Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для обеспечения реализации основной и адаптированной образовательных программ ДО, НОО в РЖД прогимназии № 20 по адресу: 346880, Российская Федерация, Ростовская область, город Батайск, Северный массив №3-а создана целостная, многофункциональная, трансформирующаяся развивающая среда, стимулирующая активные формы познания, развития и оздоровления детей.
В прогимназии оборудованы и функционируют:
–12 групповых помещений (дошкольные группы и начальные классы). Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. В каждой групповой ячейке имеется свой библиотечный фонд;
–Мини-лаборатория «Академия природы» и экологический центр оснащены дидактическим, экспериментально – исследовательским оборудованием и материалами, справочной и энциклопедической литературой по всем направлениям ознакомления с окружающим миром ребенка от 5 до 11 лет.
–ИЗО-студия, музыкальный зал имеют необходимое для художественно-эстетического развития оборудование и дидактический материал (гончарный круг, ткацкие станки, токарный станок, музыкальные инструменты и др.).
–музеи «Дон казачий», «СКЖД в прошлом, настоящем и будущем», учебные кабинеты, группы, классы, оснащены игровым, учебным, мультимедийным и интерактивным сетевым оборудованием (интерактивные доски, моноблоки, графические планшеты, интерактивные электронные программные комплексы), необходимым для эффективного вариативного использования в образовательном процессе ИКТ как условия обеспечивающего реальную вариативность образования.
Информационно-технологическое обеспечение образовательного учреждения
Перечень оргтехники и технических средств обучения, имеющихся в образовательном учреждении
Тип компьютера | Количество | Где используются (на уроке, факульт. занятии, управлении и др.) |
Стационарный компьютер (ПК, моноблок) | 53 | - уроки ИЗО, английского языка, информатики; - индивидуальные занятия в психолого-медико-социальном центре; - при работе на графических планшетах; - факультативные занятия в музее «СКЖД в прошлом, настоящем и будущем»; - в медицинском кабинете; - в управлении (кабинет директора, методический кабинет, бухгалтерия) - на уроках и занятиях в классах. |
Ноутбук | 11 | - в методической работе; - индивидуальные занятия в психолого-медико-социальном центре; - английского языка, информатики, музыки |
Принтер (принтер, МФУ, сканер) | 11 | - уроки ИЗО, английского языка, информатики; - индивидуальные занятия в психолого-медико-социальном центре; - при работе на графических планшетах; - факультативные занятия в музее «СКЖД в прошлом, настоящем и будущем»; - в медицинском кабинете; - в управлении (кабинет директора, методический кабинет, бухгалтерия) |
Интерактивная доска и проектор | 9 | - на уроках и занятиях в классах. |
Графический планшет | 11 | - уроки ИЗО |
–Психолого-педагогический консилиум (ППК), в структуру которого входят кабинет психолога, социального педагога, два логопедических кабинета, стоматологический и массажный кабинеты, кабинет физиотерапии.
–Спортивный зал оборудован для всех возрастных групп, оснащен физкультурным оборудованием и спортивным инвентарем для двигательной активности (степы, фитболы, дорожки для закаливания, мячи, кольцебросы и др.).
На территории прогимназии оснащены резиново-тартановым покрытием и спортивно игровым оборудованием спортивная площадка, мини-стадион, гимнастический зал с теннисным столом, тренажерами, батутом и другим физкультурным оборудованием.
Зеленые насаждения играют важную роль в развитии, воспитании и оздоровлении воспитанников и обучающихся прогимназии (растения местной флоры и интродуценты; растения разных жизненных форм – деревья, кустарники, травянистая растительность; водные растения; богатые фитонцидами хвойные растения, плодовые деревья и кустарники; корнеплоды, зерновые, капуста, столовая зелень). Участки прогимназии используются и как учебная площадка.
