Город Батайск, Ростовская область
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Частное общеобразовательное учреждение «Прогимназия № 63
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
ЧОУ Прогимназии № 63 ОАО «РЖД»
протокол №_______1_______
«30» августа 2024г.
УТВЕРЖДАЮ:
ДИРЕКТОР
ЧОУ Прогимназии № 63
ОАО «РЖД»
____________________М.А. Ломова
«30» августа 2024г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа интеллектуального направления
«Little friends»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Маклецова Юлия Александровна,
педагог дополнительного образования
г. Батайск, 2024 год
Содержание
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи программы
1.3 Основные принципы и приемы программы
1.4. Планируемые результаты усвоения программы
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание психолого-педагогической работы
2.2. Перспективное планирование
2. 3. Программно-методическое обеспечение
3. Организационный раздел
3.1. Учебный план
3.2.Расписание непосредственно образовательной деятельности
2
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка Английский для дошкольников 5-7 лет «Little friends» составлена на основании
следующих
нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с
изменениями от 1 сентября 2020 г. - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об
образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся").
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020
года).
- Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16).
- Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (приказ Министерства просвещения РФ от 3
сентября 2019 г. № 467).
- Федеральные проекты «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Патриотическое воспитание» и др.
- Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей».
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 от 28.01.2021 N 2 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Устав и локальные нормативные акты ЧОУ Прогимназии № 63 ОАО «РЖД».
Рабочая программа кружка Английский для дошкольников «Little friends» составлена по авторской программе М.В. Штайнепрайс
«Английский язык и дошкольник», Москва, 2007 год. Основная направленность программы – через игру привить интерес к овладению
английским языком, развить творческие способности дошкольников. Также данная программа способствует развитию активной и пассивной
речи, правильному звукопроизношению на осознанном уровне.
Программа реализуется в форме кружковой работы, охватывает детей (5-7 лет) старшей группы. Срок реализации – 1 год, 68 занятий
в год (2 занятия в неделю).
Раннее обучения иностранному языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному
разнообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого акта. Роль
иностранного языка на ранней ступени обучения особенно неоценима в развивающем плане. «Образовательное значение иностранных
3
языков заключается в развитии мыслительных способностей детей, в развитии филологического образования путем сопоставления языков,
тщательного изучения строя иностранного языка» (Л.В. Щерба). Язык для ребенка – это прежде всего средство развития, познания и
воспитания. Иностранный язык на ранней ступени рассматривается как средство формирования интеллекта ребенка и развития его
способностей; как средство осознания собственного «Я» и самовыражения; средство социального взаимодействия, с помощью которого
ребенок овладевает социальным миром (И.А. Зимняя).
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы: воспитание и развитие детей средствами иностранного языка в процессе практического овладения им как
инструментом общения, формировать умения и навыки общения на основе различных видов детской предметно-практической деятельности.
В рамках работы по английскому языку выделены следующие
Задачи:
С помощью различных форм игры побуждать ребенка к самостоятельному решению коммуникативных задач на английском языке в
рамках тематики;
развивать фонематический слух;
создать условия для полноценного и своевременного психологического развития ребенка;
развивать мышление, память, внимание, воображение, волю, усидчивость;
способствовать повышению мотивации к учению;
расширять кругозор;
формировать мотивацию к познанию и творчеству;
ознакомить с культурой, традициями и обычаями страны изучаемого языка;
воспитывать уважение к образу жизни людей страны изучаемого языка;
воспитывать чувство толерантности.
Поставленные цели и задачи реализуются при создании необходимых условий:
наличие кабинета и его оснащенности методической литературой, компьютером, наглядными пособиями, дидактическими играми,
игрушками, раздаточными материалами (альбомы, цветные карандаши и др.);
разработанное содержание учитывает психофизиологические особенности возраста ребенка, его возможностей;
выбор методов, форм, средств работы.
