене;
■ взаимодействовать на сценической площадке с партнёром;
■ произвольно удерживать внимание на заданном объекте;
■ создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
■ умение работать в коллективе, оценивать собственные возможности решения учебной
задачи и правильность ее выполнения;
■ приобретение навыков нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
■ способность к объективному анализу своей работы и работы товарищей;
■ осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
■ стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими людьми.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Регулятивные УУД:
■ приобретение навыков самоконтроля и самооценки;
■ понимание и принятие учебной задачи, сформулированной преподавателем;

■ планирование своих действий на отдельных этапах работы;
■ осуществление контроля, коррекции и оценки результатов своей деятельности;
■ анализ на начальном этапе причины успеха/неуспеха, освоение с помощью педагога
позитивных установок типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД позволяют:
■ развить интерес к театральному искусству;
■ освоить правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале);
■ сформировать представления о театральных профессиях;
■ освоить правила проведения рефлексии;
■ строить логическое рассуждение и делать вывод;
■ выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба,
удивление, восхищение);
■ вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
■ ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл простого текста.
Коммуникативные УУД позволяют:
■ организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельность с педагогом
и сверстниками;
■ работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учета интересов;
■ формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
■ отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.);
■ соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии
с коммуникативной задачей.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

Название раздела/темы

1

Вводное занятие

2

Азбука театра

3
4

Театральное закулисье
Посещение театра

5

Культура и техника
речи. Художественное
чтение
Основы актерской
грамоты
Предлагаемые
обстоятельства.
Театральные игры

6
7

Количество Формы аттестации/ контроля по
часов
разделам
1
Знакомство. Правила поведения.
Инструктаж
3
Беседа, игры, тестирование,
«посвящение в театральные
зрители»
2
Экскурсия, творческое задание
4
Просмотр спектакля, написание
эссе
15
Беседа, наблюдение; выполнение
творческих заданий
15
20

Беседа, наблюдение; выполнение
творческих заданий
Беседа, наблюдение; выполнение
творческих заданий

8
9
10
Итого:

Ритмопластика.
Сценическое движение
Актёрский практикум.
Работа над постановкой
Итоговая аттестация

20
20
2
102

Беседа, наблюдение; выполнение
творческих заданий
Наблюдение; выполнение
творческих заданий
Творческий отчёт

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Реализация программы «Школьный театр» предусматривает текущий контроль и
итоговую аттестацию обучающихся.
Текущий контроль проводится на занятиях в форме педагогического наблюдения за
выполнением специальных упражнений, театральных игр, показа этюдов и миниатюр.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года по окончании
освоения программы «Школьный театр» в форме творческого отчета: показа инсценировок,
театральных миниатюр, миниспектаклей, проведения школьного мероприятия.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Класс
2 класс
3 класс
4 класс

Система оценки
Инсценировка сказки.
Театральная постановка произведения.
Мастер-класс по театральному мастерству. Показ спектакля.

Оборудование (ТСО) для проведения занятий:







Интерактивная доска
Компьютер
Презентации
Рисунки и картины по сказкам
Проектор
Магнитная доска

Оборудование:
 Костюмы
 Костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных
постановок
 Краски - акварельные, гуашь
 Клей, газеты
 Куклы - персонажи
 Маски
 Набор для творчества
 Сценарии
 Книги со сказками.
 Ширма.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».