Рабочая программа по внеурочной деятельности Белая ладья 4 класс

Частное общеобразовательное учреждение «Прогимназия № 63
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
(ЧОУ Прогимназия №63 ОАО «РЖД»)

РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
начальный классов
Руководитель ШМО
__________/Н.В. Адеева
Протокол от 30.08.2024 г.
№ 1__

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
ЧОУ Прогимназии №63
ОАО «РЖД»
______/В.И.Джангриян
«30» августа 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор ЧОУ Прогимназии
№63 ОАО «РЖД»
______________М.А.Ломова
Приказ ОУ от «30» 08.2024 г.
№ __214_
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 02F5949E00A2B1548744681BA6B137706C
Владелец: Ломова Мария Анатольевна
Действителен: с 03.07.2024 до 03.10.2025

Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Белая ладья»
в 4 классе

Рабочую программу составил(а):
Пожидаев И.А.,
педагог дополнительного образования
высшей категории

Батайск
2024 г.

1

Пояснительная записка
Рабочая программа по шахматам кружка «Белая ладья» для детей четвертого
класса разработана на основе следующих нормативных актов, определяющих основную
направленность, объем и содержание учебных занятий:









Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего
образования» (далее – ФОП НОО);
приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (далее – ФГОС НОО)
устава ЧОУ Прогимназия №63 ОАО «РЖД».

Обоснование программы
"Шахматы - это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее,
помогают объективно оценить сложившуюся ситуацию, просчитать поступки на
несколько "ходов" вперед. А главное, - воспитывать характер". ( В.В.Путин)
Шахматы - чуть ли не единственная чисто соревновательная, т.е. наглядная форма
фиксации интеллекта не только личности, но и нации в целом. Они - существенная
составляющая культурного пространства.
Значение шахмат в формировании интеллекта личности весьма значительна.
Благодаря этой игре люди учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в
достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать
логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся
самодисциплине, стараются не падать духом при отдельных неудачах и т.д.
Физическая подготовка шахматиста должна носить систематический,
целенаправленный
характер.
Шахматы
могут
непосредственно
влиять
на
интеллектуальное развитие и формирование гармоничной личности. В то же время они
подготавливают подрастающее поколение к успешной жизнедеятельности в различных
социально-бытовых и производственных сферах нашего общества.
Реализация данной программы позволяет решить многие позитивные направления
– сделать обучение радостным, поддерживать постоянный интерес к знаниям.
Стержневым моментом занятий становится деятельность самих занимающихся, когда они
наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют
закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного
материала, включение в занятие игровых ситуаций.
Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих
психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память,
мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Цели и задачи программы
1. Развивать память, аналитико-синтетические функции мышления детей;
2. Закладывать основы будущей личности, развивать активность, инициативу,
самостоятельность.
2