В работе с дошкольниками учитываются следующие принципы обучения английскому языку:
Дидактики (от простого к сложному);
Систематичности;
Комплексная реализация целей: коммуникативная, развивающая, воспитывающая;
Коммуникативной направленности;
4
Осознанного владения иностранным языком;
Наглядности;
Повторности;
Самостоятельности;
1.3. Основные принципы и приемы программы
Программа по английскому языку основана на игровом методе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
На занятиях используются различные виды игровой деятельности: сюжетные, дидактические, подвижные, театрализованные.
Предметно – развивающая среда:
- зона настольных игр по английскому языку;
- зона компьютерных игр по английскому языку.
Программа составлена с учетом межпредметных связей по разделам: ознакомление с окружающим, музыкальное воспитание.
1.4. Планируемые результаты усвоения программы
Ожидаемые результаты
Старшая группа (5-6 лет)
К концу года должны знать:
О своем теле, его частях
О частях дома и окружающих предметах
Семья
Цвета
Знать наизусть рифмовки, считалки, песни, стихи
К концу года дети должны уметь:
Понимать на слух элементарную английскую речь в нормальном темпе в предъявлении преподавателя, в том числе указания, связанные
с заданием, распоряжения – команды, связанные с проведением зарядки.
Понимать реплики других детей.
Уметь здороваться, прощаться, благодарить, извиняться.
Представлять себя, своих членов семьи.
Рассказывать о своих игрушках (животных).
Уметь считать от 1 до 10.
Знать основные цвета.
Знать названия фруктов и овощей.
Знать времена года.
Уметь отвечать на вопросы.
5
Воспитанники приобретают следующие социокультурные знания:
- названия страны, язык которой изучают;
- знание имен некоторых литературных героев детских произведений;
- знание сюжета некоторых популярных авторских и народных сказок;
- умение воспроизводить небольшие простые изученные произведения.
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание психолого-педагогической работы
Одним из важнейших приемов обучения в детском саду является игра. Игра – это тот способ, фундамент, то главное, на чем построен
весь процесс обучения. Игра – основной вид деятельности дошкольника. Но как сделать так, чтобы ребенок захотел говорить на английском
языке? Ведь все коммуникативные задачи он может решить на родном языке. Маленькому воспитаннику очень сложно объяснить, что это
понадобится ему в школе, так как есть такой предмет, в институте, при выборе профессии, при определении в жизни. Вот здесь и помогает
игра. Игра – это очень естественно для ребенка-дошкольника. В процессе игровой деятельности ребенок проявляет смекалку,
сообразительность. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают, как сталкиваются с различными трудностями и
учатся. В игре они решают свою собственную задачу. Игра всегда конкретна и способствует развитию дошкольников. Следует применять
самые разнообразные игры, как подвижные, так и спокойные. На начальном этапе обучения детей английскому языку необходимо
многократное повторение изученного ими материала. Для этого целесообразны упражнения, в которых знакомые слова будут повторяться в
различных сочетаниях и ситуациях. Такими упражнениями могут быть считалки, стишки, песенки, инсценировки и др. Большое значение
при изучении английского языка имеет заучивание наизусть стихотворений и песенок, поскольку лексический материал, организованный в
звучных ритмических стихах со смежными рифмами, не только легко заучивается детьми, но и длительное время хранится в памяти. Подача
материала или игры должна быть яркой и эмоциональной. Для этой цели в моем распоряжении есть большое количество игрушек,
дидктических, раздаточных материалов, картинки, карточки, куклы, лото, кубики. Для каждой игровой ситуации – свой набор игрушек и
картинок.
Фонетический материал вводится и отрабатывается с помощью различных сказки историй о Мистере Язычке. В процессе обучения
детей английскому языку можно использовать следующие приемы обучения: хоровое повторение за преподавателем, индивидуальное
повторение, хоровое и индивидуальное пение, декламация стихов, организация игр с элементами соревнования, чередование подвижных и
спокойных игр, рисование. И обязательно один или два раза в год проведение праздников на английском языке, чтобы дети могли показать
свои знания и умения родителям, друг другу, чтобы возрос уровень мотивации в изучении этого предмета.
Работа над произношением.