Сведения об оборудованных учебных кабинетах, объектах для проведения практических занятий, об объектах спорта, о библиотеках
Познавательно-речевое развитие
Помещение | Вид деятельности | Участники | Назначение |
Мини-музеи: «СКЖД в прошлом и настоящем», «Дон казачий» | НОД: подгрупповые фронтальные, экскурсии | Учителя, воспитатели, дети | Развитие психических процессов |
Кабинет логопеда | НОД: индивидуальные, подгрупповые | Учитель-логопед, дети | Развитие психических процессов, речи детей, коррекция звукопроизношения |
Социально-коммуникативное развитие
Помещение | Вид деятельности | Участники | Назначение |
Кабинет психолога | НОД (индивидуальные, подгрупповые) | Педагог-психолог, дети | Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, формирование положительных личностных качеств, развитие основных психических процессов |
Консультации, беседы | Педагог-психолог, родители, сотрудники | ||
Центр Безопасности | НОД (индивидуальные, подгрупповые) беседы, «уроки» безопасности, экскурсии | Учителя, воспитатели дети, родители | Формирование культуры безопасного поведения воспитанников и обучающихся в опасных ситуациях на основе формирования чувства их личной ответственности, собственных знаний, умений и навыков охраны безопасности жизнедеятельност. |
Художественно-эстетическое развитие
Помещение | Вид деятельности | Участники | Назначение |
ИЗО-студия | Кружок дополнительного образования «Мульти-Пульти» | Педагог дополнительного образования по ИЗО, подгруппы детей | Развитие художественно-творческих способностей детей, эмоционально-эстетического вкуса |
Музыкальный зал | НОД по музыкальному воспитанию | Музыкальные руководители, воспитатели, возрастные группы | Развитие музыкальных способностей детей, их эмоционально-волевой сферы |
Индивидуальные музыкальные занятия | Музыкальные руководители, ребенок | ||
Праздники, развлечения, разнообразные представления | Музыкальные руководители, воспитатели, дети | ||
Театральный кружок дополнительного образования «Сценическое мастерство» | Музыкальный руководитель, подгруппы детей |
Физическое развитие
Библиотечный фонд
Книжный фонд (экз.) | Всего | % обеспеченности |
7950 шт. 5099 экз. | 100 | |
в том числе: | ||
учебники | 6674шт. 4829 экз. | 100 |
Научно-педагогическая и учебно-метод. литература | 547 шт. | 100 |
Приобрели в 2021 году:
№ п/п | Количество | |
1 | 3D принтер Anycudic 4Max Pro 2.0 | 1 |
2 | 3D принтер Anycudic 4Max Pro 2.0 | 1 |
3 | Интерактивная доска Proptimax (с проектором) | 1 |
4 | Интерактивная панель в составе тип 1 BM DESK | 1 |
5 | Интерактивная панель в составе тип 1 BM DESK | 1 |
6 | Интерактивная панель в составе тип 1 BM DESK | 1 |
7 | Интерактивный пол "Все в одном 5.0" | 1 |
8 | Лингафонный кабинет (Норд-М-1, 16 мест) | 1 |
9 | Пианино цифровое Casio Celviano AP-470WE | 1 |
10 | Умное зеркало ARTIKME | 1 |
Доступ обучающихся к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетямне предусмотрен.
Собственные электронные образовательные и информационные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся:педагоги прогимназии в своей практике широко используют мультимедийные презентации и обучающие программы. В прогимназии накоплена обширная медиатека электронных образовательных ресурсов по различным предметным областям, включающая развивающие презентации, обучающие фильмы, интерактивные приложения, звуковые файлы (музыка и аудиокниги).
Сторонние электронные образовательные и информационные ресурсы
Условия охраны здоровья обучающихся
В прогимназии созданы условия охраны здоровья обучающихся, в учреждении имеется медицинский кабинет с изолятором, кабинет физиотерапии, кабинет стоматологии. В штате прогимназии старшая медсестра, медсестра по питанию, медсестра по массажу, врач педиатр, врач стоматолог. Старшая медсестра и врач педиатр организуют систематический контроль за состоянием здоровья обучающихся, проводятся профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний среди детей. В прогимназии используются здоровьесберегающие технологии, направленные на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье. В ОУ с целью охраны здоровья обучающихся проводятся следующие мероприятия:
–по обеспечению адаптации в ОУ;
–осуществление систематического контроля за физическим развитием детей и уровнем их заболеваемости;
–обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием ОУ;
–осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
–осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Зал лечебной физкультуры | Занятия по лечебной физкультуре | Методист-инструктор ЛФК, медсестра ЛФК подгруппы детей | Укрепление здоровья детей, профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата |
Фитобар | Кислородный коктейль | медсестра физиотерапии, дети | Укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости. |
Медицинский кабинет | Осмотр детей, консультации врача-педиатра, медсестры | Врач-педиатр, старшая медсестра, медсестра физиотерапии ребенок | Координация лечебно-оздоровительной работы |
Изолятор | Изолирование больных детей до прихода родителей | ||
Кабинет физиотерапии | Массаж, физиопроцедуры | ||
Стоматологический кабинет | Санация ротовой полости, профилактика и лечение кариеса | Врач-стоматолог | Укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости. |
Условия питания обучающихся
Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды. Психологический комфорт детей в образовательном учреждении во многом зависит от того, как в нем организовано питание. Кроме того, правильно организованное питание формирует у детей культурно-гигиенические навыки, полезные привычки, так называемое рациональное пищевое поведение, закладывает основы культуры питания.