3. Обеспечить каждому ребенку физический и психический комфорт, заложить
основы доброжелательного отношения друг к другу.
4. Воспитывать потребность в самоанализе своей деятельности, научить создавать
и реализовывать прогноз.
5. Воспитывать волевые качества: уверенность, целеустремленность, стойкость.
6. Поддерживать инициативу детей, поощрять у них стремление к победе.
Основные принципы организации умственного воспитания с использованием
средств игры в шахматы
Содержание и организационные формы базового умственного воспитания детей
разработаны на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие
социально-активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в
изменяющихся условиях общественной жизни.
Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает
отношение воспитателя (тренера-преподавателя) к воспитанникам как к ответственным
субъектам собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на
субъектно-субъектных отношениях.
Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно
основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных
процессов, что учащихся воспитывают сообразно их полу, возрасту и индивидуальных
особенностей, формируют у них ответственность за развитие самих себя.
Принцип культуросообразности воспитания предполагает, что воспитание
основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и
нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими
общечеловеческим ценностям.
Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает
осуществление воспитания средствами физической культуры и спорта, что позволяет
учащимся расширить сферу общения, формировать навыки социальной адаптации,
интеграции, индивидуализации, самореализации.
Принцип концентрации воспитания на развитие личности направлен на
освоение социо - культурного опыта и свободное самоопределение в социальном
окружении.
Рабочая программа внеурочной деятельности по шахматам для четвертых
классов рассчитана на 35 часов и предусматривает 6 тем.
Содержание программы
1. Введение. Техника безопасности. Охрана жизни и здоровья. Знакомства с
инструкции на занятиях по шахматам.
2. Виды дебютов: Классификация дебютов. Мобилизация фигур, борьба за центр.
Роль и оптимизация работы фигур в дебюте. Гамбиты,
Практическая работа: анализ учебных партий; игровая практика; анализ дебютной
части партий
3. Разбор партий великий гроссмейстеров: стиль игры Гарри Каспарова, Владимира
Крамника, Роберта Фишера.
Практическая работа: анализ дебютной части партий.
4. Начальные сведения о миттельшпиле. Централизация. Блокада.
Понятие о варианте. Логическая связка «если, то...». Открытая линия. Проходная пешка.
Практическая работа: отработка на практике миттельшпиля.
5. Начальные сведения об эндшпиле.
Пешечный эндшпиль. Правило квадрата. Ключевые поля в эндшпиле.
Практическая работа: отработка на шахматной доске пешечного эндшпиля.

3

Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных
шахматистов с приглашением родителей учащихся; конкурс на решение шахматных
задач.












По окончании года обучения учащихся должны знать:
виды дебютов;
блокада в миттельшпиле
шахматные правила;
правило квадрата.
тактические приемы;
Учащиеся должны уметь:
разыгрывать дебюты
знать основы эндшпиль
знать основы миттельшпиль
проанализировать партию
применять шахматные правила.

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

1.
2.
3.
4.

5.

Тема занятия

Вводное
занятие.
Дебют
Дебют
Итальянская
партия.
Итальянская
партия.

Коли
честв
о
часов
1
1
1
1

Дата
провед
ения
04.09
11.09
18.09
25.09

1
02.10

6.

7.

8.

Дебют ферзевых
пешек.

1

Дебют ферзевых
пешек.

1

Дебют ферзевых
пешек.

1

09.10

16.10

23.10

Факти
ческая
дата

Содержание курса

Техника безопасности. Охрана жизни и
здоровья. Проверка знаний.
Дебют. Правила дебюта.
Дебют. Игровая практика.
Открытый дебют. Итальянская партия
Практическая работа: анализ учебных партий;
игровая практика; анализ дебютной части
партий.
Открытый дебют. Итальянская партия Вариант
С3
Практическая работа: анализ учебных партий;
игровая практика; анализ дебютной части
партий.
Закрытый дебют. Дебют ферзевых пешек.
Практическая работа: анализ учебных партий;
игровая практика. Решение задач.
Закрытый дебют. Дебют ферзевых пешек.
Система Цукерторта .
Практическая работа: анализ учебных партий;
игровая практика. Решение задач.
Закрытый дебют. Дебют ферзевых пешек.
Система Ливетовского.
Практическая работа: анализ учебных партий;
игровая практика. Решение задач.
4

Дебют ферзевых
пешек.

1

10. Дебют ферзевых
пешек.

1

11. Сицилианская
защита.

1

12. Сицилианская
защита.

1

13. Сицилианская
защита.

1

14. Сицилианская
защита.

1

15. Сицилианская
защита.

1

16. Голландская
защита.

1

17. Голландская
защита.

1

15.01

18. Голландская
защита.

1

22.01

19. Разбор партий
великий
гроссмейстеров

1

29.01

20. Разбор партий
великий
гроссмейстеров

1

05.02

21. Миттельшпиль

1

12.02

22. Миттельшпиль

1

19.02

23. Миттельшпиль

1

26.02

9.