Особое внимание при обучении английскому языку необходимо уделять постановке произношения. Психофизические особенности
малышей дают возможность им имитировать самые сложные звуки английского языка. Вместе с тем при обучении произношению
необходимо пользоваться не только имитацией, но по мере необходимости и методом показа и пояснения. Объяснение артикуляции должно
быть доступно пониманию и иметь игровой момент. Детей, у которых плохо получается некоторые звуки, следует чаще привлекать к
6
участию в играх-упражнениях на эти звуки. Для выработки правильного произношения и интонации следует широко применять хоровые
виды работы, хотя это и не исключает индивидуальной работы с каждым ребенком. Хорошими упражнениями для закрепления
произношения являются считалочки и скороговорки.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, необходимо использовать достаточное количество учебного времени на
дополнительную, индивидуальную работу каждого ребенка.
Работа с игрушкой или картинкой
Исходя из того, что у детей дошкольного возраста развита в основном образная память, следует вводить слова английского языка путем
наглядной семантизации. В этих целях для занятий следует подбирать яркие и красочные игрушки, картинки, использовать предметы
окружающей ребенка обстановки. При подборе картинки необходимо обращать внимание на ее выразительность, с тем, чтобы тот предмет,
который вводится в речь детей, был наиболее рельефным, не терялся в большом количестве других изображений на рисунке.
Разучивание и декламация стихов, песенок.
Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения дошкольников английскому языку
возможно лишь при условии не только воздействия на сознание ребенка, но и проникновения в его эмоциональную сферу.
Разучивая стихотворение или песенку, ребенок легко запоминает рифмованный текст, содержащий большое количество новых слов и
предложений. Рифмованный текст является полезным фонетическим упражнением, а также материалом для запоминания слов. Но чтобы
слова вошли в активный запас ребенка, а также в грамматические конструкции, нужны специальные упражнения и игры со словами вне
контекста стихотворения.
Дошкольный период – это период, когда ребенку интересна звуковая культура слова. Читая рифмовки, ребенок вслушивается в звуки речи,
оценивает их созвучие. В рифмовке слово приобретает особый характер, оно звучит отчетливее, привлекает к себе внимание.
Рифмовка как заученный блок создает у ребенка ощущение уверенности, проведение хоровой работы над рифмовкой способствует
консолидации группы детей. Значение рифмовки в развитии выразительности и эмоциональности речи огромно.
2.2. Перспективное планирование занятий (5-7 лет)
Тема
№
занятия
Приветствие
1
Лексика
Речевые
образцы
Микро диалоги
Аудирование
I hop-hop I — Good morn- "Good
jump-jump
ing!
morning"
Good
— Good mornmorning!
ing!
Good-bye!
— Hello, Sasha!
Песни, стихи
Игры
"Good
morning"
"Little frog"
Дата
проведения
по плану
Дата
проведения
по факту
7
2
3
4
Знакомство
5
6
7
8
9
10
— Hi,
Winniethe-Pooh
Yes,
по, What is your — What is your "Good
hello, hi, I
name?
My name?
morning"
name is...
— My name is
Sasha
Jump-jump
Good-bye! I'm — What's your
Hop-hop A sorry!
I'm name?
rabbit A bear glad
— My name is
Sasha
Excuse me
Sit
down! — What's your
A mouse A Stand up!
name?
cat He, she,
My name is Sasha
we
I'm glad I'm Thank you
— Hello,
sorry Go I
Katya!
You A cat A
— Hi, Sasha!
mouse
— Good morning,
Petya!
A little mouse I'm a girl I'm a — Hello!
A big bear A boy
— Hi!
girl A boy
— Who are you?
— I'm Misha. Who
are you?
— I'm Masha
A friend Please Help
me, — Hello. What's
Name My
please! Now, your name?
tell me, please — My name is
Bye-bye!
Kolya
A frog A rabbit Come
here! — Hi!
And Show Me Come in, please — Come in, please!
Show
me, — Thank you!
"Hello!"
— "Yes,
no",
здравствуй
"Little frog"
"Good
morning"
"What is your
name?"
"Good
morning"
"What is
your
name?"
"What's your
name?";
"I'm sorry..."
"What is
your
name?"
"What is your
name?"