Основные принципы организации питания в прогимназии:
• Соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам ребенка.
• Сбалансированность в рационе всех заменимых и незаменимых пищевых веществ.
• Максимальное разнообразие продуктов и блюд, обеспечивающих сбалансированность рациона.
• Правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов, направленная на сохранность их исходной пищевой ценности, а также высокие вкусовые качества блюд.
• Оптимальный режим питания, обстановка, формирующая у детей навыки культуры приема пищи.
• Соблюдение гигиенических требований к питанию детей в организованных коллективах (безопасность питания).
Дети, посещающие прогимназию, получают 5-и разовое питание необходимое для нормального роста и развития ребенка: завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин.
В соответствии с СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемилогические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" от 28.09.2020г. № 28, Рекомендациями по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций МР 2.4.0179-20 от 18.05.2020.
Для обеспечения преемственности питания родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню, а также разработаны рекомендации по составу «домашних» ужинов и питанию ребенка в выходные и праздничные дни.
Контроль за фактическим питанием и санитарно-гигиеническим состоянием пищеблока осуществляется медицинскими работниками Прогимназии.
ДОСТУПНАЯ СРЕДА
В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. В РЖД прогимназии № 20 созданы условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
- прогимназияреализует адаптированные образовательные программы для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи разной степени тяжести,адаптированную основную общеобразовательную программу для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на период 2021-2024 годы, реализация которых не требует дополнительного материально-технического оснащения;
- вопросы деятельности образовательного учреждения, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы локальными актами образовательного учреждения;
- в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в прогимназии работает Психолого-педагогический консилиум (ППК) в состав которого входят: два педагога-психолога,социальный педагог, учителя-логопеды, учителя ФЗК, медицинские работники;
- для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Организация питания детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровьяв прогимназии осуществляется на общих основаниях. При этом учитываются все возрастные особенности обучающихся, медицинские показатели, вкусовые пристрастия. Питание обучающихся сбалансировано и витаминизировано за счёт включения в меню натуральных соков, фруктов, овощных салатов.
Общежития и интерната в РЖД прогимназии № 20 нет
Оборудованные учебные кабинеты
Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов, для проведения практических занятий, объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:
В прогимназии 12 групповых помещений (дошкольные группы и начальные классы). Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. В каждой групповой ячейке имеется свой библиотечный фонд.Частное общеобразовательное учреждение РЖД прогимназия № 20 является победителем конкурсного отбора на предоставление из федерального бюджета грантов в форме субсидий индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в рамках реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», проводимого ФГБОУ ДО ФЦДО (Протокол № И-23-073-60071-1-0017 подведения итогов на предоставление субсидии (шифр отбора 23-073-60071-1-0017) г. Москва). Соглашение о предоставлении из федерального бюджета субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам заключено 24 апреля 2023г. № 073-10-2023.
Объекты для проведения практических занятий
Объекты для проведения практических занятий с детьми ОВЗ.
кабинеты учителей-логопедов
В прогимназии созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми. Оснащены логопедические кабинеты: в каждом имеется настенное зеркало с лампой дополнительного освещения; зеркала для индивидуальной работы; шкафы для хранения пособий; столы для детей; стулья детские; учебно-методические пособия. Кабинеты предназначены для проведения диагностического обследования и проведения подгрупповых индивидуальных занятий учителей-логопедов с детьми.