6.11

13.11

20.11

27.11

4.12

11.12

18.12

25.12

Закрытый дебют. Дебют ферзевых пешек.
Вариант Чигорина
Практическая работа: анализ учебных партий;
игровая практика. Решение задач.
Закрытый дебют. Дебют ферзевых пешек.
Лондонская защита.
Практическая работа: анализ учебных партий;
игровая практика. Решение задач.
Полуоткрытый дебют. Сицилианская защита.
Практическая работа: игровая практика;
анализ дебютной части партий.
Сицилианская защита. Вариант дракона.
Практическая работа: игровая практика;
анализ дебютной части партий.
Сицилианская защита. Вариант Аапина
Практическая работа: игровая практика;
анализ дебютной части партий.
Сицилианская защита. Вариант Крочного.
Практическая работа: игровая практика;
анализ дебютной части партий.
Сицилианская защита. Вариант Таля.
Практическая работа: игровая практика;
анализ дебютной части партий.
Полузакрытые дебюты. Голландская защита.
Практическая работа: игровая практика;
анализ дебютной части партий.
Полузакрытые дебюты. Голландская
защита.Ленинградская система.
Практическая работа: игровая практика;
анализ дебютной части партий.
Полузакрытые дебюты. Голландская
защита.Каменная стена.
Практическая работа: игровая практика;
анализ дебютной части партий.
Рассмотрения стиля игры Гарри Каспарова,
Владимира Крамника, Роберта Фишера.
Практическая работа: анализ учебных партий;
игровая практика. Решение задач.
Рассмотрения стиля игры Гарри Каспарова,
Владимира Крамника, Роберта Фишера.
Практическая работа: анализ учебных партий;
игровая практика. Решение задач.
Пешечные слабости..
Практическая работа: отработка на практике
приемов миттельшпиля.
Форпост.
Практическая работа: отработка на практике
приемов миттельшпиля.
Позиция короля. Атака на короля.
Практическая работа: отработка на практике
5

24. Миттельшпиль

1

05.03

25. Миттельшпиль

1

12.03

26. Миттельшпиль

1

19.03

27. Миттельшпиль

1

02.04

28. Миттельшпиль

1

09.04

29. Эндшпиль

1

16.04

30. Эндшпиль

1

23.04

31. Эндшпиль

1

30.04

32. Эндшпиль

1

07.05

33. Эндшпиль

1

14.05

34. Эндшпиль

1

21.05

35. Контрольные
срезы

1

28.05

приемов миттельшпиля.
Атака на короля.
Практическая работа: отработка на практике
приемов миттельшпиля.
Централизация.
Практическая работа: отработка на практике
приемов миттельшпиля.
Овладение тяжёлыми фигурами 7(2)
горизонталью.
Практическая работа: отработка на практике
приемов миттельшпиля.
Вскрытие и запирание линий.
Практическая работа: отработка на практике
приемов миттельшпиля.
Блокада.
Практическая работа: отработка на практике
приемов миттельшпиля.
Король и пешка против короля.
Практическая работа: отработка на
шахматной доске пешечного и ладейного
эндшпиля.
Король и пешка против короля.
Практическая работа: отработка на
шахматной доске пешечного и ладейного
эндшпиля.
Ключевые поля в эндшпиле.
Практическая работа: отработка на
шахматной доске пешечного и ладейного
эндшпиля.
Ключевые поля в эндшпиле.
Практическая работа: отработка на
шахматной доске пешечного и ладейного
эндшпиля.
Правило квадрата.
Практическая работа: отработка на
шахматной доске пешечного и ладейного
эндшпиля.
Правило квадрата.
Практическая работа: отработка на
шахматной доске пешечного и ладейного
эндшпиля.
Шахматный тест