«Угадайка»;
"Hands up"
"I have a hare"
"Thank you"; «Съедобное,
"Hands up"
несъедобенное»
(Thank you. No,
thank you)
"What is your
name?"
"Good morning"
"Little frog"
"Good morning"
"Hands up"
"Come here!"
"What is your
name?"
8
please
Мои любимцы
11
12
13
14
15
Счет от 1 до 6
16
17
A puppy A pig
A hen A cock
A chicken A
squirrel
A
crocodile A tree
A hare A rat A
bird
A bird-house
One
Two
Three
Four
Five
Six
Little Nice
18
19
Beautiful
Floor
Round
"I've got а — Have you got a
horse" "It's а cat?
bear"
— Yes, I have.
— No, I haven't
I see a puppy
— Do you see a
puppy?
— Yes, I see a
puppy
I like chickens
— What do you
like?
— I like dogs
It's a rat It's a — What is it?
bird
— It's a cat
"Pretty little
pussy cat"
"Little mouse"
"Pretty
little "Teddy-Bear"
pussy cat"
"One,
one,
one"
"One,
one,
one"
"A cottage", "A
cat and a mouse"
"In the wood"
"I have a little "Name
pussy cat"
animals"
the
"This is a dog"
"Interpreter"
"Clap
your
hands"
I live in Tolyatti — Where do you "One, one, one"
Let's count
live?
— I live in Moscow
"One — a cat"
What do you — Hello!
"One, one, one"
see?
— Hi!
— Where do you
live?
— I live in Tolyatti.
— Hello, Nick!
— Hi, Kate!
How old are — How old are "10 little Indian
you?
you?
boys"
— I'm four. And
you?
— I'm five
"Clap
hands"
"A house"
your "What is
missing?"
"Pretty
little "Let's count"
pussy cat"
9
High A dog- I'm five I'm four
house
Turn
Around
20
Цвет
21
22
23
24
25
Семья
26
27
28
29
30
— Good morning.
— How old are
you?
— I'm five. And
you?
— I'm four
Green Yellow I see a white — How are you?
White Black
dog
— I'm fine, thanks.
— What is it?
— It's a green frog
Pink Brown This dog is — What colour is
Red Blue
white
that dog?
That dog is — It's a black dog
black
Grey A squirrel I like a squirrel
— Do you like this
A tree A cloud
squirrel?
— Yes, I do
A
butterfly I have got a cat.
Colour The sun I have got a
The sky
black cat
A father A
mother A sister
A brother
A grandfather
A grandmother
A daughter A
son A baby
A boy A girl
Now How
"Clap
hands"
your "Let's count"
"Colour"
"Colour"; "I see "1,2,3 — hop"
green"
"Spring is green"
"Spring is green"
«Огоньки»
"Colour"
"Spring is green"
"Catch the ball"
"Colour"
"I see green"
"A cat and a
mouse"
I have got a — Have you got a "My
dear "I see green"
"Catch the ball"
mother
mother?
mother"
— Yes, I have
It's a father
— Who is this?
"What's your
"My
dear "What do you
— It's my father
name?"
mummy"
see?"
Tell me, please
— What's
your "How is your
name?
mother?"
— My name is
Nick.
— My name is Ann
"My
mummy"
dear "Repeat it after
me"
10
Это я
31
A child A kid Show
My
please
32
My
Here I'm
An eye A nose
A lip A face
And
33
35
36
37
Мой дом
38
39
40
41
42
A finger A
head A hair An
arm A mouth
Knees
A cheek A
chest A leg
Afoot A toe
Shoulders A
back Teeth
me, — How are you?
— O'k
— Hello!
— Good morning!
— What is you
name?
— My name is
Nick
— Nick, put your
finger on your nose.
— Here is my nose
It's my nose
Touch
nose
your — What is this?
— This is a nose
I brush my teeth
A house A What's this?
window
A It's а house
room A door
A floor A
ceiling
"How is your
mother?"
"How is your "Nick and
mother"
Andy"
"Alouette",
"Mummy,
daddy"
"Head
and "Show
shoulders"
please"
me,
"Alouette"
"10
fingers", "Touch
"Don't forget"
nose"
your
"My head"
"My head, my "What is this?"
shoulders"
"My head"
"Don't forget"
— How do you "Home"
do?