кабинет педагога-психолога
предназначендля индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию познавательной и эмоциональной сферы развития обучающихся, диагностики ребенка, консультирования родителей и педагогов. Приобретены: виртуальная волшебная комната, пуф мягкий (2 шт.), стол-мозайка, игровой набор «Дары Фребеля», игровой набор «Монтессори 14 в 1»,фибероптический душ квадратный 50х50 (волокно в оболочке).
музыкальный зал
предназначен для решения задач музыкального воспитания, здесь проводятся НОД, уроки музыки, досуги, праздники и развлечения. Музыкальный зал оснащен современным оборудованием: мультимедийная установка, колонки для усиления звука, микрофоны. Учебно-методическими материалами: фортепиано, синтезатор, детские музыкальные инструменты, имеется фонотека, нотный материал, ноутбук. В музыкальном зале установленастационарная система «Исток» С1м. (зона охвата от 50 до 100 м2) в комплекте с устройством дистанционного контроля, которое позволяет проверить работоспособность любой индукционной системы.
Объекты спорта
в прогимназии созданы условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышение функциональных возможностей детского организма, развитие физических качеств и способностей. Для этого имеется спортивный зал, музыкальный зал, гимнастический зал, мини-стадион, спортивная площадка. Приобретенинвентарь для гимнастических упражнений и игр (скакалки, обручи и т.д.),разноуровневый игровой ковер - 25 элементов.
Средства обучения и воспитания
Сведения о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.
Средства обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания, используемые для обеспечения образовательной деятельности рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО, НОО к условиям реализации ООП ДО, НОО и АОП ДО, АООП НОО, как совокупность учебно-методических материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательных и образовательных задач в оптимальных условиях.
Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ
В прогимназии созданы условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ. В учреждении имеется медицинский кабинет с изолятором, кабинет физиотерапии, кабинет стоматологии. В штате прогимназии старшая медсестра, медсестра по питанию, медсестра по массажу, врач педиатр, врач стоматолог. Старшая медсестра и врач педиатр организуют систематический контроль за состоянием здоровья обучающихся, проводятся профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний среди детей. В прогимназии используются здоровьесберегающие технологии, направленные на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ. В ОУ с целью охраны здоровья обучающихся проводятся следующие мероприятия:
- по обеспечению адаптации в ОУ;
- осуществление систематического контроля за физическим развитием детей и уровнем их заболеваемости;
- обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием ОУ;
- осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
- осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Обеспечение доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
На территории РЖД прогимназии № 20 установленуличный тактильный стенд на подставке односекционный (мнемосхема),тактильная вывеска учреждения 750х600 мм. с переводом на язык Брайля.В здании на входе установленаинтерактивная стойка NextStand 55S NR 101 ST- W1, со встроенной индукционной системой (для передачи звука на слуховые аппараты), со специальным ПО для инвалидов INVA TOUCH с управлением для незрячих людей, автоматическим озвучиванием текста голосом, установленгусеничный подъемник БАРС-УГП-130;устройство для подъема людей с ограниченными возможностями, три кнопки вызова, разметка на центральных входах. Дублирование необходимой для инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, зрительной информации - звуковой информацией, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации - знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Предоставление услуги с сопровождением инвалида по территории объекта работником организации. Официальный сайт прогимназии адаптирован для лиц с нарушением зрения.
В прогимназии оборудован санузел для инвалидов:
травмобезопасное поворотное зеркало для инвалидов (400х600);
- крючок для трости;
- ручка дверная специальная для инвалидов жёлтая;
- поручень для раковины напольный;
- поручень для унитаза откидной;
- поручень для унитаза стационарный;
- унитаз-компакт для инвалидов и других категорий МГН;
- раковина
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся:
Педагоги прогимназии, работающие с детьми ОВЗ и инвалидами, в своей практике широко используют мультимедийные презентации и обучающие программы. В прогимназии накоплена обширная медиатека электронных образовательных ресурсов по различным предметным областям, включающая развивающие презентации, обучающие фильмы, интерактивные приложения, звуковые файлы (музыка и аудиокниги).