6

Программный материал для практических занятий.
Учебный материал
Теория
Вилка- нападения пешкой или конем на две фигуры партнера
Гамбит – названия дебютов, в котором жертвуется материал.
Дебют - начальная стадия шахматной партии
Диаграмма – печатное изображение шахматной доски
Королевский фланг - половина доски, на которой перед началом шахматной партии
стоят короли.
Материал — общее название для фигур
Нотация (шахматная) — система записи течения шахматной партии или
определенной позиции
Партия (шахматная) — шахматный поединок между партнерами
Развитие — быстрейшее введение фигур в игру
Размен — снятие с доски равноценных фигур
Сдвоенные пешки — пешки одного цвета, расположенные на одной вертикали
Спёртый мат — мат конем, при котором собственные фигуры отнимают у короля
все поля для отступления
Ферзевый фланг — половина доски, на которой перед началом игры стоят ферзи
Часы (шахматные) — особые часы с двумя циферблатами и контрольными
флажками.
Эндшпиль — заключительная стадия шахматной партии
Этюд — специально придуманная позиция, в которой надо найти неожиданное и
красивое решение.
Заблокированная пешка — если на поле перед ней стоит фигур)» пешка
противника (или своя пешка или фигура), мешая ей двигаться дальше. Такая пешка
считается слабой: выключена из игры.
Защищенная проходная пешка — такая пешка, которую защищает своя пешка или
любая другая фигура.
Качество — приобретение или потеря шахматного материала
Изолированная пешка — такая, когда на соседних с ней портики нет своих пешек.
Взятие на проходе — когда пешка любого цвета со своего первоначального места
идет сразу на два поля и пересекает битое поле пешки противника, то та имеет право
побить ее (снять с доски) и поставить на битое поле свою.
Горизонталь — прямая линия на шахматной доске, идущая слева направо (или
справа налево). Обозначается цифрами, которые пишутся сбоку от доски: слева от игрока
(от 1-й до 8-й или от 8-й до 1-й горизонтали).
Вертикаль — одна из трех линий (прямая) шахматной доски. Идет по направлению
от игрока к игроку, обозначается восьмью буквами.
Оппозиция — противостояние королей напротив друг друга через одно или
несколько нечетных полей, когда одинокий король остается против короля с пешкой.
Начальная позиция — расположение фигур и пешек в исходном положении (до
начала игры) до первого хода белых.
Ничья — окончание игры. Ни одной из сторон не присуждается победа, остается
по королю, или оба игрока сами соглашаются на ничью, вечный шах, патовое положение
на доске одному из королей и т. д.
Нападение — пойти фигурой или пешкой так, чтобы следующим ходом можно
было бы взять неприятельскую фигуру или пешку.
7