Разговорчики
— Do you live
here?
— Yes, I live
here
A flower A Look at me!
— Where are you "Little mouse"
room A wall
What do you from?
have?
— I'm
from
Tolyatti
Abed A chair Where do you
A sofa A live?
"Name it", "A
snowball"
"This is a "What
floor"
"Say missing?"
"Hello!"
"Hands up"
"See
walk"
is
«Кто больше
назовет
предметов»
them «Снежный
ком»
11
43
table
44
A kitchen A I'm
from
bathroom A Tolyatti
balcony
A
picture
45
Фрукты
овощи
и 46
47
48
49
50
51
52
53
Магазин
игрушек
54
55
"Home"
A
cabbage A cabbage is — Hello, Mike!
"Here I am"
An onion A green A carrot — Hi, Kate!
carrot
is orange
— Do you like an
Vegetables
orange?
— Yes, I like it
"See
walk"
them «Испорченный
телефон»
"Polly, put the "Name vegetakettle on"
bles"
A radish A I like cu- — I like cucum- "Little kittens "Head
and
cucumber A cumbers He bers.
like the milk"
shoulders"
turnip A pear likes pears
— I like pears
An apple A She
plum
A melon
melon
A
water-melon
A lemon An
orange
A
tomato
A
potato
A
cherry
A
berry
likes
"I'm a boy"
"Teddy-Bear"
"I'm a girl"
"Clap
your
hands"
A TOYSHOP
1 HAVE GOT А — PLEASE, GIVE
«THE
A SKIPPING - DRUM
ME!
TOYS»
ГОРЕ
— PLEASE,
A BALLON
SHOW ME!
A DRUM,
— HERE
YOU
A BLOCK
ARE!
«THE TOYS»
«Кто
рее»
"Catch
ball"
быст-
the
«ЦЕПОЧКА»,
«ПОДБЕРИ
РИФМУ»
12
— THANK YOU!
— NOT AT ALL!
56
57
A DOLL A
KITE
I
DOLL
58
59
A lorry A clock
SEE
A
— WHAT
DO
YOU SEE IN THE
TOY-SHOP?
— I SEE A DOLL
Give me a dog, please
«THE
TOYS»
«THE TOYS»
What`s this?
One and two
I`m a boy
Step-step
«WHAT
IS
MISSING?»
What`s
missing?
60
61
A basket A dog
A Mouse an airplane
Give me
please
Clap-clap
Май
Повторение
изученного
материала
62 -65
13
2.4. Программно-методическое обеспечение
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Штайнепрайс М.В. Английский язык и дошкольник. Программа обучения дошкольников английскому языку.
Гурвич Е.М. Мы играем. Пособие по английскому языку для дошкольников.
Гудкова Л., Граник Г. Моя самая первая книжка по английскому языку.
Зюзгина Л.А., Жумаева Т.Н. Проектный метод обучения детей английскому языку в дошкольном учреждении // Управление ДОУ
Козина С.В. Музыкальные физкультминутки на занятиях английского языка // Управление ДОУ
Компанийцева Л.В. Английский язык с мамой.
Рыжкова И.А. Мой первый учебник по английскому языку.
Рона Р. Английский язык для малышей и родителей.
Ульянова О. О самооценке дошкольника // Дошкольное воспитание.
Фурсенко С.В. Веселый алфавит английского языка.
Штайнепрайс М.В. Английский язык и дошкольник. Программа обучения дошкольников английскому языку.
3. Организационный момент
3.1. Учебный план старшей и подготовительной группы
Направления
развития
Образовательная
деятельность
Объём образовательной нагрузки
(в минутах)
В неделю
Познавательноречевое
направление
Английский для
дошкольников «Little
friends»
3.2.
В год
В месяц
Кол-во
Время
(в мин.)
Кол-во
Время
(в мин.)
Кол-во
2
30
8
200
68
Время
(в
мин.)
1600
Расписание непосредственно образовательной деятельности
Понедельник- 16.10
Время
Четверг - 16.20
14