Легкие фигуры — общепринятое название для коней и слонов.
Линия — несколько чередующихся черно-белых или одинаковых полей на
шахматной доске. Всего три рода разновидностей линий — вертикальная, горизонтальная
и диагональная.
Мат — безвыходное, безнадежное положение для короля (обязательно после шаха
королю). Означает конец игры.
Мат спёртый — разновидность обычного мата. Встречается редко.
Мастер — шахматное звание (разряд) перед гроссмейстером. Национальный
мастер — мастер своей страны, звание международный мастер присваивается при
выполнении соответствующей нормы в международных соревнованиях шахматистов.
Материальное преимущество — выигрыш одним из соперников у другого
шахматного материала: фигуры или нескольких фигур и пешек. Однако материальное
преимущество еще не дает полной гарантии выигрыша его обладателю. Но нередко
является прекрасной надежной предпосылкой для одержания победы в партии.
Миттельшпиль — вторая стадия шахматной партии после дебюта. Переводится с
немецкого языка как середина игры. Именно в этой стадии начинаются активные боевые
действия с обеих сторон. Мобилизация сил
'
Начальная позиция — расположение фигур и пешек в исходном положении (до
начала игры) до первого хода белых.
Ничья — окончание игры. Ни одной из сторон не присуждается победа, остается
по королю, или оба игрока сами соглашаются на ничью, вечный шах, патовое положение
на доске одному из королей и т. д.
Нападение — пойти фигурой или пешкой так, чтобы следующим ходом можно
было бы взять неприятельскую фигуру или пешку.
Нотация — система записи ходов в шахматной партии.
Практика.
Детский мат - быстрый мат ферзем и слоном из- за грубой ошибки партнера
Жертва - добровольная отдача фигуры для улучшения своей позиции
Ловушка — ход, рассчитанный на ошибку партнера
Партия (шахматная) — шахматный поединок между партнерами
Размен — снятие с доски равноценных фигур
Сдвоенные пешки — пешки одного цвета, расположенные на одной вертикали
Спёртый мат — мат конем, при котором собственные фигуры отнимают у короля
все поля для отступления
Ферзевый фланг — половина доски, на которой перед началом игры стоят ферзи.
Цугцванг — положение, при котором любой ход ведет к ухудшению собственной
позиции.
Эндшпиль — заключительная стадия шахматной партии.
Эполетный мат — мат, при котором ладьи, стоя по обе стороны своего короля,
отнимают у него поля для отступления.
Заблокированная пешка — если на поле перед ней стоит фигур)» пешка
противника (или своя пешка или фигура), мешая ей двигаться ше. Такая пешка считается
слабой: выключена из игры.
.Изолированная пешка — такая, когда на соседних с ней портики нет своих пешек.
Взятие на проходе — когда пешка любого цвета со своего первоначального места
идет сразу на два поля и пересекает битое поле пешки противника, то та имеет право
побить ее (снять с доски) и поставить на битое поле свою.
Горизонталь — прямая линия на шахматной доске, идущая слева направо (или
справа налево). Обозначается цифрами, которые пишутся сбоку от доски: слева от игрока
(от 1-й до 8-й или от 8-й до 1-й горизонтали).
8

Вертикаль — одна из трех линий (прямая) шахматной доски. Идет по направлению
от игрока к игроку, обозначается восьмью буквами («а», «в», «с» и т. д.).
Оппозиция — противостояние королей напротив друг друга через одно или
несколько нечетных полей, когда одинокий король остаётся против короля с пешкой.
Знание этого правила помогает слабейшей стороне (одинокому королю) в некоторых
случаях добиться ничьей
Пат — разновидность ничьей, когда королю некуда ходить, а шаха ему нет.
Ничья — окончание игры. Ни одной из сторон не присуждается победа, остается
по королю, или оба игрока сами соглашаются на ничью, вечный шах, патовое положение
на доске одному из королей и т. д.
Линия — несколько чередующихся черно-белых или одинаковых полей на
шахматной доске. Всего три рода разновидностей линий — вертикальная, горизонтальная
и диагональная.
Мат — безвыходное, безнадежное положение для короля (обязательно после шаха
королю). Означает конец игры.
Мат спёртый — разновидность обычного мата. Встречается редко.

Список литературы:
1. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
2. Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
3. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
4. Шахматы – школе/ Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.
5. Гин Евгений. Шахматные вундеркинды. – М.: «Астрен», 2006 г.
6. Костров В. Замечательные шахматы.- Спб.: Литера, 1997 г.
7. Лингоф Т. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. – Ярославль:
Просвещение,1998 г.
8. Тартаковер С. Учебник шахматной игры. – М.: Олимпия,2005 г.
9. Эстрин Э. Б. Шахматные дебюты. – М.: «Фаир-Пресс», 2003 г.
10. А. Трофимова: Шахматы для юных чемпионов, Феникс 2013г.
11. В.Костров: Шахматный решебник. Завлечение, Литера 2013г.
12. В.Костров: Шахматный решебник. Двойной удар, Литера 2013г.
13. В. Костров: Шахматный решебник. Мат королю, Литера 2013г.
14. Э. Долби: Шахматы. Как стать хорошим игроком, Эгмонт 2012г.

9

